14 октября 1939 г.,

тым мкс,

we Le ОА

=

(то двадцать пять лет назад родился
реликий русский поэт Михаил Юрьевич
Лермонтов. Годы детства он провел в семье
стоей бабушки Е. А. Арсеньевой, горячо
‘уюбившей внука.

В этой семье Лермонтов елыхал о вос-
мании и о кровавой расправе над лека-
бристами. Рылеев посвятил стихи одному
пз братьев Арсеньевой, а Пестель был дру-
хен.с другии ее братом. Можно считать
родне вероятным, что все эти вольно-
любивые настроения оказали влияние и
‘ma булущего поэта. i

Писать стихи Лермонтов начал! рано —
летырналцати лет. Еще будучи воспитан-
уииком Московского благородного пзисиона,
Лермонтов страстно увлекался литературой.
Тайно и с волнением. перечитывал он_3А-
пещенные и холившие по рукам стихи
Пушкина и Рылеева. В результате — уже

рвыю ето опыты были проникнуты лду-

у в протеста и непокоретва, а революцию

1830 гола во Франции он приветствует

«воими стихами.

После недолгого пребывания в Москов-
(кох университете, откуда Лермонтов был
фактически улален за участие в лемон-
страции против невежественных и pear-
ционных профессоров, мололой поэт вы-
‘HYRICH продолжать свое образование в...
мколе кавалерийских юнкеров в Петер-
„бурге, 4

Лва года, проведенных Лермонтовым в
‘рнкерской школе, он сам назвал страп-
ными голами. Ужасающей была казармен-
я атмосфера, в которой  воинствующее
невежество сочеталось с  маниакальной
приверженностью к «фрунтовой выправ-
re> BO всех ее видах. Не находил утеше-
ния Лермонтов и в растленной светской
(реле Петербурга. Но окружающая обста-
зовка все же не угасила в нем ни его
Teun, HA ero горлое свободолюбие. В
1835—36 г. Лермонтов создает «Умираю-

шею гладиатора», «Боярина Оршу» и
\ драму «Маскарал», которая была немед-
‘ денно залешена драматической цензурой.

В 1837 году наступила трагическая да-
та, бурно отозвавшаяея не только на 0б-
пественной жизни всей страны, но и па
бпографии Лермонтова: день убийства
Пушкина. В этот день Лермонтов был 60-
мн. Но лише только ло него дошла, страши-
ная весть о смертельном ранении. великого
поэта.— он написал свой знаменитый и
потрясающий отклик — стихотворение
«Смерть поэта». Эти постине пламенные
роки, облитые горечью и злостью, про-

№ 236 (4419) °

ЕНИАЛЬНЫЙ ПОЭТ РУСС!

1 * }

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

(БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА)

звучали на всю Россию как емелый вы-
30B царю и «высшему свету». По призна-
нию современников, никогла еше в России
стихи не производили такого огромного и
повсеместного впечатления. К тоглалинему
царю Николаю они были/ посланы с мно-
гозначительной налписью: воззвание к ре-
волюции. Лермонтов был арестован, судим
и по приказу царя сослан в действующую
армию на Кавказе.

Вопреки всем стараниям властей, поэт
пишет в период с 1837 по 1840 год та-
кие произведения, как «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и
ухалог купца Калалиникова», «Мцыри»,
«Герой нашего времени», «Сашка», «Бег-
лец», заново обрабатывает «Демона», со-
здает такие жемчужины гражданской ли-
Рики, как «Поэт», «Дума», «Кинжал». По
приезде в Петербург, куда он ‘быя возвра-
шен благодаря связям и хлопотам Арсень-
евой, Лермонтов завязывает знакомство ©
известнейшими литераторами. Он сам— уже
признанный поэт. В 1837 году выпью в
свет «Бородино», в 1838 году — «Песня
про паря Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова».
Лермонтов сразу вошел в русскую литера-
туру как великий творец.

В 1840 году поэт встречается на дуэли’
с сыном французского посланника Баран-
та. Явные и тайные жандармы сразу ухва-
тились за этот повод, чтобы избавиться от
ненавистного им поэта. Лермонтова снова
предают сулу и снова ссылают на Кавказ.
Он принимает участие в боях и уливляет
всех. своей героической — храбростью,
В 1841 году он опять посещает Петер-
бург. „Здесь он хлопочет об отставке и
стремится пеликом отдаться  литератур-
ному труду. Но этого-то как раз и боятся
жандармы и палачи. Они толкают Лермон-
това на путь гибели, они приказывают
ему в 24 часа убраться из столицы на
Кавказ. Лермонтов вынужден уехать.
В Пятигорске он встречается е офицером
Мартыновым. Столкновение, спровоциро- <
BanHoe этим убийцей, подосланным цар-
скими жандаруами. заканчивается дуэлью.
Пуля Мартынова сразияа Лермонтова напо-
вал. По утверждению одного из современ-
ников, парь, узнав об убийстве Лермонто-
ва, цинично заметил: тула ему и дорога
(по другой версии — лаже еше наглее и
откровеннее: собаке — собачья смерть).

Так спустя четыре года после убийства
Пушкина царская Россия расправилась с
другим великим народным поэтом —
Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.

NEBELL
СВОБОДЫ

Чи меня волнует в творчестве Лермон-
това?

Прежде всего—его обличителыные стихи.
лолные «гневиюго сарказма и*’`необычайной
дальновихноети, доходящей почти до про-
рочества. :

В таких стихотворениях, как «Жалобы
турка», поэт, осуждая и разоблачая поли-
тический строй парской России, где «ето-
нет человек от рабства и цепей», прямо
заявляет, что «есть сул земной и для ца-
ей» и что наступит время, «когда царей
ворона упадет».

И не случайно, спасаясь в бессильной

п яростной злобе 01 его обличительных
стихов, царское правительство прибегает
К подлейшему, ню не раз им испытанному

средству — убийству с помощью‘ грязных
лаемников.

‚  Пельзя без глубокого внутреннего вол-
ления читать замечательнейшее произведе-
ние Лермонтова «Беглец», в котором“ он
обрекает на’ вечный позор бежавшего с

в ком не нашел участия беглец Гарун.
Даже мать, проклиная, гонит его от своих
зверей!

Ты умереть не мог со славой,

Так удались, живи один.

В другом крупном произведении-—поэме
«Мцыри» — Лермонтов выражает всею силу
зюви к родине и свободе, его тянет туда,
116 «люди вольны, как орлы». За жизнь
На свободе, лаже «полную тревог», поэт,
ли бы мог, отлал две жизни.

А сколько силы, отваги и красоты в
описании боя Мцыри с барсом: «И мы,
сплетясь как паря змей, обнявшись креп-
Ч двух друзей, упали».

Лермонтов — поэт огромного темпера-

хента, ярчайшей красоты стиля и певец
‘вободы-—является олним из наиболее лю-
к мых друзей и собеселников нашей моло-

ф. Н. КОВАЛЕВСКИЙ, ©
завода «Серп и молот»,

< ® >

ежи.

экономист

«..И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча,
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво».
(«Песня про царя Ивана Василье-
вича, молодого опричника и удал

лого куппа Калашникова»).
Рисунок А. миИРОШХИНА.

+ pent; rece

поля брани. Нигле не сыскал приюта, ни’

ЗА ЧТО Я ЛЮБЛЮ
ЛЕРМОНТОВА

В последний период своей жизни Лер-

монтов. писал: я
Не дождаться мне видно своболим,
А тюремные дни бухт годы...

В этих словах выражена ‘трагическая
судьба великого. поэта, поднявшего могу-
чий и гневный голое против глухой и
душной поры николяевского режима.

Лермонтов — один из любимейших моих
поэтов. Почти всю его лирику я знаю
наизусть.

«Смерть поэта», «Монолог»; «Парус»,
«Мцыри». «Лемон» и другие `стихотворе-
ния запоминаются навсегда. Лермонтов нам
близок и дорог. Его пламенный поэтиче-
ский лар выразил стремления и надежды
русского народа. :

Царское самодержавие в состоянии было
убить поэта физически, но He в силах
было ‚убить мужественную силу лермонтов-
ской ’, поэзии, зовущей к - свободе и
счастью.

Народы Советского Союза под рукозод-
ством партии большевиков построили со-
циалистическое общество. Осуществились и

Торжествий, дорогая отчизна моя,
‚И забудь вековые невзгоды,—
Воспарит сокровенная дума твоя:

залог,
Вот горящее вечно светило,

дорог,
Благородная, мощная сила!..

стали реальностью благородные мечты СВЯТОЙ,
поэта о человеческом. счастье. as i
Могучая поэзия Михаила Юрьевича С ним пойдешь ты доверчиво, смело,

Лермонтова будет жить вечно. С ним научишься ты
ПЕТР КУЗИН,

Стахановец завода имени К. Маркса.

на бой
За великое, честное дело.

Вот предвестник желанной свободы!

Она будет, поверь!—Вот священный

Верный спутник и друг по крутизнам

К мавзолею искусств, в храм науки

Я ПРАВДА -

ПЕРА Е ИЕН ВЕ

Рис. Н. АВВАКУМОВА.

< ФФ хх >

ВЕЛИКИЕ КРИТИКИ -
О ВЕЛИКОМ ПОЭТЕ

«Лермонтов же обладал, конечно, громадным талантом и, умевши
рано постичь недостатки современного общества, умел` понять и то, что
спасение от этого. ложного пути находится только в народе».

Н. А. ДОБРОЛЮБОВ.

«..Мы узнаем в нем поэта русского, народного, в высшем и благо-
роднейшем значении этого слова, — поэта; в котором выразился ‘истори-
ческий момент русского общества».

*
«Поэзия М. Ю. Лермонтова — это могучая горная река истинного

творческого вдохновения, река, которая. не. знает. пределов-и границ’ и
которая, несомненно, вольется в будущее».

В. Г. БЕЛИНСКИЙ.

А. И. ГЕРЦЕН.

ПЕРЕД ПАМЯТНИКОМ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА.

Не умрет, не поблекнет в тебе уж
тогда

Его образ задумчивый, гордый,

И в ущельях твоих будут живы
всегда

Его лиры могучей аккорды.

Возлюби же его, как изгнанник-
поэт
Возлюбил твой мрачные скалы,
 H почти, как святыню, предсмертный
привет
Юной жертвы интриг и опалы...

быть готовой

КОСТА ХЕТАГУРОВ.
Пятигорск, 16/УИГ 1889 г.

ГЕРОИ ДВУХ ВРЕМЕН

Елва успели. царские. слуги каторгой и
виселицей «замирить» декабристов, едва
успели прострелить навылет непокорный
пушкинский голос, как «В царстве мглы,
произвола, молчаливого замирания. гибе-
ли без вести. мучений с платком во рту»
раздалась новая мятежная поэтическая
речь.

Когда читаешь” произведения Лермонто-
ва, то кажется —=вот-вот услышишь его
голое, родной голос, в ‘котором энергия и
призыв, тоска по настоящей, неведомой ‘ро-
хине. Когла читають и  перечитываешь
«Родину», ‘TO кажется, слышишь, как
бъется прекрасное сердце поэта. Особенно
Лермонтов дорог нам, молодым.

Герой замечательного произведения М. Ю.
Лермонтова Григорий Александрович Печо-
рин, человек незаурядного ума,
способностей, записывал в своем дневнике:

«Пробегаю в памяти все мое прошедитее
и спрашиваю себя невольно: зачем я жил?
для какой пели я родился? А, верно, она
существовала, и, верно, было мне назна-
чение высокое, потому что я чувствую в
душе моей силы необ’ятные»...

Стела, воздух. которым лышал Печорин,
обрекли его ум на бесплодное кипение,
его активность, по выражению Белинско-
го, была «пустой леятельноетью»: .

Печорин был решителен, мужественен,
смел. Его натура требовала настоящей ак-
THBHOCTH. достойной человека цели, борь-
бы, тревоги, подвига.

Но класс. из которого он вышел, был
морально растлен. Печорин не имел си-
лы освободиться из-под духовного гнета
этого класса, примкнуть к чему-то иному,
здоровому, непобелимому.

Моральное оскудение, старость в моло-
дые голы — вот удел героя лермонтовского
времени.

Людям нашего времени трудно понять
настроение Печорина.

Мне думается, что советский мололой
читатель — двадцпатилетний токарь, во-
семнадцатилетняя ‘вузовка, читая лермон-
товского «Героя нашего времени», не мо-
гут предельно ясно, «во плоти и крови»,
представить себе живого Печорина, е егэ
думами, с его постоянной скукой, с холод-
ным, бессильным отчаянием.

Терой лермонтовского времени неизме-
римо далек образу героя нашего совет-
ского времени, образу представителя на-
шего поколения, личности яркой, полно-
кровной, действенной.

Терой нашего времени безраздельно вла-
деет ‘умом и сердцем молодежи. Он любим,

редких:

Советское поколение  героично. Девиз

«не успокаиваться на достигнутом» лучше
всего выражает целеустремленную энергию
народа.

Рабочий повысил  произволительность

трула на своем станке вдвое. Но ему это-
го мало. Он нашел возможность внести по-
правку в конструкцию станка. Производи-
тельность етанка еще более повысилась.
Рабочий, хозяин своего труда, упорню про-
должает поиски и приходит к выводу, что
может обслужить несколько станков еразу.
Польза, приносимая им ‘обществу, неизме-
римо вырастает. Он продолжает поиски.
Нет предела инициативе, активности, твор-
ческому дерзанию освобожденного человека.

Вот в нем-то заключена сущность на-
шего времени. Он. простой человек, — ге-
рой нашего времени. Горизонты его расши-
рились. ум не кипит бесплодно, а неуто-
мимо работает на благо общества.

От сознания своей полноценности, бла-
городства своих залач он поднимается до
невиданного — совершает, казалось бы,
немыслимый, нечеловеческий подвиг. Олин
красный воин выступает против полсотни
озверевших бандитов. Олин советский пи-
лот вступает в бой со звеном вражеских
самолетов. Вступает в бой и побеждает.

Апатия, безразличие, хандра, сознание
своей бесполезности, чувство обреченности
так же дико, так же невозможно в нашей
среле, как нищета, голод, классовое нера-
венство.
` Простой советский человек, герой наше-
го времени, плавит сталь, трактором под-
нимает целину, штурмует Эльбрус, читает
лекции.

Ему не наскучат науки и книги, он
знает их силу, знает, что полученные им
духовные богатства не пропалут даром.

В отлячие or Печорина, человека без
цели, без сульбы, Советский Простой Че-
ловек — Герой Сталинской эпохи имеет
твердую конечную цель. Она едина и в
личной, и в общественной жизни. Ради до-
стижения этой цели стоит жить и 00-
роться.

Эта цель — построение коммунистиче-
ского общества.

Эта цель и место молодого человека в
достижении её определены великим п0э-
том, — прололжателем творческой’ ` линии
Пушкина— Лермонтова-—ТГорького и нова-
тором русской литературы, — Владимиром
Маяковеким.

Коммунизм,

это — молодость мира,

ему подражают. Человек осмысленного  @ 60 ее

творческого труда, человек высокого пол- ри Koxokine:

вига, он отмечен чертами, которые не мог- т

ли получить своего свободного развития У В. ВАСИЛЬЕВ,
людей времен Лермонтова. Эти черты: сы- сенретарь Ростокинского
новья любовь к отчизне, стремление к райкома ВЛКСМ.
лучшему, смелость и мужество. Г г, Москва. i

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЛЕРМОНТОВА
В СОВЕТСКОЙ МУЗЫКЕ

Чарующая поэзия Лермонтова всегда
привлекала композиторов своею свежестью,
мелодичностью, яркостью красок. Ее при-
тягательная сила оказала свое могучее
возлействие на советских композиторов.
Известно, что на слова Лермонтова’ напи-
саны романсы композиторами Мясковским,

.  Тедике, Асафьевым и другими.

3% последнее время советская музыка
обогатилась ‘новыми произведениями Ha

тексты. Лермонтова. Композитор Василенко.

недавно написал цикл «лермонтовских»
романсов. Среди них — «Желание», «Кин-
жал», «Черкесская песня». Композитор
Бирюков сочинил пюесть романсов под 0б-
щих названием «Портрет женщины».

Нат текстами Лермонтова работают ком-
позиторы Шварц, Гамбург, Зарь Левина
и другие.

Из крупных произведений советских
композиторов надо отметить оперу Асафьева
«Вазначейша», оперу Аксюка «Вадим» и
большюе хоровое произведение «Песня про
купца Калашникова».

ПЛАМЕННЫЙ ПАТРИОТ

«Всякая благоролная личность, — писал
Белинский, — глубоко сознает свое кров-
ное ролетво. свои кровные связи с отече-
ством... Любовь к отечеству должна вы-
ходить ‘из любви к человечеству, как част-
ное из общего.

Любить свою ролину значит —+ пламенно
желать видеть в ней осуществление илеала
человечества и по мере сил’ сроих епоспе-
птествовать этому... Нельзя не ‚любить оте-
чества, какое бы оно ни, было: только на-
хсбно чтобы эта любовь была не мертвым
довольством тем, что есть, Но живым же-
ланием усовершенетвования».

Такой любовью к ‘ролине и было про-
низано вее творчество Лермонтова. Он. пи-

cad:

«Москва, Москва!.. Люблю тебя
` как сын,

Как русский, — сильно, пламенно
и нежно!

Лоблю священный блеск твоих седин

Й этог Кремль зубчатый,

безмятежный».

«Сильно. пламенно и нежно». Именно
так и любил Лермонтов свою ролину. Но
в те годы, когла правящая клика излева-
лась над родинюй и угнетала се, патрио-
тическое чувство не могло быть только
светлым и радостным чувством. Некрасов
замечательно охарактеризовал патриотиче-
ское чувство русского человека дореволю-
ционной эпохи: !

«Ито живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей»,

—— сказал он.

Й эю было глубоко верно. Любовь к
родине была неотделима и от величайшей
печали. вызызавщейся страданиями наро-
да, и от чувства глубокого гнева, обра-
шенного к угнетателям народа.

Патриотизм Лермонтова прежде всего
выражалея в глубоком неголовании, В
обличении потомков «известной подлостью
прославленных отцов», в той беспощадной

силе; с которой он говорил о страданиях
своей родины:

«Там рано жизнь тяжка бывает тля’,

людей,

Там за утехами несется укоризна,

Там стонет человек от рабства и цепей!..

Друг! Этот’ край... моя отчизна!»

Любовь к России — России великого
русского народа — была неотделима у Лер-
монтова от ненависти к другой России —
«стране рабов, стране господ».

Его патриотизи — глубокое и сложное
чувство. «Й душно кажется на родине, —
говорит он, — и сердцу тяжко, и душа
тоскует».

Но в этих горьких словах нет снижения
патриотического чувства; OHM говорят
лишь о том, каким горьким было это чув-
ство У Лермонтова, вилавиего, как лалека
еше его угнетенная родина от TeX Hiea-
лов, к которым он стремится.

Й творчество Лермонтова сего страет-
ным сатирическим. обличением окружавше-
го его насилия, бесправия и произвола, ©
его романтической мечтой о сильном, гор-
дом. и свободном человеке — в сущности
все было отлано одной великой патриоти-
ческой задаче — борьбе г

«за счастье и славу отчизны своей».

Но как ни велика была та горечь, с ко-
торой Лермонтов относился к окружавшей
его жизни, его творчество не было песси-
мистических. Высокий патриотизм, кото-
рый одушевлял его творчество, давал ему
и творческую силу и веру в будущее сво-
его народа, своей родины. ‘

Характерна заметка Лермонтова в его
записной книжке: «Еруслан Лазаревич си-
дел сиднем 20 лет и спал крепко, но на
21-м году проснулся от тяжелого сна, и
встал, и пошел... и ветретил он тридпать
семь королей и семьдесят богатырей и по-
бил их и сел над ними царствовать... та-
кова Россия».

ых

И именно тогда, когла Лермонтов обра-
шалея к народу, патриотизм его оевобож-
дался от горечи и гнева. Он начинал зву-
чать светлю и радостно. Лермонтов любил—
вильно, пламенно и нежно — свою родину,
любил в ней то, в чем обнаруживалаеь на-
родная жизнь, нравы и быт трудовых
масс:

«С отрадой многим незнакомой

Я вижу полное гумно,

`Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть ло полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков».

Рисуя одно из славнейшщих событий pye-
ской истории — Бородинское сражение, —
Лермонтов дает его как рассказ простого
русекого человека, проявляющето в то же
время самые высокие патриотические чув-
ства:

«Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постим мы головою
За родину евою!»

Народ и патриотизи были для Лермон-
това неразрывны. Гневно обличал он ан-
тинародность, антипатриотичность правя-
щей клики -— «Этот свет завистливый и
душный для сердца вольного и пламенных
страстей». С любовью подмечал он все
то, в чем вилел проявление замечательных
свойств великого русского народа. В «Бэ-
ле» Макойм Максимыч говорит о Казбиче:

«Конечно, по ихнему, — сказал штабс-
капитан, -—— он был совершенно ` прав».
И Лермонтов добавляет: «Меня невольно
поразила ‘способность ‘русского ‘человека

применяться к обычаям тех наретов, сре-

ди которых ему случается жить. Не знаю,
достойно порицания или похвалы это свой-
ство ума, только оно доказывает. неимо-
верную ето гибкость и присутетвие этого
ясного здравого смысла, который про-
щает зло везде, где видит ето необходи-
мость или невозможность его уничтоже-
НИЯ». ‘

аа

Патриотическое чувство Лермонтова ни-
когда не было чувством узко национали-
стическим, в нем веегла звучали те идеа-

ДЕЛО
О ПОЕДИНКЕ.

От руки, на верху титульного листа по-
желтевшей папки, написано: «хранить
всегда». И далее: «Дело штаба отдельного
Кавказского корпуса по дежурству судаого
отделения о прелании военному суду о0т-
ставного майора Мартынова, корнета Гле-
бова и титулярного советника князя Ва-
сильчикова— за произведенный первым с
поручиком Лермонтовым луэль, отчего Лер-
монтов помер. Начато 19 августа 1841 г.
Кончено 6 февраля 1842 г.».

В папке 55 листов. Собранные в ней
документы следствия и рукописные пока-
зания Мартынова открывают новую стра-
ницу в истории ‘гибели великого поэта.

Испугавитись, как бы грязное убийство
не было предано огласке, царь через воен-
ного министра Чернышева, шлет в Тифлис
циркуляр, в котором приказывает судить
Мартынова и его соучастников военным,
& не гражданским судом. Так легче было
замести слелы преступления.
>. Вмешательство Николая [ в судопроиз-
BOACTBO этим не ограничивается. Царь
освобождает убийц Пермонтова из тюрьмы.

Тронутые временем, ветхие листочки
рассказывают и о том, что «по повелению
его императорского величества» Мартыно-
ву еше до вынесения приговора был раз-
решен в’езл в любую’ губернию ‘и место-.

ГВ 10 же время он глубоко уважает героизм

лы ‘человечества, которые Белинский счи-
тал необходимыми для подлинного патрио-
TH3Ma.

Это в особенности ясно обнаруживается
в его поэмах, посвященных борьбе горцев
з& свою независимость. Лермонтов не про-
ходит мимо традиционного тероизма рус-
ских войск и с любовью его отмечает, но

жительство в любом городе России. Это
было не что иное, как открытая помощь
в побеге убийцам поэта.

Этот интереснейший документ впервые
булет опубликован в сборнике статей и
материалов © Лермонтове, который выпу-
скает к 125-летию со дня рождения поэта
отдел рукописей Государственной библиоте-
ки СССР имени В. И. Ленина.
горцев, отстаивающих свою родину. И да-
леко He случайно, что среди созданных
Лермонтовым образов героических людей,
отетаиваюттих свою свободу, мы находим и
Мцыри и Калашникова. Лермонтов равно
дорожил героическими чертами и грузин-
ского и русского наролов.

Патриотизм Лермонтова был исключи-
тельно глубоким и всесторонним. On
включал в себе ‘и любовь к русскому на-
роду в ето простой и обыденной жизни, и.
любовь К русской природе, и веру в вели-
кое будущее родины, и ненависть и пре-
зрение к ©6 угнетателям, и глубокое ува-
жение к другим народам.

М. Горький оставил нам описание того,
как подействовало на него знакомство с
творчеством Лермонтова, когда он впервые
читал «Демона»: «Поэма волновала меня
мучительно и сладко, У меня срывался го-
лос, я плохо видел строки стихов, слезы
навертывались на глаза» («В людях»).
Эту волнующую силу стихов Лермонтова
прекрасно об’яснил Белинский:

«Великий поэт,/— писал он,— говоря о
себе самом, о своем я, говорит об общем—
0 человечестве, ибо в его натуре лежит
все, чем жи№т человечество».

0 любви к родине с огромной силой го-
ворит Лермонтов; говоря о себе, он гово-
pur 06. общем. Поэтому патриотизм Лер-
монтова для советского читателя так дорог
и так близок.

и Л. ТИМОФЕЕВ,

eo

в

а —-—ы—
ee ee и ——а—_—-

«Ты умереть не мог со славой,
Так удались, живи один.
Твоим стыдом, беглец свободы,
Не омрачу я стары. годы,
Ты раб и трус —и мне не сын!..»
(«Беглец»).
Рисунок А. МИРОШХИНА.