—

Боашуса 1930 г. № 178 (4361)

Кули БЕ ИЕ Е

SEF SRST eee SS ae

НАВЕСТИ БОЛЬШЕВИСТСКИИ

ПОРЯДОК

Тото, Бупальный сезон в разгаре. Еже-
невно десятки тысяч трудящихся запол-
няют берега рек и морей. В этот период
большая ответственность ложится ня ра-
ботников свода, призванных охранять
хизнь людей на воде. Они обязаны рабо-
тать быстро и четко. Между тем во мно-
тих организациях Освода до сих пор нет

’ самого элементарного порядка. Е

85 процентов работников водных спаса-
тельных станций Московстой области —
люли халокватифицированные, не знако-
мые © техникой спасательного дела. Не луч-
шеив Астрахани: за пять послелних меся-
цев Освод принял на работу 38 человек
п уволил за полную непригодность к зани-
уземым должностям, за нарушения тру-
довой дисциплины 26 человек.

(оводовские организации порой оказыва-
Юя совершению беспомощными. Недавно в
городе Молотове при переправе через реку
38 борт парохода упала девочка. Несмотря
н8 тревожные сигналы, никто из осводов-
цв не сумел притти на помощь. Девочку

` спасли лва подростка, купавшиеся в это
время в реке.

Центральный совет Освода не знает,
(только у него спасательных судов и где
они размещены. Отсюда путаница © завозом
торючего. В Чебоксаоы для четырех кале-
pos мощностью по 136 лошадиных ейл за-
BOTH столько же торючего. * скольке в
Мюнкар-Ола для олмого катер мощностью
340 лошадиных сил. Уравниловжа, беспла-
новость приводят к тому, что сплошь и фя-
дои из-за отсутствия бензина осводовекие
танизащии не могут использовать свои
катеры при’ спасении утопающих. Даже на
укковской спасательной станции «Ленин-
ские горы» катеры имеют только аварий-
ный запас бензина и, следовательно, лише-
ны возможности регулярно курсировать по
течному плесу.

Вазалось бы, все это должно взволновать
руководителей Центрального совета свода,
затазить их внимательно присмотреться к
положению в OCBONOBCRUX организациях.
Отнако пленум Центрального совета не ©0-
бирался уже свыше трех лет. Большинютво
членов президиума не избираложь, a
ROOUTHPOBAHO в так называемом «рабочем
порядке».

Среди руководителей Оовода в свое время
широкой популярностью пользовались «еди-

B OCBOJIE

новременные пособия». Бывший замести-
тель председателя Центрального совета
Ефимов выписал ce6e тысячу рублей,
инспектор Агизим — три тысячи. началь-
ник планового отдель Макаров — тысячу
сто рублей *нз лечение» и около полутора
тысяч рублей на приобретение шаринофо-
на... своему сыну. Без учета раздавались
деньги на курортные путевки, на ремонт
квартир, на покупку дач, устройство «то-
варищеских чаепитий». Таким образом за
прошлый гол было разбазарено более 200
тысяч рублей

Прошлоголние нравы живы и сейчае. Ру-
ковохитель Центрального совета тов. Пен-
дюрин вместо того, чтббы изгнать из аппа-
рата расхитителей государственной казны,
навести строгую экономию в расходовании
средетв, безмятежно регистрирует канце-
лярские сводки.

Больше того! Месяц назад Пендюрин в
сопровождении группы своих друзей путе-
шествовал пе Крыму. Он побывал в Сева-
стополе, Евпатории, Ялте, Феодосии и
Керчи. Сколько-нибудь заметных резуль-
татов эта командировка не дала. Зато
руководители Крымского освода, торже-
ственно встретивигие начальника, удостои-
лись денежных премий. Не обидели и 60-
провождающих: им об’явили блатодарность.

Аппарат Центрального совета живет замк-
нутой жизнью, он оторван от местных ор-
ганизаций. Здебь свыклись 6 безобразиями,
и если кто-либо пытается критиковать
установившиеся порядки, требует 03дорб-
влэния обстановки, его начинают травить
и потихоньку выживают. Так поступалт,
в частности, в инспектором тов. Арче, ко-
торый несколько раз выступал на собра-
ниях с критическими замечаниями по’ ад-
ресу руководителей Центрального совета.

Работа осводовских организаций ответ-
ственна и почетна. Сотни и сотни осволов-
цел, нередко рискуя жизнью. с честью не-
сут евои обязанности. Надо популяризиро-
вать их опыт, укрепить ячейки Освода, по-
мочь WM покончить с элементами фасхля-
банности, бескультурья. Врях ли нужно
доказывать, что для этого необходимо в
первую очередь навести большевистекий
порядок в самом Центральном совете

Освода.
H. 30TOB.
И. ОСИНОВСКИЙ.

Тактические учения Осоавиахима в
Свердловске. Выпуск стенгазеты «Бо-
евой листок» на военно-учебном пунк-
те Ленинского района. Слева направо:
Л. ФРОЛОВ — редактор, В. ЗАХА-
РОВ ‘и`Г. ИСЛЕНОВ — политрук.

Фото м. AHAHbHHA,

УСПЕХ ЗНАТНОГО

ВРУБМАШИНИСТА

СТАЛИНО, 4 августа. (Наш  корр.).
Зналный врубмашинист страны орденоно-
сеп Антон Гура установил новый рекорд
производительности врубмашины. В июле
его врубовка подрубила 21.106 тонн
угля —в 6,5 раза больше средней произ-
водительности врубовки в Понбаесе. За семь
месяцев 1937 года врубмашиниет тов.
Гура выполнил. две годовые нормы,

—oO-~

‚ Девушки
учатся водить
паровозы

АРХАНГЕЛЬСК, 4 августа. (Наш корр.).
В Няндомском, Исакогорском и Емцовеком
депо Северной железной дороги работают
помощниками машинистов 17 девушек.
Все они недавно успешно окончили специ-
альные курсы при няндомской школе ФЗУ.

Высокий класс работы показывают по-
‘`мощники машиниетов тт. Бурдунова, Дой-
кова, Бутышкина и др.

На курсах при школе ФЗУ еще 30 де-
вущек овладевают техникой вождения па-
ровоза.

КОМСОМОЛЬСК

ВЕ Е ТИ ТЕТЕ ЕЕ ЕЕ ЕЕ:

Приемные испытания
в вузах

—_

ЛИТЕРАТУРА
И ЯЗЫК

— Поступающие в вузы плохо знают
литературу и русский язык. Большинство
державигих испьгания ‘незнакомы с оенов-
ными произведениями Гоголя, Лермонтова,
Толстого. В письменных работах обилие
грамматических A стилистических онш-
бок, — так сообщала одна центральная Ta-
зета в августе 1935 года.

Средняя школа выпускала те годы
действительно малограмотных людей. Худо-
жественные произведения в школах не
изучались, & «прорабатывалиеь». Замеча-
тельный ие поэт М. Ю. Лермонтов
по теории социологов от литературы пред-
ставляжя ках юнкер, des Николаевич
Толстой — как представитель умирающего
дворянотва и т. д.

Теперь положение резко изменилось:
Выпускники средних школ пришли Ha
испытания в институты и университеты
с более фундаментальными знаниями по
языку и литературе.

Пекопир и Толстой, Пушкин и Байрон,
Горький и Мольер, Чехов и Маяковский
хоропю знакомы  десятиклассникам. Ha
испытаниях они подробно разбирают их
творчество, дают тлубокий анализ произ-
ведений.

Из 900 человек, сдавших испытания по
`литературе и русскому языку Go втором
Московском медицинском институте, толь-
ко восемь человек получили неудовлетво-
рительные оценки,

Кира Горская, выпускница 203-й Mo-
сковокой школь, уверенно, с полным зиа-
нием прелмета разбирала сочинения Гонча-
popa и Маялковекого. Свои мысли и поло-
жения она иллюстрировала стихами Мая-
KOBCKOTO, отрывками из «Обломова» и
«Обрыва». Безукоризненно и четко отве-
чали на вопросы экзаминаторов Бронисла-
ва Мейнстёр, Антонина Картинкина, Алек-
сей Быков, Мария Бакулина и многие
другие. -

Но наряду с этими положительными
явлениями испытания показали, что 11ре-
подавание языка и литературы в. срелней
школе нуждается еще в серьезном улуч-
шений.

Большинство  экзаменующихся имеет
очень смутное понятие о теории литера-
туры. Иные не мютут об’яснить разницы
между драмой, романом и повестью, пута-

ют даже подчае эпитет с эпиграфом, плохо  .

разбираются в литературных течениях.

Многие юноши и девушки также имеют
очень смутное представление о древних
русских былинах. Илью Муромца нередко
путают с другими героями народного ‘эпо-
са. Одна из поступающих на вопрос о рус-
ских былинах смогла только сказать, что
они делятся на киевские и новгородские.
Содержания этих былин она не знала.

В письменных ‘работах часто ветречают-
ся штампованные фразы и безграмотные
выражения вроде: «автор дает образ Ка-
терины в разрезе забитой женщины» или
«данная обстановка оказывала  соответ-
ствующее влияние на Павла Корчатина».

Устная речь. многих экзаменующихся
изобилует такими выражениями: «Нагуль-
нов, по-моему, вообще сталкивалея с Да-
выховым и он, значит, вообще может пе-
ревоспитатьея», «Журден обладал также
амурным свойством и был влюблен в кра-
савицу маркизу».

Все эти казенно-бюрократические 0боро-
ты речи — результат того, что учителя
средней школы не сумели привить учени-
кам вкус к чтению художественной ли-
тературы и любовь к яркому и красочно-
му русскому языку.

ф. БОГАТЫРЕВ.

ПРОВОДНИКИ ПАРТИИНЫХ ДИРЕКТИВ:

Тенинско-Сталинский комсомол ордено-
носной Белоруссии по-боевому выполняет
\ещения ХУШ партийного с’езда и УШ
пленума ПК ВЛКСМ. С каждым днем
растут творческая инициатива‘ комсомоль-
цев, их участие в государственной и хо-
зяйственной деятельности. — Значительно
увеличилась роль первичных KOMCOMOJb-
ских организаций ‘тех колхозов, где нет
партийных организаций. Сельские комео-
Мольцы «поняли, что они ответственны пе-
ред партией за состояние общественного
хозяйства, за организационную и хозяй-
ственную крепость колхоза.

Ярким примером, показывающим, как
раслет активность комсомольцев, может
служить комсомольская организация сель-
скохозяйственной артели «Ясная поляна»
Дриссенского района. Она активно участ-
вует в производственной работе, подтяги-
вает отстающих, безжалостно бичует лоды-
рей. Постоянно вникая во все хозяйствен-
ные «мелочи», комсомольцы = сумели
вокрыть большие недочеты в организации
труда. По их инициативе. было созвано
брание колхозников, которое о обсудило
материалы комсомольцев. Недочеты быми
Уустравены, и колхоз «Яеная поляна» во-
шел в число передовых.

Хорошо себя проявила комсомольская
организация колхоза имени Ворошилова
Вешенковичекого района. Комеомольцы об-
наружили, что. председатель колхоза Па-
вов срывает трудовую дисциплину, пота-
вает прогульщикам и лодырям. Комоомоль-
пы пригласили Павлова на свое собрание.
On ne пришел. «Я не обязан отчитываться
перед вами»,--сказал председатель. Сколь-
№ ero ни убеждали, что комсомольская
организация хочет вскрыть недочеты, что-
бы общими силами устранить их, Павлов
не соглашался. Тогда секретарь комитета
тов. Вогданова обратилась в райком.
помощью райкома  комеомольцам удалось
ликвидировать безобразия, творивитиеся в
колхозе. Решением колхозного собрания
Павлов был снят в работы.

Лучше стали работать комсомольцы,
возглавляющие советские и кооперативные
организации села. Вот характерный при-
мер. Председатель Запесоцкого сельсовета
Полесской области комсомолец Пуховицкий
так организовал работу, что сельсовет пер-
вым в районе закончил сев и одним из

*

В. ГОЛОВКИН,
Секретарь ЦК ЛКСМБ

*

первых выполняет все государственные
поставки. Из пяти колхозов села четыре
утверждены кандидатами на. Весесоюзную
сельскохозяйственную  выбтавку. Прези-
диум Верховного Совета Союза CCP высоко
оценил” работу молодого государственного
деятеля, наградив его медалью «За. трудо-
вую доблесть».

Огромный ущерб белорусским колхозам
приносили хутора, созданные столыпински-
ми мироедами и буржуазными национали-
стами. Хуторское пользование приусадеб-
ными участками, разобщенность колхозни-
ков подрывали трудовую дисциплину. Вот
почему с таким под’емом вотретили комсо-
мольцы республики решения майского Пле-
нума ЦЕ ВЕП(б), направленные на даль-
нейшее укрепление колхозного строя. Реа-
лизуя решения Пленума ЦК ВКП(б), пар-
тийная организация Белоруссии поставила
перед собой задачу до уборки урожая пере-
вести в колхозные центры 93 тысячи, ху-
торов

an огромной государственной работе
комсомольские организации оказывают пар-
тии серьезную помощь. По-деловому взял-
ся за дело Пуховичский райком комсомола.
По его инициативе здесь были созданы
бригады скоростного строительства. С пи-
лами и топорами комсомольцы ‚выехали в
села. Они перевозили хутора, строили но-
вые дома. Лепельский райком постал в по-
мощь колхозам четыре бригады, об’единив-
шие 250 комсомольцев. 180 комсомольцев
Краснослободекого района перевезли 135 и
построили 67 домов. Строители широко
раз’ясняли колхозникам решения партии и
правительства. Характерно, что из 36 еди-
ноличников, с которыми работали комсо-
мольцы  КрасНослободекого района, 26
ретупили в колхозы.

Эти примеры показывают возросшую
активность молодежи, ее безграничное
стремление быть активным проводником
директив партии.

Но не все еще комсомольские организа-
ции республики смело и решительно пе-

рестраивают свою работу в соответствии с
решениями ХУШ с’езда партии. Есть орга-
низации, которые не занимаются хозяй-
ственными вопросами, слишком Уувлекают-
ся внутрикомсомольскими делами, отрывая
их от задач своего предприятия, колхоза,
учреждения. Только беззаботным отноше-
нием к государственной деятельности мож-
но об’яснить то, что Витебский обком ком-
сомола после ХУШ партийного с’езда не
рассмотрел ни одного серьезного государ-
ственного вопроса. Бесконечные аппарат-
ные дела, текучка, отсутствие широкой
творческой инициативы -— вот что опреде-
ляет работу Витебского обкома...
Руководители. Витебского ‘обкома комсо-
мола далеки от низовых организаций, во-
время не замечают и не подхватывалот их
инициативы. Витебск, как известно, имеет
крупнейшую в Союзе трикотажную фабри-
ку «КИМ», на ней работает до 5 тысяч
молодежи. Многие работницы фабрики не
выполняли норм. Комитет комсомола заин-
тересовалея этим, руководители комсомоль-
ской организации поговорили с работница-
ми, не выполняющими норм. Они жалова-
лись на плохое состояние оборудования.

ВКомитег при поддержке парторганизации-

решил проверить техническое состояние
станков. Триста молодых стахановцев, ма-
стеров, инженеров и техников участвовали
в этом важнейшем мероприятии. Они про-
верили около трех тысяч станков. Резуль-
таты обследования подробно заносились в
специальные карточки. Оказалось, что
многие машины, считавшиеся исправными,
требовали либо капитального ремонта, либо
небольших исправлений. Теперь все де-
Щекты устраняются, и производительность
труда растет.

Как ни странно, этой замечательной
инициативы первичной организации Ви-
тебский обком комсомола не заметил, не
поддержал, не сделал достоянием всех про-
изводственных организаций.

Комсомольский руководитель — творче-
ский работник. Руководитель, обладающий
чувством нового—этим драгоценным каче-
ством каждого большевистского работни-
ка, всегда поддержит ценную инициати-
ву, всегда найдет хороший опыт, сумеет
сделать. его достоянием масс. Это надо
серьезно Учесть руководителям Вигебекого
обкома комсомола.

Pe ee ee

правление полета.

АЯ ПРАВДА

Pee er eet rae

LAA SS

Всесоюзная сельскохозяйственная выставка. Павильон «Москва».

SSS

помощник

В синеве безоблачного неба носитея ис-
требитель. Он то. скользит на крыло, то
красиво уходит боевым разворотом, пере-
ворачивается, делает мертвые петли. Вот
тупой нос самолета наклонился вниз, на
мгновенье машина как бы повисла в воз-
духе и в штопоре стремительно ринулась
к земле, Но снова ревет мотор, истреби-
тель выравнивается и «евечой» взмывает
вверх.

«Свечой» помощник комиссара  эскад-
рильи по комсомолу Дмитрий Аленин за-
вершает все полеты высшим пилотажем.

Младший политрук Аленин только год
назад стал самостоятельно водить боевой
самолет. А сейчас он мастер высшего пи-
лотажа, отличный воздушный стрелок,
флаг-штурман эскадрильи.

...Самолеты уходили на высоту. Пред-
стояло. выполнить. трудное. комплексное зё-
дание. Ведущим. шел Аленин. . wee

Четыре тысячи метров. Сквозь дымк
плохо видно землю. Трудно проверить на-
Выручают — точные
штурманские расчеты и умелое пользова-
ние аэронавигационными приборами.

Легкое покачивание крыльев ведущего
самолета извещает, что замечен ‘первый
контрольный ориентир. Под ногами проплы-

вает‘ горная гряда е несколькими верши-.

нами. Наметанный глаз молодого штурмана
различил отмеченный на карте пик. Вурс
верен! .

Марнрут кончался над горным поселком.
Снова знакомое” покачивание крыльев, и
самолеты ложатся на другой куре. Точно
в назначенное ‘время истребители зашли
на стрельбу: 5

Предварительные земные расчеты оказа-
лись неточными. Выполняя маневр, Але-
нин успел внести необходимые корректи-
вы. Когда истребитель, пикируя, набрал
скорость, он Уже знал, что идет точно на

Жизнь в комсомольских организациях
бъет ключом, и только тот активиет может
оказаться на высоте, кто связай с моло-
ложью, кто поддерживает ее почин, кто
прислушивается к ее голосу и требова-
ниям.

Сила комсомола-—в руководстве партии.
ЦВ КП(б)Б во всех вопросах перестройки
комсомольской работы оказывает нам по-
мощь, советует, во-время указывает, как
правильно решить ту или ‘иную задачу
государственного и хозяйственного строи-
тельства, ‹

Хотелось бы, чтобы местные партийны
организации помогли комсомольцам так же,
как ‘нам помогает ЦЕ ВП(б)Б. ‘

Следует сказать о роли печати. Несмотря
Ha 10; 470 в’ ‘большинстве колхозов нет
коммунистов. печать,‘ особенно районная,
не’ уделяет комеомолу достаточного внима-
ния. Еели изредка районные газеты и за-
Говорят 0 комсомоле, то очень слабым,
немощным голосом. В. большинстве случаев

‘выступления районных Taser ограничива-

ются заметкой о ‘срыве комсомольского
собрания, о плохой работе того или иного
кружка н т. д. Жритиковать, конечно,
нужно. Но надо попросить редакторов рай-
онных газет полнее, ярче показывать ра-
боту комоомольских организаций, не скры-
вать положительного опыта, знакомить с
ним всех читателей.

Отдельных комсомольских руководителей
надо предостеречь, от извращений и ошибок
в работе. Глусский райком комсомола, на-
пример, ‘заелушав доклады ° председателя
колхоза «Красные сельцы» тов. Кабакови-
ча и секретаря комитета тов. Пехота, ни-
чего лучшего не придумал, как записать им
по выговору: После такой «помощи» ком-
сомольцы колхоза не знали; что делать,
как устранять недостатки, имевшиеся в хо-
зяйетве. К сожалению; это не единичный
случай. Комсомольцы сельхозартели «Герой
труда» решили: «Постановление правления
колхоза о посылке £2 подвод на мельницу
отменить и всех лошадей направить в Лес».
А в колхозе имени Ленина Богушевского
района послушали на собрании доклад
бригадира и записали: «За плохое руко-
водство бригадира колхоза с работы снять».
Ясно, что подобные ‘факты есть не что
иное, как извращения в государственной
работе. комсомола.

Отдельные ‘активисты, вилимо, сводят
свою роль только к тому, чтобы обнару-
жить недочеты и раскритиковать их на

‘идут на посадку. Помощник комиссара, за-

Фото Б. ИВАНИЦКОГО.

< 3: хх >
Накануне дня авиации

цель. Короткая пулёметная очередь — и
все пули в щите. Второй заход дал те же
результаты. Двадцать попаданий из двад-
цати возможных! ©

Большую заботу’ Аленин. проявляет о мо-
лодых летчиках. Всем известна история
Викторова, который стараниями помощни-
ка комиссара превратился из неудачника—
«медведя», ках его в шутку называли, —
в первокласеного воздушного бойца. Кан-
дидаты ВКП(б) товарищи Марахонич. Ce-
наторов, Назаров также обязаны своим ро-
стом Аленину. $

Бывало и другое. Однажды г звене Ви-
солева два дня не проверялись договоры
социалистического соревнования. Команди-
ру звена пришлось выслушать жесткие
слова помощника комиссара © людях, `ко-
торым успех кружит толовы. Оплошность
Киселева была остро рабкритикована ‘в
стенной газете и явилась ‘предметом об-
суждения летчиков перед ’сЯартом.

Кончается летный день, Истребители по-.

кидают зоны и. в строгой очередности
прокинув обветренное лицо вверх, одобри-
тельно улыбается: день прошел хорошо. Но
что это? Одна машина, коснувшись колеса-
ми земли, вдруг судорожно забила хво-
стом, накренилась на левую плоскость.

Летчик, смущенный и, красный, выле-
зает.из кабины. . ,

— Опять, товарищ Головков? Когда ca-
жаете машину, нужно ручку  придержи-
вать. Мы с вами в воторый раз говорим
06 этом. Идите отдыхайте.

Летчики покидают аэродром, а помощ-
ник комиссара направляется к ангарам,
куда авиатехники и мотористы закаты-

вают. машины,
И. МИРОНОВ,
С. АКИФЬЕВ.

Закавказский военный округ.

собрании. Это, безусловно, нужно делать и
впредь. Но этого мало. Надо, засучив ру-
кава, драться за устранение обнаруженных
недочетов. Комсомольским организациям не-
обходимо заниматься всеми вопросами госу-
дарственного и хозяйственного строитель-
ства — и укреплением трудовой дисципли-
ны, и осуществлением рационализаторских
предложений, и выполнением плановых
государственных поставок, и работой сто-
ловых и детских яслей. Веюду, на каждом
участке, требуется участие комсомольской
организации.

Старики полесского колхоза «Пролета-
рий» так оценили работу комсомольцев:

«Если бы нам таких хлопцев побольше
не только в Белоруссии, но и во всем
Союзе, мы были бы первыми».

Но лестную оценку комсомольцам кол-
хозники дали только после того, как все
36 членов организации стали по-стаханов-
ски работать в поле, на фермах, организо-
вывать культурную работу.

Товарищ Сталин на ХУШ с’езде ВЕП(б)
говорил: «После того как выработана пра-
вильная политическая линия, проверенная
Ha практике, кадры партии’ становятся
решающей силой партийного и государ-
ственного руководства».

Подбору, расстановке и повседневному
воспитанию комсомольских кадров мы еще
не уделяем серьезного внимания. Отдель-
ные обкомы ‘и горкомы плохо знают своих
работников, не изучают их, знакомятся с

ними лишь по анкетным данным. Ясно,

что, не устранив этих недостатков, мы
не сможем успешно двигаться вперед.

Мы организовали республиканскую шко-
лу по переподготовке заведующих отдела-
ми пропаганды и агитации горкомов и
райкомов. Секретарей райкомов постоянно
вызываем в ЦП, инструктируем;, слушаем
их доклады на бюро, помогаем им в своей
работе, Но это только ‘первые шаги. Наша
боевая задача — улучшить дело подбора и
воспитания руководящих комсомольских
кадров, вооружить их революционной Teo-
рией, чтобы ‘они стали подлинными орга-
низаторами советской молодежи в ее борь-
бе за выполнение решений ХУПГ партий-
ного. с’езда и УШ пленума ЦЕ ВЛЕСМ.
Комсомольская организация Белоруссии под
руководством партии Ленина-—Сталина бу-
дег день OT) дня повышать свою актив-
ность в государственной и. хозяйственной
деятельности, направленной на дальнед-
mui расцвет нашей любимой родины. ‘

Зее Е НЕЕ Е

хи о работе

3.

Tree ee eer eee

СЧАСТЛИВЫЕ
БЕРЕГА

Мы стоим на носу корабля. Абсолютный
штиль. Корпуе судна, словно впаянный,
веподвижен. Перед глазами чудесные кар
тины Арктики.

— Смотрите, смотрите! Белый медведь!
Tecnu! Олени!

Но почему так жарко? Где энаменитый
холодный норд-ост?

Не держитесь за поручни, будьте спо-
койны-—вае не ожидает шторм. Здесь, на
палубе. макета корабля, все тихо. Мы в
Москве, на Сельскохозяйственнюй выстав-
ке, в павильоне «Советская Арктика».

Карта северных морских путей. Линии.
Пунктиры. Здесь отмечены пути советских,
ледоколов, шюшедших по ледовитым Ce-
верным морям, маршруты советских са0-

ОЕ ИН ПОТА

летов, побывавших во всех частях Аркти-

ки и в ее центре—на Северном полюсе.
Шелковая палалка, в которой жила папа-
нинская четверка на дрейфующей льдине,
воскрешает в памяти дни героической эпо-
пеи.

Люди и техника страны социализма
победили Арктику, раскрыли ee недра и
богатства, заставили служить человеку.

На витрине — образцы полезных иско-
паемых крайнего Севера: различных руд, .
строительных материалов. На Кольском по-
луострове — апатиты. На Чукотке — торф.

a Нордвике — соль. В Амдерме — плави-
ковый шпат. Уголь, золото, никель, олово,
медь... Богата суровая, земля Арктики.

В Москву на выставку привезены кра-
сивые, стройные олени. 20 из 4.000 оле-
ней колхоза «Прасная  Шельля» Ловозер-
ского района Мурманской области. До пер-
вой железнодорожной станции они прошли
500 километров. В Москве нет мхов и пи-
шайников тундры. Еще в колхозе оленей
полтора месяца приучали к концентратам
й печеному хлебу. Ничего, привыкли, ©
удовольствием едят хлеб с отрубями.

Поголовье оленей быстро растет. В о1-
ном только ненецком совхозе в Нарьян-
Mape—6.944 оленя.

Олень-—коренной житель Арктики. (ей-
час идет большое переселение na Север
коров, свиней, птицы. В два раза по ерав-
нению с 1913 годом выросло поголовье
северного стада рогатого скота, в 55 раз—
количество свиней! На острове Диксон раз-
водятся овцы, они стали домашними жи-.
вотными наших полярников. 06 этом крас-
норечиво рассказывают стэнды павильона.

На витринах чучела северных зверей—
словно живого, видим белого песца, пой-
манного капканом. Огромные фотоснимки
запечатлели эпизоды из жизни рыбаков.
Вот они тащат сети с богатейшим уловом.
Арктика по праву зовется валютным цехом
Советской страны. 30 процентов пушнины
и 38 процентов рыбы добъьвается на ктай-
нем Севере. Создан большой моторный, тех-
нически оснащенный рыболовный флот. В
бухте Провидения организована моторно-
промысловая станция.

Арктика до революции была местом
ссылки и каторги. В бескрайных снежных
пустынях побывали и декабристы. Один’
из них— Федор Петрович Шаховской, на-
ходясь в ссылке, изучал растительный
мир, собирал коллекции, делал ` первые
опыты по выращиванию картофеля. Слу-
aXOBCKOTO дошли до губерна-
тора. Мгновенно был издан приказ о пре-
кращении «непредусмотренных для’ пре-
ступников законом занятий». ,

Большевики, завоевав Арктику, вдохну=
ли в нее жизнь. И суровая земля, ласкае-
мая лишь косыми лучами солнца, сталь
плодородной. Арктика покрылась сетью
опытных  сельскохозяйственных станций.
В Хибинах такой станцией руководит эн-
тузиаст-полярник академик Эйхфельд. Мно-
гочисленными опытами он доказал возмож-
ность разведения на крайнем Севере раз-
личных овощей и ягод. В. Игарке аккли-
матизировалея картофель «Эпикур», на
Кольском полуострове культивируется
клубника. На витринах павильона мы ви-
дим свежие зеленые огурцы, взращенные
за Полярным кругом. Даже в бухте. Тикси,
на 71-м градусе северной широты; летчи-
ки могут есть салат из овощей и уви-
деть среди льдов настоящие живые цветы.
Огурцы, капуста, морковь и свекла. укроп,
шпинат, петрушка, богатые противоцын-
готными витаминами, полноправно вошли
в северную флору.

Смерть косила народности Севера в про-
шлом. Люди вымирали от болезней, от
хищнической эксплоатации и разорения,
от суровой стихии. Великий Октябрь воз-
родил Арктику и её многонапиональное
население. И вот сейчас. в 1939 голу,
эвенки и нанайцы, чукчи, ненцы, коряки,
саамы и якуты представляют на всесоюз-
ный смотр богатые плоды своей работы
за годы советекой власти.

Заканчивая осмотр павильона, мы спу-
скаемся с палубы макета корабля и на-
правляемея к выходу. Счастливы и бога-
ты советские берега северных морей. Они
охраняются грозными ‘кораблями Северно-
го Военно-Морского Флота и неприступ=

ны для врата.
ГР. РАССАДИН.
— OG

Почин
трактористов-

орденоносцес

КИЕВ, 4 августа. (Наш корр.). Знатные
трактористы и комбайнеры-орленонослы
Куликовской машинно-трактореой станции
(Черниговская область, УССР) обратилиеь
в штаб Киевского Оеобото военного округа
© письмом, в котором просят разрешить сп-
здать из орхеноносцев Куликовской МТС
танковый экипаж запаса.

Директор МТС тов. Ремизов, тракторл-
CTH и комбайнеры тт. Сенек, Марусик,
Алексеенко, Спутай, Каноненко, Саловал,
комсомольцы Садовой и Гордиенко заявля-
ют, что они готовы по первому зову пар-
тии, великого Сталина с мирных машин
сельского хозяйства пересесть на могучие
советские танки и будут, не щадя жизни,
громить врага ло полной победы над ним.

Командование Киевского Особого воен-
ного округа в своем ответе отметило цен-
ную. инициативу знатных трактористов,
которая, несомненно, найдет горячий от-
клик в стране, и приказало организовать,
из орденоносцев этой МТС танковое под-
разделение запаса.

На-днах подразделение

ей приступает в