i+

a

12 онтября 1939 г., № 235 (4418)

О УК ТЕК
тень E

= eek kal =

Пятнадцатилетие МАССР
COP

ЦВЕТУЩАЯ МОЛДАВИЯ

Четверть века назад, котла ныне цве-
тулая социалистическая Молдавия была
жалкой, нищей колонией дореволюционной
Ресит, произошел следующий памятный
ый. Несколько молдавских крестьйч,
доехенные  помещичьим произволом хо
КАЙней степени нужды ‘и ropa, реши-
ль ва ОТЧаянный поступок: опи похали
местному ‘чиновнику «прошение» @ жало-
й на своего тирана-помещика. Царский
цирал, заглянув в поданную ему бумагу,
пруппым, разматтистым почерком наложил
улюцию: «Молдаване? Мне такая на-
ция неиэвестна».

Вотих надменных. словах © исчерпываю-
mel полнотой выражена официальная. по-
дитиха правямтих кругов бывшей Россий-.
ый империи по отношению к отсталой,
улемнной пациональной окраине — Мол-
вии. Молдаван считали людьми второго
copra.
mMiaokeihos врестьянство Молдавии  ето-
ию ПЮд двойным гнетом — социальным
п национальным.

(мувлесят. процентов пахотной земли
Jorden принадлежало помещикам,  мо-
зитырям, кулакам, Нах забитым, несчаст-
ых народом измывалась, творя суд и
реправу, кучка земельных магнатов, при-
(ивших к своим рукам все природные
(тиетва края. Помещикю Гагарин влалел
{$ тысячами десятин земли,  Ижицкому
призаджежало 42 тысячи десятин, Леонто-
yay 40 тысяч, Сабинекому — 25 rer’
[В у
Hapox we имел’ собственной письменно-
ит, 92 процента молдавского ‘населения
(ыло неграмотно.
9ю был край нищеты, темноты и’ не-
peRecTBa,

Молдавская земля подвергалась  налте-
cmH несметных полчищ поработителей.
} Молдавии свирепствовали  белогвардей-
(ше генералы, украинские и молдавские
(рхуазные националисты, румынекие 3a-
титчики, орды гетмана Скоропадского,
Петлюры, Франко-польекие  интервенты,
рой лилась кровь рабочих и крестьян,
при ‘были ‘усеяны ° виселицами. Ho
1о схавалел молдавский народ. На зверства
июрвентов отвечал он восстаниями и
(ипощажной падугизанской войной.

{ помощью русского и украинского
пулетариата рабочие и крестьяне Молда-
pm завоевали освобождение. Молдавская
мыля была очищена. и

№ликая Октябрьская социалистическая
MOMMA навеки освободила молдавский
вр от’ оков рабства, мудрая ленинеко-
излинская ‘национальная политика pac-
пыла безграничные возможности для на-
нального возрождения, для экономиче-
шо и культурного развития страны.

12 октября 1924 тюда в Харькове co-
match третья сессия ВУЦИК УПТ созы-
м. На сессии было принято историческое
пютановление: «Образовать ‘в составе
ХР Автономную Молдавскую Советекую
(щналистическую Республику».

Патвадцать ‘лет! Срок не так уже ве-
Im, по kak изменилась Молдавия! Какие
есные превращения произвел в ней

ХОТИМ БЫТЬ ТРАКТОРИСТКАМИ

нарот, руководимый славной большевист-
ской партией, тением товарища Сталина!
‘ процентов крестьяноких хозяйств
я
aces урную, зажиточную

Бывшая «страна мамалыги», как назы-
вали когда-то Молдавию, превратилась в
передовую, культурную  индустриально-
аграрную республику. Свыше 80 процен-
тов всеи пахотной земли обрабатывается
тракторами; больше половины зерновых
культур убирается комбайнами

Все это обеспечило высокие урожаи в
республике. Урожай сахарной свеклы пре-
вышает 250 центнеров с гектара. Бывшая
звеньевая, & ныне председатель сельсове»
та, орденоносец Евгения Плачинла доби-
лась урожая 719 центнеров с гектара. На
Воесоюзной  сельскохозяйственной выютав-
ке от Молдавской республики представлены
5 МТО, 5 совхозов. 158 колхозов. БО кол-

. С
хозных товарных ферм, 1.270 передовиков
сельского хозяйства,

0 том, какими бурными темпами разви-
вается жизнь страны, ярко ‹видетельству-
ют пифры государственного бюджета. В
первый тод существования МАССР госбюд-
жет составлял. всего 2.800 тысяч рублей,
в этом. году — 128 миллионов рублей. Рост
B раза! В 88 раз по сравнению с
1924—25 гг. увеличились расходы на
образование, в 96 раз — на здравоохране-
ние.

Молдавия никогда не имела своей про-
мыпленноети, если не считать нескольких
лосятков мелких ремесленных мастерских.
За тольь двух сталинских пятилеток по-
строено три крупных консервных завода,
реконструирован сахарный завод, созданы
метатлообрабатывающий завод, швейная
фабрика и другие предприятия.

Республика имеет сейчас мошную кон-
сервную, винодельческую и мукомольную
промышленность,
техникой. Два консервных завода Совет-
ской Молдавии дают процентов всей
продукции дореволюционной консервной
промышленности России.

В Молдавии нет неграмотных. Это стра-
на сплошной грамотности. Свыше 100.000
детей обучаются в 504 школах. Создано
два высших учебных заведения, 6 техни-
кумов.

Свободная Молдавия заново строит соб-
ственную ‘национальную по форме и со-
пиалистическую по содержанию культуру.
Моллавский нарол’ имеет свою письмен-
ность; свои тазеты, журналы, книги, те-
атры, своих писателей, поэтов,  компози-
ов; :

В городах и селах республики живут
радостные, счастливые люди, преданные
сыны и пламенные патриоты великой ро-
дины всех народов ‘ СССР. И звонкая
песнь на молдавском языке несется нал
полями и фабриками. В этой песне талант-
ливый молдавский народ славит свою но-
вую замечательную жизнь, свою страну,
друга и отца всех трудящихся — великого

Сталина.
А. ПРИСС.

$

ПИСЬМО МОЛОДЫХ КОЛХОЗНИЦ

большей охотой записались ‘девушки
пашего колхоза в кружк по изучению
трактора, На первое же занятие пришли

а Лапиина — звеньевая первой брига-

ды, Аня Рожнова — заведующая хатой-ла-
бораторией. Грина ^ Колотушкина — няня
детских яслей, Шура Варенова — пючталь-

кп уногие другие.

У всех нс было страстное ^` желание
стать трактористками. Но сразу же мы по-
чувствовали, что комитет комсомола `напте-
№ колхоза (секретарь тов Сараев) не-
‘врьезно отнесся к организации работы
ружка. Оказывается, руководителем выде-
или махоопытного тракториста. Читали
влух мы глазу из учебника, & «руководи-
ть» пояснял прочитанное, да так путан-
но, чо ничего не поймешь. А вскоре он
воем перестал ходить в кружок. 8a пол-
тура месяца у ‘нас состоялось только чё-
тыре занатия, & предполагали собираться
18а раза в пятилневку.

0 нашей учебе говорилось  как-№ Ha
мусомольском собрании, где присутетво-
вати секретарь райкома комсомола тов. Ма-
100езв и инструктор обкома ВЛЕСМ тов.
Жаширин. Решили тогда просить, чтобы
ам выделили опытного тракториста И. Я.

Лалшина. Не знаем, что делал после со-
брания комитет комсомола, но больше за-
нятия У нас не проводились...
_ Читали мы недавно постановление IX
пленуиа ЦК ВЛЕСМ. Правильно там скз-
зано, что подготовка левушек-тракториеток
без отрыва от производства в Горьковской
области организована неудовлетворительно,
что обком ВЛЕСМ безответственно подошел
к этому крупнейшему государственному
делу. Мы ждали, что после пленума рай-
ком и обком ВЛЕСМ по-настоящему позабо-
тятея о том. чтобы  левушки-колхозницы
могли учиться тракторному делу. Но до сих
пор нас не обучают.

В чем же дело? Или комсомольские ру-
коволители ‘нашей области положили под
сукно решения 1Х пленума ЦЕ ВЛАСМ?

Е. М. ПЛЕТОВА, А. С. РОЖНОВА,
Я. ЛАПШИНА, Е. А. СТОРОЖЕВА,
А. КОЛОТУШНИНА, А. Л. ЗОЛИНА,
П. ВАРЕНОВА, А. А. ЗОЛИНА,
Е. А. КОТОВА.

Промколхоз «Красный судостроитель»

Городецкого района Горьковской области.

Л.
А.
А.

eA ES TRE OEE

оснащенную  переловой.

KOMCOMOJBCKA

SUR a a eee se Be в. МАХ:

Сцена из второго акта оперы «Алмаст»

ного театра оперы и балета.
{

Se me,

<

декаде армянского

‘

ДОРОГИМ ТОВАРИЩАМ

Мне знакомы лучшие произведения ар-
мянских. композиторов. Особенно хоропю я
знаю творчество Спендиарова, с которым
был близко знаком. Я внимательно слежу
з& успехами смелого и страстного худож-
ника Арама Хачатуряна. Не раз я восхи-
щался высоким, музыкальным мастерством
и проникновенным исполнением квартета
имени Комитаса. № нам приехали перво-
классные музыканты, которые будут ие-
полнять первоклассные произведения.

ДРУЖБА В ИСКУССТВЕ

Вчера приехали в Москву дорогие друзья
по искусству — художники армянекого на-
рола. ть

Спектакли декады армянского искус-
ства. несомненно, явятся еще одной яркой
демонстрацией великой сталинской друж-
бы народов, еше одним доказательством р0-
ста социалистической культурьь

Творчество ‚народа — вечный источник
настоящего, большого вдохновения: Это ло-
казали узбекская, казахская, грузинекая.
украинская, азербайджанская и. киргизская
декахы, проходившие в Москве.

day от армянокой декады не меньшей

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ. ТЕАТР

Декада армянского искусства, продолжая

‘нашгу новую традицию показа театрального
  и музыкального. творчества, советеких на-

родов, несомненню явится демонстрацией
подлинного расцвета культуры.

Лучшие произведения искусства носят
ярко выраженный национальный характер,
Вместе с тем они близки и любимы все-
ми народами Совотекото Союза. В Азербай-
джане поют задушевные русские песни. В
Москве идет замечательная грузинская опе-
ра «Абессалом и Этери». В степях Казах-
стана привольно звучал украинокие мело-
дии, в Киргизии готовится в постановке
опера «Евгений Онегин» па киргизоком
языке.

ГОРЯЧИИ

Через. несколько дней начнется декада
армянского искусства. Советская  обще-
ственность с нетерпением и большим интё-
ресом ждет этого музыкального события.

Мы получим возможность ознакомиться
с творчеством лучших композиторов Арме-
нии — Спендиарова, Тиграняна, Хачатуря-
на, Степаняна, Закаряна и др.

Мне лично особенно знакомо имя Хача-

туряна. Его фортепианный концерт испол-.

нялея не только в нашей стране, но и BO
многих крупных городах Европы и Аме-
рики. Редко приходилоеь мне слылиать му-
зыкальное произведение, которое было бы

Loa es

РАВДА

Е ААС A

я п

iy Ly
ve Uy ae i 5
WE

в постановке Армянского государствен-

Фото 0. КАФАФЯНА.
>

искусства в Москве

Декада армянского искусства ‘предста-
вляет огромный интерес не только для про-
фессионалов-хуложников, актеров, музы-
кантов. Ее значение — общенародно.

От лица советских композиторов горячо
привететвую вас в Москве, дорогие друзья,
мастера искусства солнечной Армении!

Р. М. ГЛИЕР,

народный артист Союза ССР,
орденонссец.

творческой радости, чем от всех предыху-
ших декад. Хочу бызь зрителем, жадно
вниуающим глубокой мудрости пока незна-
ROMOrO мне народного творчества. Хочу по-
стичь ритмы и темпы армянского танца,
увидеть его в спектаклях и особенно в
балете А. Хачатуряна «Счастье», © кото-
0х я тах много уже слышала,

Прявет мастерам армянского искусства.
Мы с нетерпением ждем их выступлений.

Ольга ЛЕПЕШИНСКАЯ,
солистка Большого театра
Союза ССР, орденоносец.

В Советской Армении, как и во всех
братских республиках, создаются новые

роги усшехи советского искусства, с ог-
ромным интересом будет смотреть и’ слу-
шать выдающихся представителей армян-
ского искусства.
Еще ло приезла Ереванского театра опе-
ры и балета в Москву я много слышал о
замечательных слектаклях этого молодого
и талантливого коллеклива. Можно заранее
прелеказать ему большюй успех в Москве.
Б. МОРДВИНОВ,
заслуженный артист республики,
главный режиссер Большого театра
СССР. .

ПРИВЕТ!

так тесно связано с народной. музыкой, ках
этот концерт, Многие сочинения Хачату-
ряна по праву являются украшением ре-

‹пертуара советских пианистов,

Я лружески приветствую представителей
искусства Советской Армении. Несомненно,
что мои чувства и
успеха разделяют всё

горячие пожелания
налии работники

искусств.
ЯКОВ ФЛИЕР,
лауреат всесоюзного и международ-
ного конкурсов = исполнителей,
орденоносац.

МАИ ea ae a i

песни, симфонии, оперы. Каждый, кому ло-

PE eee МЕ

ФИЗКУЛЬТУРНИКИ.
ОДНОГО СЕЛЕНИЯ.

„..Стрйный, дочерна загорелый SNS
откинув назад голову, бежит по долине.
Перепрытивая через канавы, преодолевая
холмы и пригорки, он быстро приближает-
ся к финишу. Выстроившиеся вдоль доли-
ны ‘люди, затаив дыхание, следят за бегу-
ном. Но вот он у финиша; Сулья засекает
время и громко об’являет:

—- Изет Джелилев пробежал п пересе-
ченной местности 5 километров за 16 ми-
нут!

Зрители-колхозники приветствуют побе-
дителя.

В селении Топчи-Кой знают He только
имена своих бегунов, но и их лучшие ло-
стижения. 3a рекордами бегунов внима-
тельно следят. Веех интересует соревнова-
ние лвух «соперников» — стайеров Изета
Джелилева и Сейтвеля Османова. Вот уже
несколько месяцев они не отстают друг от
друга. Последний результат у обоих —
5 километров за 16 минут. Но зато по
прыжкам с разбега Изет опередил Сейтвеля,
Он’прыгает на шесть метров, & Сейтвель
всего на пять. Почти догнал уже Изета
другой комеомолец -— Петр . Полторацкий.
Оя прыгает на 5 метров 80 сантиметров и
C каждым днем улучшает свой результат,

Около гола в кружке физкультурников
колхоза «12-й Октябрь» тренируется
хоманла бегунов и прыгунов. Занятия по
бегу и прыжкам проводятся ежедневно.
Особенной популярностью пользуетея  срели
молодежи селения бег с боевой винтовкой
по пересеченной местности. Изет Джелилев
говорит:

— Враги от нас будут убегать быстро.
Во все-таки нужно догнать и уничтожить
врага. ,

# + *

Комсомольское собрание было пюсвяще-
но одному вопросу: «Военная физкультура
й как она тазвивается ‘у нас». Ито-то
предложил организовать  волейбольную
команду. Ему возразили, что волейбол к
военной физкультуре никакого отношения
не имеет. Тогда выступил Изет Джелилев.
Он горячо сказал:

— Кто думает так, пусть лучше мол-
чит. Волейбол — это прыгать. Волейбол—
это ловкость. А красноармейцу нужно. хо-
рюшо прыгать’ и быть ловким.

Капитаном волейбольной команды стал
Изет. Ho скоро оказалось, что одной
команды мало. С кем же играть? Тогда
Анфат Муртазаев организовал другую
команду. Скоро увлечение волейболом
охватило всех. о

Анфат Муртазаев узнал: неподалеку, в
совхозе «Коминтерн», тоже есть команда.
Послали нарочно в совхоз. Совхозная
команда вызов приняла. Первая же встре-
ча принесла топчикойцам победу. Cosxos-
ные волейболисты решили взять реванш.

Теперь уже ‘они прислали вызов. Сыграли
еше несколько раз. Й кажлый раз побела
оставалась за топчикойцами.

Команлу пригласили на районные волей-
больные соревнования в Бахчисарай. Ше-
THB волейболистов колхоза играла’ сборная
команла Бахчисарая. И тут топчикойцы
испытали горечь первого поражения. Де-
мой возвращались молчаливые. Изет Дже=
лилев долго крепился, потом не выдержал,
закричал:

— Чего  заскучали? Ничего. Теперв
будем лучше играть. Вы’ думаете, волей-
бол— это забава? Не-ет... Тут тоже нужно

аавила знать.
+ + ж*

Однажды секретарь комсомольского ко-
митета Умер Аметов сказал:

_ — Волейбол — это очень хорошо. Ho
вот в Бахчисарае комсомольцы научились
гранату бросать. . ее

Услыхавший эти слова Серафим Корпуе
поговорил с комсомольцами, потом все при-
шли к Умеру:- j

— Давай этот вопрос на комсомольскох
собрании обсудим. ‚ Satie ;

Обсудили. Решили организовать кружое
гранатометчиков. Стали думать, кому бы
Это дело поручить. ; i

Изет как-то незаметно сделался   3
культурным организатором в колхозе. Ре-
шили, ч1т0 он ‘справится е организацией
кружка. В тот же день он поехал в Бах-
чисарай. Привез несколько учебных rpa-
нат и плакат-посойие. В кружок записа-
лось 37 человек. Стали заниматься. Ско-
ро. были установлены первые рекорды по
метанию гранаты. Серафим Корпуе бросил
гранату на 60 метров, Евгений Ropnyc—
тоже на 60. И уж конечно от них не от-
стал Изет Джелилев. На районных сорев-
нованиях молодые гранатометчики` колхоз
завоевали второе. место.

я

Много достижений у физкультурников
селения Топчи-Вой. Недавно по инициа-
тиве комсомольцев организовался кружок
самокатчиков-велосипедистов. Создан стрел-
ковый кружок, и 9 человек уже получи-
ли значок «Ворошиловский стрелок». 27
человек сдали норму на значок «Будь го-
тов к труду и обороне». r

Физкультурникам хорошо помогает сель-
ский совет. Недавно совет отпустил Ha
приобретение спортивного инвентаря для
физкультурного кружка 1.200 рублей.

Комсомольский комитет колхоза и ero
секретарь Умер Аметов повседневно з360-
тятся о физкультурном кружке. Й поэто-
MY OH Tak преуспевает.

Ан. КАЛИНИН.

Селение Топчи-Кой и.
Бахчисарайского района
Крымской АССР.

НЕРАДИВЫЕ ПОМОЩНИКИ

На Иртыше, недалеко от города Усть-
Баменогорека, идет подготовка к строи-
тельству мощной гидроэлектростанции. На
правом берегу реки уже ведутся строитель-
ные работы, готовят земляное полотно для
железной дороги.

Над рекой, почти на отвесной скале,
прокладывается путь для железной и шос-
сейной дорог. Строится рабочий поселок.

‘С весны будущего года здесь приступят
Е сооружению самой плотины и мощной
тидроэлектростанции на 240 тысяч кило-
ватт. Ее энергия поможет разработать бо-
гатейнгие недра Алтая. Страна получит ог-
ромное количество ценнейших металлов —
золота, свинца, пинка, олова и вольфрама.

С большим под’емом, самоотверженно
работают передовые люди строительства.
Широко развернулоеь индивидуальное обу-
чение молодежи. Ввалифицированный печ-
ник Фенькин обучил своему делу четырех
колхозников. Мастер Сергиенко обучает
комсомолок Старожилову и Лукьянову.

Молодые строители могли бы работать ©
еще большим успехом, если бы комсомоль-
ские организации по-деловому помогали им.

‚К сожалению, Воеточно-Казахстанский
обком комсомола не уделяет внимания этой
важнейшей стройке.

В начале мая обком партии поручил по-
слать на строительство 235 комсомольцев.
Обком комсомола еще не выполнил этого
решения.

6 июня секретарь обкома ЛЕСМ Казах-
стана тов. Гайнуллин выступил в област-
ной газете «Прииртышекая правда» со

статьей. Он писал, что Иртышгрэс должна

стать молодежной стройкой. Но это вы-_
ступление так и повисло в воздухе. Только
5 августа обком обеудил вопрос об участии
комсомольцев в сооружении гидроэлектро-
станции. Было решено послать: на строи-
тельство не 235, а тысячу комсомольцев.
Но обком комсомола не контролировал, как
идет отбор людей. На етроительстве. сейчаю
занято веего 155 комсомольцев. В

Бюро обкома в своем решении о посыл-
ка тысячи ‘комсомольцев потребовало от
руководителей строительства выделить спе-
циальные бараки для комсомольцев. Созда-=
лось ненормальное положение: для того,
ч10бы принять рабочих, нужно жилье, что-
бы построить жилье, нужны рабочие.
Комсомольнам следовало предварительно
рассказать об условиях ‘работы, о том, что
им придется временно жить в палатках и
легких бараках.

В общежитиях кехватает постельного
белья, матрацев, баков для питьевой воды,
умывальников. Все это в области есть, но
работники Верхне-Иртышекого  пароход-
ства, несмотря на все просьбы, отказыва-
ютея отправить из Семипалатинска сотни
кроватей, 600 комплектов постельного
белья и 290 теплых одеял, предназначен-
ных для стройки.

Комсомольцы могли бы помочь организо-
вать отправку всего этого. Важно не толь-
го дать стройке людей, но и обеспечить
им нормальные условия трула и быта.

К. НИКОЛАЕВ.
Усть-Каменогорск,
Казахская ССР.

НАШ ЛЕРМОНТОВ

К 1725-летию со дня рождения

вруонтов — один из величайших поэ-
в руской и мировой литературы. При-
бжающийся его юбилей — 125 лет со
ия рождения — уже сейчас обнаруживает,
к дорого ето творчество читателям всех

мов Советского Союза. Творчество Лер-

Vorrons —Hame законное паследию. Лер-
тов — наш Лермонтов.

(тихотворения Лермонтова, ето поэмы,
0 проза, его. пьесы — превосходная шко-
№ эстетического вкуса: Художественное
вершенство произведений Лермонтова ——
18 только результат гениальноети, но и тру-

м, подиктованного бесконечным уваже-_

ви К читателю. Мало кто помнит из ли-
 ераторов, что Лермонтов сам из пяти TO-
\в собраний своих сочинений признал
пПринуными для опубликования только че-
ТЫ десятка мазваний, ‘включая’ прозу,
TONE, драмы, лирические, стихотворения.

Mlb сколько среди произведений, кото-

De Jepwrnon признал еще не готовыми

Я печати, гениального и совершенного,

ношение Лермонтова к своему творче-

(ру — урок для многих из нас. Лермонтов
NOT наи прихер высокого и еправедливого
\ужевия к читателю, А вель наш чита-
ль заслуживает бесконечно большего
Уажония, чем читатель, в которым имел
№10 Лермонтов. Наш читатель имеет право
18 литоратуру воликую и по содержанию
1 пр соверщенетву выполнения.

Тормонтов в своем творчестве бесконечно
Мзнозбразен. Он- певец интимнейших дви-
тений человеческой души, он — создатель
ФБершениейлтих описаний природы, ой. пи-
М 0 бурных народных движениях, он

=

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ,

тпевно и непримиримо выступал против са-
модержавия. Он был и ромамтиком и роа-
листом.
Широта
ствительности
его широким,

художественного охвата дей-
Лермонтовым  об’ясняется
хотя и невыработанным по
условиям времени до конца, философеким
и’ политическим мировоззрением. И в этом
Лермонтов также необычайно поучителен
для всей последующей и для нашей совет-

сгюй литературы.

‚прочувствованные,

Лермонтов учился в Московском универ-
ситете одновременно © Белинским, Герце-
ном, Отаревым, Станкевичем, Он был в
курсе философских исканий эпохи. Он знал
и Канта, и Шеллинга, и Гегеля. Когда
Лермонтов поет о земле м небе, о рае и
зде, о демонах и ангелах, то это не про-
сто внешняя номенклатура. Поэзия Лер-
монтова имеет под собой философскую oc-
нову. Ве это — поэтически пережитые и
органическим образом
переведенные в поэтический план фило-
софские понятия ето времени.

У лучших людей 30-х тодов философ-
ские искания были связаны © процессом
выработки политической программы обяов-
ления самодержавно-крепостнической Рос-
сии, Все творчество Лермонтова, букваль-
HO все, имеет под 60б0й политическую
основу. Столкновение личности и‘ обще-
ства, воспевание сильной, волевой, неза-
висимой ‘индивидуальности, мучения. стра-
стей, ‘глубокие раздумья, — все это бази-
ровалось на ненависти к Россжи Николая
и Бенкендорфа, все это было связано с
процессом выработки новой политической
программы революционно-демократического
преобразования родины. ‘

Лермонтов-поэт — политический трибун,
его голос звучал, употребляя его слова,
как колокол на башне вечевой, воспламе-
няя бойцов для битв. Вместе с Некрасовым
Лермонтов является величайшим политиче-
chum поэтом и лириком ХХ века в Poc-
сии; Он продолжил, развил и углубил по-
литически › поэзию, созданную Рылеевым
и Пушкиным. Лермонтов являет с0б0ю
пример того, как философские искания, как

передовые политические переживания при-
дают голосу поэта гениальный размах и
доставляют ему аудиторию в масштабе
всей страны. :

Беспошално борясь против помещиков
и царизма, Лермонтов по-настоящему, ©
пламенной силой истинного патриота
любил свою родину и свой народ. Пред-
метом его гордости были He цари и
министры, не официальная слава им-
перии, а подвиги народа, величие народа.
Он тгорлилея поколением, которое изгнало
из пределов России Наполеона и выдви-
нуло из своей среды декабристов. Он
понимал, что лишь воодушевление, создав-
шее первую шеренгу русских революцио-
неров в ХХ веке, могло добиться боль-
ших результатов и в борьбе с внешним
врагом. Стихотворение «Родина» Лермон-
това вызвало следующие ‘замечательные
слова пламенного революционера. и социа-
листа Добролюбова: ete

«Лермонтов... — писал Добролюбов, —
умевши рано постичь недостатки  совре-
менного общества, умел понять.и то, что
спасение от этого ложного пути находит-
ся только в народе. Доказательством слу-
жит его удивительное стихотворение «Po-
дина», в котором OH становится реши-
тельно выше всех прелрассудков патрио-
TH3Ma и понимает любовь к отечеству
истинно, бвято и разумно... Полнейшего
выражения чистой любви к народу, гу-
маннейшего взгляда на его жизнь нельзя
и требовать от русского поэта».

И в наши дни пашлись люди, которые
попьталиеь было отнестись к патриоти-
ческой теме в литературе иронически. Ни-
когда еще народы Советского Союза не
имели так бесконечно ‹ много оснований
гордиться своей родиной и ee илезлами
СССР — территерия, ка которой самые пе-
педовые  ндеалы.. человечества, идеалы
Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина.

нашли свое победное осуществление. У на-
ших поэтов уже нет и не может быть
раздвоения, которюе было y Лермонтова,
котла он писал о России. Задача нашей
литературы — развить и укрепить патрио-
тическую тему, отнестись к ней так же
серьезно, Kak Лермонтов, и выразить ее
с неменьшей поэтической силой. —
Лермонтов — поэт, который творчеством
своим символизирует братские ` чувства,
всегда воодушевлявшие лучших людей на-
шей необ’ятной родины. Поэт с «русскою
душой», он черпал влохновение из народ-

‘ной поэзии и литературы народов Кавка-

за. В обстановке, когла официальная куль-
тура сеяла только презрение к упнетен-
ным царизмом народам, он с величайшим
вниманием и признательностью отнееся к
жизни и культуре народов, © которыми
ему пришлось столкнуться на Кавказе. В
«Мцыри» справедливо видят слелы влия-
ния Руставели. Он заимствовал из азер-
байлжанского фольклора свою очарователь-
ную сказку «Ашик Кериб» ит, д., ит. д.
Этими свойствами поэзии Лермонтова 0б’-
ACHACICA и 6 могучее влияние на лите-
ратуру народов Кавказа, о котором евиде-
тельствует. творчество грузинских писате-
лей Бараташвили, Чавчавадзе, армянско-
го — Туманяна.

Лермонтов  отличалея замечательным
вниманием к особенностям современной
ему действительности. Он развил в cebe
умение быстро и полно откликаться на
актуальные вопросы современности. Про-
шло только несколько лет после того, как
Пушкин создал «Евгения Онегина», а  0б-
раз молодого человека тото времени уже
изменилея, приобрел «печоринские»  чер-
ты. Й Лермонтов тут же, в процессе изме-
нения‘ самой лействительности, создает об-
паз Печорина, самого совершенно вытюол-
ионното типа людей конца 30-х и начала
40-х годов.

Буржуазные критики не раз говорили,
что писатель может воплотить в искус-
стве черты жизни только уже отдалив-.
шейся от современности, потерявшей свою.
злободневность. Это никогда не. было епра-
ведливым, хотя отголоски этих взгляхов
иногда давали себя знать и в советской
литературной общественноети. Творчеству
Лермонтова дает гениальное опровержение
этого тезиса: Творчество Лермонтова —
урок и напоминание современным писате-
лям. Наша замечательная лействительность
6 ©6 изумительными ‘людьми, с ее подвига-
ми, с ее обаянием, с ‘ее славой должнф.
стать тлавной темой современной нам со-
BETCKOH художественной литературы. on

Й еще одна черта в творчестве Лермон=
това яваязтся нам близкой и хорогой. Лер-
монтов: тлубоко уважал человеческую лич-
ность. Какое боталетво он находило в глу-
бине её психики, с какой страстью of
искал человека сильного, не потерявшего
своего достоинства, своих гражданских лоб-

лестей, способного дать отпор угнетателях
и гасителям разума! ЕТ
Социализм созлал впервые строй, при
котором способности человека находят себе
полный простор хля своего развития, с03-
дал строй, где коллективная и индивиду-
альная жизнь взаимно дополняют и 06-
гащают друг друга в органическом един-
стве. Вог эту любовь к человакя и ува-
жение к человеку необходимо усвоить каж-
дому писателю, когда он пишет о поло-
жительном герое нашей современности. Это:
и даст ему возможность художественно
проникнуть в смысл его дела, в мотивы
ето поведения, дать ему равноценное лиз
тературное воплощение. Й в этом отнопе-
нии Лермонтов глубоко поучителен для на-
шего сегодняшнего хня,
Лермонтов-—натш спутник в великом де-.
ле создания. нашей социалистической ли-
тературы. В. КИРПОТИН.