На основе достигнутого улучшения по-
литических отношений с Эстонией, Лат-
‘pue и Литвой, Советский Союз пошел
широко навстречу хозяйственным нуждам
этих государств, заключив соответствую-
щие торговые соглашения. В связи с этими
хозяйственными соглашениями, товарообо-
por в прибалтийскими странами увеличи-
вается в несколько раз и имеет благо-
приятную перспективу для дальнейшего
роста. В условиях, когда торговля веех
европейских стран, в том числе и ней-
тральных государств, переживает громад-
ные затруднения, эти экономические с0-
тлелпения СССР с Эстонией, Латвией и
Литвой имеют для них весьма крупное
положительное значение.

Таким образом, сближение, происшедшее
между СССР, Эстонией, Латвией и Литвой,
будет сбдействовать более быстрому под’ему
сельского = хозяйства, промышленности,
транспорта и вообше народному благосо-
стоянию наших прибалтийских соседей.

Принципы советской политики в отно-
шении малых стран с особой силой проде-
монстрированы на примере договора о пе-
редаче Литовской Республике города Виль-
но и Виленской области. При этом Литов-
ское государство с его населением в два с
половиной миллиона человек, значительно
распгиряет свою территорию, увеличивает
на 550 тысяч человек свое население и
получает город Вильно, число жителей ко-
торого почти в два раза превышает населе-
ние теперешней Литовской столицы. Совет-
сний Союз пошел на передачу города Виль-
но Литовской Республике не потому, что в
нем преобладает литовское население. Нет,
в Вильно большинство составляет нелитов-
ское население. Но Советское Правитель-
ство считалось с тем, что город Вильно,
который Польшей был насильственно от-
тортнут от Литвы, должен принадлежать
Литве, как такой город, с которым связано,
с одной стороны, историческое прошлое
Литовского государства, а, © другой —на-
циональные чзяния литовского народа.
В заграничной печати указывалось, что в
мировой истории не было еще такого слу-
чая, чтобы большое государство по соб-
ственной воле отдавало малому государству.
такой большой город.` Тем ярче этот -акт
Советского государства демонстрирует его
добрую волю.

В особом положении находятся наши от-
ношения с. Финляндией. Это об’ясняется,
тлавным образом, тем, что в Финляндии
больше сказываются разного рода внешние
влияния со стороны третьих держав. Бес-
пристраетные люди должны, однако, при-
знать, что те же вопросьё обеспечения
безопасности Советского Союза и, особенно,
Ленинграда, которые стояли в переговорах
с Эстонией, стоят и в переговорах е Фин-
ляндией, Можно сказать, что в некотором
отношении вопросы безопасности для (о-
ветского Союза здесь стоят даже острее, по-
СкОЛЬЕУ главный, после Москвы, тород со-
ветскоге государства— Ленинград, находит-
ся всего в 32 километрах от границы Фин-
ляндии. Это значит, что Ленинград нахо-
дится от границы другого государства на
расстояний меньшем, чем это нужно для
артиллерийского обстрела из современных
дальнобойных орудий. С другой стороны;
морские полступы к Ленинграду также в
значительной мере зависят от тото—враж-
дебную или дружественную позицию в от-
ношении Советского Союза занимает Фин-
ляндия, которой принадлежит вся северная
часть побережья ‘Финского залива и все
острова вдоль центральной части Финского
залива, )

Считаясь с таким положением, а также
с создавшейся в Европе обстановкой, мож-
но расчитывать, что со стороны Финдян-
lun будет проявлено.. должное понимание:

На чем основывались отношения Совет-
ского Союза, се Финляндией за все Эти го-
ды? Известно, что основой этих отноше-

ВНЕОЧЕРЕДНАЯ

ПЯТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА_СССР_ То СОЗЫВА

Окончание доклада тов. В. М. МОЛОТОВА.

ний- является ‘мирный договор 1920 roza
по типу наших договоров с. другими на-
шими балтийскими соседями. Советский
Союз своим свободным  волеиз’явлением
обеспечил самостоятельное и независимое
существование Финляндии, “He может быть
сомнения, что только советское правитель-
ство, признающее принцип свободного pas-
вития национальностей, могло пойти на
этот шаг. Нужно сказать, что никакое
правительство в России, кроме советского,
не может допустить существование неза-
виснмой Финляндии У самых ворот Ленин-
трада. 06 этом красноречиво говорит опыт
© «лемократическим» правительством Ве-
ренского-—Церетели, не говоря уже о, пра-
вительстве князя Львова — Милюкова и,
тем более, о царском правительстве. Нет
сомнения, это важное обстоятельство мо-
гло бы служить хоропей предпосылкой для
улучшения советеко-финских отношений, в
которых, как видно, Финляндия не мень-
ше заинтересована. чем Советский Союз.

Советско-финские переговоры начались
недавно, по нашей инициативе. Что яв-
ляется предметом этих переговоров?
Не трудно понять, что в современной ме-
ждународной обстановке, когда в центре
Европы развертывается война между круп-
нейшими государствами, чреватая больши-
ми неожиданностями и опасностями для
всех европейских  государств,—Советский
Союз не только имеет право, но и обязан
принимать серьезные меры для укрепления
своей безопасности. При этом естественно,
что Советское Лравительство проявляет
особую заботу относительно Финского за-
лива, являющегося морским подступом к
Ленинграду, а также относительно той су-
хопутной границы, которая в каких-ни-
будь 30 километрах нависла над Ленин-
традом. Я напомню, что население Ленин-
града достигло трех с половиной миллио-
нов, что почти равно населению всей
Финляндии, насчитывающей 3 миллиона
650 тысяч жителей. (Веселое оживление
в зале).

Едва-ли есть основания останавливать-
ся на тех небылицах, которые распростра-
няются заграничной прессой о предложени-
ях Советского Союза в: переговорах с Фин-
ляндией. Одни утверждают, что СОСР «тре-
бует» себе г. Випури (Выборг) и северную
часть Ладожекого озера. Скажем от себя,
что это — чистый вымысел и ложь. Дру-
тие утверждают, что СССР «требует» пе-
редачи ему Аландских островдв. Это — та-
кой же вымысел и ложь. Болтают еще о
каких-то претензиях, якобы существующих
у Советского’ Союза в отношении Швеции
и Норвегии. Но это беспардонное вранье
просто не заслуживает опровержения. (00-
щий смех). На самом деле наши предло-
жения в переговорах с и явля-
ются максимально скромными и ограничи-
ваются тем минимумом, без, которого не-
возможно обеспечить безопасность СССР и
наладить дружеские отношения с Финлян-
quel,

Мы начали переговоры е представителя-
ми Финляндии, для чего Финляндское пра-
вительство  команхировало в Москву
т.г. Цаасикиви и Таннера, ¢ предложения
заключить советеко-финский пакт взаимо-
помощи; примерно, по типу наших пактов
взаимопомощи с другими придалтийскими
государствами. Поскольку, однако, Фин-
ляндекое правительство заявило нам, что
заключение такого пакта противоречило бы
занятой им позиции абсолютного нейтрали-
тета, мы не стали настаивать на налием
предложении. Мы предложили тогла перей-
ти к конкретным вопросам, в которых мы
заинтересованы с точки зрения обеспече-
ния безопасности СССР и, в обобенности,
езопасности Ленинграда, как со стороны
моря — в: Финском заливе, так и со сто-
роны суши, ввиду чрезмерной близости
пограничной линии к Jenunrpary. Мы
предложили договориться о том, чтобы ото-
двинуть на север от Ленинграда на не-

сколько десятков километров советско-фин-
скую траницу на Карельском перешейке.
Взамен этого мы ‘предложили передать
Финляндии часть территории Советской Ва-
релии, превышающую в два раза терри-
торию, передаваемую Финляндией Совет-
скому Союзу. Мы предложили также дого-
вориться о том, чтобы Финляндия сдала
нам в аренду на определенный срок не-
большой участок своей территории в’ рай-
оне’ входа в Финский залив, дабы мы мо-
гли там организовать военно-морскую ба-
зу. При наличии советской военно-морской
базы у южного входа в Финский залив,
& именно в Балтийском порту, как это
обусловлено  советско-эстонским — пактом
взаимопомощи, создание военно-морской ба-
зы у северного входа в Финский залив мо-
тло бы полностью обеспечить безопасность
Финского залива против враждебных по-
кушений со стороны других государств.
Мы не сомневаемся в том, что создание та-
кой базы соответствует интересам не толь-
‚ко Совелского Союза, но и безопасности са-
‘мой Финляндии. Другие наши предложения
и, в частности, наше предложение об обме-
не территории некоторых островов в Фин-
ском заливе, а также части полуостровов
Рыбачий и Средний на двойную по разме-
рам территорию в Советской Карелии, по-
видимому, не встречают возражений со сто-
роны Финляндского правительства. Разно-
гласия в отношении некоторых наших
предложений еще не преодолены, а сделан-
ные в этом отношении Финляндией уступ-
ки, например частичная уступка террито-
рии на Карельском перешейке, явно \не до-
стигают цели.

Мы селелали, далее, ряд новых шагов
навстречу Финляндии. Мы сказали, что,
если будут приняты наши основные пред-
ложения, мы готовы снять наши возраже-
ния против вооружения Аланлеких остро-
вов, на чем уже давно настаивает Фин-
ляндокое правительство. Мы . оговорили
только, что мы снимаем свои возражения
против вооружения Аландских островов при
условии, что указанные восружения будут
проводиться национальными силами самой
Финляндии и что в этих вооружениях
третьи страны не будут принимать ника-
кого Участия, поскольку и СССР не уча-
ствует в них. Мы предложили также
Финляндии провести на всей советеко-фин-
ской транице на Карельском перешейке
разоружение укрепленных районов, что
должно пеликом соответствовать интересам
Финляндии. Мы выразили, далее, желание
усилить советеко-финский пакт ненападе-
‘ния дополнительными взаимными гаран-
тиями. Наконец, упрочение политических
советеко-финеких отношений, несомненно,
явилось бы прекрасной базой и лля бы-
строго полема хозяйственных отношений
межлу нашими странами.

Таким. образом. мы готовы .илти на-
встречу Финляндии в тех вопросах. в ко-
торых она особенно заинтересована.

После веего. этого мы не думаем, что-
бы co стороны’ Финляндии стали искать
повода к срыву предполагаемого соглаше-
ния. 910 не соответствовало бы политике
дружественных советско-финских отноше-
ний и, конечно, нанесло бы серьезный
ущерб Финляндии.

Мы уверены, что руководящими фин-
ляндекими кругами будет правильно поня-
то значение укрепления советско-финских
дружественных отношений и финляндекие
деятели не полдадутся какому-либо антисо-
ветскому давлению и подстрекательству со
стороны кого бы то ни было.

Я должен, олнако, сообщить, что даже
президент Соединенных Штатов Америки
нашел уместным вмешаться в эти вопро-
сы. что TPYIHO ‘согласовать с политикой
американского нейтралитета. В своем по-

слании 12 октября на’имя т. Калинина.

Председателя Презилиума Верховного Co-
вета. г. Рузвельт выразил Нналежлу на co-
хранение и развитие дружелюбных и мир-

ных отношений между СССР и Финлян-
дией. Можно полумать, что у. Соелинел-
ных Штатов \Америки лучше обстоят тела,
скажем: с Филиппинами или с Кубой. ко-
торые давно требуют от США своболы и
назавиенмости и не могут их получить,
чем у Советского Союза ве Финляндией,
которая давно уже получила от Советеко-
ro (Союза и свободу и государственную
независимость,

На послание г, Рузвельта т. Калинин
ответил следующим образом:

«Считаю уместным Напомнить Вам,
господин президент, что государственная
независимость Финлянлской республики
была признана свободным волеиз’явле-
нием Советского Правительства 31 де-
кабря 1917 года, и что суверенитет
Финляндии обеспечен за нёю мирным
договором между РСФСР и Финляндией
от 14 октября 1920 года. Указанными
актами Советского Правительства опре-
делены были основные принципы взаи-
моотношений между. Советским . Союзом
и Финляндией. В соответетвии с этими
принципами ведутся и нынешние пере-
говоры между Советским Правитель-
ством и Правительством Финляндии.
Вопреки тенденциозным версиям, рас-
‘прюстраняемым кругами, очевидно, не
заинтересованными в европейском мире,
единственной целью указанных пере-
говоров является упрочение взаимоот-
ношений между Советским Союзом н
Финляндией и ‘укрепление дружествен-
ного сотрудничества обеих стран в деле
обеспечения безопасности Советского
Союза и Финляндии».

После такото ясного ответа Председа-
теля Президиума Верховного Совета СССР
должно быть совершенно понятно, что,
при наличии доброй воли, Финляндское
правительство пойдет навстречу налим ми-
нимальным предложениям, которые не толь-
ко не противоречат национальным и госу-
дарственным интересам Финляндии, но Ук-
репляют ее внешнюю безопасность и со-
здают широкую базу для дальнейшего ши-
POKOTO разиития политических и хозяй-
ственных отношений между нашими стра-
нами; К

Несколько слов о цереговорах с Турцией.

0 существе этих переговоров пишут за
траницей всякую небылицу. Олни. утвер-
ждают, что. СССР будто бы требовал пере-
дачи районов Арлагана и Карса. Скажем
от себя, что это — сплошной вымысел и
ложь. Другие утверждают, что СССР тре-
бовал будто бы изменения международной
конвенпии, закуюченной в Монтре, и прё-
имущественных прав для СССР в вопро-
се о проливах. Это — тоже вымысе] п
ложь. На самом деле речь шла о заклю-
чении цвустороннего пакта взаимопощи,
ограниченного районами Черного моря и
проливов. СССР считал, что заключение
такого пакта не может побулить его к лей-
ствиям, которые могли бы втянуть его в
вооруженный конфликт с Германией, это—
во-первых, и что СССР должен иметь га-
рантию, что ввилу угрозы войны Турция
не. пропустит военных кораблей нечерно-
морских держав через Босфор в Черное
море, это — во-вторых. Турция отклонила
обе эти оговорки СССР и тем’ еделала не-
возможным заключение пакта.

Советско-турецкие переговоры не при-
вели к заключению пакта, но они помогли
“выяснить или, по крайней мере, прошупать
рял интересующих нас политических во-
просов. В современной международной 0б-
становке особенно важно знать истинное
лицо и политику государств, отношения с
которыми имеют серьезное значение. В по-
литике Турции нам многое стало теперь
гораздо яснее, как в результале москов-
ских переговоров, так и в результате по-
следних внешне-политических актов Турец-
кого правительства. р

‚ Как известно, правительство Турции
предпочло связать свою судьбу с опреде-
ленной группировкой европейских держав,
участвующих в войне. Оно заключило пакт
взаимопомощи с Англией и Францией, уже
два месяца ведущими войну против Гер-
мании. Тем самым Турция окончательно
отбросила осторожную политику Нейтра-
литета и вступила в орбиту развертыва-
ющейся европейской войны. Этим весьма
довольны как в Англии, так и во Фран-
ции, которые хотят побольше нейтральных
стран вовлечь в свою сферу войны. Не по-
жалеет ли об этом Турция-тадать не бу-
дем. (Оживление в зале). Нам приходится
лишь отметить эти новые моменты .во
внешней политике нашего соседа и внима-
тельно следить за развитием событий.

Если Турция до известной степени те-
перь связала себе руки и склонилась к
рискованной для нее поддержке одной из
воюющих сторон, то, очевидно, Турецкое
правительство сознает ответственность,
которую оно этим взяло на себя. Но это
не та внешняя политика, которой следует
Советский Союз и благодаря которой Co-
ветский Союз уже обеспечил не мало
внешне-политических успехов. Советский
Союз предпочитает и впредь оставить себе
руки свободными, последовательно прово-
днть свою политику нейтралитета и не
только не содействовать разжиганию вой-\
ны, а содействовать укреплению имеющих-
ся стремлений к восстановлению мира. Мы
уверены в том, что политика мира, кото-
рую неуклонно проводит СССР, имеет и в
дальнейшем лучшие перспективы. Эту по-
литику мы будем проводить и в районе
Черного. моря с уверенностью, что полно-
стью обеспечим должное ее проведение,
как этого требуют интересы Советского
Союза и дружественных ему государств.
(Аплодисменты).

Теперь 0б отношениях с Японией.

13а последнее время’в советско-японских
отношениях имеется известное улучшение.
Это улучшение наметилось co времени
недавнего московского сотлашения; в ре-
зультате которого был ликвидирован из-
вестный конфликт на монголо-манчжур-
ской границе.

В течение ряда месяцев, точнее говоря
в течение мая, июня, июля, августа и до
середины сентября, в Номанханском райо-
не, примыкающем к монголо-манчжурской
границе, происходили военные действия с
участием японо-манчжурских и советско-
монгольских войск. В боевых действиях за
этот период участвовали все роды оружия,
включая авиацию и тяжелую артиллерию,
а бои иногда принимали весьма кровопро-
литный характер. Никому ненужный кон-
фликт вызвал ‘немалые жертвы на нашей
стороне, но эти жертвы были в несколько
раз больше на японо-манчжурской сторо-
не. Наконец, Япония обратилась к нам с
предложением ликвидировать конфликт, и
мы охотно пошли навстречу японскому
правительству.

Как известно, конфликт был вызван
стремлением Японии присвоить часть тер-
ритории Монгольской Народной Республи-
ки и этим путем насильственно изменить
в свою пользу монголо-манчжурскую rpa-
ницу. Такой односторонний метод должен
был встретить решительный отнор и пока-
зал еще раз ‘свою полную несостоятель-
ность, когда дело касается Советского Сою-
за или его союзников. Если на злополуч-
ном примере Польши было недавно проде-
монстрировано, как дешево иной раз стоят
пакты взаимопомощи, подписанные неко-
торыми великими державами Европы
(смех), т0 на монголо-манчжурской гра-
нице было продемонетрировано совсем дру-
Toe. Здесь было продемонстрировано зна-
чение пактов взаимопомощи, под которыми
стоит подпись Советского Союза. (Бурные,
долго несмолнающие аплодисменты).

товарооб
обоих ить,

1 ноября 1939 г.. № 251 (4434)

Что касается ‘указанного конфликта, т)

в результате советско-японекого соглатше-
ния, заключенного 15 сентября в Москве,
он был ликвидирован и мир ‘был ‘пол-
ностью восстановлен на мойголо-манчжур-
ской границе.
первый шаг к улучшению  советеко-лпон-
ских отношений.

Тем самым был сделан

На очереди стоит образование смешам-

ной пограничной комиссии из представи-
телей. советско-монгольской и японо-манч-
журекой сторон. Этой комиссии предстоит
рассмотреть некоторые спорные погранич-
ные вопросы. Можно не сомневаться, что
если добрая воля будет проявлена не толь-
ко с нашей стороны, то метод делового

рассмотрения

пограничных вопросов даст
положительные результаты.

Кроме того, выяснилась  возможяоть
приступить к переговорам по вопросам
советско-японокой торговли. Нельзя не при-
знать, что развитие  советско-японского
соответствует = интересам

Таким образом, мы имеем основания го-
ворить © наметившемся улучщении на-
ших отношений с Японией. Сейчас трудно
судить, в какой мере можно расчитывать
на быстрое развитие этой тенденции. Нах
еще не удалось  выяенить, насколько
серьезно подготовлена почва для это в
японских кругах. Со своей стороны лол-
жен сказать, что мы положительно отно-
симея к этого рода японеким  предложе-
ниям, подходя к ним с точки зрения
основной нашей политической позиции и
заботы об интересах мира,

Нажонец, ‘несколь слов © военно
контрабанде и о вывозе оружия из не-
тральных стран в воюющие страны.

На-лнях была опубликована нота Совет:
ского Правительства в ответ на ноты Анг-
лии от би 11 сентября В нашей ноте
изложена точка зрения ССОР нь вопреы
военной контрабанды и указано, что Co-
ветское Правительство не может причис-
лить к военной контрабанде продукты пи-
тания, топливо для мирного населения и
предметы одежды, что запретить ввоз
предметов массового» потребления — зна-
Чит обречь детей, женщин, стариков, боль-
ных на бедствия и голодную смерть. Co-
ветское Правительство указывает в ноте,
что такие вопросы не могут быть пред-
метом одностороннего решения, как сдела-
ла это Англия, а должны быть. решены ¢
общего согласия держав. Мы расчитываем,
что нейтральные страны, а также общет-
венное мнение Англии и Франции призна-
ют правильность нашей позиции и при-
мут меры к тому, чтобы война между ар-
миями воюющих стран не была превраще-
на в войну против детей, женшин, стари-
ков, больных. Во всяком случаю Halla
страна, каз страна “Нейтральная, не занн-
тересованная в разжигании войны, примет
все меры к тбму, чтобы сделать войну
менее разрушительной, ослабить ее и
ускорить ее окончание в интересах мира.

С точки зрения такой перспективы pe-
шение американского правительства 0б от-
мене запрета (эмбарго) на вывоз оружия
в воюющие страны вызывает законные
сомнения, Едва ли может быть сомнение,
что это решение будет иметь своим ре-
зультатом не ослабление войны и не при-
ближение конца войны, & наоборот —
усиление, обострение и затяжку войны,
Конечно, такое решение может обеспечить
высокие барыши для американской воен-
ной промышленности. Но вот вопрос: мо-
жет ли это обстоятельство служить оправ-
данием отмены эмбарго на вывоз оружия
из Америки?’ Яено, что не может.

Такова международная обстановка в на-
стоящее время.

Таковы основы внешней политики (9-
ветского Союза. (Бурные, долго несмолкаю-
щие аплодисменты, переходящие в ова-
цию. Все депутаты встают). j

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ
о совместном заседании Совета Союза
и Совета Национальностей
З1 октября 1939 года

Вчера, 31 октября, в_7 часов 30 ми-
нут вечера, в зале заседаний Верховного
Совета СССР, в Кремле, состоялось откры-
тие внеочередной Пятой Сессии Верховно-
то Совета СССР 1-го созыва.

Прелседательствует — Председатель Co-
вета Союза депутат Андреев А. А.

Перел открытием Сессии по предложе-
нию товарища Андреева А. А. Верховный
Совет СССР почтил вставанием память на-
ших воинов, павших на территории Поль-
ши при освобождении народов Западной
Украины и Запалной Белоруссни от раб-
ства капитализма. ;

Затем товарищ Андреев об’являет вне-
очерехную Пятую Сессию Верховного (о-
вета СССР открытой и отлашает перечень
вопросов, внесенных на рассмотрение Вер-
ховного Совета СССР,

Товариш Андреев А. А. сообщает о том,
что в Москву прибыли и присутствуют на
Сессии Верховного Совета СССР Полномоч-
ные Комиссии Народных Собраний Запал-
ной Украины и Западной Белоруссии. От
лица лепутатов Верховного Совета. СССР
тов. Андреев, пол бурные аплодисменты и
возгласы «ура», приветствует членов Пол-
номочных Комиссий Наролных Собраний
Западной Украины и Запалной Белоруссии
и в их лице — братские наролы Западной
Украины и Западной Белоруссии. освобо-
жденные от гнета польских панов и капи-
талистов нашей доблестной Красной
Армией.

Депутат Бакрадзе В. М.  предлатает
включить внесенные на рассмотрение Вер-
ховного Совета СССР вопроы в порядок
дня внеочередной Пятой» Сессии Верховно-
го Совета СССР. ‘

Раздельным голосованием по Палатам
Верховный Совет СССР единогласно утвер-
HVT следующий порядок дня;

1. 0 внешней политике Правительства
Союза Советских Социалистических Рес-
публик.

2. Заявление Полномочной Комиссии
Народного Собращия Западной Украины.

3. Заявление  Полномочной Комиссия
Народного Собрания Западной Белоруссии.
По. предложению депутата Бурмистен-
ко М. А. Верховный Совет СССР, раздель-
ным голосованием по Палатам, принимает
постановление — все вопросы принятого

‘порялка дня внеочередной Лятой Сессии

Верховного Совета СССР. заслушать и
обсудить на совместных заседаниях Сове-
та Союза и Совета Национальностей. ,

После этого Верховный Совет СССР пе-
реходит к рассмотрению пункта первого
порядка лня Сессии. .

С локладом о внешней политике Пра-
вительства выступил  встреченный про-
должительной, бурной овапией Председа-
тель Совета Народных Комиссаров. СССР
и Народный Комиссар Иностранных Дел
тозарищ Молотов В. М.

По окончании доклала тов. Молотова
лепутат Нузнецов А, А. вносит предложе-
ние: ввилу исчерпывающей ясности и по-
следовательноети внешней политики Пра-
вительствь СССР — прений по докладу
Председателя Совета Народных Комиссаров
СССР и Народного Комиссара Иностранных
Лел тов. Молотова не’ открывать. Верхов-
ный Совет СССР единогласно принимает
это предложение.

Затем по предложению депутата Кузне-
цова Верховный Совет СССР, раздельным
голосованием по Палатам, единогласно
принимает следующее постановление:

«Верховный Совет Союза, Советских Co-
циалистических Республик, заслушав док-
лал Председателя Совета Народных Комис-
capops CCCP и Народного Комиссара
Иностранных Лел тов. Молотова Вячеслава
Михайловича о внешней политике Прави-
тельства, постановляет:

Олобрить внешнюю политику Правитель-
ства».

Ha этом первое совместное заседание

Совета Союза и Совета Национальностей
закрывается.

ОТКРЫТИЕ `СЕССИМ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

ДНЕВНИК ЗАСЕДАНИЯ 31 ОКТЯБРЯ

Большой Кремлевский Дворец залит све-
том. Сюда собрались депутаты Совета
Союза и Совета Национальностей, ‘прибыв-
шие со всех концов страны на внеочеред-
НЕЕ Пятую (Сессию  Верховного Совета

За столом Президиума появляются Пред-
селатель Совета Союза депутат А. А.
Андреев, . Председатель Совета Напиональ-
ностей депутат Н. М. Шверник, их заме-
стители депутаты Т. Д. Лысенко и Ч. Асла-
/нова, а в ложах—товарищи И. В.-Сталин,
В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Л. М.
Каганович, М. И, Калинин; А. И. Микоян,
А. А. Жданов, Н; С. Хрущев, Л. П. Берия,
Г. М. Маленков, М. Ф. Шкирятов, Н. А.
Булганин, А. Я. Вышинский, А. Ф. Горкин,
С. М. Буденный, члены Президиума Вер-
ховного Совета СССР и народные комис-
сары, НЫ

В едином восторженном порыве под-
нимаются депутаты и гости со своих мест.
Взоры полные любви обращены к велико-
му вождю народов товарищу Сталину.
Бурными, продолжительными аплодиемен-
тами, переходящими в овацию, присут-
ствующие приветствуют товарища Сталина
и его соратников. Раздаютея на языках
народов СССР возгласы: «Да здравствует
великий  Сталин!», «Привет  товаришу
Сталину!». С огромным под’емом и вооду-
шевлением приветствуют товарища Сталина
посланцы народов Западной Украины и
Западной Белоруссии.

Тов. А. А. Андреев предлагает почтить
вставанием память доблестных воинов Ра-
боче-Крестьянской Красной Армии, пав-
ших на территории бывшей Польши при
освобождении Запалной Украины и Запад-
ной Белоруссии от гнета польских поме-
щиков и капиталистов.

Bee встают. В глубоком молчании при-
сутетвующие склоняют головы, чтя память
героев, отдавших свою жизнь за счастье
своих елинокровных братьев — украинцев
ий белоруссов. ‘

Прелседатель Совета Союза  лепутат
А. А. Андреев об‘являет внеочерелную Пя-
тую Сессию Верховного Совета СССР от-
крытой. Он. сообщает/ что на расемотре-
ние Сессии внесены слелующие вопросы:
1) 0 внешней политике Правительства
Союза Советских Сопиалистических Pec-
публик; 2) Заявление Полномочной Комис-
сии Народного Собрания Западной р кран-

\

ны и 3) Заявление Полномочной Комиссии

Бурными тукоплесканиями встречают
лепутаты и гости сообщение тов. Андреева
0 Том, что Полномочные  Комиссии Нарол-
ных Собраний Западной Украины и Запалд-
ной Белоруссии сегодня прибыли в Москву
и присутствуют на настоящем заседании
Верховного Совета СССР. {

— Разрешите приветствовать, говорит
тов. Андреев, —наших товарищей, полно-
мочных представителей от Народных Co-
браний Западной Украины и Западной. Бе-
лоруссии, а в их лице приветствовать
братокие народы Запалной Украины и’ За-
палной Белоруесии, освобожденные от гне-
та польских помещиков и капиталистов
нашей доблестной Красной Армией.

Аплодисменты раздаются с новой силой.
Гремит «ура».

Депутат В. М. Бакрадзе предлагает
включить в порядок хня внесенные на рас-
смотрение Сессии вопросы. Депутат М. А.
Бурмистенко вносит предложение. рассмо-
треть эти вопросы на совместном засела-
нии Совета Союза и Совета Национально-
стей. Разлельным голосованием по палатам
Верховный Совет СССР принимает едино-
гласно оба эти предложения.

Слово по первому вопросу порядка дня—
0 внешней политике Правительства Сою-
за Советских Социалистических Респуб-
лик——предоставляется Председателю Сове-
та Народных Комиссаров СССР и Народно-
му Комисеару Иностранных Дел товарищу
В. М. Молотову, —_

‚Бурной, продолжительной овацией со-
провожлается появление товарища В. М.
Молотова на трибуне. Депутаты и гости
торячо приветствуют любимого Главу Co-
ветского Правительства и народного комис-
сара иностранных дел. верного соратника

великого Сталина. Раздаются возгласы
приветствий: «Да здравствует товарищ
Молотов!», «Да здравствует сталинская

политика мира!».

С исключительных, ни на минуту неос-
лабевающих вниманием слушали присут-
ствующие доклад товариша Молотова, та-
KOH же ясный и четкий, как ясна и четка
внешняя политика Правительства Совет-
ского. Союза,
  Доклал. продолжавшийся полтора часа,
неоднократно прерывалея бурными, про-
должительными ‘аплодисментами. В этой
дружной овации депутаты и гости выра-

жали ‘свою беспредельную любовь к партии
Ленина-Сталина, в великому Сталину, к
Советскому Правительству, к родной Рабо-
че-Врестьянской Красной Армии. Эти апло-
диементы были радостным приветствием в
честь сталинской политики мира и друж-
бы народов.

Вотда товариш Молотов закончил доклад,
снова возникла громовая овация.

После- доклала товарища Молотова вы-
ступает депутат А. А. Кузнецов.

— С момента созыва внеочередной Чет-
вертой Сессии Верховного Совета СССР.—
говорит тов. Кузнецов, — прошло два ме-
сяца. В течение этого времени. внешняя
политика ‘нашего Советского Правительства
была настоящим триумфом. Прелпринятые
Советским Правительством шаги к укреп-
лению безопасности Советского Союза, ока-
зание помощи братским народам Западной
Украины и Западной Белоруссии, заклю-
ченный договор о дружбе и границе между
СССР и Германией, пакты о взаимопомощи
между СССР и Эстонией, СССР и Латвией,
СССР и Литвой одобряются всем совет-
ским народом и всеми друзьями мира во
ввем мире. ‘

— Мудрая внешняя политика советско-
го государства,—заявляет депутат Кузне-
цов,—-одержала победы потому, что ее
вдохновляет и направляет налша славная
большевистская партия, наш вождь и
учитель товарищ Сталин.

Вее депутаты в едином порыве встают,
сопровождая слова оратора бурной овацией.
Овация возрастает с новой силой, когда
в зале раздались возгласы в честь
товарища Сталина, Советского Правитель-
ства и его главы товарища Молотова.

—Й Благодаря заключенному договору о
ненапахении между CCCP и Германией, —
продолжает свою речь депутат Кузнепов.—
мы укрепили позиции мира и ослабили
позиции поджигателей войны. Наша внеш-
няя политика разоблачила зачинщиков
империалистической войны, которым очень
хотелось в своих корыстных \интересах
столкнуть лбами Советский Союз и Гер-
манию. be

Огромным патриотическим — потемом
встретили трудящиеся нашей страны ме-
роприятия Правительства по освобожлению
наролов Западной Украины и Западной
Белоруссии. Красная Армия с честью вы-
полнила задание Правительства,

— Честь и слава нашей доблестной

Рабоче-Крестьянской Красной Армии!-—

восклицает депутат Кузнецов.

В зале с новой силой вспыхивают byp-
ные аплодисменты в честь непобедимой
армии страны социализма и ee славного
руководителя -—— товарища Ворошилова.

— Заключение пактов о взаимопомощи
межлу СССР и Эстонией, СССР и Латвией,
CCCP и Литвой обеспечивает надежную
оборону, ‘как Советского Сотоза, так и са-
мих прибалтийских стран. Эти договоры
служат лействительному ‘укреплению дела
мира. Тем более непонятным становится,
поведение правящих крутов Финляндии,
которые до сих пор тормозят заключение
договора между СССР и Фипвлянлией.

Далее товарищ Кузнепов отмечает ту
заботу, которую проявляют наша паргия,
наше Правительство, лично товарищ
Сталин в отношении укрепления безопас-
ноети колыбели социалистической револю-
ции — города Ленинграда. Оратор передает
Правительству, товарищу Молотову, Цен-
тральному Комитету большевистокой пар-
тии, товаришу Сталину глубокую блато-
дарность ленинградцев.

Ввилу исчерпывающей ясности и после“
довательности внешней политики Советеко-
Tu Правительства, депутат Кузнецов пред-
лагает прения по докладу Председателя
Совета Народных Комиссаров СССР и На-
родного Комиссара Иностранных Дм
товарища Молотова не открывать.

Совместным голосованием обеих палат
Сессия выносит решение прений по локла-
ду товарища Молотова не открывать.

Прелседательствующий-— депутат Андреев
А. А. ставит на разлельное голосование по
палатам текст постановления Верховного
Совета СССР по _ локлалу  товариша
Молотова, предложенный депутатом Кузне-
цовым.

Разлельным голосованием по палатам
единогласно принимается следующее поста-
новление:

«Верховный Совет Союза Советских
Социалистических Республик, заслушав
доклал Председателя Совета Наролных Ко
миссаров СССР и Народного Комиссара
Иностранных Дел тов. Молотова Вячеслава
тельства, постановляет:

Одобрить внешнюю политику Правитель-
ства».

На этом первое заселание внеочерелной
Пятой Сессии Верховного Совета СССР за-
рывается. :

Следующее, “sacexanno—1 ноября в
6 часов вечера.

\

==

А