МА РТ
ВОСКРЕСЕНЬЕ

1939 год
№ 58 (4241)

ЦЕНА 10 КОП.

AAA

ЦЕНТРАЛЬНОГО
и московского
КОМИТЕТОВ

влксм

— ХИШоа СЕЗД = о
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИЙ. (большевиков).

OT

Init VA

HOKRIAT tr. С

АЛ

на ХУШ-ом c’e3ne партии. о работе ЦК ВКП(б).  ;

(Продолжение. Начало см. № 57 от 11 марта с. г.)

2. ПОДБОР КАДРОВ, ИХ ВЫДВИЖЕНИЕ,
НХ РАССТАНОВКА.

Регулирование состава партии и приближение руководящих
органов к конкретной низовой работе не были и не могли быть
единственным средством дальнейшего укрепления партии и ее
руководства. Другим средством укрепления партии з& отчетный
период было коренное улучшение работы с кадрами, улучшение
дела подбора кадров, их выдвижения, их расстановки, их про-
верки в пропессе работы.

Кадры партии — это командный состав партии, & так как
наша партия стоит у власти,— они являются также командным
составом руководящих государственных органов. После того как
выработана правильная политическая линия, проверенная на
практике, кадры партии‘ становятся решающей силой партий-
ного и государственного руководства. Иметь правильную поли-
тическую линию,— Это, конечно, первое и самое важное дело.
Но этого все же недостаточно. Правильная политическая линия
нужна не для декларации, а для проведения в жизнь. Но чтобы
претворить в жизнь правильную политическую линию, нужны
калры, нужны люди, понимающие политическую линию партии,
воспринимающие ее, как свою собственную линию, готовые
провести ее в жизнь, умеющие осуществлять ее на практике
и способные отвечать за нее, защищать ее, бороться 3a Hee. bes
этого правильная политическая линия рискует остаться на бу-
mare.

Здесь именно и встает вопрос о правильном подборе кадров,
о выращивании кадров, о выдвижении новых людей, о правиль-
‚ной расстановке кадров, об их проверке по проделанной работе.

Что значит правильно подбирать кадры?

Правильно подбирать кадры, это еще не значит набрать себе
замов и помов, составить канцелярию и выпускать оттуда раз-
ные указания. (Смех). Это также не значит злоупотреблять
своей властью, перебрасывать без толву десятки и сотни людей
из одного места в другое и обратно и устраивать нескончаемые
«реорганизации». (Смех).

Правильно подбирать калры это значит:

Во-первых, ценить кадры, как золотой фонд партии и госу-
дарства, дорожить ими, иметь к ним уважение.

Во-вторых, знать кадры, тщательно изучать достоинства и
недостатки каждого кадрового работника, знать на каком посту
могут легче всего развернуться способности работника:

В-третьих, заботливо выращивать кадры, помогать кажлому
растущему. работнику подняться вверх, не жзлеть времени, для
того, чтобы терпеливо «повозиться» © такими работниками и
ускорить их рост. К

В-четвертых, во-время и смело выдвигать новые, молодые
кадры, не давая им перестоятьея на старом месте, не давая им

закиснуть.

В-пятых, расставить работников по постам таким образом,
чтобы каждый работник чувствовал себя на месте, чтобы каж-
дый работник мог дать нашему общему лелу максимум того, что
вообще способен он дать по своим личным качествам, чтобы
общее направление работы по расетановке кадров вполне соот-
ветствовало требованиям той политической линии, вс имя прове-
дения которой производится эта расстановка.

Особенное значение имеет злесь вопрос. о смелом и своевре-
менном выдвижении новых, молодых кадров. Я думаю, что У
наших людей нет еше полной ясности в этом вопросе. Одни
считают, что при подборе людей нахо ориентироваться, главным
образом, на старые кадры. Другие, наоборот, думают ориентиро-
ваться, главным образом, на молодые кадры. Мне кажется, что
ошибаются и те и другие. Старые хадры представляют, конечно,
большое богатство для партии и государства. У них есть то, чего
нет у молодых кадров — громадный опыт по руководству, марк-
систско-ленинская принципиальная закалка, знание дела, сила
ориентировки. Но, во-первых, старых кадров бывает всегда мало,
меньше, чем нужно, и они уже частично начинают выходить
из строя в силу естественных законов природы. Во-вторых, у
одной части старых кадров бывает иногда склонность упорно
смотреть в прошлое, застрять на прошлом, застрять на старом
и не замечать нового в жизни. Это называется потерей чувства
нового. Это очень серьезный и опасный недостаток. Что’ касает-
ся молодых кадров, то у них, конечно, нет того опыта, закалки,
знания дела и силы ориентировки, которыми облахают старые
кадры. Но, во-первых, молодые кадры составляют громадное
большинство, во-вторых, они молоды, и им не угрожает, покз-

` что, выход из строя, в-третьих, у них имеется в избытке чув-
ство нового, — драгоценное качество каждого большевистского
работника, и в-четвертых, они растут и просвешаются до того
быстро, они прут вверх ло того стремительно, что недалеко то
время, когла они догонят стариков, станут бок-0-бок с ними и
составят им достойную смену. Следовательно, задача состоит
не в том, чтобы ориентироваться либо на старые, либо на но-
вые кадры, а в том, чтобы держать куре на сочетание, на сое-
динение старых и молодых кадров в олном обттем оркестре руко-
водящей ‘работы партии и государства. (Продолжительные апло-
дисменты).

Вот почему необходимо своевременно и смело выдвигать мо-
лодые кадры на руководящие‘ посты.

Олпо из серьезных достижений партии за отчетный период
в леле укрепления партийного руководства состоит в том, что
онз с успехом проводила снизу доверху этот именно курсе на
сочетание старых и молодых работников в области подбора
кадров.

В Пентральном Комитете партии имеются данные, из которых
видио, что за отчетный период партия сумела выдвинуть на
руководящие посты по государственной и партийной линии 00-
лее 500 тысяч молодых большевиков, партийных и примыкаю-
щих к партии, из них более 20 процентов женщин.

В чем состоят теперь задача?

Задача состоит в том, чтобы взять полностью в одни руки
лело подбора кадров снизу доверху и поднять ero Ha должную,
научную, большевистскую высоту.

Для этого необходимо покончить е расщеплением дела изуче-
Кия, выдвижения и подбора кадров по разным отделам и сек-
торам, сосредоточив его в одном месте.

Таким местом должно быть Управление кадров в составе ЦЕ
ВЕП(б) и соответствующий отдел кадров в составе каждой рес-
публиканской, краевой и областной парторганизации.

3. ПАРТИЙНАЯ ПРОПАГАНДА. МАРКСИСТСКО-
ЛЕНИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЛЕНОВ ПАРТИИ
й ПАРТИННЫХ КАДРОВ.

Есть еще одна область партийной работы, очень важная `и
очень ответственная, по линии которой осуществлялось за отчет-
ный период укрепление партии и ее руководящих органов, —
это партийная пропаганда и агитация, устная и печатная,” ра-
бота по воспитанию членов партии и ‘кадров партии в’ духе
марксизма-ленинизма, работа по. повышению политического и
теоретического уровня партии и ее работников. .

Едва ли есть необходимость распространяться о серъезнейшем
значении дела партийной пропаганды, дела марксиетско-ленин-

ского воспитания наших работников, Я имею в виду не только.

работников партийного апиарата. Я имею в виду также работ-
ников комсомольских, профсоюзных, торгово-кооперативных, хо-
зяйственных, советских, проевещенских, военных и других орга-
низаций. Можно удовлетворительно поставить дело регулирования
состава партии и приближения руководящих органов к низовой
работе; можно удовлетворительно поставить дело выдвижения
кадров, их подбора, их расстановки; но ‘если при всем этом на-
чинает почему-либо хромать наша партийная пропаганда, если
начинает хиреть дело марксистско-ленинекого воспитания наших
кадров, если ослабевает наша работа по повышению политиче-
ского и теоретического уровня этих кадров, а сами кадры пере-
стают в связи с этим интересоваться перспективой нашего дви-
жения вперед, перестают понимать правоту нашего дела и пре-
вращаются в бесперепективных деляг, слепо и механически вы-
полняющих указания сверху,— то должна обязательно захиреть
вся наша государственная и партийная работа. Нужно признать,
как аксиому, что чем выше политический уровень и маркеистеко-
ленинская сознательность работников любой отрасли государ-
ственной и партийной работы, тем выше и плодотворнее сама
работа, тем эффективнее результаты работы, и наоборот,-— чем
ниже политический уровень и марксистско-ленинская сознатель-
ность работников, тем вероятнее срывы и провалы в работе; тем
вероятнее измельчание и вырождение самих работников в деляг-
крохоборов, тем вероятнее их перерождение. Можно с уверенно-
стью сказать, что, если бы мы сумели’ подготовить идеологиче-
ски наши кадры всех отраслей работы и закалить их полити-
чески в такой мере, чтобы они могли свободно ориентироваться
во внутренней и международной обстановке, если бы мы сумели
сделать их вполне зрелыми марксистами-ленинцахи, способными
решать без серьезных ошибок вопросы руководства страной, —

то мы имели бы‘ Все основания” считать” ‘девять десятых веех Ha-

ших ропроеов уже разрешенными. А решить эту задачу мы
безусловно можем, ибо у нас есть все средства и возможности,
необходимые для того, чтобы ‘разрешить ее.

Выращивание и формирование молодых кадров протекает у нас
обычно по отдельным отраслям науки и техники, по специаль-
ностям. Это необходимо и целесообразно. Нет необходимости, что-
бы специалист-медик был вместе с тем‘ специалистом по физике
или ботанике‘ и наоборот. Но есть одна отрасль науки, знание
которой должно быть обязательным для большевиков всех отрас-
лей науки, — это марксистско-ленинская наука об обществе, о
законах развития общества, о законах развития пролетарской
‘революции, о законах развития социалистического строительства,
о победе коммунизма. Ибо нельзя считать действительным
зенинцем человека, именующего себя ленинцем, но замкнувше-
гося в свою специальность, замкнувшегося, скажем, в матема-
тику, ботанику или химию и не видящего ничего дальше своей
специальности. Ленинец не может быть только специалистом
облюбованной им отрасли науки, — он должен быть вместе с тем
политиком-общественником, живо, интересующимся = судьбой
своей страны, знакомым с законами общественного развития,
умеющим пользоваться этими законами и стремящимся быть
активным участником политического руководства страной. Это
будет, конечно, дополнительной нагрузкой для большевиков епе-
пиалистов. Но это будет такая натрузка, результаты и
окупятся © лихвой.

Задача партийной пропаганды, задача марксистско-ленинского
воспитания кадров состоит в том, чтобы помочь нашим кадрам
всех отраслей работы овладеть Е м наукой
о законах развития общества.

Вопрос о мерах улучшения дела пропаганды ‘и марксистеко-
ленинского воспитания кадров был предметом неоднократного
обсуждения ЦВ ВВИ(б) с участием пропагандистов различных
областных парторганизаций. Был учтен при этом выход в свет
«Краткого курса истории ВЕП(б)» в сентябре 1938 года. Было
установлено, что выход в свет «Краткого курса истории ВЕП(б)»
кладет начало новому размаху марксистско-ленинской пропаган-
ды в нашей стране. Результаты работ ЦЕ ВЕП(б) опубликованы
в известном его постановлении «0 постановке партийной про-
паганды в связи`е выпуском «Краткого курса истории ВЕП(б)».

Исходя из этого постановления и учитывая известные реше-
пия мартовского пленума ЦЕ ВЕП(б) в 1937 г. «0 недостатках
партийной работы», ЦВ ВКП(б) наметил следующие главные
мероприятия по устранению недостатков в области партийной
пропаганды и улучшению ‘дела марксистско-ленинекого  воепи-
тания членов партии и партийных кадров:

1. Соередоточить в одном месте дело партийной пропаганды и
атитации и об’единить отделы пропаганды и агитации и отделы
печати в едином Управлении пропаганды и агитации в составе
ЦЕ РКП(б), е организацией соответствующего отдела пропаган-
ды и агитации в составе каждой республиканской, краевой и
областной парторганизации;

2. Признавая неправильным увлечение кружковой. системой
пропаганды и считая более целесообразным метод индивихуаль-
ного изучения членами партии основ марксизма-ленинизма, 09-
средоточить внимание партии на пропаганде в печати и органи-
зации лекционной системы пропаганды;

3. Организовать в каждом областном центре годичные Курсы
переподготовки для низового звена наших кадров;

4. Организовать в ряде центров нашей страны лвухтодичную
Ленинскую школу для среднего звена наших кадров;

5. Организовать Высшую школу марксизма-ленинизма при
ЦЕ ВКП(б).с трехгодичным курсом для подготовки квалифици-
рованных теоретических кадров. партии;

6. Создать в ряде центров нашей страны годичные Курсы
„переподтотести пропагандистов и газетных работанкев; у

т. а ‘при Высшей школе марксизма-ленинизма шести-
месячные Курсы для переподготовки преподавателей. марксизма-
ленинизма ‘в вузах,

Нет сомнения, что осуществление этих мероприятий, которые
уже проводятся, но еще не проведены в достаточной мере,
не замедлит дать свои блатие результаты. :

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ.

Б числу недостатков нашей пропагандистской и идеологи-
ческой работы нужно отнести также отсутствие полной ясности

среди наших товарищей в некоторых вопросах теории, имеющих.

серьезное практическое значение, ‘наличие некоторой неразбе-
рихи в этих вопросах. Я имею в виду вопрос о государстве
вообще, особенно © нашем социалистическом государстве’ и
вопрос о нашей советской интеллигенции.

Иногда спрашивают: «эксплуататорские классы у нас
уничтожены, враждебных классов нет больше в стране, пода-
влять некого, значит, нет больше нужды в государстве, оно
должно отмереть,— почему же мы не содействуем отмиранию
нашего социалистического государства, почему мы He ста-
раемея покончить с ним, не пора ли выкинуть вон весь этот
хлам государственности? »

Или еще: «экеплуататорекие классы уже уничтожены у нас,
социализм в основном построен, мы идем в коммунизму,

‚8 марксистекое учение о государстве говорит, что при ROM-

мунизме не должно быть никакого государства,— почему мы
He содействуем отмиранию нашего социалистического гоеу-
дарства, не пора ли сдать государство в музей древностей?»
Эти „. вопросы свидетельствуют 9 TOM, .4TO их авторы
добросовестно: Заучили отдельные положения учения Маркса и
Энтельса о. государстве. Но они говорят также о том, что эти
товарищи не поняли существа этого учения, ‚не разобрались,
в каких исторических условиях вырабатывалиеь отдельные
положения этого учения ‘и, особенно, нб поняли современной
международной обстановки, проглядели факт капиталистического
окружения и вытекающих из него опасностей для страны
социализма. В этих вопросах сквозит не только недооценка
факта капиталистического окружения. В них сквозит также
недооценка роли и значения буржуазных государств и их
органов, засылающих в нашу страну шпионов, убийц и вре-
дителей и старающихся улучить минуту для военного напа-
дения на нее, равно’ как сквозит недооценка роли и значения
нашего социалистического государства и. его военных, ка-
рательных и разведывательных органов, необходимых для защи-
ты страны социализма ‘от: нападения: извне» .Нужно_ признать,

‘что в этой недосценке‘ грешны не только вышеупомянутые

товарищи. В ней трешиы ‘также в” ‘известной мере Bce MBI,
большевики, все 063’ исключения. Разве не удивительно, что
0. шпионской и затоворщической деятельности верхушки троп-
кистов и бухаринцев узнали мы лишь в последнее время,
в 1937—1938 годах, хотя, как вилно из материалов, эти
тоспода состояли’ в ипионах иностранной разведки и вели
затоворщическую деятельность уже в первые дни Октябрьской
революции? Как мы мотли проглядеть это серьезное дело?
Чем об’яснить этот. промах? Обычно отвечают на этот вопрос
таким образом: мы не могли предположить,
могут пасть так низко. Но это не об’яснение и тем более
не оправдание, ибо факт промаха остается фактом. Чем
об’яснить такой промах?  Об’ясняется этот промах недооценкой
вилы и значения механизма окружающих нас буржуазных
тосударств и’ их ‘разведывательных. органов, старающихся
использовать слабости людей, их тщеславие, их бесхарактер-
ность для того, чтобы ‘запутать их ‘в свои шпионские сети
и окружить ими органы Советского государства. 0Об’ясняется
он недооценкой роли и значения механизма нашего социалиети-
ческого государства и его разведки, недооценкой этой разведки,
болтовней о том. что разведка при’ Советском государетве—
мелочь и пустяки, ‘что советскую разведку, как и само Совет-
ское государство, скоро придется сдать в музей древностей.

На какой. почве могла возникнуть У нас эта, недооценка?

Она возникла на. почве недоработанности и недостаточности
некоторых общих положений учения марксизма о государстве.
Она получила распространение веледствие ‘налего непозволи-
тельно-беспечного отношения к вопросам теории государства,
несмотря на то, что мы имеем практический опыт двадцатилет-
ней государственной деятельности, дающий богатый материал
для теоретических обобщений, несмотря на то, что у нас есть
возможность при желании е успехом восполнить этот теоретиче-
ский пробел. Мы забыли важнейшее указание Ленина о теоре-
тических обязанностях русских. марксистов, призванных разра-
‘ботать далыше теорию марксизма. Вот что говорит Ленин на
этог счет:

«Мы вовсе не ‘смотрим. на теорию Маркса как на нечто
законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив,
что она положила только краеутольные камни той науки,
которую социалисты должны двигать дальше во всех напра-
влениях, если они не хотят отстать от жизни. Мы думаем, что
для русских социалистов особенно необходима самостоятельная
разработка теории Маркса, ибо эта теория дает лишь общие
руководящие положения, которые применяются в частности
к Англии иначе, чем к Франции, к Франции иначе, чем к Гер-
мании, к Германии иначе, чем к России» (Ленин, т. П,
стр. 492).

Взять, например, классическую формулу теории развития
_ социалистического государства, данную Энгельсом:

«Когда пе будет общественных классов, которые нужно
держать, в подчинении, когда не будет господства одного
класса над другии’и борьбы за существование, коренящеёйся
в современной ‘анархии производства, котла будут устранены
вытекающие отсюда столкновения и насилия, тогда уже
‘некого будет подавлять и сдерживать, тогда исчезнет налоб-
ность в государственной власти, исполняющей ныне эту

° ‘функцию. Первый акт, в котором государство выступит дей-
ствительным представителем всего общества — обращение
средетв производетва”в общественную собственность, — будет
его последним самостоятельным действием в качестве госу-
даретва. Вмешательство государственной власти в обществен-
ные отношения станет мало-помалу излишним и‘ прекратител
само ‘собою. На место управления лицами становится управ-
ление вещами и руководство производственными процессами.

Государетво не «отменяется», оно отмирает» (Ф. Энгельс,

«Антидюринг», 1933 г., издание Партиздата, стр. 202).

Правильно ли это положение Энгельса?

Да, правильно, но при одном из двух условий: a) если вести
изучение социалистического государства с точки зрения только
дищь внутреннего. развития. страны, заранее отвлекаясь от
международного фактора, изотируя страну и тосударотео для

что эти люди.

удобства исследования от международной обстановки, или 6) если
предположить, что социализм уже победил во всех странах или
в большинстве стран, вместо капиталистического окружения
имеется налицо окружение социалистическое, нет больше угрозы
нападения извне, нет больше нужды в усилении армии и 10су-
дарства.

Ну, а если социализм победил только в одной, отдельно взя-
той стране, и отвлекаться, ввиду этого, от международных усло-
Bu никак невозможно,— как быть в таком случае? На этот
вопрос формула Энгельса не дает ответа. Энгельс собственно и
неё ставит себе такого вопроса, следовательно, у него не могло
быть ответа на этот вопрос. Энтелье исходит из того предполо-
жения, что социзлизы уже победил более или менее одновре-
менно во всех странах или в большинстве стран. Следовательно;
Энтелье исследует здесь не то или иное конкретное социалисти-
ческое государство той или иной отдельной страны, а развитие
социалистического государства вообще при допущении факта
победы социализма в большинстве стран — по формуле: «допу-
стим, что социализм победил в большинстве стран, спраши-
вается — какие изменения должно претерпеть в этом случае про-
летарское, социалистическое тосударство». Только этим общим
и абстрактным характером проблемы можно об’яснить тот факт,
что при исследовании вопроса о социалистическом государстве
Энгелье совершенно отвлекается от такого фактора, как межху-
народные условия, международная обстановка.

Но из’ этого следует, что нельзя распространять общую
формулу Энгельса о судьбе социалистического государства вообще
‘на частный и конкретный случай побелы социализма в одной,
отдельно взятой стране, которая имеет вокруг себя капитали-
стическое окружение, которая подвержена „угрозе военного напа-
дения извне, которая не может ввиду этого отвлекаться от
международной оботановки и которая должна иметь в ‘своем
распоряжении и хорошо обученную армию, и хорошо организо-
ванные карательные органы, и крепкую разведку, следователь-
но, должна иметь свое достаточно сильное государство, — для
того, чтобы иметь возможность защищать завоевания социа-
лизма от нападения извне.

Нельзя требовать от классиков марксизма, отделенных от на-
шего времени пернодом в 45—55 лет, чтобы они предвидели
все и всякие случаи зитзагов истории в каждой отдельной стране
в далеком будущем. Было бы смешно требовать, чтобы классики
‘марксизма выработали для нас тотовые решения на все и
‘всякие теоретические вопросы, которые могут возникнуть в каж-
дой отдельной стране спустя 650—100 лет, с тем, чтобы мы,
потомки классиков марксизма имели возможность спокойно
лежатьона печке и жевать готовые решения. (Общий смех). Но
мы можем и должны требовать от марксистов-ленинцев нашего
времени, чтобы оци не ограничивались заучиванием отдельных
общих положений марксизма, чтобы они вникали в существо
марксизма, чтобы они научились учитывать опыт двадцати-
летнего существования социалистического государства в нашей
стране, чтобы они научились, наконец, опираясь на этот опыт
ц исходя из существа марксизма, конкретизировать отдельные
общие положения марксизма, уточнять и улучшать их. Ленин
написал свою знаменитую книгу «Государство и революция»
в августе 1917 года, т. е. за несколько месяцев до Октябрь-

ской революции и создания Советского государства, Главную ©

задачу этой книги Ленин видел в защите учения Маркса и
Энгельса о государстве от искажения и опошления со стороны
оппортуниетов. Ленин собирался написать вторую часть «Го-
сударства и революции», где он рассчитывал подвести главные
итоги опыта русских революций 1905-го ‘и 1917-го года.
Не может быть сомнения, что Ленин имел в виду во второй
части своей книги разработать и развить дальше теорию госу-
дарства, опираясь на опыт существования Советской власти
в нашей стране. Но смерть помешала ему выполнить эту 32-
хачу. Но чего не успел сделать Ленин, должны сделать ‘его
ученики. (Бурные апладибменты).

Государство возникло на основе раскола общества на враждеб-
ные классы, возникло для того, чтобы держать в узде эксплуа-
тируемое большинство в интересах эксплуататорского меньшин-
ства. Орудия власти государства сосредоточивались, главным
образом, в армии, в карательных органах, в разведке, в тюрь-
мах. Две основные функции характеризуют деятельность госу-
дарства: ‘внутренняя (главная) — держать  эксплуатируемое
большинство в Узде и внешняя (не главная) — расширять тер-
риторию своего, господствующего класса за счет территория
других государств, или защищать территорию своего государ-
ства OT нападений со стороны других ‘государств. Так было
дело’ при рабовладельческом строе и феодализме. Так обстоит
дело при капитализме.

Чтобы’ свергнуть капитализм, необходимо было не только
снять с власти буржуазию, не только экспроприировать каци-
талистов, но и разбить вовсе ‘тосударетвенную машину Oyp-
жуззии, ее старую армию, ее бюрократическое чиновничество,
ее полицию, и поставить на ее место новую пролетарекую №-
сударственноеть, новое социалистическое государство. Больше-
вики, как известно, так именно и поступили. Но из этого во-
все не следует, что у нового пролетарского государства нё мо-
гут сохраниться некоторые функции старого государства, из-
мененные применительно в потребностям пролетарского государ-
ства. Из этого тем более He следует, что’ формы нашего
социзлистического ‘государства должны ‘остаться неизменными,
что все первоначальные функции нашего государства должны
полностью сохраниться и в лальнейшем. На самом деле формы
нашего государства меняются и будут меняться в зависимости
от развития нашей страны и изменения внешней обстановки.

Ленин совершенно прав, когла он говорит: :

«Формы ‹ буржуазных государств чрезвычайно  разнооб-
разны, но суть их одна: все эти государетва являются: так
или иначе, но в последнем счете обязательно диктатурой
буржуазии. Переход от капитализма к коммунизму, конечно,
не может не дать громадного обилия. и разнообразия полити-
ческих форм, но сущность булет при этом неизбежно одна:

динтатура пролетариата». (Ленин, т. ХХ], стр. 393).

Со времени Октябрьской революции name социалистическое
государство прошло в своем развитии две главные фазы.

Первая фаза — это период от Октябрьской революпии. до лик-
видации эксплуататорских классов. Основная задача этого. пе-
риода состояла в подавлении сопротивления свергнутых клас-
сов, в организации обороны страны от нападения интервентов,
в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, ‘в
подготовке ‘условий для ликвидации капиталистических элемен-
тов. Сообразно с’ этим ваше государство осуществляло в этот
период две основные функции. Первая функция — подавление

(Окончание см. на.2-й стр.)

ЗА