РРР ee

ПЕ ИЕ О ЕН ЗЕ ae ee Oe ce ee ees Pee ee

KOMCOM

ОЛЬСКА

Я ПРАВДА

Sse НИНЕ >. ВЕЧЕ

Cae

e

; 1 сентября 1939 г., № 200 (4383)

a err ee ee Ses re
т > ree =

—- ЕЕ
aera eee ee П

`ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ЧЕТВЕРТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1-го СОЗЫВА
О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА © ВСЕОБЩЕЙ ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ

Доклад Народного Комиссара Обороны СССР маршала Советского Со

Товарищи депутаты Верховного‘ Совета!

Совет Народных Комиссаров Союза ССР
представил на вааще рассмотрение законо-
проект «0 всеобщей воинской обязанности».
Жионенная: необходимюсть этого закона про-
хиктована прежде всего нашей Сталинской
Конституцией, с положениями которой су-
ществующий ныне закон находится в не-
котором противоречии.

Статья 132 Сталинской Конституции
тласит:

«Всеобщая воинская обязанность яв-
ляелся законом» и далее-—«Воинская
служба в Рабоче-Крестьянокой Красной

Армии представляет почетную  обязан-
ность граждан. СССР».

В то время как статья 1-я действую-
щего закона редактирована так:

«...0борона Союза ССР с оружием в
руках осуществляется только трудящи-
мися. На нетрудовые элементы  возла-
гается. выполнение иных обязанностей
по обслуживанию обороны Союза ССР».
Кроме того, необходимость издания но-

ого зажюна вызывается в теми изменения-
ми, которые произошли 3a последнее время
в развитии нашего народа и тосударства:

Закон «0б обязательной военной служ-
бе» был принят ЦИК’ом и ОНЕ 13 августа
1930 года, т. е. фовно девять лет TOMY
назад. , :

З& это время советский народ, руковоли-
мый партией Ленина— Сталина, добился
величайших успехов в деле организации и
укрепления государства трудящихся и стро-
ительства социализма в (Советоком. Союзе. .

В нашей стране теперь . окончательно
ликвидированы эвоплоаталорские классы и
неразрывно сплотились рабочие, колхозни-
ки и советокая интеллигенция в, единый,
общий трудовой фронт.

Ilama страна. из. строящей социализм пре-
вратилась в страну победившего социализ-
ма. Победы социализма сделали воэможным
полное равноправие советских граждан, за-
крепленное Сталинской Конституцией. Все
это и многое другое резко изменило со-
циально-политическую основу, на которой
был построен девять лет тому назад ныне
действующий «закон 0б обязательной. во-
енной службе».

Радикальные изменения произошли за
это время также и в самом строительстве,
организации и комплектовании вооружен-
ных сил нашего государства. Достаточно
указать, что численность Армии и Военно-
Морского Флота мирного времени за послед-
ние девять лет выросла больше, чем в
3,5. раза. h

Попутно считаю уместным заметить, что
численный рост Красной Армии и Военно-
Морского Флота находится в полном г00т-
ветствии с той междлунаролнюй обстановкой,
которую наше Правительство, Центральный
Комитет паргии и товарищ Сталин всегла
внимательно и пристально изучают; учиты-
вая вое ее особенности и зитзаги. (Бурные
ем аплодисменты. Все вста-
ют).

Наше государетво, товарищи, особого ти-
па и елинственное на свете. Оно окружено
тосударствами враждебного нам капитали-
стического ‘мира. Поэтому оборона  етраны
социализиа может рассчитывать только на
свои собственные силы ‘и ресурсы. Разу-
меется, прозорливость гения нашей партии
и ‘ кормчео нашей  етраны — нашего
Сталина — является солидным ‘слагаемым
в сумме мероприятий по защите нашей
Родины. (Бурные продолжительные anno-
дисменты. Все встают).

Нарялу © численным ‘ростом Армии и
Флота, росли также и развивались военная
техника и вооружение, которыми обналще-
ны паши вооруженные силы. 06 этом все
Вы, товарищи депутаты, хорошо осведомле-
ны, и я позволю себе только немногими
цифровыми справками напомнить 06 этом.

Сравнивая прогрессе ‘боевой техники
Красной Армии и Военно-Морского Флота
за девять лет, получаем следующую кар-
тину: если взять 1930 тод за 100°/о, то
мы получаем:

По танкам было в 1930 г. — 1009/о,
ныне — мне даже неловко называть‘цифру,
поэтому я не проценты назову, & скажу
во сколько раз произошло увеличение, —
мы имеем танков в 43 раза больше. (Бур-
ные продолжительные аплодисменты. Воз-
глас из зала: «Да здравствует . партия
Ленина—Оталина! Ура, товарищи!» Бур-
ные аплодисменты). }

” По самолетам в 1930 году — 1009,
теперь — 6565/0, т. е. рост в.6,5 раза.

По артиллерии тяжелой, средней и лег-
кой было 1005°/о в 1930 году, ныне 692/o
или почти в 7 раз больше.

Мелкокалиберной противотанковой п
танковой артиллерии против 10095 в 1930
тоху ныне мы имеем больше-в 70 раз.
{Аплодисменты). ^`

Пулеметов ручных и станковых вместо
100% в 1930 г. имеем сейчас 539°/o,
или почти в 5,5 раза больше.

Механических лошадиных сил на од-
ото бойца в 1930 г. при той численности
мы ‘имели 3,07. В настоящее время при
увеличении численности, как я уже ска-
зал больше, чем в 3,5 раза, мы имеем пол-
ных 13 лошадиных сил на одного бойца.
(Аплодисменты).

Тоннаж Военно-Морского Флота со 100°/о
в 1930 тоду вырое к настоящему време-
ни на 130%/%, т. е. мы имеем сейчас

0°/o,

Рост численности, вооружения и воен-
ной техники Красной Армии и Флота в
корне изменил внутреннюю структуру и
организационное построение нашей оборо-
ны. В соответствии е этим  произошаи
большие изменения в соотношении различ-
ных родов войск и отдельных военных
специальностей. Появились в болыпом чи-
сле новые военные организмы’ и войско-
вые соединения, а следовательно и новые
опециалисты. В ии и Флоте сильно вы-
рос численно, политически и в своей спе-
циальной квалификации начальствующий
состав, этот постоянный и ценнейший ка-
питал нашей` обороны. Олновременно услож-
нились условия службы рядового и, 9с0-
бенно, начальствующего состава.

Наша Армия и Флот, насыщенные
тложнейшей боевой техникой и всевозмож-
ными машинами и механизмами, требуют
теперь, больше чем то было ранее, огром-
ного количества высококвалифицированных

навыков, не говоря уже +

специалистов ряхового ‘и начальствующего
состава. Особенно начальствующемю с9-
cTapa.

Всех перечисленных условий, как и
многих других,—действующий закон «06
обязательной военной службе» конечно не
мог учесть, & потому и подлежит замене
новым зажоном. Однако, я думаю мы не
станем сетовать на 170, что советская
жизнь, бурное развитие нашего государ-
ства и его вооруженных сил опередили
действующий закон, тем паче, что Красная
Армия и Военно-Морской Флот полностью
отобразили великие достижения нашей Р-
дины. В оборонных мероприятиях нашего
тосударства, в строительстве вооруженных
сил сопиализма, как в зеркале, отражено
победное шествие могучего Советского На-
рода под руководством партии Ленина-—
Сталина, под мудрым водительством Вели-
кого Сталина. (Бурные продолжительные
аплодисменты. Возгласы: «Да здравствует
товарищ Сталин. Ура»).

За эти 9 лет разновременно было при-
нято много отдельных зажонов и постанов-
‘лений, относящихся к обороне, которые не-
обходимо более тесно увязать © основным
военным законом.

Так, например:

За это время введены военные звания
для всего начальствующего состава Ат-,
мии, Военно-Морокото Флота, пограничных
и внутренних войск. Этё мера, в сильной
степени, способствовала укреплению и 9р-
ганизации начальствующих кадров Армии,
она определила лицо нашего командного
состава, способствовала улучшению ° дела
прохождения и продвижения по службе на-
чальствующего состава.

В целях увеличения общего числа во-
еннообученных контингентов, в 1936 г.
решением ЦИК, призывной возраст на дей-
ствительную военную службу был снижен
на 2 года, т.е. с 21 xo 19 лет.

Таж называемая территориальная систе-
Ma строительства Красной Армии, ком-
плектование и прохождение военного oby-
чения ряховым и начальствующим ©оста-
BOM, на этой основе, полностью ликвици-
рована. Вся наша армия теперь строится,
обучается и воспитывается на’ кадровой
основе:

Год тому назад произведена коренная
реорганизация местных органов военного
управления, которые до того организажи-
OHHO тесно переплетались с территориаль-
ной системой Армии.

В настоящее время созданы самостоя-
тельные военкоматы в автономных рес-
публиках, краях’ и областях, автономных
областях и городах.

районных военных комиссариалов
расширена в 3 © лишним раза, что зна-
чительно улучшилю систему учета воен-
нообязанных, а также очерелного призыва
и полностью обеспечивает призыв по м0-
билизации.

Принята новая бистема учета военно-
обязанных. \ 3

Новый ‘порядок ‘учета увязан в Topo-
дах—с паспортной” системой, в` сельеких
MeCTHOCTSX—C подворными книгами.

Весь низовой воинский учет возложен:
в тородах-— на отлеления РЁ милиции, в
сельских местностях на‘ сельские и по-
селковые советы.

Существовавная фанее так называе-
мая, высшая рневойсковая подготовка сту-
лентов, посредством которой мы готовили
начеостав запаса, как не вполне оправ-
давлиая себя, — отменена.

Увеличены  сфоки службы в’ Военно-
Морском Флоте, которые: целиком вошли
теперь в новый законопроект. :

Товарищи депутаты!» \

Предложенный на ваше рассмотрение
законопроект, бу. тесно увязан. “с на-
шей Сталинской ЛА, учитывает
также и все изменения, происшедшие в
жизни Армии и Флота, © которых я здесь
доложил. з

Позвольте мине коротко‘ остановиться на
основных и принципиальных вопросах. но-
вого законопроекта.

Название закона. Предлагается вместе
ныне действующего закона «@б обязатель-
ной военной службе»— новый закон, в с0-
ответетвии с налпей Конституцией, имено-
вать —— «Закон о всеобщей воинёкой обя-
занности».

О сроках действительной службы. Зако-
нопроект предусматривает увеличение с7о-
ка действительной службы‘ для младших
командиров сухопутных войск и частей
Военно-Воздушных Сил © 2-х до 3-х лет.
Тот же срок в 3 тода предусматривается
для всего рядового состава частей военно-
воздушных сил, младших командиров внут-
ренних войск и для рядовых и младших
командиров сухопутных пограничных
войск. На кораблях пограничных войск
срок службы устанавливается в 4 года.

Я полагаю, что нет особой надобности
доказывать крайнюю необходимость увели-
чения сроков действительной военной
службы для указанных категорий военно-
служащих. Современная армия предетав-
ляет собой, если так можно выразиться,
весьма сложный, густо насыщенный вое-
возможными и сложными механизмами и
вооружением комбинат. Не только негра-
мотный, но даже хорошо грамотный чело-
Bek, HO He прошедиий ‘систематической,
основательной и длительной выучки, не
может теперь эффективно выполнять функ-
ции ‘даже простого бойца в специальных.
войсках, например, функций связиста, не
говоря уже о младшем начальствующем
составе, являющемся фундаментом воору-
женных сил. Вот почему предлагается уве-
личить сроки службы рядового состава в
авиации и погранвойсках.

По ныне действующему закону млалиие
командиры Красной Армии служат наравне
с рядовыми красноармейцами 2 года. ^

Двухлетнего срока лля подготовки и нор-

мального использования. млалшего коман-
дира совершенно недостаточно. Подготовка
младших командиров в течение первого го-
ла службы идет в полковых школах, и
только со второго гола службы млалшие ко-
манхиры начинают командовать подразде-
лениями. Таким образом, срок ‘их командир-
ской службы исчисляется фактически в
данное время одним голом. Такой срок для
приобретения и закрепления командиреких
нормальном ис-
пользовании, очень мал.

<<

Недостаточный практический опыт млад-
ших командиров и короткий. срок службы
весьма. отрицательно сказываются на подго-
товке’ бойцов, вследствие. чего приходится
содержать в армии большое число сверх-
срочнослужалщих младигих командиров.

Увеличение. срока службы для младигих
командиров армии и млалших опециалистов
Военно-Вюздушных Оих до трех лет позво-
лит нам отказаться от института  сверх-
срочнослужмцих, за исключением неболь-
юго количества их на должностях cTap-
шин: рот, батарей, эскадронов и некоторых
специалислюв. Ёроме того, сокращая до ми-
нихума количество  сверхерочнослужащих
млалиих командиров, мы будет иметь воз-
можность ускорить теми накопления запаез
хорошо подготовленных младигих команди-
ров, которые нужны Красной Арми в боль-
шом количестве. —

Младшие командиры в будущей войне 6у-
дут играть перзейшую и важнейшую роль.

О призывном возрасте. По действующему
закону, на действительную службу призы-
ваются граждане, которым исполнилось 19
лет ло 1 января гола призыва,

Так как призыв начинается © 1 сентяб-
ря, то в призыву. фактически являются
юноши № ‘возрасте от’ 19. лет. и. 8 месяцев
до 20 лети 8 месяцев. ^ ;

По законопроекту (ст, 14) призывной
возраст устанавливается в 19 лет, а дла
окончивших полную среднюю школу—в 18
лет. При этом возраст исчисляется не на 1
января тода призыва, как сейчас, 3 в те-
чение всего года, котда призывник призы-
вается, т. е. с 1 января по 31 декабря.

Таким образом, на действительную вбен-
ную службу фактически будет поступать
молодежь в возрасте: не окончившие пол-
ной средней школы-—от 18 лети 8 меся-
цев до 19 лет и 8 месяцев, а окончившие
полную среднюю школу—чот 17 лет и 8 ме-
сяцев до 18 лет и 8 месяцев. Следовательно
призывной возраст понижается на 1 гол, a
для лиц е полным средним образованием—
ta 2 года.

Армия и Военно-Морской Флот, стало
быть, будут комплектоваться е нынешнего
года, если будет принят новый закон, мо-
лодыми людьми в среднем возрасте 19 и
18 лет.

В результате этого мы получаем допол-
ниоельный тодовой контингент молодежи
для усиления наших запасных кадров, что
в наше время весьма важно. Война, если
суждено нам ее изведать, потребует боль-
пюго количества бойцов и начальствую-
щего состава. Мы знаем, что война будет
жестокой, но знаем также и то, ‘что она

so SS

SS

будет для нас обязательно победоносной.
(Бурные, долго несмолкающие  аплоди-
сменты).

Разумеется, товарищи’ депутаты, для
этого нужно неустанно, непрерывно и Уме-
ло тотовиться. При этих условиях мы
победоносно отетоим нашу Социалистиче-
скую Родину, честь и достоинство Вели-
кого Советского Народа от всех и всяче-
ских врагов. Для этого необходимо в мир-
ное время готовить много и хорошо соот-
вететвующие контингенты военнослужа-
щих и военнообязанных.

Наша страна, все ее граждане должны
быть всегда во всеоружии. Советские лю-
ди, сильные духом, обязаны быть физиче-
ски крепкими и знающими военное - дело.

О призывных комиссиях. В щрюекте за-
вона значительное место отведено: регули-
рованию деятельности призывных комис-
сий. По действующему закону в состав
призывных комиссий, кроме военного ко-
миссара и представителей исполкомов,
входят также представители профсоюзных
организаций, отделов. народного образова-
ния, & в отдельных случаях и предста-
вители общественных организаций.

По законопроекту призывные комисвии
действуют под председательством местного
военного комиссара, в составе представите-
лей местных органов. государственной‘ вла-
сти, представителей Военно-Морского Фло-
та, НКВД, Милиции и двух врачей.

Проведение призыва н& военную службу
лежит на обязанности местных военных и
гражданских властей. Поэтому включать в
состав призывных комиссий представите-
лей профсоюзов, отделов народного образо-
вания и общественных организаций по-
моему нет никакой необходимости.

Особое место. в работе призывных комис-
бий занимают врали. Комплектование Ap-
мии и Флота здоровым контингентом, в зна-
чительной мере, зависит от работы врачей
при призыве. С другой стороны, освобож-
дение от призыва. по болезни, без доста-

‘точных обнований, может также нанести

ущерб обороне Государства. Поэтому при-
знается необхохимым сделать в законе спе-
циальное примечание к ст. 23, которое
гласит:

«...За допущение  недобросовеетного
пли пристрастного отношения к делу
при определении состояния здоровья и
физической пригодности призываемых
на действительную военную службу вра-
чи — члены комиссии, равно как и вра-
чи, привлекаемые к медицинскому осви-
детельствованию ‘призываемых, несут
уголовную ответотвенность».

ОБ ОТСРОЧКАХ ПРИЗЫВА НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНУЮ

ВОЕННУЮ

По существующему закону, учащимея
средних школ предоставляется’ отсрочка
для окончания школы до 25, & студен-
там — до 28-летнего возраста. Среднюю
школу молодые люди кончают обычно в
18-ти летнем возрасте. Этот возраст и
‚устанавливается новым законом для при-
зыва на военную службу окончивигих оред-
пюю школу. Таким образом, окончивигио
среднюю школу должны будут в том же
году поступать на военную службу, т. к.
никаких отерочек для поступленияв ВУЗ
даваться не будет. Отсрочка будет’ предо-
отавляться только для окончания самой
срелней школы, если по болезни или дру-
TOM уважительным причинам призываемый
He ‘успеет окончить среднюю’ школу до
18 лет. В таком случае ему будет предо-
ставлена отерочка для окончания школы,
но не больше, чем ло 20-ти летнего возра-
ста. ;

Так как по новому закону, окончивитие
‚среднюю пгколу, должны будут сначала, от-
быть действительную военную. службу и
только после этого итти в ВУЗ’ы, то во-
прое 0б отсрочках студентам Выющих Учеб-
ных заведений сам собой отпадает. За сту-
лентами, обучающимися в ВУЗ’ах в дан-
ное время отсрочка. сохраняется на преж-
них основаниях. :

Призыв в Армию молодых людей в воз-
расте 18 лет непосредственно. после окон-
чания среднего учебного заведения, даст
арупи и флоту болытой приток советской
интеллигенции.

В 1939 тоду мы призываем около 145
тысяч человек, окончивших среднюю шко-
лу. Сюда вхолят также и получивитие раз-
новременно отсрочку. Это изрялный отрял,
из которого будут комплектоваться не толъ-
KO толковые школы, но и слециальные ча-
сти. Из этих же контингентов будет гото-

‘виться средний начальствующий состав за-

СЛУЖБУ

паса (младшие лейтенанты, лейтенанты,
военные техники и пр.) на военное время.

Устанавливаемый новым законом порядох
призыва на действительную военную служ-
бу лиц, окончимиих среднюю школу—яв-
ляется мерой, которую иначе нельзя на-
звать, ках мерой восстановления оправедли-
вости. В самом деле, что было до сих пор?
Люди, учившиеся в средней школе, мотли
сидеть в ней до 25 летнего, a студенты до
28 летнего возраста. И только по достиже-
нии указалтнолм возраста, т. е. будучи, как
правило, ужю обремененными собственной
семьей и годами, приходили студенты или
окончивитие ВУЗ граждане на призывной
участок. По зажоту все эти лица служили
в Армии 1 год.и назывались охногодични-
ками. Мнотго-ли имела Армия в своих рядах
этого ‹ контингента? Her, очень мало.
Окончившие, ВУЗ’ы в значительной своей

‚части устраивались в разных важных и

не важных учреждениях, где часто доби-
валиюъ новых отсрочек, пилоть до 30 лет,
когда вообще получали от
призыва. Выходило так, что Государство
расходовало . средства на обучению этих
граждан, а они не выполняли даже своего
гражданского долга перед ним, не шли в
ю Армию.

Между тем по мере развития нашей ар-
мии и ее техники, интеллитентные люди
нужны армии в огромном количестве. За-
вонопроект, идя навстречу Красной Армии
и Военно-Морскому Флоту, устраняет эту,
существующую до сих пор, носправедли-
вость в. отношении других молодых людей
и уловлетворяет потребность обороны.

0 льготе призывникам по семейному по-
ложению.. По действующему закону призыв-
нику, содержащему своим трудом одного
пли нескольких нетрудоспособных членов
семьи, может быть предоставлена льгота по
семейному положению. Такой призывник не

юза тов. К: Е ВОРОШИЛОВА

принимается в кадры, & зачисляется во  ками в семье, отравдыватиеь исключна
вневойсковики, т. е. фактически ж-   тельными условиями. Cast Te
дается от действительной военной службы    Закопопроеклом призыва ет max
и состоит на учете запаса. ‚о я уже оказал, понижается хо xen,

Под семьей в действующем “законе под-   Полавляющая та я те бы m.
разумевается, как буквально сказано: «рол»   деяться, что BOC и ape Ts
ственню-трудовое об’единение лиц  раэных   перь не будут иметь т pe семь,
степеней родства, живущих вместе и веду- (Смех). Это ee и rain ® обетоятель,
щих одно хозяйство, или живущих на 06-  ство, а еще более серье я he
щие средства». ство заключается в том, © robexoh

Под такое, с позволения сказать, опре-   колхозного строя и при отсутствии в ва.
деление «семьи» подпадают не только ро-   шей стране безработицы резко изменилкь
дители, жена и дети призываемого, но и   благосостояние трудящихся, & сама сеуь
его братья, сестры, дед, бабка, а также   но похожа теперь на то, чем она был
родители, братья, сестры, дед и бабка же-   раныше, и во всяком случаю На 10 сието-
ны призываемого и все другие фодствен-
ники призываемого и его жены, до неиз-
вестно какого колена (Смех), если они
жили вместе и пользовались помощью
призываемото. Такое понятие семьи для
определения права на льготу по семейно-
му положению в настоящее время’ ничего
кроме смеха вызвать не может.

Нужно иметь в виду, что до 1936 т.
в Армию призывались лица в возрасте от
21 до. 23 лет, многие призывники имели
по двое, & некоторые ухитрялись ‘иметь и
по трое детей (Смех), кроме других род-
ственников, содержавшихюя нз их ижди-
вении. При таких ‘условиях льыоты ли-
цам, являвшимся единственными работни-

О ЗАПАСЕ РЯДОВОГО И МЛАДШЕГО
НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА

в армию и флот женщин, указанных сп
циальностей.

В этом отношении. законопроект отли:
чается от действующего закона тем, чу
предусматривает не только. обязанность
женщин специалисток служить в армик в
военное время, но и отбывать установ:
ленные учебные ‹боры (при военных 1%-
питалях, институтах, лабораториях, wa-
стерских и т. п.) в зависимости OT
требности и заранее намеченных указал:
ными наркоматами планов. . у

Разграничение обученных от. необучен-
ных в военном отношении контингентов,
т. в. разделение запаса на две категории,
обеспечит более правильный учет и ©:
ответствующую военную подготовку в мит-
ное время’ этих двух неравноценных труш
военнообязанных, & при мобилизации ob.
легчит правильное комплектование арини
и Флота.

\

Законопроект предусматривает значи:
тельное увеличение срока учебных сборов
для военнообязанных.

Общие сроки сборов для начальствующе-
го состава увеличиваются в три раза, дал
младших командиров — почти в pas,
для рядовых — 3 раза и для запасных
2-Й категории — в 214 раза.

Но если сопоставить общий срок состоял
ния в запасе с общим сроком сборов за
то же время, то получим следующую сов-
ем не стратную. картину.

коне, к сожалению, имело место.

Поэтому законопроект предусматривают,
что льготы по семейнюму положению пе-
доставляются Только призывникам, един-
ственным работникам в семье, содерхая
щим своим трудом двух  нетрудостооф,
ных членов семьи. При этом петрудос-
собными членами семьи считалотся: отед—
старше 60 лет и мать-<тарше 55 лет,
или отец и мать-инвалиды 1-й и 2-1
групп, независимо от. возраста.

Льгота по семейному положению заклю+
чается в. освобождении OT действительной
военной службы в мирное время, © зачи-
слением в запасе 2-Й категории.

Для дальнейшего ‘увеличения › общего
контингента военнообученного запаса срок
состояния на воинском учете увеличивает-
ся на 10 лет — с 40 лет по действую-
memy закону до 50 лег по проекту
(ст. 32). , $

Десять старших возрастов sanaca (40—
50 лет) будут использованы в военное
время, главным образом, для тыловой
службы. ‘

В отличие от действующего закона, со-
гласно которому в запас’ зачисляются все
отбывшие действительную военную служ-
бу и Tak называемые. вневойсковики,
не проходившие действительной службы, —
законопроект разделяет запас на две ка-
тегории (ст. 31):

В запас 1-Й категория будут зачис-
ляться все военно-служащие, отбывшие
действительную службу в армии, т. 0.
люди вполне обученные, a B запас 2-й
категории — все лица в армии не слу-
жившие, т. е. излишки призывного кон-
тингента, если они будут, льготники и
призывники, признамные годными к не-
строевой службе в военное время.

В запас 2-Й категории будут зачислять-
ся также женщины, имеющие мехицин-
скую, ветеринарную или техническую под-
тотовку и взятые на воинский учет Нар-
коматами Обороны и’ Военно-Морского
Флота. ‹ ,

В. военное ‘время законопроект преду-
сматривает, в случае надобности, призыв

MG

Общий срок состояния в запасе. срок сборов,
ее АН

Рядовые 29 лет :
(c 21 года до 50 лет) 1% rom
Мл. командиры 28 лет
(с 22 лет до 50 ster) 2 Toya
Запас 2 категории 31 год
(с 19 лет хо 50 лет) 2 года
‚ Начосотав мл. лейтенанты, te
лейтенанты, 25 лет а.
ст, лейтенанты Ч
калитаны и 8
дполковники Е Е
и полковники   15 ser 23
Roms с

Неравномерное прохождение службы для
разных категорий об’ясняется тем, что они
в раоное время уходят в отставку и те,
кто уйдет раньше, должны проходить 3
года, потому что находятся они, собствен-
но говоря, на том уровне, на котором за-
стряли в армии, и другие, прблвигаясь по
служебной лестнице выше, должны прохо-
дить те же 3 года, так как их обязан-
ности в армии значительно более ответ-
ственны и более сложные.

В законопроекте указывается только
предельная продолжительность сбора, а их
фактическая продолжительность будет
устанавливаться ежегодно СНЕ Союза, в
зависимости от реальной потребности.

Увеличение общего срока сборов на пе-
реподготовку, в целях поддержания на
определенном уровне военной квалифика-
ции военнообязанных, является мерой,
крайне необходимой. Я уже товорил, что
современная армия требует большой ква-
лификации всего военного персонала, в том
числе и рядового. Между тем, как бы хо-
ропю ни был подготовлен боец или коман-
дир, с течением времени его квалифика-
ция снижается. Поэтому, чтобы обеспечить
полнокровное и квалифицированное раз-
вертывание армии на случай войны, необ-
ходим весь запас 1-Й и 2-i категории
периодически и основательно тренировать.

Опыт царской армии в мировую войну,
где так называемое ополчение было весьма

слабо или вовсе не обучено, показал, чт
ускоренная подготовка в военное врем
была мало эффективна — на фронт и
правлялисв люди совсем ue подготовлен:
ные, а чем это кончалось вы все отлично
знаете.

О начальствующем составе. В целях 60-
лее правильното и своевременного, продвя“
жения по службе капрового начальствую-
щего состава, & также для увеличения на*
копления запаса на военное время, сроки
действительюй службы для него знали
тельно понижаются. По действующему #-
кону” для лейтенантов и им равных yer
новлен срок действительной службы №
40 лет, законопроектом  прелусматривает-
ся — до 30 лет; для старших лейтеналтв
и им равных — 40 лет, будет — 35 21;
для майоров и им равных — 45 дет, №
законопроекту—40 лет.

Для всего остального начальствующего
состава от полковника и старше по дей
ствующему закону-—60 лет, а тю законо-
проекту полковники — 45, комбриги-55,
комдивы и старше—60 лет.

Законопроект устанавливает новые BO
енные звания, которых в нашем списке
Э рангах не было, — подполковник и ста7-

зывается целым
жебного порядка.

О СОХРАНЕНИИ ЗАРАБОТКА И О СУТОЧНЫХ
ВО ВРЕМЯ СБОРОВ on

По действующему закону (crer, 45 1
ove  обратно от 5 5 B 3a
Кодекса о льхтах для военноелужа- висимости т В СУТКИ, В

ших) BO время учебных сбо По действующему закону запасные pi

By ров за запас-
И opérnna еле: а ae го состава, младшие командиры и вне
Ba ~  BOMCKOBARM из колхозников во Bpewa ol

ты, & за вневойсковиками (не проходив- ров ничего не получают. Лишь командиры
залтаса из колхозников, т. е. незначитель

шими действительной военной службы) —
вая часть колхозников, призываемая 1

73 среднего заработка.
nocnmoodanai из рабы ай   Ор, Позучает от Иво Open
и ино-Морского Флота в день
ie gia суточные д
рядового состава, так и за командира-   ги, Такой порядок ставит военнообязанных
колхозников в худшее положение по 6028

ми запаса, сохраняется половина среднего
нению с рабочими и служащлми,

POM соображений слу-

заработка по месту работы, Ероме того,

О pee
b 3за  по К
время сборов и за время пут рядок, при котором всем колхозникам

и на chop и! как рядовым, так и командирам 381262,

(Окончание доклада тов. К. В. Ворошилова см. на 3-й стр.).

aD

творное определение, которое в машем з1- }

tr

Е

ший батальонный комиссар. Эта игра вЫ,

*