a

4 CEHTABPA 1943 r., Me O19 (9358)

В освобождённом Таганроге. Таганрогский

маяк и вид на приморскую часть города.

7)

Фото военного корреспондента «Правды» С. Короткова.

*

Бой за Сумы

Наши части, выйдя на рубеж реки
Теёл, вплогную педошлти к городу Сумы и
охватили его полукольцом © трёх сторон.
Некоторое время па этом участке царило
относительное затишье, нарушаемое лишь
едюныя артиллерийскими дуэлями, мино-

_ метно-пулемётным огнем и перестрелкой

снайперов. °

Противлик, скованный действиями на-
щих частей на другом - участке, лишён
был возможности контратажовать нас в
районе бум. Судьба города. могла очи:
тться предрешеённой.

С началом активных действий на Цен-
тральном фронте и после прорыва неприя-
тетьской обороны. севернее Сум положение
лемцев в горюде стало критическим. Именно
этот момент был использован напеим коман-
дованием для решительного штурма.

Наступление здесь началось ‘ма расевете
1 сентября. Ещё в сумерках артиллеристы
обрушили отонь своих пушек на’ заранее
засечённые ‚огневые точки и позиции
противника Метохично и беспощадно онп
взламывали крешкую оборону немцев, что-
бы пехота с наименьшими потерями могла
двинуться вперёд. При первых лучах сотн-
ца в воздухе появились напеи бомбардиров-
щики и штурмовики. Они завершили ра-
боту артиллерии. Тогда поднялась пехота.

«От военного eet ee «Правды»)

Ей предшествовали штурмовые и сапёрные

группы, которые расчищали проходы в
минных полях, наводили мосты и обеспе:
чивали переправы через Пеёл.

В течение первого дня наши‘ части,
выбивая врага из укреплённых позиций,
всё ближе и ближе подходили к городу с
севера, востока и юга. Не имея возмож-
ности срочно подбросить с друтих yuacr-
ков силы, необходимые для  сопротивле-
ния, немцы яростно ценлялись за каждый
рубеж. В первой пюловине лня 2 сентября
титлеровцы под. натиском нашей пехоты
очистили город.

Трудно сказать, кто ayame всех дей-
ствовал в боях 3a Сумы: миномётчики или
артиллеристы, пехотинцы или лётчики.
Все они с одинаковым порывом и мастер-
ством громили врага, обращая его в бег-
ство. Успех этой операции решило’ чёт-
юое взаимодействие всех родов оружия. По
разбитым дзотам, исковерканным  враже-
еким орудиям и сожжённым танкам мож-
но судить % меткости огня ‘налших артиая-
леристов, ‘о точности бомбометания — лёт-
чиков. Виовалку лежащие трупы немцев—
патяядное свидетельство работы советских
пехотинцев и миномётчиков;

В боях за Сумы особенно отличились
пасти генерал-майора Мельникова,  гене-
рал-майора Улитина и полковника Зуба-

рева. Под сильным огнём противника бой-
цы и офицеры упорно продвигались впе-
рёд. Хотя немцы и понимали  безнадёж-
ность своего положения, они  прилагала
вое усилия, чтобы удержать позиции. Но
с каждым часем это становилось для нях
всё труднее. В первый же лень наступле-
ния Наши части уничтожили большое
число танков, автомашин и пехоты  по-
тивника. Быстро восполнить понесёиные
потери немцы не могли. Сопротивление! их
заметно ослабело, в то же время натиск
наптих частей всё усиливалея. И когда
узлы сопротивления немцев на подступах
в Сумам были окончательно разгромлены,
HAH части одновременно © трёх сторон
ворвались в город. Гитлеровцы пытались
цепляться за отдельные улицы и дома,
но уже не могли остановить атакующих.

Вот и западная окраина Сум... Пресле-
дуя отступающего противника, напьи вой-
ска устремились дальше, за город, и с
боем овладели ещё  Несколькими населён-
ными пунктами.

Сумы — снова в наших руках. Ha
улицах города, обезображенных немецкими
варварами, жители с глубоким и радост-
ным волнением встречали свою освободи-
тельницу — Краеную Армию.

У. ЖУКОВИН.

] аступление в Лонбассе

o

Наши войска продолжали’ наступление и
заняли города Снежное и Красный Луч;
станцию Штеровка. Это—промыитленные
центры коренного Донбасса; это—тахтер-
кий край, где немцы властвовати два года.

Немцы делали все, чтобы закрепиться
в этом богатейшем промышленном районе
и удержать его любой ценой в своих ру-
ках. Но остановить наши войска им не
удалось. Немцы сейчас поспепгно отходят
на запад. Наши войска вступают в шах-
тероние города и поселки, хранящие сле-
ды чудовищных злодеяний немцев. Гит-
деровцы перед ухолом взрывают шахты,
жгут постройки, подрызают заводы, пор-
тят оборудование. В Красном Луче нем-
цы накануне бегства устроили массовый
расстрел мирных жителей. На шахте
№ 151 гитлеровские злодеи бросали лю-
10й живьем в шурф. В этой шахте, как
выяснили наши военные представители,
замучено и похоронено около 1.800 жен-

(От военного’ корреспондента «Правды»)

В городе Снежном немецкие бандиты.
в ночь перед освобождением города устраи-
вали завалы в шахтах, взрывы, пожары.
Когда мы шли по улицам города, еще го-
рели станционные  пакгаузы,
бункера, городские здания. Вот «лорпуса
рабочего поселка. Десяток домов ‘окружен
двойной сетью проволочных заграждений.
Злесь был концентрационный лагерь. Мы
обходим шахтерожие квартиры. Их не
узнать. Квартиры. построенные советским
правительством для горняков, были чисты-
ми, хорошо меблированными. В них вадост-
но жилось. Сейчас здесь“ полное `запу-
стение и нищета Люди вели тяжелую, из-
нуряющую жизнь рабов. Всех—®0т мала до

велика— фашисты заставляли работать по

зачислить их хобровольнами в Красную
  Армию. 4

16—18 часов. К принудительному труду
привлекался каждый ребенок с 12-летнего
возраста. i

Bea
из ху

за нашими войсками отовсюду,
бров, отдаленных поселков, сходят-

(От военного корреспондента «ЧТравды»)

Мы идем по Украине. Тяжелые пыль-
ные снопы тнпеницы лежат по сторонам
opr, Topar деревни, и закаты багровы,
словно открыбая рана в груди небес. Мы
Жем железной лавиной, ломая сопротивле-
ние врага, и в дни возвралцения вепоми-
наем сумрачную осень первого года войны,
TY жень, что неизбывной торечью чапол-
Нила наши серлца и научила нас ‚ненави-
деть... .

Уже много сел и тородов осталось за
нами. Уже мы видели радость на’ измучен-
ных лицах и слышали немало горьких по-
вестей о тягостной немецкой неволе. Уже
Мало сыновей встретились с поседевши-
Mi B тоске матерями. Уже много отцов,
отановивиииеь у обгорелых развалин роди-
мо хаты и не найля детей своих, сжимали
ВИНТОВКУ в жарких руках и уходили вслед
34 своим рзводом © горящими сухими глаза-
Ми, взгляд которых не предвещал пощады
врагу. Уже не раз Нас встречали девчата
полевыми цветами, поили нафным молоком
и заливали ралнаторы наизих ‚ грузовиков
холодной водой из кринии под высевими
пумвлями. А путь наш .еще талько Ha-
Wied, of весь еше вперели... Еше` зовут
tae Полтава и Киев, еще полымает к небу
бугленные свои руины Чебиитов, еще

‚Ждут вас на берегах Днепра и Буга...

ee me

Полк Федора Лаврентьевича Семибратова
я нашел у небольшой железнодорожной
станции, которую он должен был занять’ в
вечеру. Подполковник Семибратов, двадца-
тивосъмилетний красавец, человек  ‘могуче-
№ телосложения и ясной души, находился
в оврате, в срубленном за ночь нРоотьшом
блиндаже. Были сделаны “все. приготовле-
ния к штурму станции, командиры ба-
тальонов докладывали 0 полной, готовно-
сти, ждали только назначенного времени и
Подхода танков, которые были обещаны
команлованием, но это ожидание не было
затиитьем — тёл огневой бой, трещали
пулемёты и не часто погромыхявали пуШ-
ки, стоявшие тут же, невдалеке от
командного пункта»

Из блиндажа пам видны были противо-
положный, более низкий склон. оврага. и
молодая дубовая рощица, над которой клу-
бились ослепительно белые облака. В тес-

Hom блиндаже mac было. пятеро: командир   не выдержал,

Ливанов,

полка, его заместитель —— майор ~

атютант подполковника, — лейтенант,

торого все называли по имени — Митя;
  ерасноармееп-телефонист ия. Люди, не
бывавттие на войне, не поверят этому, но,
право, мы вели оживленную ‘беседу, в ко-
торой речь шла о делах птостых и глав-
ным 0бразом — мирных. Постепенно раз-
товор перешёл ‘на другую тему все стали
вспоминать и хвалить места, те родились
и выросли, и только теперь молчавитий все
время подполковник Семибратов сказал:

— Я не хочу никого обидеть, каждому
мил свой край, но, право, лучшей земли,
чем Украина, не найти... :

Рее как-то странно замолчали, я не по-
нял смысла этого. молчания и спросил:

— Вы украинец, подполковние?

— Нет.— ответил Семибратов,— я си-
биряк... Иркуток — город знаете? из
тех мест, & что ‘касается Укратны...

Не окончив. начатой Фразы, полполков-
ник стал прислушиваться — над блинда-
жом просвистел снаряд, свист постепенно
затихал и закончился резким звуком взры-
ва. Велед за первым снарядом пролетел
второй, за ним третий... Следующие уже
рвались один за ‘другим, все в одном ме-
сте и очень близко;

— Куда это он кладёт?— удивленно
сказал ал’ютант Митя, выходя из блинда-
жа. — По роще бьёт, товарищ похполков-
ник...

Подполковник, отетранив связиста, мед-
ленно придвинул к вебе коробку телефона
и сказал, в трубку:

— Дайте санроту... Повреждено? Ис-
править!

%

Брянска

[опорный пункт немцев, имевший круговой
обстрел. Трудность борьбы с этим опор-
ным пунктом состояла ещё и в том, что
он был расположен в лесу. Наше коман-
дование решило взять ето маневром.
Труппе «Ильюшиных» под командованием
капитана Борилло было поручено поета-
вить дымовую завесу, чтобы ослепить на
несколько минут гарнизон опорного пунк-
та и немецкие резервы, стоявшие за ле-
сом. Тётчики блестяще выполнили эту за-
дачу. Как только была пущена дымовая
завеса, наши танки н мотопехота пошли
на штурм опорного пункта и уничтожи-
ли его. Наша часть продвинулась вперёд
и заняла рубеж.

В другом месте группе разведчиков бы-
ло поручено установить численность вра-
жеских сил в одном населённом пункте.
Лейтенант Мартынов скрытно подвёл бой-
цов к этому населённому пункту и, опе-
нив обстановку, принял смелое решение,
далеко выходятее за. пределы его залачи.
Он решил атаковать противника, в 15 раз
превосхолившего по  чиеленности его
группу. Разведчики внезанно обрушились
на немецкий гарнизон. Гитлеровпы в па-
нике начали разбегаться. Групиа смель-
чаков огнём в упор н гранатами уничто-
жила несколько десятков немцев, ззхва-
тила, пленного, а затем вызвала пехотное
подразделение, и успех был закреплён.

Hamu лётчики наносят массированные
удары по боевым порядкам противника,
прочёсывают дороги, атакуют неприятель-
ские. колонны,

За‘один только день .боёв немцы поте-
ряли убитыми свыше 2.000 своих солдат
и офицеров. Наши бойцы  захватиля
пленных и богатые трофеи, в том числе
несколько складов, много телефонного ка-
беля и пруго» военное имущество.

у Капитан Н. АЛЕКСАНДРОВ.

На Смоленском направлении

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 2 сентября. (По
телеграфу). Взятие Ельни, этого важней-
шего опорного пункта немцев, и вслед за
нею Дорогобужа, облегчило хальнейшее раз-
витие налиего наступленая на Смоленском
направлении.

Совете войска используют эти благо-
приятные можности и успешно пролол-

жалют наступать. За день ожесточённых бобв

налии части снова продвинулись вперёлу на

ся жители, неся на себе убогий скарб.
Они скрывались от немецких властей, от
глаз жандармерии, налоговых инспекто-
ров и ищеек гестапо.

Немпы не собирались уходить из Снеж-
ного. В типографии фашистской  газетки
мы обнаружили свежий набор очередного
номера _с лживой сводкой германского
командования. Тут же лежали бланки про-
довольственных карточек до конца года и
на будущий год: 200 граммов» хлеба рабо-
тающему в шахте. Но не всем обладате-
лям карточек удавалось получить даже

‘эту голодную норму.

расстояние от 6 ло 10 километров и осво-
бодили свыше ста населённых пунктов.

В ходе наступательных действий напегм
частям приходится преодолевать большие
трудности. Местность, на которой идут сей-
час бои, сильно пересечённая, изрезанная
многочисленными реками и ручьями. Кое-
Te наступающим подразделениям преграж-
дают путь болота и большие лесные мае-
ивы. Me

Стремясь выиграть время для перегрул-
пировки и приведения в поряхок своих хи-
BEDI, разбитых в районе Ельни, mporus-
ник прилагает все усилия, чтобы использо-

На’ улицах города — шахтерская мояо-   вать эти удобные для обороны естественные
дёжь, у которой немцы погубили два года   условия и залержать наше наступление па   повторить кониратаку, направив улар про-
жизни. Юноши, которым в начале войны промежуточных оборонительных рубежах.   тив соседних полразделений нашей части, но

было по 15—16 лет,

стали взрослыми!
людьми. Они: много перенесли, но возму-нируют местность. особенно XOPOTH, по Ke-

жали и горят ненавистью к подлому вра-

гу. Молодые шахтеры просят немедленно

М. ШУР.

Se aa ТВ

Пояполковник Семибратов выслушивал
но телефону последние ‘указания  пегада
дивизии к предстоящей атаке, когла в
блиндаж вопета. молодая женщина в пого-
нах капитана медицинской службы и за
ней ад’ютант Митя, весь сияющий и улы-
бающийся одною из TEX ослепительных,
свежих улыбок, которые *’ свойственны
очень молодым и очень хорошим людям.
ТЖеншина поправила седую прядь, выбив-
шуюся из-под пилотки, козырнула по
форме и, смеясь одними глазами, от KOTO-
рых шло удивительное лучистое тепло,
сказала: =

— Bcé в порядке, товарищ подлолков-
ник. Раненые не пострадали, были в ук-
рытиях. :

— Bori a xopono... Bor и хорошо! —
словно обнимая её взглядом светлосерых
чистых глаз своих, несколько раз повторил
подполковник. Затем он обратился ко мне,
смущенно улыбаяеь и краснея, как юно-
ша:— Знакомьтесь, моя жена...

Она назвала себя Валентиной Сушко.
Рука у нее была сухая, маленькая, но В
рукопожатии чувствовалиеь незаурядные

энергия и воля. Красива ли была она?-

Ла, красива, в особенности хороши были
украинские -карие Глаза и’ тонкие нерв-
ные ‘тубы...

— 0х, и’ надымили же вы здесь, товз-
рищи офицеры! насмешливо удивляясь,
воплеснула руками жена нодполковника=—
На войне главное— беречь евое здоровье...
Это, кажется, ещё Швейк говорил! Сейзас
не стреляют, можете покурить у блинда-
жал: ‚

Мы вышли, уселись под каким-то кастом,
и майор Ливанов, покусывая мундштук
своей непомерно большой трубки, рассжа-
зал мне все, что знал. о Валентине Сушко
и Федоре Семибратове.

Как для многих, июнь сорок. первого го-
да был трагическим рубежом в жизни семьи
Семибратовых. Утром. двадцать второго. чис-
I. старший лейтенант Федор Семибратов
вышел <0 своей частью навстречу перешея-
шим границу немцам. Смысл происхотив-
шего не был ему вполне ясен./Не’ дойдя
до гравяцьк он столкнулея с немешкими
авангардами. Количество немедких танков
и автоматизировачной пехоты ошеломило
его. Бой. продолжалел больше суток. В ночь
на двадцать четвертое. июня часть. полу-
чила приказ отходить. Mapmpyr orxoia
лежал в стороне от городка, в котором. Се-
мябратов оставил <емью. Носланные 3a
команлирскими женами люди неё’ верну-
лись — прорвавшиеся танки отрезали их»

Пезачем. перечислять города, села и вод-

и мины в грудь и в ногу. Весна сорок

На многих участках немцы усиленно ми-
  торым ототупают их войска, минируют пол-
ступы в населённым пунктам и даже от-
дельные тома. ‘

Однако высокий наступательный порыв
налтих бойпов и воинское умение  налгях

ЗА ee

Е И ЕЕ

ные рубежи, которые защищал Семибратов.
Под Островом ero контузило бомбой, упав-
шей в пяти шагах, под Харьковом осенью
сорок первого года он был ранен осколка-

второго застала его в Тайюне 0бояни. Он
пробыл около двух. месяцев в полку, куда
получил назначение, и снова был ранен,
на этот раз тяжело — в голову. Он при-
шел в кознание в Балашове, ему делали
операцию за операцией, казалось, что он
должен начать выздоравливать, но тяжкое
ранение снова и снова низвергало его в
пропасти полубытия...

Однажды он почувствовая тепло чъей-
то ласковой руки У себя на лбу, открыл
глаза и увидел странно-знакомую седую
женцшину, она нахлонялась к нему, слезы
лились HO 66 худому. почерневшему ли-
цу, и знакомый, родной голос заставил его
вздрогнуть до боли, ло крика:

— Валя... Валентина!

Прошло больше года © того утра, когда,
поднявшись по тревоге, он ушёл в бои,
оставив Валентину с детьми в маленьком
западно-украинском городке, в пятилесяти
километрах от границы. В полдень она
вышла из разрушенного неменкими бом-
барлировщиками горолка. За спиной у неё
была котомка с олеждой и едой, на руках
она ‘несла Женю, укутанного-”в ибетрый
бумажный платок... Максимка шагал ря-
дом по обочине дороги, из кармана у него
торчала бутылка с кичяченой водой. Их
облавали пылью пролетавшие трузовики,
немпы бомбили порогу и заставляли часами
лежать в канавах. Когла самолёты ушли,
какой-то капитан усалил их в грузовик на
груду скарба. который стонал я скрилел
от толчков, словно жалуясь на сульбу. По-
том оказалось, что немцы уже впереди, и
большая колонна. < которой они, твига-
лись, растаяла... Шофер убежал, и Вален-
тина осталась одна в незнакомой деревне,
У Жени начинался жар’ Максимка устал п
не мог больше итти. Немцы вошли в де-
ревню на рассвете. Старуха, у которой но-
чевала Валентина, спрятала её и детей в
югребе. Ночью Валентина вышла из дерев-
ни и побрела на восток. У Мажсимки pas-
Фалились @йшмаки. Жар у Жени на спадал,
он будто иссушал маленькое тельце, глаза
ребенка тускнели, а Валентипа ничем - не
могла ему помочь... В лесу под Золочевом
Валентина похоронила Женю.

- Олежла 66 изорвалась и превратилась в
рубище. 0еенью она батрачила за хлеб и
кров для Максимки у выползшего из нор
кулачья пол Тарашей, Староста, признав-

офицеров преодолевают все препятствия на
пути к победе. Советские войска, веуклонно
теснят врага’на запах. ry

Особенкю ожесточённое сопротивление
немцы оказывают в районе западнее и
южнее Ельни. Враг повсеместно предпри-
нимает сильные контратаки, поддерживая
овою пехоту большим количеством танков,
авизщии и зртиллерии.

На олном участке немцы бросили в
вонтратаку пропив наших потразделений
полк пехоты при поддержке 15 танков и

трёх самоходных орудий. Наши бойцы стой-

ко выдержали удар врага. Немецкие танки
и самоходные орудия были встречены силь-
‘ным огнём советской алугиллерии. В первые

же минуты боя два танка были подбиты,
остальные были вынуждены ‹ повернуть

назад. Не повезло и пехоте противника. Ли-
шивитись поддержки танков. вражеские пе-
хотные подразлеления попали пол губитель-
ный отонь налших бойцов и отетулили, по-
теряв убитыми несколько сотен солдат и
офицеров.

Через несколько часов немпы пытались

‘снова безуспешно.
В бесплодных контратаках иротявник по-
‚терял на этом участке убитыми и танеными
свыше 1.200 соллат и офицероз. Тяжёлые
нотери понесли немцы и на лрупих участ-
ках,

Майор И. ФИЛИИПОВ.

Е Пак ee 9

ций в ей беглянку, выдал Валентину
немцам. Её бросили в «уманекую яму»,
где пленные гибли тысячами от гохода,
болезней. расстрелов и холода. Злесь умер
Максимка, и она осталась ‘одна ‘co своей
тоской. Двенадцать человек сговорились 6е-
жать-— только троих миновал огонь уста-
новленного на вышке пулемета: танкиста,
скрывавшего св6е имя и звание, пожило-
го комиссара. страдавшем  олышкой, и
ве...
Вместе они пыли на восток. Стояли жесто-
чайцеие Морозы, птицы гибли в полете, а
они ночевали в поле, зарываяеь в скирлы
необмолоченного хлеба, и ничто не могло
их остановить, потому что они шли к 10-
ae... . -

Месяцы прошли, прежде чем она разыс-
кала мужа. Наталкиваяеь на слет и еновз
теряя его, она не переставала верить, что
Фелор жив, фамилия у него была редкая—
это и помогло ей... Из балашовекого гос-
питаля они вместе уехали в полк. он-—
командиром, она— врачом. Это было перел
нашим наступлением на Дону. Жизнь
продолжаязсь, в ней снова была радость,
но это была уже иная радость и иная
жизнь, весь смысл которой заключался в
одном: нумно дойти, чтобы отомстить,

* * F

Ё вечеру полк Федора’ Семибратова занял
станцию. Я нашел подполковника на новом
месте, Теперь его командный пункт поме-
щалея в бетонированной трубе нод желез-
нодорожной насынью.` бклонивигиеь ‘ над
картой, он обсуждал с начальником штаба
новую операцию.

Когда начальник штаба’ ушел, Семибратов
вынул’ из планшета Хрутую карту и, раз-
вернув eé, задумался... Я ‘встало за его
спиной и вместо обычного обилия услов-
ных знаков и линий увидел на’ карте одну
провеленную красным карандалюм. жир-
ную ‘черту: она тянулась от Воронежа Е
только что занятой полком Семибратова
станции и заканчивалась здесь остроконеч-
ной стрелой. Она не была ровной, эта чер-
та, в ней были ‘и зигзаги отходов на ис-
сходные рубежи, но тенденция в ней была
непреклойной к западному краю’ листа.

— Дойлем,— сказал, обряцаясь в своим
мыслям, подполковник. И

Он вышел из своего бетонного укрытия
и, стоя у насыпи, молча смотрел Ha дого-
рающий закат... Inno ero было прекраено,
в нём жила молчаливая сила пюбежлаю-
щей любви, для которой нет поражения ий
не может быть смерти. =

Леоннд ПЕРВОМАЙСКИЙ.

В ту же ночь наша авиация крупныви
силами бомбарлировала немецкие войска
на Смоленском направлении, а также за-
паднее ‘и юго-запахнее горола Харькова.

Охин наш самолёт не вернулся на слой
аэродром.

ОТЕЗД ЧЕРЧИЛЛЯ ИЗ КВЕБЕКА

ЛОНДОН,   сентября. (ТАСС). Как пе-
редаёт  агенлство Рейтер,  апглийский
премьер-министр Черчилль, ‘сопровождаемый
некоторыми из его советяйков, выехал ве-
чером 31 августа из Квебека для продол-
жения совещаний с президентом Рузвель-

том.
—_O—

Прибытие Черчилля
в Вашингтон

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Как пе-
 редаёт агентство Рейтер, Черчилль прибыл
 в Вашингтон. Он был встречен президентом
Рузвельтом и остановился в Белом Доме,
Белый Дом об’явил, что Черчилль прове-
дёт в Вашингтоне несколько дней. Офи-
пиальные лица заявили: «Черчилль и
Рузвельт будут продолжать беседы по не-
которым военным ‘вопросам, начавшиеся
в Квебеке».

Te Qer

=

Возвращение руководителей
английских штабов в Англию

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Как пере-
дает агентство Рейтер, вновь назначенный
главнокомандующий в Юго-Восточной Азии
лорл Маунтбэттен; начальник имперского
генерального штаба Брук и начальник шта-
ба военно-воздущных сил Портал вернулись
нз Америки в Лондон. Начальник военно-
морского штаба адмирал Паунд еще не вер-
нулся в Англию.

—-

Совместное заязление
Черчилля и Маккензи Кинга

редаёт агентство Рейтер, Черчилль и Мак-
кензи Кинг опубликовали вечером 31 авгу-
ста совместное заявление, в котором гово-
рится: «Сегодня днём в Квебеке состоя-
лось совещание премьер-министра Велико-
британии с премъер-министром Канады при
участии Канадского военного комитета. На
совещании ‘присутствовали руководители
канадского генерального штаба и некото-
рые из основных советников Черчилля. Во-
просы;, имеющие  взаимный › интерес для
обеих стран, были рассмотрены на этом со-
вещании в свете решений, принятых Ha
недавней конференции в Квебеке».

—о—-

Германский транзит
через Швецию под видом
почтового сообщения

СТОКГОЛЬМ, 1 сентября. (ТАСС).
Шзедская газета «Афтонтиднинген> поме-
стила. статью, в которой обращает внима-
ние на то, что германские ‘чиновники, со-
провождающие немецкие ` «почтовые  ваго-
ны», следующие через Швецию, не разре-
шают проверять, что провозится в этих
вагонах. Когда поезд № 5151, numer rase-
та, в состав которого входят немецкие поч-
товые вагоны, прибыл в субботу на швед-
скую пограничную станцию, то немецкие
почтовые чиновники отказались разрешить
таможенный осмотр. После безрезультат-
ных споров между шведскими таможенны-
ми чиновниками и немцами и после пере-
говоров ‘с шведским министерством  ино-
странных дел вагоны были пропущены без
таможенного осмотра. Шведы были возму-
шены наглым поведением немцев.

Газета «Гетеборге хандельстиднинг» пи-
шет, что в ночном поезде Мальме—Гель-
сингборг—Осло ездит теперь) очень много
немцев, а также голландцев, бельгийцев и
латчан. Сообщают, что эти голландцы, бель-
гийцы м датчане являются лицами, направ-
ляемыми на принудительные работы в Нор-
вегию, хотя, по заявлению шведского ми-
нистра иностранных дел, поездки по при-
нуждению по шведским железным доротам
не разрешаются.

о ОЕ

en до ——д_д

Пессимизм и отчаяние

охватывают немпев

Причитания гитлеровско го главаря Лея

СТОКГОЛЬМ, 1 сентября. (ТАСС). Гит-
леровская газета «Ангрифф» опубликовала
статью. одного из видных главарей гитле-
ровской банды Лея, полную жалоб на от-
сутствие у немцев стойкости и на расиро-
странение в стране панических настроений.

«Сейчас мы, немпы,— пищет Лей,— пе-
реживаем тяжёлые месяцы и недели. Ча-
сло наши wes бывают напряжены до
крайности». Лей заявляет, что появилось
немало немцев, которые думают, что «при-
дётся пасть на колени» и что «то там; то
здесь призрачные образы политического
прошлого пытаются вынырнуть на поверх-
НОСТЬ». :

Что же порождает в Германии подобные
настроения недовольства, бесперспектявно-
сти и отчаяния? Лей отвечает на этот во-
прос признанием, что главной причиной ро-
ста пессимизма в Германии являютея тю-
ражения, наносимые нынешним летом гер-
манской армии на  советско-германском
фронте. Лей заявляет, что СССР ввёл в
действие значительные людские ресурсы
и военную технику, «не дожидаясь зимы-—-
своего надёжного союзника».

АНКАРА,   сентября (ТАСС) Турецкая
газета «Тюрк Сезю» высмеивает жалкие по-
туги немецкой пропаганды, стремящейся
изобразить как «услехи Германии» те во-
енные” поражения, какие она понесла на
советско-германском фронте и на сстрозе
Сицилия. В

Газета «Ватан» ‘поместила редакционную
статью о положении в Германии; написан-
ную на основе фактов, приведенных лица-
ми, прибывшими из Германии, а также в
присланных оттуда частных письмах.
Жизнь в Германии, говоритбя в статье,
‚превратилась в настоящий ад. Немцы стра-
дают от террора эсэсовцев, от материаль-
ных ‘лишений, от воэдушных `бомбардиро-
вок. Немцев мучают, в дополнение ко
всему этому, мрачные мысли о будущем.
Немецкий народ об’ят ужасом. В стране
царит всеобщее недовольство. Назначение
Гиммлера на. пост министра внутренних
дел является доказательством того, что в
Германии ‘растут оппозиционные настрое-
ния, .

оо

Аресты норвежских полицейских.

СТОКГОЛЬМ, 1 сентября. (ТАСС). Как
передаёт шведско-норвежское  пресс-бюро,
за последние две недели в Норвегии было
арестовано около 550 полицейских. Массо-

вые’ аресты полицейских продолжаются по
всей стране,