МОСКОВСКИЙ

КОМСОМОЛЕЦ

Вторник, 20 ноября 1945 г., № 21 (522).
—— eo

C купол, сотканный из светящихся
лучей, вырос над вечерней Москвой.
Загремели артиллерийские залпы.

18 ноября в 19 часов вечера по Приказу Народного Комисса-
ра Обороны Союза ССР в столице нашей Родины — Москве, в
столинах союзных республик и в городах Ленинграде, Сталин-
граде, Севастополе, Одессе, Хабаровске, Новосибирске, Сверд-
ловске, Горьком, Молотове и Туле от имени Родины был про-
в ознаменование. решающих

изведен артиллерийский салют

НОВА взлетели в небо огни ракет, Огромный движущийся

нитей

прожекторных   войне.

Как и вся страна,

успехов артиллерии Красной Армии в Великой Отечественной

столина с большим под’емом отметила

День артиллерии Красной Армии. На улицах, на мостах через

мии.

Москва-реку, на Красной площадн
собрались в минуты салюта, и каждый, глядя на сверкающее
торжество, вспоминал имя того, кто создал из советской артил-
‹ лерии могучую, непобедимую силу, — имя товарища Сталина!
На снимке: салют Москвы в День артиллерии Красной Ар-.

сотни тысяч москвичей

Фото Ю. КОРАБЕЛЬНИКОВА.

. $
Боспитание молодых мастеров

Молодежь, пришедитая на производство
в годы Великой Отечественной войны, по-
требовала к cede особого отношения <о
стороны руковолителей.

Да иначе и быть не могло!

Кажлый руководитель — бригалир ли
он. мастер или начальник цеха — должен
быть не только производетвенником, но
и педагогом-воспитателем.

Молодежь приходит на завод ‹0 евоими
привычками, нередко еще е детскими ин-
тересами в жизни. Это «сырой человече-
ский материал», который нужно как мо-
RHO скорее слепить, сколотить, еформиро-
вать.

Мне хочется поделиться олытом вос-
питательной работы среди группы молоде-
жи, которая приптла на одно из сложней-
птих производетв авиационной промышилен-
ности.

Так он стал
бригадиром

В наш пех пришли 50 молюльх  рабо-
чих. Это были будущие кадры, ‘ибо по-
полнения брать было неоткуда. Дело тех-
нического обучения и воспитания нужно
было решать быстро и эффективно.

Новичков распределили по бригадам, &
затем каждого из них прикрепили к квз-

‚ лифицированному рабочему.

В первую очередь встал вопрое о дис-
циплине. Много было беецельной беготни,
разговоров, ребята собиралиеь кучками и,
казалось, производетво их совсем не инте-
ресует. Бригадиры и мастера начали жа-
ловаться на них.

Приематриваясь к поведению ребят, я

‘убедилея. что их увлекало что-то иное.

Й вот это «иное» было в конце концов
найдено. Оказалось, что доволыно больная
труппа подростков играла на производстве
в карты. Играли в уборной, в курилке,
проигрывали обеденные каюточки, тало-
ны на хлеб...

Несмотря на запрещение, азартные иг-
ры продолжались.

Ребята, обычно имеют евоего «вожа-
ка», который является «идейным вдохно-
вителем». Вожаком оказалея Коля Т. На
производетве он работал неплохо и чем-то

‚неуловимым выделялея среди остальных

ребят.

Я вызвал Колю к себе и предложил ему
стать бригадиром молодежной бригады.
Состав этой бригады он сам должен был
подобрать. Спустя два дня Воля принес
мне список, и вскоре был издан приказ 00
организации молодежной бригады КолиТ.

Бригала получила план. За ев работой
стали следить вое. Ребята е энтузиазмом
принялиеь за дело. Диспиплина в бригаде
была строгая, ее поддерживал cam брига-
дир.

Однажды ко мне в кабинет вотел Воля.

— Я принес колоду карт, — оказал
он,— Но кто играл, пока не скажу.

Через несколько дней он принес еще

две колоды и <казал:

— 9то последние. Играть больше не

будем.
Слово они сдержали.

Заметки начальника цеха
а

В цехе были организованы и другие
комеомольско-молодежные бригады под ру-
ководством опытных бригадиров. Организа-
ция бригад дала положительные фезуль-
таты и в производственной, и в воснита-
тельной работе. Ребята заинтересовались
своей профессией, выросло чувство ответ-
ственности за порученное им дело. Дове-

рие, которое было им оказано, явилось
большим стимулом в работе.
Первая радость
мастерства
Наряду е организацией бригад, встал

вопрое и о технической учебе. Ребята, об’-

единивигиеся в бригады, отошли от инди-
видуального ‘обучения. Вся тяжесть учебы
легла на бригадиров и мастеров. Решили
создать в Цехе кружки по изучению ма-
териальной части моторов.

Учеба с первых же дней дала положи-
тельные результаты.

Наряду © конструкцией и назначением
деталей преподавалось монтажное и сле-
сарное дело, изучалея мерительный ин-
струмент. Но нужно было, чтобы ребята
все полученные знания применяли на
практике. В этом большую рель должны
были сыграть бригадиры.

Как пример. можно привести опыт ра-
боты фронтовой комсомольско-молодежной
бригады тов. Голованова. Начала она `©
правильной организации  тТабочих мест.
Клин, напильники, молотки, мерительный
инструмент лежали все. в куче. После pa-
боты инструмент нередко не убирался.
Устранение этого недостатка стало зада-
чей бригалира. ey

Ему на помощь пришла комсомольская
организация, которая провела рейд про-
верки состояния рабочих мест. На, следу-
ющий же день в цехе висела «молния» ©
результатами фейла. Плохо приходилось
тем, у кого не все было в порядке. Мол-
нии» подтягивали ребят. Постепенню У
всех установилея на рабочем месте твер-
дый порялок.

Перед началом рабочего дня тов. Голо-
ванов подробнейшим образом инетоуктиро-
вал их. И ребята точно выполняли его
указания.  Присматриваяеь к каждому
члену бригады, тов. Голованов давал
‘им все более сложные задания. Появились
ребята, которые уже самостоятельно вели
отдельные рабеты. За ними тянулиеь ос-
тальные. 0собенно выделялея среди них
16-летний Митин, самостоятельно  произ-
водивший сборку моторов и наладку их на
испытательном станке. Не отетавали от
Митина Жарников. Марчук. Ломакин.

Задание, данное народным комиссатом,
бригада выполнила. Модернизированные
моторы высокого качества были установ-
лены раньше ©рока на боевые самолеты.
В соревновании молодежных бригад завола
переходящее Красное знамя завоевала
бригада тов. Голованова.

С ЕГОДНЯ исполнилось 70 лет со дня рождения Председателя П
ласти. 2. Михаил Иванович Калинин среди Героев
тал Михаил Иванович Калинин в 1903 году.

А:

За этой бригадой потянулись и другие.

Технический рост молодежи  подкреп-
лялея не только учебой. Мы провели рад
экскурсий в соседние цехи, и ребята 03-
накомилиеь ©0 всем циклом работ по изго-
товлению мотора.

Свободное от работы время и выходные
дни мы «старались заполнить интересными
занятиями. Отремонтировали мотоцикл я
юргавизовали кружок мотодела. Часто по-
сешали музеи и выставки.

Технический рост ребят не мог не ска-
заться на росте производительноети тру-
да. Бригады значительно окрепли и пред-
ставляли <0б0й спаянные коллективы. Ре-
‘утили проверить знания молодых рабочих.
Для этого создали квалификационную ко-
миссию, работа ео показала необхогиамоеть
улучиения технического обучения:
Многим молодым рабочим был повынтен

разряд, а некоторых предупредили oO Fe

достаточных знаниях и предложили под-
тотовиться к повторной проверке. Комис-
сия выявила ряд существенных недостат-
ков в постановке технической учебы, ко-
торые впоследствии были устранены. ^^

Ребята окрепли. Теперь это уже были.
самостоятельные рабочие.

Сила коллектива
С моторами не ладилось. Из-за ряда

дефектов они часто снимались © истыта-  .

тельных станков. Особых техничееких ме-
роприятий не требовалось, нужна была
только внимательная, аккуратная сборка.

Однажды в обеденный перерыв ‘собра-
лась группа еборщиков. Долго обсуждали

они вопрос о причинах плохой сборки и’

решили заключить социалистический дого-
вор на лучигую сборку моторов. Релколле-
гия тотчас выпустила «молнию». Й вот
сборка моторов началась. Ребята из лоу-
гих бригад подзадоривали сборщиков. Ин-
терес к этой сборке проявлял не только
цех, но и испытательная станция.
Испытания показали положительные
результаты. Моторы согевнующихея были
сданы без единого дефекта.
это ‹казывалось и на поведении
ребят. Чувствовалея ‘их рост. Ребята ста-
ли серьезными, вдумчивыми и дисципли-
нированными рабочими.
hed

Таким образом Ha ряду © производст-
венным обучением мы работали над вос-
питанием молодых питомцев налиего цеха.
В течение уже многих месяцев нали цех,
в котором до 70 процентов молодых рабо-
чих, перезыполняет производственный
план. Это результат повседневной работы
с молодежью.

Но достаточно ли того, что сделано?
Можно ли успокоиться на достигнутом?
Нет. Молодые рабочие еще окончательно не
сформировались. Tpodyerca  дальнейтая
кропотливая работа © ними. Вопросы тех-
нического, культурного и политического
фоста их не могут отойти на второй план.

Л. НИКОЛЕНКО,

начальник монтажного цеха Централь-
ного института авиационного
моторостроения.

выступил
делом МОЕ ВЛЕЮМ тов. Мараков. Отметив
‘огромное вначение физической подготовки
  советекой молодежи, тов:”Мараков подверг

с молодежью

На совещании секретарей
комитетов ВЛКСМ ,

Вчера, 19 ноября, в тородоком Доме

пионеров. состоялось ховещанию секрета-

рей комитетов ВЛЕСМ промышленных
предприятий столицы. Совещание обсуди-

ло вопрое 06 изучении комсомольцами и

молодежью «Положения о выборах в Вер-
ховный Совет OCCP» и Конотитуции
CCOP.

С сообщениями о проведении этой та-
боты > выступили секретари комитетов
ВЛОМ тт. Поддаева («Красный  бога-
тырь»), Тиунов (комбинат «Трехгорная

мануфаютура»), — Сидорович (фабрика
«Красный Октябрь»), Максимов (завод

им. Сталина), Гуров (Московский авиа-
ционный институт) и друтие.

— Комитет ВАКОМ нашего завода, —то-
ворит тов. Поддаева, — организовал 27
кружков, в которых занимается больше
800 человек. Комсомольцы Бобкова, Ои-
рота, Нанфилова интересно и увлекатель-
но проволят занятия. В общежития на-
правлены атитаторы.

Секретарь комитета ВЯБОМ Трехгорной
мануфактуры тов. Тиунов рассказал 00
‘ивргересных встречах молодежи Трехторки

© революционером тов. 3. Я. Литвиным-.

Седым, одним из руководителей баррикад-
ных боев 1905 тода, co старыми рабочи-
ми.

О пенном  отье  пропагандистекой и
атитационной работы рассказал секретарь
комитета ВЛЕОМ Авиационного института
тов. Гурюв. 1200 комсомольцев — студен-
тов института — агиталоры. Они 00’е-
динены в бригады пю десять человек ка-
хдая. Проведено несколько семинаров.

На совещании полвертлась критике ра-
бота комитетов ВЛКСМ: завода, тде ce-
кретарем тов. Мацкевич, Центрального те-
леграфа, завода «Красный  пролетарий»,.
Совютекого, Ленинекого, Свердловского и
Железнодорожного райкомов ВЛКСМ.

Выступивший в заключении секретарь
МЕ и МГК ВАКОМ тов. Красавченко отме-
THI, что некоторые комсомольские opra-
низальии слабо готовятся к предвыборной
кампании.

Модготовить в активному участню B
выборах всю молодежь, помочь  партий-

ным организациям развернуть  маюесвую
пролтатавдиетовую  атитациюнную  padory,
воспитать новые калры актива, укрепить
связи © молодежью, проявить заботу о
быте молодых фабочих, обеспечить нор-

мальную работу клубов, кинотеатров,
домов культуры — таковы задачи веех
комитетов RARCOM столичных  предприя-
тий.

„На совещании © докладом oO
ПЮдГотовке комсомольских организаций к
зимнему спортивнюму сезону 1945/46 г.

- заведующий о воозным  от-

резкой критике ряд MOCKORCREX  KcnECO-
мольеких организаций и в первую очередь
комитеты комсомола автозавода им.
Сталина, завода  «Москабель» и фабрики
«Вуревестник».
В прениях по докладу тов. Мафакова вы-
ступили секретарь комитета комеомола, за-
вода «Калибр» тов. Засосова и комебрг
ЦВ ВЛОМ завода № 45 тов. Попов. Они
рассказали о своей работе и мероприятиях
по подготовке к спортивной зиме.
Предюедатель Московского городекого ко-
митета по делам физкультуры и спорта тов.
Рогульекий подчеркнул необходимость
широкой подготовки физкультурных кад-
ров, организапии на каждом предприятии
курсов и семинаров по полротовке опыт-
ных инетрукторов-епортеменов.
`В заключение секретарь МЕ и МГ
ВАЕСМ тов. Красавченко призвал комсо-
мольский актив шире следовать  замеча-
тельному почину молодых рабочих заводов
«Калибр» и № 45, привлекать к зимним
видам спорта наибольшее число молодежи.
ee

Премии
Лучшим молодежным бригадам

Второе место во Всесоюзном  соревно-
вании молодежных бригад  продириятий
наркоматов станкостроения и среднего
атиностроения в тоетьем квартале 3a-
воевала бригада сборщиков тов. Иванищ-
вого (цех сбои и ОПЬЕТАЛГИЯ
автозавода им. Сталина). Едхгалир тов. Ива-
вицеий премирован 1.600 рублями, а чле-
ны бригады пю 1.200 рублей каждый.

Бригадир стерженщиц завода «Станко-
лит» тов. Белова премирована 2.500 руб-
tH.

резидиума Верхов ного Совета СССР М. И. Калинина. Слева направо: 1. Экскурсия
Советского Союза в день вручения орденов и медалей. 3. Старейший токарь Таллниского за!

товарищу Михаилу

Московский областной и городской
комитеты ВЛЕОМ от лица комсомольцев и
молодежи Москвы ‘и Московской области
поют Вам, хорогой Михаил Иванович,
горячий привет в день Валиего 70-летия и
сердечно поздравляют Вас © награждением
орленом Ленина.

Вата мнотолетняя и нлодотворная дея-
тельность по развитию и укреплению на-
шей любимой родины — Союза Советских
Сопиалистичееких Республик — является
светлым примером для всей советекой
молодежи, образцом беззаветного служения
своему народу, делу великой партии
Тенина-—Сталина.

Улучшить связи   Председателю Президиума Верховного Совета Союза ССР

Ивановичу Налинину

Московская организация ВЛАСМ счаст
ива тем, что она неоднократно получала
Ваши мудрые советы и указания 1
важнейшим вопросам воспитания  молю-
дежи столицы и столичной области.

В день Вашего славного 70-летия ofe-
щаем Вам, дорогой Михаил Иванович,
что мы приложим все силы к тому, что-
бы эти указания были полностью выпол-
нены.

Or всей души желаем Вам, наш любч-
мый учитель, долгих лет жизни на благо

ликого советекого натода.
me MOCHORCHUM OBNACTHOU VW roPoy-

СНОЙ КОМИТЕТЫ ВЛКСМ.

_ Вабеды с молодыми избиралеляини ‘ох
Что такое равное
избирательное право?

Под тавным избирательным правом
обычно понимаетея такой, установленный
зажоном, порядок. при котором все граж-
дане государства обладают ши выборах
одинаковыми правами и ни один из изби-
рателей не имеет каких-либо преимуществ
перед другим.

Оталивекая Конституция установила
равные избирательные права для всех
граждан ССОР. Выборы депутатов во все
Советы — от Верховного Совета ССООР до
сельского Совета — являются равными:
каждый гражданин имеет один толос; все
граждане участвуют в выборах на равных
основаниях.

06 этом оказано в статье 136-й Кон-
ституции СОСР. 05 этом же товорится и в
‘избирательном законе — в «Положении
о выборах в Верховный Совег СОСР».

Равное избирательное право у нас, в
стране социализма, означает, что никло из
граждан при выборах депутатов не поль-
зуется какими-либо особыми правами или
преимуществами. Например, рабочие име-
ют те же права при выборах, что и кре-
стьяне, женщины — такме же права, что
и мужчины, военнослужащие, что и уча-
щиеея, ит. п.

Какое бы общественное или служебное
положение ни занимал гражданин в на-
нем социалистическом обществе—будь он
маршал или рядовой краюноармеен, народ-
ный комиссар или служащий, секретарь
райкома партия или колхозник, директор
завода или сторож, ученый или малопра-
мотный человак, — 1206 они пользуются
одинаковыми правами при выборах и име-
ют только один голое. № какой бы нацио-
нальности гражданин ни принадлежал —
будь он русский или туркмен,  литовец
или армянин, поляк иля еврей, ведет ли
он оседлый образ жизни или кочует, —
он равен в избиратотьных правах со все-
ми гражданами натего госулатетва. Такое
равенство в правах возможно только су
нас, в стране социализма, где орудиязи
срелетва производетва принадлежат госу-
дарству, вся хозяйственная жизнь опреде-
ляется и направляется 10 единому плану,
Tie поэтому не может быть  кряоясов и
безработицы, где вее члены назтего обпее-
ства — граждане СССР — одинчежово под-
чинены принципу соииализма: «От кажло-
ro — 10 его способностям, каждому —
по его труду».

«Не имущественное ‘положение, тово-
pur товарищ Сталин, — не напиональное
тротсхождение, не пол, не служебное
положение, а личные епособноети и лич-
ный труд каждого гражданина, опрел“ая-
ют его положение в обществе». (Сталин.

проскте Конституния СССР. Гесполит-
ивтат. 1945 г. Стр. 14).

В конституциях буржуаоно-демократи-
ческих строя тоже есть указание на pa-
венство избирательных прав граждан, но
на самом деле полного равенства там нет.

Мы уже товопили в проттлой беседе о
том, что в отлельных зарубежных странах
избирательных прав лишены женщины,
военнослужацеие, лица, живушие в данной
местности меньше установленного в зако-
не срока, ит. п.

Не существует, например, равного из-
бирательного права в Швеции, хотя оно
там формально  провозглапюно. В этой
стране право голоса имеют лишь те граж-
дане, которые в предшествующем выборам
году чиюлились в списках местных жите-
лей данного избирательного округа. По
этому закону теряет возможноеть участ-
вовать в голосовании эначительная часть
пришлых фабочих, ве имеющих возможно-
сти поехать для участия в выборах Ha
свое постоянное местожительство.

Нельзя сказать, что разное избиратель-
ное право существует и в Англин. При-
ведем хотя бы такой пример: англичане,
имеющие университетекое образование, об-
ладают на выборах в парламент дополни-
тельным голосом в том унизереитетоком
избирательном округе, где ени училиюь.

В Португалия в выборах могут участ-

москвичей направляется к дому-музею М. И. Калинина в
вода «Вольта» т. Вальмет, бессменно работающий с 1

905 года
Фото Г. КОНОВАЛОВА, Г.

—

селе Верхняя Троица

вовать женщины, имеющие лишь ©реднее
пли выкиюе образование (так называемый
образовательный ценз).

Во многих буржуазных  госудафствах
избирать могут только граждане, обладаю-
щие имуществом определенной ценности
(так называемый имущественный ценз). :

В других странах равенство выборов
нарушается неодинаковыми нормами, по
которым организуются избирательные ок-
руга: один округ, например, состоит и
46 тысяч избирателей, а другой — и
70 тыкяч.

Сравнивая буржуазные конституции &
налцей, социалистической Конституцией,
товарищ Сталин говорил, что они, буржу-
азные конституции, «говорят о равных из-
бирательных правах для всех граждан, но
тут же опраничивают их оседлостью и 0б-
разовательным и даже имущественным
цензом. Они говорят о равных правах
граждан, ню тут же отовариваются, что
это не касается женшин, или касается их
частично». (Сталян. О проекте Конститу-
ции COCP. — Госполитиздат. 1945 т:
Стр. 14).

В нашей Конституции и избирательном
законе равенство выборов определено
счень четко.

Ни один советский гражданин не мо-
жет иметь на выборах два или несколько
толосов. В законе сказано. что никто из
избипателей не может быть внеесн болью
чем в один избирательный список, еледо-
вательно, он и голосовать может только в
одном месте.

Еели избирателю поналобятся ло выбо-
ров куда-либо выехать, он заявляет об этом
в Совет депутатов трудящихея по месту
зительства; его вычеркивалот из списка
избирателей и дают удостоверение на пра-
во голосования. Имея этот документ, изби-
ратель может принять участие в голосо-
вании в другом месте, где он будет нахо-
диться в день выборов. Его тах еэкллочат в
список избирателей, отобрав при этом уло-
<стоверение на право голосования.

Избирательные округа строяжя У нас
по строго определенным в Конституции и ^
избирательном законе нормам.

Bee oxpyra по выборах в Совет Союза
равны между ‹обой. Они образуютея из
расчета 300.000 населения на скруг с не-
значительными отклонениями в ту или
другую сторону. От каждого округа изби-
Таетея один депутат. Стало быть, это чие-
ло населения, где ды оно ни проживало —
в Москве, Владивостоке, Грузии, в
степях Казахстана или на Брайнем Севе-
ре, посылает одного депутата в  пеовую
палату ‘Верховного Совета ОССР — Совет
Союза.

Округа по выборам в Совет Написналь-
ностой образуются по-иному. В каж-
дой союзной республике образуется по 25
округов по выборам в эту палату, в каж-
дой авгономной республике — по 11 on-
ругов. в каждой автономной области —
по 5 округов и каждый национальный ок-
руг предетавляет один избирательный ок-
pyr по выборам в Coser Национальностей.
От каждого округа избирается один депу-
тат.

Й в этом построении округов для выбо-
ров депутатов в Совет  Националыноестей
строго соблюдено равенство населяющих
великий Советский Союз нацлональностей,
00 единенных в союзные респубтиюи, ав-
тономные республики, автономные  0бла-
сти, национальные округа. Все союзные
совотокие социалистические республики
равноправны, и потому в. Совет Нацио-
нальностей посылают одинаковое чиело де-
путатов — 25 — и большая РОФОР и’
относительно маленькая по своей террито-
рии и населению Киргизия.

Вее автономные республики олпнаковы
В ©воих правах. поэтому они и в Совете
Напиональностей имеют одинаковое число
депутатов. То же можно сказать про ав-
тономные области и национальные окрута.

Так строго и последовательно соблю-
дается у нас в (СОР равенство при выбо=
Гах. Наши выборы подлинно равные. =

Калининской об- -
за которым рабо-
Г. ШИРОКОВА,

выл SS =

2.

на токарном станке,
АКМОЛИНСКОГО и