1927021274939. 7682-4265)

НАРОДНАЯ СС

I

Слово интеллигенция латинского про-
исхождения, обозначающее людей интеллек-
зузтьного, т. е. умственного труда.

Появление интеллигенции связано с pa-
колом труда на труд умственный и труд
физический. Вот почему старая интелли-
тенция-—типичный продукт классового об-
щества. Она выражает противоположность
умственного и Физического труда, свой-
ственную рабовладельческому, феодальному
к в особенности капиталистическому об-
ществу. Интеллигенция никогда не явля-
Jach самостоятельным классом.

«Интеллигенция, — говорил товарищ
(талин в своем докладе на Чрезвычайном
УП Всесоюзном С’езде Советов, — никогда
ле была и не может быть классом, — она
была и остается прослойкой, рекрутирую-
щей своих членов среди всех классов обще-
ства» (см. Сталин. «Доклах о проекте Кон-
ституции Союза ССР», Партиздат, 1937 г.,
emp. 30).

Интеллигенцию создали по своему обра-
зу и подобию господствующие классы. В
рабовладельческом обществе, например,
умственный труд официально провозгла-
шался привиллегией так называемых «сво-
бодных» граждан, в то время как рабы
ровозглашалиеь «говорящими орудиями»,
хизненным уделом которых являлся ка-
хоржный физический труд. В Западной
роте в эпоху феодализма господствую-
щал католическая церковь запрещала кре-
стьянам под страхом жесточайшего нака-
зания изучать грамоту. Только служители
церкви имеют право заниматься умствен-
ной деятельностью, — провозглашали. рим-
екяе папы.

В историческом докладе на ХУШ с’езде
партии товарищ Сталин следующим обра-
зом охарактеризовал интеллитенцию буржу-
зэной эпохи:

«В старое, дореволюционное время, в
условиях капитализма интеллигенция ‘с0-
омяла прежде всего из людей имущих
классов,— дворян, промышленников, куп-
цов, кулаков и т. п. Были в рядах интел-
лигенции также выходцы из мещан, мел-
вих чиновников и даже из крестьян и ра-
бочих, но они не играли и не могли играть
там решающей роли. Интеллигенция в це-
10м кормилась у имущих классов и обелу-
тивала их».

Будучи экономически связана © эксплоа-
таторекими классами, старая интеллиген-
ция и идеологически служила в своем по-
лавляющем большинстве делу эксплоатации
человека человеком. Даже лучшие пред-
завители древнегреческой философии: вро-
1 Демокрита и Аристотеля доказывали, на-
пример, «вечность» и «естественность»
рабства. Древнегреческие и древнеримские
юристы «обосновывали» право  рабовла-
дельцев убивать принадлежащих им рабов.
Древние поэты воспевали в своих етихах и
поэмах рабовладельческую знать, ее военные
«подвиги» и забавы, В. средние века уче-
ные в интересах господствующей феодальз
ной церкви провозгласили лозунг: наука—
служанка богословия. Они проповедывали
воинствующее религиозное  мракобесие.
Немало буржуазных ученых на все лады
доказывали вечность капиталистических
порядков.

«Так или иначе, —писал Ленин в «Трех
источниках и трех составных частях мар-
всизма»,—но вся казенная и либеральная
наука защищает наемное рабство, & марк-
сизм 0б’явил беспощадную войну этому
рабству. Ожидать беспристрастной науки в
обществе наемного рабетва—такая же глу-
пенькая наивность, как ожидать беспри-
страстия фабрикантов в вопросе о том, не
следует ли увеличить плату рабочим,
уменьшив прибыль капитала» (Ленин.
Избранные произведения в 2-х т., Госпо-
литиздат, 1939 г., т. 1, стр. 41).

Эта связь интеллигенции с господствую-
щими силами старого общества создала «то
недоверие, переходившее нередко в нена-
висть, которое питали к ней революцион-
ные элементы нашей страны и прежде все-
то рабочие» (Сталин. «Отчетный доклад на
ХУП с’езде партии о работе ЦЕ ВКП(б)»).

Среди старой буржуазной интеллигенции
процветал воинствующий индивидуализм,
т. е. барское пренебрежительное отноше-
ние к трудящимся массам, к народу. Ин-
теллигенты об’являлись единственными но-
сителями прогресса, «критически мысля-
щими личностями», которые управляют
слепой и неразумной массой. Этот анти-
научный взгляд на интеллигенцию, Kak Ha
творца всего общественного процесса, раз-
Бивали в свое время в Германии немецкие
идезлисты с Бруно Бауэром во главе, & в
Росии так называемые народники—Лав-
ров, Михайловский и др.

Вот что писали о Бруно Бауэре Маркс
и Энтельс в «Святом семействе»: —

«На одной стороне стоит масса как пас-
сивный, не-одухотворенный, исторически
бесплодный материальный элемент исто-
рии; на другой стороне — дух, критика,
тосподин Бруно и К” как элемент актив-
ный, от которого исходит всякое историче-
ское действие» (Маркс и Энгелье. Сочине-
ния, т, Ш стр. 110).

Бессмертная критика народничества да-
18 в работе Ленина «Что такое «друзья
народа» и как они воюют против социал-
демократов? ».

В главе 1-й «Браткого курс» истории
ВКП(б)» © предельной сталинской чет-
костью охарактеризована борьба марксизма
с враждебными народническими взглядами
на роль интеллигенции.

П-

Отмечая прямую связь старой интелли-
тенции с эксплоататорскими классами,
классики марксизма-ленинизма вели в то
He время беспощадную борьбу против пре-
небрежительного отношения в интеллитен-
ции, против недооценки той роли, которую
играют лучшие представители интеллитен-
ции в революционной борьбе.

В своей работе «Что делать?» Ленин
разбил так называемых «экономистов» в
России, & также западноевропейских «реви-
зионистов» (Бернштейн и др.), утверждав-
щих, что воциалистилеская идеология в03-
никает стихийно из рабочего движения и
910 поэтому рабочий классе не нуждается
в помощи со стороны передовой, социали-
стически мыслящей интеллигенции.

«История всех стран,— пишет Ленин В
«Что делать? », — свидетельствует,  ч1®
исключительно своими собственными сила-

`

ства. Вот почему товарищ Сталин в своем
докладе на ХУШ с’езде ВЕП(б) указывает:

отдельные единицы и десятки смелых и ре-
волюционных людей, ставших на TOURY
зрения рабочего класса и связавших до

са. Но таких людей среди интеллигенции

нить физиономию интеллигенции в целом».

войны буржуазная интеллигенция во всех

стве занимала пювинистические позиции,
открыто поддерживала империалистическую
буржуазию в ее борьбе за новый передел
мира. Отдельные интеллигенты выступали
в качестве «пацифистов», т. е. ограничи-
вались отвлеченными ‹словесными «проте-
стами» против войны вообще.

КОМСОМОЛБСКАЯ ПРАВДА

В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ

ми рабочий класс в состоянии выработать
лишь сознание  трэд-юнионистское, т.-е.
Убеждение в необходимости об’единяться в
союзы, вести борьбу с хозяевами, добивать-
ся от правительства издания тех или иных
необходимых для рабочих законов ит. п.

чение же социализма выросло из тех фи-
лософских, исторических, экономических
теорий, которые разрабатывались“ 0бразо-
ванными представителями имущих классов,
интеллигенцией» (Ленин. Сочинения, т. IV,
стр. 384).

С каким уважением и любовью отзы-
вается Ленин о таких выдающихся русских
интеллигентах, как Белинский, Герцен,
Чернышевский, Добролюбов и т. д. А разве
можно забыть имя Некрасова, защищавше-
го интересы трудящихся масс своей родины,
интересы крестьянства против произвола
помещиков, произвола царизма! Разве
можно забыть имя Салтыкова-Щедрина,
великого сатирика, столь ярко обличавшего
самодержавный строй царской России!
0 гениальном русском писателе Л. Н. Тол-
стом Ленин писал:

«...Ш. Толстой сумел поставить в своих
работах столько великих вопросов, сумел
подняться до такой художественной силы,
что его произведения заняли одно из пер-
вых мест в мировой художественной лите-
ратуре» (Ленин. Сочинения, т. XIV,
стр. 400).

В номере 3-м «Искры» Ленин говорил о
наличии ряда интеллитентов, которые «е
верой и надеждой» смотрят на рабочее дви-
жение, готовы служить рабочему классу
не за страх, & за совесть, до конца преданы
пролетариату, до конца ненавидят врагов
пролетариата.

Память о лучших революционных пред-
ставителях нашей старой интеллигенции
будет навсегда жить в сердцах советского
народа.

Охнако = интеллитенты - революционеры
представляли в старой интеллигенции срав-
нительно небольшую по своей численности
величину. Основная масса дореволюционной
интеллигенции связывала свою судьбу е.
отживающими реакционными силами обще-

«Правда, старая интеллигенция дала

конца свою судьбу с судьбой рабочего влас-

было слишком мало, п они не могли изме-

ш
В период мировой империалистической

странах мира в своем огромном большин-

Подавляющая масса буржуазных интел-
лигентов относилась © резкой враждебно-
стью в большевистскому лозунгу © пре-
вращении войны империалистической в
войну гражданскую.

В период подготовки и проведения

Октябрьской социалистической революции’
буржуазная интеллигенция в России вместе

с помещиками и капиталистами, вместе с
меньшевиками И эсерами вела открытую
контрреволюционную борьбу против ленин-
ско-сталинской партии, принимала участие
в ударных контрреволюционных отрядах.
В руках контрреволюционных партий —
кадетов, эсеров, меньшевиков находились
к моменту Октябрьской революции почти
все организации интеллигентов. Так назы-
ваемый «Учительский союз» открыто соли-
ларизировалея <  буржуазно-помещичьей
контрреволюцией, призывал  учительство
встречать пролетарскую революцию мас-
совыми забастовками. Профессора высших
школ шли в своем подавляющем большин-
стве за кадетами и октябристами, т.-е. за
крупной буржуазией и помещиками. Тех-
ническая интеллигенция, т. е. директора
фабрив и заводов, инженеры и т. д., вы-
ступала в качестве наемных приказчиков
капиталистических акул, она сознательно
помогала буржуазии сеять разруху. Нака-
нуне Октябрьской социалистической рево-
люции русские фабриканты и заводчики
широко применяли закрытие предприятий,
умышленно сокращали производство, спе-
кулятивно поднимали цены на товары,
Техническая интеллигенция всецело стоя-
ла на стороне промышленников.

Буржуазная интеллигенция была креп-
ко связана и экономически‘ и идейно с
старым миром, она вместе с отживающими
силами общества ненавидела революцион-
ный пролетариат. Это поведение буржуаз-
ной интеллигенции не явилось неожидан-
ным для партии. Недаром еще Энтелье пи-
cal:
«..Если мы придем в власти... то тех-
ники будут нашими принципиальными
врагами и будут обманывать и предавать
нас, как только смогут; нам придется при-
бегать в устрашению их, м нас все-таки
будут обманывать» (см. Маркс и Энтельс.
Письма. 1931 г., стр. `391).

Замечательную характеристику реакци-
онных настроений буржуазной интеллитен-
ции дал В. И, Ленин:

«Мы были всегда организаторами и на-
чальниками, мы командовали -—— так гово-
рят и думают вчерашние рабовладельцы и
их приказчики из интеллигенции — мы
хотим ‘остаться таковыми, мы не станем
слушаться «простонародья», рабочих и
крестьян, мы не подчинимея им, мы пре-
вратим знание в орудие защиты привиле-
гий денежного мешка и господства капи-
тала над народом.

Так говорят, думают, действуют буржуа
и буржуазные интеллигенты. Со шкурной
точки зрения их поведение понятно: при-
хлебателям и приживальщикам крепостни-
ков-помещиков, попам, подьячим, чинов-
никам из гоголевских типов, «интеллиген-
там», ненавидящим Белинского, тоже было
«трудно» расстаться с крепостным правом.
Но дело экеплуататоров и их интеллигент-
ской челяди — безнадежное дело» (Ленин.
Сочинения, т. ХХИ, стр. 161—162).

Линть немногие интеллитенты отнеслись
сочувственно к молодой советской власти.
Охним из таких замечательных представи-

телей старой интел
русский
Е. А. Тимирязев. Он обращалея с призы-
вом работать не покладая рук для счастья
и
беспощадно бичевал саботаж буржуазной
интеллигенции,
новой социалистической жизни. Образ Ти-
мирязева -—— это образ непартийного боль-
шевика интеллигента,
патриота Советской’ страны, образ подлин-
ного ученого-революционера.

одной медали, это — два главные разряда
паразитов,
это — главные враги
врагов надо взять под особый надзор
всего населения, с ними надо расправлять-
ся при малейшем нарушении ими правил
и
беспощадно. Всякая слабость, всякие коле-
бания, всякое сантиментальничанье в этом
отношении было бы величайшим преступ-
лением
Избраннные произведения в
eee 1939 г., т. Il, erp, 225—

был великий
ученый естествоислытатель.

процветания народных acc, On

OH приветствовал зарю

образ пламенного

Товарищ Сталин в своем докладе на

XVIII с’езде партии отмечает наличие в
старой буржуазной интеллигенции трех
оеновных групп. Первая и ‘наиболее вли-
ятельная
ветской власти и пошла в саботажники»;
другая группа старой интеллигенции, ме-
нее квалифицированная, но зато более мно-
гочисленная, заняла выжидательную пози-
цию, она долго еще продолжала тонтать-
ся на месте, выжидая «лучших времен»,
но потом, видимо, махнула рукой и феши-
Иа пойти в службиоты, решила. ужиться
с Советской властью»; и, наконец, третья
группа старой интеллигенции, ее рядовая

группа  «об’явила борьбу Со-

и менее квалифицированная часть, присо-

единилась к народу и пошла в конечном
счете за ‘советской властью.

Первой, наиболее активной, xourppeno-

люционной группе буржуазных интелли-
гентов советская власть об’явила беспошад-
ную войну. В статье «Бак организовать
соревнование? »,

написанной в
1918 года, В. И. Ленин писал:
«Никакой пощады этим врагам народа,

январе

врагам социализма, ‘врагам трудящихся.
Война ‘не на жизнь, а на смерть богатым
и их прихлебателям, буржуазным интелли-
тентам; война жуликам, тунеядцам и ху-
хиганам. Те и другие, первые и послед-
ние -—— родные братья, дети капитализма,
сынки барского и буржуазного общества,
общества, в котором кучка грабила народ
и издевалась над народом, — общества, в
котором нужда и нищета выбрасывала ты-
сячи и тысячи на путь хулиганства, про-
дажности, жульничества, забвения челове-
ческого
неизбежно  воспитывалось стремление у
трудящихся: уйти хоть обманом от эксллу-
атации, извернуться, избавиться
минуту от постылой работы, урвать хоть
кусок хлеба каким угодно путем, какой
угодно ценой, чтобы не голодать, чтобы не
чувотвовать себя и своих близких недое-
дающими.

образа, — общества, 8 котором

хоть на

Богатые и жулики, это — две стороны

вскормленных  капитализмом,
социализма, этих

законов  социзлистического общества

(Ленин;
2-х томах,

перед’ социализмом»

Контрреволюционная группа старой бур-

жуазной интеллигенции понесла заслужен-
ную кару. Она была, по яркому выраже-
нию товарища Сталина, «разбита и раесея-
на органами Советской власти». Больная
часть этой группы превратилась впослед-
ствии в шпионов и диверсантов, в плалт-
ных атентов фашистских охранок.

В этху гражданской войны военная
часть этой интеллигенции под крылыш-
ком Иулы Троцкого предавала Ёрасную
Армию. В дальнейшем, когда интервенция
против страны Советов закончилась неуда-
чей, контрреволюционные представители

старой технической интеллигенции стали
создавать шпионеко-вредительские органи-

зации под именами «Трудовая крестьян-

ская партия» (Кондратьев-—Чаянов), «Торг-

пром» и т. д. В 1928 году органами co-
ветской разведки была раскрыта одна из
таких организаций в Шахтинском уголь-
ном районе Донбасса, ставившая своей це-
лью прямую помощь иностранным развед-
кам. Вместе с шахтинцами и прочими вре-
дителями действоваля  троцкистеко-буха-
ринские изверги.

В своей исторической речи на совеща-
нии хозяйственников от 23 июня 1931 го-
да товарищ Сталин дал исчерпывающий
анализ вредательской деятельности буржу-
азных интеллигентов. Товарищ Сталин
вскрыл главнейшие причины вредитель-
ского движения: 1) обострение классовой
борьбы внутри Советской страны; 2) на-

] ступление советской власти против капи-

талистаческих элементов города и деревни;
3) сопротивление отживающих сил общества
наступательной политике советской влз-
сти; 4) сложность международного поло-
жения, в частности, усиление интервен-
ционистеких затей иипериалистических

тран и, нзконец, 5) трудности, неизбеж-

ные на первых этапах колхозного и COB-

часть. старой технической интеллитенция
была заражена болезнью вредительетва.
Более того, вредительство составляло тогда
своего рода моду. Одни  вредили, другие
покрывали вредителей, третьи умывали
руки и соблюдали нейтралитет, четвертые
колебались между Советской властью и
вредителями» (Сталин, «Вопросы лениниз-
ма», изд. 10-е, стр. 459). Г

Эта борьба контрреволюционных вырод-
ков против диктатуры рабочего класса,
против социализма закончилась решитель-
ным поражением всех врагов народа. Из-
менники родины мз числа старой интелти-
генции, по меткому выражению товарища
Сталина на ХУГИ с’езде Партии, вычерину-
ли себя сами из рядов интеллигенции.

Ведя борьбу с контрреволюционными
вредительскими элементами из старой ин-
теллитенции, советская власть в то зе самое
время с первых дней своего существования
стремилась привлечь налболее честные
кадры старой интеллигенции на службу
рабочему классу.

В. И. Ленин еще весной 1918 года пи-
сал, что привлечение к работе буржузз-
ной интеллигенции «является теперь оче-
редной, назревшей и необходимой задачей
дня» (т. ХХИ, стр. 421). Ленин звал ста-
рых специалистов в дружной работе с на-
родом для блага народа, блага родины.
Ленин терпеливо доказывал старой интел-
лигенции, что только © уничтожением

вела ` борьбу ‘со всякого рода
ством», с недооценкой значения привлече-

эксплоатации человека человеком интелли-
генция обретет все возможности для пох-
длинно творческого труда.

Ленинско-сталянская партия решительно
«спецеед-

ния старых специалистов к работе в инте-

ресах советской власти.

Развивая дальше ленинские мысли о не-

обходимости привлечения к работе лучших
кадров

старой интеллигенции, товарищ
Сталин следующим образом охарактеризо-
вал на совещании хозяйственников необ-
ходимость бережного отношения к инже-
нерно-техническим кадрам в новых уело-
виях социалистического строительства:
‚ «Вредители есть и будут, пока есть У
нас классы, пока имеется капиталистиче-
ское окружение. Но это значит, что коль
скоро значительная часть старой техниче-
ской интеллигенции, так или иначе со-
чувствовавшая раньше вредителям, повер-
нула теперь в сторону Советской власти —
активных вредителей осталось небольшое
количество, они изолированы и они долж-
ны будут уйти до поры до времени в глу-
бокоё подполье.

Но из этого следует, что сообразно с
этим должна измениться и наша политика
в отношении старой технической интелли-

тенции. Если в период разгара вредитель-

ства наше отношение к старой техниче-
ской интеллигенции выражалось главным
образом в политике разгрома, то теперь, в
период поворота этой интеллигенции в сто-
pony Советокой власти, наше отношение ®
ней должно выражаться, главным образом,
в политике привлечения и заботы о ней.
Было бы неправильно и недиалектично
продолжать старую политику при новых,
изменившихся условиях. Было бы глупо и
неразумно рассматривать теперь чуть ли
не каждого специалиста и инженера старой
школы, как не пойманного преступника и
вредителя. «Спецеедетво» всегда считалось
и остается у нас вредным и позорным яв-
лением.

Итак, изменить отношение к инженерно-
техническим силам старой школы, прояв-
лять к ним побольше внимания и заботы,
смелее привлекать их к работе — такова
задача». («Вопросы ленинизма», изд. 10-е,
стр. 461).

История социалистического строительст-
ва дает немало примеров честной и само-
отверженной работы инженерно-техниче-
ских работников стаюй школы. Однако и
эта группа старой интеллигенции, как ука-
зывал товарищ Сталин: на ХУШ партийном
с’езде, не играет в настоящее время околь-
ко-нибудь заметной роли в жизни нашей
страны.

«Большая часть этой группы старой
интеллигенции успела уже состариться и
начинает выходить из строя».

Что касается рядовых представителей
буржуазной интеллигенции^тлавным обра-
з0м; тех из них, которые в условиях пат-

‘ского режима не в состоянии были полу-

чить высшего образования, то они сткрыто
присоединились к советскому народу, от-
крыто пошли за советской властью, стали
доучиваться в наших вузах и, таким обра-
зом, постепенно перевоепитались, утратив
в значительной степени свои прежние до-
революционные черты. Ё этой группе в
первую очередь относятся так называемые
народные учителя, которых царизм держал
в черном теле и о которых Ленин в свое
время писал: «учительство должно слиться
со всей борющейся массой трудящихся»
(Сочинения, т. ХХШ, стр. 66).

IV

Еще 24 октября 1891 года Ф. Энтельс
в письме к Августу Бебелю писал о’ необ-
ходимости для пролетариата иметь свою
собственную интеллигенцию.

«Для того, чтобы овладеть производи-
тельными силами и пустить их в ход, нам
нужны технически подготовленные люди—
и множество таких людей» — указывал Эн-
гельс. (См. Маркс и Энгелье. Письма, изд.
4-е, 1931 г., стр. 390).

Ham необходимо, продолжая он да-
лее, «организовать управление фабрик и
крупных поместий руками па то-
варищей для нужд нации» (там же).

Эти замечательные мысли Энгельса похлу-
чили свое дальнейшее развитие в работах
Ленина и Сталина. С первых дней победы
Октябрьской социалистической революции
Ленин указывал, что вопрос о привлече-
нии старых буржуазных специалистов ни
в коем случае не разрешает проблемы кад-
ров социалистического общества. Главное,
учил Ленин, заключается в создании новых
кадров интеллигенции из народа, из среды
рабочих и крестьян. Старый строй, учил
Ленин, душил и угнетал трудящихся; на-
родные массы не могли в условиях экепло-
ататорского режима развивать всё свои си-
лы, способности и дарования.

«Во что бы то ни стало надо разбить
старый, нелепый, дикий, гнусный и мерз-
кий предрассудок, будто управлять государ-
ством, будто ведать  ортанизационный
строительством социалистического общества
мотут только тв наз. «высшие классы»,

34,6
6,1
1,8

Всего по СОСР (не считзя воен-
ных специалистов)

1. Инженеры промышленности
и строительства

2. Инженеры транспорта и
связи.

3. Инженеры по механизации
сельского хозяйства, атро-
номы, ветеринарные врачи

‚ и зоотехники ~

4. Экономисты и юристы

5. Преподаватели средней птко-
лы, рабфаков, техникумов
и другие ра просве-
щения, в том числе работ- т
ники искусства 10,5

6. Врачи, провизоры, работни-
ки физической культуры 4,6

7. Другие специальности 4,3

PE

Й это в то время как в странах капи-
тализма численность выпускаемых специз-
листов уменьшается е каждым годом, в то
время как фашистский «фюрер» Гитлер
открыто провозглашает: «рабочие не долж-
ны учиться», в то время как в фашист-
ской Германии, Италии и т. д. десятки и
сотни учебных заведений и научно-иселедо-
вательских учреждений закрываются, пре-

только богатые или прошедшие школу бо-
татых классов.

Эт предрассудок. Поддерживается он
тнилой рутиной, заскорузлостью, рабъей
привычкой, & еще больше грязной корыстью
капиталистов, заинтересованных в TOM,
чтобы управлять грабя и грабить упраз-
ляя. Нет. Ни на минуту не забудут рабо-
чие, что им нужна сила знания. Необыкно-

венное рвение, которое проявляют рабо-

чие в деле образования, проявляют как раз
сейчас, доказывает, что на этот счет за-
блуждений в среде пролетариата нет и
быть не может. Но организаторская рабо-
та подеильна и рядовому рабочему и
крестьянину, обладающему  грамотностью,
знанием людей, практическим опытом. Та-
ких людей в «простонародье», о котором
высокомерно и пренебрежительно говорят
буржуазные интеллигенты, масса. Таких
талантов в рабочем классе и в крестьян-
стве непочатой еще родник и богатейший
родник» (Ленин. Избранные произведения
в2-х томах, Госполитиздат, 1939 г., rom II,
erp. 224).

Царекое правительство сознательно сея-
ло невежество в налшей стране. В 1914 т-
ду в России насчитывалось всего лишь
33°/o грамотного населения. Среднее и
высшее образование было доступно только
детям дворян, чиновников, буржуазии, ку-
лачества и т. д. В дореволюционных уни-
вереитетах 38,3°/0 всего состава студенче-
ства были детьми дворян и чиновников,
7,49/o— дети духовенства, 11,40/о— лети
так называемых почетных граждан и куп-
nop, 140/о — дети кулаков и т. д. Детям
деревенской бедноты, детям рабочих по-
пасть в высшую школу не было почти ни-
какой возможности.

Вполне естественно, что задача созда-
ния новой интеллигенции из среды рабо-
чих и крестьян могла быть поставлена
только в результале победоносной проле-
тарокой революции, только в результате
свержения эксплозтаторов, только в резуль-
тале создания в нашей стране диктатуры
пролетариата.

Ленин беспощадно разоблачал меньшеви-
ков, беспощадно разоблачал Богданова и
ero школу, утверждавших, что сначала
нужно произвести культурную революцию,
& потом брать власть в свои руки.

«Для создания социализма, — говорите
вы,— требуется  цивилизованность, — пи-
met Ленин.-——Очень хорошо. Ну, а почему
мы не могли сначала создать такие пред-
посылки пивилизованности У себя, как из-
гнание помещиков и изгнание российских
капиталистов, & потом уже начать хвиже-
ние к социализму? В каких книжках про-
читали вы, что подобные вилоизменения
обычного исторического порядка недопусти-
мы. или невозможны?» (Ленин. С0ч.,
т. ХХУЦП, стр. 401).

В речи на совещании хозяйственников
товарищ Сталин гениально обосновал необ-
ходимость создания новой советской интел-
лигенции для обеспечения успешного осу-
ществления программы социалистической
индустриализации страны. Здесь же
товарищ Сталин дал яркую характеристику
отличительных особенностей новой совет-
ской интеллигенции. Эта интеллигенция, —
указывал товарищ Сталин, — должна в ко-
личественном отношении во много раз пре-
восходить интеллигенцию дореволюционного
периода. Вместе с тем новая советская
интеллигенция в качественном отношении,
т. е. по своему составу, по своей сущно-
сти, по своему миропониманию, должна в
корне отличаться от буржуазной интелли-
тенции.

«...Нам нужны не всякие командные и
инженерно-технические силы. Нам нужны
такие командные и инженерно-технические
силы, которые способны понять политику
рабочего класс» Halle страны, способны
усвоить эту политику и готовы осуще-
етвить ее на совесть» («Вопросы лениниз-
ма», изд. 10, стр. 457).

Советекая власть развернула невиданное
в мире школьное строительство, она пре-
творила в жизнь замечательный лозунг
о праве каждого трудящегося, каждого
гражданина на все виды образования,
включая высшее. Она обеспечила это пра-
во бесплатностью образования, системой
государственных стипендий подавляющему
большинству учащихся в высшей школе,
организацией массового внешкольного обу-
чения.

Только за годы двух сталинских пятиле-

ток советская власть построила около 50
тысяч школ. В то время как в 1914 г. в
начальных и средних школах дореволюци-
онной России обучалось 8 миллионов че-
ловек, в советской школе обучается в на-
стоящее время 30 млн. человек. В 1938
roxy в СССР насчитывалось 715 высших
учебных заведений с 550 тысячами сту-
дентов, что превышает количество студен-
тов Германии, Италии, Антлии, Франции
и Японии, вместе взятых.
_ В докладе товарища Сталина на ХУШ
с’езде партии приведена нижеследующая
таблица вытуска молодых специалистов из
высших учебных заведений 3a период с
1933 по 1938 тг. (в тысячах):

1934 1935 1936 1937 1938
49,2 83,7 97,6 104,8 106,7
14,9 29,6 29,2 27,6 25,2
4,0 7,6 6,6 7,0 6,1
6,3 8,8 10,4 11,3 10,6
2,5 5,0 6,4 5,0 5,6
7.9 12,5 21,6 31,7 35,7
ао 9,2 12,3 13,6
м 12,7 14,2 9:9 9,8
вращаются в казармы для фашистеких
штурмовиков.

Товарищ Молотов в своем докладе на
ХУШ с’езде ВЕП(б) перечислил 16 основ-
ных групп советской  интеллитенции:

1) руководители предприятий, учреждений,
цехов, совхозов, колхозов и др.; 2) инже-

неры и архитекторы; 3) среднай техниче-
ский персонал (техники, прорабы, лесни-

ЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

чие, начальники железнодорожных станций
и проч.); 4) атрономы; 5) прочий атро-
технический персонал (землемеры, земле-
устроители, агротехники,  зоотехники);
6) работники науки (поофессора, препода-
ватели вузов и др.); 7) учителя; 8} вуль-
турно-просветительные работники (журна-
листы, библиотекари, зав. клубами и
проч.); 9) работники искусств; 10) врачи;
11) средний медицинский персонал (фельд-
шера; акушерки; медсестры); 12) эконо-
мисты, статистики; 13) бухгалтера, сче-
товоды; 14). судебно-прокурозсвяе ‘работ-
ники (судьи, прокуроры, следователи ин
проч.); 15) студенчество вузов; 16) прочие
группы интеллигенции, включая ‘военную
интеллигенцию.

_ По данным ЦУНХУ, приведенным в
докладе товарища Молотова на ХУШ с’езде
партии, кадры советской интеллигенции на
январь 1937 г. исчисляляесь в. 9,6: млн.
человек.

Ё этой цифре следует прибавить множе-
ство квалифицированных рабочих на на-
ших предприятиях, которые имеют. уже
среднее образование. С учетом членов ce-
мей советская интеллигенция составляет
около 13—14°/о всего населения ~ CCCP.

По своему составу советская интелли-
генция в отличие от старой интеллиген-
ции в своем подавляющем большинстве —
это выходцы из дабочего класса, крестьян-
ства и других слоев трудящихся. Такой
интеллигенции никогда не знала и не
могла знать история человечества.

У

Старая интеллитенция служила эксплоа-
таторским классам. В этом была её’ вели-
чайшая трагедия. «Я служу тому, кто мне
платит», —с горечью заявлял великий
деятель эпохи Возрождения Леонардо да-
Винчи, вынужденный украшать храмы и
дворцы духовных и светских феодалов.
Лучшие представители современной запад-
ноевропейской и американской интелли-
генцил, вроде Ромена Роллана, Эйнштейна,
Генриха Манна, Фейхтвангера и др., с
торечью заявляют о невозможности. тво-
‚рить в условиях капиталистического ре-
жима, в условиях злейшей  эксплоата-
ции миллионных масс трудящихея, в
условиях  свирепствующего  фаптистекого
мракобесия, сжигающего на костре. все
ценные произведения’ мировой . культу-
ры, пропагандирующего расовую ` з00ло-
тическую ненависть к народным массам.
Передовые интеллигенты Запада рассмат-
ривают страну Советов, страну победивше-
го социализма, как свою подлинную роди-
ну. Они с восторгом и завиетью тлядят на
советскую интеллитенцию, которая  полу-
чила все возможности для подлинного твор-
чества, которая в одной упряжке с рабо-
чими и крестьянами строит новое коммуни-
стическое общество.

Советская интеллигенция — это народ-
ная интеллигенция в подлинном значения
этого слова и потому, что она вышла из
народа, и потому, что она служит народу,
и потому, что она глубоко ненавихит вра-
гов народа. у

Советская интеллигенция — это. ‘интел-
лигенция социалистическая, ибо она ак-
тивно участвует в социалистическом строи-
тельстве, ибо она» выступает в качестве
передового борца за коммунизм, ибо она
является солью советской земли, земли,
ветупившей в новую полосу развития, в
полосу постепенного перехода к высотам
коммунистической жизни.

Советская интеллигенция отличается
пламенным патриотизмом, нламенной любо-
Bb Е своей прекрасной родине, к своей
большевистской партии, в своему вели-
кому вождю, учителю и другу, гению пере-
дового человечества товарищу Сталину.

Советская интеллигенция состоит из
таких людей, как Папанин, являющийся
замечательным новатором в науке; из та-
ких людей, как Стаханов; чьим именем
названо великое движение, помающее ста-
рые технические нормы и создающее” пред-
посылки для окончательного изживания
различия между уиственным и физическим
трудом, для перехода от социализма, к ком-
мунизму. Советская интелхигенция <остоит
из таких людей, как Бусыгин и Сиетанин,
Бривонос и Дуся и Мария Виноградовы,
людей, которые сумели замечательно ос-
мыслить технологические процессы произ-
водетва, сумели возглавить монный под’ем
социалистического соревнования.

Старая интеллигенция = порождение
антагонистических противоречий” между
умственным и физическим трудом. Ona
всячески  культивировала ‹ презрительное
отношение к физическому труду,. она мыс-
лила 0б увековечении своей «исключи-
тельности», своего привилегированного по-
ложения в обществе. т

Советская интеллигенция знаменует с0-
бой новую эру, эру изживания противопо=
ложности между трудом умственным и тру-
дом физическим. Советская интеллигенция
возглавляет наше производство. Она. вместе
с рабочими и колхозниками ведет смелую
борьбу за дальнейший под’ем производи-
тельности труда, за укрепление трудовой
дисциплины, за претворение в жизнь ве-
ликого. сталинского. лозунга — перегнать в
экономическом отношении главные капита-
листические страны.

В капиталистических странах числен-
ность интеллигенции сокращается; -улель-
ный вес интеллигенции падает. В..СССР,
стране социализма, численность интелли-
тенции неуклонно возрастает.

Великая историческая задача стоит пе-
ред нашей страной, задача превращения
всех трудящихся в интеллигентов, задача
поднятия культурно-технического уровня
рабочего класса до уровня работников ин-
женерно-технического труда, задача. .окон-
чательного уничтожения противоположно-
сти между трудом умственным и трудом
физическим. сталинский пятилет-
ний план, принятый на ХУШ с’езде Bee-
союзной коммунистической партии `(боль-
шевиков), делает гигантские шаги В этом
направлении. :

Замечательная, классическая характери-
стика новой советской интеллигенции дана
в докладе товарища Сталина na: XVIII
с’езде партии. В этом докладе вопросы
марксистско-ленинской теории, в’ том”числе
вопрос об ‘интеллигенции, ’ поднаты на
необычайную принципиальную высоту,
обогащены новым историческим ‘опытом.

Проф. М. П. БАСКИН.