9 сентября 1939 г., № 207 (4380)

д

В парткабинете Управления Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича.
Консультация по третьей главе «Краткого курса истории ВКП(б)». На ‘снимке
(слева направо): консультант парткабинета С. ХУДЯКОВ и консультирующиеся—
инженер службы подвижного состава 3. МИРЗОЯН, сотрудник редакции «Совет-
ский метро» В, ЯНЧЕВСКИЙ, дежурный по блок-посту станции «Охотный ряд»
П. ПРИХОДЬКО, начальник поезда А. СОКОВЫХ и десятник службы сооруже-

ний И. ДМИТРИЕВ.

Фото Д. ЛЕИНСОНА.

< ххх >

ИЗ БЛОКНОТА ЛЕКТОРА

Постановление ЦЕ ВКП(б) «0 постанов-
уд партийной пропаганды в связи с выпу-
econ <«Враткого курса истории ВКП(б)»
пеизмеримю расширило мою аудиторию.
и таныпе кав вузовский работник я
читал лекции, ориентируясь в первую оче-
ль на студенчество, аспирантов и отча-
и профессорско-преподавательский состав
зысших учебных заведений, To теперь
уе приходится выступать перед. са-
хыхи различными отрядами советекой ин-
талигенции, Мои лекции слушают стаха-
позцы, лиректора и инженеры предприя-
nil, работники искусств и т. д. Я систе-
атически выступаю перел партийным и
русохольским. активом. Takum ‘06ра30м,
зулитория моя сделалась значительно раз-
образное по своему качественному с0-
1аву.

(тюль же зналительно возросла аулито-
ия и с количественной очки зрения.
11—15 лег тому назад теоретическую
we слушало одновременно 100, 200,
з ичием случае 300 человек. Сейчас в
среднем, как правило, на лекщии присут-
вую  400—500 и 600 человек.” Ауди-
тория в тысячу человек тоже не является
лоключением. Вот почему лекторская рабо-
та на современном этале неизмеримо повы-
а ответетвенноеть лектора, становится
бе сложной, более многогранной.

бщонзвестна истина, что всякий про-
ммилиет должен знать свою аудиторию.
} смнах ‘учебного заведения изучение
зушюрии осуществляется пелагогом срав-
нильно легко: ведь профессор читает

(ту студентам систематический курс, он
Towa общается co Boe аудиторией,
и миее осведомлен 0б акалемической
зытмиовке своих слушателей.

\и® юло в условиях массовой лектор-
вк илы, где аудитория все время ме-
нНяется, 1 встреча лектора с аудиторией
носит эпизиичеекий характер. Здесь лек-
тор, получив информацию © своей аулито-
рии 0  соотвототвующей организации, при-
Tamale его на лекцию, строит. на ос-
ное эй информации все свое выступле-
aa.

сы теории с конкретными вопросами сегод-
‘няшнего дня.

записок,
активистами Ha моей лекпии о роли лич-
ности в истории, читанной для них в Врас-
но-Пресненском районе. Чувствовалось, что
товарищи всерьез приступили к работе над

ко мне на лекциях о «Материализме и эм-
пириокритипизме» Ленина. Тут спрашивают

и культуры языка. Я знаю случаи, когда
действительно подготовленный товарищ
«проваливалея» из-за неграмотных с точки
зрения самого языка выражений, из-за
пзохой дикции и т. д. Я считаю поэтому,
что наряду с переподготовкой наших про-
пагандистских кадров по линии существа
вопроса необходимо организовать для про-
пагандиетов специальные лекции и семи-
нары по вопросам лекторского мастерства.

фран

Молодаз советская аудитория живо pea-
гирует. на все вопросы, затронутые лекто-
ром. Я не знаю ни одной лекции, где бы
меня буквально не засыпали записками не
только по вопросу о прочитанном, но и по
самым различным другим вопросам теоре-
тического и практического характера. По-
стулающие от слушателей записки наглял-
но свидетельствуют, насколько сильно вы-
росли наши Кадры, насколько глубоко изу-
чают переловые слои советской интелли-
тенции историю большевистской партии.

На моих лекциях для актива москов-
ского комсомола были заданы вопросы о
сущности падифизма, о враждебных вы-
ступлениях так называемой школы По-
кровского по вопросу о войнах, о реакци-
онных вождях ИП Интернационала и т. д.
Почти все поданные записки свидетель-
ствовали о глубоком интересе к излагае-
мому материалу, о настойчивом  стремле-
нии советской молодежи углубить свои
знания в области марксизма-ленинизма, о
желании нашего слушателя увязать вопро-

Особенное удовлетворение получил я от

поланных мне комсомольцами-

«Кратким курсом истории ВЕП(б)».
Огромное количество записок поступает

10h, что пропагандисты были «заняты» и

и о еущности эмпириокритиков, и о теории
относительности Эйниейна, и о философ-
ском и физическом понятии материи, и о
теории иероглифов Плеханова. Молодые
специалисты в области Физики и химии
TOPAT желанием использовать великие идеи
бессмертного ленинекого труда в своей не-
посредственной научной деятельности. Да и
не только молодые спениалисты! На лек-
пиях в Доме ученых ко мне поступают са-
мые разнообразные вопросы от старых на-
учных работников. которые полностью 060-

Вор почему, если пропатанлисту ¢006-
или неточные или даже неправильныю
сведения о слушателях, неизбежен разрыв
wexIy ACKTOPOM и аудиторией.

В моей лектоюкой практике были слу-
Чаи, ROTI меня приглашали прочесть лек-
цю для пропагандистов и партийно-ком-
COMOIBCKOPOD актива, а на деле оказыва-

{YOO состояла в своем огромном боль-
Шинство из люлой неискушенных еще в

вопросах теории. Изучение аудиторий, пол-
бная прелварительная информация лехк-
1003 0 запросах и потребностях ero с©лу-
атедей — одна из ответственных залач,
сящих перед соответлствующимя организа-
Tawa,

(тюль же важна другого рода информа-
я. дутитория должна заранее знать, кто
бют читать лекцию, на кого рассчитана
Kita a ot, д. Такая маленькая деталь,
Kk хорошо напечатанный пригласитель-
ный билет на лекцию, инотда даже с
Матким планом лекции, имеет большое
принципиальное значение.

о *

Изучая пропагамдистекую деятельность
змаиких тениев пролетариата Маркеа —
Энтельса-—Ленина—Оталина, мы. находим
У них поразительное уменье сочетать тлу-
ий теоретический анализ с ясностью,
популярностью и четкостью изложения,

Kar глубока и вместе с тем как необы-
чайно популярна, ясна и доступна’ самым
широким массам трудящихся лекция В. И.
вина о государстве, читанная BM B
(вердловском университете!

А с какой предельной четкостью изло-
&ны в лекциях товарища Сталина «06
иновах ленинизма» вое основные вопросы
иарксястско-ленинской теории! Каждое
(00 товариша Сталина насышено огром-
1Ыи теоротическим содержанием. В каждой
зищии обобщен грандиозный опыт между-
ролного рабочего лвижения, опыт строи-

тльства социализма в нашей стране, и

Ве с тем весь материал изложен ©
итинно сталинской ясностью, четкостью
и популярностью.

Вот почему мы, лекторы, пропагандисты
харкеистско-ленинской ‘теории, должны
yursea ‘у Маркса-—Энгельса—Ленина—
(талина их стилю работы. Вот почему мы
lox 060б0е внимание обращать на язык
наших лекпий.

Мне приходится часто слышать OT своих
‘чЧушателей такие замечания 06 отлель-
ных пропаганлистах: «Товариш Х. много
знает, но читает он так. что его трудно
Понять». Мне кажется, что первая’ часть
no характериетики противоречит второй

№ части. Тот, кто пействительно хорошо
` авт, веегла сможет понятно и вразуми-

TEIBRO перелать свой

знания аудитории,
10 сам чего-либо нелопонимает, тот есте-
енно «путает» и в процессе передачи
отх знаний пруРИМ.

Потребности советской аудитории неиз-
хериуе выросли, она требует от лектора

№ только глубокой содержательности, но

пившие записки? Само собой понятно, что
я лаю на них в конце лекции ответы.
нако. в порядке самокритики должен за-
явить, что мы, лекторы, специальным из-
учением этих записок не занимаемся. Не
делалот этого и соответствующие организа-
ции. А между тем в деле изучения запро-
сов аулитории, в деле борьбы за лальней-
шее повышение качества лекций, тшатель-
ный и систематический анализ всех вопро-
сов, поступающих на лекпиях как в пись-
менном, так и в устном виде, имеет огром-
ное принципиальное значение.

один серьезный пробел в деле общей орга-
низации лекционной работы. Несмотря на
прямые указания о публиковании лучших
образцов лекций и консультаций в нашей
печати, до сих пор сколько-нибудь зна-
чительных сдвигов в Этом направлении не
BHIHO.

знали все значение марксистского лиалек-!
тического метода, все значение марксистско-
го философского материализма.

Как же реагирую я обычно на посту-

Ox-

* *

se

Мне бы хотелось в заключение отметить

Почти не существует в наших органах
печати живого обмена опытом левционной
работы. Если о лекциях пипгут, то глав-
ным образом или в плоскости простой ин-
формации или с точки зрения организали-
онной. Вопросы методики лекций не об-
сужлаются. Почему бы не завести в неко-
торых органах печати спепиальные отделы
«Трибуны лектора»?

Ленинско-сталинская партия уделяет or-
ромное внимание пропагандистской работе.
Гениальный вожль нашей партии, нашего
народа, товариш Сталин, в своем историче-
ском локлале на ХУШ с’езле партии со всей
силой подчеркнул необходимость «расши-
рить пропаганлу илей марксизма-ленинизма,
полнять теоретический уровень и полити-
ческую закалку наших кадров».

Вот почему мы. лекторы. вправе потре-
бовать от печати’ особого внимания к на-
шему участку работы. На основе больше-
вистекой критики и самокритики, на осна-
ве борьбы за повышение качества левпи-
онной работы этот серьезнейтий участок
должен быть поднят и будет поднят на ту
принпипиальную высоту. которая соответ»
ствует величию современной эпохи. эпохи
завершения построевия сопиазлистического
общества и постепенного перехода к ком-

MEET: Проф. М. П. БАСКИН.

комсомол

А + ИИА, и. НЕ ООВ ах

БСКАЯ ПРАВДА

ВЫДАЮЩЕЕСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

ТВОРЧЕСКОГО _.

РКСИЗМА

К одиннадцатому изданию книги товарища Сталина «Вопросы ленинизма»

I

< Накануне Великой Октябрьской сощиз-
  листичеекой революции на заеедании VI
  исторического  с’езда партии човарищ
  Сталин сказал: «Существует марксизм
  хогматичеекий и марксизм творческий. Я
oe Ha почве последнего».

Вся практическая и теоретическая дея-
‘тельность товарища Сталина служит пре-
красным доказательством того, как ученик
Маркса — Энгельса — Ленина гениально
продолжает и развивает дальше учение
своих учителей.

Только что вышедшая в одиннадцатом
издании книга товарища Сталина «Вопро-
сы ленинизма» является знциклопедизй
творческого марксизма-ленинизма сталин-
CHO эпохи, теоретическим фундаментом и
путеведной звездой современного комму-
низма.

По своему воемирно-историческому зна-
чению книга товарища Сталина стоит в
одном ряду с такими произведениями, как
«Манифест коммунистической партии»,
«Капитал», «Анти-Дюринг», «Что делать? »,
«Материализм и эмнириокритицизм».

В оспову этого вылающегося произвеле-
ния положены лекции товарища Сталина,
читанные им в начале анреля 1924 гола
в Коммунистическом университете. имени

ние этих лекций состоит не только в TOM,
что в трудные для партии минуты, когла
умер Ленин, торарищ Сталин раскрыл
подлинную роль Денина в развитии мар-
ксизма, но и в том, что они открыли
сталинсную эпоху в развитии марксизма-
ленинизма.

Зашищая от троцкистов и бухаринцев
великое ‘теоретическое наслелство. Ленина,
товаринт Сталин со страстностью подлин-
ного революционера науки обосновал един-
ство марксизма-ленинизма.

В начале своей лекции «0б основах
ленинизма» товарищ Сталин указал:
«Ленин — марксист, и основой его’ миро-
воззрения является, конечно, марксизм. Но
из этого вовее не слелует, что изложение
ленинизма должно быть начато с изложения
основ марксизма. Изложить ленинизм —
это значит изложить то особенное и новое
в трулах Ленина, что внёс Ленин в общую
сокровищницу марксизма и что естественно
связано се его именежу, (Сталин, «Вопросы
ленинизиа», издание 11-е, стр. Т).

Товарищ Сталин показал то новое и
особенное, что внес Фенин в сокровящ-
ницу маркеизма. Находились «теоретики»,
которые старались прежетавить ленинизм
в одном случае лишь как проетое` приме-
нение марксизиа к русской лейетвитель-
ности, а в другом —лишь как. простое

` восстановление ‘метода Маркса.

Разоблачая подобные попытки, товарищ
Сталин говорил, что ленинизи есть интер-
национальное явление и ‘не просто восета-

Свердлова. Громалное, неоценимое значе-

а
e

навливает MAPKCH3M, a дальше развивает
его в новых условиях империализма и
классовой борьбы пролетариата. «Лени-
низм есть маркеизм эпохи империализма
и пролетарской революции. — Точнее:
ленинизм есть теория и тактика пролетар-
ской революции вообще, теория и тактика
диктатуры пролетариата в  особенноети».

Товариш Сталин характеризует ленинизм
как марксизм эпохи империализма и
пролетарских революций. Тем самым
он указывает на исторические корни
ленинизма и на голову разбивает тех крити-
ков Ченина, которые считали, что ленинизм
возник после империалистической войны.

как марнсизм эпохи империализма. Тем ca-
мым он указывает на историческую преем-
ственность, Ha единстве ленинизма с
маркеизмом и на голову разбивает тех кри-
тиков Фенина, которые считали ленинизм.
простым восстановлением марксизма на
русской почве. ,

Товарищ Сталин характеризует ленинизм
кзк явление международное. Тем самым он
на голову разбивает тех критиков Ленииз,
которые считали ленинизми чисто русским
явлением, a Ленина -—— русским ‹крестьян-
еким философом».

Теоретическая работа товарища Сталина
«06 основах ленинизма» имела, как указы-
вает «Краткий курс истории ВКП(б)»,
серьезное значение для партии в «деле
изейного разгрома троцкизма и защиты
ленинизма... Она вооружила тогда и во-
оружает теперь болыпевиков во веем мире
острым оружием  маркеистеко-ленинской
теории».

В. И. Ленин в своей статье «Иеториче-
ские сульбы учения Карла Маркса», разде-
лив всемирную историю на три эпохи (© мо-
мента опубликования «Манифеста комму-
нистической партии»), писал: «После по-
явления марксизма каждая из трех вели-
ких эпох веемирной истории приносила ему
новые подтверждения и новые триумфы. Но
еше больший триумф принесет марксизму,
как учению пролетариата, грядущая исто-
рическая эпоха».

Гениальное научное пророчество Ленина
сбылось! Победа социализма в нашей стране
есть величайший триумф  маркоизма-
ленинизма, а теоретическим отражением
этого практического. движения общества к
коммунизму является книг» товарища
Сталина «Вопросы ленинизма».

Товарищ Оталин развил учение марксиз-
ма-ленинизма во всех его ‘частях: филосо-
фии, политической экономии и в области
научного социализма. Он поднял марксизм
ленинизм на новую, высшую ступень, и имя
товапища Сталина по праву стоит в ряду
имен великих корифеев  марксистско-
ленинсной науки, в ряду имен гениальных
вождей коммунизма — Маркса, Энгельса,
Ленина.

Il.

Работа «0.диалектическом и историче-

ском материализме», написанная товарищем
Сталиным в сентябре 1938 гола для

«Краткого курса истории ВВИ(б)> и вклю-.

ченная в новое XI издание «Вопросов
денинизма», по своей сжатости и полноте,
по глубине и ясности, стройности и логич-
нести изложения является непревзойлен-
ным творением научной мысли. В ней

изложены основы диалектического и исто-

рического материализма, сложнейшие во-
просы филоеофии марксизма. В ней пока-

зана внутренняя и неразрывная связь ре-

волюционной теории и революционной
практики, философии марксизма и поли-
тики большевистской партии. Товариш
Сталин показал с исчерпывающей полно-
той, что диалектический и исторический
материализм составляет теоретические ос-
новы маркеистско-ленинской партии, тео-
ретический фундамент коммунизма. Из
всего этого следует, что изучение диалек-
тического и исторического материализма
нушно начать с этой новой главы «Вопро-
сов ленинизма». т

Товариш Сталин начинает с определе-
ния философии марксизма как мировоззре-
ния коммунистической партии,

Диалектический материализм как науч-
ное мировоззрение возник на основе критиче-
ского обобщения данных всего предшеству-
ющего развития теоретической мысли. Вен-
пом же всей домарксовой’ философекой
мысли были диалектика Гегеля и матери-
алистическая философия Фейербаха.
товариш Сталин с исключительной ясно-
стью и точностью опрелеляет действитель-
ную связь и принципиальное различие

фией Гегеля и Фейербаха.

диалектики». Но в противовес многочислен-
ным попычкам отождествить два вида хи-
алектики -—— идеалистическую и материали-
стическую-—товариш Сталин подчеркивает,
что диалектика Maprea и Энгельса
He «тожлествениа диалектике Гегеля», а В
основе своей прямо противоположна ей.

В то же время диалектика Гегеля не бы-
ла сплошь реакционной, как это. пытались
изобразить  механисты, отрицая  преем-
ственную связь в развитии передовых

идейных течений. Товариш Сталин отме-

чают, что Марке и Энгельс взяли из диа-
лектики Гегеля лишь ee «рациональное
зерно», отбросив идеалиетическую шелуху.
Они развили лиалектику лалыие, придали
ей современный научный вид.

лизма в Германии и тосполетва философия
Гегеля нал умами Европы в конце ХУШ
и в начале ХГХ столетия разбил идеализм
и восстановил материализм в его пра-
вах. — Материалистическое ‘утверждение
Фейербаха о том, что бытие опрелеляет с0-
знание, — «основное зерно» в его ‘фило-
софии.

Далее товариш Сталин показывает исто-
рическое происхождение самого слова «диа-
лектика».

борьбе с метафизикой, ибо «в своей осно-
ве, — пишет товариш Сталин, — лиалек-
тика прямо противоположна метафизике».

И.

Фейврбах после лолгого госполетва илеа-

Диалектика возникла и развивалась В

Учение о взаимной связи и обусловлен-
ности всех явлений природы и общества
составляет первую основную ‘черту мар-
коистского диалектического метода. Эта
характерная черта диалектики требует
умения исторически подходить вк тем или
иным явлениям е учетом конкретных усло-
вий места и времени, Так, например, об’-
ективная возможность победы сопиалисти-
ческой революции в одной стране связана
‘с определенной исторической  обстанов-
кой — с эпохой империализма.

Раесмотрение природы и общества в ©0-
стоянии непрерывного изменения и движе-
ния, обновления и развития—вторая 9с-
HOBHAA черта диалектики.

Учение о развитии, как перехоле коли-
чественных изменений в коренные каче-
ственные изменения, обеспечивающие по-
ступательное лважение от простого к слож-
ному, от низшего к высшему, составляет
третью характерную черту диалектики.
Применительно к истории общества и Е
практической деятельности партии рабочего
класса эта черта тиалектики приводит к
признанию. необходимости и неизбежности
революции,

Наконец, четвертая и решающая основ-
ная черта хиалектики учит. что свойствен-
ные предметам и явлениям природы вну-
тренние противоречия есть источник вся-
кого развития. В применении к обществен-
ной жизни ученче о. развитии, как о борь-
бе противоположностей, летает  естествен-
ным и неизбежным классовую борьбу про-
летариата.

Марксистский философский материализм

между философией маркеизма и филосо-   характеризуется тремя основными чертами.

Во-первых, марксистский материализм

Гегель сформулировал «основные черты   исхолит из того, что мир по своей природе

материален, что взаимная связь и обуслов-
ленность различных видов материи соетав-
ляет закономерность развития самой мате-
рии. Эта черта философского материализма
опровергает утверждение илезлизма, в част-
ности об’ективного илеализма, что мир
есть воплощение «абсолютной wien», «со-
знания». что в основе всех явлений при-
роды лежит «мировой лух».

Во-вторых. маркеистекий философекий
материализм исхолит чз того, что материя,
природа, первична, а сознание етерично.
Материя ееть источник сознания, а созна-
ние есть отражение материи. Нет мышае-
ния без материи. Высоко организованная
материя — мозг есть орган мысли.

Эта черта материализма опровергает
илеализми, в частности суб’ентивный илеа-
лизм, утверждающий, что «реально суше-
ствует лишь наше сознание, что мате-
риальный мир. бытие, прирола суттествует
лишь в нашем сознании, в наших ошу-
шениях, представлениях, понятиях».

В-третьих, марксиетский философский
материализм учит. что мир и его законо-
мерности вполне познаваемы. Это положе-
ние направлено против идеалиетического
оспафивания возможности познания мира,
против агностицизма,

Таковы основные черты марксистского,
лиалектического метола ‘и марксиетекого
философского материализма, в единстве CO-
ставляющив стройную философию марксиз-
ма— диалектический материализм.

Далее товариш. Сталин дает глубокое из-
ложение основ исторического материализ-
ма. Исхоля из положения хиалектического
материализма, исторический материализм
утверждает, ‘что общественное бытие опре-
леляет общественное сознание. Товарищ
Сталин подчеркивает не только определяю-
щую роль общественного бытия, но и пре-
образующее значение переловых идей.
0бобщая опыт политической борьбы,
товариш Сталин показывает, что утопи-
сты, наролники, анархисты, эсеры не при-
знавали первенствующего значения ofme-
ственного бытия, и в этом-—одна из важ-
нейших причин их падения. А «экономи-
сты», меньшевики не признавали мобили-
зующей, организующей и преобразующей
роли передовых илей, и в этом-—длна из
причин их падения.

Товарищ Сталин с исчерпывающей пол-
нотой показал существо общественного
бытия, условий материальной жизни обше-
ства. В понятие «условия материальной
жизни общества» вхолят географическая

срела, рост народонаселения, та или иная’

плотность населения. Но ни один из этих
элементов, являясь, несомненно, постоян-
ным и необходимым условием тазвития
общества, не может служить главной и
определяющей причиной общественного
развития. Основным элементом условий ма-
териальной жизни общества и главной
силой развития общества, определяющей
характер общественного строя, является
«способ добывания: средств к жизни, необ-
ходимых для существования люлей, епособ
производства материальных благ — пищи.
одежды, обуви, жилища, топлива, орулий
производства и т. п., необходимых для
того чтобы общество могло жить и разви-
ваться».

Двумя сторонами единого стособа про-
изволетва являются производительные силы
и производственные отношения. Товарищ
Сталин, развивая дальше материалистиче-
ское понимание истории, с исторической

и логической последовательностью показал
три особенности производства.

Первая особенность произволства состоит
в том, что оно не застревает на долгий пе-
риол нз одной точке, а всегда находится
в состоянии изменения и развития и,
являясь базисом, определяет характер всего
общественного и политического уклала.

Вторая особенность произволетва состоит
B TOM, что его изменение и развитие начи-
наются с наиболее полвижного элемента —
е производительных сил, внутри же произ-
волительных сил — прежде всего с изме-
нения орулий произволства.

«Третья особенность произволетва с0-
стоит в том, что возникновение новых про-
извотительных сил и соответствующих им
произволственных отношений происходит
не отлельно от старого строя, не после ис-
чезновения старого етроя. & в недрах ста-
рого строя, происхолит не в результате
прелнамеренной сознательной леятельности
людей, з стихийно, бессознательно, незави-
симо от воли люлей».

Олнако товарищ Сталин полчеркивает,
чт0 развитие произволительных еил проте-
кзет стихийно, независимо от воли люхей
де известного периола. ло тех пор, пока
возникшие и развивающиеся  произволи-
тельные силы ‘успевают как следует со-
зреть.Й тогла только. сознательной леятель-
ностью новых революционных классов про-
исходит уничтожение отживших произвол-
ственных отношений и их носителей —
тоеполетвующих реакдионных классов.

Эта сталинская постановка разбивает
теорию стихийности, самотека, отрицавшую
активность масс, и показывает творческую
и еозидающую роль выдающихся историче-
ских личностей, партии, класса, нарола,
Mace.

Таковы в самых кратких чертах основы
дналектического исторического материализ-
ма, с гениальной и исчерпывающей глу-
биной изложенные товарищем Сталиным
в его работе «О лиалектичееком и истори-
`ческом материализме».

пт.

Товарищ Сталин развил экономическое
учение Маркса—Энгольса—Ленина, обога-
THI MOIUTIROHOMHIO B KY3KOM> смысле сло-
ва, и разработал основные проблемы поли-
тической экономии в широком смысле
слова, подняв тем самым экономическую
6орию  маркеизма-ленинизма на новую,
высшую ступень.

Конкретизируя ленинское учение х за-
воне неравномерности развития капитали-
стичесвих стран, товарищ Сталин обоено-
вал, развил и претворил в жизнь тезис
Ленина о возможности победы социализма
в одной, отлельно взятой стране.

Еще на XIV с’езле партии товарищ
“Сталин развернул программу построения
социализма в СССР и направил партию на
курс социалистической индустриализации
страны.

Следующим основным звеном в поли-
тике партии,
Сталин, был лозунг коллективизации сель-
ского хозяйства.

Разгром троцкистско-зиновъевских и пра-
вых реставраторов капитализма, последова-
тельное проведение политики ликвидации
кулачества как класса обеспечили насту-
пление гола великого перелома.

Развивая ленинскую теорию сониали-

стической революции, товарищ Сталин об-.

ратил 060б0е внимание на вопрос о внут-
ренних и внешних условиях победы co-
циализиа в одной стране и создал цель-
ное учение о нобеде коммунизма в СССР.

Владимир Ильич Ленин указывал на не-
обходимость постепенноге перехода or €o-
циализма к коммунизму. Но Ленин не
ставил и He мог ставить вопросе о побе-
де коммунизма в одной стране в условиях
враждебного капиталистического окруже-
ния. Точно так же Ленин, при всей сво-
ей гениальности и великой силе научного
предвидения, не ставил и не мог ставить
вепрое о конкретных этапах вызревания
коммунизма, о государстве при коммунизме
ио его функциях и формах.

Все эти новые вопросы, которые возник-
ли в процессе более чем двалцатилетнего
опыта строительства социализма в нашей
стране, получили исчерпывающее теоре-

тическое освещение в трудах товарища
  трулах

Зина.

Уже в 1935 голу мудрый сталинский
“взор обнаружил зерна коммунизма в ста-
хановском движении. Стахановское лви-
жение, — говорил товариш Сталин, — «пю1-
готовляет условия для перехола от социа-
лизма к комиунизму».

«Краткий курс истории ВКП(б)», поч-
ти целиком написанный товарищем
Сталиным, провозгласил наступление но-
вой полосы в развитии советского обще-
ства — периода завершения  строитель-
ства социализма и постепенного перехола
от социализма к коммунизму.

В своем историческом локлале на ХУШ
с’езде ВИП(б) товариш Сталин дал науч-
ную программу этого перехода, полчеркнув
огромную роль государства и новой интел-
литенции, а также значение выполнения
основной экономической задачи СССР и
коммунистического воспитания масс. Так
же. как Ленин, исходя из метода Маркса и
развивая марксизм. вооружил нашу партию
новой теорией социалистической револю-
ции, говоряшей о побеле социализма в од-
ной, отлельно взятой стране, так и Сталин,
исходя из учения Ленина и развивая его,
обогатил партию новым теоретическим
оружием.

Величие товарища Сталина, как гени-
ального продолжателя дела Ленина, со-
стоит в TOM, что он развил учение

Маркса и Ленина о сациализме и 0бо-,
сновал новый тезис о возможности победы

коммунизма в нашей стране,

Говоря о том, чтд внес товарищ Сталин
в СОЕровищНницу марксизма-ленинизма, из
множества других вопросов остановимся
ете на олном — © государстве сопиали-
етического, коммунвистического общества.

Общеизвестна формула Энгельса в «Ан-
ти-Дюринге», питированная товарищем
Сталиным на ХУП! с’езле партии. Энгельс
считал, что после свершения пролетарской
революции государство становится излиш-
ним лля общества и начинает отмирать.

Анализируя формулу Энтельса, товарим
Сталин указал, что в новых условиях эта

KOTOPIe выдвинул товарищ.

формула неприемлема. Такая постановка
вопроса ‘У классиков марксизма зависела
от их общей теории пролетарской револю-
ции, говорящей о невозможности побелы
социализма в одной етране и. необходимости
победы социализма одновременно во всех
капиталистических странах.

Товарии Сталин указал также, что
Тенин хотел во второй части своей знаме-
нитой книги «Госуларство и революция»
дать систематическое изложение теории со-
циалистического государства, но смерть по-
мешала ему выполнить это.

Но чего не успел сделать великий ^
Ленин, то сделал достойный продолжатель
его дела товарищ Сталйн,

Развивая учение Ленина ‘о диктатуре
пролетариата и формулируя три основные
стороны ев, товарищ Сталин еще в работе
«В вопросам ленинизма» писал: «Дикта-
тура пролетариата имеет свои периоды,
свой 060бые формы, разнообразные методы
работы. В период гражданской войны 960-
бенно бъет в глаза насильственная сторо-
н& диктатуры. Но из этого вовсе не сле-
дует, что в перяол гражданской войны не
происходит никакой строительной работы.
Без строительной работы вести граждан-
скую войну невозможно. В периол строи-
тельства социализма, наоборот, особейно
бъет в глаза мирная,  организаторекая,
культурная работа диктатуры, революци-
онная законность и т. л. Но из этого
опять-таки вовсе не слелует, что насиль-
ственная сторона диктатуры отпала или
может отпасть в периол строительства. 0р-
таны подавления, армия и другие органи-
зации, необходимы теперь, в момент строи-
тельства, так же, как в периол граждан-
Без наличия этих органов
невозможиа  сколько-нибуль обеспеченная
строительная работа диктатуры. Не слелу-
ет. забывать, что революция побелила поБ&
UDO всего лишь в одной стране. He слелу-
ет забывать, что, пока есть капитатиети-
ческое окружение, будет и опасность ин-
тервениии со всеми вытекающими из этой
опасности последствиями» — («Вопросы
ленинизма», изл. 11-е, стр. 118).

И лальше во веёх своих теоретических
товарий Сталин с мастерством
марксистского хизлектика показывает вею
ту гибность форм и метолов ликтатуры про-
летариата, которой столь богато наше го-
суларетво. Веля ожесточенную борьбу про-
тив врагов нарола, проповелывавитих «от-
мирание», «ненужноеть» госуларственной
власти, товарищ Сталин учит, что именно
через укрепление госуларственных органов
уы илем к обществу без государства и без
классов. в условиях замены катиталиети-
ческого окружения социалистическим.

В доклале на ХУШ с’езле партии товарищ
Сталин конкретизировал свою мыель о фа-
зах и периодах в развитии ликтату-
ры пролетариата, создал цельное диалек-
‘тическое учение о социалистическом госу-
дарстве. ;

Сохранитея ли у нас государетво и
в периол коммунизиа? Да, сохранится, —
отвечает товариш Сталин,—если останется
капиталистическое окружение. Нет, не ©0-
хранится, если капиталиетическое окруже-
ние булет заменено социалистическим.
` Величие товарища Сталина, кан вели-
кого продолжателя’ дела Ленина, состоит
в том, что, развив дальше учение Ленина
о диктатуре пролетариата, он создал но-
вую, стройную теорию социалистичесного
государства и указал на необходимость со-
хранения государства и при коммунизме,
пона останется капиталистическае окруже-
ние,

ской войны,

# *
*

Охинналиатое излание «Вопросов лени-
низма» отличается от десятого издания
тем, что в него вошли слелующие работы
товарища Сталина: речь в Времлевеком.
Дворче на выпуске акалемиков Красной.
Армии, речь на первом Веесоюзном сове-
шании стахановиев. локлал о проекте Вон-
ституции Союза ССР. о лиалектичееком и
историческом  материализме и отчетный
локлал на ХУШ с’езле партии о работе Ц

Ц. СТЕПАНЯН,
Ив, ДЖАПАРИДЗЕ,

BRIH(6).