1 апреля. 1939 г., № 74 (4257

Московский партийный актив—

Дорогой товарищ Сталин!

Московский партийный актив, собрав-
шись для обсуждения итогов исторического
ХУШ с’езда Всесоюзной Коммунистической
партии большевиков, шлет Вам, великому
вождю, другу и учителю трудящихся всего
нра — горячий большевистский привет!

ХУШ с’езд Всесоюзной Коммунистиче-
ской партии большевиков подвел итоги
славной борьбы нашего народа за социа-
изм и наметил программу дальнейшего
движения вперед к победе коммунизма.

С величайшей глубиной и прозорливо-
стыю Вы в докладе па ХУШГ с’езде паотии
проанализировали пройденный нами ието-
рический путь и мудро осветили перепек-
тивы нашего движения.

Ваш доклад является боевой программой
действий для веей страны на целую исто-
рическую полосу ее развития. Он воору-
ласт партийных и непартийных большеви-
ков, ве наши кадры, весь советский па-
род мощным оружием в’ борьбе за завер-
шение построения социалистического обще-
ства и постепенный переход к коммунизму.

С тениальной мудростью Вы разработали
п по-новому поставили вопрос о государ-
стве в эпоху перехода страны от социализ-
ув к коммунизму.

Развернув величайшую картину дости-
жений нашей страны и торжества тене-
ральной линии партии, Вы поставили но-
вую грандиозную задачу — догнать и пе-
регнать в экономическом отношении пере-
ховые капиталистические страны,

Дорогой товарищ Сталин!

Собрание партийного актива Москозекой
организации заверяет Вас, что московекие
большевики полны решимости и приложат
BCG свои силы для того, чтобы полноетью’
и как можно быстрее выполнить задачи,
поставленные ХУШ с’ездом перед партией
и всей нашей страной.

Помня Ваши ‘указания о капиталисти-
ческом окружении, мы будем беспощадно
громить и уничтожать подлых агентов фа-
шизма и тем самым еще больше крепить и
множить мощь нашего социалистического
государства рабочих и крестьян. Мы по-
нимаем всю ответствениость укрепления
обороны нашей страны и приложим все
усилия к тому, чтобы росла и крепла на-
ша Красная Армия, чтобы мощней и непо-
бедимей была великая страна советов.

Мы непобедимы потому, что под Вашим
руководством, товарищ Сталин, народы со-
ветской страны, как никогда,  сплочены

ко

р РВК

СОМ

товарищу СТАЛИНУ

вокруг партии Ленина—Сталина и едины
в стремлении опрокинуть всех, кто ‘попро-
бует ветать нь нашем пути.

Мы непобедимы потому, что партия
Ленина— Сталина является плотью от пло-
ти, кровью от крови трудящихся советской
страны, постоянно черпает все новые и
новые силы в недрах народных масс.

Мы уверены в снлё нашего социалисти-
ческого государства, в силе пашей партии,
морально-политическом единстве советского
народа, и поэтому задачи, поставленные
ХУШ с’ездом партии, будут решены, ибо
во главе партии и советского народа стоит
великий Сталин. ; А

Мы победили потому, что
всепобеждающим = оружием
ленипизма, равного которому нет и не бы-
ло во всей истории человечества. Под зна-
менем Маркса — Энгельса — Ленина —
Сталина коммунизм победит во веем мире.

Да здравствует непобедимая коммунисти-
ческая партия большевиков!

Да здравствует  ленинско-сталинский
Центральный Комитет!

Да здравствует великий вождь и учитель
всего трудящегося человечества, наш
родной и любимый товарищ Сталин!

вооружены

Ленинградский партийный актив—товаришу СТАЛИНУ ›

Дорогой товарищ Сталин

(Собрание партийного актива ленинград-
ской организации, обсудив и единодушно
одобрив решения ХУШ с’езда ВКП(б), шлет
ам, великому продолжателю дела Ленина,
нашему вождю, другу и учителю горячий,
полный любви и ‘преданноети, большевист-
клй привет.

С огромным вниманием следила вся пар-
тия, весь советский народ за работой исто-
рического ХУШ с’езда ВКП(б), который
подвел итоги грандиозных побед социализ-
уз, одержанных во втором пятилетии под
рутоводством  ленинско-сталинского ‘ЦЕ
ВПС), под Вашим руководством, товарищ

(талин.

ХУШ сезд ВВП(б) является величайптим
событием в жизни нашей страны, он вой-
дет в историю большевистской партии как
’езд завершения построения бесклассовото
социалистического общества и постепенно-
го перехода от социализма к коммунизму.

Величественные победы социализма в
нашей стране вызывают у всех трудящихся
чувство великой радости, гордости, глубо-
вого морального уловлетворения и вдохнов-
зают советский народ на новые победы
Еоммунизма.

Превратить коммунизм из мечты лучших
умов человечества, из ‘научной теории
Маркса—Энтельса в реальную действитель-
ность стало возможным только благодаря
гению Тенина и Сталина, благодаря Вашему,
товарищ Сталин, мудрому руководству
страной, благодаря Вашей повседневной за-
бое 0 партии, о всех трудящихся, о про-
цретании и могуществе соцчалистической
PONT,

Решения ХУ с’езда ВКШ(б) и Ваш до-
клад о работе ЦЕ ВАП(б) являются непре-
взденными образцами большевистской

прозорливости и мудрости, они вселяют в
сердца трудящихся повый прилив энергии
я бодрости, мобилизуют миллионы людей на
великие дела во славу коммунизма и еще
более укрепляют  морально-политическое
единство  советекого общества, дружбу
народов СССР, советский патриотизм.

Ваш доклад, товарищ Сталин, является
новым ценнейшим вкладом в сокровищницу
марксизма-ленинизма, новым развитием
учения марксизма-ленинизма о социалисти-
ческом государстве, о кадрах нашей совет-
ской интеллигенции, он вооружает  вею
wally партию, весь советский народ новым
могучим теоретическим оружием в борьбе
за коммунизм.

Вы, товарищ Сталин, во весь рост по-
ставили основнуто задачу — догнать и пе-
регнать в ближайшие две-три пятилетки
в экономическом отношении главные капи-
талистические страны. В этом грандиозном
плане ярко выражена Ваша сталинская за-
бота о развитии богатства и могущества
цашей советской страны, забота об улучше-
нии материального и культурного положе-
ния трудящихся страны социализма. Ус-
пешное вылолнение третьей сталинской
пятилетки ускорит превращение напей
страны в страну изобилия продуктов и
приблизит нас к осуществлению основного
принципа коммунизма — от каждого по
его способностям, каждому по его потреб-
ностям.

Мы знаем, товарищ Сталин, что выпол-
нение этой задачи сопряжено с трудностя-
ми, Мы пи на минуту не забываем Вапгих
указаний, что строим коммунизм во вра-
ждебном нам калиталистическом  окруже-
нии, но мы твердо уверены в своих силах.
Влючи к победе в наших руках, и мы уве-
рены в окончательном торжестве социализ-

ма в его историческом соревновании © ка-
Питализмом.

ХУШ с’езх ВКП(б) показал невиланное
единство большевистских рядов и моно-
литную сплоченность нашей партия и
всего советского народа вокруг ленинеко-
сталинского ЦВ BRII(6), вокруг Вас,
товарищ Сталин. Великих побед социализ-
ма партия добилась потому, что она шла
по пути Ленина — Сталина, разбивая на-
голову всех и всяческих врагов партии
и советского нафода, укрепляя свою орга-
низационную мощь,

В принятом с’езлом новом уставе
ВКП(б) нашли свое воплощение ленинско-
сталинские организационные принципы
большевизма и выражена Ваша, товарищ
Сталин, забота 0 членах партии.

Партия, вооруженная мощным организа-
ционным оружием, еще выше поднимет
партийно-политическую работу, теоретиче-
ский уровень и творческую активность
своих членов и понесет болышевистекое
знамя к вершинам коммунизма.

Заверяем Вас, дорогой товарищ Сталин,
что ленинградские большевики BO главе с
верным и славным Вашим  соратнилом
товарищем Флдановым отдадут все бвои еи-
лы и умение, весь свой опыт для того,
чтобы быть в первых рядах в борьбе за
выполнение решений ХУШ с’езда ВКП(б).

Ленинградские большевики всегда бы-
ли, ость и будут
ленинско-сталинского ЦВ ВЕП(б).

Да здравствует непобедимая, единая и
монолитная партия большевиков!

Да здравствует  ленянско-сталинский
Центральный Комитет ВЕП(б)!

Да здравствует наш великий кормчий
коммунизма, друг и учитель — товариш
Сталин!

РЕЗОЛЮЦИЯ АКТИВА МОСКОВСКОЙ ПАРТИЙНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 05 ИТОГАХ

ХУЙ СЪЕЗДА ВСЕСОЮЗНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ (большевиков)

Заслущав п обсудив доклад т. Щерба-
вова 00 итогах ХУПГ с’езда Всесоюзной
Коммуниетической партии (большевиков),
собрание партийного актива московской
партийной организации целиком и полно-
стью одобряет решения ХУШ с’езда ВКП(б).

ХУШ сезл большевистской партим явил-
ея сездом небывалой сплоченности партии,
советского народа вокруг своего Ленинеко-
Сталинского Центрального Комитета,  во-
вруг своего вождя и учителя товарища
Сталина, с ездом единства мысли, стремле-
ний и действий всей большевистской map-
тии, железного упорства, неукротимого
желания двигаться вперед, строить’ новое
комууниетическое общество, С’езд показал
зысокий идейно-политический уровень боль-
евистской партии, безграничную веру
трудящихся СССР в правоту дела Ленина—
Сталина и готовность всего советского на-
рода отдать все свон силы, всю свою энер-
тю делу строительства коммунизма.

XVIII с’езд большевистской партии под-
вел блестящий итог героической борьбы на-
шего народа за сопиализм: окончательно
Янкридированы экеплоататорские классы и
эксплозтация человека человеком, заверше-
на в основном техническая реконетрукция
народного хозяйства, неизмеримо поднялся
материальный и культурный уровень тру-
дящихея. В стране произошла целая куль-
турная революция. В СССР остались дру-
хественные классы -—— рабочие и крестья-
н, осталась интеллигенция. Грани между
этими классами и интеллигенцией стира-
Ютел и постененно исчезают. Укрепилось
Морально-политическое единство советекого
нарола. Растет и крепнет дружба народов
ССР. Социализм одержал полную победу
ив области промышленности, и в области
сельского. хозяйства.

Для капиталистических стран истекшее
пятилетие было периодом глубоких эконо-
мических и политических потрясений. Но-
вый, еще более тяжелый экономический
Еризис, бешеная борьба за рынки сбыта, за
источники сырья; за новый передел мира,
невиданное обострение международного по-
литического положения, крушение послево-
ennai системы мирных договоров и начало
второй имперналистической
970 еще и еше раз показывает омерзитель-
108 гниение капитализма, который пытает-
сл отсрочить свою неизбежную гибель пу-
Тем кровавых авантюр, насильственного
церодела мира и бешеной подготовки воен-
ного наладения на страну социализма.

этой атмосфере бешеного разгула фа-
истской = агрессии’ Советский Союз
Нбуклонно продолжает свою политику мира,
проявляет осторожность, не хавая втянуть
ба в конфликты  провокаторам войны,
успешно строит и укрепляет первое в мире
воппалистическое государство рабочих и
врестьяи — оплот мира во всем мире и
надежду трулящихся всех стран.

Блестящие итоги второй пятилетки неиз-
моримо укрепили оборонную мощь страны
социализма, Советсхое государетво в любой
момент готово к отпору всяким попыткам
нападения на священные границы страны
ооциализма. «Мы не боимся угроз со сто-
юны агрессоров и готовы ответить двой-
ным ударом на удар поджигателей. войны,
пытающихся нарушить ` неприкосновен-
ность Советских границ». (Сталин).

войны —— все.

Исторический доклад товариша Сталина
па ХУШ с’ездле ВЕП(б), — этот ценнейший
вклад в теоретическуто сокровищницу мар-
ксизма-ленинизма,— является боевой про-
тграммой действий всей нашей партии и
советского народа по осуществлению вели-
ких задач третьей пятилетки. Этот. заме-
чательный документ всемирно-историческо-
то значения вооружает партийных и непар-
тийных большевиков, весь советский на-
род мощным оружием в борьбе за победу
коммунизма. :

С тениальной мудростью и прозорли-
востью товарищ Сталин разработал yue-
ние о строительстве коммунизма, развил и
поднял на новую высоту учение мар-
кеизма-ленинизма о социалистическом го-
сударстве, о кадрах нашей советской ин-
теллигенции, беззаветно работающей на
благо своей социалистической родины.

В нашей стране созданы все необхоли-
мые условия для того, чтобы успешно раз-
решить великую историческую задачу, по-
ставленную товарищем Сталиным, —догнать
и перегнать в экономическом отношении в
ближайшие 10—15 лет наиболее разви-
THe капиталистические страны,

Успешное выполнение третьей сталинской
пятилетки приблизит нас к осуществленлю
основного принципа коммунизма-—от каж-
дого по его способностям, каждому по его
потребностям. Разрешение этой историче-
ской задачи по строительству нового ком-
мунистического общества диктует необхо-
димость всемерного повышения производи-
тельности труда как решающего условия
для победы коммунистического строя.

Устав большевистекой партии, едино-
гласно принятый ХУШ с’ездом, отразил
глубокие изменения в нашей стране, кото-
рые произошли в результате победы социа-
лизма, и отражает рост организационной
мощи партии, расцвет внутрипартийного
хемократизма и сталинскую заботу о кад-
рах, о членах партии.

Мощное организационное оружие, каким
является устав партии, еще больше укре-
пит партию Ленина-—Сталина, еще выше
поднимет партийно-политическую работу,
поможет большевикам успешно выполнить
задачу постепенного перехода от социализ-
ма к коммунизму.

Партия разгромила презренных врагов
народа, троцкистско-бухаринских и Gyp-
жуазно-националистических атентов фа-
шизма. Очистив от перерожденцев партий-
ные и советские организации, большевист-
ская партия стала еще более единой в
своей политической и организационной ра-
боте. Большевистская партия, как никогда,
сплочена вокруг  Ленинеко-Сталинского
Центрального Комитета и вокруг своего
вождя и учителя — великого Сталина.

Московский партийный актив призы-
вает всю московскую партийную органи-
зацию ни на минуту не забывать о капи-
талистическом окружении, еще выше под-
пять свою революционную бдительность,
разоблачать и беспощадно уничтожать все
охвостья врагов советского народа.

Вооружая ‘себя непобедимым оружием
маркеистско-ленинского учения, MOCKOB-
ская партийная организация под руковод-
ством Центрального Комитета и великого
Сталина пойдет вперед, к новым победам,
в первых рядах нашей великой партии.

Московский партийный актив обязывает
всех большевиков Москвы и Московской
области организовать боевую работу по
повышению идейно-политического уровня
кадров партийных и непартийных больше-
виков, по проведению в жизнь важнейшей
задачи третьей пятилетки по кохмуниети-
ческому воспитанию’ трудящихся мае и
ликвидации пережитков капитализма в со-
знании людей.

Собрание партийного актива обязывает
все партийные организации широко раз-
вернуть пропаганду и раз’яснение доклада
товариша Сталина и решений с’езда пар-
тии, мобилизуя всех трудящихся столицы
и области на борьбу за выполнение реше-
ний с’езда, сталинской программы борьбы
за коммунизм. :

большевиков Москвы и Московской обла-
ети приложить все свои силы, вею свою
энергию для широкого развертывания co-
цизлистического соревнования в промыш-
ленности, сельском хозяйстве и городском
стронтельстве, добиваясь образцового вы-
полнения производственных планов про-
мышленностью и сельским хозяйством Мо-
сковекой области.

Московский партийный актив подчерки-
вает особую ответственность большевиков
Москвы и Московской области в деле
укрепления обороны ‘нашей страны. Актив
предлагает всем партийным организациям
обеспечить боевую большевистскую поста-
HOBKY работы на предприятиях оборонной
промышленности и поручает бюрю МЕ и
МГЕ ВКП(б) ближайшие пленумы МЕ и
МГЬ ВКП(б) и пленумы райкомов посвя-
тить задачам оборонной работы и работе
Осоавиахима.

Задача, поставленная товарищем Сталиным
о дальнейшем развитии сельского хозяй-
ства и принятое с’ездом решение о созда-
нии вокруг Москвы и других крупных го-
родов и промышленных центров страны
картофеле-овощных и животноводческих
баз — требует от всех большевиков столи-
цы и области максимального внимания ‚к
работе по дальнейшему организационно-
хозяйственному укреплению колхозов и
совхозов, более пирокого применения агро-
техники во всех отраслях сельского хозяй-
ства, по воспитанию и выращиванию но-
вых кадров, способных правильно и до
конца использовать все возрастающую
сельскохозяйственную науку и технику.

Московский партийный актив призывает
большевиков столицы к еще большей на-
стойчивости в борьбе за выполнение
сталинского плана  гонеральной  рекон-
струкции Москвы, за превращение столи-
цы в красивейший город, достойный со-
циалистической эпохи.

Московский партийный актив заверяет
своего вождя товарища Сталина, что мо-
сковегие большевики будут в первых ря-
лах нашей большевистской партии в исто-
рической борьбе за построение коммуни-
стического общества, московская партий-
ная организация всегда была, есть и будет
верным оплотом Центрального Комитета и
товариша Сталина.

Да здравствует  Ленинско-Сталинский
Центральный Комитет нашей партии!

Да здравствует наш вождь и учитель
великий Сталин!

ОЛЬСКАЯ

И Е ИАА

MapRCH3Ma-

верным оплотом.

В помощь изучающим историю ВКП(б)

ННОСТИ НОВОГО МИРОВОГО —

ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

В своем историческом докладе на ХУП
с’езде партии, имеющем громадное значе“

не для всех трудящихся ие только нашей
стралы, но и всбто мира, товарищ Сталин
дал анализ нового экономического кризиса
в кациталистических . странах.

Товарищ Сталин ‘в своих отчетных
докладах на с’ездах партии дает глубокий
анализ капиталистической экономики, ко-
торый является классическим образцом
применения марксистского метода и даль-
нейшим обогащением учения Маркса и
Лепнина. Все прогнозы. которые делал в
своих докладах товариш Сталин, полно-
стью получали свое блестящее оправдание.

На XVII с’езде партии, происходившем
5 лет назад, в январе 1934 года, товарищ
Сталин указал, что капитализи к тому вре-
мени преодолел уже точку наибольшего
обострения кризиса, начавшегося во второй
половине 1929 года, и ветущил в полосу
депресени, которая, однако, не приведет к
сколько-нибудь значительному под’ему про-
мышленности в капиталистических crpa-
нах. Этот прогноз товарища Сталина цели-
ком оправдался. Е

Новый экономический кризис начался во
второй половине 1937 тода, когда во мно-

THX калиталистических странах и прежде

всего в главной стране капитализма —
США — не был достигнут даже уровень
производства 1929 ‘года, а число безработ-
ных было во много раз больще, чем в 1929
году.

разом, годами депрессии, тодами нового
кризиса и упадка промышленности,

Капиталистическая система, как
было
Сталина на ХУГ и ХУП с’ездах партии,

переживает общий кризис, «когда капи-
иметь
ни в основных государствах, ни в коло-
силы и
прочности, какие он имел до войны и OK-
промышлен-
ность капиталистических стран получила

тализм не имеет уже и не может
ниях и зависимых странах той
тябрьской революции, когда

в наследство от империалистсхой войны

хроническую недогрузку предприятий и
миллионные ‘армин безработных, от кото-

рых она не в силах больше освободиться».
(Сталин, «Вопросы ленинизма», стр. 540).

Общий кризис калитализма явился глав-

ной причиной того, что кризис 1929 года

был самым глубоким, самым продолжитель-

ным и серьезным кризисом в истории ка-

питализма. На это указывал товарищ

Сталин в свосм докладе на ХУ с’езде пар-

тии в июне 1930 года, когда кризис еще
только начался. Этот. прогноз
Сталина впоследетвии целиком и полно-
стью подтвердился.

Вризие 1929 года продолжалея более
трех лет, он ‘еще более расшатал капита-

листическую -систему и вызвал лальней-

шее обострение. общего кризиса канита-
лизма; С 1929 года хроническая недогруз-

ка промышленности и массовая  хрониче-
ская безработица еще более возросли, и вся
капиталистическая система стала, неизмери-

м0 более шаткой.
Поэтому новый экономический

предыдущий кризис 1929—1933 rr.
Товарищ Сталин в’ докладе Ha

зиса, которые делают его еще более тяже-
лым, чем предыдущий кризис.

«Характерная оссбенность нового кри-

зиса, — говорит товарищ Сталин, — co-
стоит в том, что сои во многом отличается
от предыдущего кризиса, причем отличает-

ея пе в лучшую сторону, а в худшую».

Первым отличием нового кризиса от пре-
дыдущего является отсутствие процветания
промышленности до наступления нынегине-
го кризиса, В США, например, продукция
была на

промышленности в 1939 году
$ процентов меньше, чем в 1929 году.
Во Франции-—на 17 проц. меньше, в Поль-
ше — на 15 проц., в Голландии — на
9 проц., в Вельгив — на 6 проц. меньше.
В других же странах, где продукция про-
мышленности достигла или даже превзошла
уровень 1929 года, это явилось результа-
TOM не процветания промышленности, а
сильного роста производства вооружений.

В истории капиталистических кризисов
еще не бывало такого положения, чтобы на-
кануне кризиса не был достигнут и даже
значительно превзойден. уровень промы-
шленной продукции кануна предыдущего
кризиса. Даже накачуне кризиса 1929
года во многих странах, и в первую очередь
в США, имели место значительный под’ем
и процветание промышленности. Этого
процветания не было накануне нынешнего
кризиса. Новый экономический кризис на-
чалеся тогда, когда калитализм еще не ус-
пел оправиться от ударов предыдущего
кризиса,

«Это означает, —= товорит товарищ
Сталин, — что нынешний кризис будет
более тяжелым и с ним будет труднее
бороться, чем с предыдущим кризисом».

Второе отличие современного кризиса—-
это то, что ош возник в условиях начав-
шейся второй империалистической войны
за передел мира. Война сильно подорвала
чрезвычайно важный для капитализма ки-
тайский рынок, что особенно сильно отра-
зилось на внешней торговле тажих стран,
как Англия и США. Немалое значение
имеет также почти полная потеря испан-
ского рынка. Усиливая распад мирового
рынка, война еще более обостряет кризис.

Война привела к тому, что ве зачинщи-
ки —- Япония, Германия и Италия — пе-
ревели свое хозяйство на военный лад. 9то
означает, что все болышая доля матери-
альных ресурсов в этих странах  погло-
щается производством вооружений и все
меньшая доля остается для. удовлетворения
потребностей населения. Одновременно чис-
ло рабочих, ‘занятых производством воору-
жений, сильно ‘возрастает, в то время как
число рабочих, занятых произволотвом
предметов широкого потребления, резко
падает. Такое положение не ‘может не при-
вести к жесточайшему экономическому кри-
зису в виду послеловательного уменьшения
покупательной способности масс.

Велел за Японией, Италией и Германией
на путь перестройки свосго хозяйства на
военный лад вступили и другие капитали-
стические страны.

Для капитализма годы, истекшие со вре-
Meu. XVII с’езда партии, были, таким 0б-

это
подчеркнуто в докладах товарища

товарища

кризис
обещает быть еше более тяжелым, чем

XVI
 езде партии подробно осветил те отличи-
тельные черты нового экономического кри-

особенно ее военных отраслей. Олнако в
1939 г. кризис неизбежно будет  усили-
ваться и углубляться с каждым месяцем.

Острый недостаток сырья привел к 3a-
крытию десятков тысяч мелких предирия-
тий в Японии. Сотни тысяч рабочих были
выброшены на улицу, при этом безработ-
ными стали и владельцы этих предирия-
тий. Это явление приняло настолько пгиро-
кие масштабы, что служит предметом oco-
бых «забот» со стороны японского прави-
тельства. Однако и крупные предприятия”
целых отраслей легкой промышленности —
испьтызают все более острый недостаток
сырья и вынуждены переходить на непол-
ную рабочую неделю, & в ряде случаев
даже полностью приостанавливать работу.

В Италии острый недостаток сырья так-_
же привел к падению производства во
многих отраслях промышленности, 050бен-
но текстильной, продукция которой за по-
следние месяцы уже заметно’ упала.

Переход на неполную рабочую неделю
и увольнение рабочих становятся все более
распространенным явлением, в результате
чего безработица быстро растет, особенно
в крупных городах Италии. Не менее по-
казательно также, что продукция автомо-
бильной промышленности в 1938 году уже
показывает падение, несмотря на то, что
она выполняет крупные военные заказы:
Этот факт указывает на то, что кризис.
начинает охватывать все большее ‘число.
отраслей итальянской промышленности, и
дальнейшее падение их продукции являет-
ся совершетно неизбежным.

В Германии падение производства также
охватило уже ряд отраслей промышиенно-.
сти. Сокращается не только производство’
отдельных предметов птирокого  потребле-”“
ния, но все более ограничивается отпуск
металлов и строительных материалов, не- о.
обхолимых для ремонта железных дорог;
поддержания городского хозяйства, жилищ-
вого строительства и для нужд сельского
хозяйства. :

В 1938 году небольшой рост продукции
германской промышленности был возможен
в результате роста импорта сырья. Но экс-
порт Германии под влиянием кризиса: в
1938 тоду упал на 10 процентов, в ре-.
зультате чего образовался значительный,
дефицит в торговом балансе, на сумму в
432 миллиона марок, что в шесть“ раз.
превышает наличные запасы золота в Тер--
мании. Экономические ресурсы хозяйства
страны быстро истощаются, и если до не-
давнего времени бешеная гонка вооруже-”:
ний происходила наряду с некоторым ро-
стом продукции промышленности, то за по-
следние месяцы все более множатея при-
знаки наступающего перелома, когда про-
дукция промышленности начнет падать.
Это еще более обострит все противоречия
фашистской экономики и облабит ‘почву ”
нод ногами фашистских диктаторов:

В ближайшие месяцы следует ожидать.
падения экспорта Германии, что неизбежно:
приведет к дальнейшему усилению сырье-.
вого кризиса и падению  производетва в
ряде отраслей промышленности; “

Наряду ¢ истощением всех экономиче-
ских ресурсов в странах атрессии происхо-
дит резкое ухудшение положения  трудя-
щихся и быстрое снижение их материаль-
ного уровня жизни. Одним из последствий
физического истощения рабочих является
начавшееся падение производительности”

Из опыта первой империалистической
войны 1914—1918 гг. известно, что вой-
на и перестройка экономики на военный
лад приводят к хозяйственной разрухе в
капиталистических странах и разрушению
всех отраслей хозяйства. И в настоящее
время, по мере того как война  приобре-
тает все больший масштаб, капиталистиче-
ский мир все более погружается в состоя-
ние экономической разрухи и хаоса.

«Это означает, — товорит товарищ
Сталин, — что у капитализма ресурсов
для нормального выхода из нынентнего кри-
зиса будет тораздо меньше, чем в период
предыдущего кризиса».

Третье отличие от предыдущего кризиса
состоит в том, что нынешний кризис силь-
нее всего ударил пока по экономически
более мощным «демократическими»  стра-
нам — США, Англии и Франции, где па-
дение производства з% последний ror до-
стигло уже значительных размеров. В США
в 1938 тоду продукция промышленности
упала na 22 проц. по сравнению с 1937
годом, в Англии на 10 проп., во Фралции
нз 16 проц. по сравнению с 1937 годом,
С 1929 г. по 1930 г. — за первый rox
предыдущего кризиса — продукция про-
мышленности в США упала на 19 проц.,
в Англии на 8 проц., & Франция ветупила
в предыдущий кризис с опозданием, и про-
дукция ее промышленности в 1930 г. была
еще несколько выше, чем в 1929 г. Такии
образом, в экономически мощных странах
падение производства в 1938 г. mpomexo-
дило еще в более быстрых темпах, чем в
предыдущем кризисе.

В Японии и Италии падение промышлен-
ного производства в 1938 г. было пока
еще незначительным, & в Германии в 1938
году пока еще происходил некоторый рост
продукции. Однако совершенно ясно, что
по мере истощения запасов сырья и золота
в атрессивных странах падение производ-
ства резко ускорит свои темпы. Более за-
поздалое усиление кризиса в агрессивных
странах неизбежно приведет к затяжке ври-
зис» и затруднит выход из него для всего
капиталистического мира.

Эти три отличия современного кризиса
от предылущего говорят о том, что он гро-
зит принять еще более зловещий для ка-
питализма характер, чем экономический
кризис 1929—1933 гг.

Наряду с этими характерными чертами,
отличающими новый экономический  кри-
зие в худшую сторону от предыдущего,
нынешнему кризису поисущ также pal
особенностей прошлого кризиса, которые
`также приводят к ето усилению и затяги-
 ванию. Важнейшими из этих особенностей
являются переплетение промышленного кри-
зиса с аграрным кризисом и сохранение
высоких монопольных цен на промышлен-
ные товары, что также служило причи-
нами остроты и продолжительности преды-
дущего кризиса.

Резкое падение промышленного  произ-
водства и рост безработицы вызвали силь-
ное падение спроса на промышленное сырье
и продовольствие. Это привело к новому
обострению аграрного кризиса и ухудше-
нию положения крестьянства.

Особенно сильно ухудшилось положение
волониальных народов в результате рез-
кого падения цен на производимые в ко-
лониях товары, спрос на которые по мере

обострения промышленного кризиса BCE труда в ряде отраслей промышленности
более падает. Германии, в частности в угольной, что уже
Для кризисного состояния  экономики  привело к падению добычи угля.

аграрных и колониальных стран характер-
но резкое падение экспорта; так, напри-
мер, экепорт Аргентины в 1938 году упал
на 41 проц. по сравнению с 1937 годом,
Румынии — на 34 проц, Южной Афри-
ки — на 30 проц., Голландской Индии —-
на 29 проц., Египта — на 28 проц., Бри-
танской Индии — на 24 проц. и т. д. Это
тромадное падение экспорта привело к рез-
кому сокращению спроса со стороны этих
стран на промышленные товары, что в
свою очередь еще более усилит промы-
шленный кризис,

Новый экономический ‘кризисе вместе с
тем еще сильнее ухудшает положение ра-
бочего класса и крестьянства всего капи-
талистического мира, чем это было в пре-
дыдущем кризисе. Громадное бремя воору-
жений теми или иными путями перекла-
дывается на плечи трудящихся. Удли-
няется рабочий день, сокращается заработ-
пая плата, растет безработица, Чиело без-
работных в капиталистических странах
возросло с 14 миллионов в 1937 году до
18 миллионов в 1938 году и за последние
месяцы продолжает возрастать. Наряду с
этим растет дороговизна, что еще более
ухудшает положение всех трудящихся,
особенно безработных.

0с0б0е внимание было уделено в докладе
товарища Сталина анализу экономического
положения фашистских стран — Японии,
Италии и Германии.

Товарищ Сталин характеризуег эти
страны как экономически менее сильные,
торазло менее мощные, чем США, Англия
и Франция. Их слабость ‘получает свое
наиболее яркое выражение в крайней не-
значительности видимых золотых запасов
в этих странах, Золотые запасы Японии,
Италии и Германии, вместе взятые, меньше,
чем золотые запасы одной Швейцарии. Эта
незначительность золотых запасов, & так-
же сильное падение экспорта уже заста-
види Японию и Италию резко сократить в
1938 году импорт сырья, что привело
к падению продукции многих отраслей про-
мышлениости в этих странах, работающих
на привозном` сырье.

Так, например, импорт Японии упал
в 1938 голу на. 34 проц. по сравнению с
1937 годом, а импорт Италии за то
же время упал на 21 проц. Особенно
сильно падает ввоз сырья для производ-
ства предметов широкого потребления. Од-
новременно кризис привел к падению экс-
порта и сокращению. рынков сбыта для
экспортных отраслей промышленности.

Страны фашистской агрессии неудержи-
мо катятся навстречу жесточайшему эко-“
номическому кризису. Характеризуя суш-
ность военной перестройки экономики ат-
рессивных стран, товарищ Сталин в своем
докладе доказал это с исчерпывающей пол-
нотой: =

«Ибо что значит перевести хозяйство”
страны на рельсы военной экономики? Это
значит дать промышленности  однобокое, —
военное направление, всемерно расширить
производство необходимых для войны пред-
метов, не связанное с потреблением наее-
ления, всемерно сузить производство и 060-
бенно выпуск на рынок предметов потреб-
ления населения, — следовательно, сокра-
тить потребление населения и поставить
страну перед экономическим. кризисом».

В капиталистическом мире, как это по-
казал в своем докладе товарищ Сталин,
промышленность уже в течение 25 лет
топчется вокруг уровня 1913 года, в от-
дельные. годы липть немного превышая его,
в то время как промышленность  бовет-
ского Союза в 1938 голу уже в 9 раз
превзошла уровень 1913 года.

Новый экономический кризис вызвал
резкое усиление всех противоречий, разди-
рающих капиталистический мир. Началась
и все более разгорается борьба за новый
‘передел мира между враждующими капи-
талистическими странами. Захватом все
новых чужих стран и колоний arpeccoph
пытаются спасти себя от гибели и п-
длить существование фалтистекой диктату-
ры в своих странах. Но, разжигая костер
второй империалистической войны, атгрес-
воры приближают гибель всей  капитали-
стической системы и победу пролетарекой
революции в ряде новых стран и в пвр-
вую очередь в своих собственных странах.

В капиталистических странах происхо-
дит новое резкое падение промышленноге
производства, жестокий атрарный кризис,
рост безработицы и нищеты широчайших
трудящихся масс в результате кризиса и
бешеной гонки восружений. В Советском
Союзе — рост и процветание всех  отрас-
лей народного хозяйства, рост благосостоя-
ния трудящихся массе города и деревни».
громадный под’ем материального и куль-
турного уровня жизни всех народов:

Новые победы трудящихся налией стра-
ны, достигнутые под руководетвом великой
партии Ленина-—Сталина, и успененое вы-
полнение утвержденного ХУШ с’ездом пар”

В Японии, в результате падения экспорта  ‘тии третьего пятилетнего плана — плана
и острой нехватки сырья, продукция хлоп-  постепенного перехода от  сопизлизма к
чатобумажной промышленности за послел-  коммунизму — послужат новым выдаю-

ний год упала на 22 проц., шеретяной—
на 19 проц., производство искусственного
шелка — на 37 проп. Это сильное паде-
ние продукции легкой промышленности в
938 году отчасти покрывалось еще даль-
нейшим ростом тяжелой промышленности,

щимся фактором усиления борьбы рабочего”
класса капиталистических стран под руко-^
водством компартий за свержение капита-
лизма и победу пролетарской революции

во всем мире.
П. ПОЛЯКОВ.