ОТЧЕТНЫЙ ДОКЛАД
на ХУШ-ом с’езде партии
о работе ШК ВКП(б).

(Окончание)

свергнутых классов внутри страны. Этим’ наше государство
внешним образом напоминало предыдущие государства, функ-
пия которых состояла в подавлении непокорных, с той однако
принципиальной разницей, что наше государство . подавляло
эксплузтаторское меньшинство во имя интересов трудящегося
большинства, тогда как предыдущие государства подавляли экс-
пзуатируемое большинство во имя интересов эксплуататорского
меньшинства. Вторая функция — оборона страны от нападе-
ния извне. Этим оно также напоминало внешним образом
предыдущие государства, которые также занимались вооружен-
ной защитой своих стран, е той однако принципиальной раз-
ницей, что наше государство защищало от внешнего нападения
завоевания трудящегося большинства, тогда как предыдущие
тосударства защищали в таких случаях богатство и привилегии
эксплуататорского меньшинства. Была здесь еще третья
функция — это  хозяйственно-организаторская и культурно-
воспитательная ‘работа органов нашего государства, имевшая
своей целью развитие ростков нового, социалистического хозяй-
ства и перевоспитание людей в духе социализма. Но эта новая
функция не получила в этот период серьезного развития.
Вторая фаза — это период от ликвидации капиталистичесвих
элементов города и деревни до полной победы социзлистической
системы хозяйства и принятия новой Конетитуции. Основная
задача этого периода — организация социалистического хозяй-
ства по всей стране и ликвидация последних остатков `‘ка-
питалистических элементов, организация культурной революции,
организация вполне современной армии для обороны страны,
Сообразно с этим изменились и функции нашего социалистиче-
ского государства. Отпала — отмерла функция военного пода-
вления внутри страны, ибо эксплуатация уничтожена, эксплуа-
тзторов нет больше и подавлять некого. Вместо функции пода-
вления появилась у государетва функция охраны социалистиче-
ской собственности от воров и раехитителей народного добра.
Сохранилась полностью функция военной защиты страны от
нападений извне, стало быть, сохранились также Красная
армия, Военно-Морской флот, равно как карательные органы
и разведка, необходимые для вылавливания и наказания питио-
нов, убийц, вредителей, засылаемых в нашу страну иностран-
ной разведкой. Сохранилась и получила полное развитие функ-
ция хозяйственно-организаторекой и культурно-воспитательной
работы государственных органов. Теперь основная задача наше-

го государства внутри страны состоит в мирной хозяйственно-

организаторской и  культурно-воспитательной работе. Что
касзется нашей армии, карательных органов и разведки, то они
своим острием обращены уже не во внутрь страны, & во вне
ее, против внешних врагов.

Как видите, мы имеем теперь совершенно новое, социзлисти-
ческое государство, не виданное еще в истории и значительно
отличающееся по своей форме и функциям от социзлистиче-
ского государства первой фазы.

Но развитие не может остановиться на этом. Мы идем даль-
ше, вперед, к коммунизму. Сохранится ли у нас государство
также и в период коммунизма?

Да, сохранится, если не будет ликвидировано капиталисти-
ческое окружение, если не будет уничтожена опасность воен-
ных нападений извне. При этом понятно, что формы нашего
тосударства вновь будут изменены, сообразно 6 изменением
внутренней и внешней обстановки.

Нет, не сохранится и отомрет, если капиталистическое окру-
жение будет ликвидировано, если оно будет заменено окруже-
нием социалистическим.

Так обстоит дело с вопросом о социалистическом государстве.

Второй вопрос — это вопрос о советской интеллигенции,

В этом вопросе, так же как и в вопросе о государстве, су-
ществует в нашей партии некоторая неясность, неразбериха.

Несмотря на полную ясность позиции партии в вопросе
о советской интеллигенции, в нашей партии все еще имеют
распространение взгляды, враждебные к советской интеллиген-
ции и несовместимые с позицией партии. Носители этих непра-
вильных взглядов практикуют, кзк известно, пренебрежитель-
ное, презрительное отношение к советской интеллигенции, рас-
ематривая ее как силу чуждую и даже враждебную рабочему
классу и крестьянетву. Правда, интеллигенция за период совет-
ского развития успела измениться в корне, как по своему с0-
ставу, так и по своему положению, сближаясь с народом и
честно сотрудничая с ним, чем она принципиально отличается
от старой, буржуазной интеллигенции. Но этим товарищам, по-
видимому, нет дела до этого. Они продолжают дудить в старую
дудку, неправильно перенося на советскую интеллигенцию те
взгляды и отношения, которые имели свое основание в старое
время, когда интеллигенция находилась на службе у помещи-
EOB и капиталистов. р

В старое, дореволюционное время, в условиях капитализма.
интеллигенция состояла прежде всего из людей имущих клас-
COB,— дворян, промышленников, купцов, кулаков и т. п. Были

в рядах интеллигенции также выходцы из мещан, мелких чи-
новников и даже из крестьян и рабочих, но они не играли
и не могли играть там решающей роли. Интеллигенция в целом
кормилась у имущих классов и обслуживала их. Понятно по-
этому то недоверие, переходившее нередко в ненависть, которое
питали к ней революционные элементы нашей страны и пре-
жде всего рабочие. Правда, старая интеллигенция дала отдель-
ные единицы и десятки смелых и революционных людей, етав-
ших на точку зрения рабочего класса и связавших до конца
свою судьбу с судьбой рабочего класса. Но таких людей среди
интеллигенции было слишком мало, и они не могли изменить
физиономию интеллигенции в Целом.

Дело с интеллигенцией изменилось, однако, в корне после
Октябрьской революции, после разгрома иностранной военной
интервенции, особенно после победы индустриализации и кол-
лективизации, когда уничтожение эксплуатации и утверждение
социалистической системы хозяйства создали реальную возмож-
ность дать стране и провести в жизнь новую Конституцию.
Наиболее влиятельная и квалифицированная часть старой ин-
теллигенции уже в первые дни Октябрьской революции ‘отколо-
лась от остальной массы интеллигенции, об’явила борьбу Со-
ветской власти и пошла в саботажники. Она понесла за это
заслуженную кару, была разбита и рассеяна органами Совет-
ской власти. Впоследствии большинство уцелевших из них
завербовалось врагам нашей страны ‚во вредители, в шпионы,
вычеркнув себя тем самым из рядов интеллигенции. Другая часть
старой интеллигенции, менее квалифицированная, но более мно-
гочисленная, долго еше продолжала топтаться на месте; выжи-
дая «лучших времен», но потом, видимо, махнула рукой и ре-
шила пойти в службисты, решила ужиться с Советской властью.
Большая часть этой группы старой интеллигенции успела уже
состариться и начинает выходить из строя. Третья часть старой
интеллигенции, главным образом рядовая ее часть, имевшая еще
меньше квалификации, чем предыдущая часть, присоединилась
в народу и пошла за Советской властью, ЕЙ необходимо было
доучиваться, и она действительно стала доучиваться в наших
вузах. Но наряду с этим мучительным процессом дифференциа-
ции и разлома старой интеллигенции шел бурный процесе фор-
мирования, мобилизации и собирания сил новой интеллиген-

`самым настоящими людьми, становятся, людьми второго сорта.

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

Е ЕЕ а

ции. Сотни тысяч молодых людей, выходцев из рядов рабочего
класса, крестьянства, трудовой интеллигенции пошли в вузы и
техникумы и, вернувшись из школ, заполнили поредевшие ряды
интеллигенции. Они влили в интеллигенцию новую кровь и ожи-
вили ее по-новому, по-советеки. Они в корне изменили весь облик
интеллигенции, по образу своему и подобию. Остатки старой
интеллигенции оказались растворенными в недрах.новой, совет-
ской, народной интеллигенции. Создалась, таким образом, новая,
советская интеллигенция, тесно связанная с народом и готовая
в своей массе служить ему верой и правдой.

В итоге мы имеем теперь многочисленную, новую, народную,
социзлистическую интеллигенцию, в корне отличающуюся от
старой, буржуазной интеллигенции как по своему составу, так и
по своему социально-политическому облику.

К старой дореволюционной интеллигенции, служившей поме-
щикам и капиталистам, вполне подходила старая теория 06
интеллигенции, указывавшая на необходимость недоверия к ней
и борьбы с ней. Теперь эта теория отжила свой век и она уже
не подходит к нашей новой, советской интеллигенции. Для но-
вой интеллигенции нужна новая‘ теория, указывающая на необ-
ходимость . дружеского отношения к HEH, заботы о ней, уваже-
ния к ней и сотрудничества © ней во имя интересов рабочего
класса и крестьянства. }

Кажется, понятно.

Тем более удивительно и странно, что после всех этих корен-
ных изменений в положении интеллигенции у нас в партии еще
нмеются, оказывается; люди, пытающиеся старую теорию, на-
правленную против буржуазной интеллигенции, применить к
нашей новой, советской интеллигенции, являющейся в своей
основе социалистической интеллигенцией. Эти люди, оказывает-
ся, утверждают, что рабочие и крестьяне, недавно еще работав-
шие по-стахановски на заводах и в колхозах, а потом направ-
ленные в вузы для получения образования, ‘перестают быть тем

Выходит, что образование — вредная и опасная штука. (Смех).
Мы хотим сделать всех рабочих и всех крестьян культурными
и образованными, и мы сделаем это со временем. Но по взгляду
этих странных товарищей получается, что подобная затея таит
в себе большую опасность, ибо побле того как рабочие и кре-
стьяне станут культурными и образованными, они могут ока-
заться перед опасностью быть зачисленными в разряд людей
второго сорта. (Общий смех). Не исключено, что со временем
эти странные товарищи могут докатитьея до воспевания отета-
лости, невежества, темноты, мракобесия. Оно и понятно. Теоре-
тические вывихи никогда не вели и неё могут вести к добру.

Так обстоит дело с вопросом о нашей новой, социалистиче-

ской интеллигенции.

* =

Наши задачи в области дальнейшего укрепления партии:

1. Систематически улучшать состав партии, подымая уро-
вень сознательности членов партии и принимая в ряды партии
в порядке индивидуального отбора только лишь проверенных и
преданных делу коммунизма товарищей;

2. Приблизить руководящие органы к низовой работе с тем,
чтобы сделать их руководящую работу все более оперативной
и конкретной, все менее. заседательской и канцелярской;

3. Централизовать дело подбора кадров; заботливо выращи-
вать кадры, тщательно изучать достоинства и ‘недостатки ра-
ботников, смелее выдвигать молодых работников, приспособлять
дело подбора и ‘расстановки кадров к требованиям политической
линии партии; 4

4. Централизовать дело партийной пропаганды и агитации,
расширить пропаганду идей марксизма-ленинизма, поднять тео-
ретический уровень и политическую: закалку наших кадров.

= *
*

Товарищи! Я кончаю свой отчетный. доклад.

Я обрисовал в общих чертах путь, пройденный нашей пар-
тией за отчетный период. Результаты работы партии и ее ЦК
за этот. период известны. Были`у нас недочеты и оптибки. Пар-
тия и ее ЦК не скрывали их и старались их исправить. Есть и
серьезные успехи и большие достижения, которые не должны
вскружить нам голову.

Главный итог состоит в том, что рабочий класс нашей стра-
ны, уничтожив эксплуатацию человека человеком и утвердив
социалистический строй, доказал всему миру правоту своего
дела. В этом главный итог, так как он укрепляет веру в силы
рабочего класса и в неизбежность его окончательной победы.

Буржуазия всех стран твердит, что народ не может обойтись
без капиталистов и помещиков, без купнов и кулаков. Рабочий
класс нашей страны доказал на деле, что народ может с успе-
хом обойтись без эксплуататоров.

Буржуазия всех стран твердит, что рабочий класс, разрушив
старые буржуазные порядки, не’ способен построить что-либо
новое, взамен старого. Рабочий класс нашей страны доказал на
деле, что он вполне способен не только разрушить старый строй,
но и построить новый, лучший, социалистический строй и при
том такой строй, который не знает ни кризисов, ни безработицы.

Буржуазия всех стран твердит, что крестьянство не способно
стать на путь социализма. Колхозное крестьянство нашей стра-
ны доказало на деле, что оно может с успехом стать на путь
социализма.

Главное, чего особенно добиваются буржуазия всех стран
и ее реформистские прихвоетни,— это то, чтобы искоренить
в рабочем классе веру в свои силы, веру в возможность
и неизбежность его победы и тем самым увековечить капи-
талистическое рабство. Ибо буржуазия знает, что если капи-
тализм еще не свергнут и он продолжает все еще существо-
вать, то этим он обязан не своим хорошим качествам, а. тому,
что у пролетариата нет еще достаточной веры в возможность
своей победы. Нельзя сказать, чтобы старания буржуазии
в этом направлении оставались вполне безуспешными. Нужно
признать, что буржуазии и ee атентам в рабочем классе
удалось в известной мере отравить душу рабочего класса ядом
сомнений и неверия. Если успехи рабочего класса нашей
страны, если его борьба и победа послужат к тому, чтобы
поднять дух рабочего класса капиталистических стран и
укрепить в нем веру в свои силы, веру в свою победу, то наша
партия может сказать, что она работает недаром. Можно
не, сомневаться, что так оно и будет. (Бурные продолжительные
аплодисменты).

Да здравствует наш победоносный рабочий класс! (Аплодис-
менты).

Да здравствует наше победоноеное колхозное крестьянетво!
(Аплодисменты).

Да здравствует
(Аплодисменты).

Да здравствует великая дружба народов нашей страны!
(Аплодисменты).

Да здравствует Всесоюзная коммунистическая партия боль-
шевиков! (Аплодисменты),

(Все делегаты встают, стоя приветствуют товарища Сталина и
устраивают ему продолжительную овацию. Возгласы: «Ура!
Да здравствует товарищ Сталин! Великому Сталину — ура!
Нашему любимому Сталину — ура!»).

наша социалистическая интеллигенция!

ЕЕ: ЕЕ ЛИВИИ
СЫ О ооНЫ БВ о ва Е ЕЕ PE ied ЕР ae ee ms 4 a

es ЧТЗЕ

CEE

12 марта 1939 г., № 58 (4241)

wb: WIRE es es ee ee

ДНЕВНИК С?ЕЗДА.

11 марта, утреннее заседание.
a eR eg te, epee

Еще задолго до начала заседания все
на местах. Среди делегатов исторического
с’езда большевистской партии чувствуется
большой  под’ем, вызванный докладом
товарища Сталина.

Наступил час работы. Появление за
столом президиума руководителей партии
горячо приветствуется делегатами. Предее-
дательствующий тов. Жданов предоставляет
слово тов. Владимирскому для отчетного
доклада Центральной ревизионной комиссии.

Встреченный аплодисментами докладчик
делает подробный обзор состояния финан-
совото хозяйства партии.

За истекший период ЦЕ ВЕП(б) строго
следил за состоянием финансового хозяй-
ства в обкомах, крайкомах и отдельных
низовых парторганизациях.

Улучшение финансового хозяйства, вон-
троль за расходованием средств партии
остается и впредь важной задачей работы
партийных организаций.

Во второй части своего доклада тов.
Владимирский отмечает улучшение учета
членов и кандидатов партии, как в самом
аппарате ЦЕ, так и в нижестоящих орга-
нах. Проверка и обмен партийных доку-
ментов способствовали упорядочению систе-
мы учета и хранения партийных докумен-
тов.

Центральная ревизионная комиссия си-
стематически проверяла постановку дела
разбора жалоб и заявлений от членов пар-
тии и беспартийных граждан, поступав-
ших в Центральный Вомитет и обкомы
партии.

Проверка, произведенная в аппарате
ЦЕ, показала, что этому важнейшему делу
уделяется здесь огромное внимание.

—. Ни одно заявление, ни одно письмо
в ЦВ не остается без внимания и контро-
ЛЯ,— отмечает докладчик —в этом про-
является чуткое и заботливое отношение
к людям со стороны Центрального Воми-
тета и лично товарища Сталина (в зале
шумные аплодисменты).

Докладчик призывает учиться работать
по-большевиетски, как учил всегда
работать товарищ Ленин, как учит нае
работать товарищ Сталин. 1

Упоминание имени товарища Сталина
вызывает бурные аплодисменты, переходя-
щие в овации. Все встают, раздаются воз-
гласы: «ура», «да здравствует товарищ
Сталин!>.

С’езд приступает в заслушиванию, отчет-
ного доклада делегации ВКП(б) в ARKH.
Слово для доклада предоставляется
товарищу Мануильскому.

В своем обширном докладе т. Мануиль-
ский дал глубокий анализ международного
положения, состояния рабочего движения,
осветил деятельность и задачи Коммуни-
стического Интернационала и его секций.

— Доклад товарища Сталина ua XVIII
с’езде партии, — говорит докладчик, — это
историческая веха, знаменующая собою
вступление СССР в новую полосу развития,
в полосу завершения построения бесклассо-
вого  сопиалистического общества и
постепенного переходз. от социализма к ком-
мунизму. Победа социализма в СССР рево-

люционизирует трудящиеся массы в капи-
талистических странах, вызывает страх ми-
ровой реакции перед страной; осуществля-
ющей, вопреки всем козням капиталисти-
ческого окружения, свои великие задачи.

Докладчик отмечает, что товарищ Сталин
еще на’ ХУП партийном с’езде гениально
предсказал, что депрессия, наступившая
после кризиса 1929—33 г.т., будет не
обычной депрессией, а депрессией «особого
рода». а

Характеризуя международное положение,

товарищ Сталин подчеркнул тогда, что дело.

явным образом идет к новой империзлисти-
ческой войне.

Этот прогноз товарища Сталина целиком
и полностью подтвердился.

Тов. Мануильский напоминает о возник-
новении второй империалистической войны,
он подчеркивает, что авантюры Фашизма
встречают поддержку всех сил мировой
реакции. о

Реакционные правители так’ называемых
демократических стран стремятся напра-
вить агрессию фашизма против CCCP и
откупиться от притязаний агрессоров на
колонии этих стран. В то же время англий-
ские реакционеры непрочь руками СССР
обломать зубы германского империализма,
ослабить Германию, сохранив за’ англии-
ским империализмом господствующее поло-
жение в Европе.

Английские реакционеры стремятся и Е
тому, чтобы разделить вместе с Италией за
счет Франции ее сферу влияния в Среди-
земном море, оторвав одновременно Италию
от блока с Германией. На Дальнем Востоке
английские реакционеры мечтают о разделе
Китая, но они не препятствуют и истоще-
Ha Японии, чтобы потом выступить в ро-
ли арбитра для установления нового ‘«мюн-
хенского» мира на Дальнем Востоке.

Английская реакция, наконец, не хочет
допустить крушения фаптистского режима
ни в Германии, ни в Италии, ни в Японии.

«Английский капитализм, — говорил
товарищ Сталин еще в 1927 году,— всегда
был, есть и будет наиболее злостным ду-
шителем народных революций... Но англий-
ская буржуазия не любит воевать своими
собственными руками, она всегда предпочи-
тала войну чужими руками».

Своими разбойничьими планами англий-
ская реакционная буржуазия роет себе мо-
гилу. :

Мюнхенский затговор—это коварный, но
безнадежный план английской реакционной
буржуазии. Не мир принесли человечеству
мюнхенекие «миротворцы», они ‘несут но-
вую мировую империалистическую войну.
После Мюнхена произошел новый скачок
вооружений.

3a истекшее пятилетие еще более
углубилась пропасть между победившим со-
циализмом и паразитическим, гниющим кд-
питализмом.

СССР идет вверх, к вершинам бесклас-
совото общества, к коммунизму. Капитали-
стический мир катится вниз, к экономиче-
ским кризисам, реакции, войнам.

Тов. Мануильский переходит ко второй
части своего доклада-—0обзору борьбы ком-
мунистических партий за единый и парод-
ный знтифашистский фронт.

всех
«Да здравствует ‘великий ‘вождь миров

Содержательный, - яркий доклад ть,
Мануильского неоднократно прерывает
бурными аплодисментами _с©’езда. Делетаты
с’езда горячо выражают свою братскую в-
лидарность с коммунистическими партиями,
с трудящимися массами капиталистических
стран:

Почти три года, говорит т. Мануильский,
маловобруженный  испанекий народ ведет
неравную борьбу за дело всего передовото
и прогрессивного человечества. Эта упор-
ная борьба в течение долгого времени ста-
ла возможной потому, что в “Испании бы
установлено единство действий рабочет
класса, был выкован тесный союз рабочем
класса с крестьянством и народные массы
страны были об’единены единым антиба-
шистским народным фронтом. Испанский
народ пользовался в своей борьбе междуна-
родной поддержкой трудящихся и преж
всего политической поддержкой народов
CCCP и отца всех трудящихея-——товарища
Сталина.

С’езд большевиков горячо приветствует
испанский народ, показывающий веему му.
ру образцы героизма.

Война в Китае против японского импе-
ризлизма принимает характер всенародной
освободительной войны.

Мировой реакции не поставить на коле-
ни великие народы Китая и Испании.

В третьем разделе своего доклада тов,
Мануильский говорит о соетоянии секций
Коммунистического Интернационала.

Коммунистический Интернационал на-
считывал в капиталистических странах к
моменту ХУП с’езда ВКП(б) 860.000 ком-
мунистов. Сегодня в его рядах 1.200.009
человек. Число комсомольцев, примыкаю-
щих к КИМ’ молодых революционеров,
выросло со 110 тысяч человек до 746 тн.
сяч. В целом-—это армия почти в 2 миа.
лиона человек. :
® Рассказав 0 задачах, стоящих пере
братскими компартиями, тов. Мануильский
подчеркивает, что Коммунистический Ин-
тернационал шел всегда по пути, указан-
ному Лениным и. Сталиным.

Под руководством Сталина Всесоюзная
Коммунистическая партия большевиков т
советский народ смели с лица земли @-
шистскую агентуру-—троцкистско-бухарин-
ских и иных бандитов.

‚Товарищ Сталин не только отстоял ве-
ликое учение Маркса—Энгельса— Ленина
от извращений вражескими элементами, но
он развил это учение’ дальше применитель-
нок новым условиям общего кризиса капи-
тализма и победы социализма в СССР. 0н
вооружил этим учением пролетариат. On
наполнил рабочих ‘всех стран уверен-
ностью в победе.

Ставка мировой буржуазии была и by-
дет бита, потому, что на страже интере-
сов трудящихся всего’ мира, — заканчивает
докладчик, —©стоит гений всего трудящего-
ся человечества—наш родной, любимый
Сталин.

Заключительные слова тов. Мануильско-
го тонут в бурных овациях всего Bada. Co
сторон несутся возгласы: «Ура»,

воммунизма товарищ Сталин!»

11 марта, вечернее заседание.

Мы являемся счастливыми свидетелями
события величайшего исторического значе-
ния. Это событие — ХУШ с’езд партии —
с’езд, вписывающий одну из самых ярких
и волнующих страниц в историю советско-
го народа, в историю всего прогрессивного
передового человечества.

Эта великая страница начинается изу-
мительным по своей глубине и красоч-
ности докладом товарища Сталина. В эти
дни вся страна находится под впечатле-
нием мудрой сталинской речи.

Вчера на вечернем заседании с’езда на-
чались прения по первому пункту повеет-
ки дня. И каждый оратор стремится пере-
дать хотя бы частицу того чувства гордо-
сти и радостного волнения, которые поро-
дили во всех нас незабываемые слова
вождя. Й вчера, как и в день открытия
с’езда, делегаты горячей овацией ветретили
товарища Сталина. В этих бурных аплодис-
ментах делегаты от имени всей партии, от
имени всего советского народа передают
свою радость, восторг, любовь и благодар-

ность великому организатору славных
побед коммунизма.
Председательствующий Top. Жданов

предоставляет первое слово тев. Щербакову.
пути и перспективы, — сказал
тов. Щербаков, — которые товарищ Сталин
гениально наметил в своем докладе, окры-
ляют, поднимают, воодушевляют партию и
всех трудящихся, порождают новую волну
энергии, неукротимого желания итти вие-
ред, преодолевать все трудности, сокрушать
любые преграды и по-большевистеки драть-
ся за осуществление грандиозной програм-
мы, намеченной нашим вождем товарищем
Сталиным.

Выступления на с’езде избранников пар-
тийных организаций являются прекрасны-
ми иллюстрациями к политическому отче-
ту Центрального Комитета партии.

Каждый делегат, выступающий в пре-
ниях, на опыте своей республики, своей
области или края показывает мощь и си-
лу большевиков, их единство, их крепкую
сплоченность вокруг Центрального Комитета
и товарища Сталина. Генеральная линия
партии победила. Повсеместно растет на-
родное хозяйство, повышается блатгосостоя-
ние трудящихся. Повсеместно растет и
ширится социалистическая культура.

Тов. Щербаков товорит о бурном разви-
тии экономики и культуры Москвы и 0об-
ласти.

3a тоды второй пятилетки основные
фонды промышленности Москвы увеличи-
лись в два раза. 06б’ем валовой продукции
промышленности с 5.621 миллиона рублей
в 1932 г. увеличился в два с половиной
раза, достигнув в 1937 году 14.119 мил-
лионов рублей.

Промышленность Москвы в прошлом году
выработала продукции на 15.900 миллио-
нов рублей, в 2,8 раза больше, чем в 1932
году.

Такими же бурными темпами развива-
лась и промышленность Московской обла-
сти. За тоды второй пятилетки валовая
продукция крупной промышленности обла-
сти увеличилась с 2.428 миллионов руб-
лей в 1932 г. до 5.853 миллионов рублей
в 1937 году.

Внимательно ‘слушают делегаты оратора,

ми о

когда он говорит о громадных изменениях
в городском хозяйстве столицы.

В городское хозяйство столицы с 1934
года по 1938 год Московским Советом вло-
жено свыше 3 миллиардов рублей. В ны-
нешнем году вкладывается 800 миллионов
рублей.

Дальше тов. Щербаков говорит о рекон-
струкции Москвы. Главные улицы столицы
превращены в широкие магистрали. Улуч-
шился в Москве транспорт. На 1 января
1934 г. в Москве было 400 такси. `Сей-
час столица имеет 3.890 легковых и 1.332,
грузовых таксомоторов.

Говоря о грандиозных успехах сталин-
ских пятилеток, тов. Щербаков замечает:

— А ведь всего несколько лет назад со-
ветские люди мечтали о канале Москва—
Волга, о метрополитене. Мечта превращена
в жизнь!

Делегаты с’езда шумно аплодируют.

В заключение тов. Щербаков отметил
необходимость ускорить жилищное строи-
тельство. Надо энергичней внедрять мето-
ды скоростного строительетва. Для этого
необходимо создать мощную промышлен-
ность стройматериалов и стройдеталей.

— Одной из замечательных величай-
ших побед в нашей стране, —товорит тов.
Юсупов (Узбекистан), — является полное
торжество социализма в национальных рес-
публиках Советского Востока.

Из полуколониальной страны Узбеки-
стан превратился в цветущую республику,
народ Узбекистана стал равноправным на-
родом в братской семье великого Совет-
ского Союза.

Народ завоевал свое счастье в борьбе с
врагами народа, с троцкистско-бухаринской
и националистической бандой.

Тов. Юсупов приводит факты роста про-
мышленности, сельского хозяйства, роста
зажиточности колхозников. В прошлом году
колхозы Узбекистана получили чистого
денежного дохода 2.300 миллионов рублей.
В республике 500 колхозов-миллионеров,
среди которых есть колхозы с доходом свы-
ше 8 миллионов рублей, и где трудодень
колхозников равен 28 рублям.

За пять лет школьная сеть в республи-
ке увеличилась в 14 раз. В школах обу-
Чается до миллиона юношей и девушек.
Это колоссальное достижение, если вопом.
нить, что в Узбекистане до революции
грамотность была очень низкая. В соседней
стране, в капиталистическом Афганистане
шумят, что в Кабуле открывается первая
девятилетка за всю историю народа, а в
Узбекистане сейчас 100 тысяч врачей, пе-
дагогов, инженеров и т. д. Только за год
в республике выдвинуто 25 тысяч талант-
ливых людей на руководящую работу. Эти
кадры воспитаны партией, это люди плоть
от плоти народа. *
Узбекский — народ, — говорит тов.
Юсупов, — опираясь на юмощь великого
русского народа, на огромную помощь,
оказываемую правительством и Централь-
ным  Вомитетом партии, может сказать
всем угнетенным народам Воетока: если хо-
чешь освободиться, — иди за красной Mo-
сивой, иди за великим Сталиным, иди за
руссним народом!

Тов. Кузнецов (Ленинград) посвятил
свою речь промышленности Ленинграда.

— Жизнь и факты вдробезги разбили

—-=

вражескую теорию о том, что в Ленинграде
исчерпаны производственные возможности
предприятий, что, мол, для ленинградской
промышленности закрыты все пути.

Волею большевиков, волею трудящихся
промышленность Ленинграда план второй
пятилетки выполнила досрочно; Шо тороду
и области производится продукции промыш-
ленности на сумму свыше 11 миллиардов
рублей, что равняется выпуску всей пр
дукции промышленности старой Российской
империи. В Ленинграде освоено за годы
второй пятилетки свыше 200 новых про-
изводетв, что обогатило промышленность
новой техникой,

Большевики Ленинграда правильно соче-
тали политику и хозяйство. Новые партий-
ные кадры, знающие технику  производ-
ства, успешно организовали контроль пар-
тийных организаций над производством я
блестяще справились с задачей выполнения
плана промышленности второй пятилетки,

На трибуне делегат Днепропетровской 0б-
ласти тов. Задионченио. Его речь посвяще-
на успехам социалистического земледелия.

B 1938 roxy 3727 колхозов Днепропет-
ровской области об’единяют 99,8 проц.
всех крестьянских дворов и засевают 99,96
проц. посевной площади. При пеблатопри-
ятной погоде колхозы собрали в прошлох
году средний ‘урожай зерновых no 11,4
центнера с гектара (4,2 центнера в 1934
тоду). Государству продано свыше 20 мил-
лионов пудов хлеба и 2 миллионов пудов
подсолнуха.

С каждым годом растут доходы колхозов
и колхозников. В 1938 году доходы KOI
хозов составили 560 миллионов рублей.

Далее тов. Задионченко останавливаегя
на руководстве колхозами, необходимости
усиления партийной работы на селе. В 92-
стности он выдвигает задачу количествен-
ного расширения и укрепления первичных
колхозных партийных организаций.

Бурными аплодисментами отвечает с’ез;
на заявление оратора о том, что в ХУШ
с’езду партия пришла, как никогда, единой,
сплоченной вокруг Центрального  Во-
митета, вокруг вождя и учителя партии
товарища Сталина.

Слово предоставляется
байджана тов. Багирову.

На примере Азербайджанской ССР он
показывает, как бывшие отсталые окраи-
ны России сегодня превращены в цвету-
щие очаги социализма.

Добыча нефти в Баку составила 21,4
миллиона тонн в 1937 году, ав 1932 го-
ду — 12,2 млн. тонн. Прирост лобычи
нефти в 9,2 миллиона тонн в полтора Pa-
за превышает всю добычу нефти в Румы-
нии в 1937 году. По сравнению с 1913
годом добыча нефти увеличилась в 3 р8-
3a, газа — в 69 раз, выработка бензина
B 48 pas.

Огромных успехов достигло сельское хо-
зяйство Азербайджана. В 1937 году хлоп-
ка собрано 2.080 тысят центнеров
(1.123 тысячи центнеров в 1932 году).
& последние четыре года стоимость тру-
додня поднялась в 3,7 раза.

До революции в Азербайджане не было
ни одного высшего учебного заведения, ни
—ыы ——ы—=—=—.———-

(Окончание см. на 3-Й стр.)

делегату Азер-