Город в Заполярье

(От специального корреспондента «Правды»)

В горах хибинекой тундры, невдалеке от
апатитового рудника и красивого поселка,
стоит деревянный домик, вошедший в ието-
рию молодого заполярного repoga Кировска.
Сюда в морозный  декабрьский день
1929 года приехал Сергей Миронович
Киров. Кругом были разбросаны небольшие
бараки, в которых жили геологоразвед-
чики. Сергей Миронович собрал в домике
совешание и рассказал 0 возникшей
У товарища Сталина идее — превратить
зикую и нустынную тундру в промышлен-
ный и культурный центр Заполярья.

Вскоре началось строительство апатито-
вого рудника и города Хибиногорска, впо-
следствии названного именем Кирова.

(о дня первого приезда Сергея
Мироновича прошло 8 лет. Неузнаваемой
стала тундра. В 1930 г. были добыты
первые 165 тысяч тонн апатитовой руды,
ав 1936 г. страна уже получила свыше
2 миллионов тонн руды и свыше 1 мил-
лиона тонн концентратов.

За эти голы в строительство Кировска
вложено свыше 200 миллионов рублей;
на одно только жилишное строительство
израсходовано 35 миллионов рублей. Насе-
ление города 8 лет назад составляло 200
человек, а теперь Кировск насчитывает око-
0 35 тысяч жителей.

Если подняться на одну из хибинских
гор, перед взором откроется красивая па-
норама молодого города: широкие улицы,
двухэтажные каменные и деревянные дома,
парк. Среди строений выделяются большие
здания — дом специалистов, горный тех-
HHKYM и дом треста «Апатит». За 8 лет
построено 106 тысяч квадратных метров
жилой площади, проведено 16 тысяч ме-
тров водопроводной линии,  замощено

10 километров улиц, 40 тысяч квадрат-
ных метров засажено зеленью.

Наееление Кировска имеет больницы,
амбулатории, детские консультации, ясли.
Пригородные хозяйства, колхозы и совхоз
«Индустрия» снабжают город овощами и
молочными продуктами. Раньше таких про-
дуктов в тундре не было. Из 35 тысяч
жителей около 20 тысяч работает на пред-
приятиях и в учреждениях и 6 тысяч
учатся.

В будущем году намечено затратить
35 миллионов рублей на жилищно-комму-
нальное строительство, на просвещение и
здравоохранение. Будут проведены новые
дороги, расширен водопровод, центральные
улицы покроются асфальтом. Запроектиро-
вано построить еще две школы, двое яслей
и детский сад. Начнется строительство дома
культуры и кинотеатра. Город украсится
памятником Сергею Мироновичу Кирову.

Ровная шоссейная дорога ведет из
Кировска в рудничный район, где добы-
вается апатит. Неполалеку от рудничного
района почти квартал занимает громадная
обогатительная фабрика. Апатитовый руд-
ник и многочисленные дома представляют
собой большой промышленный центр. По
исполинской штольне движутся железно-
дорожные поезда, ежедневно выбрасывая
на-гора свыше 10 тысяч тонн драгоценной
руды. Начинается строительство подземного
рудника производительностью свыше мил-
лиона тонн руды в год.

По проводам Нивекой гидростанции идет
сюда ток высокого напряжения. Он двигает
всю промышленность Кировека. Десятки
тысяч электрических ламп разрывают мрак.

полярной ночи.
. Б. ЗОЛОТОВ,

Мольер на кара-калпакском языке

Бара-калпакская драматическая студия

На-днях в первый раз открылся занавес

Тюсударственного института театрального молодого театра, и впервые на кара-калпак-

искусства показала комедию Мольера «Про-
делки Скапена» из кара-калпакском языке.

Участники спектакля — в прошлом бат-
раки у баев, беспризорные, пастухи. На
помошь будущим актерам кара-калпакекого
народа пришли русские актеры-—заслужен-
ная артистка республики 0. Пыжова и
Б. Бибиков. Началась серьезная и глубо-
кая работа по созданию национального
театра.

Буржуазные националисты делали все,
чтобы разрушить студию, чтобы сорвать
спектакль. Они подсунули перевод, иска-
жающий ясный, народный текст Мольера,
не отпускали стулиек в Москву. Но врагам
не удалось уничтожить будущий кара-кал-
пакский театр.

ском языке зазвучал текст Мольера.

Веселая история о Скапене правильно
понята и хорошо сыграна молодыми акте-
рами. Большинство исполнителей уже пре-
одолело скованность, характерную для
начинающих. Они свободно движутся по
сцене, дикция их в общем  удовлетвори-
тельна.

До выпуска студии в 1939 году руково-
дители ее намерены поставить еще «Бед-
ность не порок» Островского, «Первую
Конную» Вишневского и одну националь-

ную пьесу.
А. АЛЕКСАНДРОВ. -

Скульптор из

РОСТОВ-на-ДОНУ, 27 декабря. (Корр.
«Правды»). Дагестанский народ дал нема-
19 талантливых мастеров — чеканщиков и
ковровшаков.

Мастера аула Кубачи, ковровщицы из
Верхних Казанит давно завоевали славу
народных художников.

Аул Сагратль, расположенный высоко в
горах, прославился новым для Дагестана
искусством. Мастер Магомет Муртазалиев
из простого камня сумел высечь замеча-
тельные памятники. Давно Магомету хоте-
лось создать скульптуру Ленина, о кото-
ром народные певцы Дагестана слагают
прекрасные песни. В 1935 году мастер
осуществил свою мечту. Он высек и уста-
новил в ауле Ури, Лакского района, бюст
Ленина.

,

Колхозники попросили мастера сделать
памятник Jenny в ауле Гуниб. Магомет
взялея за работу.

Он тщательно изучал

БЕРЕТ: ЕОЕИНЕ УЕ ТВ

аула Сагратль

картины, фотографии с изображением
Ленина, долго и упорно работал. Наконец,
работа была окончена. Люди издалека при-
езжали посмотреть на ‘замечательную
скульптуру. Магомет также высек из ли-
кого камня бюсты товарищей Кирова и
Серго Орджоникидзе. ‘

Далеко по горной стране разнеслась сла-
ва искусного мастера, создавшего памят-
ник. Из колхозов посыпались заказы. Кол-
x03 имени Чапаева настойчиво просит сде-
лать из камня фигуру товараща Сталина.

Олносельчане, жители аула Сатратль, хо-
TAT украсить новый достраивающийся клуб
фигурами Ленина и Сталина. Матомет
взялся за эту работу. У художника боль-
шой творческий план. Он хочет устано-
вить несколько  высокохудожественных
статуй на дорогах горного Дагестана, он
мечтает поработать над скульнтурным укра-
шением столицы Датестана — Махач-Кала.

Датестан, аул Гуниб.

К. ВЕЛИКАНОВ

НАКАНУНЕ
ШКОЛЬНЫХ

КАНИКУЛ

АРХАНГЕЛЬСК, 27 декабря. (Корр.
«Правды»). Архантельские организации
деятельно готовятся к зимним канивулам
школьников. Для юного населения города
устраиваются всевозможные развлечения,
экскурсии в музеи, физкультурные соревно-
вания. ,

В лни каникул Театр юного зрителя по-
кажет постановки: «Наше оружие», «Ёрас-
ная шапочка»,  «Конек-горбунок», и
устрамвает новогодний бал. В. саду театра
оборудуется каток, на котором 31 декабря
засверкают огни огромной елки. Филармю-
ния организует специальные концерты для
детей.

Свыше 500 детей проведут каникулы в
зимних домах отдыха, расположенных близ
города.

а

ШКОЛЬНИКИ ЕДУТ
В ДОМА ОТДЫХА

МИНСК, 27 декабря. (Корр. «Правды»).
Все профсоюзные дома отдыха Белоруссии:
готовятся к приему школьников. Во время
зимних каникул в них будут отдыхать
1.300 детей.

На закупку путевок для детей профес-
сиональными союзами и Наркомздравом за-
трачено 258 тысяч рублей. Кроме того.
60.000 рублей отпущено на организацию
в домах отдыха новогодних елок и покупку
подарков.

—OoO—

ЕЛКИ
ДЛЯ ИСПАНСКИХ ДЕТЕЙ

КИЕВ, 27 декабря. (Керр. «Правды»).
Святошино — живописная” дачная  мест-
ность под Киевом. Здесь живет и учится
свыше 100 испанских детей. Для них от-
ведено несколько хорошо оборудованных
помещений. Кроме учебы. дети занимают-
ся в различных кружках, увлекаются епор-
том. :
Сейчас они готовятся к ветрече нового
года, разучивают стиха, песни, танцы. В
клубе устраиваются три елки. Для всех ле-
тей готовятся подарки.

А. В. Тарасова — стахановка-ткачиха фабрики им. Октябрьской революции,
(Раменский район Московской обл.) знакомит курсантов учебной базы фа-
брики Манана Холова (таджика) и Гафура Юсупова (узбека) со стаханов-

скими методами работы.

СВАО ВЕ

‚ «удешевить четьюехлетку».

Экономические трудности
сашистской Германии

Профессор Вагеман, директор Германско-
го кон’юнктурного института, недавно вы-
пустил «труд», вызвавший оживленную
нолемику в фаптистекой печати. Сей уче-
ный муж решил дать «теоретическое»
обоснование военизации германского хо-
зяйства. Написанная им книга носит
название «Политико-экономическая стра-
тегия. 0 высших принципах экономи-
ческого государственного руководства».
Унифицированный профессор всячески ста-
рался подлалиться под господствующее на-
правление «государственной мыели» в Гер-
мании, стремящейся милитаризировать всё
и вся. Вагеман видит задачу своей книги
3 ТОМ, ЧТОбЫ «облегчить сотрулничеетво»
между хозяйственными органами и воен-
ным веломством в деле осуществления фа-
шистекой «четырехлетки». С этим «co-
трудничеством» дело явно не клеится. On-
позипия против «четырехлетки» растет не
по лням, а по часам. Своей книгой Ваге-
ман адресуется прежде всего к деловым
кругам.

Отправляясь от Клаузевица, Вагеман ста-
раетея найти законы «военно-экономиче-
свой стратегии». За это его одобрительно
похлопывают по плечу германские воен-
ные теоретики, подчеркивая, что уже дав-
но наступило время «милитаризировать»
научные. экономические идеи. Олнако они
решительно отвергают главный тезис Ваге-
мана, сволящийся к тому, что как в пе-
риод подготовки к войне, так и во время
войны хозяйственным  леятелям должно
приналлежать столь же веское слово, как
и генепальному штабу.

«Конечно, — пишет майор Геесе в жур-
нале «Дер дейче Ффольксвирт», — нельзя
отрипать, что хозяйственное руководство
10 и во время войны — это большое искус-
ство... Разумеется, нельзя отрицать и
взаимозависимость между военной страте-
тией и экономикой. Но интересы хозяйства
лолжны быть подчинены интересам воен-
пых операций. Основой основ «хозяйствен-
ной стратегии» должно быть накопление

запасов, столь необходимых для военного
стратега».

В таком же духе высказались и другие
военные спеппалисты. Отповель, получен-
зая Вагеманом со стороны военных спенциа-
чистов, об’яеняется не только и не столь-
ко их нежеланием признать новоявленного
«стратега». Профессор Вагеман, увлекшись
«стратегическими ‘идеями», проболталея и
раскрыл слабые места фашистской военной
подготовки. Так, например, Вагеман предо-
стерегаюше заявляетУ/ «Пусть созданы все
предпосылки лля обеспечения успеха воен-
ной операции: ожилаемый результат Bee же
зе наступит, если имеется малейшее упу-
щение в каком-нибудь одном пункте. Уяз-
вимое место приобретает решающее значе-
ние для обеспечения веего успеха». Раз’-
яеняя свою мысль, Вагеман продолжает:
«Кредитная политика (при помощи кото-
рой проводится вооружение), с точки зре-
ния валютной и банковской техники, вели-
колепно обоснована; сднако ее расширение
сопряжено с большими опасностями, если
исчерпаны произволственные возможности
предприятий, сырьевые ресурсы и если
нехватает рабочей силы. Достаточно нару-
шения одного из этих трех факторов — и
успех становитея сомнительным».

Проблему финансирования военной под-
готовки Вагеман считает центральной. Ей
сн улеляет осойое внимание. В своей книге
он неоднократно говорит of «искусстве
финансирования» и доказывает, что до сих
пор прогоамма вооружений выюлнялаюь
лишь потому, что не переходили «опасной
грани». Но что будет дальше?

Известно, что именно вопрос о нахож-
дении новых источников финансирования
гигантской военной программы германского
фаптизма вызывает. в «Третьей империи» в
последнее время немалую тревогу. По под-
счетам швейцарской газеты «Нейе цюрхер
цейтунг», сумма находившихся в 06-
ращении на 30 сентября 1937 года вы-
пущенных Рейхебанком специальных век-
селей для пелей вооружения достигла 12,6
миллиарда марок. Но это отнюдь не един-

ственный способ
жений.

Миллиардные средства были получены
путем небывалого увеличения налогов, а
также путем выпуска специальных зай-
мов. Прямые налоги возроели в Германии
c 6,8 миллиарда марок в 1933—34 г.
ло 14 миллиардов в 1937—38 г. (бюд-
жетный год исчиеляетея в Германии ©
1 апреля). С апреля по сентябрь 1937 г.
налоговые поступления составили 6,7 мил-
лиарда марок, т. е. сумму, равную посту-
плениям за весь 1933—34 год. Если пе-
ресчитать эту сумму в ценах 1929 г., то
окажется, что германекий народ выплачн-
вает сейчас на 61,7 процента больше на-
логов, чем в 1929 г.

Кроме официальных налогов существуют
„крытые, но не менее обязательные налогя
в виле еборов для так называемой «зимней
помощи» и т. п., которые составили 1.2 мил-
лиарда марок.
в этом году 1,8 миллиарда марок. Как ука-
зывает газета, с марта 1933 г. по сентябрь
1937 г. увеличение налогов достигло в об-
щей сложности 15,6 миллиарда марок. Эта
громалная сумма свидетельствует о неелы-
ханном ограблении фашистами германского
народа. Межлу тем фашистам нужны все
новые средства. Близкий к Шахту op-
тан «Дер  дейче  фолькевирт» писал
недавно, что рассчитывать на’ значитель-
ный рост наломв в ближайшие голы
нельзя, так как уже достигнута «граница
возможного». Поэтому журнал настаивая
за том, чтобы с тем же рвением, какое
проявляется к увеличению налогов, отнес-
лись к вопросу о возюжном сокращении
расходов. Другими словами, журнал лока-
зывал, что нынешние темпы вооружений
непосильны для Германии.

Такого рода высказывания в руковоля-
щем органе германских деловых кругов—
яркое хлоказательство, что германское xo-
зяйство залило в тупик. Весьма симттома-
тичны также раздающиеся в органах про-
мышленников требования o необходимости

финансирования Boopy-

ГОТОВИТСЯ

К НОВОМУ ГОДУ

СЕЛО ДВУРЕЧНЫЙ КУТ (Харьковская
область). 27 декабря. (Спец. корр, «Прав-
ды»). Село Двуречный Кут полно предпразд-
ничного шума. Во всех дворах колхоза
«Надежда» идут последние приготовления,

Русский язык

28 ДЕНАБРЯ 1937

ESE Ss

r., Ne 356 (7

Sse Toes

322)

в таджикской школе.

(По телеграфу от корреспондента «Правды» по Таджикской ССР)

Ученик 8-го класса Хамдамов даже
не подозревает, что в его тетрадке’ по рус-
скому языку есть немало ошибок. Между

делают игрушки для елок, шьют себе на-
ряды. ®

`& новому году колхоз «Надежда» при-
холит с большями успехами. Только за
9 месяцев нынешнего года его доход co-
ставляет около 100 тысяч рублей. Это делает
предстоящий праздник особенно радост-
ным. В колхозных клубах — в Двуречном
Вуте и на хуторе Мануилозка устраивают-
ся елки и вечера самолеятельносети. Елкн
устраиваются также в школе и сельсовете.
Драматическай кружок колхоза ставит ве-
селый спектакль, хоровой кружок испол-
нит народные песни, на вечерах выступят
чтепы-лекламаторы, танцоры, духовой ор-
кестр.

1 января 1938 года состоятся стаханов-
ский вечер.

тем там написано: «С Рахимкины руки
взяли кров» или «Соседкина коза дала мно-
то молоко». Учитель русского языка Абду-
разавюв просматривал тетрадь Хамдамова и
даже ставил отметки. Но только в слове
«соседкина» учитель почему-то зачеркнул
букву «к». ;

Восьмиклассникам сталинабадекой шко-
лы № 12, где преподает Абдуразаков, до
сих пор неясно, как склоняется, напри-
мер, слово «комеомол». Некоторые учащие-
ся уверены, что это слово в именительном
падеже множественного числа будет «ком-
сомолы». а в родительном — «комеомоло»
ит. д. Учитель же Абдуразажов в тетрад-
ках учеников исправил «комсомолы» на
«комсомольцы».

Малограмотный учитель Абдуразаков —
не исключение среди преподавателей рус-
ского языка в таджикских школах. Можно
привести бесчисленное количество рази-
тельных примеров, показывающих Herpa-
мотность учителей русского языка. Это хо-
pomo известно Народному  комиссариату
просвещения Таджикистана. Однако он
с распростертыми of ATHAMM встречает
малограмотных преподавателей.

Буржуазные националисты — враги тад-
жикского народа, сидевшие долгие годы в
органах народного образования Таджики-
стана, делали все возможное, чтобы не ло-
пустить приобщения таджикских детей к
великому русскому языку, в русской
культуре. Для этого они пытались сорвать
преподавание русского языка и русской
литературы в таджикских школах. В ре-
зультате не только дети, окончившие на-
чальную или неполную среднюю школу,
часто не умеют говорить и не понимают
русского языка, но даже люди, получивниеие
в Таджикистане срелнее и высшее образо-
вание, сплошь и рядом совершенно не вла-
деют русским языком, то-есть не имеют
возможности совершенствовать свои знания,
пользоваться научной литературой на рус-
В   ском языке.

Вот уже больше трех месяцев, как Нар-
компрос Таджикистана возглавляют новые
люди — нарком Ниязов и ето заместитель
Салбиев. Однако дела в этом учреждении
пока не улучигилиеь.

До сих пор Наркомпрое ведет явно на-
ционалистическую линию по вопросу 06
изучении русского языка в таджикских,
узбекоких и других национальных школах.
Даже по официальным данным, учащиеся
около 40 неполных средних школ не изу-
чают русекого- языка якобы из-за отсут-
ствия преподавателей. Из 4.132 националь-
ных школ лишь 150—200 школ обучают
своих учеников русскому языку.

Обучение в школах республики ведется
по явно вредительскому учебному плану.
План этот, составленный буржуазными на-
ционалистами, отводит на изучение русско-
го языка в третьем, седьмом, девятом и
десятом классах всего два часа в шести-
дневку; в четвертом, пятом, шестом и вось-
MOM классах — три часа. В сельских шко-

—O—-

ЗАКУПКИ КОЛХОЗОВ .

ИРКУТСК, 27 декабря. (Корр. «Прав-
ды»). В этом голу колхозы Иркутской o5-
ласти пролали кооперации 7.720 тонн хле-
ба нового урожая. На вырученные средства
колхозы закупили 35 грузовых автомашин,
100 полусложных молотилок, 300 жаток-
самосбросок, 40 триерюв, 40 сортировок,
100 тонн сортового и кровельного железа п
ного других товаров.

— О

ХУДОЗНЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
В ЯРОСЛАВЛЕ

ЯРОСЛАВЛЬ, 27 декабря. (Корр. «Прав-
вы»). В Ярославае открылась выставка
картин художников Ярославля, Рыбинска,
Костромы и других городов области. is

Авторы большинства картин — молодые
художники. Большим успехом у посетите-
лей пользуются картины художника Гри-
шина — «Речь товарища Сталина на Чрез-
вычайном “ПШ Вевсоюзном С’езде Советов»,
Чурина — «Разгром в Ярославле белогвар-
лейцев у железнодорожного — моста
1918 г.» и Юдина — «В часы досуга».

МАГНИТОГОРСК, 27 декабря. (ТАСС). С
каждым годом растет книжный фонд би-
блиотеки Магнитогорского металлургическо-
го комбината. Пять лет назад в библиотеке
было всего 800 книг, а сейчас— уже более
90 тыс. экземпляров. Библиотека имеет 10
филиалов в цеховых клубах и 49 перелви-
жек.

По сравнению с 1933 годом число чита-
телей увеличилось в пять с половиной раз.

Фото С. Коршунова. Прежние цеховые передвижки стали круп-

Е ТЯ ЗЕЕ ЕН АЕ Е ЗЕ a a

За подобным
требованием скрывается признание того
факта, что фашистская  «четырехлетка»

) класса сталинабадской школы

РИ СИРЕНИ eee

лах и это ничтожно малое количество ча-
сов урезано. Таким образом, даже по сраз-
нению с учебным планом национальных
школ РОФОР в Таджикистане вдвое снт-
жено количество часов, отводимых на пр-
подавание русского языка.

В учебных планах таджикских школ с.
вершенно не предусмотрено преподавание
русской литературы. Поэтому знакомств
учащихся с русскими классиками и бота-
той литературой СССР всецело завис
от настроения того или иного педагога.

Преступность подобного отношения к де-
THM таджикского народа делается еще более
очевилной, если сказать, что тяга’ к изуче-
нию русского языца и русской литературы
у школьников талжикских и узбекских
школ поистине огромна. С какой любовью
рассказывали нам учащиеся
2 1 о пра
читанных ими рассказах Чехова и Тод:
стого! Как внимательно залтисывают уче-
ники в свои тетради правила граммативи
и синтаксиса, как быстро усваивают они
эти правила, хотя и не имеют учебников!

стати 0б учебниках. Учащиеся началь-
ных школ не имеют ни одного учебника
Ha таджикском языке. Для Школьников
неполных средних и средних школ ner
учебников по таким предметам, как ге-
метрия, география, русекий язык, талжик-
ский язык, ботаника, геология, анатомия,
физика. Выпуск новых учебников пре-
ступно задерживается по вине Наркол-
проса.

Временно отсутствие учебников в неко-
торой степени могли бы восполнить толко-
вые учебные программы. Олнако програму
ни по одному предмету Наркомпрое Таджн-
кистана не удосужился приготовить. Труд-
но представить, как учителя занимаютея
с учениками, не зная, что и как о
должны преподавать.

Школы Таджикистана не имеют нгоб-
ходимых учебных пособий. Ученики ерел-
них школ изучают физику и химию, не
имея возможности поставить самый э4е-
ментарный опыт из-за отсутствия оборудо-
вания.

Сейчас в Таджикистане стоят морозы,
Топлива в школах нет. Даже в Сталинабаде
в классах хололно, и Никто на эм
не обращает внимания.

Положение в сельских школах еще ху-
же. Многие школы закрыты из-за отеут-
ствия преподавателей. Местные организации
нарушают постановления партии и правя-
тельства, недопустимо относятся к учитель-

скому персоналу. Например, в Ненджикент- _

ском районе, а также в районах Горно-
Балахшанекой автономной области учителя
по полгода не получали заработной’ платы.

Несколько дней назад в Сталинаба-
де состоялся с’езд учителей. Лучшие педа-
гоги республики рассказывали о своей жиз-
ни и работе, о вопросах, глубоко волную-
щих школу. Но ЦЕ КП(б) Таджикистана

даже не счел нужным послать на се
co представителя.

В. ВЕРХОВСКИЙ.

.Что читают металлурги Магнитки.

ными филиалами. Например, филиал цеха
внутризаводекого транспорта насчитывает
сейчас 12 тыс. книг.

Читательские формуляры наглядно отра-
жают возросшие культурные запросы раб-
чих. Старый кадровик среднесортного цеха,
стахановен тов. Логачев прочитал за по-
следние два года около 50 книг, в том чи-
еле ряд произведений Пушкина, Льва Тол-
стого, М. Горького, Анри Барбюса, много
технической литературы и т. д.

«вистрой» и «вольстрой» дело не ладится.  фашистекой печати «раз`яснениями» ломо-
«Вистра» изготовляется из целлюлозы; из   рощенных экономиетов, что начавшееся па-
«вистры» с примесью небольшого количе-   дение цен на сырье на мировых рынках

Bochugrg

Налог. на aKenopr xocrar

разрушает германское хозяйство.

Даже фашистский официоз «Фелькишер
беобахтер» вынужден признать, что © «че-
тырехлеткой» дело обстоит неблагополучно.
«В сожалению, —= писала тазета после
отставки Шахта, — выяенилась полная
невозможность сохранить ооганизацию лдя
осуществления четырехлетки в первона-
чально намеченных рамках. Виноваты з
этом сами промышленники (!). которые от-
нюдь не прилагали больших усилий к 19-
му, чтобы обеспечить выполнение задачи,
поставленной перел этой организацией. Мы
отдаем себе ясный отчет в том, что одних
созданием организации дело нё решается.
Необходимо напрячь все силы народа и
обеспечить дружную работу, ибо задача
должна быть решена во всяком случае тем
или иным ©10г0бом».

Одной из задач фашистской «четырех-
летки» является обеспечение Германии оте-
зественной железной рудой. С этой целью
была создана государственная акционерная
компания. которая чуть ли не в два гола
должна была широко развернуть экеплоа-
тацию месторождений в Пфальце, Вестфа-
лии и других местах. Шла речь о затрате
десяти миллиарлов марок с целью лобитьея
скорейшего эффекта. Предполагалось, что
завершением нового строительства вы-
пуск стали в Германии полнимется с 18.8
млн тонн в 1936 г. 30 24 млн тонн к
концу 1938 гола. Олнако ныне, как е00б-
щает журнал «Шталь уня айзен», этот
план подвергся... коррективу. К концу «че-
тырехлетки», к 1940 году, булет пущено
из намеченных четырех лишь одно поед-
приятие. Строительетво остальных откла-
лываетея. Журнал’ отмечает как величай-
шее «достижение» то обстоятельство, что
за девять месяцев текущего гола добыто
железной рулы из отечественных мееторож-
дений 6,1 млн тонн. Таким образом, льви-
ная доля железной руды попрежнему лол-
жна ввозиться из-за границы. С осени
потребление железа в Германни регламен-
тировано. Железо и сталь отпускаютея
лишь предприятиям, получающим на то
специальное разрешение’. от военного ве-
тометва.

Еели тяжелая промышленность с огром-
ными усилиями пока еще в общем и целом

ства шерсти получается другой продукт—
«вольстра». Все попытки заменить «воль-
строй» настоящую шереть не привели к
желаемым результатам. Выяснилось, что
«вольстра» для изготовления костюмов,
пальто, шляп и т. д. совершенно не пригод-
на. Она не только не выносит сырости, но
з не греет, а также сильно мнется. При-
тлось коренным образом изменить соотно-
шение составляющих ее элементов, увели-
чить процент шерсти. Попытки пеполь-
зовать «вистру» в качестве примееп для
льняных изделий также провалились. Ока-
залось, что изготовленное с примесью
«вистры» носильное белье негигиенично во
всех отношениях. Человеческая кожа He
выносит эту новую ткань, очень напоми-
наюную резину.

В вилу того, что экономический эффект
«вистры» невысок, а для изготовления ее
приходится тратить много ценной пеллю-
лозы, которая может быть гораздо рацио-
нальнее использована для других целей.
германские химики работают сейчае нат
изготовлением искуественного волокна... из
творога и рыбы. Таким образом, и с заме-
нителями для текстильной промышленности
дело не лвинулось вперел, хотя интерес к
текстильной промышленности со стороны
военного ведомства значительно’ усилился
в связи с расширением контингевтов гер-
манской армии.

Гонка вооружений наносит германскому
хозяйству вее более чувствительные уда-
ры п в области внешней торговли. Гер-
манекая промьниленноеть, не имея сырья,
вынуждена все более сокращать экспорт.
В 1936 г. обороты германекой внешней
торговли составили 4 миллиарда марок про-
тив 12 миллиаржов в 1929 г. В прошлом
году превышение экспорта над импортом
составило 550 млн марок. Итоги за девять
месяцев текущего гола показывают по
сравнению с предылущим годом сокраше-
ние активного баланса.

Признаки надвигающегося нового миро-
вого экономического кризиса вее яветвен-
нее ощущаются и в германской экономи
ке. Несмотря на то, что фаптистской печа-
ти предписано доказывать обратное и за-
являть, что германское хозяйство разви-

508-как обеспечивается сырьем, то в лег-  вается «независимо» от мирового хозяй-

кой промышленности положение  значи-
тельно хуже. С изготовляемыми в Герма-

нии заменителями текстильного сырья — перспектив. В

ства, в деловых кругах усиливается тре-
вога по поводу ближайших хозяйственных
связи © появившимися в

«выгодно» для Германии, «Дер дейче фольке-
вирт» пишет: о

«Рыло бы близорукостью привететво-
вать ухудшение мировой кон’юнктуры
только потому, что мы можем дешевле
купить сырье и продовольствие. Надо
всегда иметь в вилу обе стороны наше-
го расчетного баланса. При оживленной
мировой торговле и растущем экепорте
вполне терпимы и высокие цены из
сырье. На ‘мировом рынке всегда про-
исходят колебания цен, и при умелом
маневрировании всегла можно выгодно

° закупить нужные товары. Еели нынеш-
нее падение кон’юнктуры перерастет в
депрессию, то межлу  промьпилевными
странами усилится конкурентная борь-
ба на экспортных рынках. Вее начнут,
как это принято, пролавать товары по
ценам ниже себестоимости. Между тём
слелует иметь в виду, что страны, от-
казавишеся от золотого стандарта, все
еще имеют значительное преимущество
перед Германией».

Таким образом, для того, чтобы продол-
жать свои вооружения в условиях мирового
кризиса, Германии придется вести горазло
более обостренную ботьбу за сохранение
своих позиций на мировых рынках, чем
та, которую она везет теперь. Вылержит
ли Германия с ее нынешней хозяйственной
газрухой эту борьбу и, следовательно; с\-
меет ли она без помощи извне ловести 10
конца намеченную ею небывалую програм-
му вооружений, — более чем сомнительно.

Фаптистская «четырехлетка» подрывает
жизненные основы германского хозяйства.

соруженная ло зубов «Третья империя»
с точки зрения ее экономических ресурсов
сейчас слабее, чем она была в первые
годы своего существования.

Не удивительно Поэтому, что в Германии
с особым удовлетворением встречен состав-
ленный бывшим бельгийским премьером
Ван Зееландом проект организации между-
народной финансовой и кредитной помощи
фашистеким государствам.

«Третья империя» подходит к концу 1987
года с безотрадными хозяйственными ито-
гами. Эти `итоги — результат гибельной
для интересов германского народа фашиет-
ской политики разжигания войны и оби
щания масс.

1 №3]
ul
a