[0
И

ей
ТИ

У

On

et
{All

reat

“45 mapra 1939 г., № 60 (4243)

ЕТСЯ. ЕЕ =

XVII СЪЕЗД. ВСЕСОЮЗНОЙ _КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ. (большевиеов).

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

ER Pee ee tte es eee See

Прения по отчетным докладам: ЦК ВКП(б)-—т. СТАЛИНА, Центральной ‘ревизионной
комиссии—т. ВЛАДИМИРСКОГО, делегации ВКП(б) в ИККИ-т. МАНУИЛЬСКОГО.

Продолжение речи т. ВОРОШИЛОВА

Значительно увеличилась дальнобойность

36ех видов нашей артиллерии, Так напри-
мер, лальнобойноеть тяжелой артиллерии
возросла or 50 yo 75°/o для разных видов
зртидлерии.
- Увеличилаеь скорострельность почти
зсех артиллерийских систем, особенно про-
тивотанковых и танковых пушек, где мы
имеем увеличение скорострельности боль-
ше, чем в два раза.

Произошло увеличение веса снарядов и
улучшение их боевых свойств.

Противохимические войска Красной Ар-
уни, призванные защищать армию от хи-
нического нападения врага и ответить на
улар врага химсредствами тем же химиче-
CREM ударом, также изменилиеь в своей
организации и численно выросли вдвое.

Средства противохимической защиты к
данному времени и качественно и количе-
ственно совершенно пе похожи на то, что
мы имели 5 лет назад.

Улучшены прежде всего средства защи-
ты открытой части кожи и дыхания бойна,
созданы. в достаточном количестве защит-
ные средства, прелохраняющие бойпа от
возможных химических нападений с возду-
ха, 8 также получены защитные средетвз
для лошади и предохранения от химзараже-
ния имущества. =

Качественно улучшены и количественн
Значительно увеличены средства механиче-
ской и технической дегазации местности.
Проделана болыпая работа в части созда-
ния специальных машин для этой цели.

Beero лишь два слова 0 состоянии
войск связи, об этом очень важном роде
войск, на котором базируется вся работа
управления и руководства войсками в мир-
ное и, особенно, в военное время.

Войска связи выросли на 379/о. Рост
произошел за счет значительного оснаще-
ния войск связи современной техникой,

Введены радио-станции с увеличенным
радиувом действия и оборудованием пишу-
щими аппаратами.

Выстро-действующая телеграфная ап-
паратура увеличилась на 2005/о. Введена
телефонная аппаратура дальнего действия.

Усилилась подвижность войск связи, =

Войска связи почти полностью моторизо-
заны,

Вев это и многое другое потребовало
расширения численности и качественного
улучшения этого рода войск,

(0 собо стоит вопрос об активной противо»
воздушной обороне нашей страны. Этому
вопросу за истекший период было уделено
значительное внимание, ‘однако, нужно
признаться, что мы еще не все сделали,
что следует. Но уже к данному моменту
мы имеем резкое улучшение

противо- 10 сказанном:

воздушной защиты основных центров на-
шей страны.

Достаточно указать только на численный
рост зенитной артиллерии, чтобы понять;
какая большая работа уже проделана. 3е-
нитная артиллерия выросла. на`288,3%/о.

Улучшиловь и качество зенитной артил-
лерии, так например, ‘потолок зенитной
артиллерии увеличился на 60%/о. (Аплоди-
сменты).

Противовоздушная оборона важнейнетх
государственных центров и городов строит-
ся у нас, как известно, на взаимодействии
зенитной артиллерии и истребительной
авиации. Одновременно с улучшением орга-
низации этого взаимодействия происходило
увеличение истребительной авиации, кото-
рая выросла на 142,3°/o.

Я не касаюсь вопросов так называемой
ea (само словцо чего стоит!) проти-
вовоздушной обороны, или лучше и пра-
вильнее сказать, местной, гражданской
ПВО, хотя этот вопрос и заслуживает то-
го, чтобы о нем было сказано все, что ска-
зать следует. Ограничусь лишь, что дело
обстоит в этой части, в сожалению, плохо-
вато и не столько по вине нашей (воен-
ных), сколько по вине местных работни-
ков. Этим делом нужно заняться вплотную
и без проволочек.

Я совсем не касаюсь вопросов внутри-
армейской войсковой ПВО, она развивает-
ся нормалью в соответствии в ростом
армии,

Чтобы не утомлять вашего внимания
дальше, опускаю многие из вопросов, . от-
носящиеся к вспомогательным войскам,
вроде железнодорожных, инженерных, про-
жекторных, автотранспортных и других
войск, которые, как и вся армия, за это
время резко изменили свой облик и коли-
чественно и, в особенности, качественно,

Военно-воздушные силы по сравнению с
1934 толом выросли в своем личном со-
ставе на 1389/0, т. е, стали больше почти
в два с половиной раза, (Аплодисменты).

Самолетный парк в целом вырос на
1309/0, т. е. увеличился значительно боль-
ше, чем в два раза.

Если же выразить возросшую мощь ‘воз-
душного флота в лошадиных силах авиа-
моторов по сравнению с 1934 г., то мы по-
дучии увеличение на 7.900,000 лоптади-
вых сил или прирост на 213°%/о по срав-
нению с тем, что было 5 лет тому назад.
(Аплодисменты), :

Наряду @ количественным ростом’ воз-
душного флота изменилось’ и его’ качествен-
ное существо.

Вот краткие данные, свидетельствующие

ны и армии. Именно такие люхи, такие
кадры делают нашу Красную Армию пер-
воклассной,

политическому и моральному могуществу.
В период очищения Красной Армии от

прочие  империалистические агрессоры

веледствие этого,
Армии и прочее в этом роде,

Тов. Сталин со всей ясностью векрыл
верни, из которых ‘рождаются  подоб-
ные вопли наших врагов. Мы, видите-

предавая нашу армию, страну. Оно, конеч-

чужих армиях; гораздо ведь’ вору легче

откроют сообщники,

сорами весьма реальных выводов.

лении Красной
неосмотрительно . поторопились

случаем» и двинулись 5 озеру
чтобы проползти через советскую подво-

правите свой запутанные делишки.
Результаты этой разбойной затеи обще-
известны,
Доблестная 1 Отдельная Краснознамен-
ная Армия оружием своих бойцов, коман-

спинах охотников хо легкой поживы свой
ответ о действительной боеспособности со-
ветской армии, о состоянии ее командных
и политических кадров.

Будем надеяться, что этот предметный
урок булёт учтен теми, чьи ненасытные
взоры зарятея на советское государство,
кому мерешится ослабленная Красная Ар-
мия, кто склонен верить’ в легенду, что
советекая земля легко доступна для раз-
бойных авантюр. Lek :

Если все же предметные уроки Хасана
недостаточны, наша Красная Армия готова

ным а yee

Увеличение

Скорости Высоты   Дальности в любую минуту повторить их в расши-
ренном и более убеждающем об’ еме всяко-

Истребители Ha 56,5% 21,5% — MY, ETO этого будет добиваться. (Аплоди-
Boubapmaponmase (ближнего % % % aes с увеличением Красной Армии
  menor ens) Е $ oe a больше, чем в два раза, а также велед-
Бомбардировщики (дальнего ствие большого усиления и усложнения
действия) з 70% 17% 61% боевой и вспомогательной техники в ней,
соответственно рос, а следовательно и

Разведчики и штурмовики » 67% 23% 45% омолаживалея  командно-политический и

Изменилось за это время, что очень
важно, и соотношение между различными
видами звиации внутри военно-воздущного
флота.

Тяжело-бомбардировочная авиация ©
10,60/0 выросла ло 20,60/о — рост в хва
раза.

Тегко-бомбардировочная, штурмовая и
разведывательная авиация -— с 50,2%
уменьшилась ло 26°/у— уменьшение в два
раза.

Истребительная авиация — с 12,30/0
увеличилась до 30%/, — рост в 25 раза,

Таким образом, изменилось соотношение
вихов авиации в пользу бомбардировши-
ков и истребителей больше, чем в два
раза,

Это значит, что наша авиация вообще

стала более могущественной и ее ударная
сита соответственно повысилась.
„ Ели в 1934 году Beth наш воздушный
флот мот поднять за один вылет 2,000 тонн
авиа-60м0, то в настоящий момент он под-
нимает уже на 208%/о больше; другими
словами, одновременный бомбовый залп
увеличился в три раза. Эта масса разя-
щего металла, способного перемещатьея на
огромные расстояния, может быть непло-
хой советской смирительной рубахой для
охваченных бреловыми идеями агрессоров,
если они в безумном порыве полезут на
землю советов. (Бурные аплодисменты).

Одновременно с этим увеличилась мошь
пулеметного залпа нашего военно-воздуш-
ного флота, Если в 1934 году в. одну ce-
кунду все авиационные пулеметы могли
дать выстрелов 1000/0,’ то в 1939 г. они
могут дать на’ 300%/о больше.

Я понимаю естественное желание това-
рищей знать, какие же мы имеем самоле-
ты, е какими не процентными, & доступ-
ными человеческому пониманию показате-
лями хотя бы по скоростям, по потолку,
дальности. Идя навстречу этому естествен-
ному желанию, я докладывал, что сейчас
нередко вотретить на наших военных 89э-
родромах не только истребитель, но и бом-
бардировщик со скоростями, далеко перо-
валившими за 500 километров в чае (бур-

Личный

Товарищи, ло доложил вам 00 измене
ниях, которые произошли в организации,
вооружении и техническом оснащении на-
шей армии за последние 5 лет, Наша ар-
мия стала совершенно хругой и количе-
ственно. и в особенности качественно.

Я ничего не сказал о людях, о наших
бойцах, командирах, комиссарах, политра-
ботниках, начальниках, инженерах, техни-
ках, военных врачах, хозяйственниках,
одним словом о человеке нашей Армии, ко-
торый в конечном счете решает все и опре-
деляет действительную боевую силу и
мощь Рабоче-Крестьянской Красной Армии.

Техника без людей мертва. Техника В

весь остальной начальствующий состав.

Чиеленный рост наших кадров за истек-
шие пять лет характеризуется следующими
данными:

командно-начальствующий состав  стрел-
ковых войск, включая и артиллерийские
части этих войск, увеличилея на 1189/о,

конницы на 669/е,

автоброне-танковых” войск — Ha 154°/o,

отдельно кадры артиллерии возросли н&
12.4,5°/o,

кадры авиации в целом, включая ин-
женерно-технический и обслуживающий
состав выросли на 1489/о, а если взять
отдельно летчиков, то их число увеличилось
на 1849/0, а число инженеров авиации
отдельно увеличилось на 8019/о.

Ерасная Армия в целом является в мир-
ное время, разумеется, огромной разверну-
той школой, где постоянно сотни тысяч
хороших советских людей учатся не толь-
ко своему делу, по специальноети. овладе-
вают искусством бить врага, но где все—
от бойца до верхушки командования —
обучаются также и политике, пополняют
свои знания, овладевают теорией марксизма-
ленинизма.

Успешно ли работает эта гигантская
школа для взрослых? Одно можно ска-
зать — работают много, упорно. Достиже-
ния, и не малые, имеются, но необходимо
работать еще больше и напряженнее,
успехи следует множить, они еше недоста-
точны.

Армиям вбех буржуазных стран запре-
щается, во всяком случае рядовым и офи-
церской мелкоте, безусловно запрешается,
заниматься политикой. Там за политику
карают. Наша. армия сильна политической
сознательностью и политической активно-
стью, отсюда требования к командным и
прочим кадрам РЕКА — хочешь быть на
своем месте полезным и нужным своим
подчиненным, хочешь честно служить сво-
ему народу и делу Ленина — Сталина, хо-
чешь быть  Подлинным

ные аплодисменты. Возгласы — Ура! Да
здравствует товарищ Сталин! Да здрав-
ствует товарищ Ворошилов! fla зарав-
ствует красная авиация! Ура! Зал, стоя
устраивает овацию вождю народов товарищу
Сталину), a высотностью за 14—15
тые. метров (аплодисменты); что же ка-
сается хальности наших самолетов, то 00
этом лучше всего сказали делом прекрасной
памяти Герой Советского Союза Валерий
Чкалов и Герои Советского Союза т.т. Гро-
мов, Байдуков, Юмашев, Беляков, Дани-
лин, Коккинаки, покойный Бряндинский и
наши замечательные летчипы — Герои Co-
ветского Союза т.т. Гризодубова, Осипенко
и Раснова, (Аплодисменты).

Вы все знаете, конечно, что они эти
и многие, многие другие герои, наши
сталинские соколы, еще о многих каче-
ствах нашей авиации делом расскажут нз-
шему народу и всему миру, (Продолжитель-
ные аплодисменты),

Товарищи, я ничего не говорил о на-
шем славном Рабоче-Крестьянском Военно-
Морском Флоте не только потому, что он
теперь представляет самостоятельную силу,
управляемую самостоятельно Народным Во-
миссариатом, но и потому, что вы знаете
из выступлений тов, Молотова на сессии
Верховного Совета и других источников,
что Партия, Правительетво решили по-
строить и уже успешно строят могучий
Военно-Морской и океанский флот, а так-
же потому, что о Воеино-Морском Флоте
скажут другие товарищи,

Чтобы закончить этот раздел моего вы-
ступления, я приведу только одну справ-
ку для того, чтобы сообщить вам данные
об усилении моторизации нашей армии,

a период с 1934 года рост моториза-
ции по всей армии выражается в 260°/o.
Получается следующая картина: в 1934
году на одного красноармейпа РЕКА в
среднем приходилось 7,74 лошадиных сил,
в 1939 году на одного красноармейца при-
ходится 13 лошадиных сил, что составляет
1670/о роста (продолжительные аплодис-
менты). Это при условии увеличения самой
армии больше чем в два раза.

состав.

руках знающих, овладевших техникой лю-
дей — огромная сила.

Кадры решают все. Это бесспорно. Имен-
но поэтому ЦК партии и Правительство
так много уделяли и уделяют  внима-
ния вопросам накопления своих, подлинно
советских военных кадров, людей высокого
воинского долга и безграничной предан-
ности своей Родине и великому делу
Ленина — Сталина. Много уделяется внима-
ния росту й совершенствованию наших
кадров в политическом и специально воен-
ном отношении. Кадры мы‘’имеем в доста-
точном количестве и требуемого качества.
Они непрерывно растут во всех отношени-
ях вместе с ростом нашей великой стра-

Материальное положение наших рядовых
бойцов стоит на высоком уровне. Питание,
одежда, расквартирование — все эти и про-
чие вопросы быта красноармейпа были и
всегла остаются важнейшими вопросами,
котбрыми постоянно занимается весь
командный, комиссарский и политический
состав.

Материальное положение начальствую-
щего состава в целом за истекшие пять лет
резко изменилось.

Заработная плата в среднем для всего
командного, комиссарского, политического

и прочего начальствующего состава вырос-
ла на 286%/о.

несокрушимой по силе. ее
организации, ‘вооружения, боевой подготов-
ленности и единственной по силе духа, по

мерзких людей, изменивших ероему Госу-
харству и боевому знамени, фаптистские и

подняли бешеный вой на весь белый свет
0б. ослаблении военных кадров, снижении,
боевой moma Красной

ли, нехорошо поступаем, корчуя атентуру
и лазутчиков в рядах своей армии, куда
эта палаль послана иностранными развед-
вами, Господам фашистским заправилам и
их приказчикам было бы приятнее, если
бы подлые изменники тухачевекие, егоро-
вы, орловы и другие продажные канальи
продолжали орудовать в наших рядах,

но, организаторам мировой бойни куда’
удобнее заниматься своим черным делом,
имея собственную надежную агентуру 8B

пробраться в чужой дом, если дом изнутри

Можно было бы не обращать внимания
на’ эти инсинуации фашистских писак о
слабости ЕВрасной Армии и проч,, если бы
из этого. не делалось фашистскими агрес-

Я имею ввиду TeX господ, которые пи-
таясь сообщениями своих друзей об ослаб-
Армии, & главное, теряя
свою атентуру, засланную в нашу армию,
«BOCHOIb-
зоватьея», как имо показалось, «удобным
Хасан,

ротню погреть руки на чужом добре, по-

диров и политработников написала на

большевиком   ставом мы уже решили,

Материально-культурное состояние
Красной Армии.

ленинцем, учись, много учиеь, непрерыв-
но совершенствуйся, знай свою специаль-
ность на зубок, иначе ты не справишься
в порученным делом, осканхалишься перед
подчиненными, & тлавное — будь 0бяза-
тельно политически грамотен, по-больше-
вистеки автивен, будь не только хорошим,
если не можешь
специалистом, но будь
столь же хорошим политически подкован-
ным гражданином социалистического м
TH
требования выполняютея всем личным CO-

обязательно хорошим,
быть отличным,

даретва, его полезным строителем.
ставом Красной Армии не всегда, в сожа-

лению, пунктузльно, однако работа по обу-

чению и марксистско-ленинскому воспита-
нию кадров в РЕКА ведется большая и с

успехом.

Для подготовки командиров и разных
специалистов для Красной Армии, т. е.
для пополнения кадров корпуса наших

красных офицеров всех специальностей,
мы имеем неплохо действующую школьную
сеть

обучаются десятки тысяч нашей превос-

лейтенантов, }

Авиационные кадры пополняются из 32
специальных летных и летно-технических
школ, В эти школы партия и комсомол
дают лучших своих питомцев в количе-
стве более двух десятков тысяч, тде они
обучаются на будущих красных летчиков,
штурманов и авиационных специалистов,
В этих авиашколах так же, как и в дру-
помимо

тих военных школах проходят,
специальной программы, также и  обще-
ственно-политические циклы.

Общий рост’ обучающихся в школах
контингентов увеличился за. 5 лет следую-

щим образом:

по сухопутным школам — на 117,8%/о,

отдельно по военно-политическим шко-
лам контингент обучающихея вырос на
273,3°/o,

контингенты школ Воздушного Флота
выросли на 1879/0.

Школы командного состава дают
Брасной Армии хорошо подготовленных
командиров, особенно это относится к по-
следним годам, когда командные школы
почти на 100%/о комплектуются людьми

‚с полным и частично неполным средним

образованием.

Но кроме этих офицерских кадров Ар-
мии нужны, притом в болыном количе-
стве, командиры и разные специалисты
зысокой квалификации с законченным
высшим образованием.

Для этой цели РЕКА имеет 14 военных   6

академий и 6 специальных военных фа-
культетов при гражданских вузах ¢ 06-
щей емкостью, выходящей за пределы двух
десятков тысяч постоянно обучающихся
командиров, начальников,  политработни-
ков, инженеров, врачей и пр.

Это дает армии ежегодно нужное коли-
чество высокоподготовленных, в большин-
стве своем по-настоящему образованных
командиров, комиссаров, инженеров раз-
ных специальностей, врачей, хозяйствен-
ников и Т. д.

Помимо этого, при военных академиях,
существуют вечерние и заочные курсы по
программам этих академий, на которых
обучаются до полутора десятка тысяч
командиров и начальствующего состава
армии.

Я ничего не сказал о наших войско-
вых школах и курсах © полугодовым и
годовым сроком обучения младшего
командного состава, через которые Крас-
ная Армия пропускает ежегодно несколь-
ко сот тысяч человек.

Войсковые школы играют в жизни Ар-
мин огромную и замечательную роль. Оли
дают ей младшего командира, являющего-
ся основой военной организации, первым
н ближайшим начальником красноармей-
цев, командира всегда и постоянно разде-
ляющего все радости и трудности военной

так и в боевой обстановке. Младшие
командиры прекрасно дрались в районе
озера Хасан, они высоко держали боевое
знамя нашей Красной Армии, их запом-
нит обнаглевший враг. (Бурные аплодис-
менты. Все. делегаты встают и, стоя, при-
ветствуют докладчика. Возгласы: «fla
здравствует Красная Армия!»),

0 кадрах запаса, Как ни велики в мир-
ное время кадры Армии, они недостаточ-
ны для того, чтобы полностью обеспечить
армию военного времени. Поэтому прихо-
дится вести большую работу по накопле-
нию и поддержанию на должном уровне
квалификации кадров командно-политиче-
ского и начальствующего состава запаса.

Вопросы удовлетворения армии военно-

то времени командным составом являются

наиболее трудными для всех армий капи-
талистических стран. Для нае этих трул-
ностей не существует. В основном и
главном вопросы комплектования и последу-
ющего пополнения армии военного вре-
мени командным и начальствующим со-

РОСТ ОКЛАДОВ СОДЕРЖАНИЯ

ПО ОСНОВНЫМ ДОЛЖНоСТяМ.
(в рублях).

Увели-

чение

1934г. 1939г. в 9/09/о

Командир взвода 260 625. 2409/
Командир роты 285 750 263%
Командир батальона 335 850 2544
Командир полка 400 1200 300%
Командир дивизии 475 1600 337%
Еомандир корпуса 550 2000 364°/o

В сильной степени выросли’ средства
культурного обслуживания Красной Армии,
что, конечно, самым благотворным образом
сказывается на росте культурности бойцов
и всего состава армии.

63 сухопутных училища, в которых

ходной советской молодежи, ежегодно лают
армии тысячи хорошо обученных, поли-
тически грамотных и преданных партия
Ленина — Сталина молодых  команхиров-

жизни с рядовыми бойцами вкзк в мирной,

Так например —в 1934 г, мы имели
ленинских уголков 15.091, в 1939 г. их
имеется 26.435,

Соответственно — клубов было 1.336,
теперь имеем 1.900. .

Домов Брасной Армии вместо 142, имев-
шихся в 1934 году, имеем сейчае 267.

Значительно усилилась сеть радио-узлов,
Еино-установок, кино-передвижек ‘ит. д.
Достаточно сказать, что одних ‘радиоточек
армия имеет 350.000.

Библиотечный фонд Рабоче-Врестьянской
Ерасной Армии в настоящее время соста-
вляет 25 миллионов книг.

Личный состав РЕКА выписывает еже-
дневно 1.725.000 газет, & также читает
регулярно 471.500 журналов.

Денег затрачивается теперь на культур-

Я ситаю необходимым сказать несколь-
ко слов 0б Осозвизхиме и других обще-
ственных организациях.

Осодвиахим является массовой добро-
вольной общественной организацией, ведет
большую и полезную работу. Эта организа-
ция призвана вести подготовку рабочих,
служащих, интеллигенции, учащихся и
колхозников в интересах обороны Государ-
ства. Одновременно Осоавиахим помогает
Брасной Армии в деле предварительной
«черновой» работы по отработке кадров
различных военных специальностей,

Относясь со всем уважением к работни-
вам Осоавиахима, особенно в тем активи-
стам-добровольцам, которые по-настоящему,
как истинные патриоты советского госудат-
ства, отдают немало своих сил служению
интересам обороны страны, я должен ека-
зать, что Осоавиахим мог бы дать горазно
большие результаты работы, что мы He BCE
делаем для того, чтобы эта замечательная
организация полностью . использовывалаеь
Бак подобает. Мы можем и обязаны в бли-
жайшее время сделать все для того, чтобы
Осоавиахим системой своих организаций
охватил все фабрики и заводы, предприя-
тия, учреждения, учебные заведения и
колхозы. Нужно поставить дело так, чтобы
работа Осоавиахима по существу стала 06-
щественно-массовой работой, чтобы всякий
член общества видел полезность и необхо-
димость того дела, которым Осоавиахим з4-
нимается, .

Брасная Армия представляет собою 060-
енную, еще никогда в истории человече-
ства невиданную армию. Она создана на-
родом, впервые победившим своих врагов в
борьбе за свое социальное раскрепошение.

Следующие слова тов. Сталина опре-
деляют особенности нашей Армии:

«Первая и основная особенность нашей
Красной Армии, — говорит товарищ
Сталин, — состоит в том, что она есть
зрмия освобожденных рабочих и крестьян,
она есть армия Октябрьской Революции,
армия диктатуры пролетариата...

Вторая особенность нашей Краеной Ар-
мии состоит в том, что она, наша армия,
является армией братства между народами
нашей страны, армией освобождения угне-
тенных народов нашей страны, армией за-
щиты свободы и независимости народов
нашей страны...

Наконен, третья особенность Красной
Армии. Состоит она в духе интернациона-
лизма, в чувствах интернационализма, про-
никающих всю нашу Врасную Армию».
(Сталин). ,

Это сталинское определение особенно-
стей нашей Врасной Армии является ру-
ководящим началом во всей партийно-вос-
питательной и политической работе в
Красной Армии. Именно на этих трех по-
ложениях покоится политическая и м0-
ральная жизнь бойцов, командиров и на-
чальствующего состава.   ‘

Ерасная Армия живет и воспитывается,
как и весь советский народ, на основе
учения Маркеа — Энгельса — Ленина —
(Сталина. Армия имеет специальный поли-
тический аппарат. Наряду с мощными пар-
тийной и комсомольской организациями,
политаппарат Красной Армии является тем
органом, на обязанности которого лежит
забота о постоянном и непрерывном росте
политического сознания бойцов, команди-
ров и всего личного состава Армии. На
военных комиссаров, политруков и других
политработников возложена партией чрез-
вычайно ответственная задача обслужива-
ния Армии и, в первую голову, беспартий-
ных красноармейцев, командиров и на-
чальников в политическом отношении.
Роль военного комиссара Красной Ар-

миссар обязан заботиться, чтобы сами по-
литорганы были всегда хорошо подобраны,
политработники соответствовали своему вы-
сокому назначению, чтобы марксиетеко-
ленинекая, политическая грамотность и 0б-
щий культурный кругозор политработников
всегда был на должной высоте. Одним сло-
вом, военный комиссар, прежде всего, дол-
жен уметь организовать политорганы, 1по-
литработников, & через них, с их участием
и ответственностью — и всю политработу.

Но это только часть, правда, важней-
шая, работы военного комиссара. Военный
комиссар это ответственнейшая фигура ар-
мии. Военный комиссар в период граждан-
ской войны играл исключительно важную
и ответственную роль — «Без военкома мы
не имели бы Красной армии», — говорил
Ленин, Военный комиссар и в данное вре-

°  мя, когла Армия вооружена многообразной,

квалифицированной боевой и вепомогатель-
ной техникой, когда Армия стала сложней-
шим организмом, когда командир большую
часть своего времени обязан отдавать де-
лу боевого и специального обучения, —
играет ответственную и важную роль,
Командир и военный комиссар представ-
ляют собой единое целое в деле руковод-
ства боевым и политическим обучением и
воспитанием воинской части. Они оба. от-

мии в этой работе огромна, Военный ко-.

но-просветительную работу 230 миллионов
рублей вместо 72 миллионов рублей в 1934
году,

Большая и полезная работа по культур-
ному обслуживанию Красной Армии прово-
дилась ц проводится Союзом работников
Искусств. Целые театры, отдельные бригады
работников искусств, лучшие музыканты,
артисты, певцы и пр. охотно идут в Ар-
мию CO своим талантливым мастеретвом,
Ученые, техники, инженеры и всякого ро-
да специалисты также оказывают. большую
услугу Красной Армии своими лекциями,
своим постоянным обслуживанием наших
бойпов, командиров и начальников, за ко-
торое Красная Армия награждает своих
друзей неизменной благодарностью и AW-
бовью.

Осоавиахим и другие
общественные организации.

У нас имеются такие оборонные органи-
зации, как РОКК и Общество Красного По-
лумесяца. Они, к сожалению, мало попу-
лярны. Вместе ‘е тем их работа была
не плохой в свое время и может стать
важной и хорошей, если парторганизации
на местах хотя изредка будут уделять им
немного внимания.

Нужно помнить, что фаптиетские, и нетоль-
ко фашистские, государства имеют в настоя-
п(ее время большое количество специально
оборонных организаций, которые, будучи
построенными по военному образцу, явля-
ются весьма’ серьезным и эффективных
элементом, дополнительным к регулярным
их армиям.

Мы не можем, не имеем права отставать
в деле организации нашего населения. в
целях защиты напеих городов, фабрик, 32-
водов и колхозов, жизни и достояния нзро-
да от возможных нападений врагов.

Товарищи! Я не останавливаюсь на та-
кой большой государственной организации,
как Гражланский Воздушный Флот, кото-

рый, в случае войны, будет целиком обслу- —

живать нужды обороны. Во главе его. стоит
Герой Советского Союза тов, Молоков, ко-
торый держит постоянную тесную связь с
Красной Армией и делает все необхолимое
для того, чтобы Гражданский Воздушный
Флот креп, развивался и был способным
в нужное время оказывать содействие бое-
вым силам Военного Воздушного Флота в
Деле защиты Родины.

Политическая подготовка
Красной Армии,

ветственны за боевое, политико-моральное,
хозяйствениое, бытовое и проч. состояние
части. Они оба — командир и военный ко-
миссар — будут вести в бой свою часть,
соединение. Необходимо, поэтому, в допол-
нение ко всему прочему, вести также упор-
ную работу по воспитанию командиреких
и волевых качеств в каждом командире,
комиссаре и начальнике Красной Армии.
_ Особая. ответственность за эту работу
возлагается на военного комиссара.

Политический аппарат Армии, т. е. воен-
ные комиссары, политруки и политработ-
ники всех специальностей 3a период с
ХУП по ХУПГ С’езд в своем составе резко
увеличился. Ha 1.1.34 г. было всего

5 тысяч политработников, в настоящее
время Армия имеет 34 тысячи политработ-
ников; увеличение на 1269%/о.

В связи с чисткой Красной Армии от
предательских, шпионских и изменниче-
‚ских элементов, и очищением самого по-
литаппарата от той же гнилостной преда-
тельской мерзости, роль и задачи полит-
аппарата и военных комиссаров в первую
голову, значительно повысились. Выросла
и ответственность всего политсостава за
его работу.

Цолитический состав Красной Армии за
последние годы значительно обновился.
За это время были выдвинуты снизу на
разные ответственные должности тысячи
молодых замечательных людей, членов на-
шей партии, честных, преданных и епо-
собных работников.

Это лучшие люди армейской партийной
организации, это те активисты, которые,
будучи безгранично преданными делу
Ленина— Сталина, на протяжении послед-
них 2—3 лет проявили себя, как истин-
ные  партийцы, борцы за чистоту рядов
партии, за крепость Красной Армии. Это
они, вместе со всей партийной организа-
цией, при поддержке всей массы честных
беспартийных красноармейцев, команлиров
и начальников, железной метлой очистили
армию от предательства и мерзости, сде-
лав её к настоящему времени еще более
крепкой, более политически монолитной,
чем котла бы то ни было ранее. Эти полит-
работники, вместе со всем партийным и
комсомольским активом армии, ведут боль-
шую политико-воспитательную работу по
повышению политического уровня нашей
армии, в целях предупреждения появления
в армии не только элементов предательства
й измены, но и всякого рода маловеров,
нытиков и прочей дряни, из которой в
конечном счете рождаются и не могут не
вырастать настоящие предатели и агенты
наших классовых врагов.

Политорганы армии в настоящее время
получили такое прекрасное пособие в своей
работе, как «Краткий курсе Истории
ВЕП(б)». Этот замечательный учебник стал
настольной книгой не только политработ-
ников, командиров и начальников, он стал
необходимым ‘и постоянным спутником по-
литического воспитания наших красно-
армейцев. :

Политико-воспитательная работа в Крае
ной Армии охватывает всю массу бойцов,
командиров и всего личного состава. Много-
тысячный комсомол армии является луч-
шим помощником и проводником всех на-
чинаний политорганов в деле обслужива-
ния всей беспартийной массы бойцов и
начсостава.

(Окончание речи т. Ворошилова
см. на 4-Й стр.).

В

ee