НОЯБРЬ

СРЕДА

1939 год
№ 251 (4434)

ЦЕНА 10 КОП.

Lat

ee DO en een

Druk: cee

Sa ee ee es

MPOAETAPUM BCEX CTPAH, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

а,
ЦЕНТРАЛЬНОГО

и мосновского
КОМИТЕТОВ

Внеочередная Пятая: Сессия Верховного Совета Союза ССР. На снимке (слева направо): товарищи ТИМОШЕНКО; БАДАЕВ, ВОЛКОВ, НИКОЛАЕВА, БАБАЕВ Хивали, КАЛИНИН, ХРУЩЕВ, СТАЛИН, МАЛЕНКОВ, ЖДАНОВ,

‚ МОЛОТОВ (па трибуне), МИКОЯН, ВОРОШИЛОВ, Л, М. КАГАНОВИЧ,

М., М. КАГАНОВИЧ, БУЛГАНИН, БЕРИЯ. За столом председателя — товарищи ЛЫСЕНКО, АНДРЕЕВ, ШВЕРНИК и АСЛАНОВА.

Фото М, КАЛАШНИКОВА.

Товарищи депутаты ;

3a последние два месяца в междуна-
родной обстановке произошли Важные из-
менения. Это относится, прежде всего, к
положению в Европе, но также и к стра-
нам, находящимся далеко за пределами Ев-
ропы. В связи с этим надо указать на три
основных обстоятельства, имеющих ре-
шающее ` значение. :

Во-первых; надо указать на’изменения,
происшедшие в отношениях мёжду Совет-
ским Союзом и Германией. Со времени за-
хлючения 23 августа советско-германского

дотовора 0 ненападении был положен ко- р

нец ненормальным отношениям, существо-
вавшим в течение ряда лет между‘ Совет-
ским Союзом и Германией. На смену враж-
ды, всячески подогревавшейся со стороны
некоторых европейских держав, пришло
сближение и установление дружественных
отношений между СССР’ и Германией. Даль-
нейшее улучшение ‘этих новых, хороших
отношений нашло свое выражение в гер-
мано-советском договоре о дружбе и грани-
це между СССР и Германией, подписанном
28 сентября в Москве. Происшедитий кру-
той поворот в отношениях между Совет-
ским Союзом и Германией, между двумя
самыми крупными государствами Европы,
не мог не сказаться па всем международ-
ном положении, При ‘этом события цели-
ком подтвердили ту оценку политического
значения советеко-германского сближения,
которая была лана на прошлой Сессии
Верховного Совета.

Во-вторых, надо указать на тахой факт,
как военный разгром Польши и распад
Польского государства. Правящие круги
Польши не мало кичилиеь «прочностью»

своего государства и «мощью» своей ap-

мии. Однако, оказалось достаточным корот-
кого удара по Польше со стороны сперва
терманекой армии, а затем —— Красной ар-
мии, чтобы ничего не осталось от этого
Уродливого детища Версальского договора,
жившего за счет угнетения непольских на-
циональностей. «Традиционная политика»
бестринцииного лавипования и игры меж-
ду Германией ий СССР оказалась несостоя-
тельной и полностью обанкротилась.
В-третьих, следует признать, что вепых-
нувшая в Европе большая война внесла
коренные изменения во всю международ-
ную обстановку. Эта война началась меж-
ду Германией и Польшей и превратилась
в войну между Германией — с одной сто-
роны, Англией и Францией —@ другой
стороны. Война между Германией и Поль-
шей закончилаеь быстро, ввиду полного
банкротства польских руководителей. Поль-
ше, как известно, не помогли ни ‘англий-
ские, ни французские гарантий. До сих
пор, собственно, так и неизвестно, что это
были за «гарантии». (Общий смех). На-
чавшаяся между Германией и англо-фран-
Цузским блоком война находитея лишь В
своей первой стадия и по-настоящему еще
не развернулась. Тем не ‘менее, понятно,
что такая война должна была внести ко-
ренные изменения В положение Европы, да
и не только Европы.
_ В связи е этими важными‘ изменения-
ии международной обстановки, некоторые
старые формулы, которыми мы пользова-
Лись еще недавто.—-и к которым многие
так привыкли — явно устарели и теперь
неприменимы, Надо отдать себе в этом’ от-
чет, чтобы избежать трубых ошибок в
оценке сложившегося нового политическо-
го положения в. Европе.

Известно, например, что за последние
Несколько месяцев такие понятия, как
«агрессия», «агресеор» получили новое

ПОЛИТ

Доклад. Председателя Совета Народных Комиссаров и Народного Комиссара Иностранных Дел тов. В. М.

ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ПЯТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 1-20 СОЗЫВА

на заседании Верховного Совета СССР 31 октября 1939’ года

конкретное содержание, приобрели новый
смысл. Не трудно догадаться, что теперь
мы не можем пользоваться этими понятия-
ми в том же смысле, как, скажем, 3—
4 месяца тому назал. Теперь, если гово-
рить 0 великих державах Европы, Герма-
ния находится в положении государства,
стремящегося к скорейшему окончанию
войны и к миру, & Англия и Франция.
вчера еще ратозавшие против агрессии,
стоят за продолжение войны и против за-
включения мира. Роли, как видите, меня-
ются.

Попытки английского и французского
правительетв оправдать эту свою новую
позицию данными Польше обязательствами,
разумеется, явно несостоятельны. 0 вос-
становлении старой Польши, как кажло-
му понятно. не может быть и речи. По-
этому бессмысленным является продолже-
ние теперелтней войны под флагом Boc-
становления прежнего Польского тосудар-
ства. Понимая это, правительства Англии
и Франции, однако, не хотят прекраще-
ния войны и восстановления мира, а ищут
нового оправдания для продолжения вой-
ны против Термании.

В последнее время правящие. круги Ан-
глии и Франции пытаются изобразить се-
бя в качестве борцов за демократические
права’ народов против титлеризма, причем
английское ‘правительство об’явило, что
булто бы AIM него целью войны против
Германии является, не больше и не мень-
ше, как «уничтожение гитлеризма». По-
лучается так, что английские, а вместе в
ними и французские, сторонники войны
0б’явили против Германии что-то, вроде
«идеологической войны», напоминающей
старые религиозные войны. Лействительно,
в свое время религиозные войны против
еретиков и иновернев были в моде. Они,
как известно, привели к тягчайшим для
народных масс последствиям, в  хозяй-
ственному разорению и к культурному
одличанию ` народов. Ничего хругого эти
войны и не могли дать. Но эти войны
были во времена средневековья. Не к этим
ли временам средневековья, к временам
религиозных войн, суеверий и культурного
одичания тянут нае снова господствующие
классы Англии и Франции? Во всяком слу-
чае, под «идеологическим» флагом теперь
затеяна война еше большего масштаба и
еше больших опасностей для народов Евро-
пы и всего мира. Но такого рода война не
имеет для себя никакого оправдания. Иде-
ологию гитлеризма, как и всякую другую
идеологическую систему, можно  призиз-
вать или отрицать, ‘это — дело полити-
ческих взглядов. Но любой человек пой-
мет, что идеологию нельзя уничтожить си-
лой, нельзя покончить с нею войной. По-
этому не только бессмысленно, но и пре-
ступно вести такую войну, как война за
«уничтожение гитлеризма», прикрываемая
фальшивым флагом борьбы за «лемокра-
тию». В самом деле, никак нельзя назвать
борьбой за лемократию такие действия, как
закрытие коммунистической партии во
Франпии. аресты коммунистических депу-
татов французского парламента или уре-
зывание политических свобод в Англии,
неослабевающий национальный гнет в Ин-
ии ИТ. п.

Не ясно ‘ли, что цель теперешней вой-
ны в Европе не в том, о чем товорят в
оффициальных выступлениях для широкого
круга слушателей во Франции и Англии,
то-ееть не в борьбе за демократию, & в
чем-то другом, 0 чем не’ говорят эти гос-
пола открыто. :

И ие

0 ЗАСЕДАНИИ ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ПЯТОЙ

СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

Сегодня, 1 ноября, в 6 часов вечера, в зале заседаний Верховного Совета СССР,

№уле, состоится совместное заеедание

Совета Союза и Совета Национальностей.

В порядке дня: заявление Полномочной Комиссии Народного Собрания Заладной

Epanunt. р

Действительная причина  англо-фран-
цузекой войны против Германии не в том,
что Англия’и Франция поклялись будто
бы восстановить прежнюю Польшу и, ко=
нечно, не в том, что они решили будто
бы взять нагсебя задачу борьбы 3a демо-
кратию. У правящих кругов Англии и
Франции есть, разумеется, другие более
действительные мотивы для войны против
Германии. Эти мотивы относятся тек. об-
ласти какой-либо идеологии, а к сфере их
сугубо материальных интересов, как могу-
щественных колониальных держав.

Британская империя, население которой
достигает 47 миллионов, владеет колония-
ми с населением в 480 миллионов чело-
век. Колониальная империя Франции, на-
селение которой не превышает 42 миллио-
нов, охватывает 70 миллионов жителей во
французских колониях. Владение этими ко-
лониями, дающее возможность экеплоати-
ровать сотни миллионов людей, являетея
основой мирового господства Англии и
Франции. Страх перед германскими притя-
заниями на эти колониальные влаления—
вот в чем подоплека теперешней войны
Англии и Франции против Германии, кото-
рая серьезно усилилась за последнее время
в результате развала Версальского. логово-
ра. Опасения за потерю мирового тоспод-
ства диктуют правящим кругам Англии и
Франции политику разжигания войны про-

1 тив Германии.   :

Таким образом, империалистический ха-
рактер этой войны очевиден для каждого,
кто хочет видеть действительное положе-
ние дел, кто не закрывает глаз на факты.

з всего этого видно, кому нужна эта
война, ведущаяся из-за мирового господ-
ства. Конечно, не рабочему классу. Такая
война не’сулит рабочему классу ничего,
кроме кровавых жертв и бедствий.

После этого, судите сами: изменилось или
не изменилось за последний период содер-
manne таких понятий, как «атрессия»,
«агрессор»? Не трудно. видеть, что упот-
рэбления этих слов в старом смысле, —то-
есть, как это было до последнего реши-
  тельного поворота в политических отноше-
ниях между Советским Союзом и Германи-
ей и до начала большой империалистиче-
ской войны в Европе, —может порождать
только путаницу в головах и неизбежно
будет толкать к ошибочным выводам. Что-
бы этого не случилось, мы не должны 10-
пускать некритического отношения K тем
старым понятиям, которые неприменимы в
новой межлународной обстановке.

Так сложилась международная обстанов-
ка в последний период.

Перейдем к изменениям, проиешедшим во
внешнем положении самого Советского Сою-
за. Изменения здесь произошли не малень-
кие, но, если товорить о главном, то нель-
зя не признать следующего: блатодаря по-
следовательному проведению своей мирной
внешней политики, нам удалось значи-
тельно усилить свои позиции и междуна-
родный вес Советского Союза  (Продолжи-
тельные аплодисменты).

Наши отношения с Германией, как я
уже сказал, улучшились коренным обра-
зом. Здесь дело развивалось по’ линий
укрепления дружественных отношений,
развития практического сотрудничества и
политической поддержки Германии в ее
стремлениях к миру. Заключенный между
Советским Союзом и Германией хотовор о
ненападении обязывал нас к нейтралитету
в случае участия Германии в войне, Мы
последовательно проводили эту линию, че-
му отнюдь не противоречит вступление
наших войск . на территорию бывшей,
Польши, начавшееся 17 сентября. Доста-
точно напомнить, что тогда же, 17 сен-
тября, Советское Правительство разослало
всем государствам, с которыми оно имеет
дипломатические отношения, специальную
ноту с заявлением о Tom, uTo CCCP 4a
впредь будет проводить политику нейтра-
литета в отношениях с ними. Как извест-

HO, Hain войска вступили на территорию
Польши только после того, как Польское
государство распалось и фактически
перестало существовать. Оставаться  ней-.
тральными к таким фактам мы, разумеется,
He могли, так как в результате этих со-
бытий перед нами встали острые вопросы
безопасности нашего государства. № тому
же Советское Правительство не могло
не считаться ©. исключительным положе-
нием, создавшимся для братского населе-
ния Западной Украины и Западной. Бело-
руссии, которое в развалившейся Польше
оказалось брошенным на произвол судьбы.

Последующие события полностью  под-
твердили, что новые советеко-германские
отношения построены на прочной базе
взаимных интересов. После вступления
частей Красной Армии на территорию
бывшего Польского государства возникли
серьезные вопросы разграничения государ-
ственных интересов СССР и Германии.
Эти вопросы были быстро урегулированы
по взаимному согласию. Германо-воветский
дотовор о дружбе и транице между CCCP
и Германией, заключенный в конце сен-
тября, закрепил наши отношения с Гер-
манским государством.

Отношения Германни с другими запад-
но-европейскими буржуазными  государ-
ствами за последние лва десятилетия опре-
лелялись. прежде всего, стремлением Гер-
мании разбить путы Версальского догово-
па, творцами которого были Амглия и
Франция при активном Участии Соелинен-
ных Штатов Америки. Это, в конечном
счете, и привело к теперешней войне в
Европе. \

Отношения Советского Союза с Герма-
нией строились на другой основе, не имею-
щей ничего общего с интересами увекове-
чения послевоенной Версальской системы.
Мы всегда были того мнения, что сильная
Германия является необходимым условием
прочного мира в Европе. Было бы смешно
думать, что Германию можно «просто вы-
вести из строя» и скинуть со счетов. Дер-
жавы, лелеющие эту тлупую и опасную
мечту, He учитывают печального опыта
Версаля, не отлают себе отчета в возрос-
шей мощи Германии и не понимают того,
что попытка повторить Версаль при ны-
нешьней международной -обстановке, в корне
отличающейся от обстановки 1914 года, —
может кончиться для них крахом.

Мы неуклонно стремились к улучшению
отношений с Германией и веёмерно при-
ветствовали такого рода стремления в
самой Германии. Теперь наши отношения
с Германским государством построены на
базе лружественных отношений, на готов-

‚ности поддерживать стремления Терманий

к миру и, вместе с тем, на желании все-
мерно содействовать развитию  советско-
германских хозяйственных отношений ко
взаимной выгоде обоих государств. Надо
специально отметить, что ‘происшедшие в
советско-германских отношениях измене-
ния в политической области создали бла-
гоприятные предпосылки для развития с9-
ветско-германских хозяйственных отноше-
ний. Последние хозяйственные переговоры
Германской делегации в Москве‘и происхо-
дящие в данный момент переговоры Co-
ветской хозяйственной делегации в Герма-
нии подготовляют широкую базу для раз-
вития тов рота между Советским
Союзом и Германией.

Теперь разрешите остановиться на с0-
бытиях, непосредственно связанных 6
вступлением наших войск на территорию’
бывшего Польского государства. Мне нет
необходимости описывать ход этих собы-

тий. 060 всем этом подробно говорилось в

нашей печати и вы, товарищи депутаты,
‚хорошо знакомы. е фактической стороной.
Скажу лишь о самом существенном.
Нечего ‘доказывать, что в момент пол-
ного распада Польского государства, нате
правительство ‘обязано было протянуть
руку помощи проживающим на территории”

Западной Украины и Западной Белоруссии
братьям-украянцам и’ братьям-белоруссам.
Ото так и поступило. (Бурные  продолжи-
тельные аплодисменты. Депутаты встают.
и устраивают ‘овацию). Жрасная’ Армия
вступила в эти районы при  всгобщем
сочувствии украинского и белорусского на-
селения, встречавшего наши войска, как
своих освободителей от панского гнета, от
гнета польских помещиков и капитали-
стов.

При боевом продвижении Врасной Армии
по этим районам у наших воинских ча-
стей были местами, серьезные стычки с
польекими частями, а, стало быть, были
и жертвы. Каковы были эти жертвы, вид-
но из слелующего. На белорусском фронте
в частях Красной Армии, считая началь-
струющий и пядовой состав, мы имели
убитых — 246 и раненых — 503, а все-
го — 749. На украинском фронте мы име-
ли убитых из начальствующего и рядового
состава — 491 и раненых — 1.359, a
всего — 1.850. Следовательно, общее ко-
личество жертв, понесенных Красной Ар-
мией на’ территории Западной Белоруссии
и Запалной Украины, составляет: уби-
тых — 737, раненых — 1.862, то-есть в
целом — 2.599 человек. Что касаелея на-
ших боевых трофеев в Польше, то они с0-
ставляют 900 с лишним орудий, свыше
10.000 пулеметов, свыше 300 тысяч вин-
товок. более 150 миллионов винтовочных
патрон, около 1 миллиона артиллерийских
снарядов. хо 300 самолетов ит. д.

Перешедная к СССР территория по
своим размерам равна территории большо-
то европейского государства. Так, терри-
тория Западной Белоруссии достигает 108
тысяч квадратных километров, © населе-
нием в 4 миллиона 800 тысяч человек.
Территория Западной Украины составляет
88 тысяч квадратных километров, е на-
селением в 8 миллионов человек. Таким
образом, перешедшая к нам территория
Западной Украины вместе с территорией
Западной Белорусеии составляет 196 ты-
вяч квадратных километров, а ее населе-
ние — около 13 миллионов человек, из
которых украинцев-—более 7 миллионов,
белоруссов — более 3 миллионов, поля-
ков — свыше 1 миллиона, евреев—свы-
ше 1 миллиона.

Политическое значение этих событий
трудно переоценить. Все сообщения с За-
падной Украины и Западной Белоруссии
свидетельствуют о том, что население с
неописуемым восторгом встретило свое
освобождение от панского гнета и горячо
приветствовало новую ‘великую победу Со-
ветекой власти (Взрыв долгих  аплоди-
сментов). Прошедшие в последние дни вы-
боры в Народные Собрания Западной
Украины и Западной Белоруссии, которые
здесь были впервые организованы на осно-
ве всеобщего, прямото ‘и равного избира-
тельного права, © тайной подачей голосов,
показали, что, по крайней мере, °/зю на-
селения этих ‘областей были уже давно
подготовлены. для воссоединения с Совет-
ским Союзом. Известные уже теперь всем.
нам решения Народных Собраний во Льво-
ве и Белостоке свидетельствуют о полном
единодушии народных избранников во всех
политических вопросах. }

Перейдем к нашим отношениям с при-
балтийскими странами. Как известно, и
здесь произошли существенные изменения.

В основе отношений Советского Союза
с Эстонией, Латвией и Литвой лежат со-
ответствующие мирные договора, .заклю-
ченные в 1920 тоду. По этим договорам
Scronna, Латвия и Дитва получили само-
стоятельное тосударственное  существова-
ние, причем за весь истекший период (%-
ветский Союз неизменно проводил друже-
ственную политику в отношении этих,
вновь бозданных, малых государств. В

TY
ны, Эстонией, Латвией и Jursoi—e my-

МОЛОТОВА

этом нашло свое выражение коренное от-
личие политики Советской власти от поли-
тики царской России, зверски утнетавшей
малые народы, не дававшей им какой-ли-

60 возможности самостоятельного нацио-

нально-государственного развития и остаз
вившей у них не мало тягостных BOCTIO-
минаний. (Следует
истекших двух десятилетий развития дру-
жественных советско-эстонских, , советско-
латвийских и советеко-литовских  отноше-
ний создал
для дальнейшего укрепления политических
и всяких других отношений СССР © при-

признать, что опыт

благоприятные предпосылки

балтийскими соседями. Это показали и по=
следние дипломатические переговоры 6

представителями Эстонии, Латвии ‘и Лит-
вы, и те договора, которые были подни-

саны в Москве, в результате этих пере-
товоров. .   :
Bu знаете, что Советский Союз заклю-

чил такие пакты взаимопомощи е Эето-
нией, Латвией и Литвой, которые имеют
крупнейшее политическое значение. Прин-
ципиальная основа этих пактов олинако-

вая. Они основаны на взаимопомощи ме-
ким (ою3м,— с одной cropo-

той стороны. включая и военную помощь
друг другу, в случае нападения на кого-
либо из них. Ввиду 060000 географиче-

ского положения этих стран, являющихся

своего рода подетупами к СССР. особенно
со стороны Балтийского мпря, эти пакты
предоставляют Советскому Союзу возмож-
ность иметь военно-морские базы и аэро-
дромы в определенных пунктах Эстония и
Латвии, а в отношении Литвы устанавли-
вают совместную с Советским Союзом 3a-
щиту литовской границы. Создание этих
советских военно-морских баз и зэродро-
OB Ha территории Эстонии. Латвии и
Литвы и ввол некоторого количества крас-
ноармейеких частей для охраны этих баз
й аэродромов обеспечивают надежную отю-
ру обороны не только для Советекого
Союза, но и для самих прибалтийских го-
судатетв и. тем самым, служат лелу co-
хранения ‘мира, в котором заинтересованы
наши народы:

Имевшие место в последнее время ди-
пломатические переговоры с Эстонией,
Латвией и Литвой показали, что между
вами существует достаточное ловерие и
нужное понимание необходимости осупю-
ствления этих военно-оборонительных мер
в, интересах как Советского Союза. так и,
самих этих государств. В переговорах пол-
ностью выявилось стремление их участ-
ников Е сохранению мира и к обеспечению
безопасности для наших народов, заня-
тых мирным трулом. Вее это и обеспечило
успетиное окончание переговоров и заклю-
чение пактов взаимопомощи, имеющих
важное историческое значение,

Особый характер ‘указанных  пактов
взаимопомощи отнюдь не означает какого-
либо вмешательства Советского Союза в
дела Эстонии, Латвии и Литвы, как это
пытаются изобразить некоторые органы
заграничной печати. Напротив, все эти
пакты взаимопомощи твердо оговаривают
неприкосновенность суверенитета полпи-
савших их государств и принцип невме-
шательства ‘в дела лфугого государства.
Эти пакты исходят из взаимного уважения
тосуларственной, социальной и экономиче-
ской структуры хругой стороны и должны
укрепить основу мирного лобрососедского
готрудничества между нашими народами.
Мы стоим за честное и пунктуальное. про-
ведение в жизнь заключенных пактов на
условиях полной взаимности и ‘заявляем,
что болтовня о советизации прибалтйских
стран выгодна только нашим общим вра-
там и всяким антисоветоким провокато-
рам.

a

(Окончание доклада тов. В. М. Молотова см. на 2-Й стр.)

—=“

+=