и ры

етот ER

9- апреля’ 1933г. №. 81-.(4264)

АЕ ОИ

«ДВАДЦАТИГОДОВАЛЫЕ,

(От нашего корреспондента по Хабаровскому краю)

«Двадцатигодова
положении, ‘потому
не торопятся переда
ляют из себя люд
гражданские права»

(Из доклада

Токарь Таня Кривобокова назначена кон
польным мастером. Она прекрасно справ-
лаемя с работой и пользуется веёобщим
узажением,

«Дратоценный слесарь»-— говорят в цехе
о Хохлове, скромном, трудолюбивом работ-
нике. Тов, Хохлову доверяют самую слож-
кую, ответственную, высококвалифициро-
занную работу. Он. выполняет ее всегда
бысто и отлично.

Известен, всему заводу и слесарь Дрель-
ский. Его портрет висит в клубе среди
портретов лучших, передовых стахановцев.
тоторыми. гордится весь коллектив завода
тыени Молотова — крупнейшего предприя-
тя в Хабаровске.

Дрельскому в этом году исполнится де-
затнадцать лет, Хохлову, Кривобоковой —
№ двадцать лет. Подавляющее большин-
‘ти двадцатилетних рабочих и служащих
завода имеет среднее и неполное среднее
образование,

Молодые ‚советекие патриоты, полные
(ли, энергии, здоровья, стремятся к актив-
ой политической деятельности.

Но как ни странно, этим молодым по
зизрасту и  комсомольскому стажу това-
рищам редко доверяют’ комсомольскую или
другую ‘общественную` работу.

Два года назад комсомолец Николай Ко-
cries ¢ отличными отметками. окончил
пколу ФЗУ. Четыре года‘ он. ‘работает на
заводе. За. все, время Костылев не ‚имел
зихаких поручений от комсомольской opra-
низации.

СРЕДИ «ВОСПИТАТЕЛЕЙ»

(а малютке двадцать лет)..:

— «Яи не. знаю, милая, чем бы его эти
шесть-семь лет занять, до передачи в
партию?..»

Рис. И. СЕМЕНОВА.

Мы говорили о Хохлове, Дрелъьском, Ври-
збоковой и других. Все они — комсомоль-
[ы, опытные производственники, но всех
п держат в стороне от активной работы.

Двадцалилетний Гворгий Прохоров в ком-
имоле второй год. Он квалифицированный
raph, Однако к общественной деятельно-
ти огоне допускают, —очевидно, все ждут,
пока подрастет.

Tos. Прохоров. говорит:

— Дала бы ине организация любое по-
учение — все равно, большое или малень-
100,—я все силы приложил бы, чтобы вы-
IIHT, ero.

To же самое говорят работающие в ‘од-
ном цехе се Прохоровым  двадцатилетние
комсомольцы Сниткин, Волохов, Сукалин,
(черетный и другие, которые уже по году,
10 два состоят в комсомоле. В то же
Земя в цехе есть комсомольцы, которые
пиеют по два, три и даже четыре поруче-
tk

‘  <двадцатигодовалых»

лые» (смех) находятся у. нас. в тяжелом
что HX «выдерживают» ‹в комсомоле и
вать в, партию, а между тем они представ-
ей в расцвете сил, здоровья, имеют все

тов. Жданова на ХУШ с’езде ВКП(б)).

Существует какой-то неписанный закон
по которому 25—26-летние комсомольцы 6
большим ‘стажем пользуются пропорпио-
нально большим доверием. Нужно было ве-
сти в цехе подписку на газеты-—бюро вы-
делило тов. Пестерова, имеющего семилет-
ний союзный стаж. Понадобилось выделить
комсомольца для участия в ‘проверке до-
говоров социалистического соревнования—
выделили опять того же Пестерова.

Многих комсомольцев часто нё избирают
в руководящие комсомольскив органы из-за
их молодости. Среди членов заводского ко-
митета комсомола только одна комсомолка
22 лет, остальным — по 26—27 лет. В
заводском комитете профсоюза много ком-

сомольцев, но самому молодому члену зав-
кома 25 лет.

Недавно Кировский райком ВЛКСМ ре-
комендовал в партию комсомольца тов.
Иванова.

— Bor будет молодой кандидат пар-
тии,— заговорили на заводе. ‹

На заседании заводского парткома, гхе
Иванова приняли в кандидаты ВЕП(б), го-
ворили:. )

— Молод, молод.

Иванову: 22 года. Срели 25 комсомольцев
завода, рекомендованных в.партию за по-
еледние три. месяца, есть пятеро, которым
не больше 22 лет. Таких комсомольцев,
достойных вступления в партию, на заводе
много. Их было бы гораздо больше, если
бы молодых по возрасту людей не держа-
ли в стороне. от активной политической
деятельности, не. «выдерживали» в комсо-
мольской организации по нескольку лет.

На заводе среди призывников 1918 и
1919 тодов рождения масса комсомольцев
и лишь два — кандидата партии. Это яв-
ляется прямым. следствием того, что
не торопятся гото-
вить К вступлению в партию.

Дрельский и Костылев,
Прохоров ‘и Сукалин, и. еотни других
комсомольцев, которым ‘исполнилось по
18—20 лет,-— самые аккуратные‘ посети-
тели комсомольских собраний. Но не было
случая, чтобы кому-нибудь из них довери-
ли быть председателем или секретарем со-
брания. И здесь существует неписаннов
правило; по которому. председателем и се-
кретарем собрания избираются комсомоль-
цы возрастом постарше: у молодых комсо-
мольцев нет, мол, опыта, нет навыков ру-
ководить собранием. Откуда же появятся у
них этот опыт и навыки, если отношение
к ним со стороны комсомольских руково-
дителей не будет решительно изменено?
Организация, ее актив обязаны помогать
молодым комсомольцам готовиться к собра-
нию, чтобы участвовать в нем полноправ-
ными хозяевами. :

‚ Многих молодых комсомольцев волнуют
неполадки на производстве, неудовлетвори-
тельная работа ФЗУ, плохие порядки в 06-
щежитиях, состояние заводского клуба,
парка культуры и т. д. Но вот повестки
дня цеховых и заводских комсомольских
собраний: прием в комсомол; о комсомоль-
ской дисциплине; итоги районной конфе-
ренции ВЛКСМ; о замене комсомольских
билетов, и снова -—— прием в комсомол, о
комсомольской дисциплине...

Чем скорее организация перестанет ва-
риться в собственном соку, чем смелее
выйдет она на широкую дорогу более ак-
тивного участия в социалистическом строи-
тельстве, тей скорее и лучше будет подня-
та к кипучей, повседневной деятельности
вся масса комсомольцев, в том числе цве-
тушие, полные сил и энергии 17—18—
19—20-летние. Всем тогда найдется рабо-
та — живая, конкретная. И результаты
этой школы большевистского воспитания
не замедлят. сказаться..

Д. НОВОПЛЯНСКИЙ.

Очеретный,

К

омсо.

МОЛБЕСКАЯ ПРАВДА

и ЕЕ ам

“ft

Tin

Младший командир Е. ОРЛОВ и красноармеец Н. НОВИКОВ на тактических уче-
ниях (М-ская часть Киевского Особого военного округа).
Фото-этюд П. БЕРНШТЕЙНА.

ххх < >

Комсомольский пулеметный взвод.

Головная походная застава быстро про-
двигалась вперед. Пройдено около пятнад-
цати километров, но усталости никто’ не
чувствовал. Еще несколько километров и
отневая позиция намеченной высоты —
занята. Пулеметный взвод, которым коман-
дует тов. Пологотин, выдвинут на передо-
вую линию. Пулеметы и винтовки зама-
скированы ветвями деревьев. Бойцы укры-
лись так хорошо, что на расстоянии 5—6
метров не видят друг друга. Наблюдатели.
заняли улобные пункты.

Через. 15-20 минут томительного ожи-
дания наблюдатели донесли, что «NpPOTHB-
ник», численностью около батальона, не
развертываясь, движется походной колон-
ной. Лавина _ смертоносного пулеметного
огня обрушилась на него в самый неожи-
данный момент.

— «Противник» смят и полностью
уничтожен пулеметным огнем головной
походной заставы,— донес вокоре посред-
ник командованию части,

..Комсомольский пулеметный взвод. тов.
Пологотина давно держит первое место в
подразделении, которым командует старший
лейтенант тов. Протасов.

— Прошло то время, — вспоминает тов.
Пологотин,— когда красноармейцы моего
взвода получали плохие оценки.

А такие времена были. Ерасноармееп
Постольник отставал раньше по физической
подготовке, ему плохо удавались упражне-
ния на турнике, брусьях и коне. С трудом
усваивал: беседы по политподготовке красно-
армеец Калугин. Получали неважные от-
метки и другие красноармейцы пулемет-
ного взвода. inst 4

Это беспокоило командира взвода. Оя по-
товорил с секретарем президиума KOMCO-

мольской ортанизации подразделения тов..

Евеюковым — лучшим отличником взвода.
Резпеёно было организовать индивидуальную
помощь неуспевающим товарищам. К Ra-
лугину прикрепили политически подготов-
ленного красноармейца Ерощенко. Сам Ка-
лугин, отлично работающий на гимнастиче-
ских снарядах, стал заниматься ¢ тов. По-
стольником. Командир взвода взял шефотво
над красноармейцем Болдиным по специ-
альной подготовке. Все пулеметчики стали
соревноваться между собой.

Деловая взаимопомощь быстро дала ре-
зультаты. Буквально с каждым днем со-
вершенствовались красноармейцы. На до-
ске учета социалистического соревнования
У ранее отстававших стали появляться хо-
рошие и отличные отметки. Красноармейцы
и младшие командиры сдружились еще
больше. Взвод становился сплоченной

краеноармейской семьей, об’единяемой 0об-.

щими интересами учебы, жизни и боевой
работы,

Сейчас пулеметный взвод является гор-
добтью не только подразделения, но и ча-
сти. За последние 6 месяцев во взводе нет
ни одного нарушения дисциплины.

Сейчас красноармейцы но младитие
командиры: ‹ этого взвода систематически
каждый день сидят над книгами, учебни-
ками, картами. Все до единого человека
изучают историю ВКП(б) и решения ХУШ
с’езда партии. В овладении историей боль-
шевистской партии пулеметчикам помогают
занятия по истории народов СССР.

Недавно все красноармейлы и младшие
командиры взвода подали докладные 06
оставлений их в армии на пожизненную

службу.
С. АКИФЬЕВ.
Московский военный округ.

А В

КАЖДОМУ СТУДЕНТУ — ОБОРОННУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

На-днях в студенческом клубе Москов-
ского авиационного института состоялся
вечер, посвященный выполнению социали-
стических обязательств по оборонной ра-
боте. .

Первое место в соревнования занял
четвертый. факультет. Вее студенты этого
факультета учатся в оборонных школах,
упорно овладевают военными. специально-
стями. Передовикам вручено нереходящее
красное знамя. 40 товарищей за лучшие
достижения в стрелковой подготовке. преми-
рованы. sy mech

Уже несколько лет в. институте работают
школы пулеметчиков, инструкторов про-
тивовоздушной = обороны, — инструкторов
стрелкового спорта, радистов-коротковолно-
Биков и авто-мотошкола. 36 процентов сту-
дентов овладели техникой стрельбы из. пу-
леметов, умеют водить автомашины и мото-
циклы, стали летчиками.

Институт включился во всесоюзное со-
ревнование вузов на лучшую организацию
оборонной и массово-физкультурной работы.

том, что бабушка неосмотрительно ‚сконча-
1 лась в 1904 тоду, тогда как Лева вмог

Фельетон

НЕВЫДЕРЖАННАЯ
”_ БАБУШКА

Лева Зайцев не был знаком со ‘своей
бабушкой, но причиной этому не служила
ero нелюдимость или путливость. Наоборот,
Лева Зайцев, что называется, первый па-
рень на деревне.   a

( другой стороны, нет никаких основа-
ний упрекать характер бабушки. Вак рас-
сказывают очевидцы, это была довольно
милая старушка. — ce

И вое же они не были знакомы. Дело в

родиться лишь в 1922 гох}-—— восемнадцать
лет спустя.

Быть может, и. вовсе не стоило, бы те-
перь ворошить прах бедной старушки, но
им вдруг заинтересовалась кардымовская
комсомольская. конференция.

Лева Зайцев, секретарь комсомольского
комитета своей школы, возглавлял на рай-
онной комсомольской конференции целую
делегацию из пяти человек. Учитывая его
хорошую работу, конференция избрала Зай-
hepa в президиум, &-на третий день ето
выхвинули в список для тайного голосо-
вания. Когда началось обсуждение канди-
датур, Лева поднялся на трибуну и корот-
ко рассказал о своей  семнадцатилетней

ЖИЗНИ.

— Родители? — осведомилась вдруг ка-
кая-то фигура. р

— Мама — учительница, работает в
школе уже девятнадцатый год, папа тоже
учитель, сейчас инспектор отдела народ-
ного образования.

— А как у тебя с бабушкой? — снова
спросила фигура.

Этот вопрос несколько озадачил Леву.
_— Как у всех, — неуверенно ответил
он. — сначала бабушка была, а потом
умерла...

— Позвольте! — торжествующе крик-
нула тогда фигура. — Имеются сведения!

И, быстренько  протолкавшись к три-

буне, эта фигура, оказавшаяся Стефано-  .

вым, @бкретарем Залесовского сельсовета,
приступила прямо к делу.

— Помещичий  внучонок! -—— заявила
она, ткнув пальцем прямо в Деву. — Вот
до чего тонко маскируются, гады!

Конференция затумёла.

— Я все докажу, — продолжала фигу-
ра, — только вбегаю за документацией.

Стефанов побежал за документами, а
председатель президиума Алексеев — ре-
дактор областной газеты «Большевистская
молодежь» и представитель обкома комсо-
мола на этой конференции — тем време-
нем приступил к допросу.

— Скрываешь? — грозно спросил он,
наступая на Леву. — Все равно мы тебя
выведем на чистую воду! Рассказывай.

Обиваясь, едва сдерживая слезы, Лева
повторил, что бабушка у него была, как
бабушка, — работала, жила и умерла...
‘Ho тут подоспели справки.

«Гражданка Зайцева М. Г. (девичья фа-
милия Левыкина), — это, значит, бабуш-
ка, — пояснил Стефанов, вохя по бумажке
пальцем, — дочь помещика, имевшего 250
га земли, 60 лошадей и коров». Все ука-
зано точно! ‘«Отёц выслан вместе с нею
в 1920 году...»

— Ну? — снова обратились к Зайцеву.

— Она не Левыкина! — выкрикнул
Jena. — У мамы другая фамилия..

— He вводи в заблуждение! Ясно, —
оборвал его Алексеев.

3a «неискренность», «попытку» и «ме-

тоды» Леву Зайцева немедленно: а) вывели
из состава президиума, 6) лишили ман-
‘дата и в) удалили с конференции.

Этой же ночью состоялея пленум нового
райкома. Разоблаченного внука на него. не
стали приглашать — и так было понятно,
что нужно немедленно, пока он не успел
«навредить» еще больше, снять Леву Зай-
цева с работы секретарем и вывести из с0-
става комитета средней школы:

развивались ускоренным темпом.

— Мама, — дрожащим голосом спросил

Лева, — скажи мне, кто была твоя мама?

Перепуганная не меньше’ сына, Мария

Георгиевна об’яснила Леве, что ее мать —
крестьянка, беднячка, умерла в 1904 то-
ду; а отец, кузнец Яновского завода, умер.
в начале 1917 тода по Дороге в ссылку
после десяти лет каторжной тюрьмы... -

— Мама, ты меня вводишь в заблуж-
дение, — плача возразил Лева. —  Как.
же бабушка умерла в 1904 тоду, если она`
была ликвидирована в 1920-м? 2

Мария Георгиевна давала честное слово
ий предлагала куда-то поехать, кого-то. вы-
звать, что-то установить, но Лева был. бе-
зутешен. С

Так мертвый схватил живого. События
Зайцев,
который еще не знал о ночном решении
пленума, хотел собрать заседание комитета,

— Не имеешь права, ты разоблачен, —
заявила ему комсомолка Богречева, соответ-_
ственно проинструктированная в райкоме.

Зайцеву позволили притти только на 06-
щее собрание. Здесь представитель райкома
Павликов огласил приготовленное заранее
решение и, не пожелав даже выслушать .
Леву, поставил вопрос на’ голосование.

Решение было принято ‘единогласно.
На другой день таким же порядком был
«разоблачен» еще один внук — брат Левы
Зайцева, работавший секретарем комитета
ВЛЕСМ в неполной средней школе. wee

Редактор областной газеты Алексеев
остался чрезвычайно доволен своей прозор-
ливостью. Едва он вернулея в Смоленск,
как поспешил оповестить: через газету всю
область об успешной борьбе с враждебным
внуком, замаскировавшимся в десятом клас-
се кардымовской школы.

«Он скрыл перед организацией соци-
альносе положение родителей, пытался
«опровергнуть» поступившие на него ма-.
териалы и тем самым ввести делегатов в
заблуждение», — сообщила . «Большевист-
ская молодежь» (№ 17).

Очевидно, редавтор не остановится только
на этом. Еще бы, в его распоряжении име-
ются. такие материалы, которые, как он
‘пишет нам, «на конференции не оглаша-
лись, не могут быть переданы и в простом
письме».

Что же это. такое? Трудно даже пред-
ставить... Может быть, Алексееву стало из=
вестно о бытовом разложении прабабутки
Левы? Или еше того пуще — он достал
справку о том, что в каком-то колене дед
Зайцева отличался махаевским отношени-
ем кв интеллигенции времен Ивана’ I pos-
ного и тайно сочувствовал опричникам?

Ну, хорошо, допустим, что бабушка Зай-
цева когда-то действительно владела 250
гектарами земли. Какое отношение это име-
ет к выборам в члены пленума райкома
комсомола ве внука, родившегося через
пять лет после Октября?

Почему Лева Зайцев, 17-летний школь-
ник, должен держать ответ за дела ‘своей
невыдержанной бабушки? Неизвестно.

На этом можно бы и кончить, но, спе-
циально для Алексеева, приведем еще один
документ. Он выдан Белоручеким сельским.
советом: cs

«...PaHee полученная справка ошибочна
ввиду того, что у нас на территории сель-
совета была Мария Георгиевна (Левыки-
на), дочь помещика, которая в 1920`г. со ^

вместно с .родителями ликвидирована и

проживает неизвестно где. В отношении

Марии Георгиевны‘ Молчановой в книге

записей указано... что отец ее был беззе-

мельный, в чем и удостоверяем».

Итак, всему виной техническая ошибка!
Оказывается, «внук. помещицы»-—это внук
безземельной крестьянки. Но это, повто-.
ряем, мало меняет существо дела. Мы.
привели этот факт только для того, чтобы
на «законном» уже основании Смоленский.
обком - ВЛЕСМ привлек к строгой- ответ-
ственности и перестраховщика Алексеева.
и клеветника ‘ Стефанова. а

В. ИОРДАНСКИЙ.

К 67-ЛЕТИЮ ПЕРЕВОДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК «КАПИТАЛА» К. МАРКСА

БЕССМЕРТНЫЙ ТРУД К. МАРКСА.

«Капитал»—произведение, ° составившее
эпоху в истории человечества. Это был,
та5 характеризовал его сам Марке, «6а-
МЫЙ страшный снаряд, который когда-ли-
® был пущен в голову буржуа (включая
и зомельных собственников)» *).

В «Ватитале» дано обоснование истори-
ческой необходимости революционного пре-
ращения капитализма в социализм через
диктатуру рабочего класба.

Неизбежность превращения капитали-
(тического’ общества в социалистическое
Макс вывел из экономического закона

зижения современного ему общества; вы-

панителем этого революционного преобра-
звания является порожденный капитализ-
0х пролетариат. о
Фапитал» вооружия когорты пролетар-
ких революционеров научным методом из-
Учения и изменения действительности, ме-
Том материалистической диалектики.
Начиная с 70-х и до 90-х годов ХИХ в.
«передовая мысль в России, — писал
Ченин, — под гнетом невиданного, дикого и
реакционного. царизма, жадно искала. пра-
виЛьной революционной теофии, следя ©
Тизительнымх усердием и тщательностью
1 всяких и каждым «последним словом»
вропы и Америки в этой, области»).
Ротеетвенно поэтому, что, когда в России
10-х тт, злободневных стал вопрос судеб
капиталистического . развития России, то
Иеолоти различных классов стали искать
в «Капитале» ответов на волнующие их
впросы, р
Показателем пробуждения интереса в
арксу в России 70-х тодов были ссылки
на «Вапитал» в ряде произведений рус-
ких ученых и’ публицистов, работы Зибе-
м, выход в свет русского перевода «Капи-
тала», обилие рецензий на «Капитал» в
Русской периодической печати’ на’ -Фоне
«заговорх молчания», которым буржуазная
паука и публицистика встречали‘ работы
Маркса в странах Западной Европы и Аме-

рики, острая полемика вокруг «Капитала»

a

ae Марко ш Энтельс, Cov, 1. XXV, ©тр.
3) Ленин, Соч. т. ХХУ, стр. 115,

на страницах легальных журналов. Этот
интерес к гениальному творению Маркса
коренился ‘в социально-экономической 06-
становке России 70-х годов, которая по0-
ставила в центр внимания общественной
‚мысли вопрос о судьбах  капиталистиче-
ского развития России. CA ii

Влиянив Маркса на отдельных предета-

вителей русской общественной мысли на-
чалось еще с 40-х годов ХХ века, задолго
хо выхода в. свет «Капитала». Оно прояв-
тяловь в знакомстве выдающихся предста-
вителей русской. интеллитенции © отдель-
ными произведениями Маркса.
° Ро главе передовых людей 30-х и 40-х
тг. ХХ в. стоял великий русский мысли-
тель Белинский. Белинский был предста-
рителем новых боциальных слоев русского
общества, которым предстояло в недалеком
булущем выступить на широкую арену 0б-
шественно-политичёской. деятельности:

Белинский, чья просветительная  дея-
тельность была проявлением возмущения и
протеста крестьянетва против цепей кре-
постничества, был знаком с первыми рабо-
тами Маркса.

Петрашевец `Спешиев читал «Нищету
философии» Маркса — гениальную крити-
KY на  мелкобуржуазное -
«Философия нищеты» Прудона.

Герцен также, несомненно, знал целый
ряд произведений Маркса. Охнако этим бле-
стящим публицистом, вставшим в Уро-
вень с ‘величайшими мыслителями своего
времени, не были поняты идей Маркса, ибо
Герцен принадлежал к поколению хворян-
ских, помещичьих революционеров первой
половины ХХ в.

‚В последние годы своей жизни Герцен,
под влиянием деятельности Интернациона-
ла, вступил Ma путь пересмотра своих
взглядов. В частности, это нашло свое от-
ражение в его блатожелательном отношении
к работе Бакунина над первым переводом
Т тома «Капитала». .

В 60-х тодах мощно звучала по Россий
могучая проповедь великого просветителя
Чернышевского, который был властителем
хум разночинной радикальной молодежи

своего времени.

произведение:

Как известно, Маркс в послесловии ко
второму изданию первого тома «Капитала»
оценивал Чернышевского kak «великого
русского. ученого», который в своих
«Очерках политической экономии но Мил-
лю»... мастерски выяснил банкротство бур-
жуазной политической экономии.

В работах Чернышевекого мы неё’ встре-
заем указаний на’ сочинения Маркса и
Энгельса, однако Чернышевский читал не-
которые произведения Маркса в ссылке.

Статьи Шелтунова, одного из первых по-
пуляризаторов работ Маркса, в течение не-
скольких десятилетий играли большую
пропагандистскую роль, рассказывая о тя-
хжелых условиях труда и быта западно-
европейского пролетариата. }

К 60-м годам относится и первый от-
клик в России на книгу Маркса «К кри-
тике политической экономии» в 0б3оре
Ткачева. Faved ;

Как известно, Ткачев был бланкистом.
Ох пытался сочетать политическую борьбу,
сведенную в затовору, с народнической до-
ктриной о путях экономического развития
России. В 60-х гг. имя Варла Маркса было
известно лишь отдельным, самым передэ-
вым и образованным представителям рус-
ской интеллигенции. Лишь с выходом в
свет Г тома «Капитала», и в особенности
после перевода его на русский язык, имя
Карла Маркса становитея популярным в
России. a ee ;

_ Еще ло появления русского перевода
«Капитала» в 1872 году, вышла в свет
работа Н. Зябера «Теория ценности и ка-
питала Л. Рикарло в связи с позднейпгими
дополнениями и раз`яснениями», которая за-
служила положительную оценку. В. Маркса.

В ряде откликов на «Капитал» до вы“
хода в свет русского перевода Маркс рас-
сматривается как крупный научный авто-
ритет, а цитаты из «Капитала» приводятся
для подкрепления, тех или иных положе-
ний многими авторами.

Так, например, под влиянием глав «Ка-
питала» о рабочем дне была написана, ста-
тья, которая представляет собой: интерес-
ный этюд о положении рабочих на Запа-

ye). За «настойчивое проведение социа-
таютических идей» эта работа была запрё-
Wena цензурой. Эта статья о положения
рабочих на Западе была известна В. Марксу,
он о ней писал Зигфриду Мейеру в
письме от 21 января 1871 г. Вообще до
выхода в свет пезевоха «Капитала» на
русский язык наибольший интерес у рус-
ских публицистов привлекают главы «Ка-
питала», посвященные положению рабо-
чего класса. :

Вторым вдумчивым переводчиком «Ка-

питала» был Герман Лопатин, один из наи-
‚более крупных и ярких представителей ре-
волюционного народничества 70—80 гт.,
который все же не закончил перевод «Ка-

питала». :

Работа над переводом первого издания
«Капитала» на русский язык была завер-
шона Николай-оном °).

В марте 1872 г. появилось первое из-
дание «Капитала» на русском языке.

Русская цензура допустила выход в
свет «Капитала», надеясь, что он будет
недоступен русскому читателю. Первый

опущен царской цензурой «к обращению
в России как в подлиннике, так и в пере-
воде» как произведение «строго научное,
тяжелое и мало доступное»,

По русскому переводу «Капитала» Ни-
колай-она заключение давали цензоры
Скуратов п де-Роберти. В своем докладе в

‘цензурный комитет от 23 марта 1872 г.

цензор Скуратов. © САМОДОВОЛЬНЫМ ВИДОМ

ны, как ни резки отзывы Маркса об отно-
шениях капиталистов к работникам, пен-
30р не полагает, чтобы они могли прине-
сти значительный вред, так как они, так
сказать, тонут в огромной массе отвлечен-
Ной, частью темной, политико-экономиче-
ской аргументации, составляющей  содер-
жание этой книги: Можно утвердительно
сказать, что ве немногие прочтут в России,
а еше менее поймут ee».

По выходе русского перевода «Капита-
ла» ряд газети журналов поместил pe-

ной Европе. с общественно-гигиенической
точки арения. «Архив судебной. медицины
и и тагиены», СИБ, 1870 r.,
кн. Ш. :

2) Псевдоним Н. Ф. Даниельсона, нафрод-
ника-экономиста 80—90-х годов.

том немецкого издания «Капитала». был.

невежды писал следующее; «Как ни силь-

цензии и статьи, в которых. обсуждались

т) П. Я. 0 положении рабочих в Запад-.

не только отлельные вопросы, освещенные
Марксом в «Капитале», но делались по-
пытки дать оценку его экономической си-
стемы в целом. Рецензии общего характе-
ра были помещены в газетах «С.-Петер-
бургекие ведомости», «Новое время» и
«Современные известия». им

Для всех этих рецензий, как впрочем и
для большинства откликов того времени,
характерно непонимание революционной
стороны учения Маркса. Из всех откликов
на русский перевод «Капитала» того. врё-
мени выделяется . известная рецензия
Кауфмана. Кауфман дал классическую ха-
рактеристику — диалектического метода
‚Маркса, которая питировалась Марксом в

тала».

Ярким проявлением интереса к «Капи-
tary» Маркса в России в 70-х годах яв=
ляются ‚работы Зибера — первого крупно-
го комментатора экономического учения
Маркса, и полемика вокруг «Капитала» в
легальной печати, в которой участвовали
Ю. Жуковский, Михайловский и Чичерин.

Представители различных течений рус-
ской общественной мысли давали различ-
ные прогнозы перспектив развития эконо-
мики и политики Робсии. Народникам бы-
ло важно доказать, что в России свои 0с0-
бые самобытные пути развития, определяе-
мые таким социальным институтом, ‘как
общинное землевладение. Отсюда — интер-
претация «Капитала» Михайловским
10-х тг., которая является народнической
его ревизйей. Мелкобуржуазный Ю. My-
ковский превращает Маркса в утописта-
социалиста, социальным идеалом которого
являются  докапиталистические способы

‚производства, коглё& работнику .. принадле-

жал полный продукт его труда. Б. Н. Чи-
черин, ‘идеолог прусского пути капитали-
стического развития, выступает как ярый
враг сопиализма, пустивший в ход всю
свою эрудицию философа-гегельянца для
критики идей «Капитала». ие

ok *
*

На бессмертных идеях великого произве-
дения Маркса воспитывались тениальные
вожди коммунистической революции Ленин,
Сталин и их боевые соратники. Ленин.и
Сталин всегда тщательно изучали гранди-
озное` творение Маркса, советуясь с ним,
развивая его мысли, создавая новую теорию
социалистической революции в условиях
империализма Ленин и Сталин наносили

предисловии ко второму изданию «Капи-.

беспощадные удары всем ревизионистам,
‘извращавшим марксизм, отстаивая его ре-
золюционную; творческую суть, беспощад-
но разоблачая попытки буржуазии и всех
ее прихвостней замолчать великое творение
Маркса.

Противоречия новой эпохи, — последней `
стадии капитализма — империализма, кото-
рый доводит противоречия капитализма до
крайних пределов, за которыми начинается
революция, — сосредоточились, как в 40-.
кубе, в России. Она оказалась «беременна
революцией более, чем какая-либо другая
страна, и только она была в состоянии
ввиду этого разрешить эти противоречия
революционным путем» (Сталин).

Под руководством Ленина и Сталина pe-
Болюционный пролетариат установил свою
диктатуру в нашей стране, положив Ha-
чало эпохе мировой социалистической рево-.
люЮЦии.

Октябрьская революция,  победоносное
социалистическое строительство в Совет-
ском (Союзе — это. величайший триумф
идей «Капитала», это величайшее торже-
ство марксизма-ленинизма.. Победа  социа-
лизма в нашей стране, вступление СССР
в полосу завершения строительства социа-
листического общества и постепенного
перехода к полному коммунизму не могли
бы произойти, если бы пролетариатом не
руководила партия, вооруженная самой
передовой, ‘революционной теорией, изло-.
женной в. монументальном творении’
Маркса, в «Капитале», теорией, поднятой
на высшую ступень, конкретизированной
и обогащенной Лениным и Сталиным.

История «Капитала» в России — это
процесс рождения коммунистической пар-
тии, процесс осознания пролетариатом на=
шей страны своих классовых интересов,
это’ блестящее применение ‘и развитие
Лениным теории Маркса в конкретных ус-
ловиях российской действительности и из-
менившейся международной обстановки, это
создание Лениным нового этапа в полити-
ческой экономии. А в наши дни история
«Капитала» — это есть гениальное приме-
нение его идеи к задачам строительства
социалистического. общества и дальней-
шая разработка учения Маркса, Энтельса,
Ленина вождем ‘и теоретиком партии
товарищем Сталиным.

Проф. А. РЕУЭЛЬ.