НЕУВЯДАЕМАЯ
СЛАВА

Вся страна
читает его книги

Произведения великого русского писате-

ля Н. В. Гоголя пользуются в нашей етране
огромной популярностью.

Ениги Гоголя изданы на 29, языках на-
родов СССР, тиражом в один миллион
пять тысяч экземпляров. Это почти в 25

раз больше того, что было издано за 20 лет

в царской России для национальных райо-
HOB.

За годы революции. произведения Н. В.
Готоля разошлись общим тиражом в семь
миллионов 235 тысяч экземпляров. В этом
тоду в Гослитиздате для школьников вый-
дет однотомнив Гоголя в 49 печатных ли-
стов, Ленинградское отделение выпускает
повести Гоголя, в серии «Дешевая библио-
тека» издаются «Мертвые души».

Тиражом в 150 тысяч экземпляров вы-
пускает Детиздат рассказы. Гоголя.

Любимый автор

Завод «Динамо». Библиотека. Ежедневно
приходят сюда рабочие и служащие, масте-
ра и инженеры. Долго выбирают книги,
советуются. Гоголя берут сразу. Спраши-
вают «Тараса Бульбу» и «Ревизора», «Ве-
чера на хуторе близ Диканьки» и «Мерт-
вые души».

Рабочий Самшин прочитал все произве-
дения Н. В. Гоголя. Инженер Дубенский,
вдохновившись произведениями тениально-
To писателя, решил написать сценарий
«Тарас Бульба», работница Федорова по-
стоянно требует у библиотекаря книги Го-
толя для своих родителей.

Заводской кружок художественного сло-
ва работает над пьесами Гоголя; литера-
турный кружок специально проводил
занятия на гоголевекие темы. На заня-
тиях присутствовало очень много рабочих.

За февраль и март на руках читателей
находилось около двухсот книг. Н. В.
Гоголя.

Рабочие завода, 3 также и коллектив
библиотеки очень просят увеличить тираж
повестей Готоля, издать биотрафию вели-
кого писателя.

Гоголь — любимый писатель советского

Ei а.
ra М. ЧУРИЛИНА.

На родине

великого писателя

МИРГОРОД (Полтавекой обл.), 31 мар-
та. (ТАСС). Трудящиеся Миргородекого
района отмечают 130-летие со. дня рожде-

ния Н. В. Гоголя. Дом-музей на родине.

писателя в селе Великие Сорочинцы по-
полнился новыми художественными экспо-
натами: выставкой-иллюстрацией к произ-
ведениям Гоголя «Ревизор», «Мертвые ду-
ши», «Ночь перед Рождеством» и др. Шри-
обретен б-томник произведений Гоголя, из-
данный в 1842 г.

Из села организована радиопередача, по-
священная 130-летию с0 дня рождения
писателя.

В Миргороде — в керамическом техни-

‘куме, носящем имя писателя, открыта вы-

ставка, посвященная жизни и деятельно-
сти Гоголя. В центре выставки большой
бюст Гоголя — работа студентов технику-
ма. Экспонированы керамические изделия.
Очень хороши вазы, на которых изобра-
жены эпизоды из «Майской ночи», «Copo-
чинской ярмарки» и др.

Литературные — вечера, посвященные
130-летию co дня рождения Гоголя,
устраиваются в школах и колхозных клу-
бах области,

«НИ ТО, НИ СЕ»

«...Всякие бывают люди на свете, вся-
кие бывают деятели на свете. Есть лю-
ди, о которых не скажеить, кто он та-

` кой, то ли он хорош, то ли он плох,
то ли мужественен, то ли трусоват, то
ли он за народ до конца, то ли он за
врагов народа... О таких людях неопре-
деленного тина, ‘о людях, которые на-
поминают скорее политических обыва-
телей, чем политических деятелей, о
людях такого неопределенного, неоформ-
ленного типа довольно метко сказал
великий русский писатель Гоголь: «Лю-
ди, говорит, неопределенные, ни то, ни
ce, не поймешь, что 3a люди, ни в го-
роде Богдан, ни в селе Селифан»,
(Из речи тов. Сталина на пред-
выбовном собрании избирателей
округа

Сталинского избирательного
гор. Москвы),

«НИ В ГОРОДЕ БОГДАН, НИ В СЕЛЕ

СЕЛИФАН»
Рис. В. ВАСИЛЬЕВА.

Так сто с лишним лет назад назвал Го-
толя Виссарион Белинский, и по сей день

сателя определения более точного, наиме-
нования более меткото.

«Отличительный характер повестей
г. Гоголя, — писал Белинский, — соста-
вляют простота вымысла, народность, со-

ий комическое одушевление, всегда  по-
беждаемое глубоким чувством труети и
уныния. Причина всех этих качеств за-
ключается в одном источнике: г. Гоголь—
поэт, поэт жизни действительной».

Это было сказано еще до того, как уви-

дели свет «Мертвые души», еще до по-

явления «Женитьбы» и «Ревизора» и бес-
смертной «Шинели». Мы можем по одно-
му этому оценить гениальную  проница-
тельность Белинского, понявшего великое

значение Готоля в самом начале его лите-

ратурной деятельности. ete
Два самых выдающихся представителя
русского общества того времени — Велин-
ский и Пушкин — благословили Готоля на
писательский подвиг. Когда в 1831. r.
появилась в печати первая часть «Вечеров
на хуторе близ Диканьки» (в нее вошли:
«Предисловие», «Сорочинекая ярмарка»,
«Вечер накануне Ивана Купала», «Май-

‘ская ночь», «Пропавшая грамота»), Пучт-

кин пришел в неописуемый восторг
этих произведений молодого писателя.
И точно, нельзя и до сих пор без вну-
треннего веселья читать эти чудесные но-
вести. Какой-то особой свежёстью веет со
страниц «Сорочинской ярмарки», «Май-
ской ночи», «Пропавшей грамоты».
Целая вереница образов, ярких, жизнен-
ных, поэтических, возникает всякий раз,

от

когда вспоминаешь ео «Вечерах на хуторе.

близ Диканьки».

Но вот уже среди смеха и веселья первой
из повестей пасичника Рудого Панька про-
ступают те черты гоголевского творчества,
0 которых упомянул Белинский в своей
характеристике. Глубокое чуветво груети и
уныния, невидимые миру слезы, проступа-
ющие сквозь видимый миру смех, появля-
тся в конце «Сорочинской ярмарки» нега-
данно, тогда, когда их меньше всего можно
было ждать. у Ь

Среди буйной свадебной Иляски, ‚котда
«все неслось, все танцовало», вдруг неиз’-
яенимая печаль охватывает дупгу.

«Гром, хохот, песни слышались тише. и
тише. Смычок умирал, слабея и теряя
неясные звуки в пустоте воздуха. Еще
слышалось где-то топанье, что-то похожее
на ропот отдаленного моря, и скоро все
стало пусто и глухо. is

Не так ли и радоеть, прекрасная и
непостолнная гостья, улетает от нас, и
напрасно одинокий звук думает выразить
веселье? В собственном эхе слышит уже он
грусть и пустыню, и дико внемлет ему.
Не так ли резвые други бурной и вольной
юности, по-одиночке, один за другим теря-
ются по свету и оставляют наконец од-
ного старинного брата их? Скучно остав-
ленному! И тяжело и грустно становится
сердцу, и нечем помочь ему».

Откуда эти трагические ноты. в голосе
художника, только что так беззаботно сме-
явшегося, почему торькими рыданиями
прервалась речь гениального рассказчика?
Почему такой мучительной тоской проник-
нуты заключительные строки «Повести о
том, как поссорились Иван Иванович c
Иваном Никифоровичем», смешнее которой,
кажется, нет на свете?

Полно, да так ли уж весел наш Гоголь?
Не удивительно ли, что так много горечи
и печали у того, кого называли царем рус-
ского смеха?

Нет, не удивительно. Не мог быть весел
писатель, так глубоко изучивший русскую
действительность того времени. Как бы
жизнерадостен он ни был, смех замирал на
его устах, едва лишь художник стал вгля-
дываться в окружающую действительность.
А действительность эта была ужасна, как
кошмарный сон, который давит. грудь, и
нет сил для того, чтобы стряхнуть с себя
сатанинское наваждение, очнутьея, вы-
рваться на вольный воздух, на солнечный
свет. Это была николаевекая действитель-
ность. ;

Известны сотни и тысячи попыток иека-
зить, фальсифицировать идейный облик
Готоля. Быть может, ни один великий ху-
дожник не становился в такой мере, как
Гоголь, жертвой литературных ‘фальшиво-
монетчиков. эдесь поработали и меньше-
вистские Маниловы, и черносотенные (Соба-
кевичи, и эсеровские Ноздревы, и `либе-
ральные Чичиковы. Казалось, все те, кого
с такой сокрушительной силой разоблачал
Гоголь, в свою очередь ополчились на пи-
сателя.

На Гоголя клеветали, Гоголя фальсифи-
цировали едва ли не всё течения упадоч-
ной буржуазной литературы. Своего Гоголя
сконструировали русские символисты, и
был этот Гоголь зыбким и призрачным, как
видение пани Ватерины в келье ее страш-
ного отца в «Страшной мести»: Был Го-
толь, сработанный религиозными ханжами,
Гоголь иконописный, елейный, пахнущий
ладаном и поповекими сапогами. Когда фор-
малисты двинулись в поход на искусство
настоящее, онй на своем’ знамени изобра-
зили особенного, формалистекого Гоголя,
судорожно искаженного, составленного из
кривых линий, истерических воплей и пья-
‘ного бормотания.

Словом, каждый творил Гоголя себе на
потребу и, насколько возможно, по евоему
образу и подобию. Но при всем внешнем
различии и многообразии этих взглядов на
Гоголя они были об’единены единым стрем-
лением доказать  нереальность, неправ-
дивость гоголевского творчества. «Мертвые
души», «Ревизор» Тоголя были для идеоло-
тов буржуазии зеркалом, глядеться в кото-
рое было слишком стралино. Вместо благо-
етного лика либерального Златоуста в зер-
kale отражалась физиономия Ляпкина-
Тяпкина. Гражданский чиновник, тот са-
мый, что требовал от художника Чарткова,

ПОЭТ я

еще не найдено для великого русского пи-^

вершенная истина жизни, оригинальность.

‚воли рожа крива».

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВ

И ЕС ЕВА ORG И РИ ОЕ ба Пра

ДА

ЗНИ ДЕЙИСТВИТЕЛЫЬ

ae

АУ

ee
een

=

с
а
и
se

a
wale За,

о
А.В ТЕ

мех о Se
ля a
. oo
С ; 5 9 — me
АИ а
и =
each ome: sete

rs
РИ

се
Ce Se bis

ao

ees

чтобы побольше было прямоты и благород-  то было множество помещиков, зажлалы-

ства в лице, глянув в зеркало, видел вдруг
изображение Ивана Антоновича ВКувшинное
рыло, иной и почтенный и государствен-
ный даже человек выходил совершенной
Коробочкой... «На зеркало неча пенять,
Нужно, стало-быть,
вопреки очевидности, доказать, что рожа. в

вавших мертвых наравне се живыми в лом-
бард, ибо налоговая система и статистика
той эпохи давали обширные возможности
для любых мошенничеств. Несомненно, что
сюжет «Мертвых душ» был подсказан Го-
roti (или Пушкину, который дал Гоголю
тему) самой действительностью. Известно,

полном порядке, что врет зеркало, Этим за-  ’кетати, что Гоголь, подобно Бальзаку, изу-

нимались на протяжении многих десятков
лет. 4

И на Гоголе 6ypmyasnoe литературо-.
ведение потерпело самое катастрофическое
поражение, с которым можно сравнить
только жестокий крах литературоведческой
мысли в связи с изучением творчества
1. Толетого.
° Между тем среди пустой и праздной
болтовни, разливавшейся на гоголевских
торжествах, в 1909 г. раздался трезвый
толос, прозвучавший из далекой Да-
нии и принадлежавший одному из самых
выдающихся литературных критиков Ев-
ропы-—Георгу Брандесу. Брандес в своем
письме на имя президиума Общества лю-
бителей русской словесности. ‘не побоялся
тромко сказать: «Благодаря Роголю, созда-
телю реальной, правдивой школы, вы опе-
редили остальную Ивропу. Когда он
впервые выступал, он еще был только ве-
ликим художником; но если сравнить егс
с его предшественниками и последователя-
ми, он остается единственным». Говоря
далее о «Ревизоре» и «Мертвых душах»,
Брандес замечает, что «понадобилось 60-
лее сорока лет для ‘того, чтобы в лице
Ибеена скандинавекая драма достигла по-
добной ` высоты, немецкая драма и поны-
не не доросла еще до этото».

Признание Брандеса в высшей степени
важно для уразумения мирового значения
Гоголя; грешным делом, мы и до сих пор
не отвыкли еще от мысли, что русская
литература на Западе. известна мало и чтс
значительна она только для нас самих. 0
Гоголе знал ‘и писал и Проспер Мериме и
многие другие, но Брандес уже понимал
его действительную роль. ^ ne

«В его труди,— писал Bpanjec,— таи-
лись стремления целого народа, в его моз-
гу сатира на жизнь многих поколений»,

Да, в евоих сатирических произведениях
Гоголь. впервые вывел на сцену вместо
сладостно добродетельных теровв. и кар-
тинных злодвев обыкновеннейших стерве-
цов, прохвостов, взяточников,. чинуш-без-
дельников и паразитов в статеких и воен-
ных мундирах. Вместо розовых очков он,
словно новейший“ Левенгук, предложил
читающей публике микроскоп, и все увиде-
ли, какая жуткая дрянь роилась в стоя-
чей воде ‘крепостнического общества, и
притом. не на дне, ‘а на поверхности это-
го общества. Господа, владетели, приобре-
татели—вот кем были все эти Чичиковы,
Плюшкины, Маниловы, Ноздревы, Сквоз-
ники-Дмухановские и даже такие идиоты,
как Кочкаревы и Коробочки. В своей со-
вокупности они владели тысячами челове-
ческих душ; и если дубиногодовая Коро-
бочка никогда не продавала покойников,

TO живых девок по сто рублей каждую она

помещику Протопопову уступила — и он
очень блатодарил, по ее словам.

Председатели, подмигивающие прокуро-
ры, чудотворцы-полицеймейстеры, городни-
чие, попечители богоугодных заведений—
это были не последние спицы в колесни-
це, это была власть, дворянская власть,
не менее, а в иных случаях и гораздо б0-
лее реальная, нежели. олимпийцы, воссе-
давшие в петербургеких хепартаментах.

Сквозник-Дмухановекий, tax. жестоко
опростоволосившийся в деле с` Хлестако-
вым, мог высечь, упрятать человека в
тюрьму, подвергнуть пытке жаждой непо-
корного купца, отдать в солдаты, разо-
рить, пустить по миру... и остаться совер-
шенно безнаказанным.

При всей необычайнюсти ситуаций все
образы, созданные Гоголем в «Мертвых
душах», абсолютно жизненны и реали-
етичны. Более того — они типичны для
дворянского круга тех дней. Если не было
конкретного Чичикова, путешествовавшего
по России и скупавшего мертвые души,

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40, Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24, 6-й этаж,
ских в pag 3-30-44; пропаганды и науки, критики н библиографии — Д: 3-30-69;
спорта и военной работы — Д 3-37-28; иностранной информации — Д 3-36-26;

Уполномоченный Глазлита №-Б— 799.

ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный днем —Д 3-31.95,
школ и пнонеров — Д 5-30-46;

литературы и искусств — Д 3-31-93;

чал множество судебных тяжебных дел и
даже выписывал их к себе за границу во
время пребывания в Риме. Вообще в
«Мертвых душах» нет решительно ни од-
пой «ненатуральной» фигуры. Не говоря
уже о Ноздреве, о котором с полным пра-
вом Гоголь мог сказать, что он долго еще
не выведется из мира, вполне «натура-
лен». даже Плюшщин при веей его кажу-
щейся невероятности.

Повторяем: Гоголь ничего не преувели-
чивал и в своих реалистических, обличи-
тельных повестях никогда не прибегал к
гиперболе. Колоссальная сила его сатиры
заключается именно в ее беслющадном реа-
лизме, в невиданной и неслыханной дотоле
зоркости, поразительном умении создавать
сбразы законченные, дивно вовершенные.
В этом отношении Гоголь не имел и не
имеет себе равных. р

В отличие от многих мировых писато-
лей он совершенно ясно представлял свою
задачу, осознавая ее как: высокий граждан-
ский долг. В седьмой главе «Мертвых душ»
Готоль говорит о судьбе писателя, «дерз-
нувшего вызвать наружу все, что ежеми-
нутно пред очами и чего не зрят равно-
душные очи, всю странную, потрясаю-
щую тину мелочей,  опутавших нашу
жизнь, всю глубину холодных, раздроблен-
ных, повседневных характеров, которыми
кишит налиа земная, подчас торькая и
скучная дорога, и крепкою силою неумо-
лимого резца дерзнувшего выставить их
выпукло и ярко на всенародные очи...
Сурово ‘его поприще, и горько почувствует
он свое одиночество».

Разве не видим. мы, что Гоголь знал, на
что идет, и разве не вправе мы причи-
слить ето к самым бесстраиным, героиче-
ским личностям, каких только знала исто-
‘pug? ;

Великий художник был великим патрио-
том своей страны, своего народа. Но па-
триотизм Гоголя ‘был патриотизмом Белин-
ского, Герцена и Чернышевского. Именно
страстная, безмерная,  самоотверженная
любовь к родному народу, безграничная
вера в его светлое будущее дали Гоголю
силы для создания его сатирических по-
вестей. И та. же любовь к народу двигала
Гоголем, когда он, обращаясь к историче-
скому прошлому, создавал  тениальные
образы «Тараса Бульбы», произведения,
способного стать в ряд и вровень © эпосом
‘любого великого народа.

Но и в «Тарасе Бульбе» Гоголь остает-
ся великим реалистом, поэтом жизни дей-
ствительной. Здесь нет и следа нарочитой
идеализации. Напротив, все эти могучие,
словно высеченные из гранита, характеры

eo oo Oo

-.«Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, д
лами, осторожно минали отмели,
про своего атамана».

ночью — Д 3-30-56;
Д 3-35-68;

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

‘утонченной жестокостью польских шлях-

по силе равных «Тарасу».

всполашивая подымавшихся

секретариата — Д 3-31-79; от :
рабочей зкелезнодорожной и служащей молодежи — Д 3-38-80, т у денческо

обзоров печати и фельетонов —Д 3-31-97; иллюстрационный — Д 3-30-52; писем —

1 апреля 1939 г., № 74 (4257)

ВРУЧЕНИЕ ОРДЕНОВ
 } — И МЕДАЛЕЙ
СОЮЗА ССР

Вчера, 31 марта, Председатель Прези.
диума Верховного Совета СССР тов. М.  .
Калинин вручил ордена и медали Harpa-
жденным.

Грамоту о присвоении звания Героя (\.
ветского Союза и орден Ленина получи
майор т. Н. С. Герасимов.

Орден Трудового Красного Знамени, yp.
торым награждена за 00000 выдающием
успехи в сельском хозяйстве сель:
хозяйственная артель имени Сталин
Шполянского района, вручается предел.
телю артели орденоносцу т. Кало

Ордена и медали вручаются больш
группе передовиков сельского хозяйсти
Украинской ССР, награжденных за выдан.
щиеся успехи в сельском хозяйстве x
особенности за т
основных  сельскохозяйственных рабу,

От группы награжденных по Полтавской
области выступил т. Мартыненко,

С речами выступили также орденоносты
т.т. Федоров, Олейник и др.

Награжденная за выдающиеся успехи 4
достижения в развитии советской ху.
жественной литературы — сказительнии
т, М. С. Крюкова, получая орден, благо.
рила руководителей партии и правитеть-
ства и пожелала им долгих лет жизни п
плодотворной работы на благо родины,

Ордена получили также забойщик тат.
ты № 10 «Сучануголь» т. П. С, Чех
и гл. инженер завода № 26 т. А. А. 3%.
витаев.

После вручения орденов и медалей с
речью выступил тов. М. И. Калинин.

а
3A РУБЕЖОМ

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЕМБЕРЛЕНА
В ПАЛАТЕ ОБЩИН

ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). 31 хара
в палате общин выступил премьер. антлий-
ского правительства Чемберлен с залвле-
нием по вопросам внешней политики. Ант-
лийское правительство, сказал он; не имеет
В своем распоряжении официальных нате-
риалов, подтверждающих слухи © подо
товляемом нападении на Польшу. В на-
стоящее время английское правительство
ведет переговоры с другими  правитель-
ствами.

Для того, чтобы внеети полную ясность
в вопрос о позиции английского прави-
тельства еще до завершения этих пере-
говоров, я ставлю в известность палату о
следующем: в случае, если для незавиен:
мости Польши возникнет непосредетвенная
угроза и если польское правительство бу-
дет считать абсолютно необходимым ока-
зать сопротивление, используя свои Ha-
циональные силы, то в этом случае anr-
лийское правительство считало бы себя
обязанным ‘оказать Полыше полную’ п0д-
держку, какая только в силах английского
правительства. Польское правительство по-
лучило от меня заверение в этом. Я му
добавить, что французеков правительств
Уполномочило меня заявить, что ‘оо ‘цели:
ком разделяет позицию Англии в этом во
просе.

Отвечая на вопросы лейбориета Грин:
вуда, Чемберлен сказал: «Как я уже зая-
вил, английское правительство ведёт пере
говоры ‘с рядом других правительств и в
том числе, конечно, с советеким прави’
тельством. Следует также сказать, что и
этой неделе ожидается прибытие в Лон
польского министра иностранных дел Ве-
ка. Во’ время его пребывания в Лондо
будет полная возможность обсудить @ них
целый ряд вопросов, связанных с органи
зацией отпора агрессии». На вопрос лей®-
риста Гринвуда о созыве конференции м.
ролюбивых держав Чемберлен заявил: «0
точки зрения английского правительства
вопрос о созыве конференции являет
лишь вопросом практической целесообраз-
ности. Если окажется, что созыв конфереи-
ции явится лучшим путем, то мы 003 K0-
лебаний согласимся с этим предложением,
Если же мы будем располагать други,
более эффективными средствами для д»
стижения нашей цели, то тогда мы ока
жемся от созыва конференции».

Лейборист Джон Морган потребовал
правительства заверений в том, что вопр
сы идеологии не будут служить прелят
ствием для установления сотрудничества
между Англией и Советским Союзом. 0 or
ветом выступил Чемберлен, который 327

реальны и жизненны, они показаны как

есть, со всеми своими качествами и не-
тками.

ню не скрывает жестокости тогдаш-

нёй войны. Жестоки ляхи, жестоки и за-

порожцы, и Bee же есть разница между

стихийной яростью козаков и расчетливо

тичей, придумывающих  нечеловеческие
муки для пленных запорожцев.

Но одного не прощают запорожские ры-
цари никому — измены. Падает от руки
отца Андрий, изменивнгий родине ради
прекрасной полячки, и в этот момент Та-
рас Бульба проявляет истинное ‘величие
духа. Суровый запорожский полковник
становится рядом с римлянином Брутом,
ничем не уступая ему в эпической мощи
характера. «Я тебя породил, я тебя и
убью», — знаменитые слова Тараса Буль-
бы звучат подобно гудящему колоколу, ве-
Wad о том, что и любовь к прекрасной
женщине, и любовь отца к сыну, и все
другие чувства человека, как бы глубоки
и сильны ни были они, уступают свя-
Menno ‘любви к родине. Тарас Бульба,
может быть; самый живой, самый пламен-
ный образ героической литературы. В’ тру-
бой оболочке козацкого вождя светится
Человек с большой буквы, человек, в ко-
тором все огромно — и ненависть и вели-
кодушие. Недрогнувшей рукой Бульба уби-
вает сына Андрия, и он же великой лю-
бовью любит своего героического сына
Остапа. В железнюй натуре Бульбы живет
нежность  безмерная. Седоусый рыцарь
плачет о своем сыне, сидя на морском бе-
регу, и слезы падают одна за другой.

Шекепировского драматизма достигает
Гоголь в «Тарасе Бульбе», и немного мож-
но найти в мировой литературе страниц,

«Гоголь был одарен орлиным стремле-
нием к неизмеримой высоте; ему ‘все каза-
лось мало и низко, чего достигал он или
что создавал он,—писал Чернышевекий.—
Укажите мне человека с такою ‘жаждою
совершенства, и я вам скажу: он или не
создаст ничего или создаст нечто вели-
кое — он или Тантал или Нрометей».

Гоголь создал произведения бессмертные
и великие. но он сочетал в себе неутоли-
мую жажду Тантала и тероизм Прометея.

Гоголь «Ревизора», «Мертвых душ»у, пе-
тербургеких повестей, «Тараса Бульбы»,
«Вечеров на хуторе близ Диканьки» —
наш Гоголь. Он дорог нам так же, как
Пушкин и Лермонтов, Тургенев и Некра-
сов И все великие художники напей ро-
ДИНЫ. \

Но он дорог не только нам. Слава Гоголя
всесветна и образы, созданные им, интер-
национальны.

Напрасно думать, что Собакевичи, Мани-
ловы, Ноздревы, Плюшкины жили только
в России. Е тому же в нашей стране оста-
лись лишь жалкие тени этих персонажей,
блуждающие еще среди нас, тогда как в
угрюмом царстве чистогана они еще живут
вс всем своем ужасающем  безобразии.
Плюшкины вкупе и влюбе с Гарнагонами и
Тобсеками орудуют во французских банках.
Это они отказывают в приюте детям и
женщинам героической Испании, урезы-
вают пособия безработным, сниматот послед-
нюю рубашку с врача и учителя.

Без труда узнаем мы образ Собакевича
во многих фашистских деятелях. Что же
касается Ноздрева и Хлестакова, то они,
кажется, сделали блестящую каръеру в
иных государствах, добравитись до самых
высоких министерских и дипломатических
постов. Отнюдь не случайно, что клевстни-
ческий поход против Гоголя отечественных
реакционеров был в свое время поддержан
реакционерами затраничными. Французский
дворянский писатель, настоящий зубр и
ретроград Барбе д’Оревильи еще в 1859 r.,
прочитав в переводе «Мертвые души», с
невероятной яростью ополчилея на писа-
теля в литературном этюде «Николай Го-
голь». Гоголь-сатирик способен приводить в
бешенство не только русских, но и ино-
странных Собакевичей. Чло ж, в этом нет
ничего удивительного.

Гоголь — один из любимейших писате-
лей налией страны. Его читают представи-
тели всех поколений всех слоев советского
общества.

Цитаты из Гоголя, острые, как запорож-
ская сабля, то и дело встречаются в речах
крупнейших политических деятелей нашей
страны, руководителей большевистской пар-
тии. Они часты в речах величайших людей
нашей эпохи Ленина и Сталина. Острие их
направляется и против империалистов, го-
товящих нападение на нашу страну, и
против вражеского охвостья, скрывающего-
ся в щелях гнусного’ антисоветского под-
полья, и против клеветников, стремящихся
забрызгать грязью честных людей.

Оружие Гоголя не притупилось, неукро-
тимый дух Тараса и Остапа живет в серд-
цах советских патриотов, и вечно будет
славно имя гениального русского писателя
среди нае и самых дальних наших потом-

ков.
В. ГОРОДИНСКИИ.

буемые Морганом заверения.

ПОЛОЖЕНИЕ
В ИСПАНИИ

ПАРИЖ, 30 марта. (ТАСС). Агент
Гавас передает, что, по сообщениях №
yproca, войска генерала Франко занят
Гвадалахару. Вся зона Мадрида радиусом
в 60 километров оккупирована фашист
скими войсками. Заняты также Альмерия
и горно-промышленный район Пуэртолы-
но (к югу от Сиудад Реаль). Корпус $e
шистеких войск, находящийся под команд
ванием генерала Аранда, начал наступле
Hue Ha tore Испании вдоль средиземномо-
ского побережья.

ской хунты, несколько дне

скрывшиеся
на 29 марта скрылись также и ис Вале
сии, Вчера вечером войска генерала Фра
ко вступили в Валенсию, rye, Kak Cod
щает бургосское радио, «фалангиеты уст
навливают порядок».

ПАРИЖ, 30 марта. (ТАСС). Агенте
Гавас сообщает из Орана (Алжир), чо  1.
да из Испании прибыло несколько саме
тов, доставивших группу офицеров, сре
которых находился Миаха.

ЛОНДОН, 31 марта. (ТАСС). По в0б-
щению агентства Бритиш Юнайтед Пресс
властями генерала Франко об’явлено во-
енное положение в Мадриде. Во всех д
мах производятся обыски.

Erne
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

внутренней a
студенческой молодежи. _ Ко Формации Д 3-30-60, д 3-39-94;

ружно гребли вес-
птиц, и говорили

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба».
Рис. КУКРЫНИКОЫ.

руководящих комсомоль-

; крест к a у
ЕЕ SO) ORIN

Изд. № 344. вы

тому назад из Мадрида в Валенсию, в 80% \

Бил, что он, не колеблясь, может дать т’

перевыполнение Wag

Миаха, Касада и прочие главари мадри )