14 июля 1939 г,, № 159 (4342)

-

@

вл

НМЦУЗСКАЯ РЕ

COMO

POE ee Renee ne

ЛЬСКАЯ

SEY Е ЕСРТСНИИЯ

Re

EA BIA

150-ЛЕТИЕ ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
POA PS Eo SO Yl APN YAS OV РЕВОЛЮЦИИ

Г

Французская революция в. гораздо бель-
шей степени связана в своем течении и
развитии событий с тем могущественным
влиянием, которое со стороны хругих пер-
жав овазывалось на ее внутренние дела, с
международной обстановкой, чем. скажем,
т& большая революция, которая ей пред-
шествовала, — революция английская.

Конечно, попытки интервенции, попыт-
И влияния со стороны были и во время
английской революции, но речи быть не
может о том, чтобы в Англии внешняя об-
остановка, в которой развивались события,
XO такой степени могущественно влияла на
революцию, как это было с революцией
французской.

Ботла революция началась, в течение
всего 1789 т. в Европе ловольно смутно
понимали, что происхолит во Франции.
Общез мнение дипломатических канцеля-
pu сволилось К тому, чт происходит
смута, происходит нечто вроде «расптирен-
ной фронды» ХУП столетия, как говорил
Гериберг в Пруссии и думал Вильям Питт
в Англии, и что таким образом дипломати-
ческая и военная сила Франции на время
выхолит из строя. Когла в 1791 тоху нд-
чались  леёятельные тайные переговоры
между Пруссией и Австрией, е олной ето-
роны, между и Россией, с xpy-
той стороны, межхду коалицией континен-
тальных феодально-абсолютистских держав
и Англией, с третьей стороны, то во вре-
MA этих перетоворов ставился вопрос ©
комненсациях. Дело рисовали так, что
нужно спасать Европу от тюжара, нужно
спасать цивилизацию от крушения, но 3&
ЭТУ «услугу», которую человечеству готовы
оказать монархические державы, они долж-
HH получить то-то и 10-10: например,
Пруссия холжна была получить террито-
раю по среднему течению Рейна, Авст-
рия — территориальные приобретения по
верхнему течению Рейна; Россия может
претендовать на приобретение опорного
пункта на Срехиземном море, например. на
Корсику. которую можно отнять у Фран-
пии; Англия может претендовать на ту
или другую колонию. Вильям Питт ду-
нал лаже, что она может претендовать на
все французские колонии и прежде всем
на остатки Французских владений в Ин-
щи. Словом, уже наперед распределялиеь
те компенсации, точнее те аннексии, ко-
торые желательно было получить за фран-
цузекий ечет.

С чисто военной стороны не было почти
никаких сомнений: австрийские, прусские
тенералы, пруеский штаб, — все они бы-
ли убеждены, что дело кончится «воен-
ной прогулкой» (une promenade militaire)
ло стен Парижа, причем встречать их бу-
дут более или менее как освободителей. Te
4% тысячи бежавших из Франции ари-

стократов-эмигрантов (их было гораздо во-
обще больше, но 4 тысячи составляли
уже определенный отряд, стоявший отчасти
B Кобленце, отчасти в Майнце, в Трире, в
Штейере), которые составляли, как их на-
зывали, армию из офицеров и генералов,
но без солдат, вое же играли большую и
беспохойную роль. Они были главными
знатоками того, что во Франции делается.
Они об’ясняли Европе, что в сущности
несколько разбойников, революционных
сорванцов, захвативших случайно власть
в Париже, терроризируют всю страну, что
Франция будет встречать, как освоболите-
леи ту армию, которая придет освобождать
короля от плена.

Нельзя сказать, чтобы эмигрантам впол-
не верили. Трезвее всего судили два УМ-
нейнтих представителя тоглашней монархи-
ческой Европы — Вильям Питт в Анг-
лии и Екатерина П в России. Екатерина
своим выдающимся умом, своей огромной
политической опытностью, тромадной, тон-
чайшей хитростью, которая была евойет-
венна ей, раскусила эмитрантов © первого
момента. Она интуитивно понимала то, что
знал Вильям Питт, прекраено освехомлен-
ный через своих бесчисленных  arewron,
через великолепно поставленный питионазж,
которым он с конца 1790 года покрыя,
как сетью, Францию.

Вильяму Питту важно : было не  о
чтобы непременно победить революцию,
или непременно восстановить короля Людо-
вика ХУ[ во всей полноте’ абсолютной
власти. Он не собиралея непременно кон-
чить гражданскую войну во Франции, по-
тому что установление того или иного
прочного порядка — либо абсолютистского;
либо нового, конституционного, ^револю-
ционного порялка вещей -— грозило  вер-
нуть на прежнее место ту самую Фран-
цию, которая з& шесть лет лю взятия Ба-
стилии отняла у англичан Северную Аме-
рику (англичане утверждали и в прессе и
в парламенте, что не инсургенты создали
штаты и отняли колонии, & французы, ко-
торые помогли инсургентам). И вот этот
конкурент -— экономический конкурент,
динломатический конкурент — на время
CHAT CO счетов, и возвращать его на преж-
нее место не было никакого смысла.

Тем неё менее подпевать всему тому. что
товорил» Екатерина, было необходимо, и
поэтому и Вильям Питт и Екатерина, т. 6.
липа, наиболее точно знавшие. что поло-
жение гораздо-опаснее для будущих интер-
вентов, чем это кажется, именно они-то
больше всего и толкали на интервенцию.
Екатерина толкала пропагандой, Питт. тол-
кал субсидиями.

Таково было положение вещей,  когла
во Франции эта тотовящаяся гроза стала
оказывать прямое воздействие.

i

Rorza наступил 1790 год, то. предста-
витель победившей революционной бур-
жуазии, городской голова, председатель
муниципалитета Парижа восторженно при-
вететвовал его величество короля Люлови-
ка ХУ! с продолжением благополучного
царствования. Такой нопреклонный и по-
слеловательный революционер. как Робес-
пьер, в том же 1790 году сказал: «Рево-
Люция кончена». Это сказал человек, пре+
данный революции дупюй и телом, чело-
век, сложивший потом свою толову на
службе революции, человек, кроме ре-
волюции, кроме поддержки ее, кроме служ-
бы ей, ничего в жизни не знавигий и не
имевший. Когла он это сказал, как нужно
было понимать эти слова? Чрезвычайно
определенно—никакой загадки тут не бы-
ло. Препятствия низвергнуты, его величе-
ство подчинился необходимому, двор, двор-
цовые советники и королева приведены к
молчанию. поэтому революция кончена. У
Робеспьера было убеждение, что если ко-
роль захочет противиться, то он погубит
свою толову. потому что вил У него нет.
И так как предполаталось, что король бу-
хет действовать разумно, то считалось,
что противиться он не будет.

Робеспьер полагал, что улица тиха, по-
тому что все достигнуто, не о предвидится
новой борьбы, а монархическая Европа
была убеждена в том. что напрасно испу-
тались в 1789 году. что никакой настоя-
щей революции не было, что это были от-
дельные вопьшки, которым напрасно, так
быстро уступили, и поэтому нужно натря-
нУТЬ.

Й вот в Евроне назревают новые’ собы-
тия, окончательно налаживается вторже-
ние. Еще перед этим затевается вывоз ко-
роля за границу, избавление его от плена.

То, что затевалось, повидимому, ни ему.
ки королеве Марии Антуанетте, ни русско-
му послу, который способствовал этому
предприятию,—никому из них в точности
не представлялось, какой окажется эта
опасность во всей ее полноте. Думали. что,
если король Уйдет из Тюильри, если ему
Удастся достигнуть границы, он‘ тогда
присоединится Е армии интервентов и
эмигрантов и там будет ждать развития
военных действий. Это не внешняя вой-
на, а усмирение королем Людовиком ХУ
прежде всего восставших  бунтовшиков
при помощи заграничных друзей. Это
могло. бы, при прочности монархической
летенды в тогдашней Франции, разумеется,
произвести чрезвычайно большую, серьез-
ную и выгодную лля интервентов  хивер-
сию.

В Варенне короля и ето семью аресто-
вали. Король и королевская семья возвра-
щаются в Париж,

Для веего французского народа стало
ясным, что вс@ 70, что король делал ло
сих пор, все эти подписанные им декреты,
воторые ему представлялись, все это’ ока-
залось сложнейшей комедией. которую он
ломал, пока был в Париже. И вообще яс-
в0, что ловерие исчезло.

Ето не низвергли. Его не только не низ-
вергли, но даже расстреляли  лемонстра-
цию плебейских масе, которая 17 июля
вышла на улицу с определенными антимо-
нархнческими лозунгами. Их раестреляла
тогда буржуазная милиция.  расстреляла
национальная гвардия, потому что  бур-
вуазия, уже не веря сама нисколько ко-
релю, тем не менев полагала, что низвер-
гать его с престола — это значит открыть
шлюзы для демократического потока.

у Доклад, прочитанный на общем собра-
нии Академии наук 28 июня 1939 г.

Олнако могущественнейшее воздействие
заграницы с каждым месяцем станови-
лось все больше и больше. Зимою
1791 — 1792 rr. у власти были жирон-
хисты. ирондисты видят ясно, что го-
товится нашествие. Межлу ними и мон-
таньярами происходит по этому вопросу
совершенно определенный разлор. 1

Жирондисты желают выступить, жела-
ют войны, которой етремятся сообщить по
крайней мере в лекларативной части ха-
рактер революционной пропаганды, хо-
TAT этой революционной пропагандой
ослабить тыл врага и этим самым  спа-
стись от поражения.

Робеспьер был против войны. Почему?
Нотому что опасность была страшная, по-
TOMY UTO OH хорошо знал, что. готовится.
Абсолютистекая Европа, безгласные кре-
постные мужики, дающие большие  дис-
циплинированные армии, снабжеютея ‘ пе-
редовой, самой переловой тогда на земном
шаре, и именно передовой в. экономиче-
ском смысле, державой. Он знал, какова
коалиция, которая готовится. Он не те-
рял надежды, что удастся отстоять. рево-
люцию. Но если бы можно было избег-
нуть войны, он пошел бы на это.

Война вспыхнула весной 11792 тода. С
этого момента положение было такое: все,
что происходило‘ в революции, вся борьба
партий, вся тосуларетвенная жизнь подчи-
няется в первую очередь мысли о TOM
страшилище. которое движется на Фран-
пию с востока.

Лето 1792 года. Ясное дело, что король
усидеть не мог. Яено, что все фантазии о
короле, все эти сентиментальные частуш-
ки, сентиментальные брошюрки и листов-
ки. которые распространялись не’одними
только монархистами, a даже и людьми,
считавшими, что они искренне преданы
революции, все эти разговоры о’ «короле,
который так добр, и королеве, которая так
прекрасна», — эти разговоры, словесные
украшения, все это потеряло цену. Теперь,
не только после бегства короля, но и
когда в 1792 году друзья короля и коро-
левы идут на Францию, явным образом
призванные королем и королевой, сохра-
нять в Тюильрийском дворце шпионское
гнездо, которое почти перестало даже
скрывать, что оно сносится с врагом, было
совершенно невозможно.

Й тем не менее все-таки разрыв с мо-
нархией, которая существовала полторы
тысячи лет, разрыв © этим институтом
все-таки был таким трудным делом, в та-
кой степени нужны были еще и еще ка-
кие-то события, что даже весной и в на-
чале лета 1792 года монархия еще суше-
ствовала. .

И тут опять последовал новый толчок,
который решил дело. Это был знамени-
тый манифест герцога Брауншвейгско-
то, который был напечатан в одной из
майнцеких типографий. Он был 0©0-
ставлен эмигрантами, причем даже не
вождями тогхалиней эмиграции — эти вож-
хи не отличались особенной бойкостью пе-
ра, и ‘поэтому они выискали одного из
тех. кто около них был, хотя и не слиш-
ком аристократического происхождения —
он был когда-то экономом у герпога Орле-
знского. Враги ето говорили, что прежде
чем быть экономом, он был поваром. Так
или иначе, он считалея  «литератур-
ным пером», и ему было поручено со-
ставление документа. Документ был co-
ставлен и затем одобрен вождями эмигра-
ции и предетавлен предводителю прусско-
австрийской армии-—=терцогу Брауншвейга
скому.

——-

Академик Е.

В. ТАРЛЕ

Что в этом локументе было? Было. все

TO, что может придумать слепая › ярость
людей, которые уже не могут сдержать
себя, пока они пишут заявление врагу.

Это были самые свирепые утрозы, в’ ко-
торых. ярость соединялась с потнейшим
презрением. Этот документ, совершенно
официально связавший короля с нашестви-
вм, с вратом, который уже готов был
вторгнуться во Францию, окончательно
решил дело. :

25 июля документ был подписан терцо-
том Брзуншвейгеким. Составлен он был
раньше, но несколько дней прошло,. пока
этот эконом его представил, пока его от-
редактировали в эмигрантской среле; пока
колебался герцог Брауншвейгский, кот-
рый не сразу его подписал. При тогдаш-
них путях сообщения документ этот еще
через несколько дней, в сзмом конце июля
и в первые дни августа, стал известен в
Париже, а 10 августа того же 179% тода
король был низвергнут в престола.

Ш

Штурм Тюильри, осада и сдача замка,
низвержение короля © престола, все эти
события 10 августа открыли новую эру и
BO внутренней и во внешней истории
Франции.

19 августа, через 9 дней после низвер-
жения королевской власти и гибели фран-
цузской монархии, интервенты перешли
через французскую границу. Это было от-
борное войско, бесспорно высокодисци-
плинированное, державшееся, правда, пз-
очной дисциплиной, но крепко  держав-
шееся, снабженное офицерством, ‘которое
по своему военному образованию было,
может быть, лучшим в тогдалиней . фео-
дально-абсолютистской Европе. Против не-
TO стояло французекое ополчение.

Ta «французская горячка», о которой
говорят иностранцы, наблюдавшие эти с0-
бытия, была горячкой патриотического
возбуждения, ярым пылом людей, которые
увидели из манифеста герцота Bpayx-
швейтского то, чего многие не понимали
раныше. Увидели, что трозит нашествие
такого врага, который не пощалит не толь-
ко революцию, но который вообще физи-
чески не пощалит тех, кого захочет унич-
тожить, потому что угроза всем  револю-
ционерам касалась всей Франции: ведь де-.
вять десятых населения Франции перешло
уже в 1789 году на сторону революции.
Затем действовали слухи о том. что нача-
ли творить эмигранты, которые шли в
авангарде нашествия, не в том смысле,
что они первые сражались, но в том,
что они первые начинали наводить но-
вые порядки во всех селениях и 101о-
дах, которые они занимали. Слухи о том,
что они делают и говорят, были наилуч-
шей революционной пропагандой. Приво-
лили те слова, которые говорили эмигран-
ты в Майнце и других занятых городах,
что «нужно запасти достаточно розог ното-
му, что мы будем лолжны пересечь’ всех
тех, кого мы не перестреляем», т. е. дру-
тими словами, «мы перестреляем всех тех,
кто выйдет сопротивляться, и  пересечем
розгами всех прочих в тылу». ИН ee

Повторялись другие слова, — что необ-
ходимо булет истребить не только якобин-
цев с их женами, но и их тетей, потому
что какие же порядочные дети могут ро-
длиться от якобинцев? Все эти крылатые-
слова, на которые не скупились эмигран-
ты, разносились по всей Франции. _

Во главе войск в 1792 голу стоял Дю-
мурье -— один из лучших военных людей
того времени. Конечно, Дюмурье не мог
сравниться с тем великим талантом, кото-.
рый гремел тогла в Европе, т. е. с Суво-
ровым. Но все же своим военным талантом.
он превосходил герцога Брауншвейгекого.
В тот момент Дюмурье был еше генералом
революционного правительства, He думав-
шим о дальнейшем. об измене, о том чер-
ном поступке. который навеки запятнал
ето имя в 1793 толу и вместе с тем кон-
чил его политическую карьеру. ‘Тогда, в
1792 году, он был совершенно искренним
главнокомандующим, стремившимея толь-
ко к военным целям -— к победе над вра-
rom. В сентябре положение было такое, что
армия Дюмурье оказалась почти равно-
сильной, а потом и на 2 тысячи превосхо-
дящей армию герцога Брауншвейтского.

«Armée ‘du choc» —- «apmua первого
столкновения», которую привел герцог
Брауншвейгский, насчитывала 34 тысячи,
армия Дюмурье — 36 тысяч, Тем не менее
колебаний в армии интервентов не было
никаких. р

В высшей степени. важное и даже
драматическое впечатление производит
один маленький эпизод. За ‘несколько
дней до Вальми герцог Брауншвейгекий
отрядил лля переговоров. парламентера, не-
коего Массенбаха, лля того, чтобы  усло-
виться с французами относительно раз-
личных второстепенных вопросов (конеч-
но, о перемирии или мире не могло быть
и речи). Массенбах прибыл в лагерь и,
покончив в несколько минут все дела,
из-за которых он прибыл, разговорился с
генералом Дювалем. Дюваль был одним из
тенералов старой армии, да и все тенгра-
лы, которые тогла там были, были из ста-
рой армии. (Конечно, не все старые гене-
ралы пюшли служить в революционную
армию, многие. эмигрировали, но многие
пошли, в числе их был и Дюваль). . Дю-
валь вступил с Массенбахом в разговор,
который последний не мог забыть до кон-
ца своих лней, и в тот же вечер, вернув-
пгись в свой лагерь, рассказал. Дюваль
сказал ему, что армия нашествия находит-
ся в каком-то странном заблуждении, FTO
она ‘имеет перед собой совсем не то, что
Думает. — Вы предполагаете, — сказал
он, — 910 это какая-то орда оборванцев,
которые .разбегутся OT ваших  выстре-
лов, — ничего подобного. Они по-другому.
дисциплинированы. Вообще это что-то
совеем иное, чего никогда еще не было. —
Что же имел в виду Дюваль и что
обнаружилось в. 1792 и в ближайшие
тоды? Обнаружилось, что эта армия пох-
чиняется новой лисциплине. Ведь почти
все надежды у герцога Брауншвейгекого
возлагались на то, что армия революционе-
ров — это армия забияк и головорезов, ко-

торые только что свергли короля, не уме-
ют подчиняться, & так как они не могут
подчиняться, то это не армия и с ней не-
зачем считаться. Между тем выявилаеь та
новая дисциплина, которая тогда еще бы-
ла совершенно в Западной Европе не из-
вестна. Как это ни странно, но в армии
из крепостных крестьян; в армии Суворо-
ва, эта новая дисциплина была более по-
нятной. Гениальность Суворова, между
многим прочим, заключается в том, что он,
ничего общего не имевший идеологически
© французской революцией, организовал
уже тогла свою армию в значительной Me-
ре так, что она была похожа более на ар-
мию революционной Франции, чем на ap-
мию старого порядка, в том числе в отно-
шении дисциплины. 0 суворовской диеци-
плине я говорить не буду, она заслужи-
вает спепиального ‘исследования. ло сих
ор не имеющегося в русской литературе.
о в чем состояла о сущность диецип-
длины революционной армии? Сушность
ее заключалась в том, что долгом че-
сти, долгом патриотизма в 1792 roxy
было полное, беспрекоеловное повинове-
ние, Войска революции инстинктом по-
няли то, что нужно им было делать.
Как они этого достигли? Военных судов,
всей организации, которая в армии лержа-
л& люлей в лиспиплине, там не было.
Старая армия разрушалась, генералы и
офицеры или эмигрировали, или они оста-
вались, но им не верили; часть из них,
которая пошла на службу в революцион-
ную армию, еще только присматривалась
к новым порядкам; от них эта новая дие-
циплина возникнуть не могла. Дюмурье
не’ мог, конечно, проследить, будут ли
исполняться его приказы через все  по-
средствующие отделения, но рядовые сол-
даты били смертельным боем тех товари-
щей. которые не выполняли приказов,
прекращали с ними товарищеское обще-
ние, наказывали их с той суровостью, в
какой не наказывало начальство.

Больше того. Практиковалась и  смерт-
ная казнь. Товарищ не исполнил приказа,
его призывают и допрашивают, но OH
генерала обманет, он самото Дюмурье об-
манет, он прел. начальством ‘оправлается,
И были случаи, когда такого  рядовото,
призванного за те или иные непорядки к
ответу, отпускали с миром, а когда он
возвращался в роту, то его били так. что
приходилось на другой день либо cBesTH
его в лазарет, либо свезти на кладбище.
Было не только это. Потому что товари-
щей обманывать труднее, чем начальство.
Была не только эта зоркая слежка за тем,
чтобы приказ начальника был исполнен
непременно, но было также суровое стрем-
ление жесточайшим образом, гораздо боль-
ше. Горазло сильнее, чем наказывало на-
чальство, наказать за неисполнение‘ при-
каза. И эта дисциплина, такими средства-
ми поддерживаемая. конечно. могла быть
в ходу только тогла, когда такое неисто-
вое воодушевление, жажда борьбы и. побе-
ды охватила нацию. :

И вот настает заря 20 сентября 1792
года. Около мельницы в Вальми^ стоят
друг против друга обе армии. Если pac-
сказать о Вальми, как 0. военном проис-
шествии, то трудно будет понять, почему
оно сыграло такую колоссальную роль в
истории. ;

Начинается битва. Герцог Брауншвейг-
ский строит в карре свои полки. Это от-
борные прусские полки, офицеретво кото-
рых гордится, что они всецело сохранили
традиции Фридриха П. Й этот стройный
параллелограмм движется французам на-
встречу. Гремит французская артиллерия.
Французы под прикрытием огня начинают
наступать. ’Параллелограми  шарахнулся
назад — он отступил. После этого столк-
новения, котда французы отбросили армию
герцога Брауншвейгского, они ее не пре-
следовали. Дюмурье боялея этого и вовсе
не считал врага’ разгромленным. Но даль-
ше случилось следующее: герцог Браун-
швейгокий уже не нападал вторично. За-
тем после нового поражения, которое. было
значительнее, чем при Вальми, поражения
при Жемаппе, он ушел. В чем тут дело?

Трусом он ‘никогда не был. Ho здесь
произошло то любопытное явление, кото-
рое ‘потом так долго подрывало энергию
армии коалиции после того, как она уви-
дела, что франпузская армия может сде-
лать. После того, как герцог Брауншвейг-
ский увидел, что французы не побежа-
ли, а, напротив, что его отбросили, пе-
ред ним, повидимому, еразу осветилось
то, чем он не понимал накануне из слов
Maccenfaxa. On растерялся, увидел. что
перед ним оказалась какая-то новая сила,
которую он понять во веей полноте не
Mor.

Он отступил явным образом. Он не же-
лал продолжать войны после. этих двух
поражений. Это самое интересное: силы
еще были, a on не шел. К тому же в
эмигрантах он совершенно разочаровался.
Во всех деревнях, пою которым он прохо-
дил, он видел отношение к эмигрантам, он
видел, что эмигранты только и держатся
внешним нашествием, что ненависть к
ним пылает все больше и больше.

ТУ

Как это поражение отразилось ‘в Ев-
ропе, в Пруссии и Австрии? Уже вой-
дя в дело, отступить им было нельзя. Они
потребовали субсидии от Питта. Питт
отнесся к этому хладнокровно. Он и рас-
считывал на затяжную войну. Затем как
будто бы счастье улыбнулось. В 1793 т9-
ху вспыхнули странные контрреволюцион-

ные бунты. Вандея в огне, Лион в ог-
не, началось контреволюционное восста-
ние в Тулоне — в лучшем француз-
ском порту на Средиземном море. Роя-
листы прогнали и истребили револю-
ционные власти и подарили французский
порт и город англичанам. Английский флот
подошел к Тулону, и англичане там mpoq-

С

но волворились. В Нанте и Бордо идут
деятельные сношения с англичанами с
целью передать им и эти торода. Уже из
Нанта, из Марселя, из Борло даются сит-
налы французским колониям, чтобы отла-
ваться англичанам, потому что там, тле
англичане захватывают французские коло-
нии, они восстанавливают рабовладение,
отмененное французекими революционными
хекретами. i

Новое налиествие в начале 1793 года...
Дело идет как будто блестяще для интер-
вентов. Но почему они не прошли в На-

риж? На это у них сил нехватило. Хотя
им представлялось, что когда Франция
вся в огне, когда разом со всех сторон

вспыхивали восстания, котла с востока
шли армии Пруссии и Австрии, шли ‘с oco-
бенным упорством, желая отомстить 3a
скандалы 1792 года, то были моменты,
когда казалось, что революция погибла.

Котда 13 июля под кинжалом Шарлотты
Корле нал Марат, ‹то это не прелетавля-
лось в тот момент индивидуальным тер-
рористичесийм актом. Представлялось. что
контрреволюция уже настолько  могуча,
настолько уже овладела Францией, что
эти передовые отряды, высылаемые. в виде
диверсантов или в виде индивидуальных
террористов, это только авангард гряду-
щего окончательного нашествия, оконча-
тельной победы, окончательного ниспро-
вержения.

Нало сказать, что в 1793 году, когда
они опять пошли походом на Францию;
Пруссия и Австрия (я имею в виду офи-
циальных лиц) разгадали уже более или
менее Екатерину, т. е. сообразили, что
она их втравила в войну для Toro,
чтобы потом отхватить лучшие части
Польши. Некоторые из них, поумнее,
уже в 1790 г. догадывались, а теперь
уже совсем ясно понимали это. Она про-
должала кипятиться и в 1793—1794 гт.,
продолжала говорить о необходимости 9б-
щими силами низвергнуть варваров, кото-
рые казнили короля и королеву. но  по-
прежнему He давала ни одного солдата.
Это они поняли, но тем не менее им лело
прелставлялось так, что если OHH во
Францию войдут, и если они в Ca-
MOM деле начнут делить Францию, ко-
нечно, Екатерина захочет принять Уча-
стие в этом, и тогда бесчисленные русские
резервы прилут им на помощь. Так что
большие армии, интервентекие резервы,
которые Екатерина при всей своей хитро-

сти и при всем нежелании даром чо-хибо”°
делать могла лать, грозили выступить, ^
потому‘ что, казалось, слишком ясна побё-””
да. Вот при кзких условиях якобинская’“”
диктатура начала дело спасения Франции.”

Комитет общественного спасения, в ко-.
тором главную роль стал играть Карно,
этот комитет потому только и мог что-либо
сделать, что настроения в 1792 roxy B
низах, в нлебейских массах деревни и го-
рода продолжали оставаться такими же. _
Беспошалная диктатура также только по-
тому могла действовать, что сочувствие ей
было обеспечено всецело в плебейских мас-.
сах. в низах. i ie

Но вот успели превозмочь все трудно-_
сти. Начинается 1794 гол. И здесь, при.
самой суровой диктатуре, армия и рестуб-—
лика выгоняют вон интервентов. Ha этот
раз окончательно, выгоняют. июне _
1794 гола проиехолит битва при Флерюсе. `
И на старые места австрийцы уже не воз-
вращались. Дело было кончено. Нашествию
был нанесен страшный, окончательный
удар. И сейчас же это отразилось на BHYT-
ренней политике.

Битва при Флерюсе закончилась 26 ию-
ня. А ровно через месяц и один день —_
27 июля по тригорианскому календарю, a
по революционному каленларю 9 термило-
ра была обезглавлена якобинская хликтату-
ра. Пал Робеспьер, казненный вместе с его
товарищами на другой день — 10 терми-.
дора. ;

Какие здесь можно устамовить связи?
Нельзя так категорически  утверждать,.
как это некоторые историки говорили
долгое время, что как только  избави-
лись OT внешнего налпествия. как только
якобинская диктатура сыграла свою роль,
она оказалась лишней, и ее убрали. Это
было не так. Я не касался тут внутренней
HCTOPHH революции и, говоря © могучих
толчках внешней политики, оставлял в
стороне внутренние события. Не одно сра-
жение сыграло тут роль, я не товорю о
других бесчисленных течениях, © всей
той почве социально-экономической. на
которой выросло 9 термидора, но уско-
ряющим толчком к этим событиям было
это сражение при Флерюсе.

Пала якобинская ликтатура. Водворяется
термилорианский конвент, волворяется цар-
ство крупной буржуазии, выдвигающей те
или иные партии, те или иные течения
в термидорианском конвенте.

iV,

Якобинская диктатура обезглавлена. В
наследетво термидорианцам, a затем Ди-
ректории осталась война. К 1795 голу
становится ясным для интервентов, что
они ошиблись, что, быть может и можно
будет как-нибуль до известного времени
продолжать войну, но сейчас ничего не
получишь, о

Что же дальше? Первой стала отставать.
от союза Пруссия. Если сейчас ничего не
получишь, может быть первой изменив
коалиции, можно будет что-нибудь от ре-
волюционной Франции добром получить,
пусть не из французских владений, а из
каких-либо других, например из бесчис-
ленных маленьких немецких княжеств, ко-
торые можно будет так или иначе присое-
ДИНИТЬ.

Начинаются тайные переговоры. Любо-
пытная черта; начиная переговоры с рево-
люционной Францией, Пруссия вместе с
тем ведет переговоры с Вильямом. Питтом,
указывая, что она поиздержалаеь в по-
следнее время и что хоропю было бы уси-
лить субсидию. Вильям Питт на этот раз
дал. Впоследствии о нем говорили его вра-
ги из партии Фокса, из вигов, что слу-
чается, что иногда человек бывает выше
среднего уровня по уму (это был Вильям
Питт). И бывает человек ниже среднего
уровня по уму (это был прусский ко-
роль). BOT все-таки человек, ко-
торый ниже среднего уровня, одурачивает
человека, который выше среднего уровня,
И на этот раз. случилось так е Вильямом
Питтом. Правда, он лал приблизительно
только 20’ или 25 процентов. Пруссия по-
лучила эту часть субсидии, не очень на-
стаивала на том, чтобы он дал все. а по-
том, котда внезанно помирилась с Фран-
пузской республикой, его же стала уко-
рять, что вот он  поскупилея и поэтому
пришлось помириться с французами, а
деньги, которые они уже получили, они,
конечно, не отдали.

Е слову сказать, это нисколько Вилья-
ма Питта не разочаровало. On хорошо
знал, с кем имеет дело. Он потом им тоже
давал субсидии, но только более осторож-
но, частями и старался уже давать те или
иные субсидии после выполнения заказа.

В 1795 году Пруссия заключает с
Францией мир. Екатерина попрежнему не
дает войска. Пруссия отстала от. союза, ‘и
Австрия осталась один-на-один. Правда, у
нее была такая могущественная помощни-
ца, как Англия, но эта помощница была
далеко. Нового нашествия ожилать было
нечего.

‚Й вот набинается 1796 год, которым
я заканчиваю этот обзор. Мы подошли
именно к тому моменту, о котором не-
сколько раз товорил Ленин, о котором
товорили и Маркс. и. Энгельс, © котором
товорил Сталин, говорили в том или ином
Ble, в той или иной связи, употребляя
разные термины. К тому моменту, Korda
революционная война. война самозащиты,
при известных условиях. начинает  пра-
вращаться в захватническую войну.

Это. была война 1796 гола. Война 1796
года и была таким «стыком». Она нача-
лась. как война революционная, война
оборонная, а кончилась как война захват-
ническая. Она и была первой большой
войной Бонапарта, тде он был главно-
командующим.

Бонапарт, начиная эту войну, лейетво-
вал еще Kak революционный генерал. об0-
ронявший родину от готовящегося нашест-
вия. Но это было только началом.

Он в полтора rola завоевал Италию.
Он выгнал австрийцев из Италии и в те-
чение полутора лет ограбил Италию так,
как только мог ограбить, — бесконечные
караваны всевозможных ценностей  потя-
нулись в Париж. В конце. уже вторг-
шись в Австрию, уже’ стоя`в Леобене, &
затем в Кампоформио, он торговалея © Ав-
стрией, менял народы и государства, у ав-

стрийцев отобрал некоторые части Италии,
отобрал у них территории сна Рейне. _&
взамен подарил им Зенецианскую  респуб-
лику, которая вовсе не принимала участия
в войне, не воевала ни с французами, ни
с австрийцами. Все это он сделал, не имея
на то ни тени права.

Бесчисленные рассказы и легенды окру-
жают этот первый похол Бонапарата и. в
частности. то, что в 1797 голу он сделал
с Венецией. Но есть легёнды, ебть расска-
зы, которые настолько характерны, что
хотя они. вовсе могли и не быть, они весе
же стоят того, чтобы историк их вепом-
нил. Например, такой инцилент (будучи,
может OBIT,  BEIMBICIOM, OH настолько
правдиво отражает соотношение сил и всю
психологию действующих лип, что стоит
эту легенду привести). ; a

Говорят, ‘что когда представители Венё-
ции, в панике прибывшие в ставку Бона-”
парта, стали умолять его о пощале и ука-
зывали на то, что они совершенно ни в
чем. ни перед. кем не виноваты, что они
были в полном нейтралитете и никогда He
помогали ни австрийцам, ни кому-либо
другому, Бонапарт остался непреклонным,
он уже успел занять Венецию и был го-
тов передать ее австрийпам. Когда, нако-
Hell, представители ложа сказали с отчая-
нием, чтобы генерал вспомнил. что вене-
цианская республика просуществовала еа-
мостоятельно полторы тысячи лет, с У сто-.
летия, — он будто бы прервал их и ска-
зал: «Ну, что же, другие меньше вашего.
существовали, а вы посуществовали и до-
вольно с вас», т. е. он из того, что они?
полторы тысячи лет просуществовали, из-
влек аргумент, чтобы их уничтожить.

Если лаже и не было на словах такого-
дикого цинизма, который сказывается в:
этой легенде, то все, что Бонапарт сделал;
вполне соответствует этому. Он взял и по-
ларил Венецию аветрийцам. Речи быть не
могло не только ни о каком плебисците,
он вообще никого не спрашивал.

Тав кончилась в 1797 голу эта война,
длившаяся больше полутора ‘лет. Фран-
цузская республика вышла © новыми бо-
татствами, с новыми территориальными
прирезками. Полная победа была одержана
над целым скопищем врагов, над сильным
вратом.

На этом я окончу свой обзор.

* *

Py

Мы живем в такие грозные времена, мы
постоянно чувствуем себя в преддверии то
придвигающейся к нам, то несколько 019-
двигающейся от нас возможности новой
кровопролитной войны; и несомненно наз
ша мысль поворачивается от этого велико-
го прецедента, — французекой революции в
современному положению.

Нынешнее положение, конечно, совер-
шенно не похоже на то. в котором билась
Французская республика.

Вепомните годы гражданской войны: иные
интервенты бежали от полков Красной Ар-
мии так, ‘Что просто за ними ‘угнаться
нельзя было. Такого периола. как у фран-
цузов, в борьбе с интервенцией y Hac, B
сушности, никогда не ‘было; положение
было другое. классовые соотношения. си-
лы другие, — все было хругое. 4

Перед фактом ‘опасности контрреволю-
ционной войны против СОСР советский
народ и его Красная Армия под руковох-
ством партии Ленина— Сталина сумеют
дать надлежащий отпор новой капитази=
стической интервенции. Е

У них нет никакой надежды сколько
нибудь повлиять на движение  величай-
шей революции, которую хо сих пор пере-
живало человечество, —социалистической
революции, ‘которая У нае произошла и
которая, утвердившись в СССР, начала но-
вую эру в истории.