НОЯБРЬ

ЧЕТВЕР И

1939 `тод
№ 252 (4435)

ЦЕНА 10 КОП.

ОЕ. в А el

ЦЕНТРАЛЬНОГО
и мосновского
КОМИТЕТОВ

вл нем

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН,

рай бееетеня

=

—=—ы5—

Внеочередная Пятая Сессия Верховного Совета СССР. У трибуны члены Полномочной Комиссии Народного Собрания Западной Ук ы. Н :
раины. На трибуне член Комиссии тов. М. И. ПАНЧИШИН. В ложах (слева на о): _ БУДЕННЫИ,
КАЛИНИН, НИКОЛАЕВА, БАБАЕВ ХИВАЛИ, ХРУЩЕВ, СТАЛИН, МАЛЕНКОВ, ЖДАНОВ, МИКОЯН, МОЛОТОВ, Л. М. КАГАНОВИЧ, ВОРОШИЛОВ, БУЛГА НИН, БЕРИЯ. За столом ре - JICEHKO, “AHAPEES,

ИСТОРИЧЕСКАЯ СЕССИЯ

ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ПЯТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР 14ю СОЗЫВА
и   tener _ ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

Coseta CCCP, Вместе с ними на этот раз—

божденные 13 миллионов наших братьев
из Западной Украины и Западной Бело-
руссии,

представители наших единокровных брать-

Вчера вечером в Большом Кремлевском

вв из Западной Украины и Западной Бе-
лоруссии, = освобожденных доблестной
Врасной Армией. т

В вопросах повестки дня и в тех реше-
ниях, которые выносит Сессия, ярко отра-
жены борьба Советского Союза 3& мир,
славные итоги этой борьбы, ее триумф.

В исключительно блестящем, предельно

дворце получили
вольных народов

— Товарищи депутаты Верховного Co-
вета Союза Советских Социалистических
Республик! — говорил тов. Панчишин, —
я выступаю от имени Полномочной Комис-
сии Народного Собрания Западной Украи-
ны, которое, собравшись в городе Львове,

слово посланцы ныне

Западной Украины. `’ Вчера, 1 ноября, в 6 часов вечера, в

зале заседаний Верховного Совета СССР, в
Кремле, состоялось второе совместное за-
седание -Совета Союза и Совета Националь-
ностей.

Председательствует— Председатель. Сове-

та Союза депутат Андреев А. А. Е

о совместном заседании Совета Союза и Совета Национальностей 1

Андреева А. А., занимают места среди де-
путатов Верховного Совета СССР.
Верховный Совет СООР переходит к 050-
суждению заявления Полномочной Комис-
сии Народного Собрания Западной ‘Ук-

у

ноября 1939 года

ских Социалистических Республик с вос-
соединением ее с Украинской Советской
Социалистической Республикой.

2. Поручить Президиуму Верховного (о-
вета назначить день выборов депутатов в
Верховный Совет СССР от Западной Ук-
раины. ° \

CCCP тов. Вышинский вносит на yrsep-
ждение Верховного Совета СССР проект за-
кона «0 включении Западной Украины в
состав Союза Советских Социалистических
Республик с воссоединением ее с Украин-
ской Советской Социалистической Респуб-
ликой»..

¥

Яном докладе Председателя Совета Нарол-
ных Комиссаров и Народного Комиссара
Иностранных Дел СССР о. товарища
В. М. Молотова лан глубокий анализ
изменений в международной обстановке и
nO внешнем положении Советского Союза,
происшедших за последние два месяца.

За время, протекшее после внеочередной
WV ессии Верховного Совета СОСР, межлу-

тахиная ‘обстановка коренным образом из-`

милась. Товарищ Молотов указал на три
увиных обстоятельства, имеющих решаю-

ци начение в изменении политической
обтловки. Это — крутой поворог в о
лиениях между Советским Союзом и Гер-
ний, распад польского государства и

зойна в Европе, 1

В связи в этим, при новой политиче-
(той обстановке в Европе старые понятия
«гросия» и «агрессор» получили новое
тонкретное содержание, приобрели новый
ушел. В своем докладе тов. Молотов го-
варил: «Германия находится в положении
к скорейшему
окончанию войны и к миру, а Англия и
Франдия, вчера еше ратовавшие против
агрессии, стоят-за продолжение войны и
против заключения мира. Роли, как види-

тосударства, стремящегося

18, меняются».
Мир, настоящий прочный мир

№ Советским Союзом и’ Германией;

Сталинская политика мира нашла свое
05ое выражение и в-Тех пактах о’ взаи-
Советский

(зе прибалтийскими государствами—

Уопомощи, которые заключил

Земнией, Литвой и Латвией.

Мирная политика страны Советов всегда
“тличалась благоролсетвом и справедливо-
(tho. Подлинным актом благородства яви-
lich передача Литве города Вильно и
Виленской ‚области с полумиляионным на-

еолением,
Той же

исимости ‘малых государств;

изетеко-финляндеких переговоров.

С полным одобрением встретили лепута-
ты Верховного Совета. слова наркоминдела
‚ М. Молотова: «...Благоларя  последова-
льному провелению своей мирной внеш-
1Й политики, нам улалось значительно

\MUTh свои позиции и международный

№ Советского Союза».

Доклад о внешней ‘политике Советского
1038—это замечательный отчет о истори-
тих победах нашей партии и правитель-
‘a, 0 поллинном торжестве сталинской
Политики мира. Единодушно одобрив внеш-
Н0ю политику великой сопиалистической
ирхавы, Верховный Совет СССР выразил
лю всех советских людей.

Вместе co всем советским народом с
ликой благодарностью отмечают триумф
Излинской политики наши единокровные
братья, ох

В ях за освобождение наших братьев
‘Чавная Красная Армия понесла жертвы.

первые слова прелседательствующего на

(сии тов. Андреева, и первые. минуты.

сетания были посвящены светлой памяти
Теровв, отдавших свою жизнь 3&/ свободу
Народа, за счастье его, за мир.

Рровь героев пролилась не даром.

14 знаменательной Сессии Верховного С0-
Вита входят в единую советскую семью осво-

сейчас
установлен только на востоке Европы.
Этому способствовали сближение и уста-
новление дружественных отношений меж-

справедливостью. и  благорюд-
зом, на началах уважения прав и неза-
отличают-

ли наши предложения Финлянлии. в ходе

дает

выделило нас, сыновей и дочерей западно-
украинского народа, чтобы мы приехали
сюда, в столицу Советского Союза, в Крас-
ную Москву, и изложили тут на заседании
Верховного Совета Союза Советских Социа-
листических Республик,
мечты, стремления и надежды нашего на-
рода.

самые глубокие

Своим первым словом ‘тов. Панчишин

передал великую, от глубины сердца иду-
щую благодарность братьям— советским на-
родам, слова самой горячей любви к нашему

вождю, влохновителю освобождения Запад-
ной Украины товарищу Сталину.

Голос Народного Собрания — это голос
всего освобожденного народа. Представители
Собрания привезли в Москву декларацию,
в которой отразились глубочайштие стремле-
ния народа Запалной Украины. Доблестная
Красная Армия освободила навсегда народ
Западной Украины от власти польских
помещиков и капиталистов. Народ строит
сейчас новую жизнь. Он выражает непре-
клонную волю влиться в братекую семью
народов Советского Союза. Й поэтому пер-
вым решением Украинского Народного Co-
бразия явилась просьба к Верховному Со-

вету Союза ССР принять Западную Украи-

ну в состав Союза Советских Социалисти-
ческих Республик, включить Западную
Украину в состав Украинской ССР с тем,

чтобы воссоединить украинский народ в

едином государстве, положить конеп веко-
вому разобщению украинского народа.

Советский народ с распростертыми
об’ятиями принял своих братьев. Единоглас-
но Верховный Совет СССР утвердил «3a-
кон о включении Западной Украины в
став Союз» Советских Социалистичезких
Республик с воссоединением ее с Украмн-

ской Советской Социалистической Респуб-.

лякой». Каждое слово этого закона имеет
громадный исторический смысл.

Навеки рухнула стена,
братьев. И никто никогла не сможет
более разделить украинский народ.
Эту мысль прекрасно выразил  ста-
рый львовский профессор В. 0. Студин-
ский: «Пусть Англия и Франция
помнят, что мы добровольно вошли в
Советский Союз и присоединились к
Советской Украине (аплодисменты). Эта
наша  непоколебимая воля, и мы ее
никому поколебать не дадим (аплодисмен-
ты)». В взволнованной речи нё Сессии
рабочий тов. Кравчук  товорил: «Hu-
какой враг не вступит на нашу
землю, ибо все мы, трудящиеся Запад-
ной Украины, как один, дадим ему
сокрушительный отпор. Мы  поступим с
врагами так же, как поступил товарищ
Тимошенко ¢ нашими  угнетателями —
польскими панами на Западной Украине».

Западная Украина включена в состав
СССР. Трудящиеся Запалной Украины ста-
ли полноправными гражданами великого
Советского Союза. Сегодня Сессия обсуж-
заявление Полномочной Комиссии
Народного Собрания Запалной Белоруссии.
Нет сомнения, что Верховный Совет СССР
уловлетворит просьбу братьев-белоруссов.

Крепко, нерушимо:’ сплочены вокруг
Советского правительства, вокруг партии
Ленина — Сталина, вокруг нашего люби-
мого вожля —— Сталина 183 миллиона со-
ветских людей. Единство 183 миллио-
нов — непобедимо!

ООО neem
Е О О

О ЗАСЕДАНИИ ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ПЯТОЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

Семохия, 2 ноября,
3 цремле, состоится совместное заседание

В порядке дня: заявление Полномочной

11 Белоруссии,

в 6 часов вечера в зале заседаний Вер
Совета Союза и Совета

ховного Совета СССР,
`Национальностей.

Комиссии Народного Собрания Запад-

разделявшая

В порядке дня—заявление Полномочной

Комиссии Народного Собрания Западной
Украины.

В зал входят члены Полномочной Ко-

миссии Народного Собрания Западной Ук-
раины и занимают место y трибуны. Де-
путаты и тости встречают их продолжи-
тельной овацией.

Слово для заявления от имени Полно-

мочной Комиссии Народного Собрания 3a-
падной Украины предоставляется члену
Комиссии тов. Панчишину М. И.

По окончании выступления т. Панчи-

шина члены Полномочной Комиссии, по
приглашению председательствующего тов.

С речами выступили: член Полномочной

Украины т. Кравчук И. Ю., депутат Бо-

гомолец А. А. (Киевский-Кагановичекий)

округ, УССР), члены Полномочной Комис-

ны т. Студинский Н. 0. и Нузьминская
Е. С., депутат Норнейчук А. Е. (Звениго-

родский округ, Киевекая область, УССР) и

члены Полномочной Комиссии Народного
Собрания Западной Украины т. Гаврищук

Г. В. и т. Ефимчук-Дьячук У. В.
Затем выступил заместитель Председате-

ля Совета Народных Romuccapos CCCP ros.

Вышинский А. Я. От имени Правительства

Раздельным толосованием по Талатам
Верховный Совет СССР единогласно ут-

верждает «Закон о включении Западной
Украины в состав Союза Советских Социа-
листических Республик © воссоелинением
ее с Украинской Советской Социалистиче-
свой Республикой»:

«Верховный Совет Союза Советских Со-

циалистических Республик, заслутав заяв-
ление Нолномочной Комиссии Народного
Собрания Западной Украины, постановляет:

1. Удовлетворить просьбу Народного

Собрания Западной Украины и Включить
Западную Украину в состав Союза Совет-

3. Предложить Верховному Совету УССР

принять Западную Украину в состав Ук-
раинской
Республики.

Советской Социалистической

4. Просить Верховный Совет УССР пред-

ставить на рассмотрение Верховного Совета
СССР проект разграничения районов и 06-
ластей между Украинской Советской Co-
циалистической Республикой и Белорус-
ликой».

На этом второе совместное заседание Co-

вета Союза и Совета Национальностей 3a-
крывается. ‘

ЗАЯВЛЕНИЕ.

_ Полномочной Комиссии Народного Собрания

Запалной

Украины

Речь тов. М. И. ПАНЧИШИНА

(Доктор медицинских наук)

Товарищи депутаты Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Рес-
публик! Я выступаю от имени Полномоч-
ной Комиссии Народного Собрания Запад-
ной Украины, которое, собравшись в го-
роде Львове, вылелило нас, сыновей и ло-
черей западно-украинского народа, чтобы
мы приехали сюда. в столицу Советского
Союза, в Красную Москву, и изложили тут
на заседании Верховного Совета Сотоза Со-
ветских Социалистических Республик са-
мые глубокие мечты, стремления и надеж-
ды нашего народа.

Первым словом  освобожденного ‘народа
Западной Украины, которое прозвучало
там, на Народном Собрании во Львове, и
которое радостно звучит тут, на заседании
Верховного Совета Союза, нашим первым
дорогим словом является слово великой, от
глубины сердца идущей благодарности на-
шим братьям — советским народам, слово
самой глубокой благодарности нашему вож-
дю, влохновителю освобождения Западной
Украины товарищу Сталину. (Бурные ап-
подисменты, все встают).

Украинское Народное Собрание впервые
в истории Западной Украины является
действительно верным, полномочным и глу-
боким выразителем свободной воли наро-
дов Западной Украины. Избирая своих сы-
новей и дочерей депутатами Народного
Собрания, народ имел возможность свобод-
но и непринужденно избирать тех, кото-
рые заслуживают его доверия, которые бу-
дут верно ему служить. вы

Над нами уже не свистел панский кнут.
Над нами уже не стоял панский жандарм.

вобохными толосами избирал нарол своих
представителей, Это было обеспечено теми
основами, на которых базировались выбо-
ры: депутаты в papier Собрание изби-
рались на основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права при тай-
ном голосовании. В атмосфере неслыхан-
ного еще для нас под’ема и активности
избирателей происходили выборы.

В выборах участвовали из 4.766.275
избирателей 4.433.997 человек, т. е-
92.830/. Это необыкновенно значительная
пифра. Ведь достаточно сказать, что в
панской Польше при последних выборах
в сейм принимали участие лишь 459/0
избирателей.

За кандидатов, выдвинутых сельскими
комитетами, собраниями рабочих, интелли-
тенции, собраниями рабочей гвардии,

Речь произносилась на украинском языке,

Временными  Управлениями, ‹ голосовали
4.032.154 человека, т. 6. 90,93°/o все
тех, которые вообще голосовали. )
В Народное Собрание были избраны  на-
стоящие хозяева Западно-Украинской зем-

ли. Среди избранных: 402 рабочих, 819.

крестьян, 234 трудовых интеллигента. В

числе избранных: 239 женщин, отныне

равных с мужчинами во всех правах.
Таким образом, Народное Собрание 3a-

падной Украины является ‘действительно.

полномочным выразителем воли абсолют-
ного большинства нашего парода. Голосом
Народного Собрания` товорил и утверждал
свою волю весь наш освобожденный на-
род. Эту возможность свободного волеиз’яв-
ления дала нашему народу наша освободи-
тельница —— славная Красная Армия, ко-
торая по приказу братских советских на-
родов пришла к нам, спасла нас от разо-
рения и гибели, освободила нас и дала нам

возможность свободно, радостно, творчески’

жить. (Бурные аплодисменты).

Выбирая своих представителей, народ
Западной Украины дал им наказ, в кото-
ром отразились его глубочайшие стремле-
ния. Это был наказ депутатам отдать свои
голоса за установление на территорий За-
падной Украины советской власти, власти
трудового народа, власти рабочих и кое-
CThAH — единственной власти, которая
имеет возможность обеспечить  своботу,
расцвет и благосостояние нашей страны,
дружбу народов, уничтожение всяческого
гнета и эксплоатадии.

Избирая своих депутатов, народ Запал-
ной Украины дал им наказ голосовать за
конфискацию всех помещичьих, монастыр-
ских и чиновничьих земель, за национали-
зацию банков и, крупной промышленно-
сти. 4
Таков был наказ избирателей Западной
Украины. И депутаты Украинского Народ-
ного Собрания, как верные сыны своего
народа, подтвердили этот наказ, утверли-
ли эту волю народа. На своих заседани-
ях 27-го и 28-го октября этого года Ук-
раинское Народное Собрание единогласно
и единодушно приняло свои исторические
декларации. 1

В декларации о государственной власти
на Западной Украине сказано: «Выражая
единодушную волю. освобожденного народа
Западной Украины, следуя примеру наро-
дов Советского Союза, Украинское . Народ-
ное Собрание провозглашает установление
Советской власти на всей территории _За-
падной Украины. (Бурные аплодисменты).

Отныне вся власть в Запалной Украине
принадлежит трудящимся города и пдерэвни
в лице Советов депутатов трудящихся».
В Декларации Украинского Народного
Собрания о вхождении Западной Украины
в состав Украинской Советской Социали-
стической Республики полтвердилиеь мно-
голетние надежлы украинского народа на
об’единение украинских земель в едином

‚ государстве, подтвердилось горячее  стрем-

ление запално-украинского народа влиться
в могучую семью советских пародов — в
великий Советокий Cows.

В Декларации о конфискации  поме-
щичьих земель Украинское Наролное Co-
брание провозглаеило следующее: «В пол-
HOM соответствии с единодушной волей. и
стремлениями: трудящихся Западной Укра-
ины, охраняя их кровные и жизненные
интересы, следуя примеру народов Совет-

ского Союза, Украинское Народное Собра-

ние. провозглашает ‘на’ территории` Западной
Украины конфискацию земель помещичьих,
монастырских и крупных государственных
чиновников 60 всем их живым и мертвым
инвентарем и усадебными постройками,

Народное ‘Собрание утверждает ‘отобра-
ние помещичьих замель’ 693 выкупа че-
раз крестьянские комитеты, под руковод-
ством Временных Управлений, и передачу
их в пользозание трудового крестьянства,
Вопрос о землях «осадников» решают кре-
стьянские номитеты».

В 4-й Лекларации — о национализации
банков и крупной промышленности на За-
палной Украине — Украинское Народное
Собрание провозгласило:

«С целью беспощадного подавления
эксплоататоров и уничтожения всякой экс-
плоатации человека человеном, выражая
единолушную волю всего народа Западной
Украины, следуя примеру Союза Совет-
ских Социалистических Республин, Унра-
инское Народное Собрание ` провозглашает
национализацию банков и крупной про-
мышленности Западной Украины».

В четырех декларациях Украинское На-
родное Собрание утвердило волю нашего
нарола. Незыблемо установлены те основы

новой экономической, политической и
культурной ЖИЗНИ, которые при-
несут нашему  наролу, како _ при-

несли ‘уже свободным советским народам,
победу за победой. светлое счастье, пвету-
щее благосостояние, ‘радость и культуру,
установлены те’ основы, › которые. оконча-
тельно. уничтожат всякий социальный и
национальный гнет над нашим народом.

Новый солнечный лень засиял над Запад-
ной Украинской землей.

Мы принесли сюда тексты незабываемых,
исторических для нашего народа леклара-.
ций Украинского Народного Собрания, что-
бы представить наши решения Верховно-
му Совету Союза Советских Сопиалистиче-
ских Республик: Разрешите прочитать вам
текст деклараций Украинского Народного
Собрания о вхождении Запалной Украины
стической Республики.

«Принято единогласно на заседании 27
октября 1939 г. .

Украинский народ в бывшем польском
государстве был обречен на вымирание.
Его долей было угнетение, уничтожение и
грабеж. Польские паны делали все, чтобы
ополячить украинское население; ‘запре-
тить даже слово украинец, заменив его
словом «быдло» и «хлоп».

Украинских крестьян лишали земли.
Рабочим и служащим украинцам не лава-
ли работать на фабриках, заводах и в
учреждениях. Украинцев не принимали в
учебные завеления. Искореняли  ролной
украинский язык. Стремились уничтожить
украинскую культуру. Все это неоднократ-
но вызывало бурю протеста, крестьянские
восстания против колониального режима
правящих кругов панской Польши.

Но кончилось время угнетения и бес-
правия. Волей всего многонационального
советского нарола, по указу Советекого
Правительства Красная Армия освоболила
навеки народ Запалной Украины от вла-
сти польских помещиков и капиталиетов.

На вечах, собраниях, митингах apo!
единодушно выратает непреклонную волю
влиться в братскую семью наролов вели-
кого Советского Союза и войти в состав
Украинской Советской  Сопиалистической
Республики. Ибо толька в Советском Сою-
зе, где у власти стоят рабочие и креетъя-
не, уничтожена  эксплоатапия человека
Человеком, осуществлена взаимная °по-
монь наролов во всех областях  хозяй-
ственной и общественной жизни. Ибо толь-
ко в Советском Союзе возможен лля каж:
лого. нарола полный ‘`распвет напиональ
ной культуры-—в полном смысле народной
культуры. Ибо только в Советском (Союзе
исчезло чувство взаимного неловерия меж-
ду наролами и вместо национальной розни.
культивированной буржуазией, выросла и
окрепла дружба наролов.

(Окончание речи тов. М. И. Панчишина
см, на 2-й стр.).