Среда, 7 ноября 1945 г., № 16 (517).

28-я годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции

Доклад В. Ш. ИОЛОТОВА на торжественном заседании Шосновсного Cogema 6-го нопбря 1945 г.

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Сталинград, Севастополь, Ленинград, Киев, Минск,
Ростов на

Дону и многие другие. Гитлеровцы разрушили и по-

Одесса, Смоленск, Харьков, Воронеж,
вредили 31.850 промышленных предприятий, на ко-
торых было занято около 4 миллионов рабочих и
служащих. Гитлеровцы разорили и

98 тысяч колхозов. в том числе большинство колхо-

зов Украины и Белоруссии. Они зарезали, отобрали _

и угнали в Германию 7 миллионов лошадей, 17 мил-
лионов голов крупного рогатого скота. десятки мил-
лионов свиней и овец. Только прямой ущерб, причи-
нённый наролному хозяйству и нашим гражданам,
Чрезвычайная Государственная Комиссия определи-
ла в сумме 679 миллиарлов рублей (в государствен-
ных ценах).

Мы не можем забыть обо всём этом и должны
требовать от стран, развязавших войну, хотя бы
частичного возмещения причинённого ущерба. Нель-
зя оспорить справедливость этого желания совет-
ского народа. Не следует и проходить мимо того,
что решения Берлинской конференции трёх держав
о репарациях с Германии ешё не получили удовле-
творительного движения вперёд.

Однако, среди нас нет сторонников политики ме-
сти в отношении побежденных народов. Товариш
Сталин не раз указывал на то, что чувство мести,
как и чувство возмездия за обиды, — плохие со-
ветники в политике и в отношениях между наро-
дами. Мы должны руководствоваться в отношении
побеждённых народов не чувствами мести, а  гем,

чтобы затруднить возникновение новой агрессии и
чтобы возможный новый агрессор оказалёя в поло-
жении наибольшей изоляции среди наролов. Не оби-
ды за прошлое должны руководить нами, а ингере-
сы охраны мира и безопасности народов в после-
военный период.

Бесспорно, что интересы обеспечения прочного
мира требуют, чтобы миролюбивые народы обладали

необходимой вооружённой силой. Это, во всяком
случае, относится к тем странам, которые несут
главную ответственность за обеспечение мира. Но

интересы охраны мира не имеют ничего общего с по-
литикой гонки в вооружениях великих держав, что
проповедуют за рубежом некоторые ‘особенно рети-
вые сторонники политики империализма. В этой cBa-
зи надо сказать об открытии атомной энергии и об
атомной бомбе, применение которой в войне с Япо-
нией показало её громадную разрунгительную силу.
Атомная энергия ещё не испытана, однако, на пред-
мет предупреждения агрессии или на предмет ®х-
раны мира. С другой стороны, в настоящее время
не может быть таких технических секретов большого
масштаба, которые могли бы остаться достоянием
какой-либо одной страны или какой-либо одной уз-
кой группы стран. Поэтому открытие атомной энер-
гии не должно бы поощрять ни увлечений насчёт
использования этого открытия во  внешнеполитиче-
ской игре сил, ни беспечности насчёт будущего ми-
ролюбивых народов. у

Не мало шума идёт и вокруг создания блоков и
группировок государств, как средства охраны опое-
делённых внешних интересов. Советский Союз ни-
когда не участвовал в группировках держав, направ-
ленных против других миролюбивых государств. На
западе же попытки такого рода делались, как из-
вестно, не раз. Антисоветский характер ряда таких
группировок в прошлом также хорошо известен. Во
всяком случае, история блоков и группировок запад-
ных держав свидетельствует о том, что они служили
не столько делу обуздания агрессоров, сколько, на-
оборот, подогреванию агрессии и, прежде всего, со
стороны Германии. Вот почему бдительность в этом
отношении со стороны Советского Союза и других
миролюбнвых государств не должна ослабевать.

Восстановление мира во всём мире отнюдь не при-
вело и не могло привести к восстановлению довоен-
ного. положения в отношениях между странами. На
какой-то срок Германия, Италия и Япония вышли из
состава великих держав, дающих тон международ-
ной жизни в целом. Следовательно, это правильно
на тот период, пока в отношении них действует со
стороны союзников об’единённый контроль, направ-
ленный против возрождения агрессивности этих
стран, но не мешающий, вместе с тем. развитию и
под’ёму этих стран в качестве демократических ми-
ролюбивых государств. Немалое значение для буду-
шего Европы имеет и тот факт, что ряд фашистских
и полуфашистских государств повернули на демокра-
тический путь и стремятся теперь установить дру-
жественные отношения с союзными государствами.
Кажется ясно, что не только не следует мешать, а
необходимо содействовать укреплению демократи-
ческих начал в этих государствах.

Нельзя не заметить, что и в лагере союзных стран
война привела к немалым переменам. Как правило,
реакционные силы здесь в значительной мере оттес-
нены с прежних позиций, очистив дорогу для старых
и новых демократических партий. В ряде европейских

Ш.
Дальнейшее укрепление советского государства
и развитие советской демократии

Четырехлетняя война с Германией была испыта-
нием всех сил советского государства. Советский
Союз с честью выдержал это испытание. Снова и
снова сбылись слова Великого, бессмертного Ленина:

«Никогда не победят тогс народа. в котором ра-
бочие и крестьяне в большинстве своём узнали,
почувствовали и увидели, что они отстаивают
свою, Советскую власть — власть трудящихся, что
отстаивают то дело, победа которого им и их де-
тям обеспечит возможность пользоваться всеми
благами культуры. всеми созданиями человеческо-
го труда». (Аплодисменты).

Красная Армия вышла из войны со славой победи-
теля. Она окрепла, как вооружённая сила, и стала
ещё сильнее своим советским боевым духом. Из её
рядов сейчас возвращаются домой, к мирному труду,
миллионы людей, которые так нужны колхозам, фаб-
рикам, заводам и всей нашей Родине, приступившей
ныне к осуществлению великих задач нового под’ёма
социалистического строительства. Советский народ
сплочен теперь вокруг своей партии, как никогда
раньше, и организованными рядами идёт вперёд под
руководством партии Ленина—Сталина. Это наше
счастье. что в трудные годы войны Красную Армию
и советский народ вёл вперёл мудрый и испытанный
вождь Советского Союза — Великий Сталин. (Бур-

разграбили

стран проведены такие коренные социальные ре-
формы, как ликвидация отжившего свой век поме-
щичьего землевладения с передачей земли малоиму-
щим крестьянам, что подрывает былую опору’ реак-
ционно-фашистских сил и стимулирует под’ём демо-
кратического и социалистического движения в этих
странах. В некоторых государствах. теперь. постав-
лены в порядок дня такие важные экономические
реформы, как национализация крупной промышлен-
„ности, 8-часовой рабочий день и др., что вносит но-
вый дух и уверенность в растушие ряды демократи-
ческого движения в Европе и за пределами Европы.
Некоторые органы реакционной печати делают по-
пытки приписать проведение этих смелых демократи-
ческих. реформ, главным образом, возросшему влия-
нию Советского Союза. Несостоятельность подобных
аргументов очевидна, поскольку всем известно, что
проблемы такого рода в передовых странах Европы
решались с успехом уже и раньше. ”

Это не значит, что силы фашизма окончательно
ликвидированы и с ними можно больше не считать-
ся. Вы все читали Крымскую Декларацию трех дер-
жав об освобожденной Европе, где говорится: «Ус-
тановление порядка в Европе и переустройство на-
пионально-экономической жизни должно \быть до-
стигнуто таким путем, который позволит освобождён-
ным народам уничтожить последние следы нацизма
и фашизма и создать демократические учреждения
по их собственному выбору». Надо ешё не мало
сделать, чтобы обеспечить правильное выполнение
Крымской Декларации. Однако нет сомнения, что
при всех отрицательных последствиях, война с фа-
шизмом, закончившись победой, во многих отношени-
ях способствовала тому, чтобы очистить политиче-
ский воздух в Европе и открыть новые пути для воз-
рождения и развития антифашистских сил, как нико-
гда.в прошлом. Такое положение, несомненно, соот-
ветствует интересам миролюбивых государств, и
следует пожелать, чтобы в народах Европы ещё
больше укрепилось сознание необходимости «уничто-
жить последние следы нацизма и фашизма».

Советский Союз всегда был верен политике укреп-
ления нормальных отношений между всеми миролю-
бивыми государствами. За годы войны Советский
Союз установил дружественные отношения с’ Вели-
кобританией и Соединёнными Штатами, с Францией
и `Китаем, с Польшей, Чехословакией и Югослави-
ей, — и почти со всеми этими. странами имеет те-
перь долголетние договоры о союзе и взаимопомощи
против возможной новой агрессии со стороны тех
государств, которые были главными агрессорами B
последней мировой войне. С нашей стороны делает-
ся всё для того, чтобы нормализовать и установить
хорошие отношения также с другими странами, ко-
торые порвали с политикой вражды и недоверия к
Советскому Союзу. Этому служит и развитие торго-
во-экономических отношений нашей страны со всё
большим кругом иностранных государств. Усили-
вается и культурная связь с ними.

Теперь происходит испытание прочности англо-со-
ветско-американской антигитлеровской коалиции,
сложившейся во время войны. Окажется ‘ли эта ко-
алиция такой же сильной и способной к совместным
решениям ‘в новых условиях, когда возникают всё
новые проблемы послевоенного периода? Неудача
„лондонского совещания пяти министров явилась из-
вестным предостережением на этот счёт. Но затруд-
нения в англо-советско-американской коалиции бы-
вали и во время: войны. Однако хотя и не всегда
сразу, коалиция трёх держав умела находить пра-
вильное решение очередной задачи в интересах всей
антигитлеровской коалиции больших и малых госу-
дарств, считаясь также с необходимостью дальней-
шего укрепления сотрудничества великих демокра-
тических держав.

В этом году создана, наконец, новая международ-
ная организация «Об’единённые Нации». Она созда-
валась по инициативе англо-советско-американской
коалиции, которая тем самым взяла на себя глав-
ную ответственность за результаты её будущей ра-
боты. Нам ясно, что организация «Об’единённые На-
ции» не должна быть похожа на Лигу Наций, ока-
завшуюся совершенно неспособной в вопросах про-
тиводействия агрессии и в организации. сил сопро-
тивления возникшей агрессии. Новая организация’
не должна стать и орудием какой-либо великой дер-
жавы, так как претензия на руководящую роль ка-
кого-либо одного государства в общих мировых де-
лах несостоятельна в такой же мере, как и претен-
зия на мировое господство. Только совместные уси-
лия тех держав, которые вынесли на своих плечах
тяжесть войны и обеспечили победу демократиче-
ских стран над фашизмом, только такое сотрудни-.
чество может содействовать успехам работы новой
международной организации на пользу длительного
мира. Для этого недостаточно высказывания добрых
пожеланий. Нужно ещё доказать способность к та-
кого рода сотрудничеству в интересах всех миролю-
бивых государств. Советский Союз был и будет на-
дежным оплотом в защите мира и безопасности на-
родов и готов это доказать не на словах, а на деле.
(Продолжительные аплодисменты).

ные, долго не смолкающие аплодисменты. Все встают).
С именем Генералиссимуса Сталина войдут в историю
нашей страны и во всемирную историю славные побе-
ды нашей армии. (Бурные, продолжительные апло-
дисменты). Под руководством Сталина, великого
вождя и организатора, мы приступили теперь к мир-
ному строительству, чтобы добиться настоящего рас-
цвета сил социалистического общества и оправдать
лучшие надежды наших друзей во всем мире. (Про-
должительные аплодисменты).

Все знают, как сильно возрос международный ав-
торитет СССР. Это стало возможным благодаря во-
енным, экономическим и политическим успехам на-
шей страны. Год тому назад товарищ Сталин выра-
зил это словами:

«Подобно тому, как Красная Армия в длитель-
ной и тяжёлой борьбе один на один одержала во-
енную победу над фашистскими войсками, труже-
ники советского тыла в своём единоборстве с гит-
леровской Германией и её сообщниками одержали
экономическую победу над врагом».

Товарищ Сталин сказал также: «В ходе войны гит-
леровцы понесли не только военное, но и морально-
политическое поражение». Война всем показала, как
выросла и окрепла наша страна в военно-экономиче-
ском отношении. В неменьшей мере война показала

и то, как сильно‘вырос Советский Союз в глазах дру-.

гих народов в морально-политическом отношении.

Мы пережили исключительные экономические труд-
ности в первые годы войны, и все-таки наша страна

бказалась способной обеспечить всем необходимым,

нашу героическую армию, в том числе первокласс-
ным вооружением, превосходившим по качеству ору-
жие врага. Терпя лишения и невзгоды военного вре-
мени, советские люди ‘работали не покладая рук, и
мы должны отдать должное нашим работникам в ты-
лу, особенно самоотверженной советской женщине и
беззаветно преданной Родине советской молодежи.
(Продолжительные аплодисменты). Благодаря этому

нам удалось поддержать жизненный уровень нашего
народа в трудное военное время.

Миллионы сынов рабочего класса были мобилизо-
ваны и сражались на фронте. Но заводы и фабрики
продолжали работать, пополнившись новыми кадра-
ми, особенно за счёт женщин и молодёжи. За годы
войны построено немало новых заводов, электростан-
ций, шахт, железнодорожных путей, что делалось,
главным образом, в восточных районах страны. Со-
циалистическое соревнование и его новые формы
поднятия производительности труда неизменно оста-
вались в центре заботы передовых рабочих и всего
рабочего класса. Профессиональные союзы ‘и другие
рабочие организации вели напряженную организатор-
скую и воспитательную работу в рабочих массах. Ра-
бочие и работницы работали больше, чем в довоен-
ное время. В результате этого многие трудности бы-
ли преодолены. =

Колхозное крестьянство показало в годы войны
свою политическую сознательность и колхозную ор-
ганизованность в сельском хозяйстве. Крестьяне и
крестьянки хорошо поняли теперь значение социали-
стического соревнования в колхозах и многое сдела-
ли для того, чтобы восполнить тот огромный урон,
который был нанесён сельскому хозяйству временным
захватом немецкими оккупантами части территории
нашей страны. Все это дало нам возможность про-
жить годы войны с надёжными запасами хлеба и
обеспечить сельскохозяйственным сырьём необходи-
мые предприятия промышленности. Справиться с этой
задачей было нелегко, особенно если вспомнить, что
ряды нашей Красной Армии состоят в большей своей
части из колхозников.

‚ Мы справились с задачами фронта и тыла в воен-
ное время также потому, что и советская интеллиген-
ция выполнила свой долг перед Родиной. Война на-
глядно показала, чем стала интеллигенция за годы
Советской власти. Уже не слышно разговоров о ста-
рой и новой интеллигенции. Эта проблема снята са-
мой жизнью. В подавляющем большинстве интелли.
генция честно и успешно выполняет свои высокие
обязанности в деле организации хозяйственной рабо-
ты, в деле воспитания новых кадров специалистов, в
деле охраны здоровья и повышения культурного
уровня населения. С большим удовлетворением мы
‘можем теперь сказать, что советская интеллигенция
достойна своего народа и верно служит своей Ро-
дине. (Аплодисменты). .

Дружба народов Советского Союза окрепла за
годы войны. Наше многонациональное государство,
с его различиями в языке, быте, культуре и исто-
рии, стало еще более сплочённым, и ешё более
сблизились советские народы друг с другом. Ника-
кое другое многонациональное государство не вы-
держало бы тех испытаний, через которые мы про-
шли в годы войны. Только наше государство, где
нет места эксплоатации человека человеком, где
нет противостоящих друг другу классов, а рабочие,
крестьяне и интеллигенция в качестве равноправных
граждан управляют как местными делами, так и
государством, — только такое государство, а от-
нюдь не: старая дворянско-купеческая Россия, могло
выдержать нашествие немцев в трудные 1941—1942
годы, разбить своими силами зарвавшегося врага,
выбросить его из пределов своей территории и, кро-
ме того, оказать могучую помощь другим народам
в деле их освобождения от иноземных поработите-
лей. В нашей стране нет теперь угнетённых или
неравноправных народов, которые ещё недавно, при
режиме царизма, находились на положении колоний
и полуколоний. В советском государстве за всеми

народами признано право на независимость H 5в0-
бодное национальное развитие, все народы BOCHH-
тываются ‘в духе дружбы и уважения друг к друту,
а также признания заслуг каждого народа в соот-
ветствии с его усилиями в деле развития своей на-
циональной культуры и в деле дальнейшего под’6ма
советского государства в’ целом.

В активности наших бесчисленных профсоюзных,
производственных, культурных, спортивных и дру-
гих рабочих организаций, в создании колхозов, эб’-
единяющих многомиллионное советское крестьян-
ство на всей обширной территории Советского Сою-
за, в неуклонном росте социалистического соревнова-
ния на фабриках и заводах, в кол-
хозах и совхозах, в шахтах и на
железных дорогах, — во всем этом
зиден расивет подлинно народного
демократизма, которого мы не зна-
ли в старое время и которого не
может быть ни в одном другом го-

угнетателей и угнетенных, с чем
уже давно  покончила ` Советская
власть в нашей стране. В быстром
росте культурной жизни нашей
страны и в том факте, что теперь
интеллигенция, как передовая и на-
иболее культурная часть, слилась
со своим народом, подняв, тем са-
мым, морально-политическое един-
ство советского общества на ещё
более высокую ступень, — во всём
этом нельзя не видеть нового
под’ема советского демократизма,
окрыляющего нас новыми надеж-
дами и уверенностью. относительно
будущего нашей страны. В том, что
Советы обеспечили всем народам
неуклонный под’ём национальной
культуры, активную заботу о вос-
питании национальных талантов и
растущую дружбу и братскую вза-
имопомощь между равноправными
советскими народами, чего не было
в старой России и чего ешё нет в
других странах ни при режимах мо-
нархии, ни при режимах республи-
ки, — в этом мы видим всепобеж-
дающую силу советской демокра-
тии, её великое значение для дей-
ствительно прогрессивного развития
народов. Мобилизующая сила совет-
ского демократизма и вдохновляю-
щий на подвиги советский патрио-
тизм особенно сказались в годы
войны. Советские люди счастливы
тем, что благодаря Октябрьской
революции, спасшей нашу страну
от низведения её в разряд второ-
степенных государств, были осво-_
бождены скованные дворянско-бур-
жуазно-помещичьим режимом силы народов, получив-.
ших невиданные ранее возможности развития на ос-
нове власти Советов. Вот почему в нашей победе
над фашизмом мы видим, вместе с тем, великую
победу советской демократии.

В ходе войны советские люди должны были шаг-
нуть далеко за рубежи своей страны. Упорное co-
противление фашизма заставило наши войска всту-
пить в пределы ряда иностранных государств, бли-
же узнать жизнь их сёл и городов и дойти на запа-
де до таких столиц, как Вена, Будапешт, Берлин.
Во всех этих государствах, в том числе и в тех,
которые вчера были на стороне фашизма, советские
люди легко нашли общий язык с трудящимися клас-
сами и демократическими кругами. От советских
людей нельзя было, конечно, ждать, чтобы они рас-
сматривали, как своих друзей, вчерашних врагов из
лагеря слуг фашизма и из верхушки общества, под-
держивавшейся фашистской властью. Конечно, зна-
комство с бытом других народов принесёт нашим
людям свою пользу и расширит их представления.
Интересно, однако, что советские люди возвра-
щаются домой с ещё более горячим чувством’ пре-
данности своей Родине и советской власти. (Продол-
жительные аплодисменты). .

Советская власть сильна своей близостью к наро-
ду. В отличие от парламентской демократии, совет-
ская демократия носит действительно народный ха-
рактер. Советскому государству, как государству но-
вого типа, присущи поэтому задачи, которые несвой-
ственны государствам старого типа. Так, в обязан-
ности советского государства входят задачи полити-
ческого воспитания народа в духе защиты интересов
мира во всём мире, в духе установления дружбы и
сотрудничества между народами, что не только не
исключает, а, наоборот, предполагает необходимость
разоблачения всяких попыток подготовки новой аг-
рессии и возрождения фашизма, о чем нельзя забы-
вать и в послевоенные годы. По Советской Консти-
туции является преступлением проповедь вражды
между расами и нациями, антисемитизм и т. п., как
не допускается в нашей печати восхваление убийств,
грабежей и насилий над человеком. Такого рода «ог-
раничения» в условиях советской демократии столь
же естественны, как, к сожалению, естественными яв-
ляются для некоторых государств как раз противо-
положные вещи. В некоторых странах свобода слова
и печати всё ещё понимается так, что продажным
слугам фашизма не приходится даже надевать мас-
ки, чтобы вести разнузданную пропаганду агрессии
и фашизма, хотя народы всех частей света уже за-
платили колоссальную цену своей Кровью и лише-
ниями за допущенный ранее разгул мировой агрессии
и фашизма. Не каждому государству под силу взять
на себя задачу политического воспитания народа, а
когда фашистские государства брались за это, то
не выходило ничего другого, кроме насилия над ду-
ховной жизнью, культурой и правами народа. Пре-
имущества советской демократии доказаны особенно
наглядно Советским Союзом в годы войны. СССР
прошел через огонь военных испытаний и ешё боль
ше окреп как подлинно народное государство. Как
известно, особая ответственность за дело политиче-
ского воспитания народа в нашей стране лежит на
большевистской партии. Успехами в этом деле мы
обязаны, прежде. всего, нашей великой партии. Вот
почему советский народ вкладывает глубокий смысл
В слова о вожде большевистской партии, говоря с
признательностью и великой любовью: «Наш учитель,

(Окончание доклада В. М. МОЛОТОВА см. на 3-й стр.).

сударстве, ‘разделенном на классы  .