УСПЕХИ _
СТАЛЕВАРОВ
ДОНБАССА

СТАЛИНО, 8 октября. (ТАСС). Развер-
тывая  предоклябрьское . сопиалистичеекое
соревнование; металлурги Донбасса доби-
ваются новых произвотетвенных успехов.

Сталевары печи № 9 второго марте-
повского цеха Мариупольского завода
им. Ильича в первую пятидневку октября
ежедневно давали выюокие с’вмы металла.

Знатный сталевар Макар Мазай за пяти- ,

дневку анимал ¢ квалратного метра пода
печи в среднем по 12,97 тонны, 4 и
5 октября он снял п 13 с лишним
тонн. У Лозина средний сем стали за пя-
тилневку составляет 12,38 тонны, у He-
дельво — 11,67 тонны, у Родина — 11,43
тонны, :

Ha Сталиноком металлургическом заводе
6 октября шесть сталеваров намного пе-
рекрыли. техническую мощность печей.
Наилучщих показателей достиг молодой ста-
левар тов. Лазарев. Он сварил за смену
плавку весом в 138 тонн и снял с квадрат-
ного метра 9,35 тонны стали при техниче-.
ской мощности печи в 7,7 тонны.

—o—

СТАХАНОВЦЫ МОСКОВСКИХ
ТЕКСТИЛЬНЫХ ФАБРИК

На московских текстильных фабриках
предоктябрьское социалистическое соревно-
вание вытвигает сотни новых стахановцев,
показывающих прекрасные образцы рабо-
ты. В августе на 1-й ситценабивной фа-
брике` насчитывалось 387 стахановцев,
сейчас здесь около 500 стахановцев. Ha
Трехгорной мануфактуре на 1 августа было
1.149 стахановцев, сейчас-—свьише 1.300.
На прядильной фабрике «Красное верете-
но» в настоящее время около 25 проц. ра-
бочих. работает стахановскими методами.
Среди них много таких, которые до пред-
октябрьекого соревнования не справлялись
с заданиями.

Стахановцы-текстильщики развернули
борьбу за высокопроизводительную работу
без брака. Лучшая бригада рахлиста тов.
Тюрина na 1-й ситценабивной фабрике
сентябрьское задание выполнила на 150
проц., не`имея брака. Без брака работает
также другая бригада на этой фабрике—
раклиста Хмелевекого, вытюлнившая в сен-
тябре задание на 137 проц. На Tpexrop-
ной мануфактуре совершенно без брака ра-
ботают: на 13 станках лучшая стахановка-
ткачиха тов. Масленникова и обслуживаю-
шая 10 ‘сторонок ватерщица тов. Серебря-
Кова.

На фабрике «Красное веретено» отлично
работают комсомолки-прядильщины тт. Ми-
зюрина и Тормосина. Норму они выпол-
няют на 110 проц. Тт. Мизюрина и Тормо-
сина 7 лет назад пришли на фабрику
неграмотными и без квалификации. Эдесь
они стали отличными стахановками,
учатея сейчас в 7-й группе общеобразова-
тельной школы. (ТАСС).

—о—

100 ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
РЕКОРДОВ

ВИВВ, 8 октября. (Корр. «Правды»). По
мере приближения. годовщины Великой Ок-
тябрьской сопиалиетичеекой революции на
киевском —  маштиностроительном,. заводе
«Большевик» © каждым днем растет про-
изводительность труда. i

Стахановка-токарь Цыбульская в н0ч-
ной смене ¢ 7 на 8 октября обрабаты-
вала металлические пробки для ‘подттитна-
ков. На, обработку каждой пробки oma 3a-
трачивала, 4,2 минуты вместо 22 минут по
норме. За семь. часов она обработала 100
пробок. дав за смену 528 проц. нормы.
Другой токарь, Замогильный, на обработ-
ке сложной детали выполнил 3a емену
457.5 проц. задания. На 444 проц. вы-
полнил вчера норму  котельцик-чекан-
шик Бродский, a старый кадровик тов.
‘айзлер, систематически выполняющий
две— три вормы, на обработке больших ва-
лов дал вчера 428 проц. Больше трех
норм лали модельщик Романчук и другие
стахановцы. Всего за 7 октября на заводе
установлено 100 новых производетвенных
рекордов. : ,

О

ФАБРИКА им. МОЛОТОВА
` ПЕРЕВЫПОЛНИЛА

СЕНТЯБРЬСКИЙ ПЛАН _

ИВАНОВО, 8 октября. (Корр. «Правды»).
Велед за фабрикой им. Бубнова, вышюлнив-
шей сентябрьский план, идет фабрика
им. Молотова, давшая в сентябре 2 млн 130
тысяч метров ткани — на 5 тысяч метров
больще нлана.

`В. связи с выполнением плана и выпла-
той заработной платы согласно последнему
постановлению правительства резко — в
два-три раза—увеличился заработок тка-
чей этих фабрик. Ткацкий подмастер Фун-
тов; обслуживающий 48 платтовских стан-
ROB H выполнивиий план на 106 проц.,
заработал в сентябре 1.620 руб. Подмастер
`Костерин, обелуживающий также 48 стан-
ков и выполнивший план на 105. проц.,
заработал в сентябре 1.527 руб.

—о--

‚МУРМАНСК — ЛЕНИНГРАД —
МУРМАНСК НА ОДНОМ ПАРОВОЗЕ

ПЕТРОЗАВОДСК, 8 октября. (Kopp.
«Правды»). Когда началось предовтябрь-
ское соревнование, машинист Вандалажш-
ского депо. Кировской дороги коммунист
Богданов пришел к начальнику депо и 3а-
явил: «У меня и моих напарников — Ви-
нокурова и Иванова — зародилась мысль
провести тяжеловесный поезд Мурманск —
Ленинтрад — полторы тысячи километров
на олном паровозе. Просим. добиться раз-
решения у правления дороги».

Разрешение былд` дано. Машиниеты бле-
стяще выполнили эту задачу: они провели
поеэл, достигнув большой экономии и вре-
мени, и топлива. Затем Богданов и его то-
варищи решили на этом же паровозе по-
ехать в обратный рейе из Ленинграда до
Мурманска.

4 октября Богданов и его напарники за-
вершили замечательный рейс, который они
назвали сталиноким рейсом. Одним паро-
возом бритада провела тяжеловесный поезд
в 1200 тонн на расстояние 3.000 кило-
метров. Это блестящая победа!

Среднесуточный пробег паровоза узвели-
чен бригадой Богданова до 500 влитометров
вместо 360 по плану.

Русский рабочий класе имеет короткую
по сравнению © европейскими рабочими.
но славную историю борьбы за дело со-
циализма. Развитие  капиталистической
экономики шло в России более медленными
темпами, чем развитие рабочего движения

Это было сравнительно недавно. Я еще
захватил время, когда работа на заводе
начиналась в б чае. 30 мин. утра и кон-
чалась в 6 часов вечера при полутора-
часовом перерыве на обед. На многих фа-
бриках. работа начиналась в 5 чаеов утра
и кончалась в 8 часов вечера при двух-
часовом перерыве на обед и завтрак. Ра
бочие преимущественно жили в общежи-
тиях барачного типа.

В то время протесты против произвола
заводского начальства носили, в большин-
стве случаев, неорганизованный хатактер
и часто выражались в избиении мастеров.
Иногда мастерам надевали на голову ме-
шок и вывозили их на тачках за ворота
завода. Людей, участвующих в избиении
мастеров, рабочие ценили, как храбрых
протестантов против существующего гне-
та и личного произвола мастера. Главными
общественными местами, где ‘собирались
рабочие, были пивные, трактиры.

Жизнь рабочего была крайне примитив-
ной, незатейливой. Изнурительно длинный
рабочий день, плохие квартирные условия
были уделом русского рабочего. Вее’ ево-
бодное время рабочие вынуждены были
проводить в трактирах, пивных и чай-
ных. Заработок рабочего был настолько
мал, что его едва хватало. для подлержа-
ния скудного существования семьи. На
Прохоровекой мануфактуре в Москве зара-
ботная плата в среднем равнялась 20 руб,
50 коп. в месяц. Почти на каждом пред:
приятии в то время применялась издева-
‘тельская система штрафов, На той же
Прохоровекой мануфактуре рабочих штра-
фовали:

за «безобразие» — 50 копеек,

за оставление у себя ночлежника без
позволения конторы — 50 копеек,

за проход в нижние ворота—50 копеек,

за отлучку со двора — 50 копеек,

за раннее вставание — 50 копеек.

Некоторые «богомольные» фабриканты
штрафовали рабочих и «за нехождение в
церковь». ;

Отношение мастеров в рабочим носило
почти патриархальный характер. У того
или иного мастера работали земляки из
‘одной деревни. Были целые мастерские, в
которых работали люди из одного села.
Когда приезжал новый. работник из ле-
ревни, земляки устраивали его на завол
или в мастерскую, разумеется, «задабри-
вая» мастера соответствующей мздой в на-
туре или деньгами. Мастер брал взятки
за устройство на работу, & Иногла полу-
чал деньги и за, то, что давал более вы-
гохную работу.

‚Можно было бы привести множество
примеров того, сколько подлости и униже-
ния должен был претерпевать рабочий
при поступлении на то или иное пред-
приятие. Ограничимея лишь одним приме-
ром, взятым нами из истории завода «Рос-
сийско-американская резиновая мануфак-
тура» (нынешний «Красный  треуголь-
ник»). Вот ках тогда производился прием
рабочих на этом заводе:

«Набор происходил два раза в неде-
лю — в понедельник и в четверг. Вы-
строит директор людей влоль панели и хо-
дит, выбирает, как мясник в стаде скот,
тех, кто крепче сложен, больше тостом,
покорный, почтительный в вопросах, & за
HUM сзади — телохранитель, старший от-
метчик Франц, по прозвищу «Дьяволе».
Франп— немец, очень плохо говорил по-рус-
‘KH, а. только кричал: «Сюда, льяволе,
туда, дьяволе». Гейзе дает записку, a
«Дьяволе» отправляет в проходную, и
там мастера проводят сортировку». Е

Но и тогда, в конце прошлого столетия,
среди рабочих стали появляться люди, ко-
торые задумывались над путями улучше-
ния жизни рабочего класса. Борьба про-
тив капиталистов принимала все более
организованный и сплоченный хафактер.
Стачки, забастовки все чаще сочетались
с общими задачами н целями рабочего лви-
жения. В непримиримой борьбе рабочего
класса против капиталистического строя
зародилась, выросла и окрепла партия

Из брошюры, подготовляемой к печати.

тия ло Великой Октябрьской сопиалиети-
ческой революции несколько улучиил. свое
положение: сократился рабочий лень, уве-
личилея
класса получила возможность немного луч

1) Из резолюцин ХУП сезда ВКП(б).

Ленинз— Сталина, коммунистическая пар-
THA.

Рабочий класс за последние десятиле-

заработок, верхушка’ рабочего

ше жить; но вместе с тем увеличилась и

неустойчивость материального положения

рабочих. С развитием капитализма УЧа-
стилиеь кризисы, во время которых сотни

тысяч рабочих выбрасывалиеь © фабрик в
завотов, у заводских ворот все больше cra-

новилась запасная армия труда.

Русский рабочий все больше превра-
щался в необеспеченного пролетария, кото:
рый, работая сегодня, совершенно не был
уверен в завтрашнем дне.

Сравнивая жизнь рабочего в советском
государстве с его жизнью и работой в ста-
рой царской России, мы видим, какая
пропасть лежиг между ними. Великая co-
циалистическая революция, уничтожившая
господство каниталиетов и помещиков, ко-
ренным образом изменила условия жизни
и труда рабочих России. И одним из ca-
мых важных улучшений жизни я считаю
то, что сегодня над рабочим не висит веч-
ный дамоклов Меч — рабочий не боится,
что завтра он останется безработным. Мо-
лодое, да и среднее поколение наших ра-
бочих сейчас не может даже мыеленно
воспроизвести то ощущение от потери pa~
боты, которое переживал пролетарий в
прошаюм. Даже высшие категории рабочих,
которые были сравнительно более обеспе-
чены не только размером своего заработка,
но и его устойчивостью, даже их никогда
не покидала мысль о возможности каж-
дую минуту потерять свой заработок. 060.
бенно сильно это ощущение было в м0-
менты кризисов и так называемых де-
прессий.

Работая на заводе, рабочий, естествен-
но, сталкивается с десятником, мастером,
начальником мастерской. Интересы масте-
ра и рабочего в условиях капиталистиче-
ского производства — всегда  противопо-
ложны. Мастер, как приказчик  хозяи-
на, хочет сделать вещь дешевле, чем
она на самом деле стоит. Рабочий хочет
получить подороже. На этой почве всегда
происходили столкновения. Как бы pado-
чий ни стремился держать себя скромно,
не раздражать мастера и соответствующее
начальство, все-таки в повседневной работе
он не мог избежать этих столкновений.
Когда наступал кризие или депрессия, pa-
бочий вспоминал 0б этом столкновении ©

мастером и тревожно ожидал фасправы.

увольнения. Эта угроза увольнения в лю-
бую минуту была бичом рабочего класса.
Она деморализовала рабочих, заставляла
их быть всегда на-чеку, всегда. настороже
© мастером, учитывать каждое свое дей-
ствие. Так было в царской России, так
есть теперь в странах капитализма. Co-
всем иное положение у нас, в Советском
Союзе, где нет эксплоатации человека че-
ловеком, где полностью уничтожена без-
работица, где мастер и фабочий пресле-
дуют одну и ту же цель — как можно
лучше служить делу социализма.

Сознание того, что я на заводе явля-
юсь постоянным рабочим, что, если на
одном предприятии по тем или иным при-
чинам работы становится меньше, я могу
перейти на другой завод, сознание того,
что коллектив нуждается в моей работе,
делает человека самостоятельным, повы-
шает его жизнедеятельность, достоинство,
дает рабочему возможность все свободное
время отдавать отдыху, развлечениям, 110-
вышению своего культурного уровня, ра-
боте в общественно-политических органи-
зациях.

В результате успешного хохда социали-
стического строительства «рабочий и кол-
хозник получили полную уверенность в
завтрашнем дне, и лишь’ от качества и
количества затрачиваемого ими труда зави-
сит. все большее повышение материального
и культурного уровня их жизни. Для тру-
дящегося в СССР исчезла угроза безрабо-
тицы, нищеты, голода. Уверенно и радост-
но смотрит каждый рабочий и колхозник на
свое будущее. пред`являя все более повы-
шенные требования к знанию и БуУлЬ-
тупе» *).

Новый город Большое Запорожье (Днепропетровская. область).

АСС ПРЕ

ской революции кладет отпечаток на весь
наш рабочий класс, изменяет его характер.
из неловерчивого, неуверенного в завтраш-
нем лне человека при капитализме превра-
шает его в активного оптимиста. Это мож-
но наблюдать на бесконечном количестве
примеров.

шего не имеет с оптимизмом так назы-
ваемого
все свой жизненные планы строит на
фортуне,
неожнданном. счастье, на благоприятно сло-
жившихся обетоятельствах. Надо. ли гово-
рить, что эти расчеты в своей полавляю-
щей части являются; конечно, нереальны-
ми. потоху что в основе их лежит одно
лишь пустое воображение. Оптимизм co-
ветского рабочего более‘ чем обоснован, по-
тому что он вытекает из самой сущности
советского строя, он исходит из того, что
в благополучии отдельного рабочего у нас
заинтересован весь коллектив, весь рабо-
чий класс.
Сталинской Конституцией CCCP:
zane CCCP имеют право на труд, то-есть
право на получение гарантированной рабо-
ты © оплатой их труда в соответствии © его
количеством и качеством». Ёакой может

ДЕ И ТЕПЕРЬ
  т

получил всего 15 рублей. А ведь выечи-
тывали из моей зарплаты полтора процен-
та страховых. Прибавьте в этому оплату
доктора, стоимость лекарства — и вам бу-
лет ясно. в каком положении оказался я,
квалифицированный рабочий. Два месяца
болезни вытряхнули меня, как раньше го-
ворили, вчистую. >

Возьмем материальное обеспечение в
старости и при потере трудоспособности.
Пока человек молод, силен, он этим вопро-
еом не интересуется. В старой России бы-
вало Tak: квалифицированный рабочий
получает сравнительно неплохую зарпла-
ту. Но вот он состарился. Что делать? Ee-
лн он проработал на заводе много лет, ес-
лк его считают верным слутой заводской
администрации, то егд с квалифицирован-
ной работы переводят или на должность
сторожа, или уборщика в мастерской. €o-
ответственно © этим, конечно, уменьшает-
ся и его заработная плата. Но ведь и в
таком положении оказывалиеь только
«счастливцы», только те, которым 06069
благоволила администрация. Большинство
же стариков получало расчет. Калтитали-
сту абсолютно безразлично, как будет
жить уволенный им рабочий, который в
течение 30—40 лет обогащал его. Уво-
ленный рабочий влачит св06 старческое

Это завоевание Великой социалистиче-

Но оптимизм наших рабочих ничего 00-

«среднего американца», который

Ha невероятном о случае, Ha

Оптимизм этот закреплен

«Граж-

быть оптимизм у рабочих капиталистиче-
ских стран, если, по нетюлным и преумень-
шенным данным, в 32 буржуззных странах
в 1936 году было официально зарегистря-
ровано свыше 20 миллионов безработных!

Великая социалистическая  Ффеволюция

принесла русскому рабочему ‘самый корот-
кий рабочий день в мире — семичасовой
фабочий день. Это — отромное завоевание,
значение которого трудно переоценить. Бу-
дучи занят на производстве всего семь ча-
сов, советский рабочий располагает 17
часами для отдыха, сна, личной и обще-
ственной жизни. 9то значит, что рабочий
имеет достаточно времени для повышения
своего культурного уровня; он может уде-
лить достаточно времени своей семье: он
имеет достаточно времени для того, чтобы
следить 32 культурным тазвитием своих
детей. Всего этого были лишены рабочие
царской России. Лишены этого и рабочие
всего капиталистического мира. Дети pa-
бочих парской России, как правило, были
безнадзорны,
они в грязных трущобах рабочих кварталов,
пополняя ряды уголовных преступников; а
чуть подрастали, не закончив школы, шли
работать мальчиками или учениками на
фабрики и заводы. Треть всех рабочих
царской России начала работать на фаб-

свободное время проводили

риках и заводах, не достигнув двенадца-

тилетнего возраста (из них 10 прон. ушло
на фабрики, когда им не было еще 10
лет!). Другая треть начала работать в
возрасте 12—14 лет. И только треть ра-

бочих начала работать с пятнадцатилетне-
то возраста *).

Все это кануло в вечность! В 1937
году в средних и начальных школах СССР
учится 30 миллионов детей. Гражданин
СОСР совершенно спокоен за учебу своих
детей. Для этого есть бесплатные школы,
куда родители по закону обязаны посы-
лать своих детей. Дальнейший путь каж-
дого  ребенка будет пеликом зависеть от
его способностей и наклонностей.

Это у нас не переводится на деньги, это
просто не учятываетея в бюджете рабоче-
то, а между тем — это огромная статья
государственных фасходов. Достаточно ека-
зать, что в старой России плата за обуче-
ние в средней школе была, сравнительно,
невысокая, п все же обучение ребенка
стоило не менее 250 рублей в год, при
заработке квалифицированного рабочего в
40—45 рублей в месяц. Отсюда понятно,
почему в средних учебных заведениях то-
тда почти не было детей рабочих.

Страхование рабочих в случае болезни,
потери трудоспособности, & также в ста-
рости есть также немалое завоевание
социалистической революции. Что значит
бесплатная медицинская помошь? Я был
квалифицированным рабочим, мой зарабо-
ток превышал среднюю зарплату рабочих.
Охнажды я заболел на заводе, проболел
два месяца, и за это время из страхкассы

*) «Сборник статистических сведений по

Московской губернии», отдел санитарной
статистики, т. ГУ, часть 1-я, стр. 288.

России,

тее капитализм,

Bee

существование или при поддержке детей.
если OHH мало-мальски  устроевы, или
просто пробиваясь кое-чем.

Так было не только в старой царекой
так происходит и сейчас во
всем капиталистическом мире. Чем разви-
тем раньше m0 возра-
сту выкидывается е завода рабочий, кав

предмет, малопригодный для эксплоатации.
Вот вам капиталистическая

«обеспечен-
ность» рабочего в староети.. Иное положе-
ние у нае. Каждый честный советский

гражданин обеспечивается по закону ему

принадлежащей пенсией.

Ясно, что психология людей в капита-
листическом мире и у нас, исходя из этих
фактов, совершенно различная.

Правда, и у нас есть «умники», кото-
рые, сравнивая квартиру и питание на-
шего рабочего с квартирой и питанием хо-
тя бы американского рабочего, иногда
кричат, что американский рабочий ест
больше мяса, имеет лучшую квартиру. Я
допускаю, что наиболее жизнедеятельная

‚часть рабочего класса в Америке в рас-

цвете своих ‘сил, может быть, с‘едает боль-
ше шоколада, чем русский рабочий, но
ведь надо считать не только плитки по-
колада, но все то материально-культур-
ное обслуживание, которое имеют в Co-
ветском Союзе рабочие и служащие: дома
отдыха, санатории, детские сады и ясли,
отпуска пою беременности и родам. В это-
му надо прибавить огромное количество

тватрально-музыкальных организаций на

заводах, бесплатных концертов, экскурсий
ит. п. Если сложить вее это вместе, —
какая огромная разница в положении ра-
бочего клаве» CCCP уже сейчас, по
сравнению с рабочим классом любой ка-
питалистической страны. Ведь не cay-

чайно же все наши театры переполнены

доотказа. 0 чем это говорит? Это говорит
о значительном повышении материальных
достатков трудовых масс советекого госу-
дарства, 06 исключительном росте  куль-
турных запросов масс. Это говорит о том,
что наши трудовые масеы становятся са-
мыми культурными в мире. -

Bee ato — результат побед Великой Ок-
тябрьской социалистической революции.
это принесла рабочим советская
влаеть. Советская власть сделала рабочий
класс хозяином всех богатств, которыми
располагает Советский Союз. Каждый
крупный успех в развитии материальных
и культурных ценностей делается достоя-
нием трудящихся масс.

Чем развитее капитализм, тем беднее, не-
обеспеченнее делается рабочий. Чем могу-
щественнее и богаче становится наша ро-
дина, тем зажиточнее и культурнее стано-
вится жизнь трудящихся масс.

Вот в чем сила советской власти. Вот
что дала советская власть народу. Вот по-
чему рабочий класс, являясь творцом, ор-
ганизатором и главным бойцом за совет-
скую власть, всей своей мощью крепко
бережет и зорко охраняет езвою великую
социалистическую родину.

а

емо

.
{

9 ОКТЯБРЯ 1937 г., № 279 (7245)

ЕОИНЕЕРУУЗЬТИЯ

ar АЗЫ

ТАЛАНТЫ
«КРАСНОГО
ТРЕУГОЛЬНИКА»

ЛЕНИНГРАД, 8 октября. (Норр. «Прав-
ды»). На ленинградеком заводе «Красный
треугольник» постоянно работают 20 ca-
молеятельных коллективов и кружков,
драматические и хореографические студии,
эстрадная труппа, духовой оркестр, ор-
кестр народных инструментов, кружки
тусляров и баянистов, оперная студия под
руководством профессора Аркадьева. В це-
хах № б и № 9 создана самодеятельная
драматическая школа. На  туфельном и
шинном производстве работают хоровые
кружки.

Работницы «Красного — треугольника»
Михнина и Стрелкова учатся в консерва-
тории, комсомолка Вера Бокова—в музы-
кальном институте, Суконина—в  музы-
кальном техникуме. Рабочие завода Петров
и Сысоев уже окончили консерваторию и
работают в оперных театрах.

На заводе имеются кружки  скульто
ров и художников. 50-летний самоучка мо-
дельцик Васильев изготовил bern
И. Сталина, С. Орджоникидзе и А. Пушкина,

Самодеятельные коллективы завода ак-
тивно готовятся к ХХ годовщине Великой
социалистической революции. Оперная сту-
дия покажет оперу «Тихий Дон». Драма-
тический коллектив готовит пьесу «Ветреч
ча». Художники и скульпторы oprannsy-
ют праздничную выставку своих работ.

—о_-

НОВЫЕ ДОМА

В Усть-Боровом (Ворошиловский район,
Свердловской области) заканчивается по-
стройка жилых домов и культурно-быто-
вых учреждений для рабочих бумажного
комбината. Будут заселены 6 больших
общежитий и два жилых дома. Начнет
работать новая столовая для рабочих, рас-
считанная на выпуск 6.000 блюд в сутки,
(TACC).

tj

ШКОЛЫ И ВУЗЫ

УМАНЬ, 8 октября. (Спец. исрр. «Прав-
ды»). В Умани до революции были: ода»
гимназия, высшее начальное училище Е
несколько  церковно-приходских MnO,
Сейчас здесь работают 2 института, 2 тех
никума, 19 школ, в том числе 6 средних.

В этом году школы-десятилетки Умани
дали свой первый выпуск. Из 99 выпуск-
ников лишь 7 осталось дома; 92 человека
поступили в высшие учебные заведения
Москвы, Виева, Ленинграда, Харькова п
Одессы. Уманская молодежь избрала самые
различные специальности. В медицинские
институты принято 22 человека, в ину
стриальные—13, в педагогические—15, в
университет—10, в горный институт,
в военные училища—5 и т. д.

+ * &

НОВОСИБИРСК, 8 октября, (ТАСС). Пи

Томском педагогическом институте открыл-
ся факультет иностранных языков. Уже
начало работать английское отделение, в
Ботором занимаются 35 человек. Два 1ру-
гих отделения (французское и немецкое}
намечено открыть в будущем году.

о

ДВОРЕЦ ДЕТЕЙ

КУЙБЫШЕВ, 8 октября. — (Кор.
«Правды»). В дни празднования ХХ г
довщины Великой пролетарской революции
дети Куйбышева получал прекрасный пода-
рок — детский дворец. %

Во дворце будет свыше 30 различных
кабинетов, большой концертный зал на
250 мест, комнаты отдыха, зимний сад 8
тропическими растениями, фонтаном, аква-
риумом. Оборудуются различные лабора-
тории, слесарно-механическая мастерская.

В кабинете техники будут сосредот-
чены лучшие изобретения юных конструк
торов города. Для малышей по специальных
рисункам отделывается комната сказок.

Дворец будет располагать двумя дем
скими оркестрами—духовым и симфони
ческим, изостудией, самостоятельным ра+
диоузлом и телефонной станцией,

—о<—

ДЕТСКИЙ ТЕАТР,

ЯРОСЛАВЛЬ, 8 октября. (ТАСС). Боль
шой популярностью и любовью пользу
ся среди детей рабочих Резино-аебестового
комбината детский самодеятельный тез
«Искра». Театр этот существует уже дв
года. В составе труппь-—85 пионеров f
школьников.

За время своего существования т8атр
поставил уже 33 спектакля. Сейчас он 1+
товит новую постановку — «Детство мар
шала», которую покажет в дни празднова
ния ХХ годовщины Октября. Ведущую
роль Сени исполнит ученица средней шв
лы им. Орджоникидзе Нина Мишина.

—о—

РАДИОФЕСТИВАЛЬ НА УКРАИНЕ

КИЕВ, 8 октября. (Норр. «Правдь»).
Песней о Сталине украинского композито-
ра Ревуцкого в исполнении хоровой валет
лы киевского завода «Большевик» отЕры-
ся сегодня украинский радиофестиваль, 10
священный 20-летию Великой comiadi-
стической революции,

Фестиваль продлится до 25 октяби,
Цель его — демонстрация успехов украии-
ского советского искусства и художествеи-
ной самодеятельности рабочих и колхозни-
вов Советской Украины.

Первый день фестиваля был пюсвящи
отчетному концерту художественных 5%
деятельных коллективов украинской cm-
лицы. Выступали хоровые капеллы 3480
«Большевик», завода имени Сталива, хе
ровый ансамбль клуба профессиональ
союза работников медико-санитарного тр!
да, струнный оркестр допризывников. (7
неполняли украинские народные ech
классические произведения и произведений
советских композиторов.

С 10 ю 22 октября будет показано Ct
модеятельное искусство всех 00407
Украины, а с 22 октября республиа
включается во всесоюзный радпофестиваль
По радио будут переданы выступлений
лучших мастеров украинского искусств,
государственных капелл «Думка», «Ё-
pina молдавекой капеллы Jlofina 2 Ap

В заключение 25 октября на радюфе
стивале выступят до 30 различных нах
ных ансамблей песни и музыки.