УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ
ПУТЕШЕСТВИЕ

...Величественная тишина поражает пут-
ника в алтайской тайге. Сквозь густые
шапки векового леса’ еле-еле - пробивается
солнечный луч. Треск сучка, сломанного
попрыгуньей-белкой, таинственный шорох
толвьво успливают ощущение безмолвия. На
лесных полянах растут, словно молодой ле-
COR, дикие цветы высотой до двух © поло-
виной мэтров. Пешехола за этими цветами,
как за изгоролью, не увилишь. Даже всад-
ника скрывают они, Только заметное при-
РЫЧНОМУ Глазу колыхание травы и цветов
выдает его присутствие.

Наши кони илут замедленным шагом по
узкой тропинке: На гари разросшийся ма-
динник заманчиво клонитея к седлу. Не
слезая е лошади,
сочные, крупные ягоды.

Эти чудесные места населены немного-
численным народом — шорпами. До рево-
люции они вели полукочевой образ жизни,
занимались охотой. Теперь прочно осели
на землю и с каждым днем ‘становятся 3a-
житочней и культурней.

В колхозе селения Колары, куда мы
приехали поздно ночью, встретили нас не-
обыкновенно радушно, отвели уютную ком-
нату в детском саду.

— Ты не из Москвы? — спросил с
волнением один из местных жителей, едва
мы только успели утром выйти из ком-
наты. ;

Злесь рассказывают о Москве легенды.
О метро говорят, как о сказке. Фотографию
с вилом любого уголка столицы хранят,
как бесценное сокровише. Одно то, что ты
из «самого главного советского гороха»,
вызывает уже симпатию народа. Гостя счи-
тают как бы прелставителем Москвы.

Сталина видела?

Да.

A rie?

На демонстрации.

А ты его еше увидишь?
Да.

Ты — счастливая!..

Сколько теплоты и, сердечности в этих
словах!

В. Москве нам говорили, что на Алтае
много. старателей. O6 их жизни мы слы-
шали разные небылицы; основанные, ве-
POATHO, на приключенческих романах.
Углубляясь вотайгу, вилишь, как преврат-
ны эти презетавления. Веюлу в поселках
`волотояскателей мы встречали здоровых,
жизнералостных, культурных людей. Они
читают книги, газеты, слушают ралио, хо-
рошю одеваются в часы и дни отлыха.

На приисках дома никогла не запиоа-
ются, даже когда хозяева нз работе. Все
открыто. Пбот’езжая к прииску (ключику,
как их здесь называют). мы оставляли ло-
шалей и веши, ухолили на целый лень и,
возвращаясь, находили все свое имущество
на том же самом месте, Если в наше от-
сутетвие шел ложль. рюкзаки забирали в
ближайший лом и ждали нашего возвра-
щения,

От’ехав километров хвалпать от колхоза
Колары, мы услышали топот коня. Остано-
вились. Прислушалиеь. Вилим: скачет вос-
питательнипа детского сала. Дело в том,
что я забыла там олин носок, не забыла,
собственно, 3 бросила его-—второй был
утерян раньше. Вот и послали девушку
догонять нас...

Легким и увлекательным было наше
плавание по реке Лебель.. Непорожистая,
с небольшими перекатами, она очень вра-
сива. Лебель служит как бы большой доро-
гой. По ней перевозят грузы к пристаням,
вверх по реке лошали тянут лолки. Места-
ми они идут берегом, местами водой,

В Турочаке, большом районном центре
ва берегу Бии. нас приветливо встретили
местные педагоги. Мы. похружилиеь с ни-
ми, полюбили этих скромных, самоотвер-
женных людей. Как ралостно было узнать,
что один из них был награжден правитель-
ством орленом!

На знаменитом Телецком озере мы за-
кончили свое путешествие. Наши“ маршрут
продолжался лвалпать пять дней.

Нас было. шестеро — двое ‹ женщин и
четверо мужчин. Ехали мы верхом, путе-
шествовали Ha лодке, плыли на плотах.

О. АРХАНГЕЛЬСКАЯ.

Г-Н

Глубокомыеленный французский рома-
нист Х[Х века Альфоне Карр писал: «Пу-
тешествия обнаруживают не столько любу-
пытство наше по’ отношению к тому, что
мы собираемся смотреть, сколько усталость
от того. что покилаем». :

Врях ли можно согласиться е положе-
нием Альфонеа Карра: не усталость, & без-
граничный интересе знать и видеть как
можно больше. вдохновляет советских лю-
дей на путешествия по, родной стране,

Самый любимый маршрут наших тури-
стов — это путешествие по местам. ге
родился о и жил, боролся и побежлал
величайший человек нашей эпохи—Иосиф
Виссарионович Сталин.

Тысячи  мололых рабочих, инженеров,
врачей, педагогов с волнением и ралостью
направляются Ha родину любимого
Сталина — Гори —— в этот чудесный уго-
лок солнечной Грузии.

...Горол расположен у подножья старин-
ной крепости Горие-Цихе. Кюгла-то в лрев-
ности ‘злееъ` шли караваны из Европы в
Азию. Гори служил как бы ареной битв
межлу Ираном и Турцией за овлаление
Грузией.

Еще в халеком прошлом Гори привле-
кал внимание путешественников Запала,
06 этом гороле вспоминают в евоих запис-
ках венецианский липломат пятналцатого
века Контарини, французский путешеетвен-
ник Шерлен. (ХУП век). Гори описывал в
путевых очерках крупнейший французский
писатель Александр Дюма.

Самое замечательное, самое. драгоценное

мы срываем вкусные,

В горах Кавказа и Тянь-Шаня, на Памире и Урале юноши‘и
девушки нашей родины овладевают искусством ‘альпинизма. В   борьбе с врагами.

непогоду и стужу, невзирая на трудности, взбираются они на вы-
сочайшие пики, воспитывая в себе замечательные качества совет-
ского человека: мужество и настойчивость, находчивость и сме-
лость. Карабкаясь по крутым горным тропам, перебираясь через

СКАЯ ПРАВД

ЕТ БЕ ВЕЧЕ.

ЕЕ г ЕР. Г

бездонные пропасти и ледники, они готовят себя к грядущей
Их девиз: ,
— Кто не растеряется в снежных горах, тот не струсит в бою!
На снимке: альпинисты Средне-Азиатского военного округа
совершают большой горный переход. i

Ha Ceeep!

Pera Cyxona—Boaorga, Тотьма, Великий Устюг, Еотлас,.
Сольвычегодск... а

— Серый, заурядный маршрутик, -—— скажут, пожалуй, не-
опытные туристы.-—Вот Кавказ—это да! Море, скалы, пальмы...

Пути-дороги у нас никому не заказаны. Что и говорить, хо-
рош Кавказ! Но попробуйте убедить туриста, исходившего Ce-
вер, что маршрут его неудачен, и он вам с улыбкой предложит:

— Поедемте вместе, товарищ. Забудем на время о красотах
южной природы, не будем спорить. Упакуйте ртокзак, наденьте
его вот так. А теперь в дорогу!..

И, когла «южанин» в Вологде сядет вместе с вами в лодку и
вниз по Сухоне ноплывет валг челн, не утомляйте товарища
раеспросами. Пусть насладится он вдоволь непревзойденной жи-
вописью природы: извилистыми берегами, украшенными при-
чудливо разростимся лесом, величавой водной гладью, закатом
солнца, заставляющим вспоминать лучшие пейзажи Левитана.
Не тревожьте товарища и в Великом Устюге. Если у него. есть
хоть немножко вкуса, если в нем теплится любознательность,
он долго не сможет оторваться от памятников пропилого — coo-
ружений безвестных русских архитекторов. Недаром Великий
Устюг всегда переполнен студентами архитектурных вузов. .

Можно быть уверенным: в Сольвычегодске ваш спутник из-
лазает вместе с вами подземные ходы-—тайники собора, постро-
енного купцом Строгановым еще в ХУ веке, и задаст столько
вопросов, что вы на них не сумеете отретить.

Й в самом деле нельзя равнодушно смотреть на этот собор.

Камни, изрыхленные временем, вопиют. Десятки возов человече-
ских костей вывезли из стрегановских тайников лет пятьдесят
назад во время ремонта собора. Сколько человеческих жизней
сгублено в этих застенках! 4 р

Изумителен музей в Сольвычегодеке, где собраны образцы
творчества северян: вышивки необычайного изящества, тончай-
тая резьба, картины.

На одной из улиц Сольвычегодска— простенький домик. Путь
к нему укажет каждый. Здесь жил Сталин, сосланный в Соль-
вычеголек царской охранкой. Трижды, в 1908, в 1910 ив
1911 годах, ссылался Сталин в это глухое место и трижды
бежал он отсюда. Разве можно удержать орла?

В Тотьме вам покажут могилу Павлина Виноградова, — He-

устрашимого бойца революции, широко известного на Севере. Это
он основал первую речную флотилию и бросил ее против бело-
твардейщины.

Я бываю на Севере часто, каждый год. И каждый раз откры-
вается передо мной новый мир: так богат и обилен этот край.
Север распветает на глазах, а ведь раньше это был медвежий
уголок. Запомнилось почему-то «глубокомысленное» заключение
архангельского губернатора о том, что на Севере нет никаких
богатств, что край обречен на вымирание. Жалкий чиновник!
Разве мог он любить «вверенный ему край», если его как цар-
ского опричника смертельно ненавидел народ!

Советские люди любят свою родную и богатую землю, свои

горы и моря, леса и реки. И нет большей радости для туриста, ©

чем познавать свою страну.
П. НИКОЛАЕВ.

ЛЮБИМЫЙ МАРШРУТ

В Долестане

Вот уже несколько лет мы совершаем велосипедные прогул-
Еи по Дагестану. Наш путь пролегает по его горным дорогам,
через гостеприимные и приветливые города и аулы.

Сотни лет народы Дагестана боролись за свою независи-
мость. По их земле, обагренной кровью, прошли воины Алек-

`сандра Макелонекого, арабы и хозары, византийцы и Тамерлан.

Их землю топтали полчища персидских полководцев и, русских
царей. Теперь это лишь страницы иетории.

Мы едем по новому, счастливому Советскому Дагестану.

От Махач-Кала велосипедь мчат нас к городу Буйнакску.: В
этом городе, прославленном своим революционным подпольем,
был товариш Сталин. В январе двалцатого года он” с трибуны
с’езда народов. Датестана провозгласил автономию Дагестанской
Советской. Социалистической Республики.

По широкой плодородной степи лежит. наш дальнейший
путь. Изредка степь пересекают небольшие перелески, и дорога,
идущая по ней, нисколько не напоминает о том, что мы на-
‘ходимся в горной стране. Но вдруг совершенно неожиданно —
глубокая впадина.

Далеко внизу, на глубине полутора километров, шумит бур-

’ливый Сулак. Дорога, спускается вниз по уступам, выющимся
верпантином. С помощью ручного тормоза с трудом удается ре-

гулировать ход наших машин по такому крутому спуску.

Отвесные стены ущелья, грохот воды совершенно ошелом-
ляют путника. Шум и рев *воды не дают говорить. Да и гово-
рить-то не. хочетея. Едешь, смотришь, не отрывая глаз, и не
можешь налюбоваться этим. очаровательным видом. ©

Вот аул Гимры. Он утопает в зелени садов, уходящих сту-
пеньками высоко’ в’ горы. ;

Этот уголок Датестана беден землей. Здесь ее нет совеем.
Люхи привезли ее сюда издалека. На склонах гор они сделали
ступеньки, насыпали на них землю и развели прекрасные салы.

Но аул знаменит не только своими. садами. Гимры — родина

“Шамиля, родина народного героя, о ‘котором поют песни и рас-

сказывают легенды.

Аул Унцукуль тоже имеет своего героя — Махач Дагадаева,
вождя и вдохновителя партизанского движения в Дагестане. Он
был предательски убит в 1920 году, и его имя носит теперь

город Махач-Вала.

Покинув Унпукуль, мы движемся к Тлоху влоль фруктовых
садов, раскинувшихся на десятки километров. Отсюда заехали
в Хунзах к своему новому другу — педагогу местной школы
Магомеду Ниматулаеву.

До неузнаваемости изменился Хунзах. За последние два года
здесь открыты школа-десятилетка, родильный дом, больница.

Из Хунзаха по Аваро-Кахетинской дороге мы направились к
долине Алазани. Когда достигли перевала, то показалось, что

` перед нами раскинулось море, синее, безбрежное море. Но это

был мираж. Впечатление моря производила огромная долина,
подернутая голубой дымкой тумана. Глубоко внизу простира-
лись ее бесконечные ‘фруктовые сады, виноградники и планта-
ции. Это была Кахетия.

Мы прошались с Датестаном-— чудесной, незабываемой стра-
ной, народ которой «пережил день второго рождения, впервые

`’ познал счастье и обрел свою социалистическую родину».

А. ВЛАСОВ, М. ВЛАСОВА.

тешественника привлекает мемориальная
доска на ломе № 110: «Великий Сталин—
вождь ВЁП(б) и мирового пролетариата
здесь, в бывшей мастерской Миха Чодри-

в Гори — это домик-музей, где родился
человек, имя которого носит наша эпоха.
«Грузинская ССР, Тбилиси, город Горл,
училище, гле учился Иосиф Виссарионович
Сталин». По такому алресу прибывают
письма из Белоруссии и с Украины, ©
Дальнего Востока и из Татарии, из Азер-
байджана и Армении. Эти письма полу-
чают ученики сельскохозяйственного тех-
никума имени Сталина. В ковце прошлого
века в этом училише учился и провел
свои детские годы товариш Сталин.
этому городу — родине ‘великого
кормчего коммунизма — обращены уста
всех словами поэта:

«Твоим дыханьем наша жизнь согрета,

Й груль твоя открыла нам проетор,
путник, проходя дорогой этой,

В тебе с любовью обращает взор».

м

Тбилиеи, Батуми, Баку... Сколько исто-
рических памятников, связанных с револю-
ционной деятельностью гениального вождя,
хранят в себе эти города,

Bor пломик на Кропоткинской улице,
11 ноября 1901 гола злесь состоялась
первая тифлисская конференция сопиал-
лемократической организации и оформился
первый Тифлисский комитет РСДРП во
главе с товарищем Сталиным.

Невольно  останавливаешься у горы
Мтапминла. Поднявшись по тропинке, шос-
сейной дороге или фуникулеру вверх, ви-
лишь чудесный парк культуры и отдыха
имени Сталина. В центре — величествен-
‘ная скульптура вождя. № ней ведет боль-

бедноте»,

шая и широкая лестница. Налево виден
Государственный университет имени
Сталина, в пентре — проспект Руставели.
Неподалеку расположен Сололакский рай-
он. Здесь на грани двух веков товарищ
Сталин проводил собрания нелегально ра-
ботавших социал-демократических круж-
ков.

С этой же вершины Тбилиси виден ре-
ставрированный домик по Гаспекой ули-
пе — Авлабарская большевистская типо-
графия, созданная по инициативе товарища,
Сталина. Типография эта служила кузни-
цей большевистского слова; отсюда распро-
странялись прокламации, здесь была oT
печатана на трех языках сталинская бро-
шюра «Векользь о партийных разногла-
сиях», брошюры Ленина «В. деревенской
«Революционная  хемократиче-
ская диктатура пролетариата и крестьян-
ства»... 3

На новой набережной Мтквари (Куры)
расположено злание швейной фабрики. На
этом месте когла-то была ткацкая фабри-
ка, на которой еще сорок лет назал
великий Сталин руководил забастовками,
хобиваясь уступок от фабриканта...

Нельзя без волнения пройти мимо дома
рабочего Вано Crypya по улице Клары
Петкин. Этот лом напоминает о проводимых
товарищем Сталиным собраниях социал-ще-
мократических кружков рабочих Главных
мастерских и депо Закавказской железной
пороги.

Плехановский проспект. Лом № 40.
Здесь печатались большевистекие тазеты
«Чвени Цховреба», «Дро». Внимание пу-

швили, с 1904 по 1907 г. руководил со-
браниями Кавказского союзного комитета и
Тбилисского бюро большевиков, принимая
представителей районных большевистских
организаций»...

Почти каждый уголок прекрасной се
цы. Грузии напоминает эпизоды из жизни
и борьбы вождя народов. На центральных
улицах были крупные политические лемон-
страции, организованные пол руководетвом
товарища Сталина в 1901 году. Вблизи
площали имени тов. Л. П. Берия стоит
большое здание бывшей духовной семина-
рии, где учился товарищ Сталин. Ныне
здесь гостиница «Паллас»...

Самое красивое здание в Тбилиси, укра-
шенное мрамором всех цветов и оттенков.
филиал института  Марксеа—Энгельса—
Ленина, хранит документальную историю
самого великого человека современности.
Это здание строил Beck „Советский Союз.

*

‚..Это было в. конце 1901 г. Батумский
рабочий завола Ротшильда Сильвестр Лом-
джария готовился к встрече, Нового года. К
дому Ломджария шли два человека. Они го-
ворили шопотом:

— Верно. Георгий. Особенно понрави-
лись его слова: «В нашем деле трусы не
годятся...»

Полнимая очередной тост, один из уча-
стников «встречи» сказал:

— В прошлом году мы впервые убслы-
шали or товарища Coco правдивые слова
0 нашем положении. Помните у Руставели:

«Правосулию сделать вольно,
чтоб и ствол сухой зацвел».

ВСТРЕЧИ
В ТАИГЕ

“Обычно я путешествовал по горам Кав-
газа. Мне отлично знакома его живописная
природа; его ледники и перевалы, глубокие
ущелья и цветущие сады. В прошлом го-
ду с группой ребят московских заводов,
дленов спортивного общества «Рот фронт»,
мы отправились на Урал. Излюбленными
местами туристов являются реки Чусовая,
Белая. Мы избрали другой маршрут — Се-
верный Урал. Лоехали до станции Бокеи-
ты, где идет теперь разработка руды. из
которой ‚ получают алюминий, a оттуда
пешком хо реки Вяшеры. И надо сказать,
что давно я не испытывал такого удовле-
творения.

44 километра ло села Благодатекого мы
шли по колесной дороге, &а потом — тро-
пинками, Кругом сплошные леса. Увилить
иной раз полянку. а затем снова бесконеч-
ная таежная растительность.

Поражало обилие ягод. и грибов. В на-

шим продуктам это было очень приятным
   добавлением. Кроме того здесь масса ди-

чи, и удалось хорошо поохотиться.

Возле реки Сухой Шарп, у подножья го-
ры Денежкин Камень, мы заночевали в па-

латках. Черная громада высотой. в полторы

тысячи метров казалась в ночной мгле кд-
ким-то невероятным чудовищем. Когда ‘на

другой день к вечеру мы добрались ло при-

иска Сольва, ‘нам рассказали ‘здесь много
причудливых историй об этой горе. Будто
по ночам здесь постоянно гремит гром, ко-
торый убивает любого  смельчака, осмелив-
шегося. приблизиться к горе в неуроч-
ные дни. Еше говорили, что полсотни лет
назал одна княгиня потеряла здесь золотое
кольцо, и теперь на том’ месте образова-
лось голубое озеро. Женшина манси не
имела права подходить ‘к этой «евяшен-
ной» горе ближе, чем на расстояние
25 километров. А мужчины могли под-
холить к подножью лишь в определенные
празлничные дни, чтобы принести жертвы
богам.

Мы решили взойти на эту’ «священнуюу
гору и с помощью молодого‘ ненца Хата-
зиева взобрались на ее вершину. Врял ли
Halo упоминать; ‘что никаких голубых
озер мы там не‹нашли. В памяти осталось
неизгладимое впечатление от безбрежных
лесов да от многочисленных рек, раздро-
санных по зеленому покрову серебряной
цепочкой.

Никогда не забыть ветреч со старателя-
ми. Это наредкоеть гостеприимные люди.
Они предоставили нам улобное жилье, по-
знакомили с процессом промывки золота.
С каким упоением мы слушали образные
рассказы охотника Андрея Савченко 0
жизни и повадках здешних птиц, рыб и
зверей! Это был чудееный гимн художника
о красотах, богатствах и могушестве при-
роды. Я так слружился с этим охотником,
что и сейчас с ним переписывалось.

Перебравшиеь через. Уральский хребет,
мы очутились у реки Кутим. Здесь име-
ются богатейшие залежи медной и желез-
ной руды. Старожилы рассказывают, что
B 1910 roxy один француз здесь начал
строить домну. Но вскоре он взорвал ее,
получил страховую премию и исчез. Сей-
час на одном участке идут усиленные гео-
логические разведки, преектируетея по-
стройка новой ломны, :

Добравшись ло реки Вишеры, мы купи-
ли лве долбенки (вроде индейской пирдги)
п, гребя лопаточками вместо весел, напра-
вились к Врасновишерску.

150 километров мы плыли по изуми-
тельно красивой реке между отрогами гор,
покрытых лесом и утесами. Водла настолько
прозрачна, что в ней, как в зеркале, от-
ражаются силуэты могучих деревьев и ка-
меённых глыб.

Через пять дней прибыли в Краснови-
шерск. Осмотрели бумажно-целлюлозный
комбинат — это грандиозное сооружение,
построенное по последнему слову техники.

Остался последний этап — поездка на
автомобиле до Соликамска. Здесь мы. во-
слюргались по существу новым городом, вы-
роешим в годы сталинских пятилеток,
спускались в шахты,

Вернулись домой отдохнувшими, окреп-
шими, полными новых ярких впечатлений.

И. ВОИТИКОВ.

Эту правду смело открыл нам наш
учитель.

«31 декабря 1801 г., — говорит тов.

П. Берия, — на конференции предста-
вителей крушков главных предприятий
оформляется Батумская социал-демонрати-
ческая» организация (в целях конспирапии
конференция была проведена под видом
встречи Нового года на квартире рабочего
С. Ломджария)».

Конференцию застал рассвет. Обращаясь
к товаришам, Сталин сказал: «Вот уже
рассвело! Скоро встанет и солнце. Это
солнце будет сиять и для вас. Верьте в
это, товарищи!»

Солнце Великой Сталинской Конституции
светит теперь и нал теми местами, где в
далеком прошлом, 37 лет назад, товарищ
Сталин вел рабочих заводов Ротшильда,
Монташева, Нобеля и других. на борьбу.
Сохранился и дом Хашима Смырбы, где
печатались. прокламации. На кладбище
Соук-су проходили тайные собрания,
организованные товарищем Сталиным.

По поручению Кавказского союзного. ко-
митета в июне 1904 г. товариш Сталин
приехал в Баку. С огромной настойчиво-
стью и принципиальностью он начал гро-
мить меньшевиков, направляя бакинскую
воциал-демократическую организацию по
ленинско-искровекому пути.

Горол нефти бережно охраняет десятки
памятников, связанных с неутомимой ра-
ботой великого Сталина’ за создание ба-
кинской ленинско-искровской партии.

Путешествие по сталинским местам ок-
рыляет и вдохновляет на еще более ак-
тивную борьбу за полную победу комму-
низма во всем мире.

ВАНО ДЖАПАРИДЗЕ.

12 июля 1939 г.,

Вот все, что осталосЕ от д puehine-
го храма Армении в селении Гарни. Он
построен в [1 веке нашей эры рим-
скими мастерами, которых привез с со:
бой, возвращаясь. из путешествия к Не-
рону, армянский царь Трдат’ 1. Фронтон
храма отделан прекрасным  лиственным
орнаментом, Храм расположен на выс-
кой скале, омываемой с двух сторон
реками:

Путь туриста начинается от Еревана,
Здесь он осматривает. достопримеча:
тельности города и его окрестностей,
В 30 километрах от столицы Армянской
республики — в Гегарте и Гарни сохра-
нились интереснейшие памятники архи-
тектуры Т, Х и ХШ веков.

Чудесен трехдневный отдых в палаточ-
ном лагере ‘на озере Севан.

Заканчивается путешествие в Калаге-
ране. Отсюда можно совершить экскур-
сию в селение Санаин — родину А. И,
Микояна.

КАЗАХСТАН

OPO едит... +4
т

Этот чудесный пейзаж вы Увидите в
Казахстане, Горные . вершины ‘покрыты
снегом, густыми величественными ле-
сами.

Путешествие начинается с Аяма-Ата—
города, носящего поэтическое имя. Ал-
ма-Ата в переводе’ означает — Отец яб-
лок. Маршрут идет по’ северным” скло-
нам Заилийского Алатау, у самого под-
ножья которого и расположена. столица

республики
Шесть дней туристы проводят в
Алма-Ате. знакомятся с социалистиче-

ским строительством, бытом и культурой
некогда кочевого народа, Затем — заме:

чательная автомобильная прогулка в
урочище Горельник, через живописное
ущелье, где шумят реки, а склоны

утопают в зелени деревьев.

Три дня пребывания в Горельнике—
это дни незабываемых впечатлений: эк-
спедиции в ущелье Аюк-Сай, на ледник
Тююк-Су, альпийские луга, ‘выезд на
озеро Иссык, расположенное в горах на

высоте 1.700 метров над уровнем моря.

ЕНИСЕЙ

Прозрачен и глубоководен Енисей.
Сквозь таежные леса, суровые горы и
бескрайные степи несет ‘он свои быст-
рые воды,

Изумительные по ‘красоте картины
проплывают перед глазами путешествен-
ника. Он ‘видит здесь причудливые ска-
лы, поросшие вековыми деревьями, пе-
щеры доисторического человека, старин-
ные сибирские города и сёла,

У Енисея -— богатое прошлое, С этой
рекой связано имя Ермака. В далеком
селе Шушенском около трех лет нахо-
дились в ссылке Владимир Ильич Ленин
и Надежда Константиновна Крупская. В
окрестностях Минусинска — города, нас-
читывающего два столетия,—жили с0с-
ланные на вечное поселение декабристы,
петрашевцы, народовольцы.

Путешествие по Енисею заканчивается
обычно посещением заповедника «Стол-
бы». Фантастически нагроможденные гра-
нитные глыбы, высотой ‘до 750 метров;
надолго остаются в памяти.

На снимке — один из уголков этого
заповедника.