И ЕЕ Е ПН ON PS See НЕ СЕТЕ ВЕ

МСОМОЛЬСЕАЯ ЖИЗНЬ

KO

НАКАНУНЕ ХХУ МЕЖДУНАРОДНОГО
ЮНОШЕСКОГО ДНЯ

ВОРОШИЛОВГРАД

Комсомольцы паровозостроительного за-
вода имени Октябрьской революции стали
на стахановскую вахту имени ХХУ Между-
народного Юнопеского Дня. Комсомолец
пятого пролета фрезеровщик Мирошниченко
изготовил детали для теплопаровоза и
досрочно выполнил месячную протрамму.
Комсомолец тов. Букреев обучает строгаль-
ному делу новую работницу тов. Новиц-
кую. В Международный Юношеский День
тов. Новицкая будет работать уже на стро-
тальном станке самостоятельно.

Хорошо работают комсомольцы третьего
пролета паровозного цеха. Комсомолец-
сверловшик Адаменко закончил в намечен-

‚ ный срок обработку деталей тенлопаровоза.
Его работа признана отличной. Производ-
ственные нормы тов. Адаменко выполняет
на 150 проц. Впереди соревнующихея итут
также комсомольцы-етрогальщики тт. Усов
и Чепига. :

В. лни стахановской вахты имени ХХУ
Международного Юношеского Дня замеча-
тельных показателей добилась смена стале-
варов мастера-комеомольца Михаила Зно-
венко. Смена ежедневно выполняет свой
план на 130 и больше процентов.

Вместе с комсомольцами вступили на
вахту и показывают отличные примеры
работы старые кадровые рабочие тт. Дре-
перь, Дмитриенко, фрезеровщик Ткаченко
и слесарь Рибалко. (Наш корр.).

> БАРНАУЛ

Мотодыю комбайнеры-етахановцы Азтай-
скот края тотовят достойную встречу ХХУ
Международному Юношескому Дню. Комсо-
мольско-мололежный агрегат тов. Гребенки-
на, работающий на полях колхозов Змеино-
горского района, ежедневно убирает 70—
80 гектаров зерновых. Комсомолец тов. Ает-
релин из Егорьевского района убирает в
смену на комбайне «Оталинец» 50 — 70
тектаров. Комбайнеры Петр Мосиченко и

. Михаил Швытков обязались к празднику
молодежи убрать по 400 гектаров. (Наш
керр.).

МУРМАНСК
За тысячи миль от родных берегов —
на кораблях арктического флота — моло-

_ дежь деятельно готовится к своему праз-

хнику. Комсомольцы орденоносного ‘ледо-
реза «Литке» соревнуются на лучшее не-
сение вахты имени ХХУ Международного
Юношеского Дня.

Комсомольны — ледокольното парохода
«Лежнев» в честь праздника первыми  сда-
ли нормы на ПВХО. Их примеру последо-
вал весь экипаж. Комсомольцы создали на
корабле организацию Осоавиахима. Сейчас
вся команда изучает в кружках пулемет
Дегтярева. (Наш норр.).

КОМСОМОЛЬСК
Молодой тород деятельно готовится к
встрече Международного — Юношеского

Дня. На стройках и заводах проводлятея
беседы, доклады, молодежные собрания,
посвященные. предстоящему празднику.

Комсомольцы, недавно прибывшие на
Амурстальстрой из различных городов
страны, впервые будут праздновать Меж-
дународный Юношеский День на берегу
Амура. Они встречают праздник стаханов-
скими победами. На строительстве марте-
новекого и прокатного цехов созданы ком-
ссмольские вахты имени ХХУ Междуна-
родного Юношеского Дня. На участке
гражданекого строительства комсомольская
бригада бетонщиков Шибанова ежедневно
выполняет две нормы. Стахановекие вах-
ты созданы и на других крупнейших
стройках и заводах.

В городе юности заселяются жилые до-
ма, закладываются новые. Впервые в
Комсомольске началось  асфальтирование
тротуаров. На проспекте имени Сталина
заканчивается постройка замечательного
ee вудостроительного техникума. (Наш
корр.).

Ser a er ee

Ts ee

КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

ВО РЕЛЕ ГЕ ЗИ Е Е ЗЕ СВО

Парторг механического цеха Московского станкостроительного завода шлифоваль-
ных станков А. БАРАНОВ проводит беседу с рабочими в связи с сообщением
товарища Молотова на внеочередной Четвертой Сессии Верховного Совета СССР. .

$ < < < <

Активисты одного райкома

(От нашего корреспондента

В Ставропольский райком комсомола
непрерывно заходят юноши и девушки.
Это -комсомольцы-активисты колхозов, рай-
онных организаций, предприятий и учеб-
ных заведений. Начальник пионерского
лагеря Афонин рассказал, как хорошо
отдохнули ребята в лагерях, как они
загорели, поправились. Другие пришли до-
ложить о выполненном поручении, секре-
тари комитетов — согласовать планы ра-
боты. 3

Весь день звонит телефон. Комсомоль-
цы отдаленных колхозов сообщат в рай-
KOM о делах организации, о жизни. моло-
дежи, о культурно-массовой работе в по-
ле. Многочисленный комсомольский актив
держит райком в курсе всех событий, про-
исходящих в районе.

Десятки активных комсомольцев нахо-
дятея на руководящей работе. Работница
тов. Шацкая выдвинута помощником на-
чальника политотдела свиносовхоза, тов.
Трифанихин заведует районным отделом
народного образования, тов. Неутолимов
работает инетруктором политотдела Куй-
бышевского гидроузла на Ставропольском
участке. С каждым днем на партийную,

советскую и хозяйственную работу выдви-

галотся новые комсомольцы. Но кадры
комсомольского актива не уменьшаются, —
наоборот, к активной комсомольской ра-
боте приобщается все больше юношей и
девушек. Молодой колхозник сельскохозяй-
ственной артели «Ёзыл Юлдус» Мубарьяк
Бахитов вступил в комсомол в конпе
прошлого тода, а через три месяца райком
поручил ему возобновить работу школы
малограмотных при Татарско-Выселковском
сельсовете. Бахитов взялея за это дело с
большим энтузиазмом.

По сельсовету насчитывалось 205 негра-
мотных и малограмотных. Из них никто
не поеешал школы. Бахитов обошел квар-
тиры колхозников, провел с ними беседы,
и через несколько дней в школу пришли
170 человек. По просьбе Бахитова коми-
тет комсомола средней школы для обуче-
ния неграмотных выделил 5 комсомольцев-
отличников. Весной состоялся в школе вы-
пуск малограмотных и неграмотных. Шко-
лу окончило 170 колхозников. Такой кол-

СЕМИНАР ПО

НИКОЛАЕВ, 4 сентября. (Наш корр.).
Николаевский обком комсомола провел че-
тырехлневный семинар инструкторов и за-
велующих отделами пропаганды и атитации
райкомов и горкомов. Заведующий отделом

пропаганды и агитации обкома партии тов.

Фото Б. ИВАНИЦКОГО.

по Куйбышевской области)

хозник, как Мусин Софы, несколько меся-
цев назад был совершенно неграмотным,
теперь он работает в колхозе весовщиком.

Комсомолка Кузичева работает комбай-
неркой в колхозе «Искра». Когда в газе-
тах было опубликовано обращение о под-

готовке 100 тысяч девушек-гракториеток,
Кузичева решила организовать учебу
колхозниц.

Комсомолка Железнякова работает уча-
стковым атрономом Хрящевсекой МТС. Она
часто бывает в колхозах, беседует с мо-
лодыми колхозниками. Передовая  моло-
дежь колхоза имени Сталина выразила же-
лание вступить в комсомол. Железнякова
расеказала об этом в райкоме. Райком по-
ручил ей создать в колхозе комсомоль-
скую организацию. Железнякова поруче-
ние выполнила.

Учителя-комсомольцы ставропольской
средней школы Кирсанов ‘и Герасимова по
своей инициативе читают в колхозах лек-
HH по истории нашей родины; комсомо-
лец Трифанихин читает колхозникам лек-
ции на антирелигиозные темы.

Райком регулярно созывает актив на
собрания и инструктивные совещания, ор-
ганизует семинары по отдельным вопро-
сам. После утверждения Сессией Верхов-
ного Совета РСФСР. Положения о выборах
в местные Советы депутатов трудящихся
‘с активом. было проведено специальное
совещание. Активистам рассказали, с чего
нало начать агитационно-массовую работу
среди населения. Большинетво активистов

ужб. приступило к работе в колхозных
бригадах. В колхозе «Искра» секретарь
комитета комсомола тов. Касаткин прово-
дит читки газет, рассказывает колхозни-
С о решениях ХУПГ с’езда ВВП(б), о

плане третьей пятилетки, знакомит изби-
рателей с Положением о выборах в мест-
ные Советы. Такую же работу ведет тов.
Гайнутдинов в колхозе «зыл Юлдус».

Комсомольский актив играет исключи-
тельную роль в жизни  Ленинско-
Сталинского комсомола. Ставропольский
райком РЛЕСМ опирается на актив во
всей своей работе, повселневно заботится
о его идейно-политическом росте.

Н. ЛОМОНОСОВ.

ПРОПАГАНДЕ

Нагорный прочитал на семинаре ряд лек-
ций о методике работы кружков по изу-
чению истории ВКП(б). Прочитаны были
также лекции о книге В. И. Ленина «Ма-
териализм и эмпириокритицизм», о между-
народном положении и др.

ee a ИФА

akira a laa Sr Snape lf le nelle lanier are ni aeelrneianatimeelniciacsepeessithsenissaniinetenenasnta

— я геи ЕО РВ
КЕ Е ИЕ Е ы Е 1 ESE

Фель

ВРЕДНЫЕ ИЗВРАЩЕНИЯ

(От нашего корреспондента
по Крымской АССР)

Комсомольцы Ерыма шефствуют над Ба-
лаклавскими флюсовыми рудниками. Недав-
но в порядке шефетва Ак-Шейхский рай-
ком ВЛЕСМ репеил послать для работы на
рудниках группу товарищей. 3

Комсомольца Голенкова вызвали в раи-
KOM.
— Завтра ты поедешь в Балаклаву.

—- Зачем? — удивился Голенков.

— Будешь работать на рудниках. Вее!

— Но позвольте, — запротестовал Го-
ленков. —Я болен, вот оправлюсь от 60-
лезни и тогда поеду.

— А-а ты отказываться? Ну в таком
случае мы исключим тебя из комсомола.

Й исключили. Пришлось Голенкову 10-
биваться своей реабилитации на заседании
бюро КЕКрымекого обкома BIRCM. O6xom
восстановил Голенкова в комсомоле, но, к
сожалению, этим и ‘ограничился. А ведь
следовало напомнить Ак-Шейхскому райко-
му комсомола, чтобы он более вдумчиво под-
фитал кадры для полтефных рудников.

Есть в Крыму и другого рода факты из-
врашений решений ХУШ с’езда партии.
Некоторые райкомы стали присвамвать себе
алминистративные функции, Старо-Ёрым-
ский райком комсомола вынес, например,
такое решение: }

«Предложить зав. райзо и старшему ме-
ханику МТС закончить технический осмотр
комбайнов и тракторов ло начала уборки.
Обязать зав: райзо, старшего агронома,
уполномоченного комитета заготовок  за-
кончить в течение 20—25 дней уборку и
сдачу госпоставки и натуроплаты зерновых
культур».

В пылу административного усердия рай-
вом допустил две ошибки. Во-первых, он
присвоил себе несвойственные ему функ-
ции; во-вторых, райком неправильно
сриентировал районные организации, прел-
лагая растягивать уборку на 20—25 дней.

И этот факт известен в Крымском обко-
ме комсомола. Но он не слелал соответетву-
ющих выводов, не предостерег ве райкомы
против извращений решений ХУПТ с’езда
партии.

Ан. КАЛИНИН.

т. Симферополь.

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ
КОМСОМОЛЬЦЕВ

{От нашего корреспондента
по Свердловской. области)

Позвольте для начала рассказать леде-
нящую кровь историю про некоего омотри-
теля моста, чуть было не ставшего жер-
твой стихии. Однажды по неосторожности
смотритель ‘ушал в воду и начал тонуть.
На его счастье по мосту проходил пут-
ник. который. не задумываясь, брюсился в
реку. Через несколько минут несчастный
слоял уже на берегу, протягивая дрожа-
щие руки к своему спасителю.

— Чо вы! Не надо благодарностей!—
сказал мужественный человек сторожу.

Но лот и не думал блатодарить. Он из-
влек из кармана размокшую квитанцион-
ную книжку и оштрафовал своего спаси-
деля на 25 рублей, заметив при этом:

— т с моста строго воспре-
щаетея

Вот до чею у иных людей обострено
чувство служебного холта!

Этот анекдотический блюститель госу-
дарственных интересов вопожинается, ког-
да пробуешь разобраться в злоключениях,
постигших тов. Рудякова. Вот уже сколь-
ко времени он держит ответ перед бухгал-
терией и конфликтной комиссией одного из
киевских заводов. От Рудякова требуют
оправдательных документов, учиняют ему
перекрестные дотюсы и чуть ли че уст-
раивают очные ставки co свидетелями.
Что же натворил рабочий Рудяков?

Он спас 7 тонн дорогого смазочного масла.

Случилаеь авария, масло хлынуло из
цистерны, и проходивлий мимо Рудяков
бросилея смасать ценную жидкость. Бук-
вально своим телом остановил он жирный
поток. Дирекция завода поблатодарила Ру-
дякова за самоотверженный  постуюк и
тут же решила возместить ему стоимость
залитого смазкой костюма.

И вот уже, пронзая Рудякова испытую-
шим взглядом, заводской бухгалтер задает
ему коварный вопрос:

— Чем вы можете подтвердить нарица-
тельную стоимость своего костюма? Не с0-
хранился ли у вас товарный чек, наклал-
ная, кассовый ордер или иной документ?

Документов у несколько растерявшегося
Рудякова не оказалось.

— Toma вам придется обратиться B
конфликтную комиссию! — неожиданно 38-

явил бухгалтер.
  Тщетно пытался Рудяков доказать, что,
собственно, никакого конфликта между ним
и заводоуправлением не происходило. На
это бухгалтер ответил, что. ему рудяков-
ских денег не надо, но и государственную
копейку он переплачивать ‘не намерен,

Комсомольская организация  Свердлов-
ского углехимического института взяла
под свое наблюдение опыты по коксова-
нию углей Дальнего Востока.

В лаборатории института была создана
молодежная бригада. В нее вошли лабо-
рантки товарищи `Хохрина, Палкина, По-
кровекая. Бригаду возглавила комсомолка,
Лидия Потемкина.

Девушки сделали несколько сот анали-
зов и опытов нал углями Букачачинского
месторождения. Исследования дали в0з-.
можность начать коксование угля в полу-
заводской обстановке. Руководил работами
член комитета комеомола т. Солнцев.

Немало было трудностей и риска. 0быч-

ДВОЙНАЯ

Кроссворд — увлекательная, интересная
игра. Ее очень многие любят.

Если, скажем, в трех клетках нужно
написать слово «сон», редакция это ино-
сказательно называет «состояние покоя».
При помощи таких пояснений даже мало-
искушенный читатель может почти  без-
ошибочно отгадывать редкие технические
и географические термины.

но металлургический кокс опекают из раз-
ных углей. А тут предстояло приготовить
ем из угля одной марки, притом газового.
Кокс из такого угля еще никогда не про-
изводили.

Коллектив института смело эксперимен-
тировал. Опыты комсомольцев и исследо-
вания научных работников Золотова, Шты-
менко и др. не пропали даром. Ha Mar-
нитогорском заводе новый кокс проходил
генеральное испытание. Шо отзывам спе-
циалистов он вполне пригоден для домен-
вых печей. Этим разрешается  государ-
ственная проблема снабжения топливом
‘металлургических заводов-новостроек Boc-
тока — Петрово-Забайкальекого завода,
Амурстали и др.

На очереди-—заводокое испытание кокса
из углей Сучанских и Бурьинских место-
рождений. 15 сентября намечено дать пер-

вуюЮ шихту.
Ан, ПАВЛОВИЧ.

г. Свердловск.

нительно раз’яснить, что слово

Олнако при Bee популярности игры
следовало бы редакции. «Отонька» хопол-
«трече-
ский» при решении кросеворда должно
означать «римский».

Предлагая в № 19 очерелной кросс-
ворд, редакция заверила читателей, что в
шести клеточках, значащихея под № 93,

поэт, а римекий.

5 сентября 1939 г. № 204 (4387)

РТИ rE ER УТИУС

, EB LS

emor

КАЛЬКУЛЯТОРЫ

пусть комиссия точно определит стоим,
костюма.

Й вот уже, пронзая Рудякова испытуь,
IMMA взглядами, члены конфликтной у
миссии засыпают его вопросами:

—- Не лицован ли вали костюм?

— Как долго был в носке?

— Не тронут ли молью?

Когла обсуждение этих вопроов защь
втупик, одному из членов комиссии взбуе
в голову идея подвергнуть обтатки pyy.
ковского костюма экспертизе.

— Шо ведь костюм давно выброте—
сказал Рудяков, еше больше обостряя п
дозрительность комиссии.

Дебаты © стоимости испорченной ми
вспыхнули с новой силой. Лишь вит
тельство авторитетных организаций по
жило этому конец.

Теперь попробуем разобраться в пож
нии людей, столь рьяно стремивлейхся ву.
яенить точную стоимость  злополучюх
костюма. Что побулило их затеять вю у
нелепую, издевалельскую кутерьму вок
рудяковского костюма? Бухгалтера и му
фликтную комиссию трудно заподозрить ;
злом умысле, в нежелании возместить р.
бочему ero потери. Даже возможно, что би
боялись, как бы государетво He пони
здесь убытков.

Но беда в том, что евою задачу
понимали несколько примитивно и 0:
нобоко. Бывают в жизни случаи, Kory
надо отложить в сторону Npocebyx ин
время забыть © калькуляции. И госу
ство от этого нисколько не постралае,
Как жаль, что этого не понимают нем
торые киевские бухгалтера! Природа на
пето социалистического государотлва тако
ва, что его интересы гармонично перепае-
таются с интересами трудящихся. Рудяко.
не задумываясь, кинулся спасать государ
ственное имущество. И, конечно же, к ть
кому самоотверженному,  смелому, бла.
родному поступку советского  человен
нельзя подходить с бухгалтерскими нор
ми. Иначе непременно попадешь в смешни
и глупое положение сторожа, стоящего п
берегу с мокрой квитанционной книжки,

У нас есть много законов, правил и №
ложений. Но, применяя их, надо помнит
один из главных законов социатистичест
го государства, закон © любовном и боя
ном отношении к человеку.

Е. и С. ШАТРОВЫ,

_ИЗ ПОСЛЕДНЕЙ ПОЧТЫ

ЗАГАДКА

холжен быть назван «поэт древней [№
ЦИИ».

Сколько ни бились читатели, все разн
из пересекающих эту строку слов по
чалось только имя римского поэта (в
ИЯ.

Одним росчерком пера журналисты г
«ОтоньЕа»  расправнайеь! етом  Овидуих
который, как известно читателям, не гро

Казалось бы, что редакция в 20/21 в.
мере лолжна была сделать поправку. В
CTO этою она только подтверлила свое пе
вежество.

При таких двойных загадках, чего №
брого, в очередном кроссворде Байрон И:
дет фигурировать новогреческим поэту
а Днепр назовут рекой, впадающей 1
Каспийское море.

——=8—Знс)—————

ПО СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИЙ «КОМСОМОЛЬСКОЙ ПРАВДЫ»

«ТЩАТЕЛЬНО ПОДБИРАТЬ ПРОПАГАНДИСТСКИЕ КАДРЫ»

8 августа «Комсомольская правда» опу-
бликовала ‘корреспонденцию «Тщательно
подбирать пропагандистокие кадры» © неё-
серьезном отношении отдела пропаганды и
агитации Ворошиловградского обкома
ЛЕСМУ и некоторых райкомов к подбору
пропагандистских кадров.

Бюро обкома ЛЕСМУ признало критим
правильной, своевременной и предложило до
15 сентября проверить состав пропатанхи-
стов райкомов. В связи с выступлением
газеты обком комсомола решил в начале
сентября созвать областное совещалие ру-

ководителей кружков по изучению истори
ВЕТ (6).

20 ЛЕТ СО ДНЯ ГИБЕЛИ В. И. ЧАПАЕВА

НАРОЛН

Земекое собрание происходило в одном
из лучших зданий уездного города Ни-
колаевека. Одетые в сюртуки и визитки
купцы, чиновники и фабриканты горячо
обсуждали, допустимо ли существование в
таком почтенном городе, как Николаевск,
большевистской организации и че нужно
ли ее немедленно запретить?

Специально прибывший на это собрание
присяжный поверенный из Самары вот
уже третий час выспренно вопрошал:

— то они, эти люди, претендующие
на престол свободы? Почему они хотят
погасить свечи у жертвенника истерзан-
ной России?

В эти же дни на другом конце города
происходил третий уездный крестьянский
с’езд. И здесь тоже обсуждался вопрос
чрезвычайной важности: не пора ли ра-
зогнать контрреволюционное земское 00-
брание?

После небольших речей было принято
решение: земское собрание разогнать, про-
возгласить Николаевский уезл коммуной,
а во главе коммуны поставить уездный
совнарком. Военным комиссаром с’езд из-
брал прибывшего с фронта империалисти-
ческой войны прапорщика военного време-
ни, бывшего плотника из деревни Бу-
дайка Василия Ивановича Чапаева. Неза-
долго до этого Чапаев сам явился в уезд-
ный комитет партии и твердо заявил:

—- Хочу в большевики записаться.

Пришел он тогда в уком в офицереком
френче с двумя георгиевскими крестами
на груди, © револьвером и шашкой. Се-
кретарю сразу понравился этот человек в
лихо слвинутой на бок папахе, и он по-
селе недолгих расспросов сказал:

— В большевики мы тебя запишем. Но
только на собрание приходи без этих по-
Opakyllek,— он указал на георгиевские
кресты и, пристально глядя на Чапаева,

ЫЙ ГЕРОИ

добавил: — Говоришь, что малограмотен, а
чин офицера и кресты заработал.

Чапаев насупилеся, рассердился, но от-
ветил сдержанно:

— Odmanom не занимаюсь. Говорю точ-
но: малограмотен. А чин и кресты храб-
ростью заработал.

В холодный зимний лень Чапаев с
небольшим отрядом подошел к зданию, где
заседали эсеры и меньшевики. Заняв все
входы, Чапаев пропустил виеред народ-
ных комиссаров. Они вошли в зал и, пре-
рвав речь присяжного поверенного, об’яви-
ли земское собрание распущенным. Земцы
вскочили с мест, начали кричать, кину-
лись с кулаками на комиссаров. Затрохо-
тали стулья, поелышалея звон разбитого
стекла. Раз’яренные земцы вот-вот растер-
sali бы комиссаров, но в это время в зал
ворвался Чапаев.

— Стой! — крикнул On и, растолкав
толпу, вскочил на стол. — Слушать мою
команду! Президиум об’являю арестован-
ным. Остальным приказываю немедленно
разойтись. Вто будет сопротивляться, рас-
стреляю на месте!

Земское собрание было закрыто. Но
контрреволюция не желала сдаваться. На
следующий день колокола ударили в набат,
и на площади собралась огромная толпа
черносотенцев. Кто-то предложил разгромить
совет. Й вдруг из-за угла вынырнула ма-
шина. В ней сидел человек в папахе. Он
был один. Толпа, видимо, его не пугала.
Котда машина остановилась, он открыл
дверцу, вытащил пулемет и, пока погром-
щики шумели, стал деловито устраиваться.
Первые несколько выстрелов в воздух сра-
зу едунули толпу. Площадь опустела. Ча-
паев сел в машину, вернулея в уком и
сказал:

— Советская власть в Николаевске уста-
новлена.

Конечно, Чапаев понимал, что нужна
еще большая очистительная работа. И он

приступил к формированию отряда Kpac-
ной Гвардии. Через несколько дней во
главе этого отряда он громил кулацкие вос-
стания в окрестных селах. Большая Глуши-
ца, Марьевка, Хворостовка, Большая dy-
ка—злесь боролся отряд Чапаева, подавляя
кулацко-эсеровскию мятежи. Буран, леля-
ной ветер, глубокие сугробы, тревожный
сон под открытым небом у чахлых KocT-
ров,— трудный путь пришлось пройти мо-
лодому отряду и его командиру. Й все же
никаких жалоб, никаких упреков не было.
Ерасногварлейцы уважали командира, по-
тому что он воетда был весел, бодр, храбр,
любил своих бойцов, ел с ними, спал, пел
песни.

Так начал свой боевой путь талантливый
полководец Василий Иванович Чапаев.

Полвипи этого человека, вошедшие золо-
тыми страницами в великую книгу револю-
ции, хоропю известны народу. Любимейшим
именем стало у нас имя Чапаева.

Терей Советском Сотоза Сергей Бамбуров,
ботатыреки сражавиеийся один против це-
0H роты самураев, оказал как-то, 90 в
дни боев с японскими захватчиками он все
время видел перед собой . мужественный
образ Чапаева.

— Вот так, будто живой, в бурке и па-
пахе с полнятой рукой... Словно путь ука-
зывал мне: иди вперед за партию, за
Сталина!

Yanaes!

В военной академии, кула партия посла-
ла его учиться, преподаватели — старые
царекие генералы с заттмпанными дыроч-
ками от сфезанных погон на плечах —
встретили ето иронически.

— Ну-с, — сказал олин из экзаминато-
ров. — Скажите-ка нам, уважаемый, тде
протекает река Сена?

Чапаев нахмурился. Неприязненно емот-
рит он на этих военопецов из генералов.

— He знаю, —тихо роняет
командир.

— Так, так... Не знаете?.. Жаль, очень
жаль.

боевой

- ъ
— А скажите, пожалуйста, где проте-
кает река Солянка?

Генералы улыбаются: грубоватый кре-
стьянин очень забавен, неправда ли? Один
из них, давясь от смеха, говорит:

— Я, знаете, о такой реке что-то
не слыхал, хотя географию отлично усвоил
еще в юности.

— Напрасно не слыхали... — поучитель-
но замечает Чапаев. — Река Солянка проте-
кает около села Ивановки в Самарской гу-
бернии. Как раз здесь мы вели бои с белы-
ми и утопили их в реке. Такую реку обяза-
тельно знать нал!

Недолю пробыл Чапаев в академии. Не
мог он учиться в то время, когда шли оже-
сточенные бои за революцию, за родину.

Прямо из Москвы Чапаев направился в
4-ю армию, которой командовал Михаил
Васильевич Фрунзе. Армия только что за-
няла Уральск и по плану Фрунзе окружз-
ла уральских белоказаков для полного их
уничтожения.  Сплоченная  большевист-
ским командармом Фрунзе, армия дейетво-
вала, как отличный механизм. И только
Александрогайская бригада тормозила все
дело. Когда прибыл Чапаев, командарм
обрадовался. Он назначил Чапаева коман-
диром этой бригады.

— Вы должны вдохнуть в бригаду тот
победный дух, которым проникнуты все
бойцы-чапаевцы... Вы должны занять
станицу Сломихинскую и продолжать на-
ступление на Лбишенск. Белая армия дол-
жна быть укичтожена...

Чапаев внимательно выслушал
дарма и коротко ответил:

— Слущалюсь. Приказ будет выполнен.

Одновременно © Чапаевым командарм
направил в бригаду в качестве комиссара
писателя-коммуниста Дмитрия Фурманова.
Немало усилий затратили Чапаев и Фур-
манов, пока привели бригаду в надлежа-
щий вид. Зато, когда бригада пошла в на-
ступление на Сломихинскую, Чапаев и

коман-

Едкий, пренебрежительный тон, которым Фурманов знали: враг будет разгромлен.

произносится это «жаль», вызывает у эк-

Бесчиеленные атаки, в которые вел

заменующегося бешенетво. Но, сдерживая   свои полки Чапаев, были подобны урага-

себя, Чапаев в свою очередь спрашивает   ну. Они начисто

генералов:

сметали © лица земли

Фрунзе в первую очередь поручал Чапае-
ву. Он верил в то, что Чапаев выполнит
любой его приказ точно и в срок.
Умный, инициативный, веселый Чапа-
ев однажды пустился на такую хитрость.
В районе сел Толово`и Петелю белым ча-
стям удалось прочно закрепиться. Лобо-
вой атакой итти на них было рискованно.
И Чапаев решил взять их иным путем.
Он вырялился в Форму тенерала, своего
ординарца Петра Исаева — знаменитого
Петьку — одел в ослепительный мундир
офицера, а кавалеристов — в одежду бело-
твардейских казаков. Вместе с Исаевым
сел он в легковой автомобиль и в окру-
жении конной свиты двинулся в тыл к
белым, предварительно условившись, что
бойцы должны немедленно атаковать про-

тивника, как только услышат три выстре-
ла.

Машина ушла. Весь день бойцы ждали
сигнала. Некоторые уже тревожиться ста-
ти. Тем временем машина лвигалась в рае-
положении противника. Перед Чапаевым
почтительно вытягивались белые офицеры,
он снисходительно махал им рукой, pac-
спрапеизал о численности, © боевых срел-
ствах и ехал дальше. К вечеру, когда pee
стало ясно, он влетел со своим отрядом в
тушу белых и, потрясая оружием и бом-
бами, крикнул: :

— Бросай оружие! Я — Чапаев!

В воздухе затремели три вы . -
паевцы бросились в wiley и аи
врага.

Василий Иванович Чапаев был грозой
для вратов революции. Его смертельно bos-
лись. И, будучи бессильными победить
храброго начдива в открытом бою, враги
решили убить его из-за угла.

При штабе Чапаева находились летчики
из белых офицеров. Они ложными донесе-
ниями усыпили бдительность командования
дивизии. Целый корпус генерала Сладкова
окружал Лбищшенск, гле расположился Ча-
паев с небольшим отрятом, а летчики. в03-
вращавшиеся с разведки, доносили, что
ноприятель не обнаружен.

Ночью белые ворвались в тород и на-

белогвардейцев. Самыю сложные операции‘ чали расправляться с чапаевцами. Чапаев

вскочил © постели и приподнял зан88е®)
окна. В неверном свете пронеслись уп
него белые казаки с обнаженными 20
ми. Чапаев схватил револьвер и вме (
Петром Исаевым выскочил в окно. №

борной площади шел уже бой. Чапаевцы-
курсанты дивизионной школы, несмотря #
превосходящие их во много раз силы п
тивника, дрались с неимоверной xpit-
Тостью. Чапаев и Петька строчили ло в
гам из пудемета. Атака белых была 9
жена. Но противник фаслюлатал больший
силами. Он зажал в кольцо чапаевиев,

Всю ночь, длилась эта неровная и
стокая борьба. Утром начхив отдал примт
штыками и бомбами прорвать окружение 1
отступать ® реке. Приказ был вышли.
Но Чапаев ранен. Он пытается sett
своих бойцов к реке. Верный друг el,
Петр Исаев, отстреливаясь, старается св
телом загородить Hawa. Бережно 0
Исаев своего командира с крутого бер
к реке.

— Плывите, Василий Иванович, пли
BUT...

Чалаев открым глаза, пробормотал чт-\
и вновь потерял сознание. Только в 0
он пришел в себя. Стал лвитать одной 0у-
кой. Он видел, как Петька стоял на @
`регу и отстреливалея из нагана. Но 9
был только миг. Вражеская пуля ударил
Чапаева в голову, и он ушел под воду.
Петька, расстреляв nee патроны, оставил
последний для себя. Он встал во весь р6ст
и на глазах у приближавтихся казако?
выстрелил себе в висок.

Бойцы, крестьяне, которые HH 3a 4
не хотели поверить в смерть Чапаева, сл9:
жили © нем прекрасную легенду. В 7
легенде железный начдив переплыхл реку 1
ушел в горы.

Советский народ знает: Чапаев не умер.
Он живет в торячих серлцах советеки
патриотов, которые сражалиь у
Хасан, которые нанесли жестокое порале
ние японо-манчжурам в степях Monrorn
которые готовьё победоносно драться © 2
бым врагом за родину, за партию, %
Сталина.

Л. ЛОСЬ,