©

*

ВОСПИТАНИЕ НОВОГО.
ЧЕЛОВЕКА

Мудрый доклад товарища Сталина на
ХУШ сезде ВЕН(б) нельзя было слушать
без волнения. Каждое слово проникало в
душу, будило глубокие чувства, вызывало
потоки новых мыслей.

У советского народа впереди большая
напряженная работа -— строительство ком-
муниетичеекого общества. На первый
план сейчас выступает задача комму-
нистического воспитания трудящихся. А
это значит: окончательно ликвидировать
нережитки капитализма в сознании людей,
вытравить родимые пятна старого’ обще-
ства, воспитать у десятков миллионов лю-
дей сопиалистическое отношение к труду
и Е общественной собетвенности, сделать
вех трудящихея сознательными и актив-
ными строителями коммунизма.

«Теперь основная задача нашего госу-
даретва внутри страны, — говорил. товарищ
` Сталин.-——еоетойт в мирной хозяйственно-
организаторской и культурно-воспитатель-
ной работе»:

Й дальше:

«Мы хотим сделать всех рабочих и всех
крестьян культурными и образованными,
и мы сделаем это. со временем».

Советскому учительству доверено парти=
ей и правительством воспитание детей, но-
коления бесстрашных борцов за коммунизм.

Учитель, воспитывая молодое поколение,
обязан прививать ему самые лучшие чело-
веческие качества. Учитель несет прямую
ответственность за знания человека, за его
моральный облик, за его мировоззрение. On
не может быть только преподавателем, фор-
мально дающим детям определенную сумму
знаний. Он должен быть воспитателем в
самом широком смысле этого слова.

Коммунистическов воспитание направле-
но к тому, чтобы выкорчевать пережитки
капитализма, воспитать в советском чело-
веке новые коммунистические качества. 06
этих лучших качествах ярко сказал Ми-
хаил Иванович Калинин в своей речи на
совещании учителей-отличников городских
и сельских тикол.

Это, во-первых, любовь к своему наро-
ду, во-вторых, — честность, в-третьих, —
храбрость, в-четвертых, — товарищеская
спайка, в-пятых, — любовь к труду.

Воспитание будущих строителей комму-
низма обязательно должно быть проникну-
то славными примерами из истории боль-
шевистской партии, примерами из жизни
замечательных людей, тениев  человече-
ства, организаторов и вождей мирового ра-
бочего движения — Ленина и Сталина.

Наши дети с молоком матери впитыва-
ют любовь к родине, к партии, к товарищу
Сталину и его верным соратникам. Мы в
школе всячески стараемся развивать эти
благородные чувства, воспитывать детей
смелыми и знающими, активными и созна-
тельными. Советские ребята пытливы и
отзывчивы, они с интересом воспринима-
ют знания, передаваемые педагогом. Учи-
тель должен умело и красноречиво расска-
зывать школьникам о том недалеком про-
шлом России, тяжесть которого, вк счастью,
они не испытали на себе. Нелегкая это
задача! Педагоги нашей школы не раз
обращались ко мне, как к директору,
с просьбой помочь понятно  об’яснить
детям, что такое «кулак», что такое «бур-
жуй», что такое «помещик». В головах
детей, хорошо разбирающихея в сложных
моделях самолетов, точных конструкциях
радиоприемников, с трудом укладывается
представление о том, что мы переживали
еще так недавно:

Но родители часто жалуются нам:

— Из наших детей вы воспитываете
кого-то вроде гимназистов. Лома они ни-
чего не хотят делать, часто ничему цены
не знают. Переплет в учебнике потрепал-

ся— покупают новую книжку, а старую
выбрасывают.

Это-—верьезный упрек по нашему адре-
су. Учителя часто создают искаженное
представление о том, что означает в нашей
стране счастливое детство, и делают поэто-
му ложные и, следовательно, ° вредные
выводы в 6808й воспитательной работе.

В своем докладе na XVIII св’езде ВКП(б)
товарищ Молотов говорил:

«При громадном количестве юношей и
‘девушек, кончающих среднюю школу й
идущих в большинстве случаев на ту или

иную практическую работу, встает вопрос.

о м, чтобы перед окончанием ‘средней
школы они уже получали хотя бы некото-
рую подготовку к будущей практической
работе. Это очень важный вопрос, которым
должны заняться Наркомпросы, ‘да и не
только Наркомиросы».

Это—задача педагогов, комсомола, роди-
телей, всей общественности. Дети должны
понимать, что никакие блага в жизии да-
ром не далются, что победы сами собой. не
приходят. Й мы обязаны помочь нашим
учащимся вступать ‘подготовленными в
жизнь. ‘

Чтобы ‘успешно решить задачу комму-
нистического воспитания молодого’ поколе-
ния, советекие учителя должны оваадеть
большевизмом. Преподавание истории, гео-
графии и других предметов немыслимо без
тлубоких научных знаний классических
произведений Маркса, Энгельса, Ленина,
Оталина.

Только серьезно овладевая революцион-
ной теорией, советский учитель сумеет
воспитать полноценное поколение строите-
лей коммунистического общества.

Советское учительство, окруженное по-
веедневной заботой и вниманием со сто-
роны партии и правительства, достигло за
последние годы в евоей работе немалых ус-
Пехов.

Страна знает имена заслуженных и ио0-
лодых педагогов, беззаветно отдающих свои
силы и способности школе. Их можно
встретить в любом уголке нашего необ’ят-
ного Советского Союза. Учителя Дзержин-
кого района г. Москвы товарищи Барузди-
на, Варгина, Крылова, Дрызнова, Павлова,
Щукова, Димитрова и многие другие свы-
me 40 лет отдают свои силы и знакия
воспитанию детей. Они ведут большую
методическую работу в школе и районе,
растят молодых учителей.

В третьей пятилетке в несколько раз
вырастет потребность в педагогических
кадрах. Почетную профессию учителя из-

бирают сотни тысяч молодых людей. Они

горят страстным желанием посвятить свою
жизнь делу коммунистического воспитания
детей. Наша задача—помочь молодым. учи-
телям, обогатить UX педатогическим опы-
том. Не менее важна задача дальнейшего
улучшения внешкольной работы. Без по-
мощи комсомола, родителей мы не сумеем
поставить как следует это дело. Внешколь-
ная работа должна явиться составной ча-
стью всей нашей  учебно-воспитательной
работы.

Комсомольские организации школ, ком-
соги ЦЕ BdUKCM на основе решений
ХУ партийного с’езда должны перестро-
ить свою работу, все внимание уделить во-
просам учебы, усилить свою роль орга-
низаторов внешкольной работы,

Советские учителя приложат все силы
и старания к тому, чтобы в третьей пяти-
летке поднять на выешую ступень школу,
сделать все, чтобы воспитать достойное по-
коление коммунистического общества.

М. ИЛЬИНА,

делегат ХУШ с’езда ВКП(б),
директор 246-й школы г. Москвы,

*_

*

SURO NOUR EWG r ПРАЕЛА
ЫТЬ В.

*

ЛЮБИМОМУ ДРУГУ

Старый учитель и ласковый друг,
Все он по-новому видит вокруг:
Синие реки, пшеницу полей _

И моряков боевых кораблей.

_ Любит он родину, любит он дом,
Где добывается слава трудом.
Любит широкий и солнёчный класс,
Любит веселую школу и нас,

Мы же всегда благодарны ему! ©
Он перед нами рассеивал тьму.
Если мы путаем правильный след,
Сразу находит он мудрый совет.
Старый учитель народом’ любим.

С нами везде он, и всюду мы с ним.
Много широких дорог впереди!
Скоро откроются наши пути

В ясные дали, На север’и. юг,

Где, покоряя вершины наук

И побеждая, припомним урок,
Что проводил. дорогой педагог.

С новой победою, Родина-мать!
Нас научили везде побеждать! -

Миша ШУЛЬМАН,
ученик 8-го класса.
273-я школа. Москва.

моя

Поисомольцы 8-го класса 14-й школы
Ленинского района, где я работаю воспи-
тателем,—мои лучшие помощники и дру-
ЗЬЯ. .

`Ученик Д. часто пропускал уроки. Есте-
ственно, что он начал отетавать в. учебе.
Еомсомольцы созвали собрание вбех уче-
ников класса и обсудили поведение това-
puna. Его стыдили, доказывали ему, что
он позорит класс, позорит звание ученика
советской школы. Д. понял свою’ вину и
обещал исправиться. Комсомольская орга-
низация помогла ему выполнить это 06е-
шание, В нему прикрепили сильного уче-
ника-комсомольца, и теперь Д, совершенно
не имеет плохих отметок. .

Приняв в комсомол плохо успевающую
ученицу П., комсомольцы предупредили,
что теперь ей, как комсомолке, надо подтя-
нуться. Комсомольская‘ организация иомо-
тала ей, следила за ев успехами. Сейчас П.
имеет только хорошие и отличные оценки.

По инициативе комсомольцев весь Класс
взял на себя обязательство ликвидировать
плохие отметки.

Накануне ХУШ с’езда ВКП(б) и в дни
работ с’езда комсомольцы развернули меж-
ду всеми учениками социалистическое с9-
ревнование, помогали отстающим. Комсорг
класса Гензель вызвала на соревнование

ученика (С., имеющего три плохих отмет-/

ки. Гензель обязалась помогать C., зани-

ОПОРА

матьея с ним дополнительно, а С., В 6800
очередь, обязался аккуратно выполнять до-
машние задания. Свои обязательетва 06%,
выполнили с честью.

° Третью четверть класе закончил с пре-
красными показателями. Так комсомол по-
мотал и помогает мне добиваться высокого
качества учебы.

+ Комсомольцы помогают мне воспитывать
в ребятах такие качества, как честность,
правдивость, мужество. Однажлы в класс-
ном журнале обнаружилась  подделанная
отметка. Комсомольцы вынесли этот факт
на обсуждение всего класса. Ученики B
своих. ‚ выступлениях осудили 1Позор-
ный проступок, призвали виновника
честно признаться и лем самым снять пят-
но с0 всего класса. Товарищеская критика
подействовала. Власе узнал фамилии ви-
новников. Они сами назвали себя... После
Этого таких фактов у нас больше не было...

Не за горами весенние проверочные He-
пытания. Весь класс усиленно. готовится к
ним. Комсомольцы взяли’ на себя обяза-
тельство завоевать переходящее крас-
ное знамя школы. .

Я твердо верю, что с помощью KOMCO-
мольцев добьюсь в своем классе  стопро-
центной успеваемости.

М, БЕГЛЯРОВ,
педагог 14-й средней школы
Ленинского района.

г. Ленинград.

oo fo < >

Сорок два года работает Екатерина Васильевна Мартьянова педагогом. Много
было на ее жизненном пути трудностей, лишений. :

Все это осталось далеко позади, в прошлом. Ярко расцвела творческая жизнь
народной учительницы при советской власти. Вот уже двадцать слишком лет

с увлечением передает

катерина Васильевна счастливым советским детям свои

знания, прививает им чувство любви к родине, партии, к великому Сталину.
Екатерина Васильевна — одна из старейших и популярнейших советских пе-

дагогов.

ейчас она работает директором и педагогом 29-й школы гор. Москвы и,

несмотря на преклонный возраст, с юношеским пылом и энтузиазмом продолжает
свою любимую работу. На снимке: заслуженная учительница РСФСР Е, В. МАР-

ТЬЯНОВА на занятиях по русскому языку в пятом классе 29-й

школы.
Фото К. БОРИООВА,

oT УЧИ

Rae aa

*

НАШ СЧЕТ
КОМСОМОЛУ

Ни у кого из нас, советских учителей,
не возникает вопроса о пели, обществен-
ной значимости работы, которую мы ве-
лем. Сознание того, что мы воспитываем
детей советских граждан, молодых пат-
риотов нашей социалистической родины,
формируем характер подрастающего поко-
ления строителей коммунизма, — одно это
воодушевляет советского педагога,

Учитель в нашей стране не мыслим без
участия в общественной жизни. Во время
всех важнейших политических кампа
народ видит учителя в качестве агитато-
ра, пропагандиста решений партии и пра-
вительства.

Партия и правительство очень ‘высоко
ценят учителя, его труд. Профессия учи-
теля — одна из самых почетнейших про-
фессий в нашей стране. ь

Но нельзя  идеализировать учителей,
Многим из нас, особенно молодым, недо-
стает. педагогического опыта,  мастеретва.
Недостаточна  идейно-политическая подго-
товка. Отромную помощь учительству мог-
ли бы оказать комсомольские организации.
Но не везде комсомольские работники пра-
Вильно относятся к нам,

У нае в Шелкове шесть школ. Педато-
тгический коллектив. города насчитывает
свыше двухсот человек; Процентов Ha
семьдесят это-— люди в возрасте OT два-
дцати до тридцати лет, окончившие наши
советские вузы и техникумы. Много ком-
сомольцев.

Жители города — рабочие, колхозники,
советские интеллигенты хорошо ‘знают и
любят учителей. Но райком комсомола с0-
вершенно не замечает нас.

Нас возмущает и оскорбляет равноду-
шие, с каким проходят мимо школы ком-
сомольские работники. В ‘самом деле, з&
пять лет работы в Шелкове я не помню
случая, чтобы бюро райкома комсомола
обсудило у себя вопросе о работе какой-
нибудь школы, 0б’ учебе молодых учите-
лей. Школа, в которой я работаю, нахо-
дится в нескольких минутах ходьбы от
райкома, но, кроме зав. отделом пионеров
тов. Ипатова, никто из комсомольских ра-
ботников в ‘ней не бывает. Со мной ни
разу не попытались говорить, как с учи-
телем; директором школы —— о школьных
делах, о ходе учебной работы. Чаше всё-
ro 60 мной говорят, как C докладчиком,
которого при случае можно использовать.

‘Rar живут, работают, учатея komco-
мольцы-педамоги —— райкому ‘ комсомола
неизвестно.

Правда, прошлой осенью, когда в го-
роде’ проходила районная конференция
учителей, райком собрал у себя молодежь.
Тут были преимущественно сельские учи-
теля. Сколько интересного они’ рассказа-
ли’ секретарю райкома! И ‘сколько / требо-

ваний пред’явили они райкому Hpomao

больше полгода—ни одно из ‘этих Tpebo-
ваний не выполнено.

Была районная комсомольская конфе-
ренция. В новый состав райкома не попа-
ло ни одного учителя. За весь 1938 год
ив 1939 году в Щелкове не было реко-
мендовано в партию ни одного комсомоль-
ца-учителя. Если бы райком комсомола
лучше знал учителей, он смог бы реко-
мендовать в партию немало вполне достой-
ных и подготовленных комсомольцев.

А котда руководители райкома даже к
сигналам из школ не прислушиваются, —
это уж просто возмутительно. В школе-
новостройке, где работают учителями 5
комсомольцев, очень плохо была поставле-
на учебно-воспитательная работа. Казалось
бы, тут без вмешательства не обойтись.
Директор школы — коммунист сам прихо-
дил в райком комсомола, но никто из работ-
ников райкома так и не заглянул в школу.

Я не хочу бросать больших  политиче-
ских обвинений нынешним руководителям
райкома. Они — люди новые, работники
молодые. Мне только хочется высказать
наболевшую обиду и сказать, что райком
комсомола мог бы сделать многое, если бы
руководители его вееръез занялись школой,
молодыми учителями.

‚Большинство учителей работает само-
стоятельно над «Кратким курсом истории
ВКП(б)». Райком союза учителей органи-
зует изредка лекции в помощь изучающих
историю партии. Была недавно Teopersye-
ская конференция по книге Ленина «Что
делать? ». Но можно ли ограничиваться
этим? Ведь не секрет, что некоторые учи-
теля, даже комсомольцы, до сих пор 93
серьезную, глубокую учебу не взялись, На
теоретической конференции почти не было
молодых учителей из сельских школ. Если
бы райком комсомола поглубже занялел
нашей учебой, он бы своевременно оказал
свою. помощь. Нужно больше лекций,
квалифицированных консультаций, чтобы
разжечь вкус молодых учителей в изуче-
нию большевистской теории.

Стоило бы райкому комсомола захотеть
помочь нам быстрее и. лучше. овладеть пе-*
датотическим мастерством, он организовал
бы товарищеские беседы, дискуссии по во-
просам воспитания и т. д. Тем для таких
злободневных, очень нужных бесед и дис-
куссий — сколько уголно. Взять, в при-
меру, вопрос об оценке успеваемости. уче.
ника. Многие, особенно молодые, педагоги
путаются в этом.

Или вот вопрос о соцсоревновании среди
учителей. В организации соревнования

учителей много формализма, это приводит

иногда к очковтиралельству.

Мы не требуём от райкома чего-то oco-
бенного. Пуеть только соберет ‘нас. 90
даст возможность избежать многих олгибок,
которые мы допускаем в своей практике,
Если наши вопросы покажутся работникам
райкома слишком узкими и специальными,
то вопрое о роли, месте учителя-комеомоль-
ца в школьной комсомольской организация
прямо касается райкома. Поговорить здесь
тоже есть о чем. От комсомольца-учитейя
требуется большой такт, чтобы правильно
поставить себя в организации, & этого мно-
тим нехватает.

Наконец, о быте молодых учителей.

Среди нас есть актеры,  музыкааты,
певцы, чтецы. Но таланты эти проявляет
каждый по-своему, только у себя дома.
Фабричным клубам не до нас, а своего нет,
Многие хотели бы заняться стрелковым
спортом, гимнастикой, но где, как? Давно
мы мечтаем о доме учителя в Щелкове, но
райком союза учителей один ничего не мо-
жет сделать. Поддержка со стороны райко-
ма комсомола была бы очень кстати,

Я перечислил далеко’ ме все, что мог бы,
конечно, сделать для Hac комсомол, He
сказал я ничего о сельских учителях,
представляющих огромную силу и чуветву-
ющих себя еше более забытыми, Главное,
чтобы поняли нас, занялись нами,

А в налием лице. райком найдет ‘себе сз-
мых внимательных помощников в KOMCO-
мольской работе. Кроме того, что мы иногда
выступаем с докладами и лекциями, мы
могли бы быть внештатными инструкторз-
ми райкома, пропагандистами, руководите-
лями семинаров вожатых. Надо только
знать каждого, надо каждому дать работу
по душе, по способностям,

От такого внимания польза’ будет огрох-
ная. .
, 3. ЗАСОРИН,

директор неполной
средней школы № 1

г. Щелково, Московская область.

1.

В мягкий вагон скорого поезда велед за
носильщиком вошла низенькая суетливая
старушка в черном платке и старомодной
плюшевой шубенке. Она с трудом отыска-
ла свое место и была страшно огорчена,
когда узнала, что ей выдали плацкарту на
верхнюю полку.

— Как же так? — удивилась она. —
специально просила нижнее. место... Ах,
ты, господи, невнимание какое... Ноги-то
у меня совсем больные...

В куце все места были заняты. Трое
мужчин — один из них полковник, —
очевидио успевшие уже познакомиться, Ky-
рили и беседовали о капризной зиме, вы-
давшейся в этом году,

— Перемещается
военный.

Старушка, которая устраивала свои кор-
зинки и чемоданы, вмешалась в разговор.

— Влимату легко перемещаться... У
него ноги-то не болят...

Пассажиры, занимавшие нижние койки,
поднялись.

—- Пожалуйста, — сказали они в один
голос; — Вы можете занять любое нижнее
mectro.

_У старушки посветлело лицо, она по-
благодарила одного и другого и почему-то
решила занять место полковника.

В дороге разговорились. Выяснилось,
что полковник и старушка едут в одну и
ту же деревеньку — маленькую, снежную.
Старушка полюбопытетвовала:

’— А вы 910 же, по делам службы
едете в наши края?

— Никак нет. В ‘отпуск еду, к стари-
вам...

— Скажите! — воскликнула она. —
Чей же вы сын будете? Я там всех знаю.
Й стариков и Молодых.

Полковник назвал фамилию. И тотда в
сильном волнении старушка воскликнула:

—= Так вы же Сережа! — и, словно
испугавшиеь, что опгиблась, здесь же спро-
сила: — ведь, правда, вы Сережа?

Полковник, взволнованный He меньше
старушки, напряженно вематривался в ев
лицо.

— Да, — сказал он, — меня зовут Сер-
геем, Сережей... А вы... я пытаюсь вепом-

климат! — пробасил

нить и... простите... не могу вепомнить...—
признался он.

— Как же так! Не может вспомнить...
— старушка развела руками. — Наталью
Ивановну не может вепомнить ! `Бывшую
учительницу приходской школы ! Ах, (С6-
режа... Ведь тебя же привели ко мне вот
таким маленьким клопиком! А тепеоь...
Постарела я очень... Да и ты тоже... Седи-
на в висках... Жизнь...

Ночью в купе никто не спал. На веех
пассажиров  нахлынули воспоминания.
Каждый с непередаваемой грустью и неж-
ностью вспоминал о давно ушедших тяже-
лых тодах дететва и юности, о школе, об
уроках, о товаришах и о первых настав-
никах в жизни — об учителях.

На рассвете поезд остановился у малень-
кой станции. Старушку и полковника про-
вожали оставшиеся два пассажира.
Они несли вещи, а полковник бережно,
Kak родной матери, помогал сойти своей
учительниие с высоких ступенек вагона.
За станцией лежали синие снега, малень-
кие домики и сонная предутренняя тиши-
на, которую нарушал крик какой-то не-
истово кружившейся птицы.

Перетянув вещи ремнями и взвалив их
через плечо, полковник взял под руку свою
бывшую учительницу. На узенькой снеж-
ной тропинке долго видны были две уда-
лявшиеся фигуры.

— Трогательная встреча... — сказал
пассажир в черной косоворотке.

— М-да... — задумчиво произнес дру-
гой.

Придя в купе, они сразу же легли,
чтобы уснуть —ведь всю ночь не спали.
Но сон долго не приходил. Разговор вновь
возобновился. И тогда пассажир в. косово-
ротке сказал с болыной убежденностью.

— Знаете, из всех существующих про-
фессий самая красивая и, если хотите,
поэтическая —— это профессия учителя. Я
дорого отдал бы за те счастливые пережи-
вания, которыми наполнено сейчае сердне
старухи. Лет тридцать, a ‘может быть и
больше, назад к ней привели ничем не при-
мечательного мальчугана маленького, не-
стриженного, вихрастого. и вот, спустя
столько времени, эта встреча... Сильный,
умный, культурный человек... Полков-

ПРОФЕССИЯ.

ник... Боевые заслуги... Орден, медаль...
Вы понимаете? Пусть его учили потом в
армии, в академии и еще‘ где-нибудь... Но
первой — понимаете, первой! — кто по-
казал ему азы, первой, кто ввел его в
жизнь, открыл глаза ‘и показал мир, была
она, вот эта милая старушка... Й здесь я
вижу огромный смысл, чудесную романти-
ку, какой не найти в других профессиях.

Zi

Сто с лишним лет назад министр на-
родного просвещения опричник Шашков
произнес историческую в своем роде речь,
в которой подверг «анализу» роль науки в
жизни человека.

«Науки, — говорил он,— полезны только
тогда, когла, как соль, употребляютея и
преподаются в меру, смотря по состоянию
людей и по надобности, какую веякое зва-
ние в них имеет... Наставлять мужицкого
сына в риторике было бы приуготовлять
его быть худым и бесполезным или’ еще
вредным гражданином».

Известно, что вплоть до Великой Ок-
тябрьской социалистической — революции
«мужицкие сыновья» за редкими исключе-
ниями никогда почти не попадали ни в
средние, ни тем более в высшие учебные
заведения. Для детей народа путь к науке
был мучительным, тернистым путем, на
котором они тяжело ранились, а иногла и
погибали.

Й все же, несмотря’ на черный  деепо-
тизм и насилие, на подлую тюрьму, какой
была Россия для народов, населявших ee,

находилиеь люди — особенно в деревне, в.

медвежьей глуши,— которые героически и

самоотверженно несли народу знания. И
первыми среди них были учителя.
Трудно приходилось в годы царизма

этим скромным героям, Стоило кому-ни-
будь из них высказать на уроке живую,
яркую мысль, выходящую за пределы ка-
зенных рамок, ‘начертанных парским ми-
нистерством народного просвещения, как
появлялся унизительный контроль, надзор
в лице урядника, жандарма, попа.

Нужно было полобно чеховскому учите-
лю греческого языка Беликову, человеку
в футляре, обладать холодным сердцем и

i
e у

заскорузлым ‘мертвым мозгом, трусливо
оглядываться на все и всех, опасаясь,
«как бы чего не вышло», чтобы без 060-
бых потрясений жить и работать. Но че-
ховский Беликов не любил своего труда.
Ему противны были и классы, и учащиеся.
Этот жалкий, убогий духовный кастрат
жил только страхом: как бы чего ‘не выш-
ло. Не такими были те учителя, которых
любил и уважал народ.

Многие из них дожили до наших сол-
нечных дней и теперь работают с огром-
ным творческим под’емом. С волнением и
радостью‘ встречают они бывших своих
учеников, выросших в больших; талантли»
вых, знатных людей нашей родины, И они
счастливы самым большим Ha земле сча-
стьем от сознания, что в каждом из этих
замечательных людей есть частица их тру-
да, их воспитания. .

06 интереснейшем опыте своей работы
рассказывает учительница 407-й началь-
ной школы Москвы тов. Семенова. Ей лали
3-й классе «Д», в котором учились педаго-
тически «запущенные» дети. Некоторые из
них были уже испорчены улицей: имели
приводы в милицию за кражи, хулиган-
ство.

Первый урок был чрезвычайно тягост-
пым. Kak признается сама Семенова, ona
«пришла в ужас». Но, вооружившись тер-
пением, педагогическим тактом и настой-
чивостью, Семенова решила во что бы то
ни стало «вытянуть» свой класс. Кажлый
день после уроков она читала всему клас-
су отрывки из художественных прдизвеле-
ний M, He давая почуветвовать свое пре-
BOCXOICTBO, по-товарищески беседовала _ С
учениками, иногда ходила вместе с ними в
кино и Так, постепенно; стала любимым
другом детей.

Охнажды на уроке один из учеников
заявил: ;

-— У нас много еще безобразий, которые
совершатотся затаившимися врагами,

Учительница насторожилаеь.

— 0 каких безобразиях ты говоришь?

Ученик рассказал о непорядках в их
доме, Тогда учительница в упор спросила:

— А что ты сделал для TOMO, чтобы
устранить эти безобразия? Ты, ведь, пио-
Hep, активный строитель. нашего обще-
ства! Напиши 0б этом.

После уроков Bee пионеры остались в
классе и’ написали. подробное письмо
товарищу Сталину «0 всех боба браке

Расписались на этом письме и отправили,
Спустя несколько дней пионеры прибе-
жали в класс страшно взволнованные. Бы-
ло еще рано, учительница еще не приез-
жала, и ребята побежали к трамваю, что-
бьё встретить’ ее. Не успела она выйти из
вагона, как они ее окружили с возгласом:
— У нас был человек от товарища
Сталина! Он с нами беседовал! Он прове-
рил факты, и они всё до единого полтвер-
лились. Он сказал нам «спасибо» и чтобы
мы всегда сигнализировали о безобразиях!
Это событие весь класс переживал, как
большой праздник. Вель ребята выполнили
свой гражданский холг! Вместе © ними
раловалась и учительница. В этот день она
почувствовала: в ее классе исчезают «за-
пущенные» дети. Она ощутила реальные
плоды своего упорного труда.
Партия, правительство и. весь народ
высоко подняли советских учителей.
И это не случайно, ибо учитель по ха-
рактеру своей профессий имбет дело ¢ са-
мым хрупким и самым драгоценным мате-
риалом—с детьми, в которых он призван
воспитать умных, сильных волей и духом,
преданных родине борцов за коммунизм.

кр

Несколько лет назал в снежные Саль-
ские степи пришла страптиая зпилемия—
корь. Шжолы пустовали. Почти в кажлой
избе, гле были лети, была и болезнь. Во-
ды в степях не было, и люли набивали
велра снегом, топили его в печках и да-
вали больным пить.

В одной из хат, где мы остановились
на ночлег, до одури жарко и тревожно гу-
дела топившаяся печь, и хозяин хаты
нелавно овловевший крестьянин, тобкливо
смотрел на огонь, прислушиваясь к ‘стонам
больного сына.

Никакие слова утешения не действовали
на отца. Он сидел неподвижно, и глаза
его, в которых пылали отблески огня, бы-
ли подернуты мутной слезой. За стенами
хаты бушевала пурга, злобный ветер коло-
тил ставню с такой силой, будто хотел
оторвать вв, и казалось, что никогда
не наступит конец этой томительной и му-
чительной ночи,

Но вот в дверь кто-то постучал.

Хозяин поднял голову.

— 10 там?—голос его был суров и
недружелюбен, В самом деле: кто мог в 72-
кой поздний час стучаться к нему в избу,
тем более, что изба его стояла километрах
в трех от деревни?

— Да кто. же там?!— переспросил хо-

зяин,

И тогда мы услышали женский голос:

—- Откройте же, Трофим Иванович!

— Учительша,..—бросил на-ходу Тр
фим Иванович и пошел открывать дверь,

В избу вошла молоденькая девушка, Она
долго отряхивалась от снега, приговаривая;

— Ну и погодка! Зверь, а не погода!

А когла разделась, подошла к кровати,
на которой лежал в забытье больной: сы*
нишка Трофима Ивановича, и принялась 38
работу. Появились термометр, резиновый
пузырь, который быстро набили льдом и
приложили ко лбу больного, чай, сахар и
даже лимон:

— Позвольте, —спросил
или учительница?

— Я? Я учительница. Но врачей у
нас в деревне пока еще мало, и я решила
тоже помочь... Ухаживать за больными
не трудно, а своих школьников я ‘очень-
очень люблю...-—=Й, помолчав немного, 10°
бавила:—Это мои самые лорогие друзья!

Позже я узнал о том, что все эти лин
H ночи она часами просиживает у п06те-
лей своих маленьких доузей: то к одну
придет, то к другому. И сюда вот пришла,
в дальнюю хату. Шла по сугробам, по 34
метенным тропинкам, сквозь буран, на:
встречу ледяному ветру, чтобы облегчить
страдания чужого и в то же время родного
ей мальчика.

Прошло много времени со дия`9мй
ветречи в Сальских степях. Имя учитель“
Нины давно позабылось и выветрилось из
памяти. Может быть, и работает она ©0й-
час в другом селе или тороле. Но 0браз
советской девушки, которая в лютую непо-
тоду, в поздний ночной час брела по сугро-
бам, чтобы помочь больным школьникам,
не забудется никогла.

— Вы знаете, — говорила она, надевая
шубу и отправляясь в лальнейший свой
путь,—вот вы говорили о героизме. А Я,
признаться, никогда в жизни не видела
вте живых героев...

Она не подозревала, простая, скромная
девушка, что она-то и есть терой. Малень-
кий, настоящий герой.

Л. Лось,

A,-—BHI—Bpat

—

=: Ба аа

os