Прения по отчетным докладам: ЦК ВКП(б) —т. СТАЛИНА,
Центральной ревизионной комиссии-т. ВЛАДИМИРСКОГО,

+

Вечернее заседание 13 марта

*

делегации ВКП(б) в ИККИ-т. МАНУИЛЬСКОГО..

т Боевая подготовка Рабоче-_
‚ Крестьянской Красной Армии.

Все рода войск, начиная от пехоты и
‚кончая техническими войсками, обеспече-
`°ны соответствующими командно-политиче-
_ скими кадрами, в совершенстве знающими
= свое дело.

“ Успехи боевой ‘подготовки  иетекшего
- 1937—1938 rer. дали значительный роет

по всем разделам боевой, технической и
- тактической выучки войск.

Тактическая и огневая подготовка стрел-
ковых частей, не взирая на значительное
‚ усложнение этого рода войск во всех от-
ношениях, стоит на соответствующей вы-
cote, Однако, пехотным командирам, ко-
миссарам и политработникам следует боль-
ше и упорнее работать, чтобы еще. лучше
поставить стрелковое дело.

Красная Армия всегда отличалась свои-
ми снайперами и прекрасными стрелками
из винтовок и пулеметов, она и впредь
будет это свое искусство множить и совер-
шенствовать, ‘не останавливаться на до-
стигнутом. Нужно еще упорнее работать,
чтобы еше основательнее подготовить на-
ши стрелковые войска в тактическом и
отневом отношении, повысить подготовку
штабов, полков, дивизий и корпусов. Про-
должать упорно работать над повышением
выучки взаимодействию стрелковых войск
„в другими родами войск.

° Красная конница в деле боевой подго-
товки всегда стояла на большой высоте и
в данное время конные части могут слу-
жить примером организованности и боевой
выучки. Наши конники умело сочетают
свою специальную конную подготовку со
своими механизированными боевыми сред-
ствами. В боевой обстановке современная
‘красная кавалерия еще покажет образцы
высокого боевого искусства в умелых и
‚беспощадных битвах с врагами.

Боевая подготовка артиллерии, которой
‚У нас много во всех родах войск, стоит
‚на высоком уровне. Между тем современ-
‚ная артиллерия резко отличается от ар-
тнллерии даже недавнего прошлого, в связи
е чем и овладение ею усложнилось. Услож-

‹нилось и боевое взаимодействие артилле-
рии с другими родами войск. Советские ар-
тиллеристы, как и красные  конники,
всегда любили свое дело, хорошо его знали
„И добивались больших результатов в бое-
„вой и тактической подготовке. В данное
время наша артиллерия всех наименова-
ний, ее красноармейцы, командиры, ко-
миссары хорошо подготовлены и могут
справляться с любыми боевыми задачами,
которые перед ней будут поставлены.

Неплохо работают наши ‘славные танки-
сты. Есть целые танковые части и совди-
нения, боевая подготовка которых раецени-

‚ вается очень высоко. В общем, все танко-

вые войска являются хорошо слаженны-
ми, неплохо подготовленными как в огне-
BOM, так и тактическом отношении. С бое-
‘выми задачами любого характера этот. род
войск безусловно всегда справится, т. к.
‘рядовой, командный, комиссарский и поли-
тический состав их хорошо подготовлен и
свое дело знает «на-ять», (Веселое ожив-
‘ление в зале).

Неплохо подготовлены специальные
Bolicka: связь. — инженеры, химики,
железнодорожники и проч. Будучи немно-
точисленными, имея прекрасно сложившиеся
кадры, эти войска, как правило, всегда
‘хорошо подготовлены в специальном и так-
тическом отношении.

Наконец, несколько слов о боевой подго-
тогке Военно-Воздушных Сил. Наша авиа-
ния на данное время представляет собою
весьма сложный род войск. Ее боевая под-
готовка требует больших познаний, мастер-
ства и напряжения со стороны командиров,
военкомов, политработников, инженерно-
технического и всего личного состава в
целом.

Кроме всего прочего, авиация в. своей
боевой подготовке всегда в некоторой сте-
пени зависит от метеорологических усло-
вий. Тем не менее, благодаря прекрасным

«Еадрам нашего летного и прочего состава,
Красная авиация в своей специальной и
‚тактической подготовке стоит на высоком
‚уровне. Это проверено неоднократно на
деле (шумные аплодисменты). Общевойско-
вая подготовка всей Красной Армии яв-
‚ляется основной задачей командования и
она поставлена неплохо.

Что наша Красная армия неплохо под-
готовлена, видно даже из высказываний
наших врагов, которые, как я уже сказал,
неосмотрительно и преждевременно ‘пыта-
лись захватить кусок советской террито-
рии.

В записных книжках убитых японских
офицеров, межлу прочим имеются следую-
‚щие записи:

1) Майор Хирабари, командир батальона
75-го пехотного полка записывает в свою
записную книжку:

«Немало пришлось потерпеть от совет-
скнх танков. Они использовали местность,

Политическое

Окончание речи т. ВОРОШИЛОВА:

подходя на близкое расстояние и ведя
огонь. Огонь был ужасен и очень меток.
Применяясь к местности, советские ‘TaH-
ки часто высовывали для ведения огня
только орудийные башни. Наш обстрел
не был достаточно действительным. Когда
танки попалали под наш артиллерийский
отонь, то водители танков часто выскаки-
вали из машины и укрывались в складках
местности, пока наш огонь не переносилея
на другое направление.

Часто экипажи снимали пулеметы с тан-
кз и вели меткую стрельбу по нашим сол-
датам, & затем снова садились в танки».

2) Майор Накана (командир 1-го бата-
льона, 75-го пехотного полка) (записная
ЕНИЖКа):

«Уже второй день, как мы сидим в око-
пах, а советская армия ‘проявляет актив-
ность. То переходит в наступление и бы-
стро к обороне. Трудно высунуть голову.
Раньше нам говорили; что это не сильная
армия, но когда мы столкнулись на фрон-
те, то я вижу, что это было заблуждением.
Красные войска часто повторяли ‘яростные
атаки.

Вчера утром в третьей роте было 137
человек, сегодня осталось 50, и ее уже
свели в один взвод.

31-го июля утром на рассвете мы 1-й
ротой атаковали сопку Сяцаофын. 14 сол-
дат противника в течение 5 часов упорно
сдерживали атаку нашей 1-й роты, нано-
ся. ей большие поражения и их удалось
выбить только после рукопашного и шты-
кового. боя».

3) Поручик японской армии Кофуэндо
(11-я рота, 75-го пехотного полка) в за-
писной книжке отметил:

«Врасные хорошо используют все виды
стрелкового оружия — и винтовки, и руч-
ные и станковые пулеметы, Мы несли
большие потери от меткого отня, когда ру-
жейная перестрелка шла лаже на 900—
1.000 метров. Советские снайпера хорошо
маскируются, умело пользуются местно-
стью. Собираютбя по 3—4 солдата и,
немедленно окапываясь, ведут сверхмет-
кую стрельбу по всему нашему раеполо-
жению, причиняют большой урон. Много
убитых и раненых».

Вот, товарищи, может быть пристраст-
ное, но в другую сторону, в сторону ума-
ления качества боевой подготовки напеих
частей, свидетельство того, что ‘наши
командиры и политработники недаром едят
советский хлеб, они, как видите, «кое-
что» делают и достигают некоторых успе-
хов. (Аплодисменты).

Красная Армия была и является пред-
метом особых забот Центрального Комитета
нашей партии. Рабоче-Крестьянского Пра-
вительства и лично тов. Сталина, В ре-
зультате выполнения двух Сталинских
пятилеток, давших отромный рост нашей
индустрии и социалистического хозяйства
в целом, наша армия непрерывно росла и.
совершенствовалась.

Я довольно подробно останавливался на
вопросах современного вооружения и тех-
нического оснащения нашей Армии. Я го-
ворил о тех изменениях, которые произо-
шли в этой области за последние 5 лет,
сделавшие нашу армию ‘настолько техни-
чески вооруженной и оборудованной, &
кадры и личный состав в целом. настолько
подготовленным, что советскому народу
не страшны теперь никакие козни врагов.
Он может спокойно делать свое великое
социалистическое дело в полной уверенно-
сти, что его Родина — Советекое государ-
ство—защищается могучей силой Красной
Армии и Военно-Морского Красного
Флота. :

Нельзя не сказать нескольких слов
благодарности рабочим, инженерам, техни-
кам и служащим, и особенно партийным
и комсомольским организациям наших co-
циалистических заводов, которые, очистив-
шись от предателей, врагов народа, много
поработали для оснащения Красной Армии
и Военно-Морского Флота боевой современ-
ной техникой, для усиления оборонной
моши нашей страны. ° Много выросло
не только отдельных прекрасных людей
нашей промышленности, но теперь уже
немало гигантских предприятий, работа
которых отмечена Партией и Правитель-
ством высшими наградами Советского
Союза.

Много и не без пользы для обороны по-
работал т. Каганович М. М., возглавляв-
ший бывший Наркомат’ Оборонной Про-
мышленности. Хорошо ему помогали
товарищи Ванников, Тевосян и целый ряд
замечательных людей нашей партии и бес-
партийных большевиков — работников со-
циалистической индустрии. Я предлагаю,
товарищи, их приветствовать.

(В ответ на эти слова т. Ворошилова
делегаты с’езда, стоя, устраивают бурную
овацию).

и моральное

состояние Красной Армии.

Силу и значение политического и MO-
рального фактора в боевой деятельности
войск классик военного дела и мыслитель
ХГХ-го столетия Клаузевиц в своем знаме-
нитом труде «0 войне» определяет следую-
щим образом: «, большинство явлений...
‘состоит наполовину из физических, напо-
ловину из моральных причин и следствий.
Можно было бы сказать, физические явле-
ния подобны деревянной рукоятке, в то
время, как моральные представляют по-
длинно отточенный клинок, выкованный
из благородного метала». _

Высокое политико-моральное состояние
Красной Армии является именно этим бла-
городным «металлом», о котором в свое
время писал Влаузевиц, с той лишь разни-
цей, что наша коммунистическая мораль,
«дух» нашей Красной Армии в сумме эле-
ментов, определяющих победу, не похож
на дух старых полуфеодальных и буржуаз-
ных армий.

В гражданской войне Красная Армия
раздетая, плохо накормленная, кое-как во-
оруженная била и окончательно уничто-
жила хорошо экипированные и богато во-
оруженные армии интервентов и..белогвар-

дейцев. Здесь была выявлена сила духа,
величие морали новой Ёрасной Армии, ар-
мии подлинно народной и революционной.
Гражданская война показала; что мораль:
ный элемент армии, которая бьется за свои
интересы, армии, проникнутой духом ве-
ликого учения Маркса— Ленина— Сталина,
руководимой коммунистической партией,
неизмеримо выше, чем в любой капитали-
стической армии, не говоря уже об армиях
полуфеодальных, буржуазных, армиях, ко-
торые ‘имел в виду ЁВлаузевиц. :
Рабоче-Крестьянекая Красная Армия, яв-
ляясь плотью от плоти и кобтью от кости
своего народа, живет интересами всей. сво-
ей страны, она под руководством великой
партии Ленина— Сталина ведет борьбу за
новое коммунистическое ‘общество, она по
первому. зову партии, ‘по приказу своего
Правительства встанет на защиту Родины,
Народа и социалистического государства.
_ Браеная Армия, руководимая своими
партийными и непартийными большевика-
ми -—— командирами и военными комиссара-
ми, благодаря своим мощным партийной и
комсомольской организациям и хорошо по-
ставленной политработе, всегда правильно
ориентирована в` международных и `вну-
тренних вопросах. Она всегда чутко рёаги-
pyeT Ha все события внутренней и между-
народной жизни страны.

Товарищи! Наша Армия росла и 6opo-

лась вместе с народом, она билась и окон-
чательно победила в гражданской войне

„всех своих внутренних и внешних. класс0-

вых врагов. Много лучших людей нашей
партии, сражаясь в ‘рядах Красной Армии,
отдали свою жизнь за’дело народа, за дело
Ленина — Сталина.

`За поеледние годы, в период, когда ар-
мия организационно и технически заново
перевооружалась, становилась все более
крепкой и могущественной силой Советско-
го Государства, подлые предатели из. троц-
кистско-зиновъевско-бухаринской банды,
путем измены ‘боевому знамени, предатель-
ства интересов ‘своего народа и государ:
ства, пытались изнутри взорвать нашу
армию, предательски обесеплить ве, и во

‚время войны поставить пох разгром врага.

Этот грязный тнойник измены ликвиди-
рован. Красная Армия быетро и радикаль-
но очищена от всей этой погани,

Товарищи, Красная. Армия представляет.
собой титантскую силу. ‚ Брасноармейць.

командиры и политработники в нашей ар-
МИИ — Это Монолитный, маркеистеко-
ленинской идеологией спаянный коллек-
тив. Ерасная Армия, как один человек,
каждый миг готова выполнить свой свя-
щенный долг защитника государства побе-
дившего труда, как один человек, с ра-
достью готова ‘отдать жизнь за великое
дело Ленина — Сталина. (Аплодисменты).

Наша Армия больше, чем наполовину
состоит из коммунистов и комсомольцев.
Но и та часть, которая не входит в состав
партийной и комсомольской организации. —
это подлинно беспартийные большевики,
жизнь которых целиком принадлежит
Красной Армии и своей социалистической
Родине, делу Ленина — Сталина,

Мы знаем массовое соревнование беспар-
тийных большевиков с партийцами и ком-
сомольцами на ‘озере Хасан в деле боевой

доблести и подлинного геройства в боях с

врагом за нашу социалистическую Родину,
за партию, за Сталина. (Аплодисменты),

Наша армия стоит зорким часовым на
рубежах,  отделяющих социалистический
мир от мира угнетения, насилия и капита-
листического варварства. Она всегда, в лю-
бой момент готова ринуться в бой против
веякого врага, который посмеет коснуться
священной земли советского Государства.
(Бурные аплодисменты).

Порукой тому, что враг будет на-корот-
ке смят и уничтожен, служит политиче-
ское и моральное единство нашей Красной
Армии со всем советским народом.

Порукой этому служит  марксистско-
Ленинская идеология, идеология партии
Ленина — Сталина, которой живет Армия
советского Государства. Во имя этой идео-
логии бойцы, ‘командиры и политработни-
ки готовы всегда отдать свою жизнь:

Порукой этому служит то, что наша
Рабоче-Ёрестьянская Красная Армия яв-
ляется первоклассной, лучше, чем какая-
либо „другая армия, технически вооружен-
ной и прекрасно обученной армией.

Порукой этому служат также и те мно-
гочисленные Герои Советского Союза, кото-
рые в рядах Армии беззаветным служе-
нием народу заслужили это высокое
звание.

‘Товарищи! Наша армия несокрушима!

Она является детищем нашей партии,
она ее прекрасное творение, она’ всегда го-
това, по указанию партии, нашего Прави-
тельства и вождя народов великого Сталина
биться за свою социалистическую Родину
и претворить в живое дело священные сло-
ва военной присяги:

«Я клянусь защищать ее мужественно,
умело, с достоинством и честью, не щадя
своей крови и самой жизни для достиже-
ния полной победы над врагами».

- Да здравствует наша великая Веесоюз-
ная Коммунистическая партия больше-
виков!

Да здравствует ХУШ-й с’езд нашей
партии!

Да здравствует наш великий Сталин!

(Все встают, бурная; долго. несмолнаю-
wan овация: «Да’ здравствует товарищ
Сталин! ›, «Да здравствует товарищ
Ворошилов!», громкое долго несмолнающее

«ура!»). ]

На трибуне секретарь Центрального ко-
митета коммунистической партии. Грузии
тов.Чарквиани. Делегаты тепло встречают
выступление руководителя партийной орга-
низации Грузии. Она выкована и воспи-
тана Сталиным.

— Большевики Грузии, — говорит тов.  ,

Чарквиани,—как и вся наша великая пар-
тия, пришли на ХУШ с’езд с огромными
достижениями. Грузия превратилась в ‘ин-
дустриально-аграрную советскую республи-
ку, с развитой промышленностью, передо-
вым сельским. хозяйством ‘и растущей со-
циалистической культурой.

В республике за эти годы построены де-
сатки новых предприятий. Разведчиками-
теологами открыты и открываются богат-
ства земных недр республики. Так откры-
ты месторождения молибдена, мышьяка, с
успехом ведутся разведки нефти. Трудолю-
бивый грузинский народ превращает свою
землю‘ в цветущий ‘сад. Даже болотистая
Волхида, в течение, столетий считавшаяся
недостунной воле и влаети человека, ныне
осваивается ‘трузинекими ‘ большевиками.
Новые ‘земли ‘отвоевываются под ценней-
шие ^ культуры = виноградники, цитрусо-
вые, субтропические. `Республика . постав-
ляет всей стране превосходный чай. В про-
шлом году грузинские чайные фабрики да-
ли 8.200 тонн чая. В 1942 тоду чайные
фабрики дадут стране свыше 20 тысяч
тонн. байховых чаев. Талантливый нарот,
давший миру поэтический гений Шота Ру-
ставели, освобожденный! революцией от ве-
кового порабощения, работаст, творит, вы-
ступает на всех поприщах больной чело-
веческой культуры: Тезтр, живопись, худо-
жественная литература находятся в перио-
де большого. под’ема.

Решительный разгром’ вредительских,
шпионских гнезд, разгром националисти-
ческой банды, пытавшейся вбить клин
между трузинским народом и великим рус-
ским народом, укрепили партийную орга-
низацию республики. Республика добьется
в третьей пятилетке новых побед во всех

областях. ] ;

— На заре революционного движения, —
заявляет в заключение своей ‘речи тов.
Чарквиани, — великий Сталин заложил
основу большевистских организаций Гру-
зни и Кавказа. Это накладывает на на—
большевиков Грузии-— огромную, почетную
ответственность за то, чтобы во всей своей
практической работе быть’ достойными
славных еталинских традиций.

На трибуне с’езда тов. Микоян. Деле-
гаты встают, выражая продолжительной
овацией свое уважение верному еталинцу,
одному из виднейших руководителей совет-
ского государства. :

— Предыдущие  с’езды,— говорит т,
Микоян,— решали вопросы борьбы за ео-

‘циализм. ХУПГ. с’езд.подвел- победные ито-

ги этой борьбы. Этим с’ездом закрывается
одна глава истории и начинается новая
глава. ХУПГ с’езд знаменует переход нашей
страны от социализма к коммунизму.

Тов. Микоян говорит об отчетном докла-
ле ЦИ, сделанном с’езду . товарищем
Сталиным. Это не только отчет о гран-
диозной работе, проделанной партией. Это
одновременно и предвидение будущего, это
п программа великих работ партии и наро-
да на многие годы.

Утреннее заседание 14 марта

Появление в) президиуме

встречают бурными, долго несмолкающими
аплодисментами. Председательствующий тов.
Хрущев об’являет утреннее заседание с’ез-
да открытым.

Слово получает тов. Бурмистенко (Укра-

‚инская ССР).
Доклад товарища
тов. Бурмистенко, — его учение о социа-
листическом государстве, является ценней-
шим вкладом в сокровищницу марксизма-
ленинизма, мощным теоретическим оружи-

большевиков за время между ХУП и XVIII
с’ездами, тов. Бурмистенко указывает на
огромные успехи в социалистическом стро-
ительстве Советской Украины, достигнутые
украинским народом в жестокой борьбе с
троцкистеко-бухаринскими шпионами, вре-
дителями, буржуазными националистами,
Прошедшие пять лет, говорит тов. Бурми-
стенко, были годами дальнейшего расцвета
науки, искусства, культуры на Украине.
Построены тысячи школ, более пяти тысяч
новых клубов, свыше шести тысяч библио-
тек, установлено 2.150 звуковых кино-
установок.

Создание новой советской интеллитенции
на Украине — одна из крупнейших побед
второй сталинской пятилетки, Тов. Бурми-
стенко приводит интересные цифры роста
новой интеллигенции. В 1911 г. вся ка-
менноугольная промышленность Донбасса
паечитывала 764 инженеров и техников, а
ныне каменноугольная промышленность Со-
ветского Донбасса имеет около 17.000 ин-
женерно-технических работников. К янва-
рю 1914 года на Украине было около
6.000 врачей, а сейчас их более 23.000
человек.

Тов. Бурмистенко‹ напоминает с’езду,
Rak товарищ Сталин едко, саркастически
высмеял убогих умом фашистов, мечтаю-
щих присоединить Советскую Украину к
так называемой Карпатской Украине. Мо-
но сказать, говорит тов. Бурмистенко:
что размеры Еарпатской Украины равны
размерам плошади двух-трех районов степ-
Ной полосы Советской Украины. А таких
районов на Украине свыше 500. Главным
городом  Карпатской Украины являетея
Хуст, население этой «столицы» равняется
количеству населения села Носовки, Чер-
нитовской области. Надо прямо сказать,
продолжает тов. Бурмистенко под смех вее-
го зала, что ереди советских патриотов на
Украине не найдется человека, которого
не позабавили бы смехотворные претензии
козявки. и моськи, что лезет на слона. А

посвящено выступление тов. Чуянова.

‘командиры и политработники Первой от-

товарищей
Молотова, Кагановича, Андреева, Микояна,
Калинина, Хрущева и других делегаты

Сталина, — говорит

ем для борьбы за дело партии. Подчерки-
вал, далее, всемирно-исторические победы

Подробно тов. Микоян касается вопросов
народного хозяйства, товарооборота и про-
изводства товаров широкого потребления.

Бурными аплодисментами е’езд поБры-

вает последние слова тов. Микояна,  пос-
вященные Сталину-—творцу и организатору
всех побед социализма, горному орлу, ве-
дущему партию, весь народ по новым пу-
ям. впе к коммунизму.
7 и о перерыва предсе-
дательствующий предоставляет слово тов.
Андрианову (Свердловская область). Тов.
Андрианов дал характеристику проиышлен-
ности Урала, ее. роста за две пятилетки и
выдвинул несколько важных проблем. Что-
бы удовлетворить потребности промышлен-
ности Свердловской области, нужно 7 мил-
лионов тонн топлива (исчисление услов-
ное), а сейчас внутри области добывается
лишь 1,5 миллиона тонн. На Урале есть
запасы угля, исчисляемые в 3,7 миллиар-
да тонн. Надо увеличить их добычу. Надо
вообще использовать богатства Урала в го-
раздо большей степени. ~

О величайших возможностях богатейше-
то Советского Приморья говорит тов. Пегов
(Приморский край). Здесь — огромные за-
пасы полезных ископаемых: больше мил-
лиарда тонн каменных и бурых углей, мил-
лионы лонн железных руд, олова, свинца,
цинка, сурьмы, молибдена и т. д. Совет-
ское побережье от Посьета до берегов Ле-
довитого окезна богато рыбой. В лесах
Приморья — ценнейшие породы пушных
зверей. Уссурийская область в крае —
житница хлебо, риса, сои. Большевики
ставят эти богатства края на службу на-
роду. — Однако, — замечает тов. Пегов,—
это лишь начало той огромной работы, ко-
торую мы обязаны развернуть в Приморье
для того, чтобы полностью мобилизовать
производительные силы края.

В Приморье сейчас живут и’ работают
замечательные люди, пламенные патриоты.
Их все же в крае недостаточно, край остро
нуждается в людях. Нужно заселять Нри-
морье. Желающих жить и работать там
много. Партийные и советские организации
получают сотни писем рабочих, колхозни-
ков, интеллигелтов со всех концов страны.
Они просят помочь им переехать в Пря-
морье. Эта тяга советских патриотов долж-
на быть поддержана, дело заселения боль-
шого, богатого края надо ставить на нгиро-
кие рельсы.

Вопросам промышленности и сельского
хозяйства Сталинградской области было

Нламенную речь произнес командарм
второго ранга тов. Г. М. Штерн.

— Бойцы Хасана — красноармейцы,

дельной Краснознаменной Армии шлют
боевой красноармейский большевистский
привет. ХУШ с’езду партии. Красноармей-
ский большевистский привет человеку, с
любимым именем которого, как знаменем
нашего дела, они атаковали и разбили
войска зарвавшихея агрессоров. Привет
товарищу Сталину!

Делегаты с’езда встают, отвечая на это
приветствие. Они устраивают бурную ова-
цию героям Хасана. В зале раздаются воз-
гласы: «Да здравствует Сталин — вдохно-
витель побед!», «Со Сталиным мы ненобё-
димы».

всем козявкам и фашистеким вдохновите-
лям, болтающим о походе на Советекий
Союз,. украинский народ ответит словами
вождя великого Сталина: «Мы не боимея
угроз со стороны агрессоров и готовы от-
ветить двойным ударом на удар поджига-
телей войны, пытающихся нарушить
неприкосновенность Советских границ».

Эти слова вызывают в зале гром апло-
дисментов.

На’ трибуне тов. Л. М. Каганович. Вер-
ного соратника товарища Сталина, желез-
ного наркома, зал встречает стоя, бурей
аплодисментов, переходящей в  овацию.
Громкое «ура» прокатывается по залу. Дол-
го товарищу Кагановичу не удается начать
свою речь.

В начале своей яркой, замечательной
речи тов. Каганович дает глубокий анализ
доклада товарища Сталина, доклада, про-
никнутого великой любовью к народу, ве-
ликой ненавистью к врагам, мобилизующе-
го партию, всю страну на новые победы.
Тов. Каганович, характеризуя период, upo-
шедший между ХУЙ и ХУШ партийными
сездами, сказал, что это был очень серьез-
ный и решающий период в жизни страны.
Бапиталистические страны, убедившиеь в
победе социализма, применили новую так-
тику, пытаясь подорвать нашу страну
изнутри. Диверсанты, шпионы, вредители
умели маскироваться, влезать в доверие,
Советское государство подверглось бы ве-
личайшей опасности, если бы Сталинский
Центральный Комитет и товарищ Сталин
не вскрыли эту язву, не очистили бы
страну от мерзкой банды врагов и преда-
телей. Мы победили потому, что имеем
Сталинский Центральный Комитет, потому
что нас вел великий кормчий революции
товарищ Сталин.

Далее тов. Каганович подробно остано-
вилея на работе тяжелой промышленности.
Он привел ряд ярких цифр,  показываю-
щих неуклонный ее рост. Он развивает
целую программу увеличения выпуска про-
хукции важнейших производств.

Большую часть своей речи тов’ Л. М.
Батанович посвятил углю и нефти. Он ука-
зал на огромные ресурсы, которыми распо-
лагает наша страна. Нужно ускорить
строительство новых шахт, лучше исполь-
зовать имеющиеся шахты, механизировать
добычу, осваивать новые угольные райо-
ны. Он подчеркнул важность подземной
газификации угля.

Много внимания тов. Каганович уделил
в своей речи железнодорожному транспор-
ту. Еще недавно транспорт был узким ме-
стом в народном хозяйстве. Товарищ
Сталин взялся за ликвидацию отставания
транспорта и в итоге мы добились здесь

что успех заключается в уменьи сочетать
политическую работу-с хозяйственной ра-

больших побед. Тов. Каганович указывает,

(4243)

45 марта 1939 г„, 1 60

XVII СЪЕЗД ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков).
ДНЕВНИК СЪЕЗДА

ботой_- в уменьи опереться на массы, Мень.
ше приказов, больше проверки исполнения,
больше настоящей большевистской yy.

тельности.
В заключительной части своей речи тов,

Каганович. пламенно призывал  с’езд по.
большевиетски взяться за выполнение ве-
ликой программы, разработанной в докладе
товарища Сталина. Последние слова тов,
Кагановича тонут в громе рукоплесканий,
Делегаты встают и приветствуют товарища
Кагановича, верного ученика Статика, Раз-
даются приветственные возгласы во честь
товарища Сталина, в честь партии.

Председательствующий тов. Хрущев: пре-
доставляет слово тов. Жаворонкову (Тула),

Тов. Жаворонков говорит © TOM, как
Центральный Комитет, по ‘указанию
товарища Сталина, помог Тульской партий-
ной организации разгромить банду шцио-
HOB, вредителей, диверсантов, помог вы-
корчевать врагов народа, пробравитихеся
путем обмана и двурушничества на руго-
водящие посты.

Далее тов. Жаворонков подчеркивает
успехи оборонной промышленноети’ Туды,
Наша Красная армия, говорит он; может
быть уверена в добротности продукцин,
выпускаемой  оборонными предприятиях
Тулы.

На цифрах и фактах тов. Жаворонков
показывает, затем, успехи  социалистиче-
ского строительства в Тульской области.
Старая самоварная, кустарная Тула’ пре-
вратилась в область металла, угля, в 06.
ласть, где успешно развивается механизи-
рованное социалистическое сельское хозяй-
ство.

В заключение тов. Жаворонков говорит
0 росте кадров и приводит следующие циб-
ры: за 1938 год в`области выдвинуто Ha
руководящую работу 1.618 товарищей,

Появление на трибуне тов. Мехлиса де-
легаты встречают шумными  аплодисмен-
тами.

Первую часть своей яркой речи тов.
Мехлие посвятил докладу товарища
Сталина, в котором дан непревзойденный
по мастерству анализ международного и
внутреннего положения Советского (‘00за.

Доклад товарища Сталина, — говорит
тов.  Мехлис, — обогатил  марксистеко-
ленинскую теорию документом всемирно-
исторического значения. Сталинская теория
социалистического государства открыла но-
вую эпоху в соревновании социализма с
капитализмом, она дает нам программу ве-
ликих работ на весь период — до полного
построения коммунистического общества, до
победы мировой пролетарской революции,

С большим вниманием делегаты е1у-
шают приведенный в речи тов. Мехлиса
замечательный  документ—письмо комо-
мольца заместителя политрука. тов. Ну:
мова, участника боев в районе озера Ха-
сан. Этот высоко-патриотический документ
говорит 0 тотовности дратьея до. полной
победы над врагом, бороться так, чтобы
товарищ Сталин сказал «отлично». Заклю-
чительные слова письма тов. Наумова о
желании итти в бой членом ВКП(б) по-
врываются аплодисментами делегатов
©’езда.

— От имени военных комиссаров, по-
литработников, замечательных — наших
командиров-большевиков, от имени пар-
тийной и комсомольской организации
РЕКА, — продолжает тов. Мехлис,—я хочу
заверить исторический  большевистекяй
c’e3X, что мы будем свято проводить в
жизнь указания нашего великого вождя и
учителя товарища Сталина. Мы будем рз-
ботать не покладая рук, чтобы овладеть
марксистско-ленинской теорией и на «от-
лично» знать военное дело, Мы. сделаем
все, чтобы залпы нашей авиации и стрел-
ковых корпусов, о которых так ярко и
убедительно рассказал с’езду — тв.
Ворошилов, оказались настоящими смири-
тельными  смертельными рубашками для
сумасшедигих фашистских агрессоров. Мы
будем бить врагов Советского Союза так,
чтобы ускорить ликвидацию  капиталисти-
ческого окружения и чтобы товарищ Сталин
дал нам оценку — «отлично», На эти сло-
Ba тов. Мехлиса с’езд отвечает горячими
аплодисментами.

Тов. Мехлис рассказал об огромнейшей
роли комиссаров РЕКА. Теперь в Красной
Армии создан новый тип комиссара, пре-
красно знающего военное дело.

С большой любовью тов. Мехлис ror
DHT о работе комсомола Красной Армии.
Рассказы о боевых эпизодах на озере Хз-
сан неоднократно прерываются громом
аплодисментов.

Заключительные слова речи тов. Мех-
лиса: «Да здравствует и живет вечно наш
родной Сталин» — покрываются долго нес-
молкающей овацией и возгласами Ура
товарищу Сталину».

(Окончание см. на 5-й стр.)

Делегаты ХУШ с’езда ВКП(б) Героп
Советского Союза И, И. ПРОСКУРОВ
(слева) и П. В. РЫЧАГОВ.

Фото .Ф. КИСЛОВА