раво
на труо

Вся моя семья работает и учится. Стар-

ший сын Семен получил высшее ‘образова-
ние и работает в качестве главного бух-
талтера, младний сын Леонид — электро-
техник, Алексей -—— командир Врасной Ap-
мии, Георгий получил среднее образованне,
работает квалифицированным рабочим-мо-
дельшиком. Один сын учится в иколе выс-
шего командного состава Рабоче-Йрествян-
ской милиции. Лочь Людмила — педагог.

Таких семей, как у меня, много. Это
стало обычным явлением в нашей жизни.

Мне с малых лет пришлось испытать,
каково работать на капиталиста. Мальчи-
ком я поступил работать на мебельную
фабрику Петрова. Четыре года я работал
учеником бесплатно без отдыха с утра до
ночи. 5
Сейчас в школах ФЗУ ученики работают
по 4—6 часов в день и: получают в два
раза больше того, что я получал на пятый
год работы при 14-часовом рабочем дие.

Бывал и у меня «отдых», но это был
вынужденный отдых в месяцы безработицы.
Угроза безработицы все время стояла перед
глазами. Сколько людей кругом умирало от
голода, сколько семей гибло от этого страпг-
ного бича! Я

В прежнее зремя заработки подсчитывал
мастер. Он определял-——«чето ты стоишь».
Как правило мастера давали всегда больше
тем, кто их угошал, давал взятки.

Я проработал па производетве 49 лет.
В старое время ‘я давно был бы выброшен
за ворота. При советской власти у меня
нет и мысли 0б этом. Государство дает мне
возможность) ежегодно отдыхать. этом
году я снова был на курорте. Государство
обеспечивает мне пенсию, чтобы жить в
старости беззаботно, спокойно.

Мы живем в счастливое время: работаем
на себя, на свое, нами завоеванное и со-
зданное государство рабочих и крестьян.

Это — та сила, которая’ мешает мне и
многим моим сверстникам—старикам-рабо-
чим оставить завод. Когда приходишь на
свою родную `«Электросилу», радуешься
каждому успеху, в котором есть и твоя доля
труда. Радуешься росту людей, которые все
время идут вперед, смотришь на них, на
этих ‘молодых советских рабочих, на их
счастливую, культурную жизнь и чув-
ствуешь, что ”и сам молодеешь.

Рабочий-модельщик завода «Элек-
тросила» имени С. М. Кирова

Федор Анисимович КУКАНОВ.

Ленинград.

-RONXOSHI
Pon

‚ В. центре нашего села высится памятник
односельчанину поэту-революционеру Тара-
Фу Шевченко. Стовт Тарас Григорьевич с
книгой, а внизу расположились: крестьян-
кз с ребенком, смешашая на барщину,
человек в цепях и труппа падуризан © ко-
сами и винтовками.

Это все из жизни крестьян нашего села.
Их тяжелую судьбу наблюдал Шевченко,
о ней он писал. :

36 лет я промаялея в экономиях поме-
щика-сахарозаводчика Терещенко. И, когда
я смотрю на памятник Шевченко, кажется,
что он вспоминает мою старую жизнь.

Когда настала революция, стали жить
лучше. Но настоящую жизнь дал мне толь-
ко колхоз. Здесь я зажил действительно
счастливо, как нигде и никогда.

Я — рядовой колхозник, а меня так ува-
жают за работу, что и домой уходить не хо-
чется. Видишь, как все стараются, и тоже
в ударники стремишься. Потому ro ‘pa-
ботаешь на себя, свой колхоз, свое Tocy-
дарство, работаешь or Bcero сердца.

Хорошо жить в колхозе. Вее мы-—хозяе-
ва и дела решаем на своих собраниях. Сами
выбираем правление, сами контролируем
его. Поэтому, как на дрожжах, растет наш
колхоз. Муда ни посмотришь, новые по-
стройки, фермы... Трудодень у нас весит
много: хлебом, мясом, овощами, деньгами
мы теперь хоропю обеспечены. ;

выйлешь B cel0,——IpaMo  xoueTcs
плясать от радости. Как все изменилось на
нашей колхозной земле! Среди села распо-
ложился техникум на 350 студентов,
школа-десятилетка. В пяти корпусах
больницы — два врача и три фельдшера.
Пойдешь вечером в Дом колхозника — там

десятки, з то и сотни наших сельчан зи-.

тают книги, смотрят кинокартины. Взгля-
нешь на общежитие студентов-—все в элек-
трическом сиянии, И не знаешь, как радо-
ваться, благодарить товарища Сталина, пол
руководетвом которого партия и советская
власть дали MHEG ечастливую старость и
ралостную жизнь.

Если бы наш односельчанин поэт Тарас
Шевченко мог встать из могилы, он уви-

дел бы, что и бывшую усадьбу Энгельгард-

та, где Шевченко служил крепостным ка-

зачком, советская власть отдала под шко-

лу, и там учатся дети колхозников.

Колхозник Нечипор Мусиевич
ШЕВЧЕНКО.

Киевская область.

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Отца я совершенно не помню, знаю, что

он был слесарем Главных мастерских Закав-

казских железных” дорог. Когда мне ‘был
всего год отроду, он был убит черносотен-
пами как активный участник революционной
борьбы. Мать, оетавшиеь вдовой © тремя
детьми на руках, думала лишь о том, чтобы
как-нибудь прокормить нае, работала бело-
швейкой по 12-—15 часов в сутки. Сидели
дома, нередко голодные, без дров. ;

Восьми лет мать отдала меня учиться
в железнодорожную школу. Там я стал
заниматься  лепкой, увлекся en. Из
простой замазки вылепил Толстого, Руста-
зели, Чавчавадзе. °С тех пор появилаев
мечта стать скульптором. Но что. могло
получиться из этой мечты!

Известные мне по книгам судьбы та-
дантливых людей заставляли думать, что
дорога вперед почти закрыта. Сотни та-
лантливых одиночек варола умирали без-
вестными, непризнанными.

И вдруг дорога открылась! Грузия стала
советской. Для меня открылись двери сред-

ней школьт, затем художественной студии:

Кончил десятилетку и стал студентом Ака-
‘демии художеств Грузинекой ССР. За 5 лет
Яя окончил здесь два факультета-—Фекульп-
турный и архитектурный.

И вот сейчае я, сын слесаря, мечтавитий
0 творческом труде, могу сказать, что эта
мечта, стала живой действительностью. Ра-
битая над памятником Шота Руставели в
своей студии, я одновременно обучаю груп-
пу молодых студентов академии, из кото-
рой сам недавно вышел. Всем этим я 0бя-
зан своей родине; советской власти, боль-
шевистекой. партии, товарищу Сталину.

Оглядываяеь На совой короткий ПУТЬ,
чувствую правоту мудрых сталинских слов
Конституции. Грузия, родина моя, бывшая
царской колонией, на глазах моих расцве-
ла, выросла, выдвинула десятки и сотни

талантов, которые счастливо живут и pa-

достно творят. Перед каждым из них—
яеность пели, открытая дорога к расцвету
творчества,

Скульптор К. МЕРАБИШВИЛИ.

Тбилиси. ›. >

жхх

родины.

Защита

Каждый год батальон, которым я комач-
дую, получает новое пополнение. В ряды
Красной Армии вливаются шахтеры Дон-
басса, колхозники поволжеких областей,
рабочие заводов Советской Украины. И
каждый год, знакомясь с этими предста-
вителями нашей‘ трудящейся молодежи, я
вижу, как растет социалистическое госу-
дарство рабочих и крестьян.`

Еще несколько лет назад нам приходи-
лось пятую часть времени из программы
боевой подготовки отводить для занятий по
ликвидации неграмотности ©реди части
‘нового пополнения. Теперь в учебной про-
трамме этого больше нет: Bee молодые
красноармейцы грамотны. Но жажда зна-
ний, стремление к образованию так вели-
ки, что больше половины молодых краено-
армейщев занимается в кружках. Когда
истекает срок службы, они, как правило,
имеют образование в 0б’еме не менее пяти
классов средней школы.

Наш народ всегда имел массу талант-
ливых, способных людей. Отрадно видеть,
как расцветают эти таланты в наше вре-
мя; Ореди бойцов моего батальона можно

НАЙТИ и художника, и музыканта, и тан-

пора, и певца.

Советекая молодежь, приходящая в
Красную Армию, пользуется всеми блага-
ми, записанными в Оталинской Конетиту-

ции. Молодые бойцы сознают, что им вве-’

рена высокая честь защиты социалистиче-
ского отечества. С какой  страстностью
постигают они военное дело! ой
Каждый боец хочет превзойти своих
товарищей и мечтает: стать командиром —
пусть маленьким, но все же команди-
ром. Обогащаясь знаниями. он не таит их
В себе, а делится со своими товарищами.
`В моем батальоне выделилось девять пре-
подавателей, ведуших занятия по обще-
образовательным предметам. Еще. один по-

БЕРЕЧЬ НАРОДНОЕ
ДОБРО

Мае шестьдесят лет. „Две из них
прожиты при капитализуе. ыко  340-
ровья потрачено в угоду собственникам!
12-летним мальчишкой попал я в 06уче-
ние к шорнику. Свирепый был хозяин. За
каждый грот готов был содрать с наз ко-
жу. Работали мы по 16 часов в сути. Ве-
чером, когда нестернимо ‘мыла спина и хо-
телось спать, должны были убирать мастер-
скую. За день в ней накапливалаеь груда
0брезков и всякого хлама. И из чего-то
кало было выбрать кусочки кожи и воило-
ка. Хозяин все пускал в дело: куски кожи
пели ‘на кисти, из обрезков войлока делали
подупки к селелкам. Дальше начиналось
самое мучительное: из оставшегося мусора
он заставлял нас «выдувать» гвозди. Пол-
зая на коленях, захлебываясь от пыли, мы
дули изо всех сил. Дули до одурения, до
головной боли, А гвозлей-то там было на
2—3 копейки. Подзатыльниками, ремнем
хозяин заставлял нас беречь частную ©
ственность. Закон был на стороне хозяев.
Великая Сталинская Конституция o6a-
зывает всех граждан СССР беречь и укре-
влять общественную сопиалистическую е0б-
ственность, как священную и непривосно-
венную основу советского строя. Эту 0бя-
занность, как и труд, я считаю делом че-
сти и выполняю ее с гордостью и радостью.
Я работаю пюрником на иркутском ме-
таллическом заводе имени Куйбышева. Мне
приходится иметь дело с канатами, привод-
ными ремнями. Я старалось взять от них
все, что возможно.
т толстого приводного фемня, выштед-
mero из строя, я умею так отдирать
изношенные прослойки, что этот фемень

казатель Красноармейской — культуры
0б’емистые пачки писем, получаемых и от-
правляемых бойцами. АЕ 4

— Учись и будь готов к защите социа-
листической родины, к защите Оталинекой
Конституции, — пишут родители сыновьяи-
краеноармейцам.

Радостно видеть молодое советское по-
коление. `Вспоминаеля моя юность. Воен-
ное дело я изучал в 1918-1921 годах
под Царицыном, под Киевом, 8 боях про-
тив врантелевцев и махновцев. ‘

Мне было 19 лет, когда я пришел в
Красную Армию. Сейчае мне 38. Половину
своей жизни я отдал родной Рабоче-Кре-
стьянской Красной Армия. Из батрака,
некогда ходившего в лаптях, я стал коман-
диром, имею воинское звание’ — капитан
РЕКА. - : Mere ee

Я торжусь своей пожизненной профес-
сией. Правительство СООР лважлы награ-
дило меня: орденом Знак Почета и орде-
ном Красного Знамени. м i

_Мы живем в напряженной международ-
ной обстановке. Бойцы и командиры Крае-
ной Армии внимательно следят за собы-
тиями в Испании и Китае, за стовором
фашистеких агрессоров. Мы знаем, как
ненавидят фашисты натиу свободную стра-
ну, наш великий народ.

В сознании рабочих, колхозников, ©0-
ветских интеллигентов на Всю жизнь 33-
печатлены слова статьи 133 Сталинской

Конституции:  «Защита’ “отечества есть   прекрасно используется на другом, более
священный долг каждого гражданина   легком станке, Долгое время я бился ная
ОССР» . от тем, как удлинить срок экоплоатации ка-

натов. Ночи не спал. Наконец, мои усилия
увенчались успехом. Я научился так ера-
щивать канаты, что порой сам не скоро
найлу заростку. Прочность ‘сращивания
превзошла вее мои ожидания. Вместо 3—
4 месяцев канаты работают два тода. За
экономию канатов завод премировал меня
в этом году тысячей рублей.

Я счастлив, что на ‘старости лет могу
быть полезен родине. Мое честное отноше-
ние к социалистической собственности дает
заводу десятки тысяч рублей экономии,
Знаю, что каждый сбереженный рубль пой-
дет на благо всего парода, в том числе на
учебу моих ‘детей и внуков. `

Мы готовы к выполнению своего свя-
щенного долга, готовы ценой жизни огра-
дить нашу страну, наш счастливый. народ

от врагов.
ie Капитан Ф. Н. МАТЫКИН.

‹ Делегаты Чрезвычайного УШ Всесоюзного С’езда Советов, ныне зарегистри-

рованные кандидатами в депутаты. Верховного Совета СССР. Слева ‘направо
в первом ряду: Б. Багирова, Я. К. Гусейнов (Азербайджанская ССР), П. Бо-

‘бокаланов (Таджикская ССР), Н. С.

Сметанин (РСФСР); во втором ряду:

М. П. Папян (Армянская ССР), Ш. Тезикбаева (Киргизская ССР), В, В. Сам-

харадзе (Грузинская ССР) и С. Онгарбаева (Казахская

COP):

„Фото М..Калашиниквова,

Стахановец металличесного завода
имени Нуйбышева
П. ФЕДЯЕВ.

т. Иркутск.

5 ДЕКАБРЯ 1937 г., № 334 (7300)

ЕЕ ee ee
Per eS

ЕИ ЖИЗНИ И СЧА

Право -
неготоьых -

Чтобы ‘понять, какое это великое дел
хля рабочего — право на отдых, стоит
оглянуться назад и сравнить жизнь стз- `
рую с теперешней, советской. 4

С детства пошла я в люди. ‘

Чт в няньках была у мельника, что’
на фабрику пошла —— все одно, никакого
не то что отдыха, — сна вдоволь не было, `
На Прохоровской мануфактуре тю две сме- °
ны работала кряду 1$ 98008, не рази Y
бая стины. Придепть домой — не Terk.’
жила с дочкой на трех метрах В Kasam, ©
А в ней, каж’ сельди в бочке, ютились ку
каморкам сотни рабочих‘ семей. ня

Теперь у меня две комнаты, своя
кухня, ванная есть; ° Приятно, раде
no B лом зайти. Соберемся всей с‘
мьей в выходной день, радио включим, па- “
тефон послушаем (патефон в премию xa’
фабрике получила). Бывает, _
сидим, разговариваем в семейном кругу
обо всем, что кругом творится, больше вее- «
то 9 политике. Вель тем для разговоров
уйма. Дочь—комсомолка, в кандидаты пар-
тии переходит, учитея на втором кур“

текстильного института, сын озончил 63).  -

в комитете комсомола. работает, зять— в во- *
енной академии.

Дело у меня на фабрике большое. Вы-
двинули меня после всесоюзного конкур

ткачих на первое место, перевели «всесо- с
юзную ткачиху» в инструктора ткадкого о}

неха— молодые кадры’ обучать, Ват уже»
семь лет на этом деле нахожусь. Работаю
с увлечением. /

Mensa Bee TepedsT—Ha Kypop? посылают;
я путевка-то давно тотова-— либо в Крым,
либо в подмосковный санаторий. А м}
нельзя. Надо емену готовить!

За двадцать лет меня раз шесть в сана-
тории посылали. В первый раз я попала в
санаторий в 1922 году. Это был стафин-.
ный барский лом. Приехала, гляжу — a
глазам не верю, что вся это роскошь для >
меня. Сроду в таких домах не бывала, He:
то что нё жила.

Через несколько лет я за ударную pavo- ;
ту была послана в Крым. в Ливадийский.
санаторий.

«Раньше налиего брата к таким дворпам
близко не подпускали, даже глядеть на них,
не лозволяли, & тут жить приведется, —
думала я.— Здесь Николалка прежде жид,
a теперь я, ткачиха, жить буду». Как сой-
демся, бывало, рабочие и колхозники, давай.
рассуждать, как здесь раныше на наш счет
цари пировали, а теперь мы здесь хозяева.

Тначиха-инструктор Нраснопрес-

ненсной Трехгорной  мануфанту-

‘ры имени Дзержинского . i
Анисья ТАВРОВСКАЯ.

ОБЕСПЕЧЕННАЯ СТАРОСТЬ

Детство мое умыто слезами торечи и}
обиды. Радостей не знал.‘Ни игр; ‘ни ве-

селья, ни баловства. Отец-рабочий“ зараба-
тывал мало, на хлеб нехватало. Девяти лег.

отроду я пошел на завод, въсклад листо-
вого железа. С малолетними в то время не
считались. Работал 12 часов в сутки, а
зарабатывал 20 копеек.

Теперь. невольно сравниваю жизнь моих
родителей в старое царское время и свою
в настоящее время. В семье моего отца
было шестеро детей, но не было среди нае
грамотных. В моей же семье четверо детей

`  и все они грамотные. Отец мой проработал

на заводе на горячем производстве 38 Лет.
Когда состарился и не мог уж больше
работать, ему не дали ни одной ко-
пейки в помощь. Я проработал на го-
рячем производстве 32 года, и хотя
трудоспособности не. потерял, мне созет-
ская власть. назначила  пененю -B 228

рублей, и работу мне ‘дали по мойм` силам.
Материально я ‘обеспечен хоротто. Muze
в старину и не енилось побывать на‘ ку-
рорте. А ‘теперь советекая власть строго.
следит за тем, чтобы рабочий человек от- -
дохнул и подлечилея. В прошлом году я.
целый месяц лечилея в санатории, в эм
тоду два раза посылали меня в дом отдыха.
И. отдыхаешь — сердце радуется. Beaye
тебе почет, узажение, прямо отеческая за-®
бота о твоем здоровье. В июле этого года
на самолете летал в Москву. Наркомат тя-
желой промышленности вызвал. меня я
других стахановцев к себе на совет — мол,
скажите, старики, как лучше работать?

За все это я и моя семья благодарил
партию и правительство, особенно товарища
Оталина, который в Конституции неё забыл
и нас, стариков. :

Рабочий Верх-Исетского завода

Il. T. SETKOB.

‚ Свердловск.

В умственной жизни народов мира’ поя-
вилась, вот уже год с лишним, небольшая
книга. Она переведена на все человеческие
языки, имеющие письменность: переведена
не только силами и’ средетвами коммуни-
етов; ее выпустили, отвечая огромному
спросу читателей, вее издательства, заинте-
ресованные в удовлетворении этого спроса.

Книгу встретишь буквально везде, где
только фаптистская цензура не наложила
лапу на печать. Ннига выставлена в витри-
нах солидных книжных магазинов полити-
ко-экономической литературы. И также в
матазинах юридических книг. И также в
обычных литературных книжных магази-
нах, где нет книг по специальным вопро-
сам. И также на тележках бродячих кни-
готорговцев, что медленно бродят по рабо-
чим кварталам, по предместьям больших
городов, западных столиц, по деревням, по
злинным дорогам, где росконные лимузи-
ны обгоняют усталых ниших пешеходов.

Эту книжку не предлагают. Ее спраши-
вают, она стала первой необхолимостью для
любого человека, который хочет оглянутьея
на мир, разобраться в том, что его окру-
жает. Без нее нельзя себе представить, в
любой стране, ни огромной публичной би-
блиотекис пятью миллионами томов, ни
маленькой польи с дюжиной томов избран-
ных величайших классиков человеческой
мысли.

Юноша, начинающий жить и думать,
старик-ученый со сформировавитимея на-
учным миросозерцанием, рабочий, дерзнув-
ший первый раз поспорить с хозяином,
прожженный политик, свергающий в па-
лате кабинеты министров, — все одина-
5ово внимательно склоняютея над страни-
цами книги, находя в ней проеветителя,
законодателя, роина,
воесильного противника.

А там, где книжка не может показаться
на виду без того, чтобы не погубить ее
обладателя, там, в странах-тюрьмах, в
странах-кладбищах, эта книжка неслышно
бродит таинственными путями, в крохот-
ных карманных изданиях, в рукопиеных

всесильного друга,

копиях, скользит из рук в руки, ее про-
читывают при свете карманного фонарика,
накрывшиеь в’постеди одеялом, ее обеу-
жлают шопотом, оглядываясь на дверь. Но
обсуждают. ; к’

Ееть небольшное число ‘совершенно раз-
личных по содержанию книг, тем или иным
путем занявших мысль и воображение чело-
вечества на века и иногда на тысячелетия:

«Политика» Платона, евангелие, ко-
ран, эпос Гомера. «Общественный договор»
Русео, утопии Сен-Симона, Томаса Мора,
Кампанеллы. .

«Коммунистический Манифест», «Капи-
тал», «Государство и революция», «Вопро-
сы ленинизма».

По общемировому размаху, по широте
и глубине и длительности OT3BYKOB
Сталинская Конституция победившего со-
циализма войдет в анналы истории, как
величайшее произведение новой, коммуни-
стической эры человечества.

Книги, послужившие религиозными про-
граммами, были подробными, хитроумно с0-
ставленными описаниями жизни, и деятель-
ности легендарных личностей, якобы cy-
ществовавших  векогда, в незапамятные
времена, а по сути дела никогла не
существовавитих. Читая рассказы о похо-
ждениях Моисея, Христа: Магомета, Будды
и прочих, о чудесах, ими якобы сотворен-
ных, читатель должен был в этих чудесах
находить утешение в горестях своей жизни,
смиряться, терпеть и одобрять свое раб-
ство, свов угнетение в надежде на то,
что после смерти, заслужив смиренной раб-
ской жизнью путевку в рай, он вознесется
Ha небо, и где-то там, в стратосфере,
что ли, попадет в избранное общество
Моисеев и Христов,

Вниги просветителей, утопистов, . восета-
вая силой честной, разумной мысли против
аживых легенд церкви, против ‘экеплоата-
торского обмана и несправелливости ” фед-
дального, буржуазного государетва, нал
ходили счастьв человечества в образах не
фантастического прошлого, а переносили
его в далекое будущее. Они, чертили планы

ОБЕ

!

воображаемых счастливых государств, где
люли будут жить и работать на справед-
ливых началах — справедливых по-разно-
му в понимании каждого автора каждой
утопии. _ , ’

Произведения классиков научного Comma-
лизма-—_Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина,

‚ разоблачив механизм капиталистического

ала, показали порабощенным всего мира
путь к сокрушению и уничтожению Ka-
питализма, путь к созданию другого,
бесклассового, счастливого, коммуниети-
ческого общества. «Коммунистический Ма-
нифест», ° «Государство и революция»,
«Удержат ли большевики государственную
власть?» — это слова  ободрения, это
вдохновенные призывы К борьбе. Это речи
полководцев к армиям сотен миллионов
бойцов.

Сталинская Конституция —— это песня

` победы. Победы не прошлого, He будущего,

4 побелы настоящей, сегодняшней и закре-

‘пленной навсегда. =

Если мысленно отвлечься от исполин-
ской силы Конституции, как уже действую-
шего Основного Закона могучего’ советского
государства, и считать ев просто обще-
ственно-политическим документом, создан-
ным Иосифом Сталиным, — то никогда
нельзя забывать, что этот документ вопло-
тил в себе опыт, волю и заветные мечты
миллионов рабочих, крестьян, всех лучших
людей нашей страны. Такой документ зовег
на борьбу, приводит в движение ‘сотни
миллионов сознательных людей земного
шара. Это ясное и четкое выражение мечты
человечества о справедливом, социалисти-
ческом обществе. Эта книжка, сама’ по себе,
жжет руки, влохновляет на борьбу с капи-
тализмом, ‘указывает цель, завершение, дом
для бездомных, крепееть для беззащитных,
волшебный замок счастья для обиженных,
обездоленных, несчастных.

Но ведь Сталинская Конституция —
ве утопия!

пролетариев

это   CRUE.
Это — реальность. Она на-т

она существует в”виде огромного, мощного
государства, его граждан, его естествен-

‚ных и промышленных богатетв. его куль-

туры и всех видов свободного. творчества.

Совсем недавно’ мы говорили об’ этом с
несколькими польскими ‘рабочими. Потом-
`гтвенные пролетарии, потометвенные бедня-
ки, потометвенные скитальцы — они дежат
здесь в земляном окопчике, в аратонекой
липкой глине, на переднем краю ‘обороны
Испанской республики. Пришли сюда, что-
бы бороться с фашизмом, принесли то един-
ственное, чем они обладают: свою жизнь.

Польское правительство  выгнало их.
Выгнало даже не по. политическим призна-
‘кам, если были бы против них  политиче-
ские обвинения — их не выгнали, а`за-
перли бы. Каждый год apnea буржуа-
зия выбрасывает из страны. сотни тысяч
самым простым образом,
лингая их работы, обрекая на голодную
смерть. Безвинные изгнанники 60 своей ро-
дины. они бродят по Франции, Чехоело-
вакии, докатываются до Северной и Южной
Америки, и всюду, как милостыни, просят
трула.

И вот они лежат, винтовки рядом, в пе-
рерыве. между боями’ листают заветную
книжку. Читают и удивляются, . .

— Граждане CCCP имеют право на
труд, то-есть право на получение гаран-
тированной работы с оплатой... Ну, как
же это возможно?.. Как может государство
взять на себя тажое обязательство?! Ведь
каждый может притти и потребовать — да-
вай мне работу. Можно ли так сделать,
чтобы никому не отказать? id

— Можно. И‘ делается. И рабочих рук
часто нехватает. —

— Вот бы у нас в Польше, а?. Нет, в
Польше — это не у нае, хоть мыси поля-
ки. А если у вас, ну, как-нибудь - нехва-
тит для всех работы? Может же-это быть.
Hy, просто, . завод закроется, другой, тре-
тий. Случается же это во всем божьем
мире. -

— У нас не случается. У нас заводы
только открываются. И еще много-много
их придется построить, открыть, пустить.

Другие бойцы-интернационалисты —по-
правляют своего товарища: 19
У них там не божий мир, а’ совет-

— Господь бог очень торопился,  вколо-

писана не только чернилами по бумате,   тил свой мир за шесть дней. Може быть
она выгравирована фактами, делами, она   потому он и получился такой паскудный.

представлена миллионами живых людей,

В нетопленных университетских алах

Мадрида, в траншеях Гвадалахары, в бар-
селонских анархистских клубах, в домиках
астурийских горняков, на жарких поли-
тических диспутах Парижа мы видим лю-
дей с маленькой экнигой Сталинской  Кон-
ституции. Её перелистывают, обсуждают,
изучают, ею восторгаются, на нее напа-
дают. i ы Г
Критика; нападение, клевета на нашу
Конституцию не прекращалотся и не пре-
кратятся, пока будет существовать капи-
тализм. Ведь в каждой букве Конститу-
ции -—— смертный приговор капитализму,
реакции, национальному угнетению. Пото-
му враги ‘изо всех сил стараются найти в
ней из’яны. . i
То в Конституции, видите ли; «слишком
много коммунизма». Какая me are демо-
кратия, ежели монархист и. буржуазный
либерал не могут основать своей, ну хотя
бы малюсенькой, партии, когда энергич-
ный хозяйчик не может открыть своей
скромненькой частной машинно-тракторной
станции, когда  отлельная республика
не может, скажем, об’явить на свой страх
и риск войну иностранному государетву.
То в Конституции, видите ли, «елишком
мало коммунизма». Бездельники из кафе,
паразиты, содержанцы буржуазии обижа-
ютея на то, что у колхозника есть свой
двор, приусадебное хозяйство, корова, пти-
ца, поросята. Ужасаютея тому, что у ра-
бочего, у инженера может быть свой авто-
мобиль. Это удручает’ их — их, слюнявых
демагогов, никогла не знавших, что такое
честный заработок! :
Но когда обсуждают и спорят честные
люди -— тогда пронеходит одно и TO ate:
сначала говорят о том или другом параграфе,
как о принцине, как об идее, как о MBIC-
ли. Обсуждают ‘реальность, возможность
осуществления этого параграфа. Потом спо-
хватываются на том, что ведь этот пара-
граф проведен в/жизнь, существует реаль-
но — будь то социалистическая собствен-
ность, колхозы, будь то права националь-
ностей, буль то право’ на отдых и обесне-

чение в. старости. Й, наконец, задумывают-

ся надотем, как же оказалось возможным
в два деслтилетия осуществить и закре-
нить сразу, вместе, столько неосуществи-
мых для буржуазных стран вещей, ла еще
Во враждебном окружении, при постоянном
противодействии этих буржуазных стран.

Задумавшись, перебирают звено за зве-
ном историю этих двадцати лет, весь путь

коммунистической партин, борьбу Ленина
и Сталина с троцкизмом, бухариннигной,
их неумолимость и беспощалноеть ко вся-
кого рода капитулянтам, демагогам, явных
и скрытым‘ парламонтерам от капитализма,
врикливым демагогам, вредителям в личине
усердных советчиков. Они понимают Е
одобряют разгром троцкистско-бухаринской
шпионеко-воровекой шайки, подброшенной
капитализмом в нангу страну. Шпионам и
диверсантам-—не жить под советским солн-
цем! Их надо просто. уничтожать.

Начинают понимать не только весь
смысл. и величие Сталинской Вонститу- .
ции — документального слепка с совет
ского социалистического. государства; на.
чинают понимать великую освободитель-
ную миссию большевизма в истории чело-
вечества.

Понималт, что коммунистические партин ,
и политика народного фронта в буржуаз-.

TO poe

$
Е

on
Г
if

me
и
ул
и
pat
pu
ae
№
or
me
Pe
  вт

to

pny!
pit
и
В Be
io
Bas
an
wales
  №
  во
  по
en
ИИ
+ ke
  FAM
ita
int
ly
  вт

Lie

Ст
ыы

=>

ных странах ‚суть явления органически
родственные. Что, ‘не имея счастливой.
возможности осуществлять, как идеал,  ,’
Сталанскую — Конетитущию, коммунисты  “

буржуазных стран верны больмевизму, б9-
рясь во главе птироких демократических
масс, об’единенных в народном фронть,
против терманского, японского, итальян-
ского, испанского и всякого прочем фа-
шистекого удущения.

Потому все разговоры и аюры 9
Сталинской Конституции, если они ит
среди честных людей, приводят всегда
к одному и тому же общему выводу. Кон-
ституция, как документ,—это самое луч
шее, самоз разумное, самое прекрасное,
чего может желать для себя и для обще
ства каждый трудящийеся человек.

Конституция, ках итог двалцати совет-
ских лет, как’ точный план’ грандиозного

здания, именуемого СССР, — это .локаза- *

тельство того, что мечта осуществима, 910
она уже осуществлена на огромном совет
ском материке, стопт незыблемо прочно 4,
следовательно, может быть осуществлена в
остальной части мира.

После этого можно ли описать при
знательность и преклонение миллионов 1
миллионов человеческих ‘умов, ищущих 1
страдающих, думающих и борющихся, при-
знательность и преклонение ‘перед авто-
том? Перед великим автором, чей подвег
был и в том, чтобы составить гениальн
чертеж, изумивший человечество, и в 10%
чтобы построить по этому чертежу.

ду =>

Z

у 7 2 2