ote wee eT В:

; Cpena, 7 HosOpa 1945 r., № 16 (517).

МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ

: Торжественное заседание Московского Совета’ 6 ноября 1945 г. Товарищ В. М. Молотов выступает с докладом.

28-я годовщина Великой Октябрьской
Социалистической революции

Доклад В. М. ИОЛОТОВА на торжественном заседании
_ _ Шосновсного Совета 6-го ноября 1945 г.

ОКОНЧАНИЕ.

наш отец, наш вождь — товарищ Сталин». (Бурные,
продолжительные овации. Все встают).

Мы приближаемся к новым выборам в Верховный
Совет СССР. Новые всеобщие выборы будут прохо-
дить после всех испытаний советского государства в
Великой Отечественной войне. Наш народ придёт к

IV. oe
Переход к мирному строительству и наши задачи

` Наша страна перешла к мирному строительству.
Перед всем народом встали новые великие задачи.

Мы, конечно, уделим необходимое внимание и но-
вым территориям, вошедшим в состав СССР. Как
известно, вторгшийся в нанту страну враг помешал
нам уделить должное внимание устройству Западной
Украины и Западной Белоруссии, которые до войны
находились в составе Советского Союза совсем не
долго. Теперь, по договору с Польшей. установлена
новая советско-польская граница. В результате это-
го окончательно воссоединены все территории, насе-
лённые белоруссами, в единую Советскую  Белорус-
сию, которая может уверенно итти вперед по пути
своего свободного национального развития. Как из-
вестно, в силу договора с Чехословакией, и Закар-
патская Украина вошла, наконец, в состав нашего
государства, и теперь Советская Украина об’единяет
полностью все украинские территории, о чём веками
мечтали наши братья-украинцы. По договору с Ру-
мынией Советская Молдавия также полностью об’е-
динила территории. с населением молдаван, что от-
крывает широкие возможности его дальнейшего на-
ционального развития. Западная граница нашей
страны раздвинулась также за счет присоединения к
Советскому Союзу области Кенигсберга, что даёт
нам обладание хорошим незамерзающим портом в
Балтийском море. В Прибалтике восстановлены Со-
ветская Литва, Советская Латвия, Советская Эсто-
ния. Таковы очертания теперешней нашей западной
границы, что имеет важнейшее значение с точки зре-
ния обеспечения безопасности Советского Союза.

На северо-западе мы восстановили нашу границу
с Финляндией в соответствии с советско-финским
мирным договором 1940 года. Кроме того, на севере
Советскому Союзу возврашена территория района
Печенги (Петсамо).

Наконец, о Дальнем Востоке. Здесь к Советскому
Союзу переходит южная часть Сахалина и Куриль-
ские острова, что имеет важное значение для без-
опасности Советского Союза на востоке. Остаётся
напомнить о восстановлении прав нашего государст-
ва на железную дорогу в Маньчжурии, а также о
восстановлении наших прав на районы Порт-Артура
и Дальнего в южной части Маньчжурии.

Всем этим районам, а также району нашей военно-
морской базы в Порккала-Удде на территории
Финляндии, мы должны уделить должное внимание,
и, поскольку дело идёт о новых советских террито-
риях — к ним потребуется усиленное внимание со
стороны нашего государства.

Мы должны решить, как можно скорее, неотлож-
ные задачи в отношении тех советских территорий,
которые временно находились под оккупацией вра-
жеских армий. Немцы оставили после себя много ра-
зорённых городов и тысячи разорённых и ограблен-
ных сёл и деревень. Сразу же после изгнания за-
хватчиков здесь началась повсюду  восстановитель-
ная работа. Но выполнена пока лишь меньшая часть
дела. Усилия всего советского народа, всех советских
республик должны быть направлены на то, чтобы
помочь скорейшему и полному восстановлению хо-
зяйственной и культурной жизни этих районов. Вос-
становление заводов и фабрик, восстановление кол-
хозов, машинно-тракторных станций и совхозов, вос-
становление школ и больниц и восстановление жи-
лищ, чтобы лать возможность каждому городскому
и сельскому жителю этих мест снова иметь свой кров
и устроить свою семью, всё это является
неотложным нашим делом.

Необходимо, чтобы забота о людях, которые вое-
вали и теперь возврашаются из армии домой, а так-
же забота об инвалидах, забота об осиротевших
семьях воннов Красной Армии считались важней-
шей ‘обязанностью советских и профсоюзных, пар-
тийных и комсомольских организаций, а также кол-
хозов, и их организаций в деревне. Мы должны сде-
лать всё для того, чтобы успешно справиться с этой
ответственной задачей и залечить раны войны как
можно скорее. Такова ешё одна неотложная задача.

Теперь же мы должны взяться за решение корен-
ной Задачи по под’ёму народного хозяйства, чтобы
в несколько лет значительно превзойти довоенный
уровень хозяйственного развития страны и обеспе-
чить значительное повышение жизненного уровня
всего / населения. В этом смысл недавно опублико-
ванного решения партии и правительства о выра-
ботке, пятилетнего плана восстановления и развития
наро/лного хозяйства СССР на 1946—1950 годы, а
такяке соответствующего плана восстановления и
развития железнодорожного транспорта. Наш народ

%

избирательным урнам с накопленным за эти годы
огромным политическим опытом, много передумав о
судьбах своей Родины, о событиях в Европе иво
всём мире. Большевистская партия вместе с широки-
ми кругами беспартийного советского актива гото-
вится к этим выборам, видя в них важнейшее про-
явление советской демократии и ещё одно могучее
средство сплочения нашего народа и дальнейшего
укрепления советского государства.

хорошо знает силу Сталинских пятилеток, создав-
ших мошь нашего государства и обеспечивших на-
шу победу. Нам нужен новый под’ём тяжёлой про-
мышленности, чтобы обеспечить страну металлом,
углём, нефтью, паровозами, вагонами, тракторами,
сельскохозяйственными машинами, автомобилями,
различными судами, электростанциями и многим
другим. Население ‘сёл и городов ждёт значитель-
ного увеличения товаров широкого потребления, ‘а
также улучшения снабжения продуктами питания.
Удовлетворение нужд колхозов и запросов сельско-
го хозяйства назрело как никогда. Наши культур-
ные потребности возросли и стали гораздо разно-
стороннее: Ни на минуту нельзя забывать и о ва-
ших больших обязанностях по-настоящему oGecre-
чить нужды обороны страны, нужды Красной Ар-
мии и нужды. Военно-Морского Флота. У нас нет и
не будет безработицы. В нашей стране все имеют
работу, так как у нас — государство трудящихся:
Нам нужно больше думать о том, как правильнее’
организовать труд в промышленности, в сельском
хозяйстве, на транспорте и во всех наших учрежде-
ниях, чтобы производительность труда советского:
человека и качество его работы давали наилучшие
результаты.

В наше время высокой техники и широкого при-
менения науки в производстве, когда . стало уже
возможным также и использование атомной энер-
гии и других великих технических открытий, в хо-
зяйственных плаках должно быть уделено перво-
степенное вниманиесвопросам техники, вопросам по-
вышения технического уровня нашей промышленно-
сти и создания высококвалифицированных техниче-
ских кадров. Мы должны равняться на достижения
современной мировой техники во всех отраслях
промышленности и народного хозяйства и обеспе-
чить условия для всемерного  движения вперёд со-
ветской науки и техники. Враг помешал нашей мир-
ной, творческой работе. Но мы наверстаем всё, как
это нужно, и добъёмся, чтобы наша страна процве-
тала. Будет у нас и атомная энергия, и многое дру-
гое. (Бурные, продолжительные аплодисменты.
встают). Возьмёмся же за решение этих задач со всей
нашей неиссякаемой большевистской энергией, со
всей могучей энергией советских людей. Давайте
же работать так, как учит нас товариш Сталин!
(Бурные аплодисменты).

Наконен, о наших внешнеполитизеских задачах.
Советский Союз всегда ставил на первое место за-
боту о мире и о сотрудничестве с другими странами
на пользу всеобщего мира и развития деловых меж-
дународных отношений. Пока мы живем в «системе
государств» и корни фашизма и  империалистиче-
ской агрессии окончательно ешё не выкорчеваны из
земли, наша бдительность в отношении возможных
новых нарушителей мира не должна ослабеть, а за-

бота об укреплении сотрудничества миролюбивых
держав будет, как и раньше, нашей важнейшей
обязанностью.

т

У нас нет более важной задачи, чем задача за-
крепить нашу победу, которой мы добились в непре-
клонной борьбе и которая открыла путь к новому
великому под’ёму нашей страны и к дальнейшему
повышению жизненного уровня нашего народа. Ещё
никогда перед нами не открывались перспективы
такого размаха в социалистическом строительстве
и такие возможности расцвета сил Советского Сою-
за. Наш народ полон веры в своё великое дело, в
дело Великой Октябрьской социалистической peno-
люции. (Продолжительные аплодисменты).

Да здравствует советский народ — народ побе-
дитель, его Красная Армия и Военно-Морской Флот!
(Продолжительные аплодисменты).

Да здравствует и да процветает наша
Родина. Родина Октябрьской Революции!
продолжительные аплодисменты).

Да здравствует правительство Союза
Сопиалистических Республик! (Бурные,
тельные аплодисменты).

Да здравствует партия Ленина—Сталина — вдох-
новитель и организатор наших побед! (Бурные, про-
должительные аплодисменты).

Да здравствует вождь советского народа
Великий Сталин! (Бурные, долго не смолкающие апло-
лисменты, переходящие в овацию. Все встают. Воз-
гласы: «Великому Сталину «ура»!).

Великая
(Бурные,

Советских
продолжи-

Все

Снимок

Н. Петрова и С. Гурарий («Известия»).

Председателю Совета Народных Комиссаров
Союза Советских Социалистических Республик
Генералиссимусу Советского Союза.

товаришу СТАЛИНУ

Дорогой Иосиф Виссарионович!
Торжественное заседание Московекото

Совета депутатов трудящихся © партий-
ными и общественными организациями
столицы, 0
Великой Октябрьской Социалистической
Революции, от лица трудящихся г. Моск-
вы и Московокого
великому вождю
полководпу Красной Армии, сердечный,
пламенный привет!

посвященное 28-й годовщине

талунизона пилет Вам,
народов.  гениальному

Мы празлнуем годовщину Великой 0к-

тябрьской Социалистической Революции в
обстановке всемирно-исторической победы
над гитлеровской Германией и империали-
стической Японией.

Красная Армия и Военно-Морской Флот

с честью выполнили ©вою историческую

миссию — избавили нашу  отчизну от
угрозы немецкого нашествия на западе и
японского нашествия на востоке. 0©вобо-
дили порабощенные народы Европы от
гитлеровского ига.

Народы Советского Союза и © ними все
свободолюбивые народы мира никогда не
забудут неопенимой заслуги Враюной Ap-
мии перед нашей Родиной и всем про-
трессивным человечеством.

Слава Красной Армии — победительни-
це. слава ее доблестным бойцам. сержан-
там, офицерам, адмиралам. генералам и
марпталам

Героическую борьбу Ерасной Армии с
первого ло последнего дня войны самоот-
верженно поддерживал весь наше совет-
ский народ. Советские люди. воспитанные
большевистской партией в духе  беспре-
дельной верности делу Ленина-—Сталина,
не жалели сил и труда во имя победы
над врагом.

Ham советекий народ совершил вели-
кий подвиг в Отечественной войне.

Народ обеспечил евоих воинов-богаты-
рей всем необходимым. Ни в чем не зна-
ла Красная Афмия недостатка. Наши во-

ины были обуты, одеты. обеспечены пи-

танием, снабжены самым совершенным
оружием.
Суровая и напряженная борьба 3a

честь. свободу и независимость нашей
Родины еще ярче раскрыла всю исполин-
скую силу и таланты советекого народа,
которые окрепли и расцвели в годы ©0-
ветской власти.

Советский -народ воевал и одновремен-
но строил новые ‚предприятия. восстанав-
ливал разрушенное немцами хозяйство.
Великой военной и экономической mode-

дой в Отечественной войне наш народ
обязан прежде всего Вам. товарищ
Сталин!

Вы вдохновляли нас. советских людей,
на ратные подвиги, герояческий и само-
отверженный труд во имя нашей Роди-
ны! (былись Ваши вещие слова. сказан-
ные еше в первые годы советской вла-
сти: «В лице России растет величайшая
социалистическая народная держава. ко-
торая не даст себя обидеть».

Примите же. товарищ Сталин. от нас,
советских людей, горячую  признатель-
ноеть и ‘благодарность за нанту победу!

Слава великому вождю народов и пол-
FOBOILY Красной Армии товарищу
Сталину!

Отстояв свою свободу и независимость,
завоевания Великой Октябрьской Сопиали-
стической Революции, советские люди вер-
нулись в мирному труду.

Нале тосударство приступило в  <06-
тавлению пятилетнего плана восстановле-
ния и развития народного хозяйства и же-
лезнолорожного транспорта Ha 1946—
1950 годы. Грандиозные задачи будут по-
ставлены в этом плане. В результате его
эсуществления должен быть не только д0-
стигнут, но и значительно превзойден до-
военный уровень развития народного хо-
зяйства СССР. Это новое яркое доказатель-
ство гигантской силы советского строя,

преимущества сопизлистической системы
налиего хозяйства.
Выполнение плана четвертой  сталин-

ской пятилетки булет новым крупным ша-
гом советского народа на пути в комму-
низму. 3

Мы, москвичи, клянемся Вам. товарищ
Сталин. быть в авангарде строителей ком-
мунизма. упорно и самоотверженно тру-
длиться во имя дальнейшего укрепления И
процветания нашей Родины — надежного
оплота уира и безопасности народов.

Празднование 28-й годовщины Октяб?ь-
ской Социалистической Революцли севиа-
дает с подготовкой к выборам в Верховный
Совет Союза ССР.

Выборы в Верховный Coser CCCP —
будут новой демонстрапией морально-поли-
тического единства советского нарола. его
сплоченности вокруг славной больтевиет-
ской партии и своего родного и мудрого
правительства.

Испытания войны еше больше еплоти-
ли народы Советского Союза. слелали ге
более крепким дружественное сотрулдниче-
ство рабочих, крестьян и интеллигенции.
еще сильнее убедили советеких люлей, В
правильности внутренней и внешней поли-
тики Советского Правительства.

Мы ждем этих выборов
Совет Союза CCP — как великого нарол-
ного праздника, как дня торжества ироч-
ного. незыйблемого советского сопиалисти-
ческого строя.

Ла здравствует и процветает наша ©0-
ветская Родина!

Да здравствуют нанги героическая Кра-
сная Армия и Военно-Морской Флот!

Па зтраветвует советский народ!

Да здравствует наше Правительство!

Да здравствует славная большевистокая

партия!
Да здравствует великий вождь народов,
Генералиссимус Советского Союза — паш

родной товарищ Сталин!

ПРИКАЗ

Народного Номиссара Обороны СССР

7 ноября 1940 г.

‹ Товарищи красноармейцы, сержанты,
офицеры и генералы!

(Сегодня ‘народы нашей страны  празд-
нуют 28-ую головщину Великой Октябрь-
ской Сопиалистической Революции. Buep-
вые после четырех лет жестокой войны
против фашистских разбойников мы ветре-
чаем свой всенародный праздник в мир-
ных условиях.

Полгода тому назад совместными уси-

‘лиями Красной Армии и армий наших
союзников — Соединенных Птатов
Америки и Великобритании — была
‘сокрушена гитлеровская Германия. а затем
разгромлен японский агрессор. Правое
дело восторжествовало. Вторая мировая

‘война закончилась великой победой 06’e-
диненных Напий.

Мы вправе гордиться тем, что решаю-
щая роль в завоевании победы  принад-
лежит Советскому Союзу. Самый  боль-
шой вклад в дело разгрома фашистских
захватчиков внес наш советский народ.
Он на леле локазал, что является могу-
чим народом, а его армия — передовой.
современной армией.

Источником нашей неиссякаемой силы
явилась Великая Октябрьская Сопиали-
стическая Революция и установленный
ею советский строй. Не будь Октябрьской
революции и ее великих завоеваний, на-
ша страна могла бы стать добычей чуже-
земных захватчиков.

‚ В Великой Отечественной войне ната
Ретина понесла тяжелые «жертвы. однако.
выпа из нео еще более сильной y OR-
pemmeli, B итоге войны упрочилея союя
рабочих, крестьян и интеллигенции. За-
палилаеь лружба натолов Halle страньт
Советские люли еще теснее об’единилиеь
вокруг партии большевиков. Наше сопиа-
листическое хозяйство. несмотря на боль-1
пой тон. поичиненный ему немелений
оккупантами. сохранило свою жизненную]
CHV Ff неограниченные возмажноети лалъ
нейшего развития. В международных от-

Ne 75.

ношениях Советский Союз занял достой-
ное и подобающее ему место. Демократи-
ческие массы других стран видят в ва:
шей стране надежный оплот мира в»
всем мире. а в Красной Армии — армию
дружбы между народами, уважающую ч\
свободу и независимость.

‚ Теперь. котла победа над врагом одер-
Rana, главная задача  свободолюбивых
народов состоит в том. чтобы закрепить
достигнутую победу и обеспечить на л6-
ле прочный и длительный мир.

В лни Великой Отечественной войны
перед Советским государством Ha перво\
плане стояли интересы Фронта. задачи
полного разгрома врага. Ныне перед на-
ми во весь рост встали задачи хозяйст-
венного и культурного строительства. Са-
ветскому народу предстоит осуществить
новый пятилетний план развития ий в0г-
становления народного хозяйства. добить-
ся дальнейшего раепвета материальных
и духовных сил страны и тем самым еще
больше укрепить  военно-экономическое
могущество нашей Родины.

Новые задачи встали сейчас перед
Красной Армией — армией-победитель-
Hone. История знает немало примеров,
когда победившие армии теряли свою бы-
лую славу лишь потому, что зазнавались
и переставали учиться. Такой опасности
не могли бы избежать и налги вооружен-
ные силы. если бы мы почили на лав-
рах, возомнили, что нам, победителям,
нечему и не У кого учиться.

В Красной Армии не может быть места
головокружению от успехов. Вся Красная
Атуия должна учиться и учиться. настой-
чиво осваивая  ценнейший боевой опыт
Великой Отечественной войвы. этом
теперь главнае.

За время войны в Красной Армии вы-

[ росли многочисленные офиперские кадры.

г. Москва.

беззаветно преданные Социалистической
Родине, горячо любящие свое дело, имею-
щие богатый практический опыт. Сейчас,
в Уселовиях мирного времени. все офицеры
Красной Армии должны повседневно pa-
ботать над расширением своего
политического и культурного кругозора,
настойчиво изучать военное дело.

Воины Красной Армии! Будьте и
впредь верными стражами нашей Социз-
листической Родины! Неустанно  <овер-
шенствуйте свою военную и политиче-
скую подготовку, крепите воинскую дис-
пиплину. еще выше поднимайте мораль-
ный дух нашей армин!

Советские войны. находящиеся 3a ру-
бежом родной земли! Бдительно. © че-
СТЬЮ И Детоичством охраняйте государст-
венные интересы нашей Родины.

Воины,. демобилизованные из Армии!
Примерно выполняйте свой  патриотиче-
ский долг на гражданской работе. Будьте
передовиками на производстве и в сель-
ском хозяйстве, активно участвуйте в

общественной и политической жизни
страны.
Товарищи красноармейцы, сержанты,

офиперы и генералы!

Приветствую и поздравляю Вас с 28-Й
годовщиной Великой Октябрьской Социа-
листической Революнии.

В ознаменование  веенародного
ника — приназываю:

Сегодня, 7 ноября. произвести салют:
в столице нашей Родины — Москве, в
столинах Союзных республик но в 10ро-
дах Ленинграде.  Сталинграле.  Севаето-
поле и Олессе — лдвадпатью артиллерий-
скими залпами.

Да здравствует п  проиветает
могучая Советская Родина!

Да здравствует великий советский нае
род, народ-победитель!

Да здравствует Красная Арупя!

mpa3i-

наша

Заместитель Народного Комиссара Обороны СССР
Маршал Советского Союза А. ВАСИЛЕВСКИЙ.

в Верховный

военного, °

зи тротитииспиницдииеизвилани

eae