4 сентября 1939 г., № 203 (4386)
a

RS ae

МОЛОДЫЕ `ЛЬНОВОДЫ

(От нашего корреспондента по Ивановской области)

В Первомайском колхозе долтое время!
лен считали убыточной и невыгодной куль-
rypou.

— За4ем нам сеять много льна, когда
он не родится у нас, — говорили в ‘кол-
х03е.

Здесь He соблюдали правил агротехники,
к урожаи льна были действительно пло-
ИМИ.

} нынешием году комсомольцы колхоза

решили взять шефство над этой культурой

к 16н 2зелать выюокодоходной отраслью в
хозяйстве.

В конце февраля председателем колхоза,
робрали секретаря комитета комсомола 19-
отно Павла Мусатова. Молодой пуредее-
датель с большой энергией взялся за укре-
пление колхоза.

Павел первым делом выделил лен как
мну из главных отраслей хозяйства. On
ушил создать 12 постоянных звеньев. С
пуанизацией звеньев повысилась трудовая
дюдиилина. 3& каждым звеном до конца
ролевых работ закрепили участки. Посове-
тались с агрономом насчет закладки удо-
броний.

Рорьба за высокий урожай льнФ нача-
iach CO ©бор& местных Удобрений—золы и
итизъего помета.

На одном из колхозных собраний Павел

° {уатов напомнил, что любой колхоз, ко-

}

——

рый по своим показателям не дотянулся
ю Всесоюзной сельекохозяйственной
авки, имеет полную возможность добить-
у этого на будущий год.

— Почему колхоз имени Ворошилова—
участник выставки, 4 мы нет? Земля там
е лучше нашей, и люди у нас не хуже,
1е1о в нас самих, товарищи. На выставке
уы тоже должны быть во что бы то ни
стало, — Говорит он.

Колхоэники горячо поддержали своего
редсехателя.

Тек предстояло сеять на зяби. Осенью,
repel вспашкой зяби, на площади в 89,25
тектара под лен было заложено 277 центне-

из мниеральных удобрений. Весной перед

(пронованием в почву заложили еще 237
(enTHepOB местных улобрений, 64 центне-
ра сульфат-аммония, 54,5 центнера калий-
ий соли, 178 центнеров фосфорной муки,
7.5 центнера сельвинита и 6.410 ценя-
ув торфа, добытого колхозниками по
нотвенной инициативе в соседнем 0бо-
me.

28 апреля колхоз первым в районе на-
ил св и провел его организованно, на
оком агротехническом уровне. №олхоз
ели 1 Мая получил переходящее крас-
1: знамя, а звенья Евдокимовой и Глебо-
10 — премии.

Первыми успехами в весеннем севе кол-
хз Обязан был комсомольской организации.
сомольцамх доверили руководящие и от-
‘лественные должности. Комсомолец Тихо-
ив работает  счетоводом, Ванифатов
зюдует вновь созданными молочно-товар-

Первые
переселенцы

вы-

Р\РИКУЛ. (Наш корр.). Многие колхоз-

5\ Украины и центральных областей
(чипа шили переселиться в Алтайский
RDA,

Vac mii из Одесской и Сумской
областей 33 озяйетва, из Горьковской—9,
3 Руйбышевской—6, из Мордовии—8.

В колхоз имени Калинина Ёосихинского
Мйонз наднях прибыли 120 переселен-
цев. Колхозники подготовили для дорогих
Tle квартиры в новых домах, дали каж-
ху хозяйству по корове.

Переселенцы, прибывшие в колхоз имени
Рнина Сорокинского района, были
приятно удивлены: в далекой алтайской
хревне есть электричество, радио, телефон.

В адрес правого комитета партии, край-
има ВЛЁСМ, переселенческого бюро по-
илиао свыше двух тыряч писем от
замющих приехать на Алтай.

В ближайшее время ожидаются новые
таиии переселенцев. В колхозах уже под-
ютозлены помещения для пяти тысяч се-

vellerp.
Г. АЙЗЕНШТОК.

————————
—

ной и свиноводческой фермами, Кондра-
тьев-—кузнец. Комсомольская организация
Изо дня в день помогала колхозу в его
производственных делах. Ни одно важное
меротриятие не проводилось без того, что-
бы его не обсудили комеомольцы.

Взошли дружные веходы. Колхозники
тотда, предложили не раз, & лва раза mpo-

` ВодИТЬ подкормку веходов и многократную

прополку.
На участке Милькова молодые лыновехы

проделали интересный опыт. Они узнали,

что урожай можно значительно повысить,
если льнище мульчировать, т. е. покрыть
слоем торфа в 1—2 сантиметра. Это co-
храняет в почве влагу, способетвует раз-
витию и укреплению корней льна. Торфя-
ное болото рядом, & добыть торф и повы-
пать им. опытный участок-—лело несколь-
ких дней.

Так рядовые колхозники выетупили еме-
лыми новаторами. Мульчирование в этих
местах раньше не применяловь, и теперь,
когда опыт блестяще улалея, льноводы ре-
шили мульчировать весь посев.

Колхоз имени 1 Мая уборку провел ор-
ганизованно, первым в районе. Panne
других колхозов’ закончил теребление и
обмолот льна. Красное знамя опять. оста-
лось за первомайцами.

По плану колхоза предлюлаталось полу-
чить дохода от ныенетинего урожая 195.167
рублей, от льна при урожайности 4 цент-
нера семян и 4,5 центнера волокна, © гек-
тара, — 144 тысячи рублей.

Ударники-льноводы внесли существен-

ную поправку к плану. Уже точно извест-

но, что средний урожай льносемян — 550
килограммов с гектара, волокна будет боль-
ше. Доход колхоза от льна при равной Но-
чти площади посева по сравнению с прош-
лым годом возрастет раз в семь-восемь.
В несколько раз увеличитея стоимость кол-
хозного трудодня. Так с помощью молодых
льноводов лен стал высокохоходной куль-
турой в хозяйстве.

Нехавно Павел Мусатов вернулся © Вее-
еоюзной  сельскохозяйственной выставки.
Рассказывая колхозникам 496 открытии
выставки, председатель заявил, что лето
1939 года должно дать им право стать
участниками выставки 1940 года.

— Показать у нас теперь есть что! Нам
теперь перед ворошиловцами не стыдно!—
заявил от.

— Правильно, Павел Андреевич!-—чпод-
держали его колхозники’.

Й это не пустые слова. У этой моломе-
жи можно поучиться тому, как отеталый
колхоз в ‘одно лето можно превратить в
передовой, как добиться высоких урожаев
льна и сделать льноволство выеоколоход-
ной статьей в колхозе.

ИВ. ВОЙТЮК.

Колхоз имени 1 Мая,
Юрьевецкий район,

Четверть века
за штурвалом самолета

Больше половины ‘жизии провел Васи-
лий Васильевич Карпов за штурвалом са-
молета. Сейчас исполнилось 25 лет. его
работы в авиации. За это время пилот
пробыл в воздухе свыше 5 тысяч часов,
но он попрежнему бодр, полон сил и энер-
гии и продолжает работать летчиком-испы-
тателем на одном из авиационных заводов.

Этот скромный человек’очень молчалив
и мало рассказывает о себе. Но разве
можно забыть встречи, происшедшие в
1918 г. на парицынеком фронте? Тогда
еше молодому летчику Карнову полевым
управлением авиации было поручено сфор-
мировать авиационный отряд. Отряд был
быстро сформирован. Карпов получал зада-
ния лично от товарища Сталина, бывал
у него е докладами, рассказывал о работе
отряда.

Небольшой авиационный отряд, слабо
оснащенный техникой, под командой Вар-
пова успешно вел разведку, бомбометание
ий два раза отбивал нападение красновцев.

В. В. Карпов налетал 500 тысяч кило-

метров. Он награжден грамотой Главного
управления Гражданского воздушного
флота. К. ЕВГЕНЬЕВ.

Е ЕЕ ЕЕ:

Te er re

Всю ночь лил дождь. Густые тучи
обложили небо. В темноте часть двигалась
через овраги, сопки, речки, болота. По пу-
ти нанали на разведку
Ночной марш продолжалея скрытно, бойцы
тщательно маскировались. На коротких
привалах огня не ‘зажигали. Укрывшись
плащами-палалками, бойцы слушали бе-
седчиков.

Комсомолец  Иеревозчиков вполголоса
раесказывал о доблестных героях Хасана,’
% комиссаре Пожарском, пулеметчике Голь-
янове. Командир комсомольского отделения
тов. Грицай рассказал о книге Ник. Шпа-
нова «Первый удар». Эту книгу 06 отваге
и смелости советских летчиков OH прочи-
  тал накануне.

На ночном марше комсомольцы. были
примером для всех. Комсомолец Котхаков
тепло, по-дружески подбодрил уставиего
красноармейца Ахметова, взял у него вин-
`товку. Они шли вперед, не отетавая от
acts (ec) 3 Е 5 ие

Занималась заря. Часть прибыла на
исходное положение в полной боевой го-
  товности. На марше выбыл из строя один
командир отделения. Ето немедленно за-
менил красноармеец-комсомолец Аракелян.
Отделение под командованием `Аракеляна
действовало прекрасно и получило блало-
дарность от комиссара части. +

В одно из подразделений неожиданно
явился боец: т

— Товарии командир, красноармеец
Канделижан прибыл на учения!.. ^

вы пришли? Ведь зы могли
оставаться в части? :
Не мог оетаватьея, товарищ коман-

—

дир!

Оказывается, ‘комсомолец Канделижан
‚был в сорока километрах от постоянного
расположения части, тде выполнял важное
поручение командования. Вернувшись, он
узнал, что часть выступила по тревоге, и
отправилея ее догонять. 3a CYTKH тов.
Канделижан прошел 75 километров. Уста-
лости не чувствует, — так он уверяет. Он
рад, что нашел свою часть и стал в
строй. :

На митинте говорили о новой японекой

Краснознаменный Балтийский флот. Стрелки-радисты отличники боевой и поли-
тической подготовки комсомольцы (слева направо) —А. ДАВЫДОВ, В.  БОГА-
ТЫРЕНКО и секретарь комсомольского бюро части К. ВИНОГРАДОВ.

хх хх
ЖИЗНЬ КРАСНОЙ АРМИИ

БОЙ ЗА ПЕРЕПРАВУ

«противника». ,

КОМСОМОЛЬСКАЯ (ПРАВДА

Se ee ЕЕ Са

Фото И. ШАГИНА.

провокации на границе МНР. После митинга
подразделения получили боевую задачу: фор-
сировать реку и ‘атаковать «противника».
Приказ был ветречен с огромным под’емом.
В комсомольский презихиум поступило 3a-
явление от артиллеристаннаводчика Семена
Михайловича Понова с просьбой принять
ero B тяды Ленинского комсомола. «Я
желаю быть в передовых рядах армейской
молодежи и активно помогать налей map-
тии», — писал Попов,

Замаскировавшиеь от воздушного про-
тивника, заседал президиум ВЛЕСМ. 3a-
явления в комсомол подали 16 человек.
Среди принятых был и тов. Попов.

На противоположном берегу широкой,
многоводной реки укрепилея «противник».
Нал рекой полнялись ето самолеты и
вступили в «бой» с самолетами наступа-
ющих. С обеих сторон затоворила артил-
лерия.

Порывиетый ветер поднимал на реке
высокие. волны, мешал наводке пловучего
моста. Майор Саяпин принял решение —
перебросить часть на берег «противни-
ка», не дожидаясь моста. Над рекой
была пущена дымовая завеса. Прикрыва-
яеъ ею, к TOMY берегу отилыли десятки
больших и малых надувных лодок. Бойцы
везли с с0б0й лошалей; боевую технику.
С лодок вели пулеметный и ружейный
огонь. Переправу прикрывали авизция и
‘артиллерия. Часть, которой командует тов.
Сзяпин, высалилаеь, забросав берег «иро-
тивника» гранатами, очиетила место для
наводки моста. По пловучему мосту’ дви-
нулись главные силы наступающих. Луч-
шив пловцы-комсомольцы шли рядом ©
теми; кто Плохо плавает. В бою за пере-
праву участвовали бронешоезда:

Отбой. Солнце уже скрылось за верши-
ны сопок, окрасив их в розовый цвет.
Часть расположилась на ночлег. Заиграли
гармоники, и далеко над сопками затреме-
ли елова любимой песени: «С нами Сталин
родной, и железной рукой нас к победе
ведет Ворошилов».

Старший политрук С. СЕЛИВАНОВ.

Вторая Отдельная Краснознаменная армия.

a ee er ee ee С ЕЕ ЕЕ ee a ee ee eee ЧР.

СКАЗИТЕЛЬ-КОМСОМОЛЕЦ

Фольклорист, заполнявний анкету, кри-
тичееки оглядел молодого человека и стал
записывать основные сведения о нем.

— Гол рождения?

— 1912 року.

— Но, позвольте, какой же вы тогда
‘сказитель? Что вы знаете из произвехений
народного творчества?

— 100 сказок, полеотни народных
сказов, семь Украинских дум, 1.200 по-
словиц и поговорок, кроме того песни,
частулики, загадки, скороговорки...

— Хорошо, хорошо, заговорил фольк-
лорист уже почтительным тоном. — Совер-
шенно яено; вы =— сказитель.

— Да,  сказитель! —е
подтвердил Бондарь.

№

Опрос продолжался:

— Нрофессия?

— Преподаватель украинской
туры в средней школе.

— He, позвольте! Тогда. вы все-таки
не оказитель!

— Почему же? — удивилея Бондарь.—
самый настоящий сказитель.

— Вы свое что-нибудь слатаете? Думы,
песни, сказки?

— Люды зриють, як пиеныця; як же
писни нэ ролыться?.. Есть у меня и думы,
И песни, и сказки — сам сложил.

— Гм. Тогда вы, конечно, сказитель,—
рентил фольклюрист. — Что же вами лично
сложено?
— 14 песен, 20 сказок, одна дума, две
исторических поэмы, 90 стихотворений
рассказа... 4

— Опять что-то не то. Коли вы ека-
зитель, причем тут поэмы, стихи, рас-
сказы?

>

достоинством

литера-

— Не знаю, причем. Пишу и печа-
таю, — виноватым тоном говорил Бондарь.
Дальнейшая. беседа внесла, наконец,
Ясность в этот путаный вопрос. Творче-
ство Бондаря многообразно. Он, действи-
тельно, хоропю знает народную поэзию
краины. В годы революции он осталея
беспризорным: мать убили в Киове бело-
бандиты, а отец воевал на фронтах граж-
данской войны. Леня Бондарь кочевал по
детским домам Киева, Харькова и Одессы,
переезжая из города в город под вагонами.
ц вернулся в Виев в разоренному
гнезлу в 1921 тоду. Он нашел в детском
приюте только двух старитих детей. Леня
в это время был в Одессе, и его считали
погибшим.

В 1926 году Леня вновь попал в Киев,
в детскую колонию «Феофания». Здесь он
начал писать стихи и, кроме того, записы-
вать песни беспризорников. За 13 лет он
записал на Украине огромное количество
произведений устного народного творчества.
Треть собранного им фольклора опублико-
вана в украинских журналах, газетах и
сборниках. Бондарь — безусловно фольк-
лориет.
Но он—фольклориет новой формации. Он
творчески перерабатывает все записанное
и слышанное в народе. То, что расеказы-
вает Бондарь, носит в себе следы личности
рассказчика, его убеждений, хуложествен-
ных вкусов. Сказки и песни, сложенные
самим Бондарем, подлинно народны. 910 —
великолепные документы, которые вслед за
их возникновением, вошли в народ и живут

В Ленинграде закончено строительство
нового театра имени Ленинского комсомо-
`ла. Театр построен по пробкту архитек-
торов В. П. Мокашева и Н. А. Митурича
и является одним из красивейших архи-
тектурных сооружений Ленинграда.
Огромный зрительный зал театра вме-
щает 1.600 человек. Из любого его угол-
ка, даже самого отдаленного, ‘зритель оди-
наково хорошо увидит и усльшиит все, что
происходит на сцене. :

Помимо основного зала, в театре имёет-
ся также небольшой зал для студийной
работы и экспериментальных постановок.

Сказка Бондаря «Ледяной корабль»,
где говорится 0 героической эпопее папа-
нинцев, сказки про легендарного героя
украинского народа Кармелюка, о Сталин-
ской Конституции, — всего два десятка
сказок, — печатались в газетах «Красное
Полесье», «Сталинокое племя», а также
хранятея в Институте фольклора Академии
наук УССР, в Центральном доме народного
творчества Украины и. других научных
учреждениях страны. Среди колхозников
Витомирекой области, где работает Бон-
тарь, его лучшие сказки, песни и частуш-
ки уже давно бытуют, живут, поются и
пересказываются.

Нарялу с созланием нарблных песен ‘и
сказок Бондарь ставит перед собой и чисто
литературные задачи. Он— автор мно-
тих намечатанных раесказов, лирических
стихотворений, поэм, критических статей.

Следовательно, Бондарь — сказитель и.
литератор одновременно.

Мы не останавливалиеь бы так подроб-
но на творческом облике Бондаря, если бы
он не был живй иллюстрацией ‘Toro
замечательного явления, которое у нас сей-
часе происходит параллельно и в народном
творчестве и в литературе.

Долгое время литература, была оторвана
от народного творчества. Она ушла в зам-
внутый и отраниченный мир книжных
представлений, понятий, образов, жила и
развивалась по своим законам, независимо
от фольклора. Великий зачинатель созет-
ской литературы А. М. Горький в много-
численных статьях и на примерах своего
творчества указал на необходимость живой
связи с народным творчеством. Kak Ha
основной путь развития литературы. Луч-.
шие мастера советской литературы успеш-
но идут по этому пути. Особенность раз-
  вития нашей литературы в том и заклю-
  чается, что она, как ни одна другая лите-
  ратура в мире, должна быть близка и

понятна народу. р
Любопытно, что сближение литературы
и наредного творчества началось одновре-
MeHHO с двух сторон. Наиболее переловые
литераторы внимательно изучали фольклор,
черпая оттуда полными пригорненями нол-
новесное золото народной поэзии. Ярким об-.
‚ разцом этого пути может служить творче-
ский путь поэта Тварховского. С другой сто-
роны, наиболее одаренные сказители, описы-
вая героические дни революции и етроитель-
ства социализма, сделали большой шат в
сторону литературы. Благодаря этому уже
сейчас наметилось направление, в котором
будет развиваться народное творчество
в нашей стране. Произведения наших луч-
  ших сказителей—это художественные про-
изведения, полноправная, составная часть
советской литературы. По мере повышения
культурного уровня трудящихся нашей
страны былые перегородки, разделявшие
титературу и фольклор, будут все быетрев
исчезать.

Творчество ‘Леонтия ` Бондаря — яркое
тому свидетельство. Сказитель тажого типа
мог появиться только в наше время, когда
  стираются грани между колхозным поэтом
и поэтом-профеесионалом. И в этом смысле
образ Леонтия Бондаря, первого сказителя-
комсомольца, знаменателен. :

HHH. JIEQHTbEB. ©

B JEHAHTPAJICKOM TEATPE _
ИМЕНИ ЛЕНИНСКОГО КОМСОМОЛА

Для зрителей оборудованы прекрасные
фойе, комнаты отдыха, ресторан,  конди-
терекая, буфеты, гардеробы.

Завтра пьесой Н. Вирта ‘` «Заговор»
театр имени Ленинского комсомола начи-.
Hae? театральный сезон в новом помеще-
НИИ.

В нынешнем году зрителю будут пока-
заны новые постановки: «Егор Булычев и
другие» М. Горького, «Бронепоезд» Be.
Иванова, «Кремлевекие куранты» Н. По-
тодина, «Таня» Арбузова, «Стулент» Че-
кина, комедия Островского «На всякого
мудреца довольно простоты».

А. КОСЯК.

НА ВСЕСОЮЗНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЫСТАВКЕ

НОВОЕ В ДЕРЕВНЕ

По этим улицам не ступала нога уряд-
НиГа, помещичьи кони не вздымали дорож-,

й пыли. Не пришлюсь здесь чинить про-
жи тощего крестьянского скарба за по-
ити и мироеду-старшине, услужливые де-
‘текие не таскали в волостное правление
злворками непокорных «емутьЯнов». Оби-
‘тели этого. мы бы сказали, маленького
рдка ни разу не видели крестного хода
‹ пругвями и не слышали самой страш-
ВИЙ в своей безысходной, отчаянной тоске
№рутекой песни. Вся эта ветошь истории
тадась за пределами леревни. Она та-
интливо запечатлена в картине художз
ига у самого входа в поселок как в0с-
минание о лалеком прошлом.

Перед нами новая деревня. Она распо-
\ихнлаев в тени молодого ельника,  При-
Ираившаяся, се ветродвигателем вместо
зи на самом видном месте, с усаль-
i мощной машинно-тракторной станции
Вто пропахшего потом и кровью кресть-
Я  дворянского. гнезда. За последние десять
11 на полях этого замечательного селения
№ было ни одного молебствия 0б урожае,
№ вкруг шумят непроходимые хлеба —
теница, рожь, овес, ячмень, бобовые й
Юрмовые растения, зреют корнеплоды.
Cepime деревни (одна из шести тысяч
MeXcor пятидесяти)—машинно-тракторная
ианция имени Л. М. Кагановича Ёраено-
Мрского края. В усадьбе — контора,  авто-
арах, сарай для сельхозмашин, машинно-

Такторная мастерская. В середине усадь-

Ч — тракторная бригада в поле за рабо-

‚ 1. Какое большое и сложное хозяйство!

ут к агрегаты из двух комбайнов «Стали-
№1» с соломокопнителями в сцепе с трак-
‘pou «Сталинеи-65»; прокосный агрегат
й лущильники. широкозахватная ‹ косилка
6 трактором Харьковского завода и трех-
кционные грабли, культиваторы, расте-
непитатель и опрыскиватель: И pee это
Находится в надежных руках мастеров —
Witter машин, выросших в среде кол-
тоЗников,

Тракторы, комбайны, автомобили. Три
четверти пашни колхозов обрабатывается
тракторами машинно-тракторных станций,
больше половины посевов убирается ком-
байнами. И это в стране, где по переписи
1910 года в крестьянских хозяйствах на-
считывалось семь миллионов восемьсот ты-
сяч сох и косуль.

Освещенный ярким августовеким солн-
цем, новый хозяйственный центр колхоз-
ного села привлекает наибольшее количе-
ство посетителей на, Всесоюзной сельскохо-
зяйственной выставке. Раздел «Новое в де-
ревне» тут называют проето новой дерев-
ней. И в этом нет никакого преувеличе-
ния. Сельсовет, машшинно-тракторная Ma-
стерская, родильный дом, ясли, клуб, не-
полная средняя школа, животноводческие
фермы, атролаборатория — все эти назва-
ния родились вместе с Октябрем. И поко-
ление, которому сейчас исполнилось лве-
налцать-четырнадцать лет, знает старую
деревню лишь понаслышке. Мы были
свидетелями, как колхозник  об’яенял го-
стю павильона «Юннаты» картины худож-
ников, изображающих дореволюционное се-
ло. Выслушав внимательно  колхозника,
мальчик неопределенно улыбнулся и про-
изнес:

— Ах, вот как сохой-то пахали!

Зато когда друзья подошли в площадке,
сле показываются различные — сельхозма-
шины, мальчик оживился, и собеседнику
пришлось выслушать его мнение о комбай-
нах, тракторах, сеялках.

— А что это за вагончики?

— Это для трактористов, комбайнеров, —
ответил мальчик, — это вот спальня, & В
другом вагончике красный уголок. Там хо-
рошо. Радио, патефон, гитара © балалайкой,
шахматы, газеты. Я знаю. У нас в кол-

хозе тоже такие в полевом стане.

Наблюдая за экскурсантами этого уголка
выставки, невольно вепоминаешь слова
Максима Горького о том, что люди, научив-

шись летать, как птицы, переетали удив-
ляться этому. Не удивляются советские
люди и чудесной деревне, раскинувшейся у
стен Москвы. Й это легко об’яенить. То,

что в ней представлено — постройки, скот,

@ колхозная

машины, —970 не уникумы,
действительноеть.
Передовики Полтавского района Омской
области осматривают раздел «Новое в де-
ревне». Не торопясь, переходят они от
одного домика в другому, засыпая вошо-
сами экскурсовода комсомольца Глотова и

находящегося срели них второго секретаря,

райкома партии Яковлева. Продолжитель-
ное время полтавцы были в сельсовете.
Несколько человек прошли в комнату
председателя и интересовались, как рабо-
тают члены сельсовета, актив, секции,
  как сельсовет руковолит колхозами.

Ознакомившись © работой сельсовета,
полтавцы  завернули Ha овцеводческую
ферму, где представлена овцеферма колхоза
«Сталинский путь» Пролетарского района
Ростовской области. Заведующий фермой
Степан Плетнев, узнав, что будет беседо-
вать с людьми, которые заботливо ухажи-
вают за скотом, был особенно внимателен.
Он сообщил, что в позапрошлом году на
каждые сто овец ферма вырастила сто один-
надпать ягнят.

— Мало!

— Ur?

— Я говорю, можно еще Sombie BEIpA-
стить, — ответил  коренастый, румяный
мужчина с черной, аккуратно  подетри-
женной бородкой. Земляки расступились,
уступая ему дорогу. Он прошел  виерел,
положил на ограду огромную коричневую
от загара руку и продолжил:

— В прошлом году мы вырастили на
каждые сто маток по сто шестьдесят яг-
нят. И эт» цифра меня не устраивает. Я
думаю дать еще больше.

— Вто это?

— Чабан. Передовой в области. Степан
Платонович Литвиненко из колхоза «Крас-
ный путиловец». Богам. Работяга. В mpomt-
`лом году восемьлесят центнеров хлеба, по-
лученного на трудодни, продал государ-
ству.

— А верно ты говоришь, товарищ, на-

счет приплода? — спросила давно уже
присоединившаяея к экскурсии чернявая,
средних лет женщина.

— Опять не верят, — улыбнулся в 60-
роду чабан, — почему — не знаю. И вчера
так же. Рассказываю и по глазам замечаю,
что люди сомневаются.  Обиделея. Пойдем-
те, мол, к барышне в павильон. Подтвер-
дит. Справедливая барьииня. Ну, и пошли.
Она, конечно, с улыбочкой ко мне, зна-
кометво У нас завязалось. Я, говорит, вас
слушаю, Степан Платонович. Вот, доклады-
ваю, убедить требуется, некоторых сомне-
ние одолевает. Она и указала, где все это.
записано. Точь в точь, что я рассказываю.
Нам что неправду размножать. Не на ба-
‘рина, для себя трудимся.

У молочно-товарной фермы полтавцам
пришлось порядочно времени ожидать сво-
их доярок и заведующего фермами Дворец-
кого, пристально изучавших телятник.

— Вот теперь смотрю и вижу, что две-
ри у нае неправильно расположены, — го-
ворил на-ходу Дворецкий, — дверь откры-
вается в зимнее время и прямо на телят
холодом несет. ‹ Родильное отделение надо
перестроить.

Горячо обсуждая какой-то вопрос, подо-
шли доярки Прасковья Мышева и Анаста-
сия Карпова. У детских яслей они просят
товарищей задержаться, им лан наказ
вдоволь полюбоваться тем, как ясли обору-
дованы, как ухаживают за детверой. Ясли
в колхозе есть, но многого‘в них недоста-
ет. Слушая экскурсовода, женщины непре-
станно переглядываются, улыбаются, еще
пытливее рассматривают столики; стульчи-
ки, прекрасные игрушки этого прекрасного
детского мира. Между тем в коридоре по-
явилась вторая группа людей. Цосле крат-
ких сообщений  экекурсовода завязалась
оживленная беседа. В стороне стояли две
женщины и вепоминали давно забытое. Они
назвали имя своей односельчанки Лукерьи
Свиридовой, у которой в страду ребенок
утонул в лохани.

— А что можно было делать матери?—
спрашивала хулощавая женщина, что по-
старше.—На поле не ходить-—с голоду 1о-

дохнешь. А веех детей за собой не пота-
щишь. Их ведь семеро, один одного мень-

ше, было у Дукерьи. А разве у одной Лу- и имени Тельмана Головановекого района

керьи?.. А Машка Волесина. что на овраге
жила, макарова сноха. У нее девочка двух
лет в колодец свалилась.

— Топерь не то, бабоньки, — ввязалась
в разговор знатная доярка Полтавекого
района Анастасия Карпова, — вот хожу,
смотрю новую деревню, сравниваю ее со
своей, и сердце бъется от радости. Вдова я,
многодетная, а живу хорошо. Детей в ясли
отнесу и работаю спокойно, знаю, что це-
лы они будут, довольны. И девочки мои,
подростки, рады, в школу ходят. Вот за это
ий спешим мы перед страной отличиться. У
меня трудодней много. Тридцать центнеров
хлеба государству я сдала в прошлом году
из своего заработка. Лишний он.

Экскурсовод раз’ясняет группе женшин:
_ — Партия, правительство, ‘товарищ
Сталин непрестанно заботятся © летворе.
Теперь в редком колхозе нет летских яслей.
В прошлом году постоянных колхозных
яелей было свыше 76 тысяч, ла в сезон-
ных яслях во время полевых работ нахо-
дилоеь 4 миллиона 500 тысяч ребят. Ясли
будут увеличиваться из гола в год. В реше-
ниях ХУШ с’езда партии говорится, что к
концу Третьей Сталинской Пятилетки лолж-
но быть обелужено яслями в колхозах 9
миллионов детей. . ;

Осматривая колхозный родильный дом,
многие пожилые женщины,  испытавшие
весь ужас материнства в старой деревне,
утирают слезы. А ведь родильный дом Пет-
ровского колхоза Калининской области,
представленный на выставке, не исключе-
ние. Около тридцати тысяч коек насчиты-
вают сейчас колхозные родильные лома.
Только на содержание акушерок для лерев-
ни в 1939 тоду отпущено 28 миллионов
дублей.

А старость? Что мого быть страшнее
одинокой, бесприютной старости в непрохо-
лимых сутробах парской деревни? Стариков
били, морили гололом, лишали теплой печ-
ви. Старый человек в семье считался лиш-
ним ртом. Ребенку нередко говорили, чтобы
он не брал этой ложки: «она дедушкина».
Это значит, что ложка никогда не мылась.

Мы в гостях у тлавного консультанта
атролаборатории колхозов имени Молотова
Белозерского района Николаевской области

Одесской области — Дмитрия Федоровича
Девгих. Ему 64 года, но он еще бодр, жиз-.
нерадостен. Этот настойчивый селекционер-.
самоучка ведет испытание 380 сортов яро-
вой пшенипы. Он поддерживает связь с це: ,
лым рялом научных институтов. За настой-
чивую работу по выращиванию новых сор-..
тов зерновых Дмитрий Федорович в апреля“
этого года был награжден орденом Ленина...
— Rak ты учишь мололежь, передаешь .
ли UM свой опыт? — спралнивают его. ~
— Хата-лаборатория— это, милые люди,
разведка, — улыбается Лмитрий  Фелоро-.
вич, — она путь проклалывает к высокому
урожаю. Она проверит, тогда засевай хоть
целое поле, не ошибешься. А где же было.
слышно, чтобы в разведку в наши лни шли.
без мололежи? И учу, и ругаю, и на собра-
ния к ним хожу. ее
Экскурсия по разделу «Новое в дерев-
не» завершается нетюлной средней школой.
и колхозным клубом — этими культурными.
очагами колхозной молодежи. демотрев вни-
мательно клуб, библиотеку, комнаты ‘для
справочной и массовой работы, познако-
мивигись в кружковой работой, полтавцы
решили присесть и поделиться впечатле-
НИЯМИ.
— Hy, как деревня выглядит, дяля Cre-
пан?— спросил чабана секретарь райкома.
=— Какая же это деревня, — развел он
руками, — деревня там, где стражник с по-
мещиком крестьян пугают. Я говорю © Kap-
тине, что при входе повешена. Олна хата
без трубы, & на другой совеем крыши нет.
‘A тут разве деревня? Где соха? Вто из вас
соху видел на выетавке? И еще хочу спро-
сить: найдите мне хоть одного человека на
выставке, обутого в лалги (смех). То-то и
оно, молчите. А машин, — не унимался ча-
бан, — У нас в колхозе много, & тут их
еще больше. А ведь раньше в херевне елы-
шали 06 одной машине, которая по желез-
ной лороге бегает. В гол раз на станцию по-
палешь, посмотришь машину. малииниета,
испачканного мазутом, увилишь. А теперь
идешь по селу, а навстречу пареньки в 334-
саленных блузах. Вто они? Тракторист, или
комбайнер, либо льнотеребильщик. Вот тебе
и деревня. Деревню обошли и торя не уви-

дели. Удивление!
В. МУХАНОВ.