ыы

^

%

COOTBETeTBY IIL 10

Se te,

СЕНТЯБРЬ

ПЯТНИЦА
1939 год
№ 200 (4383)

ЦЕНА 10 КОП,

‚ ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

BDC

ee PE ie OT

ЦЕНТРАЛЬНОГО
и московского
КОМИТЕТОВ

влнксм

ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР_1-го СОЗЫВА

_О РАТИФИКАЦИИ СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ДОГОВОР

Сообщение тов. МОЛОТОВА

‚ Товарищи! Со времени третьей Cecenn
Верховного Совета международное положе-
ple HO изменилось к лучшему. Наоборот,
оно стало еще более напряженным.

Принимавигиеся со стороны ‘отдельных
правятельств шаги к устранению этой на-
пряженности показали свою явную недоста-
точность. Они оказались безрезультатными.
9 относятся к Европе. Не произошло из-
услений в лучшую сторону и в восточной
Азив. Япония, как и прежде, занимает ©во-
хил войсками главные города и значитель-
пую часть территории Китая, не отказы-
заясь также от враждебных актов в огно-
пенни СОСР. И`злесь положение измени-
24 в сторону дальнейшего обострения об-
CTAHOBES. ’

В этой обстановке громалное положитель-
fod значение имеет заключение договора ©
ненапалении между CCCP ш Германией,
устраняющего угрозу войны между Герма-
wet a Советским Союзом. Чтобы полнее
определить значение VTOTO договора, мне
придется предварительно остановиться на
тех пероговорах, воторые в последние меся-
цы зелись в Москве ©’ представитетями
Англия и Франции. й

Вы зваете, что антло-франко-советокию
пероговоры о заключении пакта взаимопо-
зощи против атрессии в Европе начались
ще в мтреле месяце, Правда, первые пред-
эжения английского правительства были,
зак иззестно, совершенно неприемлемы. Они
июрировали основные предпосылки таких
прзюворюв — игнорировали принцип › вза-
ринкти и равных обязательств. Несмотря
13 50, советское правительство не отказа-
Ith от переговоров и, в свою очередь, вы-
140 свои предложения. Мы считались
е ви, что празительствам Англии и Фран-
Цит трудно было круто‘ поворачивать куре
ой политики OT недружелюбного. отноше-
лил к Советокому Союзу, как это было еще
зем недавно, к серьезным переговорам
‹ (0СР на условиях равных облзательств.
(юло, последующие переговоры не оправ-
ми себя. ,

\нгло-франко-советокие переговоры про-
тижались в течению четырех месяцев. дни
поган выяенить ряд вопросов. Они, вме-
(18 с тем, показали представителям Англии
и Фанции, что в международных делах ©
(мкл Союзом нужно серьезно считать-
м, № этя переговоры натолкнулись на
пепеохотимые препятствия. Дело, разумеет-

(1, 18 в ощельных «формулировках» и не

} 1х ми иных пунктах DpoexTa договора,

{пизта). Мот, дело заключалось в. более су-

щетветых вещах.

Закаючение пакта взаимопомощи против
агрессии  лиело смысл только ‘в’ том случае,
если бы Англия, Франция и Советский Союз

договорились 06 отределенных военных ме-.

рах против нзпадения агрессора. Поэтому,
в течение определенного срока, в Москве
прояоходили не только политические, но и
заенные переговоры’ © представителями, анг-
лийской и французской армий. Однако, из
венных переговоров ничего ‘не вьыаило.. Эти
пероговоры натолкнулись на то, что Поль-
а, которую должны были совместно гаран-
тировать Англия, Франция и СОСР, отказа-
Tih OT военной помощи се стороны Совет-
ую Союза. Преодолеть эти возражения
Польши так и не удалось. Больше того,
переговоры показали, что Англия и не стре-
Minted преодолеть эти возражения Польши,
а, наоборот, поддерживает их. Понятно, что
При такой позиции польского правительства
1 610 главного союзника к делу оказания
bruno помощи co стороны Советекого
(ona Ha случай агрессии, англо-франко-
четкие переговоры ‘не могли дать хоро-
шит результатов. После этого нам стало
#0, что англо-франко-советокме перогово-
ры обречены. на провал.

`° №0 показали переговоры © Англией и
Францией?

`° Англо-франко-советские переговоры m0-
тазали, что позиция Англии и Франция
прогизана насквозь вопиющими противоре-
Wau,

Судите сами.

С одной стороны, Англия и Франция
требовали or CCCP военной помощи против
атюссии для Польши. СССР, как известно,
(hia готов пойти этому навстречу при ус-
LBM получения соответствующей помо-
щи для себя от Англии и Франции. С дру-
той стороны, те’ же Англия и Франция тут
52 выпускали на сцену Польшу, которая
решительно отказывалась от военной no-
vont co стороны СССР. Попробуйт®-ка при
этих условиях договориться © взаимопомо-
Щи, кома помощь со стороны СССР зара-
10 об’являелхя ненужной и назвязанной.

Далее. С одной стороны, Англия и Фран-

Пия гарантировали Советскому Союзу воен-

KYO помощь против агреесии в обмен на
помошь со ` стороны
(СР. С лругой стороны, они‘ обетавляли
00 помощь такими оговорками насчет
Косвенной агрессии, которые могли превра-
тить эту помощь в фикцию и давали им
Форизльно-юридическое оспование увиль-
Е)ть от оказания помощи и поставить
СССР в состояние изоляции перед лицом
агрюссора. Попробуйте-ка отличить подоб-
Thi «пакт взаимопомощи» от пакта фрлее

или менее замаскированного надуватель-
ства. (Веселое оживление в зале). —

Дальше. С одной стороны, Англия п

рантия подчеркивали важность и’ серь-
езность переговоров о пакте взаимопомощи,
требуя от СССР серьезнейшего отношения
К этому делу и быстрейшего разрешения
вопросов, связанных © пактом. С’ другой
стороны, они сами проявляли крайнюю
медлительность и совершенно несеръезное
отношение к переговорам, поручая это де-
ло второстепенным лицам, не облеченным
достаточными полномочиями. Достаточно
сказать, что военные ‘миссии Англии и
Франции прибыли в Москву ‘без опреде-
ленных полномочий и без права подписа-
ния какой-либо военной — конвенции.
(Оживление в зале). Больше того, воен-
ная миссия Англии прибыла в Москву во-
обще без всякого мандата (общий смех) и
лишь по требованию нашей военной мис-
сии она, уже перед самым перерывом пе-
ретговоров, представила свои письменные
полномочия. Но и это были полномочия
только самого неопределенного характера,
то-есть не полновесные полномочия. По-
пробуйте-ка отличить подобное несерьез-
ное отношение к переговорам ©0 стороны
Англии и Франции от легкомысленной иг-
ры в переговоры, рассчитанной из дискре-
дитатию дела переговоров.

Таковы ‘внутренние противоречия пози-
ции Англии и Франции в переговорах с
СССР, приведшие к срыву переговоров.

Где же корень этих противоречий в по-
зиции Англии и Франции?

В немногих словах дело заключается. в
следующем. С одной стороны, английское
и французское правительства боятся агрес-
сии и ввиду этого хотели бы иметь пакт
взаимопомощи © Советским (Союзом, по-
скольку это усиливает их самих, посколь-
ку это усиливает Англию и Фран-
цию. Но, © другой стороны, антлийское и
французское правительства имеют onace-
ния, что заключение серьезного пакта вза-
имопомощи © СССР может усилить нашу
страну, может усилить Советский Союз,
что, оказывается, не отвечает их позиции.
Приходится признать, что эти опасения у
них взяли верх над другими соображения-
ми. Только в этой связи и можно понять
позицию Польши, действующей по указа-
ниям Англии и Франции.

Перехожу к совотско-германскому
говору--0 ненападении, __....... a

Решение © заключении договора o
ненападении между CCCP и Германией
было принято после того, как военные
переговоры с Францией и Антлией за-
шли в тупик в силу указанных непре-
одолимых разногласий. Поскольку эти пе-
ретеворы показали, что на заключение
пакта взаимопомощи нет основания рас-
считывать, мы не могли не поставить пе-
ред собою вопроса о других возможностях
обеслечить мир и устранить угрозу вой-
ны между Терманией и СССР. Ели пра-
вительства Англии и Франции ‘не хотели
с этим считаться, — это уж их дело. На-
ша обязанность-—думать 0б интересах со-
ветского народа, об интересах Союза Co-
ветоких Социалистических ° Республик.
(Продолжительные = аплодисменты). Тем
более, что мы твердо убеждены в том,
что интересы СССР совпадают с корен-
ными интересами нафодов других стран.
(Аплодисменты).

Но это лишь одна сторона дела.

Должно было произойти еще другое
обстоятельство, чтобы  советеко-герман-
ский договор © ненападении стал суще-
ствовать. Нужно было, чтобы во внешней
политике Германии произошел поворот в
сторону добрососедских отношений © Co-
велским Союзом. Только при наличии эт9-
го второго ‘условия, только когда нам
стало ясным желание германского прави-
тельства изменить свою внешнюю полити-
ку в сторону улучшения отношений с
СР была найдена основа для заклю-
чения  советско-германского договора 0
неналадении. .

Всем известно, что на протяжении по-
следних шести лет, < прихолом национал-
социалистов ‘к власти, политические OT-
ношения между Германией и СССР были
натянутыми. Известно также, что  че-
смотря на различие мировоззрений и, по-
литических систем, советское правитель-
ство: стремилось поддерживать нормальные
леловые и’ политические отношения ©
Германией. Сейчас нет нужды  возвра-
щаться к отдельным моментам этих отно-
шений за последние годы, да они вам,
товарищи депутаты, и без того хорошо
известны. Следует, однако, напомнить 0
том раз’яснении нашей внепгней полити-
ки, которое было сделано несколько Me-

до-

сяцев тому назад на’ ХУШ партийном
с’езте.
Говоря 0 наших задачах в области

внешней политики, т. Сталин так опре-
ACAI тогда наши отношения с другими
странами:

«1. Проводить и впредь политику
мира и укреплония деловых связей со
всеми странами;

2. Соблюдать осторожность и не да-
вать втянуть в конфликты нашу. стра-
ну провокаторам войны, привыкшим

oo oe ee Ni a р

0 заседаниях внеочередной Четвертой Сессии

Верховного Совета СССР

„Сегодня, 1 сентября, в 5 часов вечера, в

зале заседаний Верховного

Совета СССР, в Кремле, состоится заседание Совета Союза.

Сегодня, 1 сентября,
Согета СССР, в Кремле,

в 7 часов вечера, в зале заседаний Верховного_
состоится .заседание „Совета Национальностей.

О НЕНАПАДЕНИИ

на заседании Верховного Совета Союза ССР 31-го августа 1939 года

загребать жар чужими руками».
(Оживление в зале).
видите, в этих выводах т. Сталин
говорил о том, что Советский Союз стоит
за укрепление деловых связей со всеми
странами. Но, вместе с тем, т. Сталин
предупреждал против провокалоров войны,
желающих в своих интересах втянуть на-
шу страну в конфликты с другими стра-
нами.

Разоблачая шум, поднятый англо-фран-
цузской и северо-американской прессой по
поводу германских «планов» захвата (о-
ветской Украины, т. Сталин  товорил
тогда:

«Похоже на то, что этот подозритель-
ный шум имел своей целью поднять
ярость Советского Союза против Герма-
нии, отравить атмосферу и спровоцир-
вать конфликт с Германией без вяди-
мых на то оснований».

кошений между Советским Союзом и Гер-
манией.

Например, с наивным видом спраши-
вают; как Советский Союз мог пойти на
улучшение политических отношений с го-
сударством фашистского типа? Разве это
возможно? Но забывают при этом, что дело
идет не о нашем отношении к внутренним
порялкам друмй страны, а о внешних от-
ношениях межлу лвумя государствами. 38-
бывают о том, что мы стоим на позиции
невмешательства во’ внутренние дела дру-
гих стран и соответственно этому стоим 33
недопущение какого-либо вмешательства в
наши собственные внутренние дела. Забы-
вают также о важном принципе нашей
внешней политики, который еще Ha
ХУШ с’езде партии т. Сталин формулиро-
вал так:

«Мы стоим за мир и укрепление дело-

Как зихите, т. ‘Сталин бил в самую
точку, разоблачая происки  западно-евро-

пейских` политиков, стремящихся  столк-
нуть лбами ‘Германию и Советский Cows.

Надо признать, что и в нашей стране
были некоторые близорукие люди, кото-
рые, увлекшись упрощенной антифашист-
ской атитацией, забывали 0б’ этой прово-
каторекой ‘Таботе наших врагов. Tos.
Сталин; учитывая это обстоятельство, еще
тогда поставил‘ вопрос о возможности дру-
гих, невраждебных, добрососедских отноше-
ний между’ Германией и СССР.
‚ Теперь видно, что в Германии в’ общем
правильно поняли эти заявления т, Сталина
И сделали из этого практические выводы.
(Смех).

Заключение советско-германского догово-
ра 0. ненападении свидетельствует 0 TOM,
что историческое предвидение т. Сталина
блестяще оправдалось. (Бурная овация в

честь тов. Сталина)... bike

Уже весной этого года германское пра-
вительство предложило восстановить торго-
во-кредитные переговоры. Переговоры бы-
ли вскоре возобновлены. Путем взаммных
уступок Удалось притти к соглашению.
Это ‘соглашение, как известно, 19 августа
было подписано. .

Это было: не первое торгово-кредитное
соглашение с Германией при существую-
щем правительстве.. Но это соглашение от-
дичается в лучшую сторону не только от
соглашения 1935 тода, но и от всех пре-

‘дыдущих, не говоря уже о том, что у нас

не `было ни ` одного ‘столь же выгодного
экономического соглашения ‘е Англией,
Францией или какой-либо другой страной.
Соглашение выгодно для нас. по’ своим кре-
дитным условиям (семилетний кредит) и
оно дает нам возможность дополнительно
заказать значительное количество. нужно-
го нам оборудования. По этому соглашению
CCCP обеспечивает продажу Германии оп-
ределенного ‘количества наших излишков
сырья для ее промышленности, что вполне
в интересах. СССР. Почему же нам отка-
зываться от такого выгодного экономиче-
ского cormamenua? Но в ‘угоду ли тем, кто
вообще но хотел бы, чтобы Советский
Союз имел выгодные экономические согла-
шения © другими‘ странами? Между тем
ясно, что торгово-кредитное соглашение ©
Германией целиком в интересах народного
хозяйства и в интересах. обороны Совет-
ского Союза. Такое соглашение полностью
соответствует решениям ХУШ с’езда нашей
партии, одобрившего указание т. Сталина
на необходимость «укрепления   деловых
связей со всеми странами». f

Когла же германское правительство вы-
разило желание улучшить также и полити-
ческие отношения, у советского правитель-
ства не было оснований отказываться OT
этого. Тогла и встал вопрос о заключении
договора о ненападении.

Теперь раздаются голоса, в которых
сквозит непонимание самых простых основ

вых связей со всеми странами, стоим и

будем стоять на этой позиции, поскольку

эти страны ‘будут держаться таких же
отношений © Советским Союзом, посколь-

Ky они не попытаются нарушить инте-

ресы нашей‘ страны». :

_ Смысл этих слов совершенно ясен: со
всеми несоветскими странами, Советский
Союз стремится иметь добрососедекие отно-
шения, .поснольну эти страны .придержи-
ваются той же позиции в отношении Совет-
ского Союза. _ Аа

В нашей внешней политике с. несовет-
скими странами мы стояли и стоим на ба-
зе известного денинского принципа о мир-
HOM сосуществовании советского государ-
ствз и капиталистических стран. Как про-
водился этот принции на практике, можно
было бы показать. на большом количестве
примеров. Но ограничусь немногими. У нас,
например, с 1933 тода существует договор
0 ненападении ‘и `нейтралитете с фашиет-
ской Италией. Никому до сих пор не при-
ходило в голову высказываться против
этого договора. И это понятно. Поскольку
такой договор отвечает интересам СССР, он
соответствует и нашему принципу мирного
сосуществования СССР и капиталистиче-
ских стран. У нас имеются. договора о
ненападении также с Польшей и некото-
рыми другими странами, полуфашистский
строй ‘которых всем известен. Ho и эти
договора не вызывали никаких сомнений.
Может быть, не лишним будет напомнить
И о 10м, что у нас нет даже такого рода
договоров. с некоторыми, другими, нефа-
шистокими, — буржуазно-демократическими
странами, скажем, с той же Англией. Од-
нако, это — не по нашей вине.

С 1926 года политической ‚ основой на-
щих отношений с Германией стал договор
о нейтралитете, который был продлен уже
нынешних германским правительством в
1933 году. Этот договор о нейтралитете
действует и в настоящее время.

Советское правительство и раньше счи-
тало желательным сделать дальнейший шаг
вперед в улучшении ‘политических отноше-
ний с Германией, но обстоятельства сло-
жились так, что это стало возможным
только теперь. Дело, правда, идет в данном
случае не о пакте’ взаимопомощи, как это
было в англо-франко-советских  перегово-
рах, & только о договоре ненападения. Тем
не менее, в современных условиях трудно
переоценить международное значение с0-
ветско-германского договора.

Вот почему мы положительно отнеслись
к приезду германского министра иностран-
ных дел г. фон Риббентропа в Москву.

23 августа 1939 года, когла был под-
писан бсоветско-германский договор о нена-
падении, надо считать датой большой исто-
рической важности. Договор © ненападении
между СССР и Германией является пово-
ротным пунктом в истории Европы, да и
не только Европы.

Вчера ете фашисты Германии проводи-

начавшегося» улучшения политических от-‘ли в отношении СССР враждебную нам

внешнюю политику. Да, вчера еще в обла-
сти внешних отношений мы были врагами.
Сегодня, однако, обстановка изменилась и
мы перестали быть врагами. Политическое
искусство в области внешних отношений
заключается не в том, чтобы увеличивать
количество вратов для своей страны. На-
оборот, политическое искусство заключает-
ся здесь в том, чтобы уменьшить число
таких врагов и добиться того, чтобы вче-
ралиние враги стали добрыми соседями, под-
держивающими между собою мирные отно-
шения. (Аплодисменты). :

История показала, что вражда и войны
межлу нашей страной и Германией были
не на пользу, а во вред нашим странам.
Самыми пострадавшими из войны 1914—
18 годов вышли Россия и Германия. (Го-
пос: «Правильно»). Поэтому интересы на-
родов Советском Союза и Германии лежат
не на пути вражды между собою. Напро-
тив, народы Советского Союза и Германии
нуждаются в мирных отношениях друг с
другом. Советско-германский договор о не-
нападении кладет конец вражде между
Германией и СССР, 2 это в интересах обе-
их стран. Различие в мировоззрениях и в
политических системах не должно и не мо-
жет быть препятствием для установления
хороших политических отношений между
обоими государствами, как подобное же
различие не препятствует хорошим полити-
ческим отношениям СССР с другими несо-
ветскими, капиталистическими странами.
Только враги Германии и СССР могут стре-
миться к созданию и раздуванию вражды
между народами этих стран. Мы стояли
и стоим за дружбу народов СССР и Герма-
нии, 3% развитие и расцвет дружбы между
народами Советекого Союза и германским
народом. (Бурные, продолжительные апло-
дисменты).

Тлавное значение  советско-германского
договора о ненападении заключается в том,
что два самых больших государства Евро-
пы договорились о том, чтобы положить
конец вражие между ними, устранить угро-
зу войны и жить в мире между Codon.
Тем самым, поле  воэможных. военных
столкновений в Европе суживается. Если
Jame не удастся избежать военных столк-
нозений в Европе, масштаб этих военных
действий теперь будет ограничен. Недо-
вольными таким положением дел MOTYT
быть только поджитатели вевобщей войны
в Евроне, те, кто пед маской маролюбза
хотят зажечь всвевропейский военный 1п-
Hap.

Советско-германский договор подвергся
многочисленным нападкам в англо-фран-
пузекой и американской’ прессе. Особенно
стараются на этот счет некоторые «еоциз-
листические» газеты, услужающие «свое-
му» национальному капитализму, услужа-
ющие тем из гостюл, кто им прилично пла-
тит. (Смех в. зале). Понятно, что от таких
тостюд нельзя ждать настоящей правды.

Пытатются распространять неправду, что
будто бы заключение советско-германского
Зоговора о ненападении помешало перего-
ворам с Англией и Францией о пакте вза-
имопомощи. Эта ложь уже заклеймена в
интервью т. Ворошилова. В действитель-
ности, как изгестно, дело обстоит наоб-
pot. Советский Cows заключил пакт о
ненападении с Германией, между прочим,
в силу того обстоятельства, что перегово-
ры © Францией и Англией натолкнулись на
непреодолимые фазкюгласия и кончились
неудачей по вине антло-французеких пра-
вяших кругов.

Доходят, дальше, до того, что ставят
нам в вину, что, видите ли, в договоре
нет пункта о том, что он денонсируется
в случае, если одна из договаривающихся
сторон окажется вовлеченной в войну при
условиях, которые могут дать кое-кому
внешний повод квалифицировать ее напа-
дающей стороной. Но при этом почему-то
забывают, что такого пункта и такой ого-
ворки нет ни в польско-германоком дого-
воре о ненападении, подписанном в 1934 г,
и анпулированном Германией в 1939 тоду
вопреки желанию Польши, ни в англо-
германской декларации о ненападении,
подписанной всего несколько месяцев то-
му назал. Спрашиваетя, почему CCCP
не может позволить себе том, что давно
уже позволили себе и Польша и Англия?

‚ Наконец, есть любители вычитывания в
хотоворе большего, чем то, что там напи-
сано. (Смех). Для этого пускаются в ход
всякого рода догадки и намеки, чтобы п9-
родить недоверие к договору в тех‘ или

других странах. Но все это говорит лишь
о безнадежном бессилии врагов  догово-
ра, которые все больше’ разоблачают себя,
как враги и Советского Союза и Германии,
стремящиеся спровоцировать войну между
этими странами.

Вю всем этом мы вилим новое полтверж-
ление правильности указания т. Оталина
на то, что необхолимо соблюдать 9с0бую
осторожность насчет провокаторов войны,
привыкших загребать жар чужими рука-
ми. Мы должны быть на-чеку в отноше-
HHH тех, кто видит лля себя вытолу в
плохих отношениях межлу СССР и Гер-
манией, в их вражде между собою, кто
не хочет мира и добрососедеких отноше-
ний между Германией и Советским Союзом.

Нам понятно, когда эту линию велут
матерые империалисты. Но нельзя пройти
мимо таких фактов, что особым усерлием в
этом деле отличились в последнее время
некоторые лидеры социалистических пар-
тий Франции и Англии. А эти госпола лей-
ствительно настолько засуетились, что ле-
зут из кожи, да и только. (Смех). Эти лю-
дн требуют, чтобы CCCP обязательно втя-
нулся в войну на стороне Англии против
Германии. Уж не с ума ли сошли эти
зарвавшиеся полжигатели войны? (Смех).
Разве трудно понять этим господам смысх
советско-германского логовора о ненападле-
нии, в силу которого СССР не обязан втя-
пиваться в войну ни на стороне Англии
против Германии, ни на стороне Германии
против Англии? Разве трудно понять, что
СССР проводит и будет провотить свою с0б-
ственную, = самостоятельную « политику,
опиентирующуюся на интересы наролов
CCCP, и только на эти интересы? (Продол-
жительные аплодисменты). Если у этих
господ имеется уже тажое неудержимое же-
лание воевать, пусть повоюют сами, без
Советского Сотюза. (Смех. Аплодисменты).
Мы бы посмотрели, что это за вояки.
(Смех. Аплодисменты).

В наших глазах, в глазах всего совет-
ского народа, это такие же враги мита, как
И все другие поджигатели войны в Европе.
Только те, кто хочет нового великого кро-
вопролития, новой бойни народов, только
они хотят столкчуть лбами Советский Союз
и Германию, только они хотят сорвать на-
чало росстановления добрососедских отно-
шений межху народами СОСР и Германии.

Советевяй (ююз пришел к логовору с
Германией, увезенный в том, что мио ме-
жлу народами Слветокого Союза и Герма-
нии соответствует интересам всех натолов,
интересам всеобщего мира. В этом убедлит-
ся каждый искренний сторонник мира.

Этот дотовор отвечает коренным интере-
сам трудящихся Советского Союза и не мо-
жет ослабить нашей бдительности в защи-
те этих интересов. Этот логовор полкреп-
лен твердой уверенностью в наших реаль-
ных силах, в их полной готовности на слу-
чай любой агрессии против СССР. (Бурные
апледисмеяты).

Этот. договор (равно как кончивитиеся
неудачей  антло-франко-советские  петего-
воры) показывает, что теперь нельзя ре-
шать важные вопросы междунаролных 0т-
ношений-—тем более вопросы восточной
Европье—без активного участия Советского
Союза, что всякие потуги обойти Совет
ский Союз и решить подобные вопросы 3a
спиной Советском Союза. должны окон-
читься провалом. (Аплодисменты).

(оветско-горманский договор о нечапа-
дении означает поворот в раззитии Евро-
пы, поворот в сторону улучшеняя отноте-
ний межлу двумя самыми большими госу-
даретвами Европы. Этот договор не только
дает нам устранение угрозы войны © Гер-
манией, суживает поле возможных воен-
ных столкновений в Европе, и служит,
таким образом, делу всеобщего мира.—0н
должен обеспечить нам новые возможности
тоста сил, укрепление наших позиций,
дальнейший рост влияния Советекого Cosa
на международное развитие.

Здесь нет необходимости останавливаться.
на отдельных пунктах договора. Совнар-
ком имеет основание надеяться, что `до-
говор встретит ваше одобоение, как один
из первостепенных лля СССР политических
документов. (Аплодисменты).

Совет Народных Комиссаров вносит с-
ветско-германский договор © ненапаления
на, рассмотрение Верховного Совета и пред-
загает ратифицировать ето. (Бурные, про-
полжительные аплодисменты. Все встают).

Показ народного творчества Украинской ССР,
® Грузинской ССР, Казахской CCP,

Туркменской ССР и

Вечером 31 августа в Большом театре
Р состоялся показ «народного ‘творче-

ства Украинокой ССР, Грузинской ССР,
Казахской ССР, Туркменской ССР и Мо-
сковской области. В этом интереснейшем
концерте, устроенном Комитетом по делам
искусств при Совнаркоме СССР, приняли
участие коллективы и солисты, © успехом
выступающие в Москве в связи co Все-
союзной сельскохозяйственной выктавкой.

Концерт начался показом наролното твор-
чества Московской области. С отромным
под’емом исполнил «Колхозную песню 0
Москве» об’единенный Колхозный хор.
Шумный успех выпал на лолю KpacHoap-
мейского ансамбля гесни и паясоки Мо-
CKOBCROTO военного окрута.

Яркое разнообразие патолного искусства
советского Казахетана продемонстрировали
0б’елиненный хор колхозников, Уйгурский
ансамбль песни изпляски колхосников, ор-

Московской области

кестр национальных инструментов и ря
  солпетов.

Свидетельством высокой музыкальной
культуры явилось выступление коллекти-
вов и солистов Грузинской ССР. Большое
впечатление произвели замечательные `на-
ролные песни и танцы.

° Тепло” вотретили присутствующие само-
деятельность Туркменской ССР.

Концерт заключили прелставители на-
ролного творчества Украинской ССР, пока-
завшие красочное тезтрализованное зрели-
ще.
Показ нарфолного творчества явился ве-
ликолецной  лемонстрацтей сталинской
дружбы наролоз СССР и кеиссякаемого 60-
гатетва их талантов.

На концерте, который прошел с огром-
ных успехом, присутствовали депутаты
Верховного Совета СССР и вилные деятели
искусств столицы. (TACC).