/
Е ИИ eee ee a

ЗА РУБЕЖОМ

co

Sane

Пер ЕР

БОРОТЬСЯ ДО ПОБЕДНОГО.
КОНЦА!

8 июля газета «Синьхуажибао» напеча-
тала статью Мо Пзе-дуна «Грядущая
опасность».

_ В этой статье Мао Цзе-дун пишет: «Са-
‚мым вашным для китайского нарюда в его
отношении к агрессии японского имперла-
лизма является вопросе — воевать или не
воезать. Со времени 18 сентября 1931
года до событий у моста Марко Поло
1 июля 1937 года этот вопрос вызывал
много толков. Все патриотические партии
и группировки и все соотечественники,
которые любят свою родину, считали, что
не воевать это значит погибнуть и что,
наоборот, спасение заключается в войне.
Те же лица, которые хотели бы капитули-
ровать, говорили, что если мы будем вое-
вать, то мы погибнем, а если не будем вое-
вать, мы сохраним себя. Первые выстрелы
y моста Марко Поло. временно разрешили
этот вопрос. Оказалось, что первые были
правы, а вторые ощтиблись. Почеху же
выстрелы у моста Марко Поло только вре-
менно разрешили этот вопрос? Потому, что
методы японских захватнических планов,
международное давленле с целью заставить
обе стороны пойти на соглашение, настой-
чивость части людей, которые стоят 33
сопротивление Японии, внесли существен-
ное изменение в вопрос о мире или войне.
Между партией, стоявшей за мир, и пао-
тней, стоявшей за войну, началась борьба.
`В лагерь, выступающий за вооруженное
сопротивление, входят все политические
партии HW BCe соотечественники-патриоты,
то-есть большинство всего народа. Люди,
выступающие против войны, соетоят из
части колеблющегося, неустойчивого эле-
мента. Они неизбежно должны были пойти
но пути ложной пропаганды». Мао Цзе-дун
указывает далее, что капитулянты клеве-
Wy? Ha коммунистичеекую партию Китая,
‘чтобы осуществить свою цель, то-есть ка-
питулировать перед врагом. «Почему они
так выступают? — пишет Мао Цзе-дун.—
ЛТотому, что коммунистическая партия об’-
вдиняет народные массы в освободительной
войне. Не выступая против коммунистиче-
ской партии, трудно помешать совместным
действиям гоминдана. и. коммунистической
партии, нельзя разрешить единый нацио-
нальный фронт. А это означает для капи-
‘тулянтов потерю возможности подчиниться
врагу. Они выражают надежду, что япон-
ский империализм, якобы, пойдет на уступ-
ки, изменит свою политику, уйлет из Цен-
трального, Южного и Северного Китая по
‘собственной. инициативе. Они считают, что
Китай сможет достичь победы без боя. На-
конен, они надеются, что другие государ-
ства окажут давление на Японию, заста-
BAT ee пойти на уступки и что одновре-
менно различные государства окажут даз-
ление на китайсков правительство, чтебы
‘оно пошло на мир. По их мнению, межху-
народная тихоокеанская конференция не бу-
дет похожа на Мюнхен и будет выгодна
для Китая. Такова игра партии, которая
стоит за мир. Это игра не только Ban-
Цзин-вея. В ней участвует много лиц, по-
добных Ван Пзин-вею и являющихся его
рупором. Коммунистическая партия откры-
то заявляет: мы стоим в первых рядах сто-
ронников освободительной войны, мы под-
держиваем государственный план военного
сопротивления, выработанный правитель-

ством гоминлана и верховным лидером Чан
Бай-пеи. Мы твердо выступаем против. стс-
ронникоз мира. Мы настойчиво хотим коеп-
ко об’единиться со всеми партиями, кото-
рые любят свою страну, co всеми патрио-
тами и оказывать рооруженнсе сопротивле-
ние Японии, проводить в жизнь три народ-
ных принципа, полдеоживать Чан Кай-ши
и гомпадан в освободительной ройне до
окончательной победы, сражаться ло бере-
тов реки Ялуизтнь и возвратить все поте-
рянные нами земли. Другого мы и знать ве
хотим. Мы выстунаем против открытых и
скрытых ванпзинвесвцев, которые
создать тренич между гоминданом и кох-
мунистической партией н которые добива-
Ютел даже внутренней войны. Мы говорим
пм, что главная цель их замысла — создать
раекол между двумя партиями и подгото-
вить почву для капитуляции врагу. Bee aro
означает продажу интересов нации в ин-
тересах небольшой кучки людей. Кажлый
китаец имеет. глаза, и капитулянты хол-
жны зналь, что их замыслы будут разоб-
лачены.   }
Мы выступаем против людей, которые
утверждазт, что новая тихоокеанская ков-

`ференция не будет похожа на Мюнхен. Тя-
„хоокеанская конференция будет Мюнхеном

на Востоке. Она явится подготовкой к тому,
чтобы превратить Китай в Чехо-Словакию.

Мы выступаем против всех, кто склонен
считать, что японский ичпериализм может
очнуться, что он, якобы, может пойти на
уступки. Мы заявляем, что японский им-
периализм никогда не откажется от своего
плана закабалить Витай.

Таким образом, вопрос-— воевать или не

воевать теперь стал вопросом воевать или
итти на мир. Но существо вопроса в конце

концов остается тем же самым.

3» последние полгода распространялось
иного слухов о мире. ВБозможноеть капи-
туляции стала главной опасностью в на-
стоящий момент. Движение под предлогом
«борьбы с коммунизмом» является первым
шатом к тому, чтобы создать раскол между
гоминданом и коммунистической партией.
Это означает раскол единения, под знаме-
нем которого мы оказываем сопротивление
Япония. Мы не должны позволить неболь-
шой группе людей внести раскол среди
нас, поколебать наш дух, так как мы
кровью всей нации в течение двух лет
ведем священную освободительную войну
против японского империализма. Мы долж-
ны прололжать войну, мы должны кре-
пить наше единение. Только это может с-
хранить Китай. Если мы пойдем на мир,
произойдет раскол и Китай погибнет.
Пусть каждый изберет путь, по какому он
хочет итти. Мы, коммунисты, будем вое-
вать ло конца и будем об’единятьея до
конца. Тажово наше тверлое решение. Те
же, кто хочет мира, будут осуждены всем
народом. Итти против капитулянтов, итти
против всех, кто желает внести раскол,
является важнейшей обязанностью всех
партий, которые действительно любят свою
родину, всех, кто любит Китай. За об’еди-
нение китайского народа! Стойко стоять
за об’единение, за освободительную войну!
Мы лолжны раздавить всех, RTO хочет
создать раскол среди нас, веех, кто по-
мышляет о капитуляции!»

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КИТАЕ

В северной части провинции Хунань’ Сватоу). 7 июля китайские войска ворваг

возобновились бои юго-восточнее Иочжоу. В
этом секторе фронта китайские войска
6 июля форсировали реку Синьпзян и
атаковали японские позиции. В резуль-
тате боя, продолжавшегося Belo ночь,
японцы потеряли убитыми 100 человек.
Китайцы захватили два пулемета и воен-
ные документы.

Китайские партизаны продолжают напа-
дать на японские ` коммуникации между
Шанхаем и Нанкином. 7 июля партизаны
минировали полотно железной дороги Шан-
хай-— Нанкин. Японский воинский поезл,
шелший в районе Уси, потерпел крушение.
Сообщение было прервано на 6 часов.

В провинции Гуандун в Южном Витае
продолжаются бои близ Чаочжоу . (севернее

лись в Чаочжоу, где произошел ожесточен-
ный уличный бой. :

С переменным успехом происходят бои Е
востоку от Кантона. В районе Дунгуань
китайские части ведут бои с японцами.

Японский отряд в 500 человек при 6
тяжелых орудиях атаковал Хэшань (юго-
западнее Кантона). Китайские войска ока-
зывают японцам упорное сопротивление.

7 июля китайская авиация бомбардиро-
вала японские позиции в Самшуе и Ши-
цзине (западнее Кантона).

В Северном Китае японский отряд в
700 человек 5 июля атаковал китайские
позиции близ Гоудаоли (провинция Шань-
си). Японцы, потеряв убитыми и ранены-
ми свыше 100 человек, были отбиты.

ЕР

XOTAT  . j

KOM

SEP a

COMO/DC

OI ae

ол

Физкультурники

НЕ ВЫХОДЯ #3 ГОР

AML Puce ea oe

PAB

Re ute

KAS 0 ДА

Узбэкской ССР — участники предстоящего Всзсоюзного парада Ффизкультурников во время репетиции Е

Tehama

Sere ee a

в Москве.

18 ИЮЛЯ — ДЕНЬ ФИЗКУЛЬТУРНИКА

ЭДекой ЧЕРТЫ

(От нашего корреспондента по Татарской АССР)

Издавна в татарских селениях устраива-
лись национальные спортивные праздники
«вабантуй».

Народ совершенствует национальные
виды спорта. В каждом районе, в каждом
колхозе есть свои чемпионы «керяша» —
татарской борьбы, массового бега, лазания
по шесту. Волхозники выращивают заме-
чательных коней для ‘участия в «атча-
быши» — конных соревнованиях. По древ-
ней традиции коней в соревнованиях ве-
дут юные всадники, 8—10-летние маль-
чики. Они -— лихие джигиты. Во время
скачек ребята пускают коней во весь опор,
в седле сидят легко и крепко.

Стремление молодежи в совершенстве
овладеть национальными видами спорта
огромно. Комсомолец Ибрагимов ортанизо-
вал в артели «Красная Сялрдя» физкуль-
турный кружок. Записалось 30 молодых
ребят и девушек. Они регулярно трениру-
ются. В колхозе Батыр-Карса такого круж-
к& нет, но молодежь не менее активно 3a-
нимается спортом. Секретарь; комеомоль-
ской организации Сара Халилова вместе с
комсомольцем-гармонистом ежедневно после
окончания полевых работ созывает моло-
дежь за речку, на луг. Здесь разгораются
пляски, идет соревнование по татарской
борьбе, перетягивание палки и другие
спортивные игры.

И ‘только республиканский ‘комитет. по
делам физкультуры и спорт» He интере-
суется национальными вилами спорта, не
помогает колхозной  молодежи наладить еи-
стематические занятия физкультурой. 3a-
меститель председателя Koumrera Tos. Лы-
вина, признается:

— По совести говоря, мы плохо. руко-
водим физкультурной работой села.

‚Нужно сказать, что тов. Лывина «екром-
‘ничает»,— комитет совершенно не руково-
дит сельскими физкультурнихами. Никто
не отвечает за работу в районах. Делтель-
ность республиканского комитета He BEIXO-
дит за пределы городской черты.

Национальные вилы спорта нужлаютея
в умелой методической разработке; «Сабан-
туи», наряду с их положительным значени-
ем, имеют и недостатки. В программе празд-
ников не соблюдаются весовые категории
борцов, зачастую применяются неправиль-
ные приемы борьбы. Жизнь внесла в про-
грамму спортивных празднеств новое —
велосипедные и шлюпочные гонки, метание
гранат, стрелковые соревнования. 05 этом
не задумываются в. республиканском коми-
тете.

Республиканский комитет по делам физ-
вультуры и спорта, обком и райкомы ком-
сомола обязаны создать все ‘условия для
развития национального спорта, для укреп-
ления физкультурной работы в колхозах.

ф. СУХОДЕЕВ.

ФУТБОЛЬНЫЙ МАТЧ
МОСКВА —КИЕВ

18 июля, во Всесоюзный день физкуль-
турника, на московском стадионе «Динамо»
состоится футбольный матч сборных
команд Москвы и Киева,

Московский комитег по делам физкуль-
туры и спорта наметил 22 футболистов —
кандидатов в сборную команду столицы.
Пока составлены две команды. В одной из
них: вратарь «Спартака» Жмельков, защи-
та-—спартаковцы Василий и Виктор Соко-
ловы, полузащита-—динамовец А. Лалипин,
спартаковцы Андрей Старостин и Малинин.
Нападение состоит из футболистов — Семи-
часного и Якушина («Динамо»), Семенова
(«Спартак»), Капелькина и Федотова
(ЦДКА). В состав второй команды включе-
ны: Акимов («Спартак»), Ремин и Ради-
корский («Динамо»), Артемьев («Спар-
так»), Лясковский (ЦДКА), Н. Ильин («Ло-
комотив»), спалтакювцы Корнилов и Степа-
нов, Лавров («Локомотив»), Алексей Соко-
лов («Спартак») и Сергей Ильин («Ди-
HaMmo»).

НОВЫЙ РЕКОРД.
ПУГАЧЕВСКОГО

Вчера на центральном стадионе «Дина-
мо» начались соревнования на первенство
Москвы по легкой атлетике. В них уча-
ствует свыше 2 000 легкоатлетов. столицы.

Исключительно интересно прошел бег на
800 метров. На старт в числе других спорт
сменов вышли сильнейшие бегуны страны:
молодой рекордсмен Пугачевекий, его по-
стоянный «противник» Максимов и заслу-
женный мастер спорта Георгий Знамен-
ский.

Старт дан! Инициативу сразу же захва-
тил Максимов. дн вырвался вперед и опе-
редил бежавшего за ним Шутачевского на
1—8 метров.

` Только в 20 метрах от финиша Путачев-
ский под грохот аллодисментов с трудом
настигает Максимова: Чемпионы бегут ря-
дом, и лишь у самой ленточки вырывает
победу Пугачевекий. Отрелки секундомеров
показази новый рекорд. — 1 мин. 53 сек.,
Максимов отстал на 0,1 сек.

° ДОПРИЗЫВНИКИ

ЛЕНИНГРАД, 9 июля. (Наш порр.). На-
днях в Ленинградеком городеком комитете
ВКП(б) состоялось совещание о ходе под-
тотовки к призыву в РАКА и Военно-
Морекой Флот. На совещании присутство-
вали районные военные комиссары, пред-
ставители ‘комсомольских и осоавнахимов-
ских организаций, заведующие военными
отделами райкомов партии и др.

С сообщением 0 ходе подготовки к при-
зыву выступил военный комиссар г. Ле-
нинтрада — полковой комиссар тов. Рас-
торгуев. `

Около 40 процентов. депризывников —
«ворошиловекие стрелки», 27 процентов
сдали нормы ГТО, 45 процентов — нормы
TCO, более 50 процентов — значкисты
ПВХО.

а стадионе спортивного общества

56 (4339)

ОРТ

юля 1939

ХМ

г. №1

ee Rr

р «Старт»
Фото Б. ФЕДОСЕЕВА. (ТАС).

ГОРОДА ЛЕНИНА

Впереди по подготовке к призыву идет
Смольнинский район. Больших успехов до-
бились также допризывники завода име
Кулакова и комбината имени Тельмана. Па
заводе имени Кулакова 95 процентов л9-
призывников «ворошиловские стрелки»,
94 проц. сдали пормы на значок ГТО, Под.
готовлено 55 пулеметчиков.

Выступавшие в. прениях участники co-
вещания рассказали о TOM, как проходит
оздоровительная работа среди’ допризывии-
ков, как готовятся кадры будущих бойцов
Красной Армии и Военно-Морского Флота.
Отмечались также и недостатки, в частно-
сти слабая массово-политическая работа
среди допризывников ‘на ‚отдельных пред-
приятиях и плохая работа некоторых 0осс-
авизхимовских и комсомольских организа-
ций. ›

ПРАЗДНИК БЕЛОРУССКОГО.
НАРОДА

МИНСК, 9-июля. (Наш. корр.).. Совет-
ская Белоруссия ‘готовится к 19-летию
освобождения от ‘белопольских оккупантов.
В городах, селах, воинских частях и на
пограничных заставах проводятся доклалы
ий лекции на темы: «Товарищ Сталин —
организатор белорусской  государственно-
сти», «ВОСР-—могучий форпост Советского
Союза на западе», организуются массовки,
оборонные соревнования, фотовыставки.

Организуется традиционная военизиро-
ванная эстафета вдоль западной границы.
Больше 2.000 колхозников-физкультурни-
ков пограничных районов пройдут пеш-
ком, проедут на велосипедах и Ha ко-
нях и проплывут на лодках 400 киломе-
тров. В лень праздника они финншируют
в столице республики.

—о_—-

ОБОРОННЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ
ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ

Вчера на полигоне Центрального Совета
Осоавиахима СССР в Вешняках под Мо-
сквой состоялись стрелковые соревнования
на командное первенство о пионеров и
школьников РСФСР.

Стрельба производилась в противогазах
из малюкалиберного оружия по 5 патро-
нов на дистанцию в 50 метров. Первое ме-
сто заняла команда школьников 1-й сред-
ней школы г. Петрозаводска (Карельская
АССР), набравшая 206 очков из 250 воз-
можных. Ученики этой школы сделали 23
‚попадания по фигурам из 25 возможных.
Второе место досталось команде юных во-
рошиловских стрелков 20-й средней шко-
лы г. Вологды, третье место-— школьникам
Пермской области.

Сегодня оборонные соревнования продол-
жаются.

“GHET ЮНЫХ АВИАМОДЕЛИСТОВ

ЧУВАШИИ

ЧЕБОБСАРЫ, 9 июля. (Наш kopp.).
55 юных авиамоделистов Чувашии на-лнях
демонстрировали свои модели на респубаи:
канском слете. Лучшей оказалась схемати-
ческая модель пионера . Bara ` Голюшовз
(город. Алатырь), ‘она’ продержалась“ в B03
духе свыше 5 минут п пролётела 1.259
метров. 444 ‘метра пролетела’ ‘схематиче
ская модель пионерки М. Борковой (горох
Чебоксары). Юные авиамоделясты В. Го-
люшов и М. Боркова поедут на всесоюзные -
соревнования.
РВ
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

0 СОВЕТСКОГЛ ВОЕНИО-.

МОРСКОМ ФЛОТЕ =

Фильмы о героической истории и жизни
Красного Военно-Морского Флота пользуют-
ся в нашей стране огромной  популяр-
ностью:

Сейчас орденоносная студия Ленфильма
начала. с’емки. полнометражного, художест-
венного фильма «Четвертый перископ» по
сценарию. Блауштейн и Веницианова. Фильм
рассказывает о б0звой моши  Врасног
Флота, о его замечательных людях.

Второй фильм о жизни Военно-Морского
Флота-—<«Моряки»— снимает Одесская FI
ноетудия (авторы сценария Зельцер и. А6-
рамович-Блэк). В фильме будет показано
участие советского флота в защите наших
траниц,

Центральное место в картине займет 60й
двух флотов советского и вражеского.
Творческой группе, снимающей филь,
предстоит большая, интересная  работа—
показать зрителю мощный = советский
флот в действии. Сейчае в Севастополе

©. ,
идут натурные с’емки боя. (ТАСС),

Парохол «Компас» подошел к Трем остро-
рам. Капитан Саушкин решил установить
злесь последний навигационный знак и
взять курс к Полярному порту. Арктиче-
ская навигация была на исходе.

Команда выгрузила деревянную треногу
и отвезла ее на берег. Закончив работу,
моряки ‚возвращались на судно. Ветер за-
метно свежел. Экипаж быстро поднял. на
борт катер с шлюпками и надежно укре-
ПИЛ ИХ.

Тем временем разыгралея шторм. Поляр-
ники хорошо знали коварство арктической
погоды. Кочегары немедленно развели па-
ры. «Компас» начал уже сниматься с яко-
ря, чтобы укрыться в море, как экипаж
постигло несчастье: на палубе лопнул па-
ропровол. :

В белой мгле, точно привидения, носи-
лись по палубе люди. Под каскадами ле-
денеющих брызг машинист Волошин заде-
лывал разрыв паропровода. Ведь команда
сулна теряла самое драгоценное—время и
пар.

Прошло полчаса. Кочегары снова подня-
ли пары, но поздно. Волны © силой ударя-
ли пароход о каменное дно. Судну не су-
ждено было вернуться в Полярный порт.

Мы встретились ‘с капитаном ‘Саушки-
ным, и он рассказал нам о происшествии
У Трех островов.

Старенький корпус «Вомпаса» co-
дрогался. Откуда-то со свистом вырвался
гар. В каютах и штурманской погас свет.
В машинное отделение хлынула Bora. Па-
луба п снасти покрылись льдом. Судно тя-
желело. Водоотливные помпы не работали.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: Москва, 40, Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24, 6- stam. ТЕЛЕФОНЫ‘ РЕДАКЦИИ: справочный днем —

FGI Be

ие

А ло берега, который, как сумасшедший,
качалея и плясал в наших глазах, остава-
лось больше мили.

Матросы попытались добраться к кате-
ру. Спуститься к’ нему по обледеневшей,
штормующей палубе было равносильно на-
мерёнию прыгнуть за борт. Но матросы тю-
шли. И опять неудача: катер оторвало и
унесло в море.

В радиорубке дежурил комсемолец Федор
Данилов. Я зашел к нему. Радист Данилов
обернулся, уловил мой кивок и нажал
xia. В эфир понеслось тревожное «505».
На всю жизнь запомнилось сосредоточен-
ное, спокойное лицо радиста. По временам
он смотрел в угол рубки, где выросли глы-
бы льда, руки его вздрагивали, голос сры-
валея, но лицо, лицо оставалось спокой-
ным. Рядом стоял второй радист—Исаков.
Он крутил ручную динамомашину. Потом
Исаков сменил Данилова ив первый раз
в жизни посылал в эфир сигналы бедствия.

В салоне команда ‘складывала вещи. Не-
ожиланно волна вышибла дверь верхней
каюты, и вода хлынула в салон. Вто-то
вскрикнул. Вода смыла медикаменты, бин-
ты, вату; Матрос Шубин и астроном Но-
виков бросились в воду. Они поймали
дверь, втащили ее наверх и привязали по-
‘потенцами.

Вею ночь мы молча просидели в салоне.
Утром штурман Тренчиков, боцман Вави-
лов и рулевой Лезов. перевязавшись кон-
пом длинного каната, бросились в воду и
поили к берегу. Они несли топоры, пилы,
белье, продовольствие и спички, спрятан-
ные под шапками.

Ветер начал стихать. Собралась и дви-
нулаеь к берегу новая партия смельчаков.
Штурман Тренчиков через буруны пронее
на голове навигационную аппаратуру. Ни
минуты не отдыхая, он вернулся ‘на па-
роход и во второй раз отправился в риеко-

`ванный путь с пачкой судовых документов

и ленег.

Никогда не забуду астронома Новико-
ва. Мужественный ‘человек, он чуть
не плакал. Он умолял спасти прибор, ко-
торому грозила гибель. Прибор этот был
редким инструментом. От его сохранности
зависели плоды трехлетней работы: опре-
деление шестнадцати. астропунктов. Прибор
попал на судно без предварительной свер-
ки в; обсерватории, и, чтобы внести по-
правки в вычисления, надо было выверить
его задним числом. Мы понимали астроно-
ма. И во второй «рейс» моряки доставили
прибор на берег.

Мокрые, усталые, выбирались: мои това-
рищи из воды. Одежда быстро заледенела и
крепкими, словно железными, складками
рвала кожу. В двух километрах от места
кораблекрушения. обнаружили покинутые
ненцами жилища зверобоев. построенные
из палок и земли. Вее по очереди залезали
в эти норы, искренно восхищались ими.

Ралист Данилов втащил в новое жили-
ще свое имущество и побежал к морю.
Не обращая внимания на шторм, он стал
пробиваться к «Компасу». Он пробился,
но в рубке куда-то запропастилиеь отверт-
ка и молоток. Рацию пришлось разбирать
с помощью... замерзшего кожаного сапога.
Кожа была твердая, как сталь. Через не-
сколько часов Данилов принес провода ан-
тенны, снятые с мачт судна.

Устроившись в земляном шалаше, ради-
сты упорно собирали рацию. На глазах
моряков вырастал аппарат странной кон-
струкции. Все в нем было соединено на
живую нитку. Но ‘вот Данилов пригладил
высохшие волосы, присоединил аккумуля-
тор, и первые вести из нового поселения

ских органов — Д 3-30-44; пропагавды и науки, критики и библиографии — Д 3-30-69; школ и пионеров — Д 3-30-46: рабочей железнодорожной

спорта и военной работы — Д 3-37-28; иностранной информации — Д 3-36-26; литературы и искусств — Д 3-31-33; обзоров печати и фельетонон — Д 3-31-97;

О

Уполномоченный Главлита № Б—4583.

пошли в эфир. Из Полярного порта’ отве-   можно было только по канату, протянуто-
тили: «Мы вас слышим. На помощь идет   му с острова.

пароход».

На судне остался я, механик, старший
кочегар Бесфамильный и кочегар Кравцов.
Вечером опять усилился шторм. Огромным
водяным валом сорвало дверь в машинном
отделении. Мы ловили се, прикрепляли,
скользя по палубе, точно по ледяному кат-
ку. Затем мои друзья ушли на берег.

В полумраке рубки я прислушивался к
шторму. Свистели ‘снасти, . что-то гремело

в трюмах, скрежетало дно. Сквозь иллюЮмМи-.

натор я увидел, как гидрологическая буд-
ка была сорвана с палубы и полетела за
борт. ae

Вода заливала обессилевший корабль.
Минуту ли, две или час провел я в оди-
ночестве y обмерзающего иллюминатора,
теперь уже не вспомнить. Но вдруг за моей
спиной зашуршало. Я вздрогнул, оглянул-
ся и замер: в дыре, гдё‘раньше было стек-
ло, торчала мокрая шапка. Она двигалась.
Спустя минуту передо мной очутился ко-
чегар Кравцов.

— Товариш. Кравцов, ‘вам на корабле
делать нечего, —сказал я сердито.

Кочегар улыбнулся и произнес:

— Так точно, товарищ капитан! Я при-
шел за последним хронометром.

Захватив шкатулку, кочегар прыгнул за
борт и быстро скрылся во мгле. А немно-
го позже и я пошел на ‘берег. Оставаться
на корабле было бессмысленно.

Romania HW пассажиры уже переоделись
в теплое белье. На нарах жилища стояла
рация. Мы расширили шалаш, приделав к
нему \камбуз,

Утром на горизонте задымил пароход.
Капитан подошедшего сулна сообщил. что
намерен принять нас к себе на борт. Но
как? Рифы и водяные валы не’ пускали
шлюпку к берегу. Попасть на шлюпку

Д 3-31-95, ночью — Д 3-30-56; секретариата — Д 3-31-72; отделов:

и служащей молодежи — Д 3-38-80, Л 3-35-68;

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

иллюстрационный — Д 3-30-22;

Если с судна мне полагалось уйти пос-
лелним, то злесь нести канат мне следова-
ло первым. И я пошел. До шлюпки остава-
лось немного, когда-я оступилея и захлеб-
нуля.

Два раза я набрасывал канат на шлюп-
ку. Силы покидали меня. я погружалея с
головой в воду. Вынырнув, я бросил канат
в третий раз, уже не глядя, наугад. Ma-
тросы поймали его и закрепили.

Мы перебрались на пароход, и он доста-
вил нас в Полярный порт.

Прошел мёсяц. Я е тремя товаритами

решил вернуться на свой пароход, «Ком-
пас» лежал на берегу. Нужно было во что
бы то ни стало сохранить судно ло нави-
гации. Четверо суток мы качали из трюмов
воду.
_ Ихуна, доставившая нас в пайоя Трех
островов, ушла в Полярный порт. На бе-
регу Карского моря осталось четверо «ро-
бинзонов», как мы в шутку называли себя.
В жилище не было дверей. Вместо лампы
светила. свечка. Ужинали и. обедали за сто-
лом, сбитым из. двух. досок :

Приближалась зима. Мы ‘стали заготав=
ливать топливо. Сгрузили 100 тонн угля
с «Компаса». Море выбрасывало на ` берег
плавник. Он нам тоже пригодился.

Едва закончили аврал по сбору топлива,
как повалил снег. Дни становились короче.
Налвигалась полярная ночь. Наше жилите
явно не отвечало требованиям Арктики.
Ерыши не было, и через открытый верх
шалаша заглядывало созвездие «Большой
мелведицы». Пришлось приступить к, «ка-
питальному» строительству. Мы выкопали
большую яму. обили стены олеялами, бре-
зентом и фанерой из-пол яшиков. Кочега-
ры Кравцов и Бесфамильный установили
плиту.

студенческой молодежи — Д 3-3
писем — Д 3-31-63;

Оставалось соорудить помещение для м0-
тора и пекарни. Вскоре заработал мотор.
На зимовке загорелась первая электриче-
ская лампочка, me

Радист Исаков почти ежедневно разби-
рал и собирал рацию. Цесмотря на частые
попытки с кем либо связаться. у ралиста
ничего не выходило. Каждый ‘лень эфир
молчал. Мы не раз говорили радисту, что:
бы он проверил наушники. Советы эти
обижали ‘радиста, он хмурилея. а иногда
шутливо высмеивал: «Эх, ралионеграмот»
ность!»

Незаметно проходили месяцы, ‘Ф января
мы праздновали Новый гол. Кажлый зимов-
щик. старался преподнести какой-нибудь
подарок друг другу. Только Исаков ничего
не успел сделать: он сутками возился с
радиостанцией. Когла сели пить чай. Крав-.
пов попросил радиста взамен подарка по-
смотреть. ‘наушники. Исаков уступил. раз-
винтил трубки и... ахнул, 3а мембранами
была соль. Во время аварии наушники п9-
пали в морскую воду и просолилиеь. я

Радист убрал соль. включил. птиемиия,
и лицо его расплылось в улыбке. Мир,
доселе казавшийся немым; ожил. затово-.
рил тысячами голосов, запел. заиграл. При-
тащили репролуктор. В жилише ворвалась
музыка. Вею ночь мы просидели у прием-
ника. Под утро связалиеь е ралистами По-
лярного порта и расеказали, хак живем.

Маленький поселок.  благоустроенлый
необычайными зимовщиками, стоит на Трёх
островах. Сюла за сотни километров. ино-
гла приезжают по льту охстники-ненты.
Но в поселке они не встречают ни 0189й
живой лущи. Капитан Владимир Саушкин,
кочегар Клавцов. старший кочегар Бесф8-
мильный и палист Исаков вывезены г 3и-
мовки ‘и живут теперь на Большой Земле,

Л; КОРОБОВ,

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

внутренней информации — Д 1-68-94. Д 3-30-60, руководящих комсомоль-
-92; крестьянской молодежи — Д 3-37-90; физкультуры,
отдел об’явлений — Д 3-30-19.

Изд. № 671.