]

‚ ачестве народной учительницы Надежда

МАРТ

ПЯТНИЦА
ВЯ го
№ 50 (4233)

ЦЕНА 10 КОП.

}

‚На траурном собрании, посвященном памяти Надежды Константиновны Крупской (слева направо): товарищи Шверник, Леонова, Сталин, Ворошилов, Молотов, Калинин и Л. Каганович.

ОР ГА He
ЦЕНТРАЛЬНОГО
и московского
КОМИТЕТОВ

Фото И. ШАГИНА.

Верная ДОЧЬ

великого нар

Партия, советский народ, все передовое  .
Тенина и Сталина, выдающийся государ-

человечество проводили вчера в последний
путь неуммимого и непоколебимого борца
3 коммунизм, старейшего большевика,
wena Центрального  Вомитета партий
нина — Сталина, ближайшего помощни-
м к верного друга Ильича — Надежду
Зокстантиновну Врупекую.
(тремели залпы прощального салюта,
пемлевская стена приняла урну с прахом
Ладежды Константиновны, и победные зву-
м Интернационала» с новой силой воз-
стихи: память об Н. К. Крупекой, боевом
имощнике и верном товарище великого
вина, о славной ве революционной дея-
р1ьностя, о преланности ее делу больше-
зитской партии вечно будет жить в народе.
Тадежда Константиновна говорила о
ине; «Сердце его билось горячей лю-
(ob ко всем трудящимея, ко всем угне-
знным... Это чувство он получил в
иеледие от русского’ героического. револю-

Пламенный пропагандист великих идей

ственный деятель, крупный педагог, б0-
рец за раскрепощение женщины от’ веко-
вечных уз рабства, Н. EK. Врупекая обла-
дала замечательным талантом воспитания
людей, талантом, который вырос и окреп в
ней благодаря многолетней работе рука об
руку е Лениным, Она глубоко верила в
10, что в нашей. стране, как любил гово-
рить А. М. Горький, человек рождается для
счастья, как птица для полета.. Этот за-
мечательный оптимизм в соединении со
всеми другими чертами ее выдающейся
личности снискал Н. К. Крупской особую
любовь нашей молодежи. № каждому ее
слову с огромным вниманием прислушива-
Loch Bee молодое поколение страны воциа-
лизма. Надежда Константиновна была же-
ланной гостьей на любом пионерском ко-
стре, на любом комсомольском собрании.

Дети буквально не чаяли души в ней ис

‘

ТРАУРНОЕ СОБРАНИЕ НА КРАСНОМ ПЛОЩАДИ,
ПОСВЯЩЕННОЕ ПАМЯТИ Н. К. КРУПСКОЙ
_ Речь тов. Н. М. ШВЕРНИКА

_(От Центрального
и Совета Народных

Товарищи! Большевистская партия, тру-
дящиеся массы нашей страны’ понесли
тяжелую yrpary. Of Hae навёегда ‘ушла
Надежда Константиновна Крупская, ста-
рейший член великой партии Ленина—
Сталина, ближайший помошник Владимира
Ильича Ленина, член Центрального Коми-
тета Всесоюзной Коммунистической паф-

‘тии большевиков, депутат Верховного
Совета СССР.
Надежда Константиновна отдала всю

свою прекрасную жизнь служению народу,
борьбе против оголтелого и злейшего вра-
га трудящихся — царского самодержавия,
протяв темноты и невежества, рабства и
угнетения,

огромной любовью и доверчивостью несли
к ней свои самыз затаенные думы и чув-
ства. Так, совсем недавно она получила
письмо от детей из Вологодской области.
В нем они просили сообщить о том, какие
песни больше всего любит Надежда Кон-
стантиновна, и обещали в честь ее семиде-
сятилетия разучить их, чтобы исполнять
хором. :

В этом трогательном факте отразилась ог-
ромная любовь молодежи и детей к Н. В.
Ерунской. И она отвечала им такой же лю-
бовью и заботой. В этой дружбе с детьми она
была замечательным воспитателем будущих
тубы нести свет знания в массы, Ы   борцов за коммунизм в духе любвн и пре-
топагандировать марксизм, чтобы УКазы-  танности родине, партии, великому Сталину.
ить трудящимся, угнетенным и ЭЕсИ10а-   Тенинско-Сталинский комсомол, как и вся
пруемым  единственно-верный ПУТЬ К] молодежь, не забудет ее неустанной заботы
беде. Неустанное участие в активной и , молодом поколении нашей родины, о де-
‘чютверженной революционной Oopple—  rox являющихся подлинными цветами
arom Надежда Константиновна видела   жизни страны социализма. С чувством ог-
числ и назначение всей своей ЖИЗНИ.  ромного волнения будет вспоминать наша

Надежда Константиновна, как ближай-  молодежь о том, что и в последние свои часы
ций помощник Ленина, стояла у колыбели   Надежда Вонстантиновна говорила о ком-
улюционного рабочего движения в Рос-   сомоле. Юноши и девушки нашей страны с
ии, Вместе с Лениным перенесла она все   гордостью и радостью будут следовать ее
WIM, Bee аресты, ссылки, преследо-  примеру, борясь за дело Ленина—Сталина.
лия царской охранки, все тяготы эми-  Навсегда запомнит наша молодежь
тации, Под руководством Владимира   ее страстный призыв <...оберегать, как 3е-
ыча она помогала воспитывать кадры   ницу ока, победы социализма в нашей
бльшевистской партии, проявляя необы- стране» и тот тнев и презрение, с кото-

0, материнскую чуткость ко всем  рыми Надежда Константиновна Крупская
прифхспональным  революционерам, ко   обрушивалась на подлых врагов народа,
Всей организации, проводившей свою герои- троцкистеко-бухаринских шпионов и ди-
чесвую работу, несмотря на царский тер-  версантов. Глубокая ненависть и отвраще-
ри бешенство жандармов. В период’ им-   ние — «другого чуветва к врагам у час
тврнатистической войны Надежда Вонстан-   быть не может», — так подчеркивала
инивна выступала как неутомимый борец   Надежда Константиновна, обращаясь ко
осуществление ленинских лозунгов ©   всему народу, к его молодежи.
Тузращении войны империалистической в  До самого последнего дня своей жизни
мт пажханеную, Надежда Константиновна находилась на

Пиле победы Великой Октябрьской   боевом посту, на страже завоеваний пар-
цизлистической революции ‚ Надежда   тии Ленина — Сталина. Заветнейшие ee
Мияалтиновна со всей большеристской   мечты воплощались в жизнь и получали
растностью работает над организацией   возможность дальнейшего ‘осуществления в
зекой школы. Свою замечательную   планах третьей сталинской пятилетки. С
Чутвость, свою материнскую заботу она   огромным и радостным нетерпением она
еренесла на всех трудящихся, на моло-   ждала ХУШ с’езда большевистской партии,
Kb, на комсомольцев и пионеров, на де-   который подведет итоги победоносного ро-
тей нашей родины. Надежда Консталтинов-   ста нашей страны и наметит новые вели-
иа Крупская была подлинным другом наро-   чественные перспективы строительства ком-
Ii, она умела радоваться его радостями и   мунизма. Но смерть вырвала ее из больше-

еть его печалями. вистских рядов.

Начав свою революционную  деятель- Превозмогая боль утраты, миллионы
ность в качестве педагога одной из рабо-   юношей и девушек страны социализма,
чих школ Петербурга, Н. К. Круцекая за-   вместе со всем народом говорят: прошай,
ршила ве на боевом посту заместителя   Надежда Константиновна, мы никогда ие
ларкома народного просвещения. Надежда   забудем тебя! Твой замечательный жизнен-
Понетантииовна выступала как борец за ный путь будет попрежнему служить fio-
тультурную революцию, как выдающийся   гатым источником политического и ne
Млтель в области воспитания ‚советских   ственного воспитания молодежи. Твой свет-
дей, как полководец, ведущий славные   лый облик будет вдохновлять нас в гряду-
рады учителей в бой против невежества и   ших боях за коммунизм, за полное и окои-
ХУховной тьмы, веками насаждавшейся в   чательное торжество дела Ленина—— Сталина

царской России правящими классами. во всем мире!

Она была активным строителем социа-
лизма, счастливой и радостной жизни мно-
гомиллионного. и многонационального‘ с0-
ветского народа.

Ни парские тюрьмы, ни ссылки, ни
эмиграция не сломили боевого духа этой
замечательной женщины нашего времени.

Вся жизнь Надежды  ГБонстантиновны,
вся ее революционная деятельность нераз-
рывно связаны с историей большевистской
партии.

Надежда Константиновна прошла боль-
шой и замечательный путь бойца, рево-
люционера-большевика.

Она начала свою славную революцион-
ную деятельность почти 50 лет тому
назад.

В тысяча восемьсот девяностом году
Надежда Константиновна — народная
учительница— становится пламенным про-
пагандиетом марксизма. В условиях жесто-
чайшего преследования царизма она про-
пагандирует марксизм среди рабочих Нев-
ской заставы Петербурга, работая учи-
тельницей вечерней рабочей школы на
Шлиссельбургском тракте. Из этой школы
немало вышло пламенных революционеров,
замечательных борцов за дело рабочего
класса. : я

Надежда Копстантиновна активно уча-
ствует в укреплении «Союза борьбы за
освобождение рабочего класса», организо-
ванного Владимиром Ильнчем. С этого мо-
мента она становится ближайшим помощ
ником и другом великого Ленина.

Надежда Константиновна мастерски ор-
ганизует явки, конспиративные. связи, пе-
ресылку литературы, передачу, директив
Владимира Ильича, когда он находится за
решетками царских тюрем, в ссылке в да-
лекой Сибири, в эмиграции за границей.
Она своими руками ‘шифрует. указания
Владимира Ильича, переписывает листов-
ки, письма ‘и организует доставку их пар-
тийным организациям,

Незабываема о кипучая деятельность
Надежды Константиновны в. качестве се-
кретаря федакций большевистеких. газет:
«Искры», «Вперед» и «Пролетарий».

В империалистическую войну. Надежда
Константиновна — пламенный борец за
проведение ленинских лозунгов © превра-
щении  империалистической войны в _вой-
ну гражданекую. На ;

После возвращения из’ эмиграции в Рос-
сию в 1917 г. она ведет большую агита-
ционную ‘работу среди рабочих, работнип,
молодежи, солдат, раз’ясняя лозунги на-
шей партии, организует широкие массы на
борьбу за диктатуру рабочего класса.

онного движения». Замечательные эти
шова могут быть полностью отнесены и
‚самой И. В. Крупской. Любовь к народу—
ют что вдохновляло ее на всем славном,
тфудном и плодотворном революционном
пути. Верность большевистской партии и
1впримиримость к врагам — вот качества,
торые были неизменно присущи Надеж=
№ Константиновне в течение всего ее по-
зувекового служения народу.

Еще совсем юной девушкой пришла в

Хонстантиновна в ряды рабочего класса,

Комитета ВКП(б) -
Комиссаров СССР).

После победы Великой Октябрьской  Со-
циалистической революции Надежда  Вон-

`стантиновна с0’всей етраетью большевика

неутомимо работает над организацией
новой, советской школы, над организацией
коммунистического воспитания масс.

Советское правительство за выдающиеся
заслуги в этом деле награждает Надежду
Константиповну орденами Денина и
Трудового Красного Знамени.

Во всей своей большой работе она была
тесно связана с широкими массами трудя-
щихся. Тысячи рабочих и крестьян,
работниц и крестьянок многонационального
Советского Союза, учителя, работники биб-
лиотек, изб-читален, клубов были связаны
тесной дружбой се Надеждой Константинов-
ной, обращались к ней за советом и по-
мощью. В свои связи с широкими массами
‘она вквладывала любовь к советскому на-
роду, она пронагандировала великие идеи
Ленина и Сталина.

Особенно трогательной была дружба На-
‘дежды Константиновны © нашей замеча-
тельной детворой. Надежда Константиновна
искренне любила детей, дети искренне люби-
ли ее. В этой дружбе с детьми она была
замечательным воспитателем будущих бор-
цов за коммунизм в духе любви и предан-
ности родине, нашей партии, великому
Сталину.

Надежда Константиновна постоянно при-
зывала широкие массы оберегать, как зе-
ницу ока, победы социализма. Она ненави-
дела предателей дела ‚социализма, врагов
нашей ‘родины.

«Нам надо оберегать, говорила Надежда
Константиновна, как зеницу ока, победы
социализма в нашей стране. Самую острую
ненависть испытывает наш народ к тем,
кто борется против дела Ленина—Сталина,
к тем, кто предает дело рабочего класса.
Глубокую ненависть и отвращение к троп-
кистско-бухаринским шпионам и диверсан-

там испытывает наш народ. Другого ЧУН

ства к врагам у нас быть не может».

Надежда Константиновна, воспитанная
нашей славной большевистской партией,
‘была неутомимым борцом за счастье на-
родное, пламенной патриоткой своей социа-
листической родины. Каждый успех ¢o-
циалистического строительства в нашей
стране вызывал в ней чувство безгранич-
ной гордости за свою ‘родину, за свой народ,
за свою партию.

«На мою долю, говорила Надежда Кон-
стантиновна, выпало тромадное счастье
быть членом нашей большевиетской пар-
тии, работать под руководством товарища
Ленина, работать под руководством товарища
Сталина». у Я

Последние минуты своей жизни она
жила мыслью о партии Ленина — Сталина,
‘0 предстоящем XVIII е езде, на котором
будут подведены итоги величайших побед
социализма. nape i

Светлый образ Надежды Константинов-
ны, революционера, борца за коммунизм,
навсегда останется н памяти трудящихся
нашей. родины. х ee

Прощай, наш друг, прощай, наш вер-
ный боевой товарищ!

Победа коммунизма, за которую ты, ‘под
руководством великой партии Ленина —
Сталина, ‘боролась всю свою замечатель-
ную жизнь, окончательно восторжествует в
нашей стране, восторжествует во всем.

мире.

ем утрату.

Речь тов. А. С. ЩЕРБАКОВА

(От трудящихся Москвы и Московской области)

Товарищи!

Коммунистическая партия, трудящиеся
нашей страны понесли большую ‘утрату.

Нет больше с нами старого большевика,
ближайшего ‘друга’ и помощника великого
Ленина— Надежды Константиновны Kpyu-
ской.

С глубокой скорбью встретили трудя-
щиеся Москвы, како и Bech советский
народ, эту печальную весть.

Угасла прекрасная жизнь! Перестало
биться сердце пламенного революционера,
отдавшего все свои силы, всю свою энер-
тию, все свои помыслы делу партии, делу
социалистической революции.

В эти траурные дни еще ярче встает
светлый образ обаятельного человека, ре-
волюционера, борца.

50 лет назад товарищ Крупская начала
свою революционную деятельность. В де-
вяностых тодах Надежда Константиновна
вступила в студенческий  марксистский
кружок и с тех пор до последнего вздоха
безраздельно отдавала все свои силы и
энергию за интересы партии, рабочего
класса, за интересы трудящихся, показы-
вая пример стойкости в борьбе за дело
коммунизма. i

Встретившись в 1893 тоду с Владимиром
Ильичем Лениным, Надежда Константинов-
на стала его ближайшим другом и помощ-
ником. Вместе с Лениным переносила она
невзгоды-—аресты, ссылки, эмиграцию,
преследования царской охранки.

В трудных условиях эмиграции она
осуществляла связь с революционными ор-
танизациями России, вела переписку с то-
варищами, бывшими на нелегальной рабо-
те, налаживала доставку марксистской. ли-
тературы в Россию.

Вместе с Лениным работала Надежда
Константиновна в первых большевистских
газетах, в партийной школе, где под ру-
ководством Владимира Ильича тотовились
кадры профессиональных революционеров,
участвовала в подготовке и работах пар-
тийных с’ездов и конференций.

`После Великой Октябрьской сопиалистн-
ческой революции т. Врупеская выполняег
крупнейшую партийную и государствен-
ную работу. С первых дней существования
Наркомпроса она член Коллегии, & затем
заместитель наркома. С неутомимой  энер-
тией налаживает она дело народного про-
свещения и коммунистического воспитания
трудящихся Советской страны.

Огромное внимание уделяла Надежда
Константиновна организации политико-про-
светительной работы. Много сил вложила
она в дело создания и расширения сети
библиотек, клубов, изб-читален, народных
домов, ‘

Советский народ по достоинству. ценит
эту заслугу товарища Крупской.

Надежда Константиновна была крупней-
пим педагогом. Она любила и прекрасно
знала детей и свое большое сердце-отда--
вала заботе об их коммунистическом вос-
питании.

Всю свою жизнь посвятила `Належла
Константиновна нашей партии, вместе со
всей партией прошла она свой жизненный
ПУТЬ.

Товарищ Крупская была непримирима в
врагам рабочего класса и партии. Надежда
Константиновна глубоко ненавидела пре-
зренных врагов народа, троцкистско-буха-
ринеких ипионов, наймитов фашистских
разведок и призывала народ к беспощад-
ной борьбе с ними.

Горячая любовь товарища Крупской Е
народу привлекала к ней сердца трудя-
щихся. В Надежде Константиновне шли. за
советом, за помощью, делились с ней свои-
ми радостями, рассказывали ей о своих
успехах. Она всегда находила время для
того, чтобы беседовать с людьми. В этой
связи с народом, в простых, задушевных
беседах черпала она новые силы для работы.

Замечательная женщина нашего време-
ни Надежда Константиновна— всегда бы-
ла активным борцом международного рабо-
чего движения и одним из организаторов и
участников борьбы за освобождение жен-
щины во всем мире.

Прекраена и поучительна жизнь Надеж-
ды Константиновны Ерупекой, верного дру-
га Ленина, старого большевика. ea

До самых последних дней своей жизии
неутомимо работала Належда Константи-
новна. Только за день до ее смерти вся
наша партия, вся наша страна отмечали
славное ее 70-летие. Ее приветствовали
Центральный Бомитет нашей партии, пра-
вительство, друзья, товарищи, рабочие,
колхозники, интеллигенция. Все надеялись,
что еще многие годы Надежда Константи-
новна будет плодотворно работать на ’бла-
го страны социализма, что вместе’ с ними
она увидит еще больший расцвет нашей
родины. Этого не случилось. Смерть вы-
рвала из нашей большевистской: семьи ак-
тивного борца за дело коммунизма.

Через несколько дней откроется ХУШ
с’езд Всесоюзной Коммунистической Пар-
тии большевиков. Большевики надеялись
видеть товарища Врупскую в числе деле-
татов и вместе с ней обсуждать величе-
ственный план третьей пятилетки. .

Неумолимая смерть оборвала прекрас-
НУЮ жизнь.

Надежда Константиновна навсегда ушла
от нас, но ее образ, образ самоотвержен-
ного, беззаветно преданного делу Ленина—
Сталина борца за коммунизм будет жить
в сердцах трудящихся. — +

Pew mos. 0. Ф. ЛЕОНОВОЙ

(От работников просвещения)

Товариши! Мы, учителя и, вся интел-.
литенция, вместе с партией, вместе со
всем советским ‘народом тяжело пережива-
Необыкновенно ‘острое, вол-
нующее чувство боли и скорби владеет
нами, Нет больше с нами дорогого нашего
друга, старого большевика и прекрасного
человека Надежды Конетантиновны Ёруп:
ской. Наша родина, ‘наша партия лиши-
лись преданной дочери советского народа,
замёчательного большевика, ближайшего
друга Ленина, верного соратника Сталина.

‘детей.

Всю свою жизнь отлала Надежда Вон-
стантиновна делу народа, делу партии,
неуклонно, непоколебимо проводя в масеы
великие идеи коммунизма.

Весь жизненный путь Надежды  Вон-
стантиновны-—-это путь революционера,
провохящего великие заветы Ленина, путь
государственного деятеля, глубокого, заме-
чательного педагога, боевого борца 3a
культуру, величайшего друга взрослых и

(Окончание речи тов. Леоновой см. на 2-Й стр.)