Каково же действительное
положение?

(По поводу высказываний Болдуина)

Летом 1943 года, как и в течение двух
предшествующих лет, крупнейшие военные
операции и сражения происходят на совет-
ско-германском фронте. В июле шла титани-
ческая битва по обеим сторонам Курского
выступа, битва, завершившаяея блестящей
победой Красной Армии. План немепкото
летнего наступления 1943 года провалился.
Ераюная Армия, перейдя в наступление, ов-
лалела Орловеким плаплармом. Белгородом,
Харьковом и Татанрогом. Наступление co-
ветских войск успешно развивается. На ог-
ромном фронте илёт ожесточённое сражение.

Наши союзники в течение лета вели хе-
сантные операции на Сицилии, ныне завер-
шивигиеся полным овладением островом. Они
продолжают воздушные бомбартировки Гер-
мании, Италии и некоторых районов. окку-
пированных немцами, .

Такова общая картина боевых действий,
происходивших в Европе в течение лета.
Задача военного сбзора, — дать им правиль-
ную опенку с целью уяснить стратегиче-
скую обстановку в пелом и сделать выволы.
Важнейшее условие при этом — точное из-
ложение фавтов. Этому основному—< нашей
воонной точки зрения — условию не ухов-
летворяют статьи военного обозревателя
Болдуина. появивитиеся в августе в амери-
канской газете «Нью-Йорк тайме». На по-
литической враждебности Е Советскому
Союзу этих статей Боллуина мы уже не
считаем нужным злесъь останавливаться,

Признавая советский фронт «величайпгим
и важнейшим в Европе», Болдуин считает,
что операпии в Сицилии являются вторым
фронтом, война в воздухе нал Запалной Ев-
ропой-— третьим фронтом. Если оволить де-
ло к арифметике, без учёта действительно-
го стратегического значения военных опета-
ций, то такое перечисление можно было бы
продолжить дальше и сказать: подводная
война, например, — четвёртый фронт и т. д.

Заняв такую позицию, Боллуин заявляет.
что Советский Союз. не признавая наличия
в Европе второго и третьего фронтов, тем
самым нехоопенивает военные усилия Ан-
тлии и США. «Советский Союз. — пишет
обозреватель «Нью-Йорк таймс», — прово-
хит сейчас наступление не только благота-
ря мощи самой Красной Армии, но и пото-
му, что англичане и американцы созлали два
других фронта и угрожают создать повые
фронты. Если бы Германия могла ©вобот-
но сосредоточить все CBOH силы против
СССР. последний. по всей вероятности, был
бы обречён на гибель». .

Такова концепция Болдуина. Выходит,
что не только существует в Европе «второй»
и даже «третий» фронт, но и советекий-то
фронт лержится только благолаля наличию
этих фронтов: без них Красная Армия не
смегла.бы перейти в наступление,

Обратимся к фактам,

Вопомним 1941 гол. В тот момент. когла
Германия напала на Советский Союз. у Ан-
глий не было лостаточных сил даже лля
обороны островов в случае высалки немпев:
Соелинённые Штаты вообще ещё не вету-
пили в войну. Красная Армия была вынуж-
дена отступать перед превосходящими си-
лалми врата. Многие тогда пророчили ей ги-
бель. в числе их был и ‹сам Болдуин, пи-
савптий в евоих 90бзорах, что Ераеной Армии
не вылержать натиска превосхотно органи-
зованной германской армии, обладавшей рз-
пительным преимуществом в танках и авиз-
ции. Враеная Армия отбилась. отнако. свои-
ми собственными силами и разбила немпев
пол Москвой в 1941 голу.

Каково значение этого факта лля хоха
всей второй мировой войны. хоропю извест-
но: Красная Армия спаела общесоюзное хеле
и обеспечила время лля создания вооружён-
ных сил Великобритании и США. Привелём
вытержку из публикации. озаглавленной
«Соединённые Штаты в войне». выпущен-
ной в январе 1942 гола известной «Ассо-
пиапией иностранной политики» (Нью-
Йорк):

<В конце 1941 года ни Британия, ни

США, ни оба этих государства вместе не
могли выставить на поле сражения сухо-
путную армию, равную немецкой. Сопро-
тивление Красной Армин разрушило леген-
ду о германской непобедимости: русские
доказали, что они имеют не только хоро-
шие вооружённые силы со способным
командованием, но и материальную часть,
которая в состоянии выдержать состяза-
ние с немецкой».

Известно. при какой тяжёлой обстановке
вступили в войну Соединённые Штаты
Америки в декабре 1941 гола и насколько
решающее значение тогда имел тот факт,
что немецкая армия пеликом была приво-
вана к советеко-германскому фронту.

В 1942 году Красная Армия снова
вела тяжёлую‘ борьбу олин на олин с гит-
леровской Германией и её союзниками. Она
опять-таки отстояла себя своими собетвен-
ными силами. Бессмертный Сталинград
увенчал её доблестную борьбу. Основные
силы Германии и в 1942 году были со-
средоточены на советском фронте. Она ока-
залась в состоянии выделить всего лишь
несколько дивизий на африканский TeaTp.
Из-за недостатка резервов Роммель был
вынужден остановить своё наступление на
Египет. Располагавшие временем для под-
готовки вооружённых сил й своболой дей-
ствий, союзники весьма успешно осущест-
вили высадку в Северной Африке Начз-
лись наступательные операции английских
и американских сил, завершившиеся пол-
ным очищением OT итало-немецких войск
Африканского континента. Возникает Bo-
прос. удалось ли бы нашим союзникам
так успешно осуществить эти операции,
если бы Германия имела возможность пере-
бросить с  советско-германского  фронта,
скажем. 20—30 дивизий для действий в
Африке. Ясно, что нет. Всё дело в том, что

Е В ee

Генерал-майор
М. ГАЛАКТИОНОВ

скому фронту. Здесь же была разгромлена
и итальянская экспедиционная армия, со-
стоявшая из лучших дивизий Муссолини.
Факты эти общеизвестны, и сама «Нью-
Йорк таймс» писала, например, в конце
ноября 1942 года, что советская победа
свидетельствует о том. что Гитлеру угро-
жает серьёзная опасность. вели он попы-
тается перебросить свои войска с Восточ-
ного фронта, что ресурсы Гитлера чрезвы-
чайно напряжены ит. д. у

Ilepeiiqém теперь к десантным операциям
на Сицилии нынешнего года, которые, по
Болдуину, будто бы являются вторым
фронтом. Не очевидно ли. однако, что
самая возможность этих операций в весьма
большой степени была’ создана тяжёлой
борьбой Врасной Армии, её замечательными
победами в неслыханно тяжёлых зимних
условиях, Нельзя 0б этом забывать. Наши
военные круги уделяли должное внимание
операциям в Сицилии, Наша пресса давала
о них систематическую информапию, поме-
шала обзоры военных действий. Но она с
полным основанием считала и считает, что
это, конечно, не второй фронт. Что следует
понимать под выражением «второй фрюнт»,
хорошо известно. Известно это и Болдуину.
Недаром же он’ приволит в своём обзоре
цифру германских дивизий-—свыше 200,—
прикованных в настоящее время к совет-
скому фронту. говоря. что это 9% герман-
ской армии. Здесь, правда, есть ошибка
уже и в арифметике. В самом леле, если в
Западной Европе примерно около 50: немеп-
ких дивизий, то очевилно, что на советском
фронте находится горазло больше, чем
всего числа немецких дивизий. Но дело не
только в этих пифрах; надо обратить вни-
мание и на другие цифры. В 1942 голу
на советско-германском фронте  имелоеь
около 180 неменких дивизий. Если бы вто-
рой фронт тогда или в этом голу действи-
тельно был создан. он должен был отвлечь
с советско-германского фронта. по крайней
мере. 60 дивизий из этого числа’ — 180
дивизий. Второго фронта создано не было,
и число немецких сил на Восточном фронте
перед наступлением летом 1943 г. возрос-
ло до 211 дивизий. Операции союзников
в Сипилии имеют, разумеется, важное зна-
чение, но приведённые пифры  наглялно
показывают, что вторым фронтом эти опе-:
рации отнюдь не являются. Это вилно уже
из одного того факта. что эти операции
не только не отвлекли ни одной дивизии
с пашего фронта. но и больше того: они
не помешали Гитлеру значительно увели-
чить чиело дивизий на советско-германском
фронте. Врасная Армия велёт борьбу теперь
с большим числом немецких ливизий, чем
в 1942 году, и это лучшие дивизии. остав-
шиеся ешё у немцев. Й тем не менее
Красная Армия не только отразила летнее
немецкое наступление, но и сама велёт
успешное наступление, олерживая победы.

Остановимся и на третьем фронте Бол-
дуйна. т. е. на воздушном фронте. Злесь
слелует начать в одного вопроса. который
встречается и в других обзорах. как. на-
пример, в недавней статье обозревателя
американского газетного треста Скрипис-
Говарла Симмса. Речь идёт о налёте амери-
канских бомбардировшиков на ИПлоешти
(Румыния) в августе. Указав на потери,
понесённые американской авиацией в этом
налёте, оба обозревателя об’ясняют эти по-
тери отлалённостью африканских баз от
Румынии. Налёты было бы улобнее произ-
водить с черноморских баз но русские,
заявляют Болдуин и Симме.  отказы-
ваются предоставить союзникам эти базы.
После этого Симмс без стеснения пускает
в ход ложное заявление, будто русские
упорно противятся тому, чтобы «английские
или американские войска сражались бок ©
бок с Красной Армией», Дальше Симмс ло-
пускает и такие утверждения. что будто
бы, когда немцы стали прорываться через
кавказский барьер, русское команлование
отклонило «английское прелложение ока-
зать ему помошь войсками в Закавказье».
Симис. как и Боллуин. впрочем, ничем не
подтверждает своих произвольных утверж-
дений. Поэтому лучше и в данном случае
не заниматься измышлениями, а разобрать-
ся в фактах.

Факты, во-первых, говорят © том, что
только в одном случае авиация наших ©9-
юзников помогала непосредственно совет-
ской армии и советской авиации на, фрон-
те борьбы с гитлеровской Германией. Та-
ким было участие небольшой группы ан-
глийской авиации в районе Мурманска
осенью 1941 гота. Как известно из печа-
ти, наиболее отличивигиеся тогда англий-
ские лётчики были натражлены советски-
ми орленами за свои славные боевые лела.
Факты говорят также о том, что ни ан-
глийская, ни американская авиапия не
участвовала ни в каких других боевых
тействиях на нашем фронте, — и во вея-
ком случае не участвовала не потому, что
кто-нибуль в Советском Союзе мешал это-
му. Больше того. Несмотря на неолнократ-
ные прелложения с советской стороны, со-
юзники, вопреки утверждению Боллуина и
ему подобных, ни разу не выразили жела-
ния держать свои войска бок о бок с на-
шей ариией и авиацией на советско-гер-
манеком фронте. Если же осенью прош-
лого гола делалось предложение ‘располо-
жить союзную авиапию в Баку и Тбилиси,
ге не существовало фронта и не могло
быть никаких боёв с немцами, то разве
не ясно, что правильнее было бы рабтоло-
жить её гте-либо поближе в фронту, на

и на этот раз германские вооружённые си-   Северном Кавказе или на Центральном ео-
лы были прикованы в советеко-герман-   ветско-германском фронте, гле она была

_ от чего, олнако, уклонились авторы выше- «Героическая

ПРАВДА

DE a ЕЕ ИЕ ЕЕ IE

Си

Индийские газеты о наступлении

Красной Армии

ДЕЛИ, 30 августа. (ТАСС). Индийская
печать широко комментирует наступление
Красной Армии, Газета «Хиндустан  стан-
дарл», касаясь освобождения Харькова от
бы в состоянии помочь нашим ВОЙСКАМ, немецко-фашистских сзахватчиков, пишет:
оборона’ и  освобожление
упомянутого прелложения,. Сталинграда, а также взятие Харькова

Или возьмём такой пример. как прелло- представляют собой памятную главу в во-
жение увести советские войска со всего енной истории. Советского Союза. Бесчис-
Закавказья и направить эти’ войска лля Ленные друзья и поклонники этой респуб-
боёв на советско-германекий фронт с тем. Лики твёрдо верят в’ то, что эти события
чтобы в Закавказье были введены лругие;
т9-есть пришилые, несоветские войска вме-
сто советских войск. Можно ли, в самом
деле, рассматривать Такое предложение,
как желание биться бок о бок @ советекя-

являются прелюдией к ешё большим ло-
стижениям», )

По мнению газеты «Бомбей кроникл»,
занятие Харькова представляет собой побе-
ду, которая должна  празлноваться He
только в России, но также и во всём
лагере Об единённых наций, После
Сталивграла и Туниса это — самый силь-
ный удар, который когда-либо наносился
Гитлеру. «Успех этой победы, — пишет
газета, — огромен с точки зрения тактиче-
ской, стратегической и моральной».

Выступление Черчилля в Квебеке

- ЛОНДОН, 31

yet Е ee

друг от друга возрастом и опытом,

ми войсками?

Когда теперь и Болдуин. и Симус стран-
ным образом ограничивают помощь союз-
ников использовачием советских баз толь- свое удовлетворение TEM, что
ко лля налётов союзной авиапии на тылы   РУзвельт
противника. то этим они вылают с6бя е
головой и полчёркивают, как мало их ин-
тересует участие союзной авиации в боях
на советско-германском фронте, гле Наша   ждения и направить
как и
на себе’ всю тяжесть

армия и наша авиация теперь.
раньше, выносят

ство Рейтер передает выступление Чер-
‘чилля по радио в Квебеке. .

В начале своей речи Черчилль выразил
президент
предложил ‘в качестве места
встречи Квебек — столицу и центр Фран-
цузской Канады, где «уместно вспомнить о
французском народе в. его: горе, предпри-
нять новые мероприятия для его освобо-
ему привет через
океан». Черчилль заявил, что со времени
англо-французского соглашения 1904 года

борьбы с главными силами нашего общего он всегда действовал вместе с французами.

врага.

Он выразил уверенность в том, что Фран-

Таким образом, факты и здесь отроки-  ция снова воспрявет, как свободная. еди-

дывают рассужления Боллуина и Симмса.   На

Мы подробно остановились на этих раг-
сужлениях Боллуина, чтобы показать. что
они ничем не подкрепляют заявления Бол-
туина, булто возлушпый фронт союзников

я и независимая страна.
Черчилль отметил, что. Канада сделала
большой вклад «в об’единенные усилия

в эти труднейшие времена»

войны, — сказал Черчилль, — Канада °ста-

нал Запалной Европой является «третьим  ла важной морской страной, строящей мно-
фронтом». Боллуину может нравитьея по- жество военных и торговых кораблей, из

играть такими словечками,

Rak «второй которых некоторые строятся в тысячах ки-

фронт» или лаже «третий фронт». Но воз-  лометров внутри страны; и Канала посы-

душные бомбарлировки так же, как и тру-
гие военные операции союзников, при вебм
их важном значении, как известно, не 3a-
ставили снять хотя бы олну немецкую ли-

визию ¢ нашего фронта. Больше

ТОГО.   военной экономике. И, наконец, отнюдь н

лает эти корабли с командами крепких мо-
ряков охранять караваны в Атлантике и
наш жизненный торговый путь через
океан. Канадская промышленность боепри-
пасов играет важнейшую роль в нашей

Главные воздушные силы Гитлера обтава-   меньшее значение, безусловно, имеет то
лись и продолжают оставаться На совет-   обстоятельство, что Канада сняла с Анг-
ско-германеком фронте. Поэтому возтушные   лии то, что иначе считалось бы долгом за

бомбарлировки союзной авизпии в Европе эти боеприпасы,
никак не заменяют второго фронта в Ев- 2 млрд. долларов».
ропе. относительно которого обязательства
гоюзников всё ешё жлут своего выполне-

НИЯ,

Что же остаётея от тезиса Боллуина. по

на сумму не меньше

«Я, — продолжал Черчилль, — упомяну.
с соглашений, которое Англия заключил

сего времени мы придерживались его и

вазывают
м против . Германии. Всякий может

Британского содружества наций и империи
«В ходе этой

с Францией почти 40 лет тому назад. До   ТОГО,

булем придерживаться с неуклонной вер- беке, — заявил далее

августа. (ТАСС). Агент- женных сил на Средиземном море и в дру-

гих местах, было в значительной, если не
[в основной, степени. посвяшено вопросу
подогревания и разжигания войны против
Японии, с которой советское правительство
‘имеет 5-летний договор о ненападении. Это
было бы затруднительным для нас пригла-
шением. Однако президент Рузвельт и я
ничего так не желаем, как иметь трехсто-
роннюю встречу с Маршалом Сталиным»,
«За последние два года мы слышали
много разговоров о создании того, что
вторым фронтом в Западной

видеть, насколько‘ желанными были бы эти
огромные военные операции.

Вполне естественно, что русские. кото-
натиск германских армий на своем фоонте,
настоятельно и непрерывно требуют, чтобы
мы выполнили эту задачу, и ничуть не
скрывают своих жалоб и упреков по по-
воду того, что мы He сделали этого
раньше».

Отметив значение операций англо-амери-
канских войск в Северной Африке и на
Сицилии, Черчилль продолжал: «Мы взяли
в свои руки стратегическую инициативу и
созлали стратегический потенциал как в
Атлантическом океане, так и в Средиземном

е море. На Средиземном море и в воздушных

налетах ва Германию война продолжалась
успешно. Снижение производительности во-

енной промышленности Гитлера было ло-

стигнуто с помощью воздушных бомбарди-
ровок, и, конечно, эти бомбардировки будут

л  постоянно увеличиваться’ в масштабах а
а  проводиться с болышей точностью по мере

как будут проходить месяцы»

«Значительная часть переговоров в Кве-
Черчилль, — была

которому Врасная Армия наступает лишЪ  ностью. Существует пругая великая страна,   посвящена решительному ведению войны

благоларя наличию «лвух хругих фронтов с которой мы заключили торжественный против Японий. Создание об’единенного ав-  .
в Европе»? Ничего не остаётся. Роль же   договор. Мы заключили поговор
борьбы Rpacnol Армии в течение двух с
лишним лет лля общесоюзного лела слиш- сией сроком на 20 лет.
ком ясно выступает из изложенных фак-

тов. чтобы еще раз об этом повторять.

Некоторые приёуы Болтлуина. котла он
рассужлает о втором фронте в Европе, за-

служивают спепиального внимания

уверены в том, что мы, англичане,

доброй  гло-американского командования всеми су-
воли и взаимной помощи с Советской Рос-  хопутными, морскими и воздушными сила-
Е Вы можете быть  ми обеих стран на этом театре военных
испол- операций, проведенное сейчас в жизнь, яв-
нены решимости сделать’ всё от нас завися- ляется аналогичным тому, что оказалось
mee, чтобы выполнить этот договор со всей   таким. успешным. в Северо-Западной Афри-
нашей силой и нзциональной твердостью.   Ке.
Для России было бы неудобно иметь сво- том в Юго-Восточной Азии избран, и его
его представителя на этом англо-американ-   назначение

Верховный главнокомандующий фрон-

одобрено английским, амери-

Вот олин из таких прибмов. 15 августа ском совешании, которое, помимо обсужде-  канским и китайским общественным мне-

Боллуин заявил:

вия предстоящих операций, тесно связан-

нием. Он будет действовать в постоянном

«Полобно русским, мы считаем необхо- ных и переплетенных с действиями воору-! контакте с генералиссимусом Yan Кай-ши>.

димым прелпринять штурм гитлеровской
крепости, и многие американские руково-
дители полагают, что цена сухопутного

Положени

вторжения в Европу в будущем окажется i
значительно MeHDbIe. Yem Ta wena, KOTO-  MoppoGHoctw noronnenna AatcKux KopaGne%.—Hecroxne pacnpashi rutnepoByes © датским

рую мы должвы  булем

черкнуто нами. М. Г.).

заплатить ‹ за
длительную войну на истощение...» (Пол-

лондон. 1
редаёт специальный корреспондент

сентября. (ТАСС). Как пе-
агент:

Болдуин в данном случае сделал. даже  ства Рейтер в Стокгольме, по сообшению
вид, что он согласен с «русскими». Олна-   находящихся в Швеции официальных дат-

ко это только трюк. Под флагом согласия ских лиц, все датские военные

корабли.

с «русскими» он протаскивает мысль о Нахолившиеся в порту Копенгагена, были

«сухопутном вторжения в Европу в бупу-
щем». Таким образом. of BoRre He 3a. TO

потоплены их экипажами прежде, чем нем-
цы сумели помешать этому. Рано утром
  30 августа, как только стало известно, что

чтобы не опоздать с открытием Второго   командующий германскими войсками в Да-
фронта в Европе. Но этого мало. Как ВИ1-  нии генерал Ганнекен ввёл в стране воен-

но из приведённой цитаты.

Болдуин   ное положение, командующий военно-мор-

только делает вид, что он против уста- скими силами Дании передал датским ко-

новки насчёт «длительной войны на ис-Рраблям приказ выполнить

план Я.
ae право

тощение», & Ha самом деле,
второй фронт только «в будущем»,

явно выдаёт свои симпатии в «ллитель-
ной войне на истощение» и держит курс

«маневр № 3».
Это означало, что каждый команлир имел
действовать по своей собственной
инициативе. Немедленно после этого все
датские патрульные суда, находившиеся
вне Копенгагенского порта. вышли в море.

на затяжку войны. Болдуин только делает   Все суда. находившиеся в порту, были по-

вил, что он сторонник «русских». В лей-  топлены.

На суше датские моряки взорва-

ствительности, из его же слов вилно, чтз ли фактически все склады с боеприпасами
Болдуин — сторонник затяжной. плитель- и зсе береговые укрепления за исключе-

ной

обозреватель «Нью-Йотк тайме»,

нённых Штатов.

войны «на истощение». По-своему   Вйем порта Миддельфарт.
может
быть, и прав. Что, собственно, ему торо-
питьея со сроками окончания войны: вой-
на ведь ведётся не на территории Соеди-
Но в Советском Союзе  шведского радис о том, что в

По. словам прибывших в Швецию  бе-
женцев, датский король Христиан интерни-
рован в замке Зоргенфри под сильной не-
мецкой охраной.

Агентство Рейтер передаёт сообщение
Швецию

рассуждения Болдуинз не могут не встре-  прибыли 3 датских корабля. Вчера в пол-
тить ретительного отпора. Уж глишком  день все еше не была восстановлена поч-

оли напоминают «философию» Мур-Бра-
базона. который, как известно. не вилел

товая и телеграфная связь между Данией

и Швецией. ;
ЛОНДОН, 1 севтября. (ТАСС). Arent-

белы в том. что истощается В Этой ГИ- ство Рейтер передаёт из Стокгольма, что

гантекой войне не только вражлебная со-
но и вхолящий в

юзникам Германия.
автигитлеровскую  коалипию

арестованы лидеры датских профсоюзов.
СТОКГОЛЬМ, 1 сентября. (ТАСС). Кон-

Советский   тролируемое гитлеровцами датское радно

Союз. Болдуин из «Нью-Йорк тайме», как   об’явило, что все лина, служившие в дат-

видим, лишь  перепевает

УМур-Брабазона. удалённого из правящих

кругов в Лоттоне.

Наконец. Болдуин прибегает ешё & o%-

ному приёму,

пресловутого! ских вооружённых силах, должны явить-

ся к ближайшему немецкому коменданту
не позже 3 сентября. Уклонившяеся под-
лежат строгой каре в соответствии с «3a-
коном» о чрезвычайном положенйи.
Шведская газета «Дагенс нюхетер» со-

«Ни>- для кого не секрет.— заявляет   общает, ‘что гитлеровские военные власти
он,— что большинство американских во-  арестовали всех датских офицеров. нахо-
енных высказывается за нападение в За-  дившихся на действительной службе и в
падной Европе, в то время как англий-   запасе. Большинство членов датского пра-
ская точка зрения, повидимому, исходит   вительства нахолится пол домашним аре-
из теории Черчилля о необходимости  стом. Произведены массовые аресты срела

предпринять «эксцентричное»
ние в Средиземном море».

наступле-   работников датской печати, деятелей ис-

кусства, руководства ‘консервативной пар-

Этот приём самооправдания прошёл, ка-  тии и т д

жется, незамеченным в английской  печа-
ти. Убедительность таких сомнительных
приёмов от этого, однако, не стала более

По сведениям, полученным в Стокголь-
ме, поздно вечером 30 августа в некото-
рых застях страны ещё продолжались Gon
с немцами. Всеобщие забастовки’ имели

солидной. Дело в том. что о. действитель- место в городах Скаген, Хьернивга, Се-
ном отношении к таким серьёзным вешам,  бю. Ольборг, Виборг, Opxyc, Csenn6opr
как обязательство о втором фронте в Ев- и др.

рюпе, судят не по тем или иным литера-

По сообщению газеты «Свенска `даг-

турным изворотам, а по фактам. то-есть   бладет», весьма ожесточённые бои проис-

по тому, в какой мере эти обещания вы-

полняются на деле.

После всех приведённых выше фактов

ходили около Эгерсборгской` казармы. не-
далеко от Копенгагена. В этой казарме
были ›размешены новобранцы = датской
гвардии. Они соорудили противотанковые

е в Дании

населением.— Число убитых и раненых в Копенгагене достигает 1.000 человек

граждения, открыли огонь и вывели из
строя три немецких тавка и И бронема-
OHH.

Главарь датских а Клаусен
прибыл в Копенгаген. Это, по сообщению
газеты  «Сопиал-демократен». = породило

слухи. что немцы собираются предложить
Клаусену создать квислинговское «прави-
тельство». Датское ралво передало при-
каз о том, что всякое движение межлу
населённыма. пунктами запрещается. 30
азгуста не вышла ни одна датская газета.

СТОКГОЛЬМ, 2 сентября (ТАСС). Га-
зета «Дагенс нюхетер» сообщает, что по-
линмейстер Копенгагена обратился ко всем
датским полицейсквм с призывом дать
полписку в повиновении командуюшему
германскими войскамн в Дании генералу

Ганнекену Все полицейские отказались.
После этого здания датской полиции в
Копенгагене были заняты эсэсовцами в

гестаповцами. Созданное в Стокгольме’ дат-
ское бюро прессы получило вчера сооб-
шение о том, что вся полицейская власть

в стране перешла в руки германских ок-
купационных властей.
Газета «Стокгольме тилнинген»  поме-

стила рассказ одного бежавшего в Шве-
пию датского офицера, который сообщает,
что в уличных боях около Амалиенборг-
ского дворца было убито около 100 дат-
ских королевских гвардейцев. Другой дат-
ский беженец рассказывает, что на всех
углах в Копенгагене расставлены немецкие
патрули, а на всех плошадях устанозлены
немецкие тяжелые орудвя В воскресенье
вечером было убито немнами за нарушеняе
запрета о. появления на улицах после 91
часа 17 датчан в ранено около 100. Не-
смотря на гитлеровские репрессии, сабо-
таж в Дании продолжается. Те рабочие,
которые не бастуют, стоят у машин без
дела и стараются работать возможно мень-
ше. В Копенгагене, как н во всей Дании,
ощущается острый недостаток продоволь-
ствия и угля. С понедельника электроснаб-
жение копенгагенских предприятий умевь-
шилось на две трети.

Аресты в Данив, по сообщению шведской
газеты «Свенска дагбладет», приняли мас-
совый характер. Среда арестованзых на-
ходятся многие видные датчане, в том
числе ректоп Тоустинг, профессора Флем-
минг-Хвилберг и Галь Кох, пастор Кай
Мунк, вице-адмиралы Ведель и Гаммерих.
все датские офицеры действительной служ-
бы и запаса, редакторы крупнейших датских
газет и многие другие датские деятели. Ви-
це-адмирала Велеля немцы пытались аресто-
вать еще 29 августа, но не застали его до-
ма Он уже ваходился в морском министер-
стве, откула как командующий датским фло-
том отдал приказ командам всех кораблей
увести их в Швецию или потопить. Позднее
вице-адмирал был арестован. Шо расска-
зам очевидцев, немцы открывают огонь по
группам датчан более 5 человек. Число

нетрудно притти К правильному ВЫВОЛУ   заграждения и, когда немецкая танковая убитых и раненых в Копенгагене уже до-
в вопросе 0 том, каково же теперь дей- рота пыталась прорваться через эти за- стигает 1.000 человек. >
ствительное положение CO вторым фроп- Е

том в

Налет английской

ЛОНДОН, 1 сентября. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщает, что
в ночь на 1 сентября английские самолёты
совершили второй крупный налёт Ha
Берлин. В течение 45 минут самолёты
сбросили на горол большое количество
фугасных и’ зажигательных бомб. Низкая
облачность затрудняла наблюдение за ре-
зультатами бомбёжки, но были видны силь-

- И. Матковского и К, С. Стучевского.
kates РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинградское шоссе, улица «Правды», д, 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Справочное бюро — Д 3-15-68; Партийной жнайл — Л 1-52-48; Пропаганды

-36-82; Иностранного — Д 3-32-85; Писем — Д 3-15-69; Местной сети — Д 3-15-47; Литературы и искусства — Д 3-88-73; Военного — Д 3-

51967.

авиации на Берлин

ные пожары. Имеются сведения, что горо-
ду причинён большой ущерб. Много вра-
жеских истребителей над столицей и на
подступах к городу безуспешно пыталось

помешать провелению концентрированного

налёта. В воздушных боях сбито некото-

рое число вражеских самолётов. 48 англий-
СКИХ бомбардировшиков He вернулись на ния им проповеди, осуждающей деятель-   ских

базы.

Арест архиепископа
Мюнстерского

ЛОНДОН, 2 сентября. (ТАСС). Агент-
ство АФИ передаёт «молнию» из”’Стамбула,

Европе, от создания которого зави-
сит окончательная победа антигитлеров-
ской коалиции над геруансвим фантизмом.

(Журнал «Война и рабочий класс» № 7).

НЬЮ-ЙОРК, 2 сентября. (ТАСС). Как
передаёт мадридский корреспондент агент-
ства Юнайтед Пресс, по сведениям, полу-
ченным из нейтральных дипломатических
источников, главнокомандующий германски-
ми вооружёнными силамя_ во Франция
Рундштедт ‚поставил Петэна и Лаваля в
известность о том, что оккупационные вла-
ста булут считать всё население любого

что, по полученным там сведениям, архи- горола или дерезня ответственным за какие-
епископ Мюнстерский фон Гален арестован  ЛИбо выступлевия против оккупационного

гитлеровскими властями после произнес

ность гестапо,

е режима. В качестве меры наказания 34

антигерман-
заключение

«сочувствие или поддержку»
элементов
в концентрационные лагеря,

вводится

Типография газеты «Правда» имени Сталина.

36-82; Секретариат — Д 3-15-64; Отдел об’явлений — Д 3-30-12. 0

Драконовские мероприятия гитлеровских
оккупантов во Франции

Немцы пред’явили Лавалю требование о
дополнительном наборе 500 тыс. француз-
ских рабочих для использования на чрез-
вычайных работах в Германии. Эти. рабочие
должны будут носить немецкую форму н
проходить. военное обучение пол руковол-
ством немецких инструкторов.

ЖЕНЕВА, 2 сентября. (ТАСС). По полу-
чевным здесь сведениям, французские пат-
риоты убилн в Гренобле двух видных со-
трулников\ лавалевской полиции. Недавно
в том же городе было совершено покуше-
ние на полковника Дессиз — командира
лавалевского. так называемого «француз-
ского легиона» в департаменте Дром.

—Д 3-11-07; Сельскохозай
недоставке газет в en’ ма aa

3 CEHTHEPA 1943 r., № 219 (9355)

1 сентября, при поездке се иностранны-
ми корреспондентами во фронтовую полосу,

погибли ответственные работники Народ-
ного Комиссартата Иностранных Jlex- ry,
Михаил Константинович Васев и Виктор
Влалимирович Кожемяко. Т.т. Ваеев и Кл-
жемяко погибли при исполнении служеб-
вых обязанностей недалеко от района не-
давних боёв Красной Армии. о

a,
тл. Васев и Кожемяко, ‘были верными сы-
нпахи большевистской партии, отдавая все
своя силы порученному делу.

Тов. Васев родился в 1897 г. в семь
уральского железнолорожника, В тоты гра-
Жжданской войны т. Васев активно боролся
в рядах Красной Армии против белогваз-
дейцев. Член ВЕП(б) с 1918 г., инженер
по образованию, тов. Ваюев с 1926 1
1942 г. занимал ряд ответственных  хо-
зяйстванных должностей, отдавая xen
свою энергию и свои знания лелу социаз-
листичевкого строительства. В течение
пяти лет тов. Васев  фаботал на хозяй-
ственном поприще за границей и в начале
1943 г. был назначен Помотником Заве-
дупщеге Отлелом Печати НЕИТ.

Tos. Кожемяко родился в 1913 г.в
Ленинграде, в семье рабочего-слесаря. Вер-

‘рые выносят основной и самый сильный ный сын Ленинского Комсомола, тов. Коже-
  иЯКОо
  затем

прошёл школу работы на, заводе,
успешно окончил  Ленинтрадокий
Военно-механический пяститут и аспираг-
туру этого института. С 1939 г. тов. Коже-
мяко работал на дипломатическом поприще
как в аппарате НКИД, так и з& гранипей,
проявив себя способным, растущим работ-
НИКОМ.

Ушли лва прекрасных товарища, безза-
вотно преданных Родине и партии. Товз-
рищи Васев и Кожемяко честно прошли
свой жизненный путь, и тамять о иж
надолго сохранится у тех, кто их знал
и < ними работал.

В. Молотов, А. Вышинсний, В. Дека-
нозов, С. Лозовсний, М. Литвиноз,
А. Корнейчун, С. Кавтарадзе, А. Пав-
лов, Н.. Пальгунов, И. Бакулин, Г.
Зарубин, Н. Новинов, К. Новиков,
‘Т. Ношелева, С. Царзпкин, Н. Лифа-
нов, Ф. Молочнов, В. Беляев, Г. Ла:
тышев, М. Христофоров, А, Лавренть-
ев, В. Зорин, С. Дангулоз, М. Корм,
Н. Алексеев, Б. Подцероб, А. Кудряз-

цев.
—_———

ПЛЕНУМ РОСТОВСКОГО
ОБКОМА ВКП(б)

РОСТОВ-на-ДОНУ, 2 сентября. (ТАСО),
 Соетоялея пленум  Ростовеког обкома
ВКП(б). С докладом о задачах парторга-
низации области в связи с постановлением
Совнаркома COCP и ЦЕ ВЕП(б) «0 неот-
ложных мерах по восстановлению хозяй-
ства в районах, освобожденных от немец-
кой оккупации», выступил секретарь 4-
кома партии тов. Двинский.

— Гитлеровские захватчики, — говорит
докладчик, — нанесли налней области мил:
лиардные убытки. Трудящиеся городов п
сел работают, не покладая рук, нах вос-
становлением хозяйства и культурных
учреждений. Ло оккупапии в. Ростовской
области было 1.846 колхозов, возобновили
свою деятельность 1.720. Из 151 МТС пря-
ступили к работе 145. В среднем каждый
колхоз имел около двух тысяч гектаров
посевной площали и свыше 900 годов
скота. Частичному росстановлению живот-
новодства поможет возвращение эвакуиро-
ванного скота. В восточные районы 38
ними уже отправлены уполномоченные. Bo
всех сельхозартелях идет усиленная заго-
товка кормов. Государствённый план е-
лосования выполнен на 142 процента.

С большим под’емом участники плену“
ма приняли приветственные телеграммы
Маршалу Советского ^ ‘Союза товарищу
Сталину и войскам Южного фронта. осво-
бодившим Таганрог и другие районы Ро
стовской области от немецких захватчие

ROB.
ИИА
ХРОНИКА

Президиум Верховного Совета CCCP
назначил Чрезвычайного и -Толномочного
Посла СССР в США тов. Громыко А. А. ол-
новременно Чрезвычайным и Полномочным
Посланником СССР в Республике Куба,
освободив от этих обязанностей Заместителя

Наролного Комиссара Иностранных Дел
тов. Литвинова М. М.
* *

Совет Народных Комиссаров CCCP m-
значил тов. Кавтаралзе С. И. Заместителем
Народного Комиссара Иностранных Дел.

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ,

КИНО, ТЕАТР

Документальный фильм о провале летнего и8-
ступления немецко-фаптистских войск и лик:
видапия Орловского плапдарма «ОРЛОВСКАЯ
БИТВА» — Первый, Авангард, Метрополь,
Родина, Центральный, Арктика, Эрмитаж,
Уран, ae ПТ Интерноционала, Динамо, Квво.
театр ЗИС, Дом культуры им. Горького.

Музыкальная кинокомедия «ВОЗДУШНЫЙ И3-
ВОЗЧИК» — Ударник, Москва, Метрополь
Колизей, Родина, Форум, Хуложественный»
Орион, НЛторм, Таганский ‘

Специальный выпуск кинохроники «ПРИ.
ГОВОР НАРОДА» — «О судебном процессе по
делу о зверствах немепко-фашиетских 82“
хватчиков и их пособников на территорян
г. Краснодара и Краснодарского края в П8-
PHO их временной оккупации» — Молот, Ро-
дина, Эрмитаж, Востоккяно, Авангард.

ФИЛИАЛ ГАБТ — ЗДХ — оп. Севильский
цырюльник, 4/1Х — оп, Травиата. Начало В

6 час. вечера.
ОРДЕНА ЛЕНИНА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР ЗЛХ-
Фронт. Начало в 6 час. вечера.

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — ЗИХ — Без
вины виноватые, Начало в 6 час. вечера.
‚МХАТ СССР имени ГОРЬКОГО — ЗЛХ —
Кремлёвские куранты. Начало в 6 ч. вечера,

ФИЛИАЛ МХАТ — ЗИХ — Пикквикскай
и. fac, Bey,

A КИЙ МУЗ. ТЕАТР им. К.
СТАНИСЛАВОКОГО и Вл. И. НЕМИРОВИЧА-
ДАНЧЕНКО — ЗЛХ — Спектакль  ГОРЬКОВ-
ского ГОСУДАРСТВ. ТЕАТРА ДРАМЫ —
Олеко Дундич. Сп. Прекрасная Елена перено-
сится на 16/]Х. Начало в 6 чае. вечера,

МОСКОВСКИЙ ГОС. ТЕАТР имени ЛЕНИН-
ского KOMCOMOJIA — 3/IX — Живой тру
Назало в 6 час. вечера.

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ (улица Гер-
цена, 19) — ЗЛХ — Москвичка, Начало в

НОЕ онл

© ГОСУДАРСТВЕННАЯ
МОНИЯ—ЗАЛ ДОМА УЧЕНЫХ —4ЛХ, в 7 ч. ве
чера,— лауреат Сталинской премии, заслужен.
артист Александр Батурив при участии 32*
Сиужен. артистки И. Г. Эфрон, Веры Дуловой

Д 3-10-85; Экономического —1
телефону Л 3-06-05,

Изд. № 546.

и

Ро

па
jot
м у
М, [ие
gr0B 0)
juni,
jo
НЫ
я Dont
iru pa)
gyre
У Ч
git MBH
8 0abh
gary 008
ura, Ba
Л
1 (a
ut, &
и:
ВУ т
В
oll Wy)
iat)

ИВ И
ея
кого
т ев
ПИ а
“amu

wre,
1$ M0]
isi Teo
ime
ato Th
toner 3

Hale

Мижено
аду -
RIDMATE
Bmp
MRR
Ter ne
Mey a
Bt BD
о
Cay