= ПЕ eee

= So as teh ee

ET LL eee be

АИ ДЕС 5.

ЕЕ

8 августа 1918 года

В 1918 году — к исходу четвертого го-

да войны -— Германия  раздулась на пол- ‘

Европы. Сербия и Бельгия были оккупиро-
ваны немпами. На севере Франции, почти
y ворот Парижа, стояли германские вой-
ска. Большая часть Румынии находилась
в руках немцев. На Востоке Германия про-

никла через Украину, Крым на Северный.
Кавказ. Немцы появились в Тифлисе, угуо-

жая Баку. Германские захватчики ио сво-
ему произволу создавали государства и
устанавливали их строй. В Литве предпо-
лагаловь организовать ‘королевство. Престол
короля предложили занять германскому
герцогу Вильгельму фон Ураху, под име-
нем Миндовга П. Но на литовекий престол
претендовала м саксонская династия, a
германская военщина носилась с планом
передачи этого трона германекому импера-
тору Вильгельму П. Оккупанты заставляли

$$
и. минц
o°o°

что в ходе войны наступил чрезвычайно
благоприятный момент для перехода в Ha-
ступление. Политические деятели и гене-
ралы видели могущество там, где осталась
лишь тень былого величия, они принимали
за существующие ими же созданные пред-
ставления © силе врага. Вопоминая 0
неудачных попытках своего наступления
на Германию в 1917 году, многие деяте-
ли предупреждали против недооценки сил
противника. Как бы то ни было, но ру-
ководящие круги Антанты считали, что
главный удар Германии должен быть на-
несен лишь в будущем 1919 году.
«...Руководящие деятели союзников,—
писал Черчилль, никогда не ожидали,

литовских крестьян‘ подписывать петицию
к Вильгельму Ц с просьбой поставить
страну под его «славный скипетр» и при-
нять корону для себя и для своих наслед-
ников. Спор из-за трона тянулез месяцами,

что война окончится, в 1918 году. Хотя
союзнические армии   подвитались вперёд,
принимались все подготовительные меры
к тому, чтобы провести весеннюю кампа-
нию на Мозеле или на Рейне. Эта гряду-
пая кампания представлялась им самой

a пока Литва была превращена в герман-
скую «военную тубернию», чего и добива-
лось верховное командование.

Из балтийских страя немцы хотели со-
здать единую Балтику под именем Вал-
тийекого союза. Вильгельм П мечтал воз-
ложить на себя балтийскую корону. В
Финляндии велись переговоры © выборе
королем финнов одного ‘из многочисленных
германских принцев.

Германские завоеватели готовили поход
на Москву, чтобы свалить советскую
власть и поставить на ее место хонтррево-
люционное правительство.

Казалось, что в центре Европы высится
гранитный колосс, который не сломит ни-
`вакая военная буря.

Но зоркий глаз наблюдателей мог заме-
тить червоточины, которые раз’едали тело
германского ‘империализма. Промышлен-
ность была напряжена до крайности. Транс-
порт едва справлялся с выпавшим на его
долю ‘испытанием. Иродовольствия нехвата-
ло. Народ голодал. Союзники Германии еле
держались на ногах. Недовольство раз’еда-
ло тыл и проникало в армию. Убыль на
фронте не удавалось пополнить. Верховное
командование все чаще и чаше прибегало
в прочесыванию промышленности, чтобы
выжать несколько тысяч солдат для армии.

«Постепенно, — писал генерал Люден-
дорф— в германском народе и армии нако-
пилось много нездорового. Болезненных
явлений нельзя было больше не замечать;
они устанавливались многими...» *).

Колосе оказалея протнивигим внутри.

Чтобы скрыть эти внутренние язвы,
верховное командование Германии гнало
свои армии на новые авантюры. В течение
первой половины 1918 года Гинденбург и
Тоденлорф предприняли три крупнейших
наступления — 21 марта, 27 мая и 15
июля, в которые немцы вложили вю
силу своей военной и технической мощи.
Германский империализм к тому же спе-
шил силой оружия добиться решающих
результатов войны до того, как во Франции
высадитея многочисленная армия. США.
Через торы трупов, по колени в” крови
немепкие армии медленно продвигались
вперёд. штурмуя укрепления коюзниюов,
но серьёзных тезультатов так и не до-
бились. А третье наступление уже через
три дня еменилось контрударом союзников,
начатым 18 июля. Жертвы оказалиеь при-
несенными впустую.

«Попытка победными усилиями герман-
цев.-— писал Людендорф,— склонить наро-
ды Антанты к миру до прибытия амери-
канских подкреплений не удалась. Ударная
сила армии оказалась недостаточной, что-
бы нанести решительное поражение про-
тивнику, прежде чем подойдут значитель-
ные американские подкрепления. Я отда-
вал себе ясный отчет, что, в ©вязи © этим,
обстановка стала складываться для wae

крупной из всех, которые приходилось ве-
сти до сих пор» °).

При ‘обсуждении планов на 1918 год
команлующие союзными армиями считали,
что ни союзники, ни Германия не могут
в 1918 тоду одержать верх. Мало того,
командующие войсками рекомендовали ог-
раничитьея в 1918 году периферийными
действиями, т. е предпринять крупные
операции не в Европе, а где-нибудь Ha
периферии.

«Взвесив все факторы,—тласит доку-
мент, подписанный военными предетави-

чо надо начать мирные переговоры и
быть готовым на крупные уступки,

14 августа утром состоялось совещание
пох председательством Вильгельма П. Ми-
нистр иностранных дел сообщил о 1п0л0-
жении на фронте. Армия больше ничего
добиться не может, к деятельности должна
приступить дипломатия. Вильгельм П был
уже подготовлен к известию. Он предло-
жил начать мирные переговоры © Антан-
той через нидерландекую королеву.

В тот же день в Спа прибыли аветро-
венгерские деятели-— император Варл, ми-
нистр иностранных дел Буриан и главно-

командующий войсками тенерал фон-Арц.   показывают,
переговоры &

Вуриан предлагал начать
Антантой. На этом же совещании зашел

«Германский бронированный зверь обламывает

свои зубы в борьбе

Отклики в США на занятие Красной Армией Орла и Белгорода

НЬЮ-ЙОРК, 7 августа, (ТАСС). Амери- шие Орёл и Белгород, вполне заслужили
сообщения о те почести,

канские газеты поместили
занятии советскими войсками Орла и Бел-

города ва самых видных местах. Печать обзоре представителя журнала «Тайм» го-

и радио в своих комментариях подчерки-
вают, что  занятие этих городов является
сильнейшим ударом по гитлеровцам и Oc-
новательно подрывает их силы,

‚ Газета «Вашингтон пост» в передовой  стоянии наступать,

статье заявляет, что потеря немцами Орла

свидетельствует. о мощи русской армии.   нью-йоркского радио,
Усиленные попытки немцев удержать Орёл зад немцы, ‘собрав огромные силы,
‚какое значение они придавали! наступление на Восточном
исходя из стратегических и у германского зверя,

этому городу,
психологических соображений. Немцы, пи-

щет газета, понимали, что потеря ими Ор- ядовитых зубов.

вопрос © Польше. Австрийцы настаивали ла будет означать не только потерю жиз-

на передаче им Польши. Надвигалась ка- ненно важного железнодорожного узла, но! Красной Армией.
тастрофа, а хищники все еще делили д0- и явится доказательством слабости немцев  что с захватом
в сравнении с мощью русских. Опасения цы лишились своей крупнейшей базы, ко-
немпев оказались вполне обоснованными.   торая укреплялась ими

бычу. у
Крах наступил неожиданно. Еще 1 ав-

самое тяжелое осталось позади; веего не-
делю спустя—8 августа разразилась во-
енная катастрофа. В этот день словно
молния

‘ryera 1918 года Вильгельм П заявлял, что Орёл — в руках русских.
Известный военный обозреватель Вернер  зала, что она в силах подавлять.

в беседе с сотрудником газеты «П. М.»   германские войска и лучшее
заявил, что победа под Орлом и Белгоро-   вооружение. ы

дом имеет огромное значение, так как она

озарила то, что оставалось ДЛЯ   лостигнута на важнейшем участке всего енный министр

большинства скрытым в тумане неизвест-   советско-германского фронта.

ности, & отдельные лица упорно не хотели
видеть.

Нью-йоркокая газета «Сэн» пишет: «Фак-

ты полностью оправдывают торжественный  ег собою крупное поражение для немцев.

«8-е августа—писал Людендорф,—от-   приказ Сталина. Победы русских под Ор-

крыло глаза обоим командованиям,

ине. так и генералу Фошу... С этого дня
началовь великое ‘наступление Антанты,
финал мировой войны, причем противник
развивал все большую энергию, по мере
того, как наш развал становился для него
очевиднее» °).

Убедившиеь в проигрыше войны, гер-

как   лом и Белгородом являются ударом по гер-
германскому, так и неприятельскому, как манским стратегическим позициям. Русские   тельными,

нанесли нацистам ‘огромные потери в жи-   ступление,
вой силе’ и технике, не говоря уже об ства наблюдателей, являлось крупным гер-
ударе по престижу немцев. Дивизии, взяз- манским летним наступлением.

«Победа под Орлом-еще один гвоздь

8 АВГУСТА 1943 г. № 197 (9333)

ВЕЛ ВАХ

НЕВЫ,

Fe

ПЕНИСА ОЕ ВЛЬЕ

Паника среди населения

Берлина

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Как пер»
дает корреспондент › агентства Рейтер из
Стокгольма, прибывший туда из Берлина
путешественник рассказывает, что вечером
2 августа в Берлине царила настоящая па-
ника. Она была вызвана тем, что в сбро-
нюнных английскими самолётами на город
1 листовках население германской столицы
оповешалось о’том, что Берлину уготована
судьба Гамбурга. Путешественник расска.
зал, что это известие распространилось по
городу с молниеносной быстротой,

—о—

с Красной Армией»

удостоили».

которыми их
Сан-Франциско

В переданном по радио

ворился, что победа русских под Орлом
имеет особенно болышое значение потому,
что она одержана летом, когда, как утвер»
ждали немцы, русские будто Obl He B CO-

Надо вспомнить, заявляет обозреватель
что месяц TOMY Ha-
начали
фронте. Однако
у которого еще мно-
го сил и злобы, оказалось выбитыми много
Эти зубы германский бро-
нированный зверь обламывает в борьбе с
Обозреватель отмечает,
Орла Красной Армией нем-

Антигерманские демонстрации
в Венгрии и Румынии

ЛОНДОН, 7 августа, (ТАСС). Англий-
ское министерство. информации передаёт,
что, по полученным в Женеве из Будапеш.
та и Бухареста сведениям, в Венгрии и Ру.
мынии происходят антигерманские демонст-
рации. Демонстранты требуют прекращения

войны,
—о—

РЕЗУЛЬТАТЫ ХОЗЯЙНИЧАНИЯ
ГИТЛЕРОВСКИХ ВАРВАРОВ
В ДНЕПРОПЕТРОВСКЕ

СТОКГОЛЬМ, 7 августа. (ТАСС). Гит.
леровская газета «Дейче цейтунг ин Нор-
вегиен» поместила статью о положении в
оккупированном немцами Днепропетровске,
которая частично приоткрывает завесу над
тем, во что превратился город в резуль-
тате хозяйничания оккупантов. Газета при’
знает, что городу причинены огромные раз-
рушения. Выгорело, пишет она, здание вок-
зала, стоят обугленные развалины здания
онерного театра, неполалеку — развали-
ны разрушенных магазинов.

Гитлеровцы изгоняют жителей из yHe

непрерывно в те-
чение почти 2 лет. Русская армия пока-
отборные
германское

ВАШИНГТОН, 6 августа. (ТАСС). Во-
США Стимсон в беседе с
представителями печати заявил, что заня-
тие советскими войсками Орла представля-

По словам Стимсона, успехи ‘советских
войск представляются тем более внуши-
что немцы первыми начали на-
которое, по мнению большин-

телями Франции, Британии и Италии — манекий империализи приступил к новой
оказывающие влияние на военные и п0- игре. Германская армия еще не была раз-
литические положения на турецком Фрон- бита. Войска дрались на чужой территории.
те, военные представители полагают, что Можно было еще держаться, а между тем
союзникам следует повести решительное
наступление на Турцию, чтобы разгромить
турецкую армию и окенчательне сломить.
ее сопротивление» “).

Один только Фош упорно настаивал на
организации наступательных действий

«ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Англий-
ские газеты и радио продолжают оживлен-
генералы торопили © началом мирных 116-   А а о крупной

реговоров. Генералам было ясно. что война   победе Красной Армии, иэгнавшей гитлеров-
в целом будет проиграна. Войну приходи-  цев из Орла и Белгорода.

лось кончать, но так, чтобы сохранить как! Занятие Орла, а теперь и Белгорода,
можно больше из награбленного. Герман-   пишет газета «Дейли экспресс» в передовой,
скив империалисты старались не допустить представляет собой самую крупную, самую

в гроб гитлеризма»

Английская печать о новых боевых успехах Красной Армии

жить местью за Сталинград. А ‘спустя всё-

ние наверняка окончится победой, которая
положит конец их страданиям и будет слу-

го один месяц немцы были отброшены <о
своих основных оборонительных линий. Ве-
ра‘германских солдат в свои собственные
силы, в своих начальников и в свое оружие
должна быть поколеблена, потому что во

против Германии в 1918 году. Он тои
дело выступал с предложением 0б 0’е-
динении всех военных сил союзников под.
командованием одного лица и обязатель-
ной подготовке наступательных операций,

войну на территорию страны, чтобы сохра-
вить полностью производственный организм
Германии. Надо во что бы то ни <тало
сохранить военные кадры, воспитанные

смелую и самую быструю наступательную   всех этих отношениях русские превзошли их.
операцию, предпринятую в этой войне ка- Советским войскам, продолжает обозрева-
кой-либо армяей союзников. На немецкий тель, удалось сделать то, на что ‚оказались
народ она произведет столь же глубокое   неспособными 38 германских специально
впечатление, как и Сталинградская битва.   подготовленных дивизий, включая`17 отбор-

десятилетиями. Германские империалисты

И избавить в от Не зд ЗОО В Гос Mpa non ees Tacs res.   ных броланханиЮе Рурсво, ПОРВАЛИ ре
. у создали определенные возможности в Сре-  немецких оборонительных линий, располо-

ны в городах и <елах Не ПОТОМУ, ЧТО   диземном море. Десяток германских дивизий женных одна за другой, и принудили нем-

жалели население, — прусекие офицеры на   мог бы удержать Муссолиня у власти, но цев спасаться бегством, жертвуя вооруже-

Но даже генерал Фош, который в конце.
концов был назначен верховным  глав-.
нокомандующим, не считал, что наступа-

левших квартир и заселяют их немцами,
Газета признаёт, что «тяготы, выпавшие
на долю населения, отнюдь не. малы; мно-
го жилых ‘домов разрушено войной. мно-
гие из них жителям пришлось освободить
для германской администрации и большое
количество жилых помещений надо было
уступить под квартиры немецких солдат»,

Газета пишет далее, что в городе нет

необходимости «расцениваются наравне с
редкостями». _

Население Днепропетровска испытывает
к оккупантам лютую ненависть. «Не сле
дует скрывать, говорится в статье, —что
существует немало трений с населением,

oo

Всеобщая забастовка
Салониках

продовольствия, что предметы первейшей .

тельные операции в 1918 г. приведут к
разгрому Германии. Напротив, Тазделяя
общее мнение, Фош еще летом 1918 тода
считал: «1919 год будет решающим го-
дом войны. Начиная с весны, Америка
максимально увеличит свою помощь Co-
юзникам. Нели мы хотим сократить дли-
тельность борьбы, мы должны, начиная с
этого момента, придать ей максимальную
интенсивность, а следовательно; иметь В
наших армиях всевозможные. силы...» 5).

8 августа под прикрытием гуетого ут-
реннего тумана, после артиллерийской под-
тотовки, английские танки прорвали. пе-
редовую линию немцев в районе реки Сом-
мы. Велед за англичанами в. наступаение
перешли и французы. Большое число не-

всем протяжении войны показали. как ма-
ло они с этим считаются—а& для TOTO,
чтобы народ, перенеся тяжелые страдания,
не возненавидел войны. Короче говоря, они
хотели копчить войну Так, чтобы сохранить
возможность начать в ‘удобный момент
новую войну. Поражение в этой войне не-
избежно, надо готовиться к реваншу,—
такой лозунг выдвинули германские импе-
риалисты, как только почувствовали ‘при-
ближение краха.

Генералы требовали, чтобы‘ немедленно
были начаты переговоры о мире. Ho rep-
манская дипломатия еще находилась пох
гипнозом недавних колоссальных успехов.
Веего какой-нибудь месяц назад она пере-
граивала вею карту Центральной и частью

кое небольшое число войск».

Гитлер не мог отвлечь из России даже та-

Под Орлом, пишет обозреватель газеты
«Лейли скэтч», германские войска ‘были
разбиты Красной Армией в летнее время и\
на том поле битвы, про которое можно
сказать, что оно было избрано самимн
немцами. Условия местности и глубокая
линия обороны, подготовлявшаяся немцами
в течение долгого времени, создавали бла-
гоприятные условия для германских войск,
тем не менее они понесли поражение. Бу-
дущее покажет, какое влияние это пораже-
ние окажет на дух германской армин. По

;

нием и. техникой. Обозреватель отмечает
также огромные ен aint в живой! ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Агентство

сяле. Победа под Орлом, пишет он в pa,  Pearen сообщает, что сопротивление грече-

ключение = это еще’, одни ‘гвоздь. в. гроб   СКОГО, населения мероприятиям оккупацион-
гитлеризма. “` ных властей особенно сильно в северной

Лондонское радио в очередной беседе
заявляет: сегодня мы опять имеем возмож-
ность послать поздравления нашим русским
товарищам. В 1941 г. мы поздравляли их
с героической обороной Ленинграда и Мо-
сквы; в 1942 году — с блестящей победой
у Сталинграда. Сейчас немцы еще раз по-
чувствовали на себе мужество и выдержку
Красной Армии. Такого поражения, как под

проведена всеобщая забастовка протеста
ротив бесчинств оккупантов, Многие грека
уходят в горы, где ветупают в партизанские
отряды.
—о-
Строительство военной базы США
на Галапагосских островах

всей вероятности, это влияние будет чрез-

их поражением в наступлении, предприня-

Зычайно сильным, так как поражение немцев! ОРЛОМ и Pe OpORoM) HEME: He REET DET

в обороне последовало непосредетвенно за!
`минать о том, как Красная Армия нанесла

НЬЮ-ЙОРК, 7 августа. (ТАСС). Коррес-
пондент агентства Юнайтед Пресс, находя-
щийся в Эквадоре, передаёт, что в бли-

даже в 1918 году. Поколения будут вспо-

тяжелый удар немцам, продемонстрировав

части страны. На-днях в Салониках была‘

том в очень крупном масштабе. Немецким

мецких штабов было захвачено в плен. тем самым свое мужество и. мастерстсо.

жайшее время тысяча рабочих и техниче-
ского персонала выедет из СИТА на Галапа-

Руководство немецкими войсками наруши-
лось, фронт дротнул.. В руки наступаю-
щих попало множество пленных, большое
количество орудий и военное снаряжение.

Немецкие войска принуждены были к
отступлению. В течение нескольких дней
Германия проиграла все то, что приобрела
своим наступлением в марте 1918г. «8-е
августа... самый черный день терманской
армии в истории мировой войны»,—при-
знал Людендорф.

Немцы стали спешно ‘принимать чрез-
вычайные меры, 13 августа. в городе
Спа, в гостинице «Британик», в кабинете
Гинденбурга собрались на предварительное
совещание Гинденбург, Пюдендорй, импер-
ский канплер и министр иностранных дел.
Вее были подавлены, Людендорф. заявил,

весьма угрожающе» °).

Ясно было. что` сильный удар со <торо-
ны союзников свалил бы колосс и тем
значительно вократил бы страдания чело-
вечества. Но союзники че замечали, а. не-
которые круги, исходя из своих своекоры-
стных интересов, но не общенациональных,
не хотели замечать. что Германия созрела
для поражения. Они стояли за длительную,
затяжную войну.  Загипнотизированные
успехами Германии, союзники не замечали,

1) Людендорф, том П, стр. 212.
?) Людендорф, том ПИ, стр. 235.

B 6

ЕЕ

OAX 3G

что немецкая армия не в состоянии на-
ступлением на фронте сломить противня-
ка; оборонительными действиями добить-
ся мира также невозможно; ждать побе-
ды не приходится; надо добиваться окол-
чания войны дипломатическим путем. Из

общей тяжелой оценки был сделан вывод,

Восточной Европы, Это мешало ей теперь   солдатам внушали мысль, что их наступле-

трезво оценивать положение. Вместо того,
чтобы содействовать командованию в кон-
центрации всех ‹ил, помочь ему вывести
войска с Востока, германские и аветро-
венгерские дипломаты продолжали требо-
вать новых подкреплений для реализации
своих разбойничьих замыюелов в Советской

России. Германия терпела поражение На 5 риме опубликован декрет о распростра-

ПОЛОЖЕНИЕ В ИТАЛИИ

Правительство Бадольо распространило осадное положение
на всю территорию страны

ЖЕНЕВА, 7 августа. (ТАСС). Как сооб-
щило итальянское ‘агентство Стефани,

Западе; катастрофа быстро налвигалась, НО   нении осадного положения на всю терри-

германские империалисты все еще цепля- торию Италии, Декрет

лись за свою добычу на Востоке. Это толь-  8 августа.

Военные. действия на острове Сицилия

ко ускоряло наступление краха: 11 ноября
1918 г. германекий империализм сдался на
волю победителей. Враг был поражен по
крайней мере ма шесть-— восемь месяцев
раныше, чем
оптимисты в стреле союзников.
крови и творческой энергии было сохране-
но для всего человечества!

События 1918 гола учат многому. Уроки
1918 года подтверждалот, что выбор наи-
более удачного момента для нанесения ре-

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Штаб со-

предполагали самые ярые   юзных войск в Северной Африке официаль-
Сколько  но сообщает,

что американские войска
6 августа утром после ожесточённых боёв
захватили город Троину.

5 августа американские части захватили
остров Устика, находящийся в 40 милях к
северо-западу от Палермо.

‚ ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Штаб со-

шающего удара по врагу имеет огромней-   юзных сил в Северной Африке сообщает,

шее значение, Опозлать — значит дать
противнику оправиться, значит продлить
стралания миллионов жителей оккупиро-

Налёты авиации союзников на Сицилию и Италию

вступает в силу

госские острова (владение Эквадора в Ти-
хом океане) для строительства там военной
базы США. Эквадор’ предоставил прави-
тельству США право создать ‘на Галана-
госских островах военную и военно-мор-

ЛОНДОН, 7 августа, (ТАСС). Лондон- оО би ин В ром: ТО,
 ское радио, ссылаясь на сообщения швед- г о

ских газет, передаёт, что ‚в Северной Успехи судостроения в СШ А

Италии продолжаются ‚демонстрации про ВАШИНГТОН, 7 августа. (ТАСС). Пра-
тив правительства Бадольо, вительственная морская комиссия об’явила,

что за первые 7 месяцев текущего года
в США построено 1.046 торговых судов
общим водоизмещением в 10.485 тысяч
тонн, что равняется тоннажу всего океах-
ского торгового флота США до декабря
1941 года. Таким образом, уже выполнею
значительно более половины программы
текущего года, предусматривающей строи:
тельство 19 млн. тонн торговых судов и
специальных судов для вооружённых сил.
Семимесячная программа выполнена, не-
смотря на необходимость переоборудования
некоторых верфей для строительства танке-
ров вместо судов типа «Либерти», В июле
было выпущено 158 судов водоизмещением
б 1.671 тысячу тонн против 167 судов приб:

что английские чм американские войска на-
ходятся примерно в 50 милях от Мессины.
В Мессинском проливе .потоплено много
барж противника.

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). По сооб-
щению специального корреспондента агент-
ства Рейтер из штаба союзных войск в Се-
верной Африке, на аэродромах Сицилии, за-
нятых союзниками, было захвачено свыше
800 самолётов.

ЛОНДОН, 7 августа. (ТАСС). Штаб со-  Тяжёлые бомбардировщики атаковали ком-

лизительно того же тоннажа в июне, .

Е ПЕ ОЕ:

3) В. Черчилль, «Мировой кризис»,   ванных стран, значит заставить челове- юзных войск в Северной Африке сообщает,   муникации Мессины.
9821. erp. 9. чество пролить новые потоки крови Там,  что военно-воздушные силы союзников, ба- В ночь на 7 августа бомбардировщики
4) Ллойд-Джордж. Военные мемуары,   где успех может быть достигнут © гораздо   зирующиеся в Северной Африке, в течение   союзников атаковали доки и железнодорож-
т. \, стр. 137. меньшими жертвами. всего вчерашнего дня продолжали совер-  ные об’екты Неаполя и продолжали совер-
5) Mom, Воспоминания (война 1914—  ———— шать, крупные налёты на об’екты против- шать налёты на войска им суда противника

1918 гг.), издание 1939 г. стр. 335.

TE СЕЕ

Белгород

(От военного корреспондента «Правдьг)

Вечерох мы побывали в полках и 0а-
тальонах, сосредоточивиеихея на ‘исходных
рубежах. В бесчисленных стенных балках,
в полях нескошенной ржи и небольших
рощицах,— веюду можно было видеть здо-
‘ровых, крепких, загорелых бойцов,

‚ На переднем крае шла редкая пере-
стрелка — это наши артиллеристы вели
отневую разведку. Линия вражеских укре-
плений проходила вдоль стенной речки ©
широкими заболоченными берегами. И надо
было затратить много металла, чтобы за-
ставить замолчать тысячи немецких пуле-
мётов, сотни пушек, прикрывавших под-
ступы в водному рубежу, и дать’ возмож-
ность нашим танкистам спокойно и 03
бельших потерь форсировать его.

Тяжёлые танки уже стояли, замаскиро-
ванные в высокой ржи. Танкисты провели
сюла свои машины ночью, маскируясь
поистине виртуозно. Разведчики и ваблю-

датели всех родов войск. в этот вечер

особенно пристально следили за всей глу-
биной немецкой обороны. В укромном
уголке, недоступном для вражеских наблю-
дателей.— там, тде река делает изгиб и
уходит коленом в нашу сторону, — т0-
ропливо и слаженно работали сапёры. Они
собирали из заранее подготовленных звеньев
прочные мосты.

Ночь перед наступлением мы провели У
танкистов. В леснетом овраге безмолвно
стояли грозные машины. Танкиеты, закон-
чившие укладку снарядов и заправку горю-
чим, умывались и брились. В большой па-
платке подполковник, собрав офицеров, про-
чёл им боевой приказ. Командиры навеели
на карты маршруты движения батальонов,
уточнили ралиосигналы. Когда боевая за-

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское птоссе, улица «Правды», д,
Л 3-39-85; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусства —

Д 3-36-82; Иностранного —

Б 1936.

дача была доведена до рот, был отдан при-
каз —— реем свободным от дежуретва лечь
спать, чтобы в бой вступить со свежими
силами. Латерь танкистов затих, и только
рокот моторов в воздухе нарушал ночную
тишину. Вею ночь наши самолёты уходили
на 1ог громить опорные узлы немцев.

В 4 часа утра бойцы уже были на но-
тах. В подразделениях старшины раздавали
сытный завтрак. Ровно в 5 часов утра
небывалый грохот сотряе воздух и 3ем-
лю— началась артиллерийская
ка. Это был поистине ураган огня и стали.

Грохот канонады возрастает до такого
предела, что, чувствуется. — сейчае насту-
пит решающий момент. И тогда во весь
рост поднимается наша пехота. Простым
тлазом видно, как она стремительно дви-
meres вперёд за огневым валом. Наету-
пление идёт по графику. Каждая часть
имеет расписание своих боевых действий и
строго его придерживается.

Нал полем боя лолгое время не было
видно немецких самолётов. Только через час
на большой высоте подошли 7 «Юнкерсов-
8$». Их ветретила мощная завеса зевит-
ного огня. Немцы повернули обратно и
сбросили бомбы на свои же боевые поряд-
ки. Наша пехота, так удачно поддержанная
немецкой авиапией. тванулась вперёд и
овладела новым рубежом. Через несколько
мгнут появились ещё 18 «Юнкерсов», но
наши истребители и зенитчики быетро ото-
гпали их.

Переправа через реку... На том берегу,
за скатами высот. ещё кипит жаркий 60й,
а злесь уже установлен строжайший поря-
лок. Стоят регулировщики, направляя дви-
жение грузовиков < боеприпасами и горю-

oon ee a ПВЕ Wi ee ee

TOALOTOB=

в} Людендорф, т. П, стр. 241.

чим. готовы в бою зенитные орудия, охра-
няющие переправу. И вот новая грозная
сила выступает на поле сражения: в глу-
бину немецкой обороны, прерванной натии-
ми пехотинцами, устремляется грохочущая
лавина танков.

На протяжении многих десятков кило-
метров фронтовой полосы стоит сплошная
стена тёмнобурой пыли: это нескончаемые
колонны наших танков и грузовиков с пе-
хотой вливаются в бреши, пробитые нака-
нуне гвардейцами, и мчался на юг, и на
юго-затад.

(Связь со всеми подразделениями, даже ©
танками, ушедигими далеко вперёл, подлер-
живается регулярно. Устанавливая столбы,
связисты тянут провода стабильной свя-
зи— эти линии останутся на освобождён-
вой земле, как постоянные.

В бой вводятся новые части —- пехот-
ные и танковые, С севера на юг непре-
рывно летят наши штурмовики. Как толь-
KO они пересекают линию фронта, издали
доносятся грохот ‘их пушек и разрывы
бомб.

Эфир заполнен переговорами множества
радиостанций: приказы, донесения. запро-
сы... Вот советские танкисты, вклинив-
Tverd глубоко в расположение немцев, 30-
вут на подмогу лбтчиков-иетребителей:
над танками пикпруют немецкие бомбарди-
ровщики. Истребители, приняв вызов,
мчатся на выручку танкистам, ий через не-
сколько минут в эфире слыцитея корот-
кое «спасибо».

Па дорогах наступления так же, как
и накануне, повсюду; хлопочут неутомимые
труженики войны — сапы. Они 6e3
устали строят новые ‘переправы, восстана-
вливают разрушенные: немцами мосты, со-
оружают гати через болота. Материалы
лля этих строительных работ им искать
не приходится = всё было заранее заго-

товлено, рассчитано, вымерено. И тысячи   блокирована ‘крупная

24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюр
Д 3-38-73; Военного — Д 3-36-82;

ника в северо-восточной части Сицилии

Е ЕЕ ИЕ Е ТЫ Е: ЕАМ ОА Е СНЕ

сапёров идут впереди наступающей пехоты
и танков CO щупами и миноискателями в
руках, извлекая под огнём вражеские
МИНЫ. р

Болотистая река, по берегу которой
пролегал оборонительный рубеж немцев,
уже осталась далеко позади. На десятки
километров тянется широкое поле со све-
UMM следами кровопролитных боёв. На
склоне лога стоит с разорванной гусени-
цей наш «Т-34», возле которого уже хло-
почет ремонтная бригада. Башня танка
развёрнута по направлению к луговине.
Там, в двухстах метрах, стоят шесть тя-
жеёлых немецких орудий, с которыми танк
вёл бой несколько часов назад.

_ Дорога идёт по цепочке населённых
пунктов, сливающихея как бы в одну не-
скончаемую деревню. Дома иссечены ос-
колками снарядов, бомб п мин. Мы видели
эти селения через 12 часов после того,
как отсюда были выбиты немцы. Но’ кре-
стьяне, прятавигиеся от фашистов в ку-
курузе и заброшенных, старых окопах,
уже возвращались на свои  насиженные
места. Им посчастливилось: удар наших
частей был настолько  стремителен, что
немцы, отступая, не успели устроить сй-
лаву и угнать людей к себе в тыл, В
одном селе делегация колхозников во главе
< предеедателем артели Никитой Акимови-
чем Мячиковым пришла ко командиру
одного -из наших подразделений. Они
хотели узнать, как скоро очиетят рожь
от немецких мин? «Пора убирать хлеб,
товарищ командир, — золотое время ухо-
дит!» У колодиев стояли женщины с
вблрамл и кружками в руках — потчева-
ли усталых бойцов.

По мере приближения к крушному насе-
лённому пункту — Томаровке  слышгнее
становилиеь трохот канонады и торопли-
вая скоротоворка пулемётов. Здесь была
групна немецких

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

о —Д 3-15-68; Партийной жизни —Д 1-52-48;
Сскретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явлений,— Д 3-30-12. 0

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

ЕС Я

ae ee
в Мессине.

ВЫШЕЛ ИЗ ПЕЧАТИ

теоретический и политический журнал
: UK BKII(6)
«БОЛЬШЕВИК» № 15.

СОДЕРЖАНИЕ: Приказ Верховното Главно-
командующего. Передовая—Книга товарища
Малина «О великой отечественной войне
Советского Союза», П. Пономаренко,— Пар-
тизанское движение в великой отечествен-
ной войне. А. Галип. — Роль ССОР в спло-
чении сил свободолюбивых иародов в борь*
бе против фашизма. Е. Грановский, Работа
по графику в условиях войны. ИЗ ИСТОРИИ
НАШЕЙ РОДИНЫ: 0, Бахрушин, — Иван
Грозный. БИБЛИОГРАФИЯ: В. Хвостов. --
«Маркс Энгельсе о рбакционном пру“
сачестве».

войск. Немцы яростно оборонялись, HO
наши части неумолимо теснили их. Левее
наши войска ушли далеко вперёд и пере-
резали жизненно важные коммуникации
немцев.

В воздухе стоял непрерывный гул авиа-
моторов. Впереди колонны взметнулся чёр-
ный столб земли ‘и трохнул тяжёлый
взрыв. Это звено «Хейнкелей» прилетело
бомбить переправу. Стена разрывов зенит-
ных снарядов преграждает им путь. He-
сколько секунд, и один «Хейнкель» оку-
тывается дымом. От него отделяется чёр-
ная точка, вспыхивает облачко парашюта.
Остальные два вамолёта немедленно же
поворачивают обратно, и на них набрасы-
ваются наши истребители.

...Виереди бой рэзторалея с новой си-
molt, Немцы, огрызаясь, начали бить веле-
пую из миномётов. Но тут же из-за  до-
мов, из зарослей подсолнуха открыли от-
ветный огонь наши тяжёлые миномёты и
привели немецкую батарею к молчанию.
Цуть был снова свободен.

Развивая скорость, прошли наши тан-
KH с десантом автоматчиков на броне. Че-
рез некоторое время от них поступило ра-
диодонесение:

«Прорвались на дорогу, ведём бой
овладение безымянной высотой».

И вскоре — повая весть по радио:

«Первая часть задачи выполнена. Идём
к следующему рубежу».

Такие массированные стремительные
танковые атаки шли на многих участках
фронта. Вырываясь на оперативный про-
стор, наши танкисты и мотопехота брали
немцев в клещи, отсекали их от тылов и
уничтожали. Прорыв, совершённый наши.
ми частями, неуклонно распгирялея, и все
попытки противника помешать этому ос-
тавалиеь тщетными.

и

КИНО, ТЕАТР

Новый художественный фильм «НАСРЕДДИН
В БУХАРЕ» — Первый (днём), Москва, Коли.
зей, Шторм, Орион, Художественный, Динамо,
Таганский, Метрополь, Родина,

Американский художественный фильм «МИССИЯ

В МОСКВУ» — Первый (вечером), Ударниь,

Метрополь, Родина, Форум, Центральный.

ФИЛИАЛ ГАБТ — 8/VIII — yrpo_—
Тщетная предосторожность, веч.— оп. Пиковая
дама, Э/УПТ — оп. Риголетто, Начало в 6 916
вечера, утреннего —в 12 чае. дня,

ГОСУДАРОТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР — 8/УШ-
утро и вечер — Фронт. Начало в 6 час, вечерь
утреннего — в 12 ч. дня.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — В/УШ -
утро — Комеднанты, вечер — Комедианты. Н№
чало в 6 час. вечера, утреннего — в 12 ч. ди,

МХАТ СССР имени ГОРЬКОГО — 8/М Ш -
утро — Синяя птица, вечер — Анна Каренина,
Начало в 6 час. вечера, утреннего — в 11%
дня. Спектакль, назначенный на 9/VITI—Ilo
а дак (ТТушкин),— отменяется, Билеты

ся, по месту покупки,

ФИЛИАЛ МХАТ — 8/VIIl — yrpo — At
дюшкин сон, вечер — перемена -- вместо спект.
Глубокая разведка и Школа злословия 10°
дёт—Пикквикский клуб. Билеты действительны,

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАОНОЙ АРМИИ-
ПАРК ЦДКА (площадь Коммуны) — В/УШ-
На всякого мудреца довольно простоты, На
чало в 6 час. вечера.

Chee ee ГОО. ТЕАТР имени ЛЕНИН.
ского КОМСОМОЛА — В/У — утро — Васа
= слезнова, вечер — Парень из нашего a
i B час,   у = г
as gu Be чера, утреннего В 1
КОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (улица Ге
цена, 19) — 8/УПТ — утро—Давным-давно (те
cxne), вечер — Фронт. Начало в 6 час, вечеря,
г утреннего —в 12 4, дия,
-07; Сельскохозийст 3s
недоставке газет. в срок сообщать ‘no ООН en ae

Изд. № 504.

за

Л. КОРОБОВ.
Действующая армия; .

Пропагандьт — Д 3-11

mi
“ya

Л q

(1

wt

о
И
pelt
(ri
mica
get

ii
Ih
НИК
Ш
МП
Bag
И
ва
10H