a. idee ue ry

№ 261 1 (4384)

Из МНОГИХ

Веселой гурьбой в кабинет директора
Дивенской средней школы вошли загоре-
лые учевики,

— Здравствуйте, Николай Валерьяно-

pm!

— Здравствуйте! Что, надоело отды-
sim! — шутливо спрашивает тов. Тиль.

— Нет. Пришли посмотреть, где мы бу-

ох учиться.

— Вот как! Извольте;,—и директор по-
per своих любимцев в учебное помещение.

В воздухе — запах свежей краски.

— №т знакомый вам зал отдыха,

— И совеем не знакомый, — поправ-
ет бойкая черноглазая девочка—он но-
вый, голубой стал.

За1 сверкает чистотой. Ребят радуют
ново окрашенные большие окна, новая
Сена, фльшая люстра у потолка.

Налюбовавитись залом отдыха, ребята
стат в соседнюю большую комнату.

— Здесь будет читальный зал, — рас-
арзывает тов. Гиль.

У лен стоят набитые книгами большие
иыфы, красивыми рядами расставлены
столы.

— A новые книги будут? — слышится

нетерпеливый вопрос.
— Будут, конечно. На 2.000 рублей

купили, & старые книги обновили, все
‚ . переплетены.
] Ребятам есть YOM восхищаться, HO

халлый торопится узнать, где будет за-
ниматься ого класс. Директор школы ве-
1 их в класеные комнаты.

— Есть ли тетради? Сколько есть ме-
п! Тепло ли будет в классах? Где будут
palmer физики, химии и что в них бу-
jor нового? —то и дело допытываются
ученики,

Диктор едва ‘успевает ‘отвечать. Ong
исхазывает, что на первый случай все
900 учащихея школы могут купить по
1-5 тетрадей, мелу запасено много, &
lea, самые лучшие, он привез из Моск-
вы, в классах будет тепло, угля затотов-
изо на полгода, кабинеты химии и ге-
wp пополнены новыми приборами,
вопурными каргами.

иг Иванова беспокоится о  хоровом
рук. Директор успокаивает ее. С пер-
зыт же дней в школе начнут работать хо-
pool и драматический кружки. Для
Зружковой работы во всех трех ‘зданиях
лы отводится по одной большой про-
строй комнате.

(ублным вниманием у ребят пользу-
WG кружки по истории нашей Родины.
(них №3 них в старших классах будет
уулюлить тов. Гиль. Он уже наметил
так работы. Ребята по’ своему желанию
ум  юмть доклады, иллюстрируя их
Баутаик х рисунками.

В распоряжение кружка юных техни-
кв опаютия большая. модель паровой ма-
ШИНЫ, олоктрический мотор, маленький
грансфориатор, В их услугам — школьные
изстерские.

Осмотр школх заканчивается. Ребята
ХОвОЛЬНЫ Тем, что им подготовили. Они
тордлея своим › директором -комсомольцем,
награжденных за образцовую работу орде-
нок Трудовом Красного Знамени.

—   сентября — за работу, — говорит
т, Гиль, / провожая веселых гостей. —

— Будем знакомы!

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

Рис. И. СЕМЕНОВА.

СТРАНА ХОЧЕТ ВАС ВИДЕТЬ...

рудолюбивыми

Мы не знали с вами то время, когда на-
род слагал горькие песни и поговорки о
тяжелом подневольном труде. Он пел «Ду-
бинушку» и с горечью говорил: «От рабо-
ты не будешь богат, а будешь горбат».

В нашей свободной стране социализма
труд стал делом чести, делом доблести и
геройства. Народ знает, что он работает на
себя, для блага своей родины.

Каждый школьник, каждый пионер дол-
жен любить труд. Советские дети должны
расти способными к труду, способными
практическими делами ответить на заботу
партии и правительства.

Какое Перед вами широкое поле’ трудо-
вой деятельности!.. Занимайтесь ‘в различ-
ных кружках, мастерите модели, выращи-
вайте новые сорта растений, шефствуйте
над молодняком. Вы должны быть не
только старательными в школе, но и хо-
рошими помощниками в семье — родителям,
младшим братьям и сестрам.

Советская детвора должна расти трудо-
любивой, старательной, энергичной, способ-
ной и умеющей все делать.

Орденоносец 3. ТРОИЦКАЯ,
начальник Московской Окружной
железной дороги.

образованными

В залах вашего павильона я встретила
пожилых людей, проживших большую
жизнь, труд их отмечен высокой наградой,
и все же‘они с глубоким уважением зна-
комились с ‘работами школьников — юных
натуралистов.

Юный опытник Миша Соломаха вывел
многолетнюю пшеницу с неломким колосом,

Швоза, кажется, все для вас подготовила. он же скрестил местную пшеницу «Аку:
ловку» с пыреем местной формы. Ордено-
носеп Миша Кулешов выступил инициато-
ром шефства
механизированные ‘экспонаты

А 30-0 ВЫ дадите школе?
А. КРАВЧЕНКО.

Cero Дивное,
] Орджоникидзевский А Е ИО БЫ ОСЬ Е А ОЕ КОВ О О ОА ur mare cae mae

Падают листья.

Меленно кружась в прохладном возлу-
1, они мяско ложатся на землю, целыми
Тудами скопляясь у ограды. Ветер взды-
Ш их и с сухим шуршанием мчит 10
Мижкам. А там, за поредевшим нарядом
pea синеватой сталью отливают гладь
acest,

Я cmy у окна, перелистывал книгу,
Тине никуда не хочется итти. Завтра —
  1 школу... А сейчас вот Ффилософетвую.
& казал бы, что «полон мыслей», если
th 970 He звучало так высокопарно.

Iyuaw 4 своей ‘неудачной дружбе © Зи-
Toi... Прав ли я? Помнится, я как-то сра-
  У пружилея с Зиной. Да и все-то толь-
и з первый лень недоверчиво. разглялы-
ми новенькую, очень независимо и 610-
tito сиудевшую за партой.

Мм наш — 6POPIOCTh Школы», И
Wir ara тювенькая о№жется какой-ни-
ТЬ тущой или бестолковой?.. Но в пер-
310 хе перемену Зина подошла к нам ©
Col лрузолюбной улыбкой, стала шШуУ-
 ить, отрить — и всем понравилась. «Ка-
204, умная девочка», — заметил Вовка.

обще такая... ну, простаяд» что
И. — подтвердил Игорь.

Пришло всею лишь несколько дней, и
114 как будто бы год уже была с нами.
1 она казалась особенной, неюхожей
№ вех остальных девочек. С девочками
1 я почти вырос, и они как будто
талиеь все те же,— кажется, только
а был пятый класс и досада за то,
№ Mend сажают к кому-нибудь из дев-
\т «для исправления», и тумаки, Ko
\фыуи мы щедро втихомолку обменива-
ts, A Зина была незнакомая, всегда
Члющая, немного насмешливая. He сме-
118 реплики на уроках, обращавшие вни-
№ ние педагогов, казались мне верхом
игинальности. Ну, да короче’ говоря,
иорь наиболее удачными днями в Ше-
‘цневке я стал считать именно те, ко-
Ма Jana nepecammpadach на мою парту.

€

Be oo

Hay, молодняком. Сложные
создал изо-

Иногда мы потихоньку болтали или я
рисовал в тетради Зины чертежи опытов,
рассказывал 0 них — и мы дружили
все более. И каждый вочер дома, сидя за
уроками, я вспоминал, что завтра увижу
Зину. Но и тогда появилось уже на свет-
лом горизонте облачко, немного омрачав-
шее нашу дружбу. Дело в том, что немка
заметила все это и почему-то стала злить-
ся. «0 чем вы все мечтаете?» — два ра-
за насмешливо спросила она Зину. Й вот
в перемену стоит Зине только в корядо-
ре увидеть Розалию Исаковну, как она
вдруг слелаег такое лицо, как будто я
смертельно надоел ей, но вот вое привя-
зываюсь, и уж, так и быть, делать нече-
го — она рядом co мной. А на следующем
Уроке вовсе переместилась к Игорю.

«Конечно, это все пустяки, BO He
стоило бы все же таю отноиться к дру-
ту», — думал я.

Олнажды произопью вот что: была кон-
трольная по немецкому... Впрочем, еще до
нее я и Оля Райх (она — член бюро, так
же каки я) обратились к Зине с прось-
бой поработать е октябрятами в третьем
«Л». Наши девочки любят возиться с ма-
льшами. Бывает так, что уж звонок, &
Вера ‘или Галя все еще не могут 0св0б0-
хитьея от обленившей их детворы, а те
нарочно пищат, цепляются за своих лю-
бимиц —— очель им хочется, чтоб из-за
них и вдруг опоздали!.. Да, так вот Зина
ответила отказом, почти презрительным,
но потом разумно сослалась Ha то, что
класс сильный и ей надо нас догонять.

Это верно. Bee же жаль. Вожатых
нехватает, ла и нагрузка-то небольшая:
Bern вот Оля же чуть ли не все дни после
уроков то на сборах, то Ha бюро, и ни-
когла-то она но скажет, что устала или
что мама ей ие позволяет поздно при-
XOLUTD.

Зина тотчас заметила, что я отерчен:
«Юра, стыдно‘ дуться  из-з% глупостей!»
Улыбаясь, заглянула мне в лино: «По-
уожешь 8% Контрольной! »

‘Hoe лицо Зины, еевшей на этот раз поза-

‚звучал

‘себя каким-то замечательным человогом,

бретатель-конструктор Рома Клещинский.
Какая это взрослая, вдумчивая работа!

И вот такими — умными любителями пря-
роды, ее’ хозяевами, ее преобразователями,
людьми, которые будут дальше двигать
науку вперед, такими хочется видеть мне
всех вас, родные мои ребята!

х  Орденоносец К. КАЗАЧКОВА,
участница Всесоюзной сельскохо-
зяйственной выставки,  звеньевая
совхоза «Элита».

Краснодарский край.

сильными, ловкими.

Каждому из вас страна предоставила
возможность овладеть наукой — изучать
физику, химию, математику. Каждый из
вас может заняться м. рисованием,
пением.

Но есть еще одна очень важная сторона
воспитания всесторонне развитого человека.
Советский человек должен быть сильным,
ловким, обладать прекрасно’ развитыми и
натренированными мускулами.

Сильный: из.крелкий.: человек никогда не
отстанет в труде, не. понесет поражения в
игре и спортивном: соревновании, будет по-
бедителем в схватке с врагом. Вы должны
быть такими людьми.

Занимайтёсь физкультурой и _ спортом. У
вас для этого все есть: стадионы, спортив-
ные площадки, уроки физкультуры. А как
привлекательны лыжные прогулки и ката-
ние на коньках! Не бойтесь свежего воз-
духа! Спорт укрепит весь ваш организм.

Лучше всего в Первые же дни учебы
организовать в школе  физкультурные
команды. Коллективная подготовка К со-
ревнованиям, коллективные прогулки всегда
проходят интерёсней и с бблышими  резуль-
татами. Каждое утро занимайтесь физкуль:.
турной зарядкой, и вы всегда будете бод-
рыми и жизнерадостными:

Надеюсь, что из вас. вырастет достойная
смена старшему поколению ‘физкультурни-
ков. Вы должны прославить нашу родину
новыми рекордами во всех областях спорта.

Орденоносец А. БУХАРОВ,
заслуженный мастер спорта.

Задание оказалось нетрулное, но боль-
moe. Вскоре из-под парты’ ко ине при-
ползла записка: «Юрка! 505! Жду. 3.>.

Я быстро набросал окончания склюне-
ний и незаметно передал. Но лишь начал
работать, как подпольное сообщение в030б-
HOBHIOCH.

«Ничем ne тюняла, пиши разборчи-
Belt, 3.>.

Я оглянулся, увидел жалкое, испуган“

ди меня, и слелал ободряющий знак. Про-
должал писать прямо в тетрали и, когда
закончил, вдруг-—— вот несчастье! — про-
звонок.

Ничего не оставалось делать,—я надпи-
вал на тетради фамилию Зины и передал
дежурному.

Я знал, что получу «неуд». Первый
раз в жизни... На сердце у меня щемило,
но Зина шла  рядом довольная, веселая, и
я подумал, что Bee потом истравлю. Я
повеселел, мне вдруг захотелось показать

великолушным и благородным.

—- Игорь какой, — хороший мальчик? —
сказал я, завидев его длинную фигуру. -

— Да-а, — неопределенно отозвалась
Зина, -— только руки Y него какие-то...
нелепые. И рукава ко-ро-тень-кие.— Она
захохотала.

Я изумился. А ведь этими руками Игорь
сделал зине все чертежи ‘теорем, 34 ко-
торые она получила «отлично».

Й неужели больше о нем она ничего,
ничего не скажет? ie

И nor ¢ 3Toro INA A HO MOT BPEMeHAMH
преодолеть чувство странной насторожен-
ности к Зине, хотя-в этом порой раскаи-
вался.

Но вышло еще одно, что заставило ме-
HA подумать © MHOTOM, Заканчивалась
четверть. Впереди всего класса блиста-
тельно шел Эдик. Рядом © ним, чуть от-
ставая, — Игорь и Оля Райх. Был и я не
на плохом месте. А класе в целом воз-
тлавлял школу. Но многие были еще не
спрошены по воетному делу. Вот здесь-то
MBL BCG мечтали быть отличникауи и ста-
ралиеь изо всех сил. Однажды военрук
вазначил ча, в репил в CBOCM
кабинете‘ спросить оставиихся.

Зина пришла в кахом-то необыкновен-
ном голубом платье, надушенная. Отвеча-

мужественными

Отважными, настойчивыми, с сильной
волей и беззаветной преданностью прогрес-
су, хочет видеть вас Родина, мои юные то-
варищи!

Отцы, матери, страна видят в вас
не слезливых неженок, He избалованных
легкой жизнью  барчуков, +a поколение
сильных людей, одухотворенных идеей
коммунизма, проникнутых этим высоким
идеалом до последней капли крови, гото-
вых до последней искры жизни и защи-
щать его и нести вперед.

Большая, изумительная жизнь y нас с
вами впереди, товарищи! Но достигнуть ее
сияющих высот можно лишь в упорной
борьбе, в преодолении всех и всевозмож-
ных препятствий.

Образы сильных, выдающихся
знает наша история. Это гении человече-
ства Ленин и Сталин. Это’ выросшие под
их мудрым руководством. и заботами Ча-
паев и Папанин, Наташа Наговицына и Ва-
лерий Чкалов, Мичурин и Николай Остров-
ский, Шорс и Стаханов, это героини-лет-
чицы Осипенко, Гризодубова, Раскова и
сотни других.

Как_ жила_и_ работала Полина. Осипенко?

В ней было ‘бесконечно ‘много’ энергии,
стремление двигаться’ вперед, и она про-
делала изумительный путь от батрачки к
сталинскому летчику с! мировым. именем.
Вы знаете, что в таблице мировых рекор-
дов против. нашего неумного соседа — Япо-
нии стоит цифра 4, а у нас за одной По-

линой значится 6 рекордов.

`После нелегких полетов ее ‘частенько
можно было застать в одном месте — за
книгами, где она упорно старалась обога-
тить свою память «знанием всех тех. бо-
гатств, ‘которые выработало человечество»
(Ленин).

«Я хочу прожить, жизнь, так, — нередко
говорила она, — чтобы вся она была посвя-
шена самому прекрасному — борьбе за
ленинско-сталинское освобождение всего
человечества, за. то, чтобы показать всему
миру, на что способен трудящийся».

Вам, дорогие друзья, ‘нужно ‘учиться му-
жеству, отваге, зоркости ‘ума. Создавайте
в себе эти непреложные качества лучших
людей земли — большевиков.

Герой Советского Союза
полковник А. ОСИПЕНКО.

ла она неважно, да и то мы помогали
ей. Окончив кое-как отвечать, она изязи-
ным движением протянула дневник. Воен-
рук   подумал и вывел «пос».
к? — вепылиле Зина. —38 Чт
же? Разве я не все вам ответила?
—- Помилуйте. Да я вам «неул» хотел
зачесть,— изумилея военрук.
— Иван Иванович, — вдруг заныли в
два голоса Вовша ‘и Wropb,— поставьте

итти жаловаться директору, — все это JO
тех пор, пока воонрук не’ сдался. Пожав
плечами, он переправил отметку на хо-
ропгую.

— Безобразие! — похлетела ко мне воз-
мущенная Зина.

Но я прямо сказал, что так нельзя по-
ступать и что она, по существу, заслу-
жила «неуд». В ‘ответ был полный пре-
зрения прищуренный взглял. Однако через
два дня Зина подобрела, подсела во мне и
попросила записки по истории.

м Петра что главное? — спросила
она.

Я сказал.

— Ауэтого... как его... ну Радищева?

Я рассказывал, а Buna, закрыв глаза,
топотом, быстро-быстро повторяла за мной.
В конце концов мне становилось понятно,
почему у нее воегла болела голова, когда
ее спрашивали по истории, а в перемены
она всегда вертелась около физика, влюб-
ленного в свой предмет, в свои опыты, и
задавала «глубокие» вопросы.

Я взлумал было говорить © ‘TOM, что,
отказавшись стать вожатой, она должна
хоть бы учить не только то, «что глав-
ное», но Зина хлопнула меня по ‘носу за-
пиками и умчалась.

Я поступил так, как подсказала мне
комсомольская совесть. На итоговом собра-
нии ‘класса я Рассказал, как Зина полу-
чает свои прекрасные отиетки, и сделал
вывод, что пусть лучше класе не будет
первым, чем будет такими вот путями.

— Cam же лавал ине списывать, —за-
кричала Зина, бледная, как полотно. —И
вообще... разве друзья так поступают”

Вовка (между прочим тут же выясни-
лось, что он написал Зине все &е отлич-
ные сочинения по литературе) тоже кри-
чад © кбста:

людей‘

«хор». Она по всем отлично учится, и
класс у нас лучше всех.
Ребята ныли, Зина сердилась, грозила.

Он только что бродил перед школой
по сверкающему асфальту чистого двора.
Там целый лень’ шумели ребята. Свеже
покрашенная, обновленная школа выгля-
‘цела красавицей. Ребята ходили по клас-
сам, рассматривали парты, допытывались
у технички: — Звонок электрический или
простой будет? И, громко смеясь, уходили
домой, подготовиться к утру, не забыть
выгладить пионерский галетук, проверить
перья и подобрать тетради.

На скамейке у подножья BeTBUCTOTO
клена, слегка позолоченного дыханием
осени, сидели ученики старших классов.
Сергей слышал, как Борисе Симонов, го-
рячий поклонник литературы, сказал:

А по литературе у нас новенький
будет! Интересно, какой он?

Сергей улыбнулся. Быть может, roy
назад другие ребята сидели y этого же
клена и говорили, что к ним придет новый
историк...

«Год назад? А время-то’ летит... Ты, брат
Сережа, уже старый педагог», — подумал
про себя Сертей. Не верилось, что’ прошел
целый год. Ему казалось, что он только
что кончил институт, и невольно вепомни-
лось, как его олнокурсница Елава спро-
сила: — A ты любишь‘ детей?

— Детей? — Сергей тогда растерял-
ся. — А кто ето знает, люблю или нет?!
— Ну, ничего, — засмеялась Клава, —

в школе узнаешь.

Быстро прошле лето. Настал первый
день. когла нужно былое итти в колу.

Хотя на письменном столе лежали ворох
конспектов, груда’ учебников, выписок и
цитат, Сергею все казалось, что в голове
у него ничего нет, пуето.

В учительской клубами вилея  табач-
ный лым. Учителя оживленно делились
летними впечатлениями: Резко прозвучал
звонок. Сергей рывком’ поднялея с дива-
на, бросил в пепельницу нелокуренную
папиросу; HO услышал спокойный голос
физика.

— He торопитесь, Сергей Михайлович,   д
булет второй звонок.

В корихоре слыщалея топот нот, толо-
са ребят постепенно затихали. Перед лверью
своего класса Сертей на секунду задержал-
ся, сердце билось громко и прерывисто.
Все встали.

— Злравствуйте, — ‘и Сергей не узнат
своего голоса. Глухой, ломающийся, как
будто небколько’ дней во рту не было’ ня
капли воды. Любопытные, чуть-чуть на-
стороженные взглялы пытливо осматривз-
ли учителя. Сергей не выцес взгляда ре-
бят. в сущности безобилного, но по-детски
любопытного; повернулея спиной к классу,
взял мелок и начал писать на доске план
урока. Но руки предательски дрожали, п
мелок, разбившись на кусочки, с шумом
упал ва пол.

— А как вас звать? — послышалось
в конце класса.

’— (Сережа... Простите, Сергей Михай-
лович.

Класе дружно засмеялся. Вместе с
ребятами смеялся и Сергей. От этого стало
немного легче. Сергей заговорил и почув-
ствовал, что фразы как-то не ae
слога ‘как будто застревают в торле.
мучительно ждал звонка и ‘рассказывал
только для того, чтобы заполнить время.
Голос его звучал вяло п монотонно, те-
ряясь в пгуме, поднятом учениками.

Взлох облегчения вырвалея из груди,
когла Сергей услышал звонок. Забыв про
учителя, ребята выбежали из класса.

Отчаяние первых дней постепенно еме-
нялось уверенностью. Каждый новый шаг
работы был переполнен сомнениями, ра-
достью и мучительными размышлениями:
Rak найти дорогу к десяткам таких жи-
вых. филигранно тонких, ‘удивительно
чуветвительных детских сердец...

— Да вздор же Bee это! Довольно о oe casio ec rel oee coe
Вез полеказок нельзя, ты же сам знаешь.

Я рассердился и начал было доказы-
вать, убеждать, что. такие приемы — не 5
чести комсомольцев, но... когда я вэгля-
HY на лица других, я растерялея. Чер-
ные глаза Эдика глядели на меня в упор,
удивляясь не TOMY, что я сказал, & тому,
aT 910 говорил я, тот, от которого этого
меньше всего ожидали.

И как я ошибался, воображая, что мне
прилелея бороться, отстаивать свое мне-
ние. В классе, вилимо, оно давно уже‘ сло-
жилось, и только мне не говорили. На
‘собрании ‘все шло так, как нужно. Де-
вочки рассказали, как звали Зину RK ce-
бе — вместе заниматься — и ей все был
некотла. ` Правда, кое-кто возражал, гово-
рил, что нечего раздувать «обычные вещи»,
но большинство деловито и спокойно потре-
бовало, чтобы соревноваться е 9-«Б» по-
честному и показывать настоящее, то, что
есть. Меня, видимо, щадили. Оля Райх на-
мекнула, и то чуть-чуть, что «мы сами
не должны поддаваться и из товарищества
работать за других, обманывая себя и
преподавателей». И эт было самое обид-
ное. ‘Разве так лолжен был вытлядеть
член бюро?.. От стыла я насилу дожлал-
ся окончания собрания.

Больше Зина со мной ве разговаривала.
Она подружилась как будто с Вовкой и <
ним просидела последнюю четверть. Так
закончилась моя’ хружба.

Знаешь, я больше не дружу с Зи-
ной,— сказал Я
Came,

Он, смеясь, взял меня под руку:

— Да ты никак унываень?.. Послушай,
Юра, какой это писатель сжазал: когда я
‘был моложе, я всегда думал, что разлу-
ка-— это смерть, а котла стал старше, то
понял, что иногда, разлука — это рост?

Прошло лето. Вчерь в школьном салу
я увилел Зину, гулявшую © подругами.
„Я полонел поздороваться ео всеми. В. ту
минуту мне показалось, что я очень обра-
довалея бы, если б Зина хоть чем-нибудь,
хоть слегка показала, что вое уже про-
шло и можно дружить по-новому, по-ино-
му. Мне кажется, я мог бы не омать но-
чами, лишь бы помочь Зине самой. учить-
ся, самой писать прекраеные сочинения,
решать теоремы.

Ho ona не. ответила
«здразствуй».

даже нь
Н. ИРГИС.

однажды ‘своему брату

Умение правильно видеть и слышать—
первый шаг к победе, и Сертей стал смо-
треть и слушать. Оя ходил на уроки тео-
графии к старому и опытному учителю
Григорию Константиновичу, в классе KOTO-

рого всегда стояла сссредоточенная тишии&.

Работники методического кабинета при-
выкли видеть 3% столом высокую, немного
сутулившуюся фигуру мелолото учителя,
обложенного. методическими пособиями,
стенограммами бесед со старыми препода-
вателями. Сергей ‘читал, записывал и
0 чем-то долго думал. On снова Учился.
Оя был и учителем и’ учеником.

Беспокойство за урок не оставляло его
и лома. Учебники и конспекты лекций
попрежнему не убирались co стола. —
только почувствовав, что в нем самом жи-
вет кусочек истории, % котором нужно рас-
сказывать ученикам, Сертей успокаивахяея
и шед в школу.

Темой одного из уроков было восстание
Степана Разина.

Вместо того; ‘чтобы сначала писать
план урока, задавать на дом читать по
учебнику, Сергей стал рассказывать и уви-
дел, как ребята сразу прислушалиеь к его
словам.

„.Знойный летний день. Вокруг Лобного
места на Красной площали сгрудились ты-
сячи люлей. Взоры всех обращены _ туда,
где медленно катится повозка. с. возвыша-
ютейся атлетической. фигурой Разина. ...

Высоко поднятая гордая голова атамана
вольницы, стон толлы, покачнувтейся._ от
ужаса, когда эта голова скатилась с мо-
гучих плеч, пылающие хаты казаков, вся
история восетания — история замученного
и забитого крестьянина—ожила в классе.

Сергей Михайлович на одну лишь се-
KYHIY замедлил рассказ. Он видел’ етисну-
тые губы Васи Шмелькова и нервно’ сжа-
тый кулах Коли Семенова. Все были по-
корены повествованием учителя. В пере-
мену его окружили, закидали вопросами,
все говорили горячо, волнуясь,  перебивая
друг друга.

Это была первая победа, ретивися
успех весго учебного гола. Кажлый урок
истории после этого ожидалея нетерпеливо,
с волнением, домашние задания всегда вы-
полнялисв:

Сергей организовал кружок anbmeesah
истории. Там он товорил все, что не усне-
вал‘ рассказать на ‘уроках, вместе е; ребя-
тами чертил маршруты походов Пугачева,
Наполеона, Первой Конной. Лианозитивы
© об’яенениями учителя сделались  люби-
мым предметом обсуждений учеников.

Они теперь прислушивались. к каждому
замечанию и совету учителя, старались
выполнить их, е. неподлельной юношеской
искренностью и простотой  расеказывали
ему о прочитанных книгах, взволновавшей
картине, показывали стихи, приглащати
домой.

Однажды Сергей Михайлович. заметил,
что многие приходят в классе, не енимая

`калош. На память пришла одна маленькая

хеталь из картины «Ленин в Октябре».

‚ —_ Ребята, кто помнит, как _Влалимир
Ильич поставил свои ботинки, когда 79-
жинея спать. на полу в комнате Васи-
н   лия? — спросил on,

Полнялся лес рук. Вее хотели расска-
зать этот эпизод. С ‚горячей любовью Вася
ПШмельков — самый неаккуратный маль-
чик — рассказывал и руками показывал,
как Ильич «аккуратненько и ровненько»
поставил свои ботинки на ночь’ возле’ себя.

На слелующий день почти у всех уче-
ников были ло блеска начищенные ботин-
ки. а калоши оставлены в разхевалке.

Как-то раз Сергея вызвали‘ в. военкомат.
Заменить его было ‘некому. ‚0и: вез просил
ребят, чтобы они сидели тихо, не. на-
значал ответственных за дисциплину, &
прелложил написать. сочинение. - «История
в творчестве Пушкина» и ушел. Вогда он
возвратилея в школу к концу ypowa,
в классе было так же тихо: a8
=  Ну, знаете ли... скажу’ прямо — это
новость JIA нашей ‘школы, =—— развел’ ру-
ками” директор, встретив Сергея —= Никогда
ещё так не сидели ‘маши ребята без yuu
теля. Что вы с ними вделали? oS

„..Давно уже кончились торжественные
речи, & выпускники все просили:

— Сергей Михайлович. пусть екажет!
Хотим учителя истории послушать.

‚Учитель! Быть может, только ‘в ‘эту
минуту Сергей понял, что’ лучше слова
«учитель» нег. За ‘этим словом ‘ен видел
огромную армию юношей и девушек, си-
девших на школьной скамье и вышеднгих

‘Ha широкую жизненную дорогу.

Кем бы они ни стали — математиками
или воинами-—они будут достойны славных
дел счастливой родины и, совершая экспе-
дицию, создавая. новые дворцы, они ветюм-
нят своего учителя, благодарно и нежно
улыбнутся ему через дымку лет.

М. ПОБЕРЕЖЕЦ.

nee ene

ЦИФРЫ ВЕЛИКИХ ПОБЕД,

За годы ‘второй пятилетки число
учащихся в начальной и средней
школе выросло ‘с 21,3 миллиона до
29,4 миллиона, причем число уча-
щихся в 5—7-х классах Удвоилось,
а число учащихся в 8—10-х клас-
сах увеличилось в: 15 paz.

В. 1938]39 г. число учащихся в
начальной и средней школе: увели-
чилось до. 31,5 миллиона, ‘причем
число учащихся в 5-—7-х классах
возросло по сравнению с 1932/33 г.
в два с половиной раза, a B &—10-x
классах больше чем в 20 раз.

За пять’ лет (1933—1938 rr.)
построено в СССР 4.254` школы  в
городах. и поселениях городского
типа и: 16.353 школы в сельских
местностях.

(Из материалов статистического
сборника «Социалистическое строи-
тельство Союза ССР», (1933—
1938 гг.). bail