ЛИНИИ НИЕ

ит

«Орловская битва»

(Фильм Центральной студии кинохроники. Режиссёры —Р. Гиков, Л. Степанова)

Этот новый фильм, составленный в боль- Немцы уже не наступали, мы еще He Ha-
тнинстве из кадров. снятых кепосредствен-ступали. Это было на рассвете 12 июля.

но на полях сражений мужественными ки-
нооператорами, участниками исторических
событий, выходит по своему значению да-
леко за пределы исторической хроники.
Следуя один за другим, в строгой преемст-
венности и связи, отдельные эпизоды со-
ставляют общую картину, которая. говорит
зрителю не только о внешней стороне со-
бытий, но раскрывает и внутренний их
смысл. Это документальный рассказ о геро-
изме и мужестве советских воинов, об их
военном мастерстве, об искусстве и талант-
ливости советских командиров. Картина по-
казывает наглядно, почему потерпели в
июле 1943 года бесславное поражение не-
менкие войска, почему началось блестя-
щим успехом летнее наступление Красной
Армии.

Под названием «Орловская битва» 0б’-
елинены события, разыгрывавшиеся на со-
ветско-германском фронте ровно месяц —с
5 июля по 5 августа. Стзвуки великой Ор-
ловской битвы пронеслись над всей Евро-
пой, над всем миром.

К решительной схватке готовились и мы,
и наши враги. Внимание мира было прико-
вано к Орловскому клину, глубоко вдав-
шемуся в расположение наших войск, к
Курскому выступу, вдавшемуся в располо-
жение немецких войск. Фильм открывает-
ся схемами. На фронте ешё. относительное
затишье. Идет разведка с ‘обеих сторон-
Идут подготовительные действия. Работа-
ют напряженно штабы. В глубочайшей. тай-
не разрабатываются планы. !

Вот он, гитлеровский ‘план — прямоли-
нейный, вульгарный, тупой. С двух сторон
немецкие войска, словно гигантские нож-
инцы, должны врезаться в сенование Кур-
ского выступа, отрезать части Красной Ар-
мии, окружить, уничтожить их и открыть
гитлеровским ‘полчищам путь на Москву.
Этот план не составляет секрета для руко-
водства Красной Армии. Он разгадан.

Со своим планом немцы’ носятся, как из-
зестный персонаж с писаной торбой. Ешё
с ранней весны фашартская печать долбит
о новом, неслыханном, «колоссальном» на-
ступлении. Немцам внушается теория «се-
зонной стратегии». По этой теории лето
принадлежит всецело немцам. Гитлер обе-
щает немцам. летом чудеса, В приказах на-
кануне 5 июля он заявляет, что «герман-.
ская армия переходит к генеральному Ha-
ступлению на Восточном фронте», -что. удар,
который нанесуг немцы, «должен ‚иметь
решающее значение и послужить ‚поворот-
ным пунктом в ходе войны», что это «по-
следиее сражение. за победу Германии».

Трофейная немецкая плёнка помогает
восстановить вудокументах подготовитель-
ный период. Орловской битвы. Мы видим
бесконечныец колонны немецких войск, на-
правляющиеся к исходным. позициям. Гит-
лер возложил. свои надежды Ha орудия-
тяжеловесы. Он пытался воздействовать на
Красную: Армию. устрашающим видом «Ти-
гров» и «Фердинанлов». Он. надел на обык-
новенных. пулемётчиков. . необыкновенные
колпаки из. толстенной брони...

Все сводилось‹к одному: к весу. Гитлер
на узком участке фронта собрал огромный
бронированный кулак. Тяжелые танки шли,
как стадо буйволов Немцы верили, STO
перед их напором ничто не устоит, Под
массивными стальными колпаками они
спрятали свой страх перед Красной Арми-
ей, перед нашей губительной артиллерией.

Силы были собраны немцами большие.
Их удар мог быть  сокрушительным.
Наши генералы спокойно ждали этого уда-
ра. Немцы шумели на весь мир перед боем.
«Но тих был наш бивак..» Это был. не
«открытый», а хорошо укрытый, замабки-
рованный, подготовленный «бивак» совре-
менной обороны.

И грянул бой.. Нам хорошо известны
его результаты. Плотная завеса артилле-
рийского огня встала перед немцами. Они
тщетно старались прорваться. Мы убежда-
емся теперь по снимкам, что это было не-
возможно. Немцы меняли направление. Они
тыкались в разные стороны, обезумев от
огня. Всюду было одно и то же: завеса
меткого огня. А когда огонь советской ар-
тиллерии стихал, бросались вперед танки,
подымаласв иззземли -пехота, и это был жи-
вой вал, столь же страшный для немцев,
Kak Hw огненный. Огонь был всюду. Он па-
лил немецкий строй с неба и с земли. Все
части действовали согласованно. У самолё-
тов, танков и орудий был общий советский
язык.

Клочья —= на всех снимках. Клочья не-
менких тел, клочья танков и орудий со
свастиками и зверьем Ha. бортах, клочья
фашистских самолётов. И в сумме—клочья
гитлеровского стратегического ‚плана. Пя-
того июля Гитлер начал свое наступление.
 Двенадцатого он был вынужден прекратить
его, убедившись в полной безнадежности
своей затеи. ;

Немцы искали теперь спасения в оборо-
не. Первый этап боёв закончился. Но нем-
цы не получили ни спасения, ни передыш-
ки. Начался второй этап боёв: успешное
наступление советских войск на Орловском
и Белгородском направлениях.

Этому второму этапу отведено большое
место в кивофильме. Это убедительный
показ мастерства и бесстрашия воинов
Красной Армии.

Был краткий момент затишья на фронте.

— $< $ ——а—ы—

Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Ан-
глийское министерство авиации и командо-
вание американской армией сообщили, что
поздно вечером 4 сентября   американские
бомбардировщики совершили налёт на сор-
тировочные станции в Лилле, Сен-Поле и
Газбруке (Северная Франция) и в Куртре
(Бельгия). Самолёты типа. «Сандерболт»
совершили налёты на Бельгию. Camo-
лётами «Спитфайр», прикрывавшими дей-
ствия бомбардировщиков, сбито 15 враже-
ских истребителей. 3 истребительных са-
о союзников нё’ вернулись на свои
азы:

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Англий-
ское министерство авиации сообщает, что
в ночь на 6 сентября самолёты типа
«Москито» подвергли бомбардировке не-

Французские патриоты убили
видного члена шайки Дорио
ЖЕНЕВА, 5 сентября. (ТАСС). По полу-
ченным здесь из Парижа сведениям, уча-
стились нападения французских патриотов.
на членов шайки Дорио. На-днях выстрелом
из револьвера был убит гитлеровский при-
служник МЛакотт, представитель «партии»
Дорио в департаменте Об.

‘ли свои силы, переоценили значение тол-

Ошарашенные неудачей и потерями, немцы
забились ‘в свои шели. Они тешили себя
мыслью, что худшее миновало. Многие
спали, впервые за неделю. В наших рядах
готовились к бою. В траншеях прочитан
был приказ о наступлении. Кинооператоры
засяяли поля, застывшие в предрассветной
таши, брезжущий свет на востоке, фигуры
бойцов, прильнувших к орудиям в ожидании
сигнала... Медленно текут минуты. И вот
ракета, изгибаясь в небе, отразилась в об’-
ективе фотоаппарата «Огонь!» — кричит

1офицер, взмахнув рукой; И всё смешивает-

ся на пленке, все смешивается на экране.
Молнии сверкают сквозь дым и туман.
Мы не слышим, как трясётся земля. Мы
угадываем это. Так грохочет артиллерий-
ская буря, о которой потом. уцелевшие и
попавшие в плен немцы говорят, что они
теряли рассудок в этому аду.

Огонь и дым застилают поля и небо. Со-
ветские самолёты действуют вместе с ору-
диями, как части одной машины. А по по-
лям, застланным дымом, ползут неутоми-
мые сапёры и обезвреживают минные поля,
режут проволоку и делают проходы. для
танков, для стрелков. Снова’ сигнал. Не-
удержимо рвутся вперёд бойцы вслед за
танками, гремит, перекатывается «ура» —
и вот‘уже лезут из развалин дзотов и
погребов унылые фигуры немцев с подня-
тыми руками и с неописуемым страхом в
вытарашенных глазах:

Мы видим, что понастроили в Этих ме-
стах немцы за два года. Они зверски раз-
рушали города и сёла и сооружали крепо-
сти под землей, Они изрыли русскую зем-
лю и сами зарылись в неё. Они были убеж-
дены, что их никак оттуда не достать. Но
мы видим, как после обработки огнем наши
бойцы штыками выковыривают из .бетони-
рованных блиндажей тех, кто уцелел. Плен-
ные нёмцы идут густыми колоннами по
улицам городов; которые они разрушили,
и стараются не глядеть на груды немец-
ких трупов. ан

Провалилось наступление немцев, ° при-
чём — как не вспомнить прошлого! — мол-
ниеносно провалилось. А потом стала про-
валиваться и оборона немцев. Им не удаёт-
ся удержаться, хотя битый фюрер теперь
так же истерически кричит: «Держаться!»,
как раньше истерически ‘кричал: «Насту-
пать!».

Немецкая «сезонная» стратегия потерпе-
ла крах. События полностью подтвердили
ту характеристику, которую в феврале
1943 года товариш Сталин дал немецкой
стратегии и тактике: «Их стратегия де-
фективна, так как она, как. правило, недо-
оценивает сил и возможностей противника
и переоценивает свои собственные, силы.
Их тактиха шаблонна, так как она ста-
рается подогнать события на фронте под
тот или иной параграф устава».

Новый фильм иллюстрирует это положе-
ние документами. Немцы снова переоцени-

стой брони, придав ей самостоятельное,
самодовлеющее значение, сбросив со сче-
тов фактор живого человека. Немцы сно-
ва Ннедооценили силы и возможности свое-
го противника.

Фильм показывает руководителей Брян-
ского, Западного, Центрального, Степного
и Воронежского фронтов. На экране про-
ходят советские генералы, воспитанники
сталинской школы военной науки, военног:
искусства. : .

Красная Армия идёт на запад, и вместе
с нею зритель проходит по улицам разру-
шенных немцами городов. Мы видим раз-
валины Мценска. Пред нами опустошения,
произведенные немцами-дикарями в Орле.
Истощённые. исстрадавшиеся русские лю-
ди выходят навстречу Красной Армии. В
поспешном своём отступлении из Орла не-
мецкая банда не успела расправиться с
заключенными. Красная рмия  стреми-
тельным ударом по врагу спасла им жизнь.
Они приветствуют Красную Армию из-за
решёток немецкого застенка... И вот они
выходят — страшная процессия страдаль-
цев, ряды человеческих теней.

Жизнь возвращается в освобожденные
районы. Радость на лицах бойцов, коман-
диров. Незабываемы эти ‘минуты, когда
встреча с освобождёнными людьми воз-
награждает за все лишения войны. Совет-
ские солдаты берут на руки малышей, и
дети прижимаются к своим спасителям.
Как родных сыновей, целуют бойцов жен-
щины, которых неменкая неволя преврати-
ла в старух.

Торжество и радость излучаются из Ор-
ла, из Белгорода по всей стране. Она слы-
шит волнующие слова приказа товарища
Сталина 5 августа; и салют Москвы от
имени Родины открывает сверкающую цепь
победных салютов, которые слуиает и не
наслушается ими наш народ. С Орловской
битвы, с победы под Орлом начинается ве-
ликое наступление Красной Армии, кото-
рое идёт с неослабевающей силой и несет
разгром гитлеровским ордам...

`Фильм «Орловская битва» нало отнести
к значительным достижениям советской
кинематографии. Мужественные киноработ-
ники прославили своё оружие. Они шли в
первых рядах наступающей армии и бес-
страшно делали своё скромное, важное

дело.
Д. ЗАСЛАВСКИЙ.

приятельские об’екты в Руре и Рейнской
области.

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Как пере-
даёт агентство Рейтер, в Лондоне офици-
ально об’явлено, что днём 4 сентября ан-
глийские бомбардировщики совериили на-
лёт на узловые железнодорожные станции
Руан, Амьен и Абвиль в Северной Фран-
ции. Вражеские истребители оказали не-
значительное ‘сопротивление.

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Как
передает агентство Рейтер, командование
американскими вооруженными силами на
европейском. театре операций сообщило,
что американские самолеты совершили на-
лет на сортировочную станцию в Texte
(Бельгия). Бомбардировка дала хорошие ре-
зультаты.

Побег из тюрьмы генерала
Делаттр де Тассиньи

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Агентст-

во Рейтер передает, что, согласно заявле-
нию немцев, бежал из Риомской тюрьмы
французский генерал Делаттр де Тассиньи.
Он был заключен в тюрьму за попытку: ор-
ганизовать военное восстание против нем-
цев в период высадки. англо-американских
зойск в Северной Африке.

Бунт в словацкой части

даёт агентство Рейтер, в одной словацкой
части, расквартированной в городе Трнава,
вспыхнул бунт, в котором приняло ‘участие
15 тыс. солдат, После продолжавшегося це-
лый день сражения этих солдат с отрядами
немецких войск сопротивление взбунтовав-

АДРЕС РЕДАКЦИИ и ИЗДАТЕЛЬСТВА: Москва, 40. Ленинграде

51970,

шихся солдат было сломлено. Их разору-
жили и выслали в Германию. Поводом для
бунта явился приказ словацкого «минист-
ра» обороны и главнокомандующего. словац-
кой армией Чатлоша одеть словацких сол-
дат в немецкую форму и направить их в
Германию для укомплектования команд зе-
нитных батарей.

РЕЯ И НЕЕ Bis doe

Десантные операции английских
и канадских войск в Южной Италии

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Штаб со-
юзных войск в Северной Африке сообщает,
что в течение вчерашнего дня войска CO103-
виков продолжали продвижение по всему
фронту. Основные силы, продвигающиеся
вдоль северо-западной прибрежной дороги,
соединились с десантными отрядами, выса-
дившимися раньше, и заняли горол Баньяра
(в 15 милях к северу от Реджо-ди-Калаб-
рия). В южном секторе войска союзников
достигли Мелито. Противник попрежнему
оказывает сравнительно слабое сопротивле-
ние, но некоторая задержка в продвижении
войск союзников вызывается разрушениямя,
которые неприятель производит сейчас в
болынем размере, Взято много пленных,
главным образом итальянцев.

Налёты авиации союзников на Италию

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). По co-
общению штаба воздушных CAT союзников
в Северной Африке, тяжёлые бсомбардиров-
шики и истребители дальнего действия
атаковали ‘аэродромы, дороги и железные
дфроги противника в районе Неаполя, От-
мечены прямые попадания бомб в самолё-
ты, стоявшие на земле, и в различные же-
лезнодорожные сооружения. Бомбардиров-
щики совернали также налёты на различ-
ные об’екты противника в южной ‹ Части
Италии. Во время этих операций не было
встречено ни одного самолёта противника,
В воздушных боях над Мессинскям про-
ливом вчера утром было сбито 8 враже-
ских истребителей Emé два неприятель-

СТОКГОЛЬМ, 5 сентября. (ТАСС). Как
сообщает датское информационное бюро
(находящееся в Стокгольме), все сотрудни-
ки редакции датской газеты «Социалдемо-

ЛОНДОН, Б сентября. (ТАСС). Морской
обозреватель газеты‘ «Дейли геральд» пи-
шет, что соначала войны Англия потеряла
402 военных корабля. Все эти потери были
полностью возмещены, а по некоторому
классу кораблей значительно перекрыты но-
вым военно-морским строительством. В этой
сжесточённой морской войне, пишет обозре-
ватель, Англия потеряла 5 линкоров, 7 авиа-
носцев, 25 крейсеров, 14 вспомогательных
крейсеров, 102 эсминца, 58 подводных ло-

общению алжирского’ радио, войска союз-
ников заняли город Мелито, который на-
ходится у южного конца дороги, пересека-
юшей Апеннинский- полуостров. Это —
первый пункт внутри вражеской  террато-
рии, занятый войсками союзников. Продви-
жение англо-канадских войск облегчается
на всем пути высадкой ударных отрядов,
которые подготовляют передовые позиции
для основных сил.

ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Алжир-
ское радио сообщает, что командующий
английской 8-й армией генерал Монтгомери
находится в Реджо-ди-Калабрии, откуда он
руководит наступлением войск союзников,

ских самолёта стран оси были уничтожены
у северо-африканского побережья. Из всех
этих операций не вернулись на свои базы
шесть самолётов.
ЛОНДОН, 5 сентября. (ТАСС). Штаб
воздушных сил союзников на Ближнем Во-
стоке передаёт, что бомбардировщики co
юзников в ночь на 4 сентября атакозали
аэродром противника в Гроттальо, около

Таранто.

ЛОНДОН, 5 сентября: (ТАСС). Как со-
общает штаб воздушных сил союзников
в Северной Африке, 3 сентября авиация
союзников созершила налеты на Камигли-
ати, Кротоне и Пунти ди Сталетти. Уни-
чтожено 2 самолёта противника.

‚о Положение в Дании

Забастовка рабочих в Гельсинтере mpe-
кратилась после того, как гитлеровцы об’-
явили, что в случае отказа бастующих при-
ступить к работе ‘будет расстрелян каждый!

кратен» арестованы и заключены в тюрьму.   десятый из них,

Возмещение потерь английского военно-морского флота

док, 20 корветов и 171 минный тральщик.
К 3 сентября 1939 года, т. е. к началу
войны, Англия имела 185 эсминцев. В на-
стоящее время, несмотря на потерю 102 эс-
минцев, английский военно-морской флот
имеет более 300 эсминцев (с учетом эсмин-
tes, переданных Англии Соединёнными
Штатами), а также свыше 200’ корветов,
которых Англия вовсе не имела в начале
войны.

Документы гнева и борьбы

По страницам французских подпольных газет

— Великая таинственная

называет швейцарская газета

сила! — так навистью. Парижское издание газеты
«Сюисс»  фанс дела Франс» печатает грозный об-

«Де-

французскую подпольную печать, зовущую   винительный акт против палачей, изменни-

патриотов к об’единению, к сплочению всех  ков. Ф

сил для борьбы с оккупантами и их лаке-
ями из лагеря Виши.

Грозен гнев французского народа. Нена-
висть — в сердце каждого честного фран-
цуза. Немцы и правители Виши сидят бук-
вально на штыках:- террор — единственный
их метод «государственного управления».
В. каждом «законе», публикуемом предате-
лями из Виши, французы читают одно сло-

во — смерть. За хранение оружия —
смерть! За «саботаж урожая» — смерты
Дикие насилия обрушиваются каждый

день на Францию. Палачи неистовствуют.
Но французский народ в самом этом разгу-
ле тирании видит отчаяние и бессилие фа-
шистов, близость неминуемого их круше-
ния.

И на всю Францию набатом звучит
вольное благородное слово борцов за Сво-
бодную Францию — подпольная печать
патриотов, партизан, героев и мучеников,
перед которыми преклоняется весь фран-
цузский народ. ¢

Уже само название каждой подпольной
газеты воспринимзется читателями как
боевой лозунг:

«За победу».
«Вальми».
«Сопротивление»
«1918».

«За всеобщее восстание».
«Сталинград».

Сталинград! Тысячи французов, подняв-
шихся на партизанскую борьбу, читают эти
газеты, и они чувствуют себя бойцами, сто-
ящими плечом к плечу с армиями Об’еди-
ненных наций с Красной Армией:

<..Мы выражаем глубокую признатель-
ность ‘великому Советскому Союзу, —
пишет нелегальный орган  франщузских
профсоюзов «Ви  увриер». — Каждый

французский рабочий должен помнить о

жертвах, которые приносят мужчины и

женщины Советского Союза,

стремиться быть достойным героического
советского народа».

Антигитлеровская борьба ширится во
всей стране. Сердцем патриотического дви-
жения является Париж. В центре Парижа
оккупанты создают особую укрепленную
зону, на углах улиц построены блиндажи
и подземные склады боеприпасов. Немцы
выселили парижан из многих улиц и за-
крыля туда доступ французам. В тюрьмах
и застенках Франции немцы и лавалевцы
установили режим, перед которым меркнут
преступления Бастилии. Патриоты, кото-
рым удалось бежать из тюрем Лиона, со-
общшают:

«Некоторые чиновники и полицейские
Лиона, в частности префект Анжели, от-
личились своей жестокостью и садизмом.
Когда пробьет час суда, они понесут су-
ровую кару Вот методы, к которым при-
бегает полиция, сотрудничающая с нем-
цами: заключенных раздевают в особых
помещениях, где полицейские’ избивают
их кулаками, ногами и нагайками. Если
заключенный упорно хранит молчание,
ему прижигают ступни зажигалкой или
сигарой. Эта операция повторяется через
каждые ‘несколько часов. Сообщают’ 06
одном мололом человеке, которого пы:
тали в присутствии его отца. Молодому
человеку сломали несколько ребер, он
получил внутреннее кровоизлияние».
Подпольная печать переполнена подоб-

ными сообщениями. Вот строки из ‘газеты
«Вуз дю’ нор»: :

«По приказу Виши и по примеру бо-
шей бригады французских жандармов из
Ланса, Карвэна и Дуврена окружили до-
мик, принадлежащий семье рабочего по
имени Вассер. Последнего разыскивают
уже два года. Его преступление никому
неизвестно: это честный человек... Дверь
взломать жандармам не удалось. Вассер
выбрался на крышу. него выстрелили
без предупрежделия и закричали: «Руки
вверх!». Вассер, раненный в оба плеча,
ответил: «Я не могу поднять руки, я
ранен,, не стреляйте». В ту же минуту он
был смертельно ранен другим. выстре-

‚ лом. Его’в состоянии агонии ‘сташили с
крыши и оставили умирать под дождем».

Наемники немцев, презренные агенты
Лаваля и Петэва окружены всеобщей не:

: В кое нюссе, улина «Правды», д. 24. ТЕЛЕФОНЫ ОТДЕЛОВ РЕДАКЦИИ: Спра ое бюро —
д 3-36-82; Иностранного -- Д 3-32-85; Писем -- Д 3-15-69; Местной сети 3-15-47; Литературы и искусства. — Л 3-38-73; т wT a eG: Couperapan

должен

HUH:

«Предупреждение Полицейские, тю-
ремные сторожа, инспекторы, комиссары,
судьи, прокуроры.  Внимание! Немцы ни-
чего не могут без вас сделать. Если они
могли до сих пор арестовывать, допра-
шивать, пытать лучших французов, то
это потому, что некоторые из вас HM
помогали, соглашаясь из страха или за
деньги выполнять порученную им гнус-
ную роль полных готовности помощников
захватчика...

Внимание! Против’ вас поднимается
страшный гнев, от вас зависит обезору-
жить его. Все мы знаем, что‘ некоторые
из вас мужественно выполняют свой
долг, мы их не забываем; уже неодно-
кратно мы спасались благодаря их помо:
щи. Но мы знаем также, что полиция
недавно была пополнена гнусными него-
дяями, Мы будем безжалостно действо-
вать против них и их сообщников. По-
спешите проявить патриотизм Или вас
постигнет участь шииков...

От вашей позиции зависит ваша жизнь,
Выбирайте — почетная борьба или по-
зорная смерть».

Против гитлеровцев, против предателей

поднимается вооруженный нарол. Во всей
стране широко распространяется  лиетоз-
ка «Заповедь французского партизана».

Этот документ дает представление о сте-
пени сознательности и организованности
борцов за независимость Франции,

«1) Каждый, кто желает вступить в
партизанскую организацию Об’единенного
сопротивления, становится ве только про-
тивником германской трудовой повинно-
сти, но и вольным  стрелком-доброволь-
цем и помощником французской армии;

2) он принимает суровую дисциплину
партизанской офганизацни и’ обязуется
беспрекословно повиноваться всем  при-
казам ‘своего начальника...

3) он отрешается от всякого общения
со своей семьей и со своими друзьями
до конца войны: обязуется хранить абсо-
лютную тайну в отношении дислокации
партизанских баз и личности своих на-
чальников и товарищей, Он знает, что
‚ нарушение этого ` закона карается
смертью».

Таким же духом непримиримой борьбы
проникнуты и все прочие заповеди вольных
стрелков. Листовка призывает к националь-
ному единению без различия религии и по-
литических взглядов, к беззаветной пре-
данности общему делу. спасения родины:

«Каждый партизан всегда должен не
только относиться с уважением к рели-
тии и взглядам своих товарищей, но и
быть их преданным другом и соратником.
От этого зависит спасение всех, и только
это может обеспечить согласие на парти-
занской базе... Жертвовать собой ради
товарища, занять его место‘ в выполнении
задания, если он устал, или подвергаться
опасности, — это самое минимальное, что
можно требовать от человека в нашем
положении. Ни один раненый не должен
быть оставлен, убитых следует уносить
и предавать  погребению’ всегда, когда
это будет физически возможно;

партизан получит оружие лишь тогда,

когда он своей выносливостью, тренировз-
кой ин дисциплинированностью докажет,
что он достоин получить это оружие, ко-
торого у нас очень мало и которое, сле-
довательно, представляет ‘большую  цен-
ность. Он обязан неусыпно заботиться о
нем, содержать его в. абсолютной чисто-
те и никогда не бросать его, Потеря
оружия карается смертью. Эта мера су-
рова, но необходима, так как речь идет
об общем спасении;

каждый партизан (является врагом мар-
шала Петэна и. повинующихся ему пре-
дателей.

Франция ‘живет а будет житы»

Под знамена партизан идут все новые и
новые пополнения. Взрывы на заводах, ра-
ботающих на немцев, диверсии и саботаж
на железных дорогах, обслуживающих нем-
цев, открытые нападения на немецкие и
итальянские оккупационные части, распрз-
вы над ненавистными изменниками та-
ковы факты повседневной борьбы француз-
ского нарола. ;

Франция живет и будет жить!

Типография газеты «Правда» имени Сталина,

Д 3-15-68; Партийной жизнн —Д 1-52-48;
т Д 3-15-64; Отдел об явлений — Д 3-30-12. 0 недоставке р льСкохозяйственного oa

6 CEHTABPA 1943 r., № 222 (9358)

В фашистском зверинце

О вреде жадности Румынские гонки

Немецкие газеты сообщают, что трест Среди великих исторических событий по.
«Рейхсверке Герман Геринг» обогатился говорим 0 маленьком _ Антонеску. Этот
новым акционерным обществом: «Украини-   «потомок древних дакорумый», ещё недавно
ше гезельшафт фюр шталь». Правление мечтавший присоединить к Бухаресту
этого общества состоит из трёх директо- Туапсе и даже Сталинград, переживает
ров: Штрейбель (Днепропетровск), Бейерс-   похмелье. Бухарестский корреспондент
дорф (Берлин), Конради (Днепропетровск). «Газетт де Лозанн» Е i; румын.

Жадность Германа Геринга общеизвест-  СКИХ КРУ в oat
на. Рейхсмаршал, сев за стол, не может  на юге России вызывает жизеишее беспо.
отвалиться. Он весит свыше семи пудов, и койство». Легко дог ОНО м чём думает
берлинцы уверяют, что между двумя во3- Антонеску, когда ему не я, а шакалу
душными тревогами он пребывает в убежя- теперь не до ры а
ще: ему трудно подняться по лестнице.   Стремясь У a ищи с еску
Герман Геринг за годы войны прихарманил УСТроил  гозки sane sae mer
руду Лотарингии, прядильни Лилля, нор: должны АЯ НЙ р рут Ву.
вежский азот, французский боксит. sonora [Deer Ни о. a puka-
Льежа и Пльзеня и сотни других пред- Зал, чтобы в Одессе скри с Жили
приятий. Еврола, превратилась в груду раз- венок на памятник. о погибшим 3a
валин, но для Германа Геринга Европа ста- 0б единение Румынии».

ла грудой акций. Полечитывая дивиденды, Шакал хочет ое и а
рейхсмаршал перестал интересоваться воен:  ЧТО ОН «присоединил» прекрасную ‘Эдессук

ными сволками: в азгусте месяце 1943 года  С80емУ Е о НЯ ивр! ne
от не Вимех ничего хузше Kak. yapenatis CVARROCAT: eee sey осы
новое акционерное общество в Днепропет- ФИО НЕ ОЕ ОА ее Чи
ровске ские спекулянты и сутенеры, Kak O8W 8B

Герр Бейерсдорф в Берлине; возможно, [катакомбах душили газами о Анто-
еще благодевствует, если на.его голову Не Неску не «подаст в ототавну». Рост ко
свалилась добротная четырёхтонная dyrac- TOPCO румыны мы р aOR

ка. Что касается двух других директоров, оскорбляя тем г ee
то врял ли они подыскивают в Днепоопет- ear ов мира, будет CH ва
цепь.

ровске помещение для новорожденной фир-
мы. Скорей всего герр Штрейбель и герр  Что ene ease Sibi Be yn ia
Конради озабочены поездамя, отходящими  УПражияются, «лов Не BO a ПАДЕНИЯ
из Днепропетровска на запад. мчаться в обратном направлений: Одесса—

Жадность губит — это знают и малые Кишинев-_Бухарест. Только вряд ли оля
дети. Рейхсмаршалу стоит придадуматься СМОГУТ применить свои спортивные способ-
над судьбой своего соотечественника еф- ности; мотоциклы возьмут немцы, а гордых

рейтора Адольфа’ Ризера. Названный - еф- дакорумынам придётся «цыкать» на своях

рейтор был. найден близ Дмитровск-Орлов- собственных. к

ского — он лежал иене 4 ee Я Частный сыщик

с трупом валялся большой мешок.

только не было в том мешке: и картошка, . В феврале месяце 1943 года Геббелье

обявил о «тотальной мобилизации». В т
 роде Магдебурге, как и в других городах,
закрылись кафе, парикмахерские, сапожные

и кастрюли, и четыре пары сапог, и кФу-
па, и даже солидный письменный прибор

Из оникса. Убегая, ефрейтор хбтел всё
унести с собой, a aN as выдержал  ноши.  Мастерские и ларьки, продававшие шнурки
Когда придёт час расплаты,  рейхсмаршал   длЯ ботинок. Некоторые предприятия ве

же уцелели, среди них — «Бюро частною
сыска Георга Грау, основанное в 1920 году»,
Почему «частный сыщик» Георг Грау не бых
мобилизован для работы в гестапо, нам не.
известно, но Георг Грау продолжал тру.
диться.

Среди бумаг, найденных на убитом вемец.
ком солдате. Гансе Хиллебранле, имеется
письмо от «Бюро частного сыска Георга
Грау». Вот что писал частный сыщик сол
дату Гитлера; сы

«Магдебург 7 июня 1943

Мною получено ваше письмо oT 28 мая
с. г. Я соглавен взять на себя тщательное
наблюдение за вашей супругой. Для прозе:
дения этого задания я прошу вас перевестя
на текущий счёт моей фирмы 100 марок,
Если расходы превысят указанную сумму,
я сообщу вам дополнительно.

кинется вплавь. Он захватит с собой все
ордена, все серебряные ложки Европы. Он
возьмет в зубы пакет акций «Украинише
гезельшафт». Он не доплывет.

Нейтралитет
генерала. Франко

Никто в точности не знает, что стало
с Муссолини после того, как Гитлер. под-
нёс ему в виде утешения книжку с авто-
графом. Одни говорят, будто дуче удрал
в Германию, другие уверяют, что Бенито
увезли на какой-то ‘островок. Так или
иначе, Муссолини теперь невесело, и впол-
не естественно, что его друг, генерал
Франко, стал нервным.

Нервным людям присущи навязчивые
идеи. Генерал Франко занят одним: он

уверяет всех, что он, генерал Франко, ней-  . ae вам всего наилучшего. Xelim
трален. Солдаты генерала Франко, находя-    ИТЛЁР
Георг Грау».

щиеся на Ленинградском фронте, очевидно,
стараются ружейным и пулемётным огнём
подчеркнуть «нейтралитет» франкистской
Испании.

Недавно около’ Орла был сбит самолёт
«Фокке-Вульф». Взятый в плен летчик ока-
зался «нейтральным» подданным генерала
Франко — Альваресом Эдуардо Гарсиа.
Он об’яснил, что в Мелилье имеется спе-
циальная школа, подготовляющая лётчиков
для германской армии, „Испанцы, закон-
чивишие свое образование в Мелилье, отбы-
вают на фронт, где имеется часть «эс-
кадрилья эспаньоля».

Хорошо воркует Франко! Послушаешь—
это даже не генерал, а голубок в мундире.
Да и лётчики генерала Франко порхают,
как птички. Только вместо масличной вет-
ви у них вульгарные пулемёты. *

Почему так старательно лжёт генерал о
своём «нейтралитете»? В старинной испан-
ской песне` говорится: «У меня в руке нож,
HO Кончита уверяет, что у меня в руке было удрать из Карачева, но его настигла
роза»... Видимо, генерал Франко считает,  ВО-время русская пуля. Он даже не уста
что наивная Кончита обязательно хочет КРикнуть: «Гитдер капут»,
быть обманутой... ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ.

Недавно магдебургская газета писала, что
немки, «проявляя преступное легкомыслие»,
сожительствуют с иностранцами: с италь
янцами, венграми, французами, бельгийцамя,
хорватами. Газета сообщала, что одна жи:
тельница Магдебурга приговорена к дву
годам тюрьмы «за сожительство © дзуя
голландцами и одним поляком». Кто знает,
не была ли ‘эта универсальная Mama [oct
жей Хиллебранд? Гитлеровцы любят гоз.
рить о чистоте расы, но на пятый год войны
немки перестали интересоваться расовым
проблемами, Зря потратил фриц сто марок:
OH мог бы, почитав магдебурфгскую газет),
догадаться о времяпровождении своей с}.
пруги. ae

«Хейль Гитлер!» — шепнула фрау Хилле
бранл, уводя в подворотню румына им
итальянца. «Хейль Гитлер!» — кряки
частный сыщик Георг Грау, получив cr
марок. А Ганс Хиллебранд попробовал

Покушение на помощника Павелича

СТАМБУЛ, 5 сентября. (ТАСС). По со:
щению выходящей в Загребе павеличевской
газеты «Ново хрватска», недавно в Загребе
было совершено покушение на одного в
ближайших помощников Павелича—началь-
ника оперативного отдела военного «мини
стерства» генерала Ивана Прпич. Двое на
падавших, одетых в гражданское платье,
произвели в Прпича 6 выстрелов. Однако по:
слелний отделался 3 лёгкими ранениями.
Покушавшиеся, которые оказались солдата

Война на Тихом

океане

об‘ единённого командования восружёнными
силами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что ‘авиация союз-
ников совершила налёт на МЛае (Новая
Гвинея). Сброшено 84 тонны бомб. Уни-
чтожены все административные здания
японского штаба Отмечено много прямых
попаданий на артиллерийские, позиции,
расположенные вокруг аэродрома. Авиация
союзников совершила также налёт на
японские позиция в районе долины Марк-
хэйм (Новая Гвинея). р

Тяжёлые бомбардировщики атаковали
аэродром и базу японских гидросамолётов
на острове Амбоина. Причинён сильный

и преданы военно-пюлевому суду.

КИНО, ТЕАТР

Документальный фильм о провале
наступления немецко-фашистоких войск и

шерб. летнего
На Новой Британии авиация союзников

атаковала район пристани и складов в
Гасмата и аэродром на мысе. Глоустер.

о ликвидации’ Орловского  плацдару“:
«ОРЛОВСКАЯ БИТВА» — Первый, Авангард
Метрополь, Родина, Центральный, Эрмитав,

Тяжёлые бомбардировщики в сопровож- Арктика, Уран, им. ТП Интернационала,
дении истребителей произвели налёт на у, Линамо. влуб им. aero ee Ga Ny TIHEE
eS ‹альная кинокомедия < у
рр аэродром в Кахили (остров! ` ИЗВОЗЧИК» — Ударник, Москва, Метрополь,
ортленд). виация союзников атаковала Колизей. Родина. Форум, Художественный

японский аэродром, позиции зенитной ар-
тиллерии и склады в районе Вила (остров
Коломбангара).

` Отмечены взрывы и многочисленные по-

Орнон, Шторм, Таганский.

Документальный Фильм «НАРОДНЫЕ МСТИ-
ТЕЛИ» — кинотеатр ЗИС, ДК им. Горького,

Специальный выпубк кинохроники «ПРИ
ГОВОР НАРОДА» — «О судебном процессе
по делу о зверствах немецко-фашнетских 83-
хватчиков и UX пособников на территорий
г. Краснодара и Краснодарского края
в пернод их временной оккупации — Молот,
Родина, Эрмитаж, Востоккино, Авангард.

«НАСРЕДДИН В БУХАРЕ» — сад им. Баумана
Ленинградский ПКиО, Победа (веч.).

«МИССИЯ В МОСКВУ» — Наука и знание, Та
ганский ПКиО.

«КОНЦЕРТ — ФРОНТУ» — Перекоп.

«ДОЧЬ МОРЯКА» — Арс.

«В ОГАРОМ ЧИКАГО» — Экран жизвя,

Е Oh

«Сл; В ВУЛКАНЕ» — Октябрь (днём).

«ОЧАРОВАН ТОБОЙ» — Catone:

жары.

ЛОНДОН, 5. сентября. (ТАСС). Штаб
английского командования в Индии сооб-
щает, что 4 сентября английская авиация
атаковала многочисленные об’екты вдоль
железной дороги от Хензаде до Бассейна
(Юго-Западная Бирма). Английская авиа-
вия потерь не имела. ;

— Юный зритель (веч.).

(юго-западнее Кантона) китайскими войска-
ми приостановлено. Китайские войска ата-
ковали японцев с тыла,

Китайские войска предприняли наступле-
ние юго-восточнее Наньчана (столица про-
винции Цзянси),

5 сентября. (ТАСС).

—O—

«ПЕСНЬ О ЛЮБВИ» — Смена,

«УЧИТЕЛЬ» — Молот. ss

«ОНА ЗАЩИЩАЕТ РОДИНУ»—ПК им. Сталина,
«ВО ИМЯ РОДИНЫ» — бекольническяй ПКЯ0.
«ВСАДНИКИ» -— Октябрь (веч.).

«БОГЛАН ХМЕЛЬНИНКИЙ» — Мир,
«ИСТРЕБИТЕЛИ» -- Заря.

«ЗОЛОТОЕ ОЗЕРО» — Победа (днём),
«АКТРИСА» — Экспресс. п

«БАБЫ» — Иовторного фильма,

ФИЛИАЛ МАЛОГО ТЕАТРА — 6 ИХ 58
вины виноватые, Начало в 6 час. вечера.

МХАТ СССР им. ГОРЬКОГО — 6/1Х — Синяя
птица, Начало в 6 час. веч.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕАТР КРАСНОЙ APMHH—
ПАРК ПДКА (площадь Коммуны, новое 54a
ние) — 12ЛХ—Открытне зимнего сезона в Новом
здании.

ФИЛИАЛ МОСКОВСК. ТЕАТРА ОПЕРЕМЫ
(сад «Эрмитаж», Зеркальный театр) — 6/IX
Роз-Мари, Начало в 6 час. вечера.

Приезд американских военных
представителей на Новую Зеландию

НЬЮ-ЙОРК, 4 сентября. (ТАСС). Как
передаёт корреспондент агентства Юнайтед
Пресс из Оклэнда (Новая Зеландия), туда
прибыли заместитель военного министра
США Паттерсон и’ генерал-лейтенант Нуд-

ЕЕ ЕЕ Се ПЕ Нее чих

сен. КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ «ЭРМИТАЖ — 6. 7, 8
о 9. 10 и 11 сентября 2 джаз” Эстонской ССР
Начало в 6 час. вечера;

MOCKOBCK. ‘ГОСУЛАРСТВЕННАЯ ФИЛАР.

Выпуск самолётов в США в августе

НЬЮ-ЙОРК, 5 сентября. (ТАСС). По со-
общению вашингтонского корреспондента
газеты «Нью-Йорк таймс», Управленне по
делам военного производства США об’язило
что в августе в США было выпущено 7.700
самолётов, т. е. на 327 больше, чем в июле.

6ЛХ, в 7 час. вечера,— Вечер артистов МХАТ,
Большого театра, Малого театра,
музык. конкурсов п солистов Филаюмонии,

МОСКОВСК. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИЛАР»
MOHHA — КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ им. П. И. ЧАЙ
КОВСКОГО — 6 ЛХ, в 7 час. вечера, — Концерт,
посвященный 80-летию со дня смерти М. ©,
Ilerkuna, при участии артистов Малого И
Большого театров.

Д 3-10-85; Экономического
телефону Д 3-06-05.

Изд. № 590,

Пропаганды — Д 3-11-07;
зег в срок сообщать по

зря  скрипачя

ми ‘железнодорожной части, были схвачезы
TOROT

pmo”

МОНИЯ_—БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ

лауреатов }

=“

—

got 3
эдудем
fooyaaP
ми И
paaer
ype
йоту
иельног
титлеро
тали.
B co
max
И
заав В
oR TX
mone
захвата
1TH.
aR MBE
py
pop BO
КОВ
WOOL.
УМУ,
pa-mal
my Ya
106238)
nT,
Пере
eROpOH,
Rowrrce
кор
вах, (0
ПБ
зение)
ии, У
ами,
INTHE,
(тема,
(Тю,
ве
даст
вере
MEX
И
зы
ВЯ
IMENT
SOOTY
м. Н
тори
Pas
HTL
петро
огр
зверя
pace
СТВен
ORT
Inn
Boi
ЗАЛ
КИЙ
ЗА

трав