Окончание речи тов. М. И.

В Советском Союзе расцветает Украин-
ская Советская Социалистическая Респуб-
лика. Построены-сотни мошных заводов и
фабрик, на которых работает не знающий
эксплоатации рабочий класс. Выросло и
экономически окрепло украинское кре-
‘стъянство, которое влалеет всей землей и
обрабатывает ее новейшей техникой. Co-
ветская власть и коммунистическая пар-
тия создали все условия для расцвета под-
линно народной украинской советской
культуры. Украинский  язык-—тосудар-
ственный язык. Сыны и дочери народов
Советской страны занимают руководящие
посты во всех областях политической, хо-
зяйственной, культурной и общественной
жизни. Молодежи Советской Украины обес-
нечена полная возможность учиться, овла-
девать высотами науки на своем родном
языке. x

Народ Западной Украины знает это.

Украинское Народное Собрание, являясь
выразителем непреклонной воли и чаяний
народа Запалной Украины, постановляет:

просить Верховный Совет Союза ССР
принять Западную Украину в состав Сою-
за Советсних Социалистических Республик,
включить Западную Украину в состав Ук-
раинской Советской — Социалистической
Республики с тем, чтобы воссоединить
украинский народ в едином государстве,
положить конец  вековому  разобщению
украинского народа.

Народное Собрание выражает твердую
уверенность в том, что Верховный Совет
Союза Советских Социалистических Респуб-
лик удовлетворит эту просьбу народа За-
падной Украины, чтобы он в единой и
дружной семье народов СССР, под руко-
водством коммунистической партии  боль-
шевиков шел по пути новой и счастливой
жизни.

Да здравствует
Украина!

Да здравствует братство народов! i

Да здравствует Союз Советских Социа-
листических Республик, отечество  трудя-
щихся всего мира!» (Шумные аплодисмен-
ты, все встают). 4

Разрешите передать предеедательствую-
щему на внеочередной Сессии Верховного
(Совета Советекото Союза решение Укра-
инекого Наролного Собрания.

(Шумные аплодисменты. Bee встают.
Товарищ Панчишин передает Председате-
лю решение Украинского Народного Собра-
ния).

Товарищи депутаты Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Реслу-
блик! От имени Украинокого Народного
Собрания, от лица всех народов Западной
Украины, отныне свободных, отныне рав-
ных, отныне озаренных солнцем новой
жизни, мы просим Верховный Совет (Сою-
за’ Советских Социалистических Республик
принять Западную Украину в ©остав Сою-
за Советеких Социалистических Peeny-
блик, включить Западную Украину в с0-
став Украинской Советской Социалистиче-
ской Республики и тем самым воссоеди-
нить украинокий народ в единое госулар-
ство, покончить с вековым разобщением
украинского народа.

Мы стремимся влиться в великую се-
мью своболных советских народов. Мы
желаем жить под знаменем Сталинекой
Конституции. (Бурные аплодисменты).

Всем великим сердцем народа, всей чи-

свободная Советская

стой бессмертной душой народа чувствуем
и верим мы, что Верховный Совет Союза
Советских Социалистических Республик
уловлетворит эту просьбу народа Запад-
ной Украины с тем, чтобы он в единой и
дружной семье народов Союза Советских
Социалистических Республик под руковод-
ством коммунистической партии больше-
виков, под руководством нашего мудрого
учителя, друга и отца товарища Сталина’
(бурные аплодисменты, все встают) шел
верной дорогой к новой, счастливой жиз-
НИ.

Мы знаем, что никогда уже не возвра-
тятся для налиего народа те страшные
кровавые времена, те долгие и ужасные
столетия, когда в голоде, унижении, в
темной безвыходной нужде гнулся наш
народ под ярмом польских захватчиков,
под помещичье-капиталистическим ярмом.

Польские помещики захватили землю у
нашего крестьянства, осудив его на голод
И вымирание, на безземелье и бесхлебье.
Калиталисты ненасытно  эксплодтировали
налюго рабочего, обрекая его на бедетвия
ий издевательства, на безработицу и 6ес-
правие. Государство польских помещиков
й капиталистов, эта тюрьма народов, эта
бывшая пгляхетекая Польша хотела обречь
украинский народ, живущий на террито-
рии Западной Украины, на утерю своего
народного лица, на утрату своего нафрод-
ного достоинства, уничтожала украинскую
культуру, запрещала ‘украинский язык.
Даже песню, украинскую народную пес-
ню хотели вырвать из народных уст кро-
вавые польские палачи.

Тяжело жилось в бывшей Польше тру-
дящимея украинцам, чо. не легче жилось
и трудящимся полякам и евреям. Поль-
ские паны разжигали между народами на-
циональное несогласие и рознь с тем, что-
бы еще более ослабить подвластные им
народы. Священный гнев народа против
угнетателей помещичье-капиталистические
палачи хотели погасить реками народной
крови, холодом и пытками тюрем, огнем
и ужасами пацификаций. Но они не пога-
сили ето. Этот беспощадный тнев. против
всех и всяческих эксплоататоров, против
помещичье-капиталистических палачей и
их помощников и до сих пор пылает в
народной груди, призывая. народ к окон-
чательному истреблению всех недобитков
старого проклятого панского строя.

В самый грозный для нашего народа
чае, когда бездарные и коварные руково-
дители бывшего польского правительства
едва-едва HO довели наш народ до окон-
чательной гибели и разорения, в этот са-
мый грозный для. нашего народа час от-
сюда, с кремлевских стен Красной Моск-
вы, зазвучала для нас сияющая весть о
спасении от гибели, прозвучало слово на-
дежды, слово свободы и счастья. Это было
слово Председателя Советского Правитель-
ства Вячеслава Михайловича Молотова.
Это ‹было слово, вдохновленное гениаль-
ной человеколюбивой прозорливой муд-
ростью налиего отца, нашего вождя
товарища Сталина. И по этому слову дви-
нулись славные красные полки, руководи-
мые великим полководцем Советского Сою-
за маршалом Воропиловым. (Бурные апло-
дисменты).

Они перешли через искусственную и:
ненужную границу, на две части делив-

KOM

Tas

COMO J

Rake cee eS

ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ПЯТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА_ СССР 1-го СОЗЫВА
Речь депутата БОГОМОЛЬЦА АА,

ПАНЧИШИНА

шую единое тело украинского народа. Они
спасли. нас, освободили нас и дали нам
возможность своболно, достойно и горо
решать свою дальнейшую судьбу, начер-
тать свой дальнейший путь,

Наш народ единодушен в выборе этого
пути. Только вместе © могучим советским
народом, только под знаменем Сталинской
Вонституции, этого величественного доку-
мента человеческой свободы и счастья,
только под руководством мудрой партии
большевиков, партии великих учителей
человечества -—— Ленина и Сталина, толь-
KO BO главе с величайшим человеком
мира, с великим руководителем всего про-
грессивного человечества, во главе ¢ Ha-
шим родным товарищем Сталиным хочет
итти и будет итти в свое светлое, могу-
щественное и радостное будущее нали на-
род.

Заверяем вас, товарищи депутаты, что

мы будем верными, самоотверженными
сынами и дочерьми нашего  вели-
кого, напюего единственного настоящего

отечества — Советского Союза.

Заверяем вах, товарищи депутаты, что
не жалея своих сил, своей жизни, будем
все делать, чтобы еще более укрепить
могущество нашей социалистической от-
чизны, чтобы еще более возвысить ее
славу, ее силу, ее расцвет.

булем верными и непоколебимыми борцами
за отечество трудящихся всего мира, за
наш‘ Советский Союз, что будем беспощад-
ны ко всем и всяческим его врагам, кото-
рые попытаются подорвать его силу, его
елинство.

будем ‘укреплять Сталинскую дружбу п
братстве свободных ш. равных советских
народов — этог залог нашей непобеди-
мости.

мы незыблемо и уверенно становимся на
путь, который начертан гением Ленина и
Сталина, который единственный приведет
все народы мира к свободе и счастью, и
уверяем вас, что мы никогда и нигде с
этого пути не свернем, что мы дадим уни-
чтожаАющиЙ отпор каждому, кто попробует
нас с этого пути сбить.

мы в единой свободной Советской Украине,
руковолимой коммунистической партией
большевиков Украины и ее Центральным
Комитетом, будем работать и созидать но-
вую коммунистическую жизнь как народ
свободных творцов, как народ истинных
героев, м

Да здравствует единая свободная Совет-
ская Украина!

Ла здравствует и процветает наше могу-
щественное отечество — Советский (Союз!

Да здравствует советское правительство
и его глава Вячеслав Михайлович Молотов!

(Бурные аплодисменты, все встают, при-
ветствуя товарища Молотова).
Да здравствует коммунистическая пар-

тия большевиков — организатор побед со-
ветских народов!

Речь тов. КРАВЧУК И. Fo.

Ссюза Советских Социалистических Pec-
публик! Я свободный теперь рабочий неф-
тяного бассейна Западной Украины, имею
счастье сегодня в первый раз в жизни
выступать на таком высоком, почетном
собрании, представляя освобожденный
народ Западной. Украины. (Бурные аплоди-
сменты). Меня, как и тысячи других тру-
дящихея, польская шляхта бросала в
тюрьмы. А сейчас я удостоен великой че-
сти передать вам от свободного народа За-
падной Украины, от рабочих ‘нефтяников
торячий пролетарский привет. (Бурные
аплодисменты, переходящие в овацию. Все
встают).

Народы Западной Украины в продолже-
нии многих столетий терпели голод, нуж-
ду, бедствия, притеснения от польской
INIAXTEI.

На нужде, на крови трудящихся Запад-
ной Украины наживалась польская, укра-
инская и еврейская буржуазия. Тяжела и
невыновима была доля рабочих и кресть-
янской бедноты. Рабочие и крестьянская
белнота терпели неслыханную нужду, 1о-
лох и бедствия, оскорбления и издеватель-
ства.

Рабочих, революционеров, организаторов
масс польская шляхта мучила, сажала в
тюрьмы, загоняла на долгие годы на Ka-
Topry.

Двадцать лет украинский народ терпел
певыносимый гнет. Двадцать лет польская
шляхта боролась со всем тем, что было
украинским закрывала украинские шко-
лы, театры, всячески издевалась над ук-
раинской культурой. ^ $

Двадцать лет польская буржуазия хиш-
пически хозяйничала в Западной Украине
и уничтожала всю украинскую культуру.

Двадцать лет польские паны всячески
издевались над коммунистами. Палачи до-
тола раздевали в тюрьмах женщин и муж-
чин, зверски избивали их, многие полити-
- ческие заключенные так и н® вернулись
домой, погибли в тюрьмах. Польша .дей-
ствительно была тюрьмой народов. Вместе
с украинцами страдали польские и еврей-
ские трудящиеся.

Украинская и еврейская буржуазия co-
трудничали с польской буржуазией. Они
старались одна другую перегнать в своих
издевательствах над народом, старались
задушить революционное движение в За-
падной Украине.

Особенно ярко проявилась предательская
роль украинской буржуазии Западной

(Рабочий нефтяник, Дрогобычский
уезд, Львовской области)

*

Украины на выборах в 1935 и 1938 гг.,
когда она изменила национальным интере-
сам народа и пошла на соглашение с
польской буржуазией. За это трудящиеся
Западной Украины совершенно правильно

называли, называют и будут называть
украинскую буржуазию изменницей укра-
инского народа.

Польская, украинекая и еврейская буТ-
жуазия пытались всеми способами пото-
пить в море крови освободительное \xo0-
жение на Западной Украине, Немало кро-
ви трудящихся пролилось во Львове, в
Стато-Самборщине и в других местах.

Но революционное движение на Запад-
ной Украине неуклонно нарастало. Дока-
зательством этого были судебные процес-
сы, которые почти каждый день происхо-
дили в Польше, особенно в Западной
Украине. На этих процессах польские
суды приговаривали рабочих и крестьян
ко многим годам тюремного заключения,

Но пришел день, 17 сентября 1939 го-
Ja. Этот день нужно считать началом
новой стразицы в истории Западной Ук-
раины. В этот день по приказу Советского
Правительства, по указанию нашего до-
рогого, любимого отца товарища Сталина...
(Вес встают. Бурные, долгие аплодисмен-
ты, Возгласы «ура» в честь товарища

Речь произносилась на украннском языке.   Сталина).

Хай живе наш великий вождь, наш
ридный Сталин!

(Бурные аплодисменты, переходящие
в овацию. Все встают).

«Под руководством нашего дорогого

тевариша Воропгилова... (Все встают. Кри-
ки «ура», буря аплодисментов, возглас:
«Да здравствует номмунистическая пар-
тия!»). :

..славная  тероическая Рабоче-Кресть-
янская Красная Армия перешла границу
и раз и навсегда разбила искусственно
созданную стену, которая разделяла две
родных сестры — Западную и Восточную
Украину. С этого дня оборвалась раз пи
навсегда бесконечная нить наших страда-
ний и оскорблений. Теперь, товарищи,
мы, трудящиеся Западной Украины, жи-
вем свободно и счастливо в советской
стране, так же каки вы.

Мы, товарищи депутаты, не будем боять-
ся той огромной работы, которую нам
предстоит выполнить. Мы не будем боять-
ся врагов, которые сейчас ушли в звери-
ные норы и ‘только ждут случая, чтобы
нам вредить. Мы, товарищи, от имени на-
рода Западной Украины обещаем вам, что
свернем головы этим гадюкам (аплодис-
менты) и вместе с вами булем строить
напгу новую счастливую жизнь,

От имени пролетариев-нефтяников За-
падной Украины я обращаюсь к Верхов-
ному Совету Союза Советских Социалиети-
ческих Республик, к нашему дорогому
Сталину... (аплодисменты), чтобы вы нас
приняли в свою великую семью Союза
Советских Социалистических Республик.
(Бурные аплодисменты),

Я уверен, товарищи депутаты, что вы
удовлетворите нашу просьбу и примете
нас в свою семью. (Аплодисменты).

От имени трудящихся нефтяного `басеей-
на заявляю, что никакой враг не вступит
на нашу землю, ибо все мы, трудящиеся
Западной Украины, как один, дадим ему
сокрушительный отпор. Мы поступим с
врагами так же, как поступил товарищ
Тимошенко с нашими  угнетателями —
польскими панами на Западной Украине.

Товарищи! Заканчивая свою речь, хочу
провозгласить: Да здравствует наша заме-
чательная, непобедимая, героическая Крас-
ная Армия и ее вождь наш любимый
товарищ Ворошилов! (Аплодисменты. Bee
встают. Овация в честь товарища
Ворошилова),

Да здравствует руководитель советского
правительства товарищ Молотов! (Бурные
аплодисменты. Все встают. Овация в честь
товарища Молотова).

Да здраветвует наш отец, наше солнце,
наша надежда, наш любимый и мудрый —
великий товарищ Сталин! (Бурные продол-
жительные аплодисменты, Все встают.
Овация в честь товарища Сталина),

Дорогие товарищи, члены Полномочной, Польши презирала украинский народ. Она

Комиссии Народного Собрания ныне свобол-
ной Западной Украины! Я счастлив при-
ветствовать Вас с этой трибуны, трибуны
Верховного Совета великого Союза  Совет-
ских Социалистических Республик по п-
BOTY великого ‘исторического события —
освобожления народов Запалной Украины от

векового гнета польских помещиков и ка-
питалистов. :

Свыше пяти с половиной веков, с 1387
rola, продолжалея этот гнет. Не ослабел
он и в период, когда после раздела Польши
в 1772 году Запалиая Украина вошла в
состав мозаичной Австро-Венгерской импю-
рии, так как земля и народ оставались
попрежнему во власти польских аристо-
кратов. ;

Великий писатель Западной Украины
Иван Франко оставил неизгладимые кар-
тины бедствий и бесправия своего народа
80 второй половине минувшего и в начале
ныненгнего столетия.

Версальский договор создал  лоскутное
государство — Польшу, в состав которой
была включена и Западная Украина. За
лва с небольшим десятилетия  существо-
вания Польши на долю трудящихся Запад-
ной Украины и особенно на долю ее вось-
уимиллиюнного украинского народа выпали
неслыханные страдания. Никогда ene
трудящиеся массы не становились жертвой
столь безграничнюй экоплоатации. 0 cre-
пени обнищания трудящихся, особенно
креетьянетва, можно судить хотя бы по
тому, что керосин был У многих заменен
лучиной, что соль и спички в ряде слу-
чаев оказывались  малодоступными. Это
ведь на Западной Украине сделано было
изобретение — раскалывать спичку на че-
тыре части в целях экономии! .

Правящая верхушка  полуфеодальной

лишила его права на образование на родном
языке, стремилась уничтожить остатки
многовековой  напиональнюй культуры.
Украинокие рабочие, крестьяне, интелли-
генция подвергались систематическим го-
нениям. Малейшие попытки протеста кара“
лись с непревзойденной жестокостью.

Вести о зверствах польских карательных
экспедиций наполняли серлца граждан сча-
стливой и свободной Советской Украины,
серлца граждан великого Советского Союза
гневом и нетерпением: ‘котла же прилет час
освобождения для зарубежных братьев?
Этот час настал. .

Трусливое правительство Польши бежа-
л0,.оставив Ha произвол судьбы народы
своей страпы. Народы Советекого Союза с
энтузиазмом встретили приказ Советекого
Правительства нашей доблестной Красной
Армии выступить для защиты братоких на-
ролов Заналной Украины и Западной Бело-,
руссии и освобождения их от гнета экепло-
ататоров. Это залание налпа тюбедоноеная
Рабоче-Крестьянская Красная Армия, вы-
полнила с честью. :

Свободно избранное всеобщим, прямым,

равным и тайным голосованием Народное

Собрание Замалной Украины вынесло свое
историческое решение. Отныне Bananas
Украина становится частью Украинской
Советской Социалистической Республики и
вместе с нею неот’емлемой частью велико-
го Советского Союза.

Сегодня народы Советского Союза в ли-
це своих представителей—депутатов Bep-
ховного Совета СССР—радостно привет-
ствуют это решение. <,

Товарищи члены `Полномочной  Комис-
сии Народного Собрания Западной Украи-
ны! i

Сейчас Вы вще делегаты, но уже сего-
дня, я не сомневаюсь, Вы станете граж-
данами великого Советского Союза, граж-
ланами цветущей, свободной и культурной
Советской Украины. (Бурные аплодисмен-
ты).

Вероятно Вы, выполнив Вашу историче-
скую миссию, прежде чем вернуться на
родину, заглянете во весе уголки нашей
новой свободной, счастливой жизни.

Вам хорошо известно, что представляла
Украина, входившая в состав  парской
России. Колония буржуазии и помещиков,
с неразвитой промышленностью, с ‘самой
примитивной техникой малоземельного
крестьянского хозяйства, с неграмотным в
большинстве, бесправным населением, для
которого даже в начальной школе был за-
прещен родной украинский язык. Такой
была Украина до Великой Октябрьской Co-
циалистической Революции.

Теперь это высококультурная страна,
страна самой крупной в Европе тяжелой
промышленности, страна самого крупного

в мире коллективного механизированного

сельского хозяйства.

В составе вашей делегации-—— рабочие от
станка, крестьяне, представители. интел-
лигенции. Вы увидите созданиые за годы
сталинских пятилеток гиганты нашей проч
мышленности ‘и построенные вокруг них
новые социалистические города с прекрася
ными домами для рабочих, клубами, дет
скими яслями, кино, театрами, лечебными
учреждениями, средними и высшими шко-
лами, в которых на родном языке, совер-
шенно бесплатно, а в высшей школе еще
и CO стипендиями от тосударства, обуча-
ются дети рабочих, крестьян, интеллиген-
ЦИИ.

Вы увидите наше колхозное село с его
механизацией сельского хозяйства, трак-
торами, комбайнами, делающими ‚ крестьян-
ский трул более легким и продуктивных;
избами-читальнями и хатами-лаборатория-
ми, в которых колхозник и заместитель,
председателя Верховного Совета академик
Лысенко вместе работают над созданием
новых сельскохозяйственных культур, бо-
рются за многомиллиардные сталинские
урожаи.

Вы увидите множество созданных за то-
ды советской власти научно-исследователь-
ских институтов, в которых наши уче-
ные связывают высокую научную теорию
¢ практикой нашего  социалистического
строительства. Вы увилите Украинскую
Академию наук — научный пентр Совет-
ской Украины, в которой среди ее тысяч
научных сотрулников большое количество
ученых, завоевавитих себе мировое имя в
науке, работающих в прекрасных инети-
тутах, созданных за годы сталинских пя-
тилеток, : -

В этой Академии Вы найдете одну m3
лучших в Советском Союзе и в мире би-
блиотек се 5-ю миллионами TOMOB H pay
институтов, работающих в различных 0б-
ластях украинской культуры, националь-
пой по форме и социалистической по со-
держанию.

Я прошу Вас, товарищи, познакомиться
со всеми уголками нашей новой жизни из
чувства законной гордости, что все эт
создано нами, гражданами Советского Cow-
за, под мудрым руководством Коммунисти-
ческой Партии ‘и нашего любимого вождя
товарища Сталина. (Бурные аплодисменты,
Все встают).

_ Пусть напьи достижения станут зало-
гом светлого будущего, ожилающего наро-
ды Западной Украины в великой семье
народов Союза Советеких Социалистиче-
ских Республик!

Да здравствует свободный
народ Запалной Украины!

Да здравствует Коммунистическая Пар-
тия и великий друг и вождь трудящихся
всего мира Иосиф Виссарионович Стадия!
(Бурные аплодисменты. Все встают),

советский

Речь тов. СТУДИНСКОГО К. 0.

Товарищи депутаты! Я 17 сентября
стоял у радио и слушал речь Народного
Комиссар» иностранных дел товарища
Молотова. Я услышал замечательные сло-
ва о том, что советский народ решил про-
тянуть руку помощи единокровным братъям
Западной Украины и Западной Белоруссии
и что Советское Правительство отдало
приказ Красной Армии перейти границу.

В ту минуту, когда я слушал радио,
граната ударила в тридцати шагах от ме-

ня, но мне не было страшно. Я стоял,  .

не двигаясь, слушая каждое слово свобод-
ного народа советских республик. Я знал,
что к нам приходит помощь, что приходит
тероическая Красная Армия — наша оево-
болительница.

Тяжела была наша жизнь. Крестьянина,
селянина, били, над ним издевались, истя-
зали его, сажали в тюрьмы, уничтожали
его хату, сжигали целые села, выкалыва-
ли людям глаза и живыми клали их в
МОГИЛЫ. :

Может быть, кто-нибудь не поверит, но
я как профессор университета должен об’-
ективно заявить, что все это не выдумка,
& настоящая правда. Это знает весь народ,
это знает история, которая не может
не говорить правду. В культурном отноше-
нии наш народ жил всегда в  голоде—
не только весной, но и осенью. А вель
до прихода польских панов мы имели свои
университетские кафедры, школы, культу-
ру, добытую тяжелым трудом украинских
мыслящих людей. С приходом поляков все
это было уничтожено. Перед вами стоит
профессор, безработный 21 год.

Теперь мы имеем то, что мы заслужи-
а >

Речь произносилась на украинском языке.

(Профессор Львовского
университета)

*

ли нашими страданиями. Мы прожили, хо-
тя нам было очень тяжело. Голодом, истя-
заниями и притеснениями Польша хотела
нас уничтожить. Мы были в оковах-—был

ли то трудящийся украинец, еврей или
поляк. Стыдно говорить 06 этом—я слы-
ал, как мать своему сыну напевала ко-
лыбельную песенку:

будут Тебя люди оскорблять,

будут твои руки в путы ковать,

а ты будешь меня, свою мать,

проклинать.

Эта грустная песня отражала горе на-
шего украинского народа. Но среди народа
жило глубокое убеждение, что эта rpy-
стная песня кончится, что на вв  мейто

] придет новая, счастливая песня. Геройче-

ская Красная Армия принебла нам новую
песню, веру в победу, и мы стали сво-
бодны.

Англия и Франция тешатся  тлупою
мыслью, чте на’ украинских землях можно
реставрировать старую Польшу.

Мы, западные украинцы, на Народном
Собрании, которое я имел честь  откры-
вать, Kak старейший  лепутат, решили
свою собственную судьбу.

Пусть Англия и Франция помнят, что
мы добровольно вошли в Советский (Союз
и присоединились к советской Украине.
(Аплодисменты). Эта наша непоколебимая
воля, и мы ев никому поколебать не дз-
дим. (Аплодисменты).

Я верю, что мы станем свободными
тражданами советской Украины и Cowsa
Советских Социалистических Ре@тублик,

Пусть же будет наш . поклон тов.
Молотову за те минуты счастья, которые
он принес нам своей речью 17-го сентяб-
ря этого года. (Аплодисменты).

Пусть же будет поклон всей нашей вы-
сококультурной Красной Армии и вождю
ее тов. Ворошилову. (Аплодисменты).

Живи и здравствуй великий вождь
народов товарищ Сталин! (Бурные, продол-
жительные аплодисменты. Все встают).

Пусть примет он глубокий поклон от
народов Запалной Украины! Пубть живет
великий вожль пролетариата товарищ
Сталин! (Продолжительные аплодисменты,
Bee встают. Возгласы: «Ура»).

Речь тов. КУЗЬМИНСКОЙИ Е. С.

Уважаемью товарищи депутаты Верхов-
ного Совета! Разрешите мне от имени всех
народов Запалной Украины, разрешите мне
от всего серлца выразить свою ралость,

свою горячую благодарность народам Co-
ветекого Союза, его Правительству, его
богатырекой Красной Армии и родному
отцу товарищу Сталину. (Продолжитель-
ные аплодисменты).

Спасибо вам за то, что вы освободили
нас из-под страшного угнетения польских

Речь произносилась на польском языке.   ная Армия разгромила

(Работница шоколадной фабрики,
гор. Львов)

*

панов, помещиков, осадников и капитали-
сетов. Мы, трудяшиеся поляки, вместе с
украинским и еврейским народом терпели
ужасный гнет панской Польши и ee кро-
вавого правительства.

Я сама работница — полька.’ Сколько
унижений и оскорблений` перенесла я от
властей бывшей панской Польши! Мы за-
рабатывали копейки — по 18 грошей в
чае. }

Мы боролись с польскими капиталиета-
ми. Мы боролись за свое существование, за
повышение своей, заработной платы. Но
польская полиция за это била нас, изде-
валась над нами, бросала нас в тюрьмы.
После лолгих мытарств я нашла себе pa-
Gory. Ho была принужлена скрываться,
как вор, под чужим именем. Потом меня
схватили, и_ я попала в тюрьму.

Польские паны не жалели пуль для
польских рабочих и крестьян! Мы помним
1923 год в Кракове, 1928 год — в Вар-
шаве, 1936 год в Ченстохове, Кракове,
Гдыне, во Львове и других местах быв.
шей Польши. Мы помним массовые рас-
стрелы поляков во время забастовки в ок-
ругах Тешовском и Тарновском.

Рабочий класс Полыши и сельская бед-
нота ненавидели кровавых польских вла-
стителей и с ними беспрерывно боролиеь.
И мы, рабочие поляки и Украинцы, по-
стоянно ждали помощи могучего советского
народа.

Богатырская Рабоче-Крестьянская Крас-
польских панов, раз-

громила ужасную машину толода и смер-
ти рабочих. Трудящиеся поляки, украин-
цы и евреи нашли свое отечество, где не
будет более жандармеких палок и мучений
рабочих. ь

Когда пришла к нам Красная Армия —
была разорвана как нитка искусственная
граница и мы получили навсегда 06во-
божление от гнета польских панов.

Мы считаем себя очень. счастливыми,
что можем жить под солнцем Сталинской
Конституции.

Мы, рабочие города Львова, обращаемся
к Верховному Совету СССР, к любимому
вождю международного пролетариата, твор-
Цу самой демократической в мире Конети-
туции, к нашему мудрому и великому
товарищу Сталину ¢ просьбой — принять
Hac в Союз Советских Социалистических
Республик. (Бурные продолжительные ап-
лодисменты. Все встают).

Да здравствует свободная Советская Ук-
раина! (Аплодисменты).

Да здравствует непобедимая Красная Ар-
мия и ев вождь — товарищ Ворошилов!
(Бурные продолжительные аплодисменты.

елегаты и гости встают и устраивают
овацию).

„Да здравствует товарищ Молотов! (Бур-
ные продолщительные аплодисменты. Деле-
гаты и гости встают и устраивают ова-
цию).

Да здравствует наш мудрый, любимый
отец, гений всего мира, вожль междуна-
родного пролетариата товарищ Сталин! (Все
встают. Овация в честь товарища Сталина.

Возгласы: Да здравствует товарищ Сталин!

Ура!).

закаты