в симке; одиа из новых онотоукняй орденоносца тов. Яковлев
Ю лошадиных сил. В овале:

цоостной самолет с мотором в. 2

er a> 2

ВОРНЫ

8 паз авиэтка попахала в полосу
gy, Несколько раз трах грозил при-
sw & Звиле. И все-таки полет окон-
‘и изгополучно, Безостановочный нуть
‚ (вастопозя хо Москвы авиэтка про-
ав 15 часов 30 минут, установив
oul международный рекорд советекой
yoni. `
летний конструктор авиэтки Алек-
пр Яковлев в ту пору еще не был ин-
 мим, Он заведывал тогда гаражом Во-
 ‘лумадушиой академии им. Жуковского
сизую конетрукторскую работу выпол-
ат 10 совместительству». Она заверши-
ys уачей, открыла перед молодым кон-
‘тором новые заманчивые перспективы,
  Tarepee к авиации появилея у Алек-
итоз Яковлева в детские годы, Мальчик
рузрих бумажные планеры, клеид из
 уииа бюзеляжи самолетов. Они же opra-
 зувд первый в нашей стране кружок
польников-авиамоделистов, IIo проекту
ева юные конструкторы построили
  aH
} 1926 тоху, работая сначала мотори-
лу звизотряда, & потом в гараже,
иеано Яковлев продолжает осущест-
[ть заветную мечту. Днями и ночами си»
тоя над чертежами самолета собствен-
wil конструкции, многократно проверяет
[улеты, упорно отшлифовывает контуры
ви будущего маленького биплана,

ll мт омолая мысль воплощена в
зи. Из стали, дерева и фанеры по-
/ qo крошечный двухместный . самолет,
р нк дотчик Ю. Пионтковский co-:
 ушзет рекордный перелет Севастополь-
ива, Векоре на другом самолете кон-
тущии Яковлева летчик Филин yera-
циизает новый международный рекорд,
` аетойчивость, энергия молодого кон-
  теюра победили. Партийная организа-
ця миитересовалась им, оценила его
фълюю харование. И уже в следующем
м7 Яковлев по праву носит форму елу-
пела Военно-Возлупинюй академии.

(чае Александр Сергеевич Яковлев —
‘мный инженер первого ранга, главный
ROHCTPYRTOP HW директор одного из авиа-
шинных заводов. Он -— организатор и вое-
пиатель молодого, крепко спаянного кон-
Тувторского коллектива. Вместе‘ с этим
зективом Яковлев, настойчиво преоло-
имя сопротивление вредителей, дал
ране больше двадцати конструкций епор-
иных и тренировочных ‘самолетов. Его
ишины красивы, комфортабельны, обла-
пит хорошими летными качествами. Ha
их установлено 15 международных ре-
уров, главяые из которых принадлежат
ро Советокого Союза тов. Гризолубовой,
аичикам Медниковой и Пионтковскому.

(мелый искатель нового, Яковлев
твустанно воспитывает эти ‘же качества у
(MIX товарищей, ближайших помощников
1 работе. Главный инженер завода Ястре-
в, начальник конструкторского бюро Тре-
ов, молодые талантливые конструкторы
Амер, Синельщиков, Шехтер — все они
уники и воспитанники Яковлева. Шесть-
иь лет назад они были копировщиками и
 уежниками, теперь они общепризнанные
№ритеты советекого самолетостроения.

В 1933 году Яковлев сконструировал
Труместную машину № 6; так называе-
УЫй «воздушный Форд». Выло решено пу-
{ith этот тиц машины в серийное про-
зодство. Яковлев создает свое конструк-
ское бюро. Над чертежами работают Ал-
52, Синельщиков, Алекееев — всего
четозек, Каждому из них не больше 19—
дет. Но под руководством Яковлева они
Умешио справились с заданием.

—Oo-—

НУЖНЫ ТОЛКОВЫЕ
СЛОВАРИ-СПРАВОЧНИКИ

(Письмо пропагандиста)

овным источником самообразования
пропагандиста является марксистекая ли-
тература. Но чтобы пзучать маркеизм-ле-
ии по первоисточникам, приходится
‚Чень часто прибегать к дополнительным
Юпомогательным материалам; & HUM от-
Нилтся также справочники. и словари,
akO па книжном рынке вот уже не-
‘колько лет нельзя приобрести политиче-
‘ого и философского словарей.

Работая на избирательном участке во
Веня выборов в Верховный Совет, СССР,
я руководил тремя кружками. Уровень
вития слушателей этих. кружБов был
Мичный, но у большинства «узвим ме-
ом» являлись иностранные слова и фи-
офевие термины. Очень часто просили
меня раз’яснить, что такое категория, гума-
изм, универсальность, апологет, концеп-
пня, реформа ит, д.

Сейчас, когла тысячи людей приету-
ши к изучению «Враткого курса исто-
ми ВКП(б)» и классиков маркеизма-ле-
нинизма, потребность в’ справочниках и
‘ловарях, об’ясняющих иностранные словз
и философские термины, возросла в еще
тьшей степени.

Непонятно, почему напги издательства до
их пор не издают толковых и популярных

Товарей-справочников.
А, ЭКЗЕРЦЕВ,

комсомолец, студент Московского
государственного университета.

ринит

ЛЕГКОМОТОРНЫХ
САМОЛЕТОВ

молетов —— скоростные. учебно-тренировоч-
ные «УТ-1» и «УТ-2», Ae aids тре-
нировочный «УТ-3»,
выходит спортивная одноместная машина
в мотором в 200 лошадиных сил. Скорость
ее намного превьипает 800 километров в
час. Бак и прежние конотрукции, эта ма-
шина проста в производстве, легко управ-
пяется, доступна для учебных целей.

дель молодой конструкторский коллектив!

Сколько новых смелых идей заложено в
каждой детали самолета!

быть предельно гладкой, «вализанной». Но
это, как на зло, не получалось. Высыхая,

Внутренние крепления выпирали, образуя

еле мотив о

НЫ i oe
вечен ТИ

а — спортивный
тов. ЯКОВЛЕВ А, С.

> > Фото А. БИДЕНКО,

Шли годы, появились новые типы са-

В нынешнем году

А сколько трудов потратил на эту мо-

Обивка крыльев и фюзеляжа должна

фанера обшивки стягивалась, коробилась.

на поверхности волнистость.

Проводя пальцем по «волнам», рабочие
шутили:

— Hy, совсем заморили лошадку, все
ребра наружу...

Было обидно выслушивать этот справед-
ливый упрек. Но неудача рождала новый
прилив энергии, Конструкторы применяли
десятки приемов. расположения фанеры и
внутренних распорок, испробовали все из-
вестные им методы склеивания и окраски
деталей. Чуть ли не семидесятый вариант
оказался, наконец, удачным.

Скоростной самолет должен иметь иде-
ально  обтекаемую форму. На. его поверх-
ности не может быть ни одной лишней
детали. Конструкторы убрали рейки и вы-
ступающую подножку. Но как же по
скользкой поверхности крыла добиратьея
до переднего сидения? Решили покрыть
часть крыла особым, нескользящим и в то
же время нестирающимся составом.

И опять начались эксперименты, В по-
исках нужного состава применяли ‘уголь,
каменную пыль, стекольный порошок,
опилки, резину. Олин из составов показал-
ся удачным. Поврыли им тиет фанеры и

прикрепили у входа на завод. Месяц хо-\

дили по нему рабочие завода, испытывая
находку своих конструкторов... Теперь У
самолетов Яковлева нет выступающих ре-
ек и подножек.

Молодые конструкторы усцешно рептили
немало проблем. На «УТ-1» установлено
оригинальное приспособление для обогрева
воздуха, поступающего в карбюратор. На
«УТ-3» по-новому сконетруировано уби-
рающееся шасси. На многих новых маши-
нах горючее подается в мотор с помощью
гибких, остроумно закреняенных шлангов.

— Мгла мы были на авиазаводах
Франции, — вспоминает Адлер, — то увиде-
ли, что ков в чем уже опередили фран-
цузское самолетостроение.

Богатейший опыт самолетостроения, на-
копленный  конетрукторским коллективом
инженера Яковлева, наиболее полно сосре-
доточен в одной из последних моделей,

Машина уже готова. Скоро ее вывелут
на стартовую дорожку. Молодой летчик-
испытатель отважная Катя  Медникова
поведет. самолет в новый испытательный
полет. Машина получит имя... Возможно,

6 УТ-4».
м, С. АНИФЬЕВ,

ТЕТЯ

Трудовой день окончен. После уроков
произволетвенного обучения в цехе завоха
и теоретических занятий в классах школы
юноши и девушки возвращаются в обше-
житие. Их ветречают радушно, приветливо.

— Ты бы, сынок, умылея, прежде чем
садиться за стол, да как следует. Уж не
ленись, милый, самому приятнее будет.

Официально эти дружеские наставления
ие входят в обязанности коменданта. Но
уж так исстари повелось в школе фабрично-
заводского ученичества Харьковекого завода
«Свет шахтера». Комендант общежития
Глена Николаевна Фигачева, или тетя
Лена, как ве здесь все называют, поняла
свое назначение гораздо шире, чем это
предусмотрено инструкцией.

— Она им, как родная мать, — говорят
о тете Лене в дирекции птколы, в комсо-
мольской организации.

Стоит пробыть в обществе фабзавууни-
ков хотя бы несколько часов, чтобы убе-
дитьея в этом,

Тетя Лена, малограмотная женщина, вы-
лвинутая восемь лет назад из уборщиц в
коменданты, действительно родная Мать
сорока мальчиков и оявенадцати девочек,
живуших в общежитии. Она всем сердцем
предана своим питомцам. И живет с хевоч-
ками в одной комнате. %

— Так и живу тут с ними уж который
год, — рассказывает она. — И оставить
их жалко. Мало ли что ребята натворить
могут без отца и матери. Вот я им вместо
матери.

Вывает, придет с работы парень и не-
прочь на кровать лечь прямо в ботинках
и грязной одежде, — устал там, либо что.
Ну, скажешь ему, пожуришь, он и не сде-
лает этого. А ‘то просто увидит меня и сам
отказывается от своего намерения лечь
на постель в одежде. А уж я стараюсь,
чтобы и простыни, и наволочки, и подо-
деяльники были чистые. Воспитание —
дело мудрое. У самой дети были — знаю.

ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР

В свое время на комебмольекой конфе-
ренции Джулинского района ‘лелегаты рез-
ко критиковали отдельных работников рай-
кома и активистов за то, что они не пока-
зывали примера в изучении революцион-
ной теории,

Это были справедливые упреки.

Новый состав райкома внимательно при-
слушалея к критике комсомольцев, Теперь
У нас в райкоме все — от секретаря до
инструктора — серьезно взялись за изуче-
une истории ВЕП(б). Секретарь райкома
комсомола тов. Коровай изучает историю
ВКП(б) по программе для высшего звена.
Товарищ Коровай прочел произведения
Ленина — «Две тактики  социал-демо-
кратии в демократической революции»,
«Доклад о революции 1905 года», «Уроки
московского восстания». а также работу
товарища Сталина «Векользь о партийных
разногласиях». Тов. Коровай широко поль-
зуется пропатандистскими статьями, напе-
чатанными в газетах и журналах.

Я изучаю историю партии тоже по пер-
воисточникам. Во время работы над первы-
ми двумя главами «Враткого курса истории
ВКП(б)» я прочел книгу Ленина «Что та-
кое «друзья народа» и как они воюют про-
тив  воциал-демократов?», затем труд
товарища Сталина «0б основах ленинизма»,
Пользуюсь художественной литературой.
Произведение М. Горького «Дело. Артамоно-
вых» помогло мне лучше понять, как в
России развивался капитализм,

Штатный пропагандист тов. Сикорский,
заведующий отделом пионеров тов. Безве-
нюк, заведующий учетом тов. Чепкий, —
все они тоже самостоятельно изучают исто-
рию партии. Время на учебу каждый из нас
избрал по своему усмотрению, Часть ра-
ботников с утра приходит в райком и до
начала работы читает книги. Нередко мы
торячо обсуждаем тот или иной вопрос.
Все это прививает вкус к изучению исто-
рии партии,

Перестраивая пропагандистскую работу
в первичных организациях, райком комсо-
мола прежде всего добивается того, чтобы
секретари, члены комитетов показывали
пример в учебе. Секретарь комсомольского
комитета  Серединского колхоза им.
Ворошилова тов. Макогон, члены комитета
Манченко, Вартовщук и другие самосто-
ятельно изучают историю ВКП(б). В селе
Червоном секретарь комитета тов. Цым-
бал А., в Терновекой МТС активисты‘ Недо-
колена, Мейлах и другие ежедневно уделя-
ют самостоятельной учебе один-два часа.

Таких примеров у нас в районе очень
много. Книга «Краткий куре истории
ВКП(б)» стала самой популярной среди ак-
тива, а самостоятельное чтение марксист-
ско-ленинской литературы становитея по-
требностью каждого комсомольского ‘авти-
виста.

В колхозе им. Шевченко комсомольцы-
активисты организовали хоропгую, уютную
читальню и нередко’ целые вечера ирово-

дят здесь за книгой.
ф. ВОЛОЩУН,
работник Джулинсного райкома
ЛИСМУ Виннициой сбласти,

ея
Молодые стахановцы
на командных

постах

1 апреля. (Наш корр.).
имени XVIII
краснозна-

ЛЕНИНГРАД,
Вступив в соревнование
с’езда ВИАП(б), комсомольцы
менного завода «Большевик» показывают
замечательные примеры  стахановекого
труда. За образцовую работу и изготовле-
ние сверх плана двух мощных вентиля-
торов дирекция премировала комсомоль-
скую бригаду молодого техника, комсорга
цеха тов. Багрецова.

В 33-м цехе организованы две комсо-
мольекие бригады, которые на 30—60
процентов перевыполняют  производствен-
ные задания, Злесь многие комсомольцы-
стахановны выдвинуты Ha руковоляшую
работу. Мастер-комсомолец Ковви назначен
заместителем начальника цеха; разметчик
Корнеев—технологом цеха; инициатор ста-
хановского дхвижения на заводе комсомолел
Юдаков -—— начальником участка. Молодые
стахановцы-комсомольцы = Мословцев и
Башкирев стали мастерами.

ЛЕНА

К каждому свой подход нужен. Иной
войдет, фуражки не снимет — куражится.
Возьму фуражку да и спрячу до утра. А
как на работу итти — отдаю ее виноватему
H проборку сделаю. Глядинь, в следующий
раз сразу фуражку снимает.

Или вот, скажем, курят. Не при. ме,
конечно. Войдеть в комнату —— запах Ta-
бачный чувствуется. Опять подход разный.
Если, скажем, Гаврило Нерекопный заку-
рил, — в ним построзже, с него спрос боль-
ший, потому парень ‘развитой, много кни-
жек читает, дозжен другим пример пока-
ЗЫВАТЬ.

Я их веех наизусть знаю. У кого что
болит, кому чего надо. У гого там дома,
в деревне, неприятности какие, у кого бо-
тинви прохудились или еще что, Уж по
носу вижу, кто чем озабочен. Если нало,
сейчас иду к директору хлопотать, Вот
Тасе Лысенко, Лизе Дмитриевой, Валедюку,
Кадырову помогли деньгами. Возьму я эти
деньги и с ребятами пойду иокупать кому
чего надо — кому ботинки, кому брюки,
кому платьице.

`Хлонот да забот много, Чтобы и вывупа-
лись во-время, и головы расчесати, и ноги
на ночь мыли. Перед сном — проверка.
Еели я не поемотрю, кто же за ними по-
смотрит?

А с девочками у меня особая дружба.
У меня девочки — не девочки, а золото...
ча, известно, — им постирать нало.

сем вместе стирать нехорошо — пару
много будет в комнате, воздух спертый.
Вот я и расписание такое составила, чтобы
по-двое вместе — больше не стирали.

В определенные дни закрываем окна, и
все девочки головы моют. Вода у нас жест-
кал, так я уж слежу, чтобы дождевой
водичкой пользовались, когда есть, — она
помягче будет, а на другой день — в баню.

Учу шить девочек. Пока на заплатках,
& потом уж кому юбочку или кофточку

тенанта тов. Колесникова на высоту

вышел комсомольский наряд. Комеорг за-
ставы красноармеец тов, Лубенцов, имею-
щий уже шесть поощрений за отличную
службу, был старшим наряда. Вместе с Лу-
бенцовым шли его боевые товарищи-красно-
армейцы тт. Ульченко, Петишев, Боженко
и Сакал. В ненастную ночь им предетояло
зорко следить за нерушимостью границы.

донесение:

ла состояние погоды неудовлетворительное.
Дул сильный, порывистый ветер силою до
пяти-шести баллов. Температура достигала
минус семь градусов по Цельсию. Сплош-
ная облачность. Мелкий, крупчатый, режу-
щий лицо и глаза снегопад. Густой туман,
закрывающий горную систему и ущелье
М, ограничивает видимость в нем хо 16—
20 метров. Ночь темная. Пронизывающий
холод...»

Одну, под командой красноармейца Ульчен-
ко, он оставил на западном склоне, Ровно
в час Лубенцов направился в обход высо-
ты и.в 250—300 метрах от трунпы Уль-
ченко обнаружил свежие следы.

шители, Лубенцов отдает Ульченко коман-

Ночью от заставы старшего  лей-

Вот как рисует обстановку официальное

«В районе расположения действия наря-

Лубенцов разделил наряд на две группы.

бедившись
в том, что через границу пробрались нару-

ду:

— За мной в преследование!

Следы вели на горную вершину хребта
и терялись в каждой прогалине. На лыжах
невозможно было преодолевать бесснежные
поляны. Лубенцов приказывает сбросить
лыжи. В глубокой темноте, почти ощупью
находя следы, отважные пограничники
продолжали преследование, не выдавая се-
бя ни одним порохом, ни звуком.

Вскоре влали замерцал огонек. Выставив
одного часового, бандитская шайка распо-
ложилась у костра на отдых, По узкой гор-
ной щели пограничники подкрались к ним
на расстояние 55—60 метров, Полушубки
и плащи мешали ползти вперед. Лубенцов
велел бросить их.

— Продолжать движение, не открывая
огня без моего приказа!

_ Жизнь Красной Армии

АКТИВИСТОВ  СХВАТКА НА ВЫСОТЕ

30—35 метров, бандит, стоявший на часах,
дал один выстрел. Больше ему не удалось
прибегнуть к оружию.

вал Лубенцов и, швырнув в костер грана-
ту, выскочил из укрытия,

ветной храбрости бойцов, соединенной со

рождает героев, ло последней канли крови

М

Когда наряд подошел к нарушителям на

— Залпами огонь! За мной!—скомандо-

Банда была ликвидирована...
Можно привести много примеров безза-

строгим расчетом, Каждый день граница

преданных партии, родине.

На участке, гле вели наблюдение бойцы
тт. Нефедов и Отглоблин (часть майора тов.
Джиоева), семь вооруженных бандитов пы-
тались перейти границу. Завязалась пере-
стрелка. Нефедов решает отправить Оглоб-
лина на заставу з& помощью, а сам, искус-
но маекируясь, перебегая с места на ме-
сто, прячась то за одним бугорком, то за
другим, открывает по нарушителям жеето-
кий огонь, Вандиты были озадачены: какие
силы замаскированы на советской етороне?
Подбирая раненых, они в омятении по-
ползли назад,

Красноармеец тов. Титоренко при вы-
полнении боевого задания был тяжело ра-
нен и не смог продолжать преследование
вооруженной банды. Он попал в госпиталь.

Врачи были недовольны своим больным:
он никак не мог успокоиться, все ругал
себя за неловкоеть, на время выведигую его
из строя.

— Я мог и должен был, товарищ комис-
cap, сделать гораздо больше того, чем еде-
лал, — сказал он мне.

— Успокойтесь, товарищ  Титоренко.
Выздоравливайте быстрее — это ведь самое
важное!   :

—- Выздоровею, товарищ комиссар, —
уверенно ответил раненый герой. — Они
еше узнают, что такое слово _ красно-
армейца!

Слово ‘красноармейца — стальное, неру-

шимое слово...
М. ШЛЯХТИН,
комиссар, ордененосец.

НА УЧЕБНЫХ СТРЕЛЬБАХ

Лес кончился, и дорога, спустившись в
лощину, резко повернула направо. Вне-
запно дозорные донесли, что лежащее вие-
реди селение находится под укрытием
«противника», \

Boewoli pacer Maaxmero gelitenanra Mon-
сеева быстро развернулея. В это же время
вычислители во. главе с комсомольцем-
командиром тов. Чупахиным подготовили
исходные данные для стрельбы. От темпа
и точности их работы во многом зависел
результат стрельбы, ~

Через тридцать сорок секунд грянул

+

nde И ее op is eh ing

Комсомольцы — члены редколлегии стенной газеты части,
тов. Костылев. Слева направо: тт. СТЕПАНОВ, КОМАРОВ и СУРИКОВ за вы-
‘ пуском очередного номера.

скрою и дам в работу, — ведь все это надо,
 & в школе их не обучают рукоделию. Надо
бы кружок по кройке и шитью организо-
вать. Помполит наш — Тиховская — ofe-
шала сделать это, да заболела, — жалко.

Хорошая такая, беснокойная девушка
эта Тиховская. Третий месяп она у нас.
Раза по три на день приходила, бывало,
в общежитие. То газеты почитает, то бесе-
ду проведет, то в. цирк, в кино или в
театр всем общежитием отправляются, Ни
одного выходного хня не было, чтобы куда-
либо не ходили. q

У нас расписание составлено на каж-
дый день. Сегодня, скажем, преподаватель
какой или инструктор беседу проводит,
завтра секретарь учебной части придет и
читает вслух Пушкина. или Чехова. И я
сама сижу с ребятами и слушаю. А то
военный приходит из подшефной части. Уж
он всю душу отдает. И чего только не рас-
скажет! И о международном положении,
и о военном деле, и о шлионах, и о том,
как хранить военную тайну. Й книжек
оставит почитать. Его больше’ всех любят.

Сама’ слежу, чтобы в свободное время
ребята книги, газеты читали. Мальчики,
правда, ленятея  велух читать. «Мы, —
говорят, — тетя Лена, сами грамотные и
сами про себя читать можем». Ну, и пусть
читают сами. А девочки, — те соберутся и
громкие читки устраивают, чтобы и мне
узнать, что в газетах написано,

Не без того: ребята пной раз и пошалят,
Мне бы сразу по начальству доложить
надобно. А я не всегда это делаю, может,
и нарушаю свои обязанности. А почему
не говорю? Воюсь, выговор дадут, а иной
парень поеле выговора злее становится.
Вот если злостный какой поступок совер-
шат, тогда уж я не могу молчать, иду и
прошу, чтобы меры приняли. А то, чего,
думаю, огород городить, если своими сред-
ствами могу справиться.

С; ребятами нельзя по-казенному обра-
щатьея. Вот до Тиховекой у нас помполит
был — Воловик. Так тот, бывало, как

выстрел. 38 ним другой, третий. Стрелял
лейтенант-комеомолец тов. Захаренко,

...Заметно усталые курсанты с веселыми
красноармейскими песнями возвращались

ломой с боевых артиллерийских стрельб.

Им приннлоеь впервые проводить стрельбы
и марш в тяжелых условиях весенней pac-
путицы, Но ео своей задачей они справи-

лись на «отлично»,

Так проходили на-днях учебные артил-
лерийзкие стрельбы в Части, где комисса-

ром тов. Михайлов,
Курсант Л. БОРШТЕЙН.
Ленинградский военный округ,

GS D> + SO

as

где комиссаром

Фото КРЕМНЕВА.

лыжу поломают или ремень порвут, сразу
Еричит:

— Имущество не в порядке. Безобразие!

Ну, ребята обижаются — и ко мне. В
самом деле, чего тут страшного, если, ба-
луючись, лыжу или ремень испортят! Pe-
бята ведь все-таки не старики. Я лавай
успокаивать ‘их, чтоб не расстраивались,

— Он, — говорю, — детей не имеет, и
души у него нет, вот и кричит, & вы
не обижайтесь.

Так и живем и работаем.

За восемь лет много я’ видала, всего
насмотрелась. Сотни людей, что жили у
меня тут, мастерами стали, в армии слу-
wat, во флоте, Вот Козлов у нас был —
формовщик. Хотел бросить учиться. А я
ему: «Куда, — товорю, — ты без учебы
ленешься, какой из тебя человек будет?»
Уговорила. Остался. А теперь лейтенант.
Служит в армии. Письма лет. В гости
К с0бе приглашает. А то вот парень у нас
был. Выгнали его. За дело вытнали: две
простыни стащил в общежитии. Жалко
стало. Пропадет, думаю, парень. Пошла к
Александру Антоновичу, директору нашему,
проеить стала, — оставили. А теперь не
нарадуюсь на его сульбу. Инструктором
‘аботает в Ново-Николаевске. Или еще Зу-
бенко. Никак не хотел учиться. «Вро-
my», — говорит. Долго я с ним беседовала:
«Ну, куда тебя возьмут? Что с тобой ста-
нется?». Остался тоже, Теперь в Черномор-
ском. флоте служит, карточки мне свои.
прислал, письма часто пишет и ленты
кусочек от своей флотской фуражки в кон-
верт вложил. «Это,— пишет, — вам, тетя
Лена, на память за заботы и внимание»,

Много их у меня, сынов и дочерей,
и на Харьковщине и в других городах и
республиках. И радостно мне, что в воспи-
тании их есть и моя доля, хоть и очень
маленькая.

Вот только об одном жалею. Как кончают
ребята школу и остаются на заводе, так
их сразу в рабочее общежитие. переводят,
сюда, на Гостинную. А там за ними плохо
следят. То ли что мужчина комендант или
по другой какой-либо причине?.. А только

ДЖАМБУЛ

СУРАНШИ-БАТЫР

(Вступление к поэме)

Я в руки домбру золотую возьму,
Проетор вдохновенью открыв’ своему.
Как море, где слиты речные струи,
Вздымаясь колышутея песни мои.
И песни блестят, как стальные мечи,
Где яркого солнца играют лучи,
Блестят, как зеленый тростник молодой,
Что зыблют ветра над зеркальной водой.
Бескрайнее море простерлось кругом,—
Алмаз благородный на дне голубом;
Был ветром, вздымающим песенный гул,
Акын — девятнадцатилетний Джамбул, —
На пышном на десятидневном пиру
Народ вдохновенную слышал домбру,
Народ вдохновенного слушал певца, $
И песни, как зерна, упали в сердца, у
И песни зажглись, как созвездий огни,
Народным сокровищем стали они.
Хребта Ала-Тау безветренный склон
Густою пахучей травой окаймлен, =
И эхо гремело средь горных непей,—
Я вырос батыром, акыном степей...
Достоин ли речкой назваться поток,
Где конь ‘утолить свою жажду не мог?
Названья «ученый» достоин ли тот,
Чье слово, как пламя, нам душу
: не жжет?
И тот ли достоин названья певца,
Кто в трепет не в силах повергнуть
\ сердца?
Названья поэта достоин ли тот,
Чья песня, как буря, не рвется вперед,
Чья песня не бьет, как родник золотой,
Ласкающий звучностью и чистотой,
Чья песня не мчится, как радостный
ключ
С гранитных, снегами заваленных круч,
Чья звонкая песня не может найти,
В глубины сердец золотого пути,
Чьей песяи заслышав ласкающий звук,
В душе не почувствует радости друг?..
‚Пусть будут, коль нёдруг надвинетея
злой,
Домбра твоя — луком, а песня — стрелой,
И если покажется враг впереди,
Без промаха’ бей и врага не щади!
Коль песня в угоду тобой сложена,
Блеяньем козленка пребудет она.
Акын Суюмбай, звонких песен тулпар,—
Мы чтим и поныне твой пламенный
дар,—
Не так ли твердил, поучая друзей,
Когда недоволен был песней своей.

С казахского перевели
Д. БРОДСКИЙ и Э. БЕККЕР.

—о-

Накануне. декады
киргизского
искусства

ФРУПЗЕ, 1 апреля, (Нашу норр.); С каж-7
хым днем растут таланты  киогизевого.
народа. До революции неграмотный киргиз-
ский народ не имел даже предетавления 0’
театре. Сейчас в республике 17 театров,
в которых. работают сотни молодых та-`
лантливых автеров-киргизов.

В конце мая актеры, певцы, музыканты.
республики продемонетрируют свое замеча-,
тельное искусство в столице социалистиче-
ской родины — Москае..

В театрах ведется усиленная подготовка
к московской декаде киргизекого. искус-
ства. Будут показаны две киргизских -
музыкальных храмы — «Ахжал-Ордуна»
(«He смерть, & жизнь»), рассказывающая о
восстании   киргизов против царбкого само-
хержавия /в. 1916 roxy. и «Алтын-Выз»
(«Золотая девушка»), посвященная колхоз-
ному строительству Виргизии,

На-днях ний говударетвенный
музыкально-драматический театр закончил
постановку первой киргизской оперы «Ай-
Чурек», созданной по материалам народно-
го эпоса. Она также включена в программу
декады Киргизского искусства.

Для участия в декаде из Фрунзе в Мо-.
скву выедут около 500 актеров Биргизии,

про двух своих девочек знаю, — испорти=
лись они, как переехали на Гостинную.
Зайду иногда к ним, поговорю, пристыжу,
8 только уж все не то. аи

-Не знаю, конечно, правильно ли постуз
паю, что не в свои дела вменивалось?
Вель комендант только за порядком следить
должен, чтобы полы каждый лень были
вымыты, о дровах побеспокоиться, А я так
не могу, Уж сама мать-—тав знаю. Нельзя,
чтобы без воспитания. Вот ‘и занимаюсь,
как умею. Ребята меня уважают, вев тетей
так и зовут. Да и администрация, и
парторг наш, и помполит ценят MOH
труды. Вот она и радость-то моя на ста-
рости лет, когда своя дочь замуж вышла
д и вын женился,

В общем скажу: э ребятах крепко беепо-
коиться надо, чтобы из них хоропие люди

ВЫИИЛИ..,

* =

*

Becezya с тетей Леной, невольно ду-
маешь 0 том, сколько глубокой правды в”
ее простых, бесхитростных словах.

Десятки тысяч подростков из сел и дере-
вень едут в города на Ффабраки и заводы,
чтобы получить квалификацию  токаря,
слесаря, литейщика, расширить свой поли-
тический, культурный кругозор. Многие
на первых порах чувствуют себя неуве-
ренно, робко, теряются в новой, непри-
вычной обстановке. Наблюдать за вееми
изгибами хуши юношей и девушек, испра-
вить во-время дурные наклонности, если
они в ком-либо пробуждаются, развить
хорошие задатки, — все это играет далеко
не последнюю роль в воспитании молодого
рабочего.

И как много пользы можно принести
подросткам, если окружить их и в школе,
и в пехе, и в общежитии такими людьми,
которым они с любовью поверяли бы свои
радости и печали. свои нужлы и желания, .
чувствуя повседневно материнскую ласку и
строгое отцовское наставление, если это
необходимо для пользы дела.

Б. ЛИБЕРМАН,

г. Харьков,

а