a

= at

rs

— семья погибала, ибо калека оставался
( Ведких средств к жизни. Батраки ра-
 али у помещиков по 16 часов, гнулись
ид польским паном. Не было спасения
futon для того, кто своими мозолями,
 ®П тяжелой работой давал польской
Mate нагулять себе хороший живот.

аших детей вообще не пускали в выс-
18 и средние школы, а в низшие, сель-
ты

Речь произносилась на украинском языке,

ЛИ тысячи крестьян, по’. свободолюбивый
дух украинского народа не могли сломить
польские папы-феодалы. Восстал народ под
руководством Богдана Хмельницкого. В
страпиюй, жестокой борьбе из-под ига
польской пляхты вырвалась восточная
Украина и присоединилась к России. За-
падная Украина осталась подо игом поль-
CREM.

Прошли века. Польская шляхта еменила
свои пышные кунтуши, пышные средне-
вековые костюмы Ha фраки, смокинги,
цилиндры. Она кричала двадцать лет о
свободе, демократии, но под фраком поль-
свод шляхты осталось то же средневековое
сердце зверя, сердце бешеного пса.

Я был в, селах, товарищи, и видал ре-
зультаты «культуры» польских демокра-
тов. Вы входите в село и видите: вместо
хат торчат обгорелые трубы, еше тлеет
‚Уголь, поднимаются струйки дыма. Бродят
юли——не люди, & тени людей у пожа-
рищ. Около олной сгоревшей хаты стоит
средних лет крестьянин, & перед ним ле-
жит жена, у нее открыт рот. Женщине
отрезали язык, во рту распухло, ей труд-

но дышать, она умирает.

Около матери
стоит босая девочка в грязи и только ти-

хо шепчет: мамо, Mamo... Идет осенний
дождь, холодно, собираются крестьяне...
Сняли шапки перед умирающей. На мои
вопросы ‘отвечают коротко, и кровь леде-
неет в жилах от их ответов... В селах
связывали крестьян вместе с учителями-
украинцами железной колючей проволо-
кой, опоясывали их рядном, на котором
дегтем писали: «0сь вам вильна Укра-
ина» и живыми закалтывали в землю. ITO
делали представители армии и жандарме-
рии польского правительства, Это делали
зрери, носившие в карманах билеты пар-

тии эндеков и других. буржуазных партий.

Это делали те, кло кричал, что они барьер
нА заладе от советского варварства, и под
этог крик получали деньги из француз-
ских и английских банков. Hi

Каким неслыханным цинизмом и изде-
вательсввом звучит призыв’ политических
деятелей Франции и Англии воевать за
восстановление польской клики, которая
покрыла. себя несмываемым в веках позо-
ром жесточайшего произвола, варварства,
нечеловеческого издевательства над безза-
щитным населением Запалной Украины и
Западной Белоруссии. Умирающая женщи-
на с отрезанным языком-—такой была вся
Западная Украина, таким был мой народ.
У него было отнято его ролное слово, уни-
чтожали его интеллигенцию, не допускали
в высшие школы, держали в темноте, на-
зывали быдлом,, хамом, на каждом шагу
оскорбляли его’ человеческое и националь-
ное достоинство.

Я выступал на митинге в польском
университете, в который принимали на
5 тысяч студентов только 5 украинцев и
очень малый процент евреев. В зале были
свободные места, но около стен стояли

студенты, которым запрещалось сидеть ео
стулентами-поляками. Это быди студеп-
ты-—украинцы и ‘евреи: Сынки польских
помещиков, эндековекая молодежь терро-
ризировали их и просто убивали.
Ученые украинского нарола-— проф. Оту-
динский, Возняк, Колеса и другие—были

безработные, их преследовала польская
полиция, их преследовали буржуазные
украинские националисты,  петлюровцы,

верные лакеи польской дефензивы.
QO материальном положении украинской
интеллигенции расскажу вам только один

(Крестьянин, село Космач,
Коломыйского уезда,
Станиславовской области)

*

ские школы наши маленькие дети, На

жело вспомнить, — не ходили потому, что

ата КОРНЕИЧУК А.

В.

факт. На собрании украинских писателей
во Львове один видный писатель т. Мель-
ник в своей речи взволнованно сказал:
Я все свои пятьдесят лет ненавидел лю-
дей, которые имели возможность есть за
обедом три блюла. Вы представляете себе,
товарищи, какой жизнью жил украинский
писатель.

Великий сын украинского народа писа-
тель-революционер Иван Франко, который
в 1896 году писал, что нет националь-
ного освобождения без социального, кото-
рый любил учение Маркса— Энгельса, пе-
реводил их, призывал народ в борьбе про-
тив украинских и польских помещиков,
оставил ‘украинскому народу бессмертную
революционную поэзию и прозу, умер
с голоду, а дети его были в панской
Польше безработные, и когда молодежь
‘приходила на ето мотилу, полиция дуби-
нами разгоняла ee, Сегодня сын Ивана
Франко здесь на Сессии, как член Полно-
мочной Комиссии от освобожденного на-
рода. (Аплодисменты).

Красная Армия в первые дни вступле-
ния во Львов вместе с писателями Совет-
ской Украины и России возложила венки
на могилу великого украинского писателя-
революционера Франко и на памятник ве-
ликого польского писателя Адама Мицке-
вича. У могилы Франко и у намятника
Мицкевича выступали командиры и крас-
ноармейцы. Их взволнованные речи были
насыщены чувством глубокого уважения и
любви к великим прогрессивным деятелям
Украинского и польского народов.

Слава нашей Красной Армии, которая
несет гуманизм, культуру и глубоко ценит
великих писателей украинского и поль-
ского народов!

Три дня проходило Народное Собрание
Западной Украины. Три дня один за дру-
гим поднимались крестьяне, рабочие и
интеллигенты на трибуну, и каждая речь
была обличительным документом против
бывшей панской Польши.

Если бы собрать слезы и кровь, про-
литую украинским народом под гнетом
польских панов, то досталючно было бы
олной тысячной части, чтобы в ней мож-
но было утопить всех помещиков, жандар-
мов, сатрапов польского правительства.

В последний день собрания ко мне по-
дошла’ польская писательница Гурская и
взволнованно сказала: «Я слушаю вы-

ступления депутатов, слушаю о. жестоко-

сти, о страданиях людей — мои нервы
не выдерживают, ведь это же суд истории
над Польшей». Она была права. Народное
Собрание было великим народным судом
над польскими феодалами, над польской
буржуазией, жестоко’ угнетавшей украин-
ский, белорусский народы и трудящихся
поляков. : sey Е

Дорогие товарищи-депутаты! Я надеюсь
п верю, что вы примете измученных, мно-
гострадальных братьев украинцев в вели-
кую семью советских народов.

Украинский народ вместе с освобожден-
ными кровными братьями с чувством глу-
бочайшей благодарности обращается к Вам,
дорогой Иосиф Виссарионович, к Вам, луч-
шему другу украинского народа, к вдохно-
вителю и освободителю натних братьев от
векового угнетения. (Бурные  продолжи-
тельные аплодисменты, переходящие в ова-
цию).

0т имени народа Советской Украины я
приношу самые теплые чувства благодар-
ности нашему Советекому Правительству и
его главе товаришу Молотову. (Бурные

продолжительные аплодисменты, переходя-

щие в овацию).

Да здравствует Великая партия Ленина—
Сталина! (Бурные аплодисменты).

Да здравствует героическая Красная Ар-
мия и наш любимый маршал Йлимент
Ефремович Ворошилов. (Бурные  продол-
жительные аплодисменты, переходящие в
овацию в честь товарища Ворошилова).

Да здравствует Западная Украина и
Западная Белоруссия, идущие под непобе-
димые знамена Ленина — Сталина! (Бур-
ные аплодисменты).

Да здравствует наш великий учитель и
вождь, нале сердце Иосиф Виссарионович
Сталин! (Бурные продолжительные апло-
дисменты, переходящие в овацию в честь
товарища Сталина. Все встают. Возгласы

«ура»).

Речь тов. ГАВРИШУЕ Г. В.

отцы не имели денег, чтобы купить детям
сапоги, не имели денег, чтобы накормить
детей.

И когда Ерасная Армия перешла поль-
скую траницу, когда Красная Армия
‚вступила на нашу землю, мы все, запад-
ные украинцы, мы, верховинцы, встре-
тили ее как освободительницу, Увидели
яеное солнце, которое засияло нам из Мо-
сквы. И его лучи долетели до моей родной
верховины. (Бурные аплодисменты). Меня
лриелали сюда наши верховинцы c Rap-
патских гор для того, чтобы здесь, в Врас-
ной Москве, от имени нашего народа я
приветствовал   Советское Правительство,
великий советский народ, нашего отца
любимого Сталина и просил великий со-
ветский народ принять нае в семью наро-
дов Советского Союза. (Аплодисменты).

И мы заявляем, что будем честно и до-

бросовестно выполнять -вее возложенные на
нас задачи, все наказы нашей родной
матери — Красной Москвы и дорогого на-
щего вождя товарища Сталина, (Аплодис-
менты).
Я бросаю клич: Да здравствует непобе-
димая героическая Красная Армия, да
здравствует великий Советский Союз, да
здравствует наш дорогой отец товарищ
Сталин. (Бурные аплодисменты. Возгласы
«Ура»).

_КОМСОоМОолЛЬСкКА

от гнета польских панов и капиталистов.

а

т

БЕ сы Е ОЕ РЕ Ая

ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ПЯТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА’ СССР 1-ю СОЗЫВА

Речь тов. ЕФИМЧУЕК-ДЬЯЧУК У. В.

Дорогие товарищи! Самое большое же-
лание моего бедного, измученного, исстра-
давшегося сердца — принести пламенный
сердечный привет великому нашему
вождю товарищу Сталину! (Аплодисменты).

Второе мое желание — эт0 от’ всего
нашего западно-украинского народа—при-
нести великое спасибо советскому народу
за попечения и заботы о наших трудя-
щихся. Мы просим от имени всего напгего
народа, чтобы мы вечно ходили под крас-
ным знаменем, чтобы в наших великих
делах над нами сияло непобедимое краеное
знамя.

Сегодня два чувства в моем серлце: пер-
вое — это великая радость, и второе — это
печаль за те долгие годы, которые про-
шли так напрасно. В горе, голоде, беспри-
зорности проходили наши тоды. А в этом
большом городе, где живет великий мудрый
человек, который сотворил такое большое
счастье для веех народов, мы сегодня ви-
AMM, как хорошо, как радостно живет на-
род. Мы радуемся! Слезы текут от радо-
сти. И не спится, и есть не хочется, —
радостным огнем горит душа. Дорогие, при-
цет час, когда все народы так же засме-
ются, как смеемся мы. Мы долго ждали
нашего счастья, мы ждали целых 20 лет.
И вот это счастье пришло. Наши дочери,
наши сыновья не будут больше бродить
по чужим странам, по чужим государ-
ствам. К нам пришло освобождение от ве-
ликого народа, от его славных краеных
полков.

Дорогие` товарищи! Это было на моих
глазах, когла польские паны собрали всех
своих прихлебателей, всех своих министров
и думали, что они еще погуляют на на-
шей земле. Они еще хотели помучить на-
ших людей. Они заставляли наших еыно-
вей стеречь их жизнь. Но мы чувствовали,
что что-то уже начинается, что надвигает-
ся что-то опасное для польских панов,
если они так говорят с нами о своей за-
щите. И они все спрашивали: где Фран-
ция, где Англия, гле Румыния?

Но мы знали, что не будет им жизни,
что их ждет погибель. (Аплодисменты).

Дорогие товарищи! Мы знали, что Boe-
торжествует счастливая жизнь свободного
трудящегося народа, восторжествует знамя
Ленина-—Сталина. Вместе с вами мы хо-
тим жить, бороться и наслаждаться пол
этим великим знаменем.

Панекая Польша не могла дать Ha-
стоящую счастливую жизнь нантему народу.

Речь произносилась на украинском языке.

(Крестьянка, Ровенский уезд,
Луцкой области)

*

На польской рабекой работе, на панских
полях мы не могли думать о счастье. Мы
жили, как собаки, как свиньи, мы были
рабами. Эту свинскую жизнь установила
й проводила польская шляхта. И пусть

не будет им никогда жизни, пусть про-
падут они, как трава, за наши страдания,
за наши исстрадавшиеся сердца! Пусть
пропадут они.

Теперь, товарищи, мы все радуемся. Как
счастлива советская женщина! Как ечаст-
ливы здесь дети! Как ласково, вниматель-
но, заботливо относится ребенок к своей
матери! Как радостно заботится Москва о
неграмотных людях! ‘

Я сама неграмотная, я бедная батрачка,
которая вместе co своей старой матерью
работал, у помещицы ° Могильницкой.
Я уехала и пе знаю, застану ли в живых
свою мать. Но я хочу сказать перед веем
народом, вылить ©вое сердце: пусть про-
клятие падет на панскую голову. Мы хо-
тим жить при солнце, которое светит из
Красной Москвы для всех народов. Здесь
всякая нация дождалась света, все нации
без исключения. Где же есть такая ра-
дость, в каких других странах? Her
нигде.

У нас был человек, который рассказы-
’°вал правду о Советеком Союзе. Но котла
00 этом узнали осадники, они доложили
полиции, и этого человека запрятали в
тюрьму. Все это «делали осадники, мер-
завзцы такие. А когда его выпустили, он
не знал,  куда ему ехать, куда обратно
итти? Опять к польским панам?

Без дороги стояли наши люди. Так об-
рекали нас на жалкую жизнь люди, кото-
рые носили на Cede роскошные костюмы,
которые хвалились своим умом.

Мы были голодные и босые, не имели
никаких прав, а теперь как мы стали
жить, как мы счастливо живем!

Великая слава тем героям, которые по-
ложили свои головы на нашей земле. Веч-
ная им слава.

Великий` вождь великого народа, кото
рый дает нам жизнь, енастье, который от-
носится к нам как отец, как внимательный

-  родитель, ему. великая (слава! Мы раньше
свободные”

были  угнетены, а теперь мы
траждане свободного народа. Мы пытались
освободиться от гнета панов, но из этого
ничего не получалось. При помощи нашего
отца сейчас с тюрем сняты замки, откры-
ты двери.

спросили за 2 секунды до смерти, что они

могиле и слышать, как уничтожают панов
и как Красная Армия идет по нашей
земле»...

Теперь никто не закрывает нам солнце,
мы живем счастливой жизнью.

Товарищи! Я провозглашаю великую
Украину от нищеты и несчастий, провоз-
тлашаю великую славу нашим вождям, ко-
торые послали войска для освобождения
нашей земли. Я провозглашаю славу
командарму Тимонтенко, под чьим руковод-
ством части Красной Армии освободили на-

как рыцарь на коне, на нашу
освободил нас. (Аплодисменты).

землю и

ко у нас, но и во всех краях, тому, кто
высится, как гора под небесами, товарищу

создатель счастливой

ЖИЗНИ

дисменты, все встают.

Овация в честь
товарища Сталина). nh

Речь заместителя Председателя
Совета Народных Комиссаров СССР

депутата ВЫШИНСКОГО А. Я.

Товарищи депутаты Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Респуб-
лик!

С величайшим вниманием и чуветвом
горячей, братской любви выслушали вы
заявление ПНолномочной Комиссии `Народно-
го’ Собрания Западной Украины о включе-
нии Западной Украины. в состав Союза
Советских Социалистических Республик.

С великим вниманием и великой
любовью вы, депутаты Верховного Совета
Союза Советских Социалистических Pec-
публик, выслушали пламенные речи чле-
нов Полномочной Комиссии,  передавлеих
Вам, депутатам Верховного Совета, нашему
правительству, нашей великой партии,
великому учителю и вождю нашему
товарищу Сталину (взрыв аплодисментов.
Все встают) чувства, одухотворяющие и
волнующие народы Западной Украины,
освобожденные нашей славной победонос-
ной героической — Рабоче-Крестьянской
Ерасной Армией,

Сегодня завершается великая освободи-
тельная эпопея, народов Западной Украи-
ны, эпопея, отмеченная исторической да-
той 17 сентября 1939 тода, когда наша
могучая Рабоче-Крестьянская Красная Ар-
мия по приказу своей Партии и своего
Правительства пересекла траницу, отде-
лявшую от СССР бывшее польское rocy-
дарство, и понесла свои боевые героиче-
ские знамена на освобождение народов За-
падной Украины и Западной Белоруссии

История свободолюбивого украинского
народа овеяна героической борьбой против
вековых . угнетателей и притеенителей,
борьбой за свое напиональное и сопиаль-
ное освобождение. Страницы истории За-
падной Украины окроплены живой кровью
трудящихся. Польские паны. веками угне-
тали великий украинский народ... Беспо-
щадно подавляли они освободительное дви-
жение народных Mace Западной Украины,
жестоко метя за каждую их попытку оево-
бодиться от панского рабства, восеоеди-
ниться со своими братьями — украинским
и русскям народами.

Веками бился украинский народ про-
тив своих угнетателей, не мирясь со. сво-
ей неволей, страстно и пылко мечтая о
воссоединении со своими украинскими
братьями и великим русским народом.

Яркими огнями, освещалощими путь
многовековой борьбы украинского народа
за свою свободу, горят имена Наливайки,
Богдана Хмельницкого, Железняка, Гонты
и многих, многих других народных героев,
под руководством которых украинский на-
род не. раз жестоко бил и громил польскую
штляхту, прокладывая себе путь воссоеди-
нения с украинским и русским народа-
ми. По этому пути шли лучшие люди Ук-
раины, лучшие ее сыны. 06 этом слагал
украинский народ свои прекрасные песни,
06 этом пел певец Народного торя и народ-
Horo счастья великий Тарае Шевченко.

Ушли в далекое невозвратное прошлое
горе и муки украинского народа, не вер-
нется никогда больше то черное время,
когда в городах и селах Украины, изне-
могавшей под панским ярмом, страдал ве-
ликий украинекий народ.

0б этом, уже забытом советскими людь-
ми проклятом времени, писал Шевченко в
одном из своих замечательных стихотворе-
НИЙ:

_ «Везде на славной Украине
Людей гоняют под ярмом

Паны лукавые. Гнут спины
Свободных рыцарей сыны...»

Tak было; но так, товарищи, никогда
больше не будет, никогда! (Бурные anno-
дисменты),

Кончились и навсегда ушли в прошлое
20- лет издевательства над народами За-
падной Украины польских помещиков и
капиталистов, топтавших и уничтожавших
украинскую культуру, свободу’ и счастье
украинского народа.

’ Пробил час, великий час, час освобож-
дения, час осуществления вековых чаяний
народа Западной Украины, час воссоедине-
ния с нашими братьями под великими зна-
менами Советского государства.
Победоносный марш  Рабоче-Крестьян-
ской Красной Армии, сметавшей на своем
пути все вражеские преграды, явился
триумфом социалистического оружия, три-
умфом ленинско-сталинской национальной
политики, триумфом великого учения
Ленина — Сталина! (Аплодисменты),

Такова всепобеждающая сила великих
идей социализма, воплощенных в красоте и
могуществе советского государства, в ‘его
гениальной ‘ленинско-сталинской  нацио-
нальной политике. Ленинско-сталинская
национальная политика обеспечила могу-
чее процветание советского социалистиче-
ского государства, хранителя и стража
развития новой народной культуры, на-

`циональной пб форме и социалистической

по содержанию. `
22 октября этого года освобожденные
при могучей помощи Советского Союзь
народы Западной Украины в подлинно де-
мократических выборах, на основе подлин-
но всеобщего, равного и прямого избира-
тельного права при тайном голосовании,
свободно выразили свою народную волю.
Впервые на этой земле происходили
подлинно демократические, подлинно сво-
бодные, действительно и воистину народ-

ные выборы, впервые трудящиеся народ-

ные массы тромко и гордо заявили о своей
непреклонной воле, выразив в своей исто-
ричеекой декларации то, за что боролись,
за что страдали народы Запалной Украи-
ны, во имя чего они переносили муки и
зверства панского ига, во имя чего они
поднялись, как один, при первой вести о
приближении Рабоче-Крестьянской Крас-
ной Армии, поднялись навстречу победо-
носным полкам нашей Армии, своей род-
ной Армии, славной  освободительницы
народов Западной Украины. (Аплодисмен-
ты). ;

Вместе с0 словами горячей благодарно-
сти члены Полномочной Комиссии Народ-

ного Собрания Западной Украины и_вся

Полномочная Комиссия в целом принесли. -

сюда, в этот исторический зал, свое не-
преклонное и твердое желание вместе со
всеми народами Союза Советских Социа-
листических * Республик бороться за побе=
доносное строительство социализма, за но-
вую жизнь, жизнь счастливую, радостную,
светлую, как радостен и светел сегодняш-=
ний день, как светла и лучезарна победа
нашего общего дела, дела социализма под
знаменем Ленина—Сталина. (Бурные и
продолжительные аплодисменты. Всё вста-
ют. Возгласы «ура»).

Народы Западной Украины вступают в
великую семью советских народов,  с0б-
ственной рукой своей кующих свое сча-
стье под гениальным водительством наптей
родной коммунистической партии, нашего
Советского Правительства, во главе с
товарищем Молотовым (продолжительные
аплодисменты), под руководством нашего
великого вождя и учителя Иосифа
Виссарионовича Сталина.

(Бурные аплодисменты, переходящие в
`овацию, все встают, возгласы: «ура»).

В этот торжественный час вся наша
страна, все наролы нашего многонацио-
нального Советского социалистического го
сударства заявляют: нет силы в мире,
которая могла бы повернуть назад колесо
истории, нет в мире силы, которая могла
бы нарушить или хотя бы поколебать наш
союз свободных народов евоболной Совет-
ской страны, илушей все вперех и вперел
К коммунизму пол непобедимым знаменем
Ленина -— Сталина, пох знаменем славной
Сталинской Конетитупии.

(Бурные, долго не смолнающие аплоди-
сменты. Все встают, крики «ура»).

Товарищи депутаты! От имени Прави-
тельства. Союза Советеких  Социалиетиче-
ских Республик вношу следующее предло-
жение:

«Верховный Совет Союза Советских (0-
циалистических Республик, заслушав за
явление Полномочной Комиссии Народного
Собрания Западной Украины,  постано-
вляет:

1. Уловлетворить просьбу Народного Со-
брания Западной Украины и включить За-
падную Украину в соетав Союза Совет-
ских Социалистических Республик (апло-
дисменты, переходящие в овацию, возгла-
сы «ура») с воссоединением ее с Украин+
ской Советской Социалистической Респубз
THROM,

2. Поручить Президиуму Bepxosnoro Co-
вета назначить день выборов депутатов в
Верховный Совет СССР от Западной Украи-
ны (аплодисменты).

3. Предложить Верховному Совету УССР
принять Западную Украину в состав
Украинской Советской Социалистической
Республики (аплодисменты).

4. Просить Верховный Совет УССР пред
ставить на рассмотрение Верховного Co-
вета СССР проект разграничения районов
и областей между Украинской Советской
Социалистической Республикой и Белорус-
ской Советской Социалистической Респуб-
ликой».

Да здравствует великое братство наро-
дов свободного Союза Советских. Социали=
стических Республик!

Да здравствует великий вождь товарищ
Сталин! (бурные аплодисменты, депутаты;
стоя, приветствуют товарища Сталина.
Возгласы «ура»). :

Когда У двух приговоренных к смерти

честь народу, который освободил Западную.

Вечная слава и долгие лета нашему.
дорогому лтругу и освободителю народов всего.
мира, тому, имя которого славится не толь-

Сталину. Пусть долгие годы живет великий

товарипг
Сталин! (Бурные, продолжительные апло=’

хотят, они ответили: «Мы хотим лежать в

шу землю,—полководцу, который влетел, .

x