*

ДОКУМЕНТЫ
МРАЧНОГО
ПРОШЛОГО

«ПО СЛУЧАЮ
ВЫХОДА ЗАМУЖ...»

Инспектор народных училищ 11-го Участ-
и Владимирской губернии издал ‘27 сентя-
бя 1913 года следующий приказ:

«Имеющей звание учительницы начальных
лиш Добровольской Клавдии,

Увдомляю Вас, что постановлением Юрь-
вого. уездного Уучилищного совета от
мо сентября Вы уволены от должности
унтельннцы Маймаровского училища, по
душю выхода замуж, так как, по поста-
квлению  училищного совета, замужним
щншщинам не разрешается оставаться в
хажности учительницы, .

Инспектор Д., Ильенков».

ГОРЬКАЯ СТАРОСТЬ

8 журнале «Народный учитель» №4’ за
(912 год напечатана следующая заметка:

«Десять лет тому назад, в 1901 году, все
уащие Богучарского уезда радовались, что
мя них настала новая пора: удостоились
инкнуть ко всем служащим, имеющим в
перспективе хотя маленькую пенсию после
Б-аетнего тяжелого учительского труда,

„Иришел 1909 год, год радости всех уча-
\ ци’ все годы службы старым учителям
(дут зачтены. Так говорили кругом...

„Наступил новый 1912 год, а до сей по-
мии от попечителя округа, ни из пенсион-
woh кассы ни слуху. Сомнение и тревога
укрались в измытаренные души стариков.

Жить совсем стало не на что; и службу
кивили и пенсии нет».

ДВА ПИСЬМА

В далекое прошлое ушли мрачные го-
di, когда Александр ‘Михайлович
Астафьев — тогда еще маленький маль-
щк — вместе с отцом поджидал хозяина
‘y и00’езда типографии и просил дать
tnanaue денег». Отец был словолитчи-
кол — выливал из свинца буквы, а Саша
помогал ему — ломал на мелкие крошки
(порченный шрифт.

Саша очень любил музыку. Это был
аренный мальчик. За выдающиеся му-
‘укальные способности его приняли в
Московскую консерваторию и зачислили
№ стипендию.

Окончив консерваторию, Александр Ми-
„хлович пошел. работать в школу,

Сорок пять ‘лет он преподает пение,
Помогает. детям познать и полюбить ис-
кусство. Александру Михайловичу при-
0н0 звание заслуженного учителя
„РСФСР.

Ниже’ мог помещаем ‘два письма’ быв-

цих учеников тов. Астафьева, ныне так»
ж заслуженных учителей РСФСР.

С
До патих дней я сохранила самое свет-
№ воспоминание о том времени, когда
ма у Александра Михайловича
\тафьева. Это было 28 лет назад. Но, как
11а, перед моими тлазами ветают уроки
wot, Алокеандр Михайлович  в6тречал
1 с улыбкой, ласковой, располагающей.
(нп был другом, товарищем, наш учи-
ть пения.
 №не хочется отметить одну благородную
 му Александра Михайловича. Это — его
юутанное стремление донести музыку до
Мтьшото круга слушателей, до народа.
\ (ейчае Александр Михайлович воспиты-
мт счастливых советеких детей. Партия’
говетекая власть дали ему возможность
ммвернуть во всей красоте его большой
агогический талант.
г души поздравляю своего учителя с
Тисвоением ему звания заслуженного учи»
мя республики. +
Заслуженный учитель РСФСР
Е. УГАРОВА.

г. Москва, 81-я школа,

У И.

Иезадолго до революции нас, молодых
‘ыких педагогов, собрали в Херсоне,
бы обучать пению. Tam я впервые
utente с тов. Астафьевым.

Два гоа учебы у Алекеандра Михай-
‘ita дали нам очень много. До сих пор
траню горячую признательность за вое,
1 ыелал для нас тов. Астафьев.

№7 присвоено звание заслуженного учи-
мя РОФОР. Я желаю своему учителю
дотворной деятельности и много радости
310 благородной трудовой ‘жизни.
  Заслуженный учитель РСФСР
А. ФИЛИЧЕВ.

г Москва, 37-я школа.

до и—А——д—_—-—ы—ы—ы-

ЩЕРАЗ 0 НАРКОМПРОСЕ РСФСР

В Наркомпросе РОФСР лежат Hepasoo-

ранными матерналы по аттестации 30 ты-

сяч учителей. Больше двух тысяч

аттестационных дел ждут подписи нар-
„. Кома, тов. Тюркина,

ДЕТЕСТАЦНОННАЯ
комиссия

Учитель: 49 >
  : «Что за комиссия, создатель...
Рисунок И. -ОБМЕНОВА.

ству,

1 рабочих.

KOMC

OMO ЛЬС

СВЕ: — EE ee eR Bee Ч

КАЯ ПРАВДА

ЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПОСЛЕ УРОКОВ...

Кончены уроки. Опустели парты. Прошел еще один день тяжелого труда сель-
ской учительницы. Школьный сторож. примостился У печки, учительница устало
перелистывает книгу. Это — единственные ее друзья. Пусто и одиноко... Мрачные
думы овладели ею. Будущее не обещает ничего радостного и светлого... Так зане-
чатлел художник Кабанов” в известной картине «Народный учитель» частицу

у жизни педагога царской России.

картины Худ. И. КАБАНОВА.`

Только что кончились уроки... Марию Павловну Томилину, учительницу 456-й шко*
лы гор. Москвы, окружают дети. Они радостно приветствуют ее в день тридцати-
летней педагогической деятельности. В знак детской любви ученица Кира Канаева
преподносит ей цветы. Верой и правдой служит своему народу тов. Томилина:
Народ избрал’ее депутатом Верховного Совета РСФСР. Правительство присвоило

ей звание заслуженного учителя РСФСР.

Фото Б. КУДОЯРОВА.

Асения Дорошенко.

В два часа ночи хетагуровка Ксения
Дорошенко прибыла к месту назначения.
Тайга, черневшая по 0бе стороны дороги,
внезанно исчезла. Начиналаеь улица, по
бокам которой тянулись добротные бревен-
чатые избы. Вот и Могилевка. Ксения
ночью же разыскала заведующего школой.

и Я—-новая ‘учительница. Здраветвуй-
те!

Утром она уже приступила к работе...

Дом Могилевской начальной школы сто-
ит на берегу речки Вии. На другом берегу
реки — в нескольких метрах от школы —
тайга. Все было незнакомо - и -— Всения
признавалаеь себе — немного. стралиновалю.

На Украине Дорошенко заведывала пико-
лой в Цебриковском районе. По призыву
Валентины Хетагуровой ona, первая’ из
района, выехала на Дальний Воеток, Ма-
тери в Донбасс ‘написала: i

«Я — комсомолка и хочу быть там, где
принесу стране наибольшую пользу. 060
мне, дорогая мама, не беспокойся»,

Старушка ответила сдержанно, что гор-
‘дится своими детьми.

В Хабаровске молодую учительницу
спралиивали:

— Куда хотите ехать? В какой район?

— Туда, где больше всего нужны учи-
теля! Туда, где нужны комсомольцы, где
трудиее ли iy ай

вот молодая учительница в ‘таежной
Могилевке. Она’ ведет первый и четвертый
классы, занимается в две смены с 57-ю
учениками.

..От ребят село узнало, что Жеения Ге-
расимовна — учительница строгая, очень
строгая. Она завела новые порядки, про-
воряла, кто как готовит уроки, и ставила
отметки далеко не всегда приятные.

В первом классе раньше учили читать
не по слогам, а отдельными буквами.
Первоклассники знали буквы, но не мог-
ли прочитать ни одного слова. Новая учи-
тельница. решила переучить ‘классе зано-
во — начать букварь сначала.

В школе стали преподавать физкульту-
py и пение. Всения Герасимовна оказа-
лась хорошей физкультурницей — имела
четыре оборонных значка. Она же пре-
красно пела и знала столько песен, сколь-
ко никогда еще не слыхала Могилевка. .

Часы, отведенные программой на худо-

‘жественное чтение, часто продолжались в

свободные вечера или дни отдыха. _
Новая Учительница заговорила © дет-

ских киносеансах. Механик кинопередвиж-

ки наотрез отказался демонстрировать кар-
тины для детей днем, да еще за понижен-
ную плату. о.

Дорошенко обратилась в районный центр,

b

Широко раскинулась украинская степь.
По пыльной дороге идет пятилетний Тарас,
влекомый желанием увидеть за курганами

®

железные столбы, о которых рассказывала.

ему сестра Катерина... Тарас устал и при-
лег в придорожной траве. Его нашли кре-
постные помещика Энгельгардта и отвезли
обратно в родное село Вирилловку.

Мрачная жизнь крепостного Тараса
Шевченко, неудержимая страсть к творче-
беспросветные годы ссылки, любовь.
украинского народа к евоему кобзарю, пре-
красному и вдохновенному, — 060° всем
этом рассказывает  притихшим ребятам
Ольга Федоровна Погодина. . И

„Тридцать пять дет своей большой
жизни она посвятила педагогической дея-
тельности.

Педагог по призванию, горячо любящая
свое дело, год за годом она воспитывает и
формирует сотни людей, оставляя в каж
дом из них частицу своей энергии.

У каждого человека бывают минуты,
когда он мысленно оглядывается на прой-
денный путь. У педагога в такие’ минуты
веплывает в памяти множество людей.
On видит их маленькими детьми,
вихрастыми, с ясными глазенками; юноша-
ми, вышедшими из школы на большую
жизненную дорогу; наконец, взрослыми.
людьми, уже нашедшими в жизни свое
место.

Такие минуты бывают и у Ольги Фе-
доровны. Ona перебирает потрепанные,
выцветшие ‘от времени письма своих пи-
томцев. И. невольно ей вопоминаются пер-
вые годы учительства,

( малых лет Ольга Федоровна — дочь
хелезнодорожного кондуктор» — мечтала
стать педагогом. И как только в Рыбинске
открыли железнодорожную школу, она——
тогда еше молодая девушка — поступила
туда учительницеи.

Здесь учились дети железнодорожных
Часто полуголодные приходили

a

Убеждала, доказывала, настаивала и. доби-
лась своего. Первый детокий киносеанс
был большим праздником могилевской дет-

воры. 3& последние три месяца в селе про-.

ведено десять таких сеансов.

3& короткий срок комеомолка Дорошенко
подготовила всех учеников четвертого
класса к сдаче норм на значки ГСО и
IIBXO. Всения Герасимовна потребовала,
чтобы все ученики дома делали утром фи-
зическую зарядку, чисто умывались, помо-
гали родителям; она вникала в домашнюю
Жизнь ШКОЛЬНИКОВ.

Коля Лазарев ходил трязным, неряшли-
вым. Новая учительница залила к нему до-
мой. Мать Hampacno ждала упреков. Учи-
тельница серьезно расопрашивала о жиз-
ни, работе. Вместе с матерью решали,
когда сыну спать ложитьевя, ‘когда вета-
вать, когда уроки готовить. Незаметно по-
дружились.

Ученица четвертого клаееа Tama Влим-
ченко — отличница. Но учительницу 6ec-
покоило, что Гаша не так крепка, сильна,
здорова, как все ее подруги и товарищи.
По настоянию Ксении Герасимовны девочка
пятнадцать дней находилась под надзором
опытных врачей. Гаша быстро поправляет-
ся. По совету учительницы мать приобре-
ла для дочери путевку в пионерский ла-
герь. ЕЯ a 4
° По вечерам в красный уголок второй
бригады собираются слушать беседы Ксении
Герасимовны все колхозники. Она расска-
зывает о международном положении, о вой-
не в Китае, о жизни Советского Союза. Го-
рячо и страстно раз’ясняет учительница
материалы XVIII с’езда большевистской
партии.

Дорошенко— непременный участник всех
политических кампаний, колхозных собра-
ний, пленумов сельсовета. С нею совёту-
тя, 66 слушают. о ты

Сила молодой патриотки — в ее тееной
связи в народом. Трудно ‘представить себе
Всению Дорошенко, не’ окруженную деть-
ми, молодежью, ‘пожилыми колхозниками,
не увлеченную кипучей, полезной деятель-
HOCTBIO.

Отстающая Могилевская школа стала
сейчас неузнаваемой. Она, считается самой
передовой по. успеваемости во. всем районе
и одной из лучших в области,

Недавно Ёсения налисала домой, на
Украину о большой радости — комсомоль-
ская организация рекомендовала ee в пар-
тию. Двадцалилетняя учительница Всения
Дорошенко будет достойной коммунисткой.

Д. НОВОПЛЯНСКИЙ.

Село Могилевка, п

Хабаровская область.

JI

они.в класс. Школа была церковно-приход-

ской; а священник — главой всех yer,

Закон божий — это единственное, что он
считал достойным внимания. Но молодость
всегда смела. И Ольга Федоровна, вопреки
запрещениям, говорила своим маленьким
слушателям о Дарвине, о том, что царь—
не наместни бога на земле, а ставленник
помещиков и капиталистов. Дети и их
родители-рабочие торячо полюбили Ольгу
Федоровну.

Как-то Ольга Федоровна задумала орга-
низовать рабочие курсы. Семнадцатилет-
ние юноши и пятидесятилетние бородачи
каждое воскресенье приходили в школу.
Они терпеливо, упрямо. учили дроби.
После занятий вместе со своими, как
она называла, «великовозрастными»  уче-
никами шагала учительница домой. .

`В ту пору Погодина была членом тай-
ного студенческого кружка, где читали
«Капитал» Маркса, увлекались Чернышев-
еким и мечтали о прекрасном будущем
России. Поэтому во врёмя прогулок от
школы до дому речь шла не об арифмети-
ке, а о тяжелой жизни рабочих и крестьян,
о большевиетекой правде: Часто произно-
силось имя Ленина. ;

Не легка была в те времена работа пе-
дагога, но горячая любовь к детям, жела-
ние воспитать их честными, мыслящими

людьми вдохновляла на благородный труд..
Молодая вера звала вперед, к творчеству.

И Ольта Федоровна, уехав в Петербург,
стала вновь Учиться.

Когда свершилась Октябрьская `револю-
ция, Погодина вернулась из Петербурга
снова в Рыбинск, в школу, которая стала
для нее родным домом.”

У Ольги. Федоровны был ученик Петя
Талышев. Вихрь революции ‘носил ‘его по’
всей России, но даже в ‘боях, под пушеч-
ный грохот, он вспоминал свою’ Уучительни-
цу. Как драгоценность, хранит Ольга Фе-
доровна письмо в сером конверте со штем-

‘домного мальчишку,

Содружество

Полтора года тому назад я получила наз-
начение в Яковлевскую образцовую началь-
ную школу № 2 (ныне Приволжская не-
полная средняя школа № 12). Про эту
школу я слышала очень много, знала, что
‘там работает депутат Верховного Совета
СССР Ольга’ Михайловна Лобова. Признать-
‘я, я немного волновалась, когда первый
раз шла в школу. Ведь учительница я 60-
всем молодая; педагогический стаж у меня
всего три года! _

...Чистые, светлые класёы, много цве-

тов; В учительской мяткая мебель, покры-

тая белоснежными чехлами, на стенах
портреты руководителей партии и прави-
тельства. Как-то сразу’ стало спокойно и
радостно, казалось, что знаю я’эту школу
давно. - : a
Директор тиколы Александра Конетанти-
новна Сумарокова приветливо  ветретила
меня, рассказала о работе коллектива, по-
знакомила с учителями. А вскоре еостоя-
лось Педалогическое совещание, которое
прошло ‘очень оживленно и интересно. Вы-
ступали почти все учителя. Они делились
опытом бввоей работы, выдвигали новые ме-

тодичёские вопросы, обсуждали планы, е0-

ставленные на четверть.
После этого совещания я почувствовала,
что обстановка для работы очень хорошая,
что в этой школе я` многому“ научусь.
Получила первый класс. Нараллельные
классы были даны старшим : товарищам
Il. К. Сумарокову и Т. Н.. Виноградовой,
которые руководили всей моей работой.
Каждый день после уроков мы оставались
и обсуждали итоги дня, сразу же намеча-
ли пути в исправлению недочетов. А потом
вместе составляли план уроков на следую-

щий день, Такая спаянная работа способ-

ствовала повышению ° успеваемости и
укреплению дисциплины. и
В нашей школе практикуется открытый
урок. Эго большое и полезное дело. `Посе-
щая уроки других учителей и анализируя
эти уроки, приобретаешь уверенность: и
самостоятельность в работе. Особенно мнэ-
то получаешь от уроков Ольги Михайлов-
ны Лобовой. Простота и ясность ‘препода-
вания соединяются у ней с большой глу-
биной подачи того или’ иното материала.
Ольга Михайловна научила меня и мно-
гих других товарищей проводить беседы с

детьми и пионерские сборы. Я помню, не.
так давно мы провели ‚в школе конкурс на

лучшую беседу. Тема была одна: «каким

должен быть пионер». Все мы много гото-

вились и с нетерпением ждали беседы.
Наконец, этот день настал. После уро-

пелем «еолдатекое», в. котором Петр: с. вос-
торгом писал ей о том, ч10 в Петербурге
власть Советов и он скоро приедет домой.
Петю связывали с Ольгой Фодоровной узы
многолетней дружбы. Его, сироту, 6ез-
‘учительница при-
ласкала, о нем она заботилась, как о сы-
не. Воспитала, открыл& дверь в большую
жизнь. Й Петр вошел в ‘нее’ © винтовкой

H гранатой красногвардейна.

Много лет прошло с того времени. Летом
1938 года Ольга Федоровна, приехав. из от-
пуска, застала записку от Петра, которую
он оставил у соседей: Целый месяц он ждал
свою бывшую. учительницу в. Рыбинске,
чтобы поговорить © ней, поемотреть, «по-
старели вы или нет, дорогая Ольга Федо-
popna! » a Brin at}

Только Советская власть дала возмож-
ность Ольге’ Федоровне полностью приме-
нить талант больйтого педатога. `Неустан-
ное стремление к совершенству, беспокой-
ство 32% каждый урок никогда He поки-
дают. ев. м м

Хотя тридцать пять лет педагогической
деятельности принесли огромный опыт, но
E каждому уроку долго и кропотливо го-
товитея Ольга Федоровна. Конспекты и
планы уроков, вопросы для ребят никогда
не остаются неразработанными.

Однажды Ольга Федоровна шла на заня-
тия в школу. На ее чуть поседевшие во-
HOCH Mayan легкий снег. Молодой человек
в ‘форме летчика неожиданно пошел сле-
дом 3& ней и, наконец; окликнул:

—-; Ольга Федоровна!

Онз долго смотрела в изменившееея ли-
цо. И передо глазами встал отчаянный

озорник и заводила всяких игр Анатолий

Андреев. Бывший ученик. крепко . пожал
руку Погодиной. И‘ трудно .было. сказать,
кто из них был больше взволнован — ста-
рая учительница или молодой летчик.

`В школу часто приходят инженеры, пе-
датоги, студенты. Все они He забыли чело-
века, который своим неустанным трудом

ков мы провели по классам беседы, & за-.

тем устроили педатотическое совещание,
на котором обсудили результаты.

‚Лучше всех провела беседу Ольга Ми-
хайловна Лобова. Она не переутомляла pe-
бят бесконечной моралью, как это сделали
многие из нас, не приводила одного за дру-
тим примеров хорошего поведения, она
только прочла ребятам рассказ о Павлике
Морюзове и спросила их, что им больше
всего понравилось. Сами ребята (в этом-
то и ценноеть!). сделали из рассказа пра-
ВИЛЬНЫЙ ВЫВОД.

Большинство ребят сказало, что им
понравилось, как Учительница ‘повязала
Павлику красный галстук и как Павлик
дорожил им. а

— Да. ребята, в красном галетуке—
честь пионера,—тихо‘’ сказала Ольга Ми-
хайловна.

На другой день все пионеры пришли в
школу в чистых, аккуратно выглаженных
галетуках, о. ‘aoe

Таких примеров можно привести очень
много. За что бы ни взялась Ольга Ми-
хайловна, все у нее получается просто и
в то же. время сильно. И свой опыт ona
с такой же простотой и ясностью передает
нам, молодым учителям,

3a полтора года работы в этой школе я
иногому. научилась и стала чувствовать
себя крепко, уверенно. oh у

А ведь совсем недавно я очень испуга-
лась, когда директор школы. А. К. Сума-
рокова предложила мне сделать доклад на
учительской конференции! Товарищеская
помощь Лобовой, Сумароковой и всего
коллектива школы дала мне возможность
встать в ряды передовых учителей школы.

Невольно вспоминаются слова нашего
любимого вождя товарища Сталина, произ-
несенные е трибуны ХУШ с’езда ВЕП(6), о
том, что надо «держать курс на сочета-
ние, на соединение старых и молодых кад-
ров в одном’ общем” оркестре». B этих
‚словах заложена великая сталинская
мудрость, проверенная и подтвержденная
ЖИЗНЬЮ. rat ;

Свой трул, свою профессию я очень
люблю. Когда наша школа получила в 06-
ластном школьном соревновании перехо-
дящее красное знамя, я с большим удов-
летворением почувствовала, что в этом ус-
пехе веть скромная доля и моего труда.

Е. ПЛАТОВА,

учительница-комсомолка неполной
средней школы № 12.

т. Приволжск
Ивановской области,

помог им найти правильный путь в жиз-
ни, стать полезными обществу. Их очень
много, воспитанников Ольги Федоровны,
‘которая с нежностью матери вырастила
большую семью сыновей и дочерей.

Свой богатый опыт Ольга Федоровна
передает молодым учителям. Как старший.
товарищ она направляет их первые, ча-
сто робкие и неуверенные шаги в воспита-
нии детей. Методическое об’единение учи-
телей железнодорожных школ, которым ру-

ководит Погодина, — лучшее об’единение в

городе.
Многое в жизни Ольге Федоровне креп-
ко запомнилось. Но ярче других запечатле-
лись. в намяти дни, когда она получила
звание народного учителя. Радость непо-
средетвенная и огромная охватила ее.
Дочь народа, как святыню народного дове-
рия, вобприняла она это звание. р
“Общественность гор. Рыбинска отмечала
недавно сразу два юбилея. В президиуме
собрания рядом с Ольгой Федоровной’ виде-

1 ла ее бывшая ученица Анна Пересветова,

которая пошла по стопам своей учитель-
ницы. Она 25 лет работает вместе’ с Пого-
диной. Вместе служат они своему народу,
своей стране,

`Молодые педагоги выходили на трибу-
ну, благодарили за помощь в работе. Уче-
ники, смущаясь и сбиваясь, бросали в
притихший зал взволнованные слова. горя-
чей признательности,

`. Ольга Федоровна сидела прямая и стро-

гая, в волнении мяла платок. Вак прямой
путь, вставала в е6 памяти большая жиз-
ненная дорога.

`...Он& попрежнему каждое утро идет в.
школу. Ветречные . ребятишки  привет-
ствуют 06, ‚взрослые. с уважением кла-
пяются ей, справляются о здоровье. И по-
прежнему молодо и весело блестят ве

умные серые глаза.
М. ПОБЕРЕЖЕЦ.
г. Рыбинск.

ДОКУМЕНТЫ ^
СЧАСТЛИВОГО ~
НАСТОЯЩЕГО *

ПРИВЕТ
ИЗ БУХТЫ ОЛЬГА
{Приморский край)

..Почему в сутках только двадцать че-
тыре часа? Хотя-бы немного прибавили!
Верьте—не верьте, времени нехватает. Как
быстро промчались дни, как много пере-
мен. Кажется, что только вчера я была пио-
неркой, а сегодня—Галина Ивановна, вос-
питатель юношества. Сейчас работы больше,
чем когда бы то ни было...

.. На-днях я прохожу аттестацию на зва»
ние учителя средней школы. С декабря-—
член бюро райкома ВЛКСМ и секретарь
комитета школьной комсомольской органи-
зации, так что работы хоть отбавляй...

(Из письма комсомолки Г. Зако-
журниковой к своей бывшей учитель-
нице О. Б. Тоддес, живущей в Ленин-
граде). : :

`СТАЛИНСКАЯ ЗАБОТА 1^
ОБ УЧИТЕЛЕ 4

% B 1938 году на ‘нужды, начальной
неполной и средней школы ассигнована
6,3 миллиарда рублей, на 1, миллиарда
рублей больше, чем в 1937 году. Mi

$ В два с половиной раза увеличился
фонд заработной платы учителей с 1935 го-
да по 1937 год.

$ Пятьдесят тысяч учителей Украинской
ССР и 95 тысяч их детей побывали в.1938
году в домах отдыха и санаториях.

3 Активной политической деятельностью
отвечают учителя на заботу партии об ин-
теллигенции; Более: 180 тысяч учителей ра-
ботало агитаторами и пропагандистами
сталинского блока коммунистов и беспар-
тийных в дни избирательной кампании. в
Верховные Советы ‘союзных и автономных
республик. ;

’ ВСТРЕЧИ .

В трамваях, на улипах у меня часто
бывают радостные встречи. Юноши и де-
вушки, приветливо улыбаясь, здороваются
со мной. Это мои бывшие ученики. Я помню
их еще с детства, а теперь они — взрос-
лые люди, инженеры, врачи, командиры.
Радостно видеть их молодые, энергичные
лица, полные задора и веселья. i

Прекрасное, гордое чувство наполняет
сердце советского учителя, когда он узнает
в своем ученике, которому отдавал когда-то
все свои знания и лучшие свои чувства,
знатного стахановца, прославленного лет-
чика, талантливого инженера.

Недавно исполнилось’ 45-летие моей пе-
дагогической деятельности. Наш коллектив
решил даже отметить эту дату моей скром-
ной жизни. И вот накануне ночью в мою
квартиру постучали. Я открыла дверь. На
пороге стоял человек в форме летчика. Он
начал горячо поздравлять меня. Вто же
этот летчик и почему он выбрал для по-
здравления такое неурочное время? Да ведь
это — Николай Смелов! Тот самый Воля
Сиелов, который восьмилетним мальчиком, .
учеником младшего класса, любил приходить
ко мне в тости и слушать мои рассказы.

Оказывается, прочитав в газетах о моем
юбилее, он тотчас же обратился. к команди-
ру за разрешением вылететь в Киев. Рас-`
сказал ему о своем детстве, о том, что я
ему почти что мать, и получил разрешение
на вылет. т
__ Меня иногда спрашивают:

‹ — Ольга Васильевна, сколько у Bac
детей? bas

— У меня очень много детей, — отве-
чаю я, — несколько тысяч. Они разлете-‹
лись по всему Советскому Союзу.

Из Харькова меня поздравлял в день
юбилея мой бывший учение, а теперь аспи-
рант одного из институтов В. Шпинель. В
Жиеве работает инженером на маптинострои-
тельном заводе другая моя воспитанни-
‚ца -— сестра В. Шпинеля. Педагога нашей
школы Т. Ольман когда-то я учила по бук-
варю. Композитор В. Юровский-—тоже мой
‘бывший ученик. Своей первой учительнице“
он прислал написанную им музыкальную
пьесу «Дума про Опанаса».

’ Постановлением. Совнаркома Украины
‚мне было присвоено в этом году звание”
заслуженной учительницы. `

Много счастливых минут есть в жизни.
советского человека. Лучшие из них-— это >
те, когда’ видишь результаты своей екром-
ной работы. Наибольиее натие счастье —
в сознании, что труд твой, скромный,
труд советского учителя, цениг партия, ^
ценит родина. Радостно отдавать все свои“
силы, все свои знания народу. мы

О. КОЦЮБИНСКАЯ,

заслуженная учительница УССР
54-й средней школы г. Киева.

^ ЕЩЕ РАЗ.О НАРКОМПРОСЕ РСФОР

На заочное обучение учителей при.
`Московеком государственном университете
Наркомпрое РОФСР израсходовал с 1932
до 1939 года около ‘одного миллиона
рублей. Закончил же образование за это
время... 1 человек. wt:

Работник Наркомпроса РСФСР: В
это предприятие мы вложили миллион
рублей.

u

ый Рисунок. И. СЕМЕНОВА.