БЕНИТЕС

ОБЗОР

СНЕГ Ех ИЕ Е

ПЕЧАТИ

Газета фронтовой области

(«Орловская правда»)

Перелистывая комплект

«Орловской  щих вражеские самолеты, пускающих под

правды», остро ощущаешь дыхание отече-  откос воинские эшелоны противника, под-
ственной войны, войны всенародной. Орлов-  рывающих на минах гитлеровские танки.
щина —в сфере ожесточенных битв — это  За 2 года войны партизаны и партизанки
накладывает особый отпечаток и на газету, Орловщины истребили свыше 81 тыс. не-

даже на ее внешность, подсказывающую! мецких офицеров м солдат,
читателю, что «Орловская правда» издает- плен 1.837 гитлеровских разбойников и pa-

ся в. необычных условчях, близких к фрон-
товой обстановке. x

Однако за скромной внешностью газеты
кроется богатое содержание. Газета разго-
BapHBaeT CO CBOHM читателем ‘взволнован-
ным языком, она умело ведет борьбу за
разрешение тех сложных задач, которые
стоят сейчас перед каждой газетой, а перед
газетой фронтовой области в особенности.
Любовь к родине, к Красной Армии, велу-
щей освободительную войну, лютая нена-
висть к врагу, непрерывное усиление помо-
ши фронту, восстановление хозяйства в
очищенных от фашистов районах—такова
основная тематика газеты.

Вот что рассказывает газета 0 событиях,
пронсшедших в селе Ушаково, Колпнянско-
го района, Орловской области:

«Полутемный подвал. На стенах зеле-
ная поросль мха, водянистые шапки гриб-
ков, В-этом подвале стояли чаны и бочки
с мочеными яблоками и солеными .oryp-
цами. Яблоки и огурцы немцы с’ели, а
рассол в бочках комендант Фридрих
Шиммер приказал оставить. В. подвал по-
ставили стол, и Шиммер об’явил жите-
лям, что здесь он будет «знакомиться
с непокорнымя русскими».

ерез` некоторое время состоялось пер-
вое «знакомство» немецкого ставленника

с председателем колхоза «Новая жизнь»

Иваном Тимофеевичем Самойловым и его

сыном Владимиром. Они не успели

скрыться и попали в лапы гитлеровцев.

Свистели плетки, и тело истязуемых по-

крывалось темными багровыми рубцами.

На 45-м ударе кожа на спине Влалимира

лопнула, и тонкие струйки крови брызну-

лн в разные стороны...

Самойлова и его сына втолкнули в чан
< рассолом. Наверх положили дощатый
круг с проемами для голов... Утром ко-
мендант приказал вытащить несчастных.
Холодная вода привела их в с‹ознание.
Соленый раствор раз’ел раны, и кожа. на
теле висела клочьями.

Насытившись мучениями своях жертв,
Шиммер распорядился отнести их в овраг
и там расстрелять».

Длинен и страшен список злодеяний гит-
леровских душегубов, регулярно публикуе-
мый «Орловской правлой». «Прочти, запом-
ни, отомсти!»— заметки в газете под та-
ким лаконичным, но выразительным заго-
ловком постоянно напоминают трудящимся
области, что на Орловщине так же, как и
в ряде других областей и республик, еще
свирепствует проклятый враг, что его нало
изгнать и уничтожить.

«Орловская правда» агитирует  целе-
устремленно, конкретно и, что не всегда
удается многим газетам, эмоционально.

Газета часто печатает обращения кол-
хозников к их родным, находящимся на
фронте, и ответные письма из Красной  Ар-
мии. Переписка эта еще больше сближает
тыл с фронтом, укрепляет связи труже-
Биков тыла с героическими воинами.

«Житель фронтовой области, будь бдите-
лен!» — так озаглавлена одна из передовых
газеты, неустанно призывающей  трудящих-
ся Орловщины к революционной бдительно-
сти. Е

Почти каждодневно появляющийся в га-
зете раздел «Партизанская жизнь» зна-
комит читателей с боевой, неутомимой ра-
ботой орловских партизан, не дающих фа-
шистам покоя ни днем, ни ночью. Мы узна-

ем о дерзких операциях партизан, сбиваю-   «Орловская правда».

Воероссийское совещание
шФ народному образонаниею

Вчера в Москве закончилось всероссий-
ское совещание по народному образованию,
которое подвело итоги работы школ в усло-
виях отечественной войны и наметило за-
дачи, стоящие перед. учительством и, все-
ми работниками просвещения накануне
нового учебного года. В совещании приня-
ли участие народные комиссары проеве-
щения автономных республик, руководи-
тели краевых и областных отделов народ-
ного образования, директора школ, учите-
ля. :

С докладом выступил народный комис-
сар просвещения РСФСР тов. В. П. Потем-
КИН.

— Советская школа, наше учительст-
во, тысячи работников культурного фронта
справляются со своими задачами, несмот-
ря на трудности военного времени, —
говорит тов. Потемкин.— За годы войны
школьная сеть не только не уменьшилась,
нэ расширилась на 1.400 ткол.

Вторую часть своего доклада т. Потем-
кин посвятил задачам, стоящим перед все-
ми работниками народного образования в
новом учебном году. От слаженной работы,
товорит он, зависит успешное завершение
строительства и ремонта школ. на которые
правительство ассигновало 140 миллионов
рублей.

Отличительной особенностью яового учеб-
ного года является введение ` раздельного
обучения мальчиков и девочек в неполной
срелней и срелней школе-—с 1-го по 10-й
класс. Раздельное обучение, отмечает
народный комиссар, устранит затрудне-
ния, которые испытывали учителя в по-
становке  учебно-воспитательной работы,
откроет новые перспективы длл укрепле-
ния сознательной дисциилины в школе и
успешной подготовки школьников и школь-
ниц в практической деятельности с уче-
том особенностей их физического развития.

Единодушное одобрение участников со-
вещания вызвало сообщение т. Потемкина
06 утверждении правил повеления уча-
щихся, сформулированных в 20 пуяктах
учепического билета, который будет вру-
чен каждому ученику тородской школы,
начиная с 5-го класса.

Выступиеший © содоклалом заместитель
народного комиссара просвещения PCOCP
Котляров сообщил, что в этом году
в школы РСФСР будет ваправаено свыше
22.000 педагогов. `0с0б0е внимание уде-
учительскими
кадрами школ районов, освобождённых от
немецких оккупантов. Туда направляется
к новому учебному году около 10.000 пе-

тов.

ляется укомплектованию

дагогев.

По докладу тов. Потемкина и сотокладу

тов. Котлярова ‘развернулиеь прения.

‘новых цеха,

захватили в

нили 6.304. За это же время народные
мстители области пустили под “откос 504
воинских эшелона, разрушили 58 железно-
дорожных ис шоссейных мостов, разбили
663 вагона с живой силой, 820 вагонов
с боеприпасами и 209 — с воинскими .груза-
ми врага. Уничтожили платформ: с танка-
ми—142, с пушками—102, с автомаши-
нами—545.  ^
К нам на славный брянский лес
Не однажды немец лез,
Спотыкался о порог —
Одолеть его не мог.

Эта популярная частушка, плод народно-
го творчества, убедительно показывает, как
трудящиеся высоко расценивают героические
действия партизан; И «Орловская правда»
правильно поступает, уделяя серьезное вни-
мание партизанскому движению. . Читатель
постоянно в курсе боевых операций Крас-
ной Армии и партизанских отрядов, их ак-
тивных помощников; он видит, какие .уси-
лия напрягают доблестные защитники на-
шей родины, чтобы очистить советскую
землю, в том числе и Орловщину, от фа-
шистской погани; он еще самоотверженнее
принимается за работу, чтобы’ приблизить
день победы над. врагом. Отсюда и перевы-
полнение многими‘ стахановцами производ-
ственных норм, и стахановские темпы пере-
довых колхозников на уборке урожая, и ве-
личайшая готовность советских патриотов
участвовать во всех начинаниях, связанных
с усилением помощи фронту. Хорошо, про-
сто и коротко сказала. об этом на собрании
членов сельхозартели имени Ворошилова
одного из районов Орловщины колхозница
Мария Ханина:

«Мы любим свою родную Красную Ар-
мию. Это она вызволила нас из-под про-
клятого немца. Это она сейчас освобож-
дает нашу область от фашистских бан-
дитов... Вношу в фонд здоровья защит-
ников родины 50 литров молока, 6 пудов
картофеля, 30 яиц и 2 кур».

Красная Армия уже освободила сотни
населённых пунктов Орловщины, И сразу
же после изгнания немцев там начинается
огромная восстановительная работа. Вот что
проделано по одному лишь Дросковскому
району. Здесь, рассказывает председатель
райисполкома т. Попков,

«сожжено и разрушено 2.259 разных

строений. Мы спланировали  восстано-

вить в ближайшие 2 месяца 1.503 строе-
ния, постепенно будем восстанавливать

и остальные. Сейчас уже восстановлено

459 жилых помещений».

«Орловская правда» печатает самую раз-
нообразную информацию о жизни своей
области. Разве не интересно  читате-
лю знать, что, скажем, в недавно освобо-
ждённом от немецкой оккупации селе Ху-
тор-Лимово построена новая баня с холод-
ным и горячим душем, или о том, что тру-
дящиеся 88 колхозов Задонского района,
поддержав почин острецовских колхозни-
ков, выделили 430 бычков-производителей,
телочек и 1.030 озцематок, или о том, что
Краснинский райпишекомбинат открыл два

Советские воины взяли Орел. Предстоит
воскресить этот старинный русский город,
испоганенный и’ разрушенный гитлеровски-
ми вандалами. Вместе с другими област-
ными организациями в Орел вернется и

образования тов. Орлов ‹ообщил, что 98
продентов московских школьников вытер-

жали весенние испытания: тричем боль-

WHECTBO из них имеет отличные и хоро-
шие отметки.

QO самоотверженном труде учительства
Ленинграда, активно участвующего в 050-
POHE родного города и сумевшего в труд-
пейших условиях наладить занятия в шко-
лах, говорил в своем выступлении заве-
лующий Ленинградским городским отделом
народного образования ‘тов. Никитин.

— В дни, когда гитлеровекие полчища
рвалиеь к Сталинграду,— сказал заведую-
щий Сталинтрадеким облоно тов. Агрин-
ский, — тысячи учителей и около 7.000
Школьников старших классов вышли Ha
строительство оборонительных рубежей и
сооружений. Многие учителя доблестно за-
щищали Сталинград. хражаясь в. рядах
Врасной Армии. Они паграждены орденами
и медалями Союза ССР. Широко известно
имя учителя математики 93 ередней шко-
лы Сталинграла Героя Советского Союза.
В. Миловатского. 4

Сейчас в Сталинградекой области в0с-
становлена работа 2.015 школ. Дети учат-
сл лучше, значительно серьезней относят-
CH BY CBORM ШКОЛЬНЫМ занятиям. чем это
было в предылущем году. 56 школ и 584
класса закончили нынешний учебный гот
со стопроцентной успеваемостью. — ;

В прениях выступили также замести-
тель Председателя Совнаркома РСФСР
т. Перов, секретарь ПК ВЛКСМ т. Рома-
нов, т.т. Буданова (MR BARCM), Moana
(Морловекая ACCP), Лукин (Мособлоно),
Анисимова . (Алтайский край). Tamroza
(Враснодарский край), Максименко (Кур-
ская область) и другие, ie

В заключение совещания выступил
Председатель Совета Народных Комиссаров
РСФСР тов. А. Н, Восыгин. Среди залач,
стоящих перех работниками народного обра-
зования в новом учебном голу, тов. Косы-
гин 06060 выделил важность осуществаения

всеобщего обучения, полного укомплекто-
вания школ квалифицированными учитель-.

CKEMH кадрами.

Совещание приняло резолюцию, в‘ ко\-
рой намечает рях практических мероприя-
  тий по дальнейшему улучшению работы

советской школьь,
«Веероесийское

образования советской

страны

знанием своего долга перед Родиной, с ка

кимн защищают её свободу, независимость
Выступивший в прениях заведующий! и честь славные бойцы героической Крас-

Московским вородеким отделом народного! ной Армии». (ТАСС).
АДРЕС РЕЛАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40, Ленинградекое тоссе, улица «И авды»,

Д 3-36-82; Иностранного — Д 3-32-85; Писем — Д 3-15-69; Местной сети—Д

Б 1932.

15,47;

ПРАВДА

ЕЕ ИЕ =
И ЕВЕ ИЕ ИЕ С

Шведские газеты
о нарушении Германией
нейтралитета Швеции

зи с опубликованием первых
расследования причин гибели

газет в передовицах вновь @тавит вопроё о
лась в’шведских территориальных

Гетеборгский порт).

Газета «Социал-демократен» пишет,
как показал первый осмотр подводной лод-
ки, она подорвалась на‚одной из немецких
мин, которые, вопреки международному
праву, быля скрытно поставлены во швед-
ских водах. В германском ответе на швед-
ский протест” указывалось, что мины были
первоначально поставлены на якорях якобы
вне шведской трехмильной зоны, но были
завесены затем ветром и течением в шзед-
ские воды. Однако специалисты доказали,
что ветер и течение в тот период не могли
занести мины в шведские воды. 33 шведа,
погибших вместе с подводной
«Ульвен», пишет газета, должны быть при-
учислены к тем многим, кто стал жертвой
нарушения Германией нейтралитета Шве-
ции. .

По мнению газеты «Дагенс нюхетер», яс-
но доказано, что подводная лодка «Уль-
вен» погибла от взрыва мины. Шведский
народ констатирует, что обвинения, пред”-
явленные немцам за их действня, остают-
ся попрежнему в силе. :

Как заявляет газета «Афтонтиднинген»,
осуществляемое немцами минирование вод
свидетельствует о том, что Германия ‘пре-
небрегает правами нейтральных стран. Об-
винение, пред’явленное шведами ` немцам,
остается справедливым. Речь, пишет газе-
та, идет не об одной мине, ибо тральщики
шведского флота выловили много немецких

МИН,
—о-

Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, по сведениям из
Норвегии, полученным норвежским теле:
графным агентством, в результате дневного
налёта американских бомбардировщиков на
Герей 24 июля полностью уничтожен но-

гими тысячами рабочих в течение двух лет
и находившийся накануне пуска. После
получасового налёта завод, пуску которо-
го оккупанты придавали большое значение,
был превращён в груду развалин.

две зенитных батареи. 5

ЛОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Англий:
ское министерство авиации сообщает, что
в ночь на 5 августа самолёты морской’
авиации, действовавшие в сопровождении
истребителей, атаковали отряд торпедных
катеров противника н проливе Па-де-Кале.
Три-катера потоплены, четвёртый серьёзно
повреждён.

—o—

ПРИБЫТИЕ КАНАДСКИХ ВОЙСК `
В АНГЛИЮ

правлены из Канады в Англию впервые.
о А р

КВИСЛИНГОВЦЫ ДЕЗЕРТИРУЮТ
ИЗ СВОЕЙ БАНДЫ

тью шведской газеты «Дагенс нюхетер», в

что, ЯВИТЬСЯ в течение ‘трех дней в

лодкой   ©

ЛОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Норвеж- срганизации «Лига французских
ское информационное бюро передаёт ста-   РОВ?-

ети

ПОЛОЖЕНИЕ В ИТАЛИИ

Антигерманские надпыси на стенах

домов.— В городах распространяются

нелегальные листовки. — Забастовки на предприятиях,

ЖЕНЕВА, 5 августа. (ТАСС). Миланский
корреспондент швейцарской газеты «Дн
тат» сообщает, что положение в Италии

СТОКГОЛЬМ, 5 августа. (ТАСС). В свя-   становится с каждым днем все более на-

результатов   пряжённым. На стенах домов в Милане
шведской   появились следующие надписи: «Вон нем-

подводной лодки «Ульвен» ряд шведских  цев из Италии», «Мы хотим мира!»

По сведениям, полученным из Берна, в

нарушении Германией шведского нейтрали- Северной’ Италии, в частности в Турине и
тета. (Подводная лодка «Ульвен» подорва- в Милане, власти производят
водах  аресты. В Турне и в других итальянских
на немецкой мине в середине апреля этого   городах опубликован приказ,
года. Лодка была поднята и доставлена в   всем политическим заключенным, освобож-

массовые

в котором
дённым из тюрем населением, предлагается
т распоряже-
ние властей. Г

НЬЮ-ЙОРК, 5 августа. (ТАСС). Беря-
ский корреспондент агентства Юнайтед
Пресс пишет, что, по сведениям, получен-
ным из Италии, оппозиция против `Бадольо
распространяется по всей стране. Власти

подтвердили приказ о запрещении
населению Милана’ и других промышлен-
ных центроз выходить на ` улицу после
определенного часа. В итальянских горо-
дах распространяются нелегальные листов-
ки. в которых 5 политических партий об-
виняют Бадольо в том, что сои в угоду нем-
цам не желает прекратить войну.

ЛОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Koppec-
пондент агентства Рейтер передаёт из ЦЮ-
риха, что, по полученным там сведениям,
на крупных заводах Милана была проведе-
на прлучасовая забастовка. В течение полу-
часа рабочие с исключительным единством
демонстрировали в пользу прекращения
войны, бросив работу и сидя на предприя-
тиях со скрещенными на груди руками. Та-
кие. же забастовки «скрещенных рук» со-
стоялись на всех больших заводах во всей
стране.

BHOBb

‚ Военные действия на острове Сицилия

ЛОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Штаб со-
юзников в Северной Африке официально
ообщает о том, что войска союзников за-
няли Катанию.

юзных войск в Северной Африке сообщает,
что Катания занята частями’ 8-Й англий-
ской армии. в 87$ часов утра. Английские
войска подошли к городу после форсиро-
вания реки Диттаино.

Агентство Рейтер передаёт сообщение
алжирского радно о том, что английские
я канадские войска продолжают продви-
гаться. Военно-морской флот союзников
подвергает непрерывному обстрелу шоссе и.
железную дорогу, соединяющие два порта,
ещё находящиеся в руках противника.

юзных сил в Северной Африке сообщает,
что войска союзников заняли город Патер-
но, расположенный примерно в 15 километ-
рах от Катании на южном склоне горы Эт-
ны и на дороге, соединяющей Катанию с
Адрано.

ОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Как пере-
даёт специальный корреспондент агентства
Рейтер из штаба союзников в Северной Аф-
рнке, противник после оставления Катании
занимает малонадежные позиции на южных,
склонах горы Этны и вынужден отступать
по прибрежной дороге к Таормине и Мес-
сине. Авангарды 8-й армии находятся. в со-
прикосновении с отступающим противником.
В то же время в северном секторе амерн-
канцы‘ продвигаются вдоль северной до-
роги. 4 cho

Налёты авиации союзников на Неаполь и Meccnuy

ЛОНДОН, 5 августа. (ТАСС). По сооб-
щению. штаба союзных войск в Северной
Африке, в течение всего дня 4 августа
лёгкие и средние бомбардировщики под-
вергали бомбардировкам склады и коммуни-
кации противника на Сицилии. Истребители-
бомбардировщики совершали налёты на мо-
торизованный транспорт противника и унй-
чтожили много машин.

‚ В ночь на 4 августа ночные бомбардиров-

вый ‘алюминиевый завод, строившийся мно- ЩИКИ союзников атаковали железнодорож-

¥

ные коммуникации Марина-ди-Катандзаро
и Марина-Паоло (Южная Италия). Днём
4 августа эти же об’екты были атакованы
средними  бомбардировщиками. Тяжёлые
бомбардировщики совершили налёт на доки
и базы подводных лодок в Неаполе. Сбро-
шено большое количество бомб.

В ночь на 5 августа бомбардировщики со-
юзников атаковали Мессину и железноло-
рожные ‘коммуникации в Баттипалья. Три
самолёта союзников не вернулись на базу.

Письмо абиссинского негуса в р

ЛОНДОН, 5 августа. (ТАСС). Газета
«Ньюс кроникл» вчера напечатала получен.

В результате налёта уничтожено также, ное ею письмо негуса Абиссинии Хайле

Селассие. «У нас, абиссинцев, — говорится
в письме, — сильнее всех наций, постра-
давших от результатов проявленного Мус-
солини презрения к требованиям справед-
ливости н человечности, есть особые осно-
вания радоваться тому, что он © позором
сошёл сэ сцены и что с ним должен ис-

едакцию газеты «Ньюс кроникл»

чезнуть фашизм во всех видах. Муссолини
  заменен Бадольо. Бадольо — это человек,
‚ который привёл в исполнение приказ Мус-
CCIMH4 о применении иприта против моего
народа. Заявиз, что война продолжается,
Бадольо проводит политику своего хозяи-
на. Избавление от Муссолини без одновре-
менного избавления от фашистских тенден-
р принесёт мало пользы свободолюбивым
народам».

Крепнег сопротивление французского народа
‘фашистским поработителям

ЖЕНЕВА, 5 августа. (ТАСС). Хроника

ОТТАВА, 5 августа. (ТАСС). По сооб-  «Происшествий», публикуемая в выходя-
щению канадского радио, в составе круп- Ших под контролем гитлеровцев француз-
ного контингента канадских войск, прибыв-   СКих газетах, рисует усиливающееся сопро-
ших в Англию, находятся две части тяжё-   тивление французского
лых самоходных пушек. Такие части от-   Фашистским

народа немецко-
оккупантам. Газета «Мо
д’ордр» сообщает, что в Аржантане было
совершено покушение на одного из’ глава-
рей банды Дорио доктора Цепфеля. Цеп-
фель умер от`ран, Газета «Эффор» сооб-
щает, что близ Лиона было совершено по-
кушение на одного из членов петэновской
волонтё-

По полученным здесь сведениям, фрак-

варительно оружие. В Тарбе из 400 чело-
век, подлежащих явке для отправки  в
Германию, на сборный пункт удалось со-
брать только 33 человека. В Марселе при
отправке поезда с 1.000 насильственно мо-
билизованных французов 700 бежало. Из
оставшихся 300 человек несколько десят-
ков исчезло в пути. Е р
Сообщают ©’ том, что в ряде франпузских
городов состоялись крупные женские ан-
тигитлеровские демонстрации и митинги,

` УБИЙСТВО ГЛАВАРЯ
ДОРИОТИСТСКОЙ ШАЙКИ
ВО ФРАНЦИИ -

которой ‘говорится об усиливающемся раз-   ЦУзская молодёжь продолжает оказывать   ЛОНДОН, 5 августа, (ТАСС). Как пере-
ложении в рядах норвежских квислингов-   УПорное сопротивление попыткам Е агентство Рейтер, парижское радио
цев. Из квислинговских организаций уходат   ВИШи насильственно мобилизовать француз- сообщило, что в городе Бонкур в департа-
не только рядовые члены, но и видные   СКИХ юношей и девушек для работы в Гер- менте Ду (у швейцарской границы) тремя
главари. Так, недавно покинули свой пост   мании. В Эжеле` 180 ‘юношей, подлежащих   лицами Убит секретарь фашистской дорио-
начальник квислинговской полиции Мей-   мобилизации, ушли в горы, раздобыв пред-! тистской «партии» Жан Монкюря.

‘стад и квислинговский председатель го: ЕН

родского совета города Тонсберг. Бьерка. НН :

В Телемарке число членов квислинговской Ззерский террер гитлеровцев в Латвии, Литве и Эстонии
организации сократилось с февраля в 13  СТОКГОЛЬМ, 5 ‘августа. (ТАСС). Швед-  литература под предлогом «нехватки бума-
раз. \ ская газета «Вестгета демократен» помести-  ги». Производятся массовые расстрелы ев-

Дезертирство из квиелинговских орЁани- Ла статью очевидцев, побывавших в Лат- реев в Латвии, что вызывает негодование

совещание, — товоритея
в резолюции, — призывает веё учительство
и всех руководителей отделов народного
начать
1943—44 учебный год в полной мобили-
зационной готовности и провести ero с
тем же воодушевлением и © тем же со-

дезертировалин
сколько

в Швецню офицер и не-
рядовых так называемого «нор-

указывает, что «главной
дезертирства ‘является приближение
‚ расплаты». С. :

Газета пишет, что, несмотря на всё воз-
растающие материальные трудности и ли-
  шения, какие приходится переносить нор-
 вежцам, несмотря на жестокий террор, бое-
вой дух норвежского народа

каждым днём. «К вечной славе норвеж-

заций выражается не только в массовых  ВИИ, Литве
выходах из них, Многие квислинговцы бе.
гут из Норвегие в Швецию. В частности,

силами союзников

и Эстонии, о царящем
зверском терроре гитлеровских оккупантов.
Расстреляны десятки тысяч латышей.
тюрьмах и концентрационных лагерях на-
ходится в настоящее время примерно 10 ты-
сяч мужчин и женщин; около 50 тысяч ла-

вежского легиона» и группа членов квис- тышских рабочих. крестьян и служащих на-
линговской организации молодёжи. Газета   сильственно
причиной такого принудительные

дня   Власти запретили латышам ездить по =
Запрещена латышская

отправлены в Германию на
работы. Оккупационные

лезным дорогам,

там:

В.

всего населения.

Такое же положение, говорится в статье,
создалось в Эстонии и в Литве. Гитлеров-
цы насильственно сгоняют литовских кре-
стьян с их дворов, давая своим жертвам на
сборы не более двух часов. Имущество и
земля литовских крестьян передаётся не-
мецким поселенцам. Университет в столице
Литвы Каунасе закрыт. Множество литов-
цев скрывается от гитлеровских преследо-
ваний в лесах,

®

Война на Тихом океане

ЛОНДОН, 5

августа.

ского народа,—пишет газета, послужит tay eae океана сообщает, что войска союз-

твердость, с которой он в тяжелые годы
продолжал свое сопротивление и не давал
заманить ‘себя на корабль, с которого квис-
линговские крысы начинают теперь бе-
жать».
оч
Антиправительственная
деятельность

румынских студентов

СТАМБУЛ, 5 августа. (ТАСС).
тельство Антонеску издало за
время большое число распоряжений и де-
Кретов, направленных к тому, чтобы пола-

Прави-

“  BUTb антиправительственную деятельность в

‚стране. 15 ‘июля ‘официальный вестник
‚«Мониторул офичнал» опубликозал новый
  правительственный декрет, ° касающийся на
сей раз жнедостойного ‘поведения румын-
ских студентов за границей, В декрете. го-
 ворится, что многие студенты «развертыва-
ют за границей деятельность, наносящую
ущерб румынским национальным интересам
и подрывающую престиж страны». Прави-
тельство категорически предупредило сту-
дентов, замеченных в антиправительственной
деятельности, что они будут «немедленно
отзываться в Румынию, лишаться права’ на
дальнейшее обучение ни подвергаться самым
суровым наказаниям». Министерству просве-
щения и министерству иностранных дел,
предложено установить «строжайший кон-
троль» за поведением студентов За грани-
цей,

Комментируя этот декрет, газета «Уни-
версул» пишет: «Мы не должны забывать о

предлогом продолжения образования, при-
крываясь румынским подданством, наши
студенты становились за границей орудием
в руках врагов» и создавали там ‘антипра-
вительственные организации,

д, 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ; Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жизни —Д 1-52-48;_
искусства =д 3-38-73; Военного — Д 3-36-82; Секретариат — Д 3-15-64: Отдел 06’явленияй —Д

Литературы,

Типография газеты «Прав

последнее

том, что имелось немало случаев, когда под!

ников, наступающие вдоль побережья, .
продвинулись вперёд в районе аэродрома’:

Мунда (остров Новая Георгия), Авиация

союзников произвела налёт на японские

D (ТАСС). Штаб:
крепнет с об единённого командования вооружёнными! Попоранг, Коломбангара
B юго-западной части  моновы острова).

японские позиции на островах Шортленл,

н Рендова ‘(Соло-

На Новой Гвинее авиация
произвела налёт” на
баржи.

союзников
японские . позацин ‘и

Бомбардировке подверглись также янон-
ские базы Гасмата и мыс Глоустер
(Новая Британия). ;

—_—_—_—— OO 1

позиции в этом районе,
Авиация союзников атаковала также
НОВЫЕ

Б. ШАТРОВ. «Правители

Италии. (Портреты)». Госполитиздат. 1943,
стр. 64, цена 1 рубль.
крушения клики Муссолини, книжка” эта
могла бы уже называться «Бывшие правя-

теме, ни по `матерналу ‘она нё устарела — в

‚политических биографиях Муссолини, ‘его! сил Франции и превращения Сев
  зятя Чиано н другого приближенного «ду- канского побережья в трамплин

Че», проходимца Фариначчи дана картина
  омерзительного растления и кровавых пре-
ступлений фашистского режима, Книжка
показывает неизбежность краха ихальянско-
го фашизма и даёт интересный материал
пропагандистам и агитаторам для бесед о
последних событиях в Италин.

В. ВАСИЛЬЕВА. «Французская Северная’

Африка». Госполитиздат. 1943, стр, 44, це-
на 1 рубль. Помимо общих географических,
историко-экономических и политических

Вышедшая в дни, ке, приведших

тели фашистской Италии», Однако ни по! бождение Северной

КНИГИ

фашистской   сведений, брошюра даёт описание военных

действий во Французской Северной Афрн-

‚приве к разгрому немецко-итальян-
ских войск на Африканском континёнте,
Брошюра показывает, как в борьбе за осво-
Африки создавались
условия для об’единения антигитлеровских
еро-Афри-

я для втор-
ження союзных войск в

С. МЕЛЬМАН. «Индия». Госполитиэдат
1943, стр. 147, цена 2 руб. 50 коп. Книга
подготовлена Институтом мирового хозяй-
ства и мировой политики ‘Академии наук
СССР. В ряде очерков читатель знакомится
с географией, историей, экономикой и стра-
тегическими ресурсами Индйи, её населе-
нием, государственным строем и внутрипо-
литическим положением. Особо разбирается
в, книге роль Индии в нынешней войне.

Европу.

‚СО ВСЕХ КОНЦОВ СССР.

ТАШКЕНТ. На строительстве Фархад-
ской гидроэлектростанции ‘началась заклад-
ка фундамента головных сооружений.

ГОРЬКИЙ. Сормовско-Кагановичский
торг нервым в городе закончил ремонт сво-
HX озощехранилищ. Заново оборудованы
два. овощесущильных пункта. Собственная
бондарная мастерская» отремонтировала 60-
лее тысячи бочек.

ДЖАЛАЛ-АБАД. В местном педагогиче-
ском училище состоялся выпуск студентов.

да» имени Сталина,

Молодые педагоги выехали на работу в
высокогорные районы Киргизии.

АРХАНГЕЛЬСК. Торгующие организации
заготовили для общественного питания око-
ло 10 тысяч килограммов грибов и десятки
центнеров дикорастущих ягод.

КАЗАНЬ. Для продажи колхозникам, за-
нятым на полевых работах, торгующие
организации республики направили 95 TOHH
мыла, много швейных изделий, табаку, спи-
чек, 5.000 часов-ходиков и др. :

Пропагандьт — д 3-11
„30-12. о menogtanee

газет в срок

$ Сельскохозяйственного —

6 АВГУСТА 1943 г, №195 (9331)

SSS

Концерт Н. Дудниской
н К. Сергеева

Московский зритель давно ‘уже полюбий
прекрасное искусство мастеров ленинград,
ского балета Наталии Дудинской и Кон.
стантина Сергеева. Нынешнее их посеще.
ние столицы, после двухлетнего отсутствия,
вызвало горячий отклик у москвичей.

Концерт Дудинской и Сергеева, состола
шийся в зале имени Чайковского, каки
гастроли в филиале Большого театра, пр.

демонстрировал огромное богатство техни.

ки классического танца, которым наделила
артистов замечательная — Ленинградская
школа. }

Почти вся балетная программа зечера со.
стояла нз танцовальных дуэтов. В «na ge
де» из балета «Щелкунчик» Чайковского
Н. Дудинская показала ‘безупречность хо-
реографической ‘формы, чеканность каждо,
то движения. Сложнейшие  танцовальные
комбинации балерина выполняла ‘с необь.
чайной легкостью. Тонкий ‘поэтический об.
раз создала Дудинская в «Жизели» (муз.
Адана). Классический танец — стихия Ду.
динской, и тем неожиданнее было ее вы.
ступление в испанской пляске Альбенис,
доказавшей, что и характерный танец ие
чужд ее артистическому дарованию.

К. Сергеев в тех же дуэтах покорил эри-
теля пластичностью линий, строгостью хо-
ресграфического рисунка, необычайно. легки.
мн и широкими прыжками, в которых так-
повщик как бы задерживался на мгнове.
ния в воздухе. Сергеев — выдаюунйся ма.

стер. хореографического искусства, тонкий

художник, умеющий ‘отыскать интересные
краски в каждом исполняемом танце, Ero
образы. всегда овеяны романтикой.
полнение Н. Дудинской и К. Серге
еным классических дуэтов, сказочного fo-
мера «Жар-птица и Иван Царевич». (nya.
Скрябина), «Хореографического этюда» Ра.
Bess, вальса Штрауса и р
ольшой успех у зрителя.
ene   Ricinus КРИТГЕР.

8 Seer

МОЛОДЫЕ НАУЧНЫЕ КАДРЫ
СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК `

`Молодые научные работники ‚ Армении,
Азербайджана, Туркмении, Казахстана и
других союзных республик за время Отече-
ствённой войны написали десятки научных
трудов, внесли много изобретений и рацио.
нализаторских предложений. Авторы этих
работ приняты в аспирантуру республикан-
ских филиалов Академии наук СССР, за.
щитили диссертации на соискание ученой
степени доктора и кандидата наук:

В Казахский филиал Академии наук 32.
числено 60 аспирантов, Среди: них— выпуск»
ники Казахского государственного универ»
ситета, Педагогического и Медицинского
институтов. В системе филиала работают
казахи: металлург Абланов, гидролог Ары-
кова, историк Аханова, теологи татарка Га.
зизова и башкирка Абдулкабирова.

В. аспирантуру `Азербайджанского`филиа-
ла Академии наук поступили выпускники
Азербайджанского университета Мирзоева,
Мамедова, Ханларова. Диссертации на с0-
искание ученой степени кандидата сельско-
хозяйственных наук защитили в нынешнем
году аспиранты Ахундова и Алиев, степени
кандидата минералогических наук — аспи-
рант директор Азербайджанского научно-
исследовательского хлопкового института
Агаев.

В Ашхабаде за последние несколько ме.
canes 923 научных работника защитили
диссертации на степень кандидата и докто-
ра наук. Среди них — туркмены Азимов,
Байлиез, Джумаев, Каррыев и другие.

Новых аспирантов — специалистов по фи:
знке, химии, историн Армении, армянской

литерзтуре, искусству, архитектуре при.
иял Армянский филиал Академии наук. т
(ТАСС).

SESE AAS Ta BET EEE EEO LE TLL OT TET

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

СОТ A ee

a

TEP AN RR

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм «НАСРЕДДИН
В БУХАРЕ» — Первый ‘(диём), Москва, Ko
лизей,  Пторм, Opnon, Художественный,
Динамо, Таганский, Метрополь, Родыца,

Американский художественный фильм «MHC
СИЯ В МОСКВУ»—Первый (вечером), Удар
ник, Метрополь, Родина, Форум, Централь
ный.

Специальный выпуск кинохроники «ПРИ.
ГОВОР НАРОДА» — ‹О судебном пропессе
по делу о зверствах  немецко-фашистскях
захватчиков, и их пособников на террито-
рии г. Краснодара и Красиодафекого края
в пернод HX временной оккупации» —
Кинотеатр Хроника, Новости дня, Москва,
Метрополь, ;

«ГЕОРГИЙ СААКАДЗЕ» (1-я серия) — Удар
ник (днём), Форум (днём).

«ВО ИМЯ РОДИНЫ» -. Им. ПТ Интернациока.
ла, Октябрь (вечером), Таганский Kad (se
чером).

Г НАГРАДА» -- Таганский. ПКно

(днём).
«ЛЕРМОНТОВ» — Наука`и знание.
ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ» — Смена,
«УЧИТЕЛЬ» — Сад им. Баумана (вечером).
«АРСЕН» — Сад им, Баумана (днём).
«ДЕВУШКА С ХАРАКТЕРОМ» - Урвв.
«СВЕТЛЫЙ ПУТЬ» — Дуч.
«ПОДКИДЫПЪЬ — Повторного ‘фильма.
«БОЛЬШОЙ ВАЛЬС» — Арктика,
«ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ»—Дворец культуры имени
Горького.
«АКТРИСА» — Востоккино, Авангард.
«МОЯ ЛЮБОВЬ» — Эрмитаж,
«ПЕРЕХОД» — Нобеда (днём).
«ЧЕЛОВЕК Об РУЖЬЕМ» — Победа
«ГАЙЧИ» — Юный зрятель (лнём), i
«ИСТРЕБИТЕЛИ» — Юный зритель (вечером).
АНН у Измайловский ПКиО,
«ВО? * ЗЕРНО» — Октябрь (днём).
«ВОЛГА-ВОДГА» — Спартак. о
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» — Перекоп,

ФИЛИАЛ ГАБТ — 6/VITI—~ nn. Дубровский
ТУТ — оп. Демрн, Начало в 6 час. еее,
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРЛЕНА ЛЕНИНА

(вечером), °

АКАДЕМИЧЕСКИЙ MAINT TRATP — 6 VIil--
Правда xopomo, а счастье лутше. — Начало
в час. вечера.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — в УШ —

На бойком месте, Начало я 8 YA, RETNA,
: МХАТ OCCP им, ГОРЬКОГО — бУШ —-
Кремлёвекие кураптьу, Чачало. п 6 чос. вез,

ФИЛИАЛ МХАТ—6/УП_Миквикский клуб,
Начало в 6 чае, вечера. ;

ПЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ--
НУРК ЦДКА (плотадь Коммуны) —6/МШ-
Метане, Начало в 76 чае. вечерл.

‚московский ГОС. ТЕАТР имени ПЕНИ
  СБОГО КОМСОМОЛА = 6; VIII — Живой труп,
Начало в 6 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
цена, 19) — 6/VIIT — Беспокойпая старость, Из
чало в 6 час. вечера.

ь московский ТЕАТР ДРАМЫ (moment. 1-4
Моссовета; «ЭРМИТАЖ, Каретный рад, 3) —
6/УПГ -- Русские люди, Начлло в 6 час. REG

ГОС. ОПЕРНО- ЛРАМАТИЧЕСКАЯ СТУДИЯ
им. К. 0. СТАНИСЛАВСКОГО {в помет. ‘TeaTos
Сатиры, плот, Маяковского, л. 1/29)—6/УИЕ-
Дель чудесных обманов (Дуэнья), Hass
в6б-+ м. вечера,

ФИЛИАЛ МОСКОВСК. ТЕАТРА ОПЕРЕТТЫ
(сад «Эрмитаж», Зеркальный театр) — 6/VHI--
Сильва, Начало в 6 час. вечера..
avait ee ГОС. ТЕАТР МИНИАТЮР-

к мьера — Не: : ь
Бра. ремьера — Без намеков. Нач. в 7 Час

‘ОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ «ЭРМИТАЖ» (телефон
д 1-34-66) — 6/УШ — Вечер оперетты и 9614.
ды. Начало в 7 час. вечера,
wont ГОСУДАРСТВЕНИАЯ ФИЛАР-
м Я — БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИЙ-
АИ нак час. вечера, - Л. `Обории. В про-
Criapmacxst ПТуберт, IWonen, Paxuannios,

J ECOIOSHOR ГАСТРОЛЬНО : КОНЦЕРТНОЕ
ОРЕДИНЕНИЕ <= ЭСТРАДНЫЙ ТЕАТР «ЭРМИ-
a “>—Последние дни Железнодорожный джаз»
оркестр. з/у. лауреата Сталинской премии
Д. Покрасс. Начало в 7 час. вечера,

д 3-10-85; Экономического —
телефону Д 3-06-05.

Изд, № 522,

(улица Tep-

сообщать по

{

earth ead. ey ee Роза,

see ea mies

hy

it