Внеочередная Пятая Сессия Верховного Совета СССР. 1-0 созыва

ДНЕВНИК ЗАСЕДАНИЯ 1 НОЯБРЯ

БУ Or

2 нолбря 1939 г.. №252 (44:5)

ПИЛА 1

РАВДА

= Dake) Sat se:

КАЯ П

Иностранная печать о докладе тов. В. М. Молотова
на внеочередной Пятой Сессии Верховного Совета СССР

Вчера внеочередная Пятая Сессия Вер-
ховного Совета СССР продолжала свою ра-
боту. Вечером в\“Большом Кремлевском
Дворце’ состоялось совместное заседание
Совета Союза и Совета Национальностей.

Как и накануне, задолго до 6 часов в
ззле заседания Верховного Совета CCCP
начали собираться депутаты и гости. При-
сутетвуют иностранные дипломаты. Ложи
советской и иностранной печати запол-
нены.

В президиуме появляются Председатель
Совета Союза депутат А. А. Андреев,
Председатель Совета Национальностей де-
путат Н. М. Шверник, их заместители—
депутаты Т. Д. Лысенко и Ч. Асланова, &
в ложах — товарищи И. В. Сталин,
В. М. Молотов, К. Е Ворошилов,
Л. М. Каганович, М. И. . Валинин,
А. И. Микоян, А. А. Жданов, Н. С. Хру-
mes, A. Il. Берия, Г. М. Маленков, М. Ф.
Шкирятов, Н. А. Булганин, А. Я. Вышин-
ский, А. Ф. Горкин, А. Е. Бадзев, С. М.
Буденный, члены Президиума Верховного
Совета СССР и народные комиссары.

В зале раздаются бурные аплодисменты,
переходящие в восторженную овацию, со
всех концов зала несутся радостные при-
ветственные возгласы на различных язы-
ках. в честь товарища Сталина, в честь
руководителей партии и правительства.
Долго слышится громовое «ура!».

Второе совместное заседание обеих па-
лат Верховного Совета CCCP открывает
Председатель Совета Союза депутат
А. А. Андреев. Сессия переходит к расемо-
трению второго вопроса порядка дня—За-
явление Полномочной Комиссии Народного
Собрания Западной Украины.

В зал входят посланцы освобожденных
народов Западной Украины. Высоко под-
няты алые знамена. Глубокое волнение
охватывает присутствующих. Все подни-
маются со своих мест и бурными аплоди-
сментами приветствуют членов Полномоч-
ной Комиссии Народного Собрания Запад-
ной Украины. Раздаются возгласы: «Ура!»,
«Да здравствует освобожденный народ
Западной Украины!», «Да здравствует
великий Сталин!».

Рукоплескания гремят © новой силой,
когда председательствующий тов. Андреев
предоставляет слово для заявления члену
Полномочной Комиссии Народного Собра-
ния Западной Украины тов. М. И. Панчи-
шину.

Тов. Панчишин поднимается на трибу-
ну. Несколько минут он не может начать
свою речь-—так сильна овация в зале.

Тов. Панчишин произносит речь Ha
украинском языке. Эту речь о прошлой
тяжкой жизни народов Западной Украины
под гнетом польской шляхты, о безгранич-
ной радости освобождения, принесенного
хоблестной Рабоче-Крестьянской Красной
Армией, о непоколебимой уверенности’ в
светлом будущем народов Западной Украи-
ны депутаты и гости слушали с глубо-
чайшим волнением.

Первые слова свободных народов Запад-
ной Украины, сказанные на Народном Со-
брании во Львове, были словами благодар-
ности’ народам Великого Советского Союза,
любимому вождю и. вдохновителю освобож-
дения народов Западной Украины и Запад-
ной Белоруссии от рабства и угнетения
польских панов-——товарищу Сталину.

Оратор сходит с трибуны. Председатель-
ствующий тов. Андреев приглашает членов
Полномочной Комиссии Народного Собрания
Западной Украины занять места. в зале
среди депутатов.

Сессия переходит к обсуждению заявле-
ния Полномочной ‘Комиссии Народного
Собрания Западной Украины. Слово полу-
чает член Полномочной Комиссии тов. И. Ю.
Кравчук. Присутствующие горячо встреча-
ют появление его на трибуне. Вее встают.

В своей речи, произнесенной на украин-
ском языке, тов: Кравчук рассказал о том,
какой голод, какие бедствия и страдания
испытывал народ Западной Украины в
продолжение многих лет господства поль-
ской шляхты, каким оскорблениям и из-

девательствам подвергались рабочие и
крестьянская беднота, как польские паны
и капиталисты бросали трудящихся в
тюрьмы и гнали на каторгу. Многие поли-
тические заключенные так и не вернулись
домой, погибли в тюрьмах. Польская шлях-
та уничтожала украинские школы, иско-
реняла украинское искусство, украинскую
культуру. Польская шляхта всячески изде-
валась над коммунистами.

— Но пришел день-—17 сентября 1939
года. Этот день нужно считать началом
новой страницы в истории Западной Ук-
раины,—продолжает свою речь тов. Крав-
чук.—В этот день по приказу Советского
Правительства, по указанию нашего доро-
того, любимого отца товарища Сталина, под
руководством нашего дорогого товарища
Ворошилова славная героическая Рабоче-
Крестьянская Красная Армия перешла

траницу и раз и навсегда разбила искус-

ственно созданную стену, которая разде-
ляла две родных сестры — Западную и
Восточную Украину. ‘

Охваченные радостным волнением, все
встают, и ‘торячая овация в честь
товарища Сталина, в честь советского Пра-
вительства и доблестной Ёрасной Армии
долго тремит под сводами Кремлевского
Дворца.

Тепло ветречает Сессия депутата А, А.
Boromonbua — президента Академии Наук
УССР. Обращаясь в членам Полномочной
Комиссии Народного Собрания Западной
Украины виднейший советский ученый го-
верит о свозм счастьи приветствовать из-
бранников освобожденного народа © трибу-
ны Верховного Совета СССР.

Слово предоставляется члену Полномоч-
ной Украины тов. Н. 0. Студинскому. Де-
путаты Верховного Совета СССР” горячо
приветствуют старейшего депутата Народ-
ного Собрания, профессора . Львовского
университета.

Тов. Стулинский выражает уверенность,
что трудящиеся Западной Украины станут
равноправными гражданами Советской Ук-
раины и Союза Советских Социалистиче-
ских Республик. Оралор передает горячий
привет товарищу Молотову, доблестной
Красной Армии и ее вождю товарищу
Ворошилову. j

Заканчивая свою речь, тов. Студинский
восклицает: ,

— Живи и здравствуй, великий вождь
народов товарищ Сталин!

На трибуне — член Полномочной Комис-
сии Народного Собрания Западной Украи-
вы тов. Е. С. Кузьминская. Депутаты и
тости встрёчают ве продолжительными ап-
лодисментами. Она произносит речь на
пЮльоком языке.

Она передает Верховному Совету CCCP
и в его лице всем народам СОСР, Советскому
Правительству и Красной Армии сердеч-
ную блатодарность народов Западной Ук-
раины. Она, горячо приветствует товариша
Сталина и благодарит за освобождение на-
родов Западной Украины от гнета поль-
ских панов, помещиков и капиталистов.

Выступивший затем депутат А; Е. Кор-
нейчун рассказал о жизни трудящихся
Львова, rye он, украинский писатель,
побывал вместе с передовыми частями
Красной Армии. Трудно дать представление
о действительном угнетении панской Поль-
шей крестьян, рабочих. и интеллигенции
Западной Украины. В селах можно было
видеть результаты «культуры» польских
захватчиков: сожженные хаты, около них
бродят люди — не люди, а тени. Около
одной хаты прямо на земле лежала
женщина, польские офицеры отрезали ей
язык..: Так было в средние века, так было
и при владычестве польской шляхты. На
пять тысяч студентов в польских универ-
ситетах не было и пяти украинцев. Евреи
и украинцы не могли садиться вместе с
польскими студентами.

Бойцов и командиров Красной Армии
встречали во Львове, как родных братьев.
Весь народ вышел на улицы. По собствен-
ной инициативе рабочие, служащие, интел-

лигенты разбирали баррикады, построенные
польскими войсками, приводили в порядок
город. Львов в эти’ дни ликовал. Народ
праздновал свое освобождение от панского
гнета. .

Слово, получает член Полномочной Ко-
миссии Народного Собрания Западной
Украины тов. Г. В. Гаврищун. Он приехал
в Красную Москву с Карпатских гор. Тов.
Гаврищук выражает горячую  благодар-
ность героической Красной Армии, совет-
скому правительству, отцу и учителю на-
родов товарину Сталину. >

Прекрасную образную речь, неоднократ-
но прерываемую шумными аплодисментами,
произнесла член Полномочной Комиссии
Народного Собрания Западной Украины
тов. У. В. Ефимчук-Дьячук. Первое слово
от глубины сердца она посвятила товарищу
Сталину.

Заканчивая свою речь тов. Ефимчук-
Дьячук — заявляет, что великий вождь
товарищ Сталин дает трудящимся жизнь и
счастье, Она восклицает:

— Пусть долгие годы живет великий
создатель счастливой жизни товарищ
Сталин! 3

Депутат А. Я. Вышинский в своей речи
подчеркнул, что сегодня завершается вели-
кая освободительная эпопея. народов Запад-
ной Украины, эпопея, отмеченная истори-
ческой датой 17 сентября 1939 года.
В этот день могучая Рабоче-Врестьянская.
Красная Армия по приказу своей Партии
и своего Правительства пересекла грани-
цу, отделявшую от ОССР бывшее польское
государство. Красная Армия освободила на-
ролы Западной Украины и Западной Бело-
руссии от гнета польских панов и капита-
листов. 22 октября народ Западной Укра-
ины на подлинно демократических и под-
линно всенародных выборах свободно вы-
разил свою волю — вместе со всеми на-
родами Союза Советских Социалистических
Республик. бороться за победоносное строи-
тельство = социализма пд знаменем
Ленина — Сталина.

От имени правительства СССР лепутат
А. Я. Вышинский вносит на утверждение
следующее предложение:

«Верховный Совет Союза Советоких Co-
циалистических Республик, заслушав заяв-
ление Полномочной Комиссии Народного
Собрания Западной Украины, постановляет:

1. Уловлетворить просьбу Народного
Собрания Западной Украины и включить
Запалную Украину в состав Союза Совет-
ских Социалистических Республик с вос-
соединением ве с Украинской Советской
Социалистической Республикой.

2. Поручить Президиуму Верховного
Совета назначить день выборов депутатов
в Верховный Совет CCCP or Западной
Украины. :

3. Предложить Верховному Совету УССР
принять Западную Украину в состав
Украинекой Советской Социалистической
Республики. ‘

4. Просить Верховный Совет УССР
представить на рассмотрение Верховного
Совета СССР проект разграничения райо-
нов и областей межлу Украинской Совет-
‚кой Социалистической Республикюй и
Белорусской Советской Социалистической
Республикой».

Председательствующий tor. Андреев
ставит этот проект закона на голосование
раздельно по палатам. Закон 0 включении
Западной Украины в состав Союза Совет-
ских Социалистических Республик ¢ Boc-
соединением ее с Украинской Советской
Социалистической Республикой принимает-
ся обоими палатами единогласно.

В едином порыве все присутетвующие
на Сессии встают. Зал Большого Кремлев-
ского Дворца оглашаетея долг не смолка-
ющими рукоплесканиями и привететвенны-
ми возгласами в честь советского прави-
тельства, в честь товарища Молотова и
великого Сталина.

На этом заседание заканчивается. Сле-
дующее заседание внеочерелной Пятой
Сессии Верховного Совета СССР состоитея
2 ноября в 6 часов вечера. (ТАСС).

ЗНАМЕНАТЕЛЬНОЕ ЗАСЕДАНИЕ.

Нет слов, чтобы опихать вихрь востор-
та, пронесшийся под сводами Большого
зала Кремлевского дворца, когда под ку-
мачовыми полотнищами знамен в него
вошли полномочные представители Ha-
родного Собралия Заладной Украины. Они
шли вереницей, одетые в праздничные ко-
стюмы. Выстроившись перед трибуной,
они вынесли в центр огромную книгу —
историческую Декларацию Народного С0-
брания Западной Украины. На красном
переплете книги художественно исполнен
барельеф товарища Сталина. Волей народа
в Декларации записано:

«просить Верховный Совет Союза ССР
Союза Советских Социзлистических Pec-
публик, включить Заладную Украину в
состав Украинской Советской Социалисти-
ческой Республики с тем, чтобы воссое-
хинить украинский народ в едином госу-
дарстве, положить конец вежовому разоб-
щению украинского народа».

И вот он приближается, этот заветный
час осуществления чаяний и надежх на-
рода. Верховный Совет ‘CCCP слушает
заявление Полномочной Комиссии Народ-
ного Собрания Западной Украины.

На трибуне тов. Панчишин. Звучит
украинская речь.

—щ Нужен ли перевод? — спрашивает
предоелательствующий тов. Андреев.

— Нет, не нужен, — отвечают из зала
русские, узбеки, калмыки, грузины, бело-
руссы. И в этом блестящий пример бли-
зости советских людей к нашим украин-
ским братьям. Чувства и мысли, выра-
женные в заявлении Полномочной Комис-
сии, понятны каждому.

Вее представители Полномочной Комис-
сии говорили на своем богатом родном
языке Их понимали, их прерывали апло-
дисментами и овациями.

Свое первое слово,’ слово привета и

блатодарности, они обращали к человеку,

имя которого — самое близкое и дорогое,
5 человеку, который присутствует здесь

(ИЗ ЗАЛА ЗАСЕДАНИЙ СЕССИИ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР)

в зале и слушает их взволнованные ре-
чи — к великому Сталину.

В речах звучит здравица в честь главы
советского правительства, Вячеслава
Михайловича Молотова, в честь первого мар-
шала Советского Союза товарища Вороши-
лова, в честь героической Красной Армии,
освободительницы трудящихся Западной
Украины от панского ига. Это звучит го-
л06 освобожденного народа, голос людей,
озаренных светом большевистской правды.

Усилители разносят по залу речь члена
Полномочной Комиссии К. 0. Студинского.
Вот он стоит на трибуне — седой mpo-
фессор Львовского университета и юноше-
ски бодр его голос. 17 сентября 1939 года
он слушал по радио речь главы советского
правительства товарища Молотова. On
узнал 9 том, что Красная Армия идет в
Западную Украину, чтобы протянуть руку
помощи трудовому народу. Профессор рас-
сказывает, что в это время в 30 шагах от
него взорвалась польская граната. Она не
испутала его, ибо он видел перед собой
открывающееся светлое будущее.

Председательствующий тов. Андреев 0б’-
являет: слово имеет член Полномочной
Украины тов. Гавришук.

Из средних рядов партера поднимается
и медленно проходит к трибуне широко-
плечий, высокий украинец в отороченной
черным мехом киптари. На груди его
сияет пятиконечная звездочка. Это—пода-
рок наших бойцов. Она дорога ему, как
память 0 незабываемых днях встречи с
воинами Советской страны. Молодой рабо-
чий произносит с кремлевской трибуны:

— С Барпатских гор, с Западной Укра-
ины я приехал сюда, чтобы принести ве-
ликую благодарность нашей дорогой Крас-
ной Армии, нашему советскому правитель-
ству и нашему отцу и учителю товарищу
Сталину! 7

Слова его тонут в туле приветствий.

‹ Таврищук стоит на трибуне и долго апло-

дирует товарищу Сталину.

Каждый присутствующий на (Сессии
Верховного Совета сознает все величие
этого заседания. С напряженным вниха-
нием слушают депутаты речи выступаю-
щих товарищей. Волнение оратора пере-
дается всему залу. Речи членов Полномоч-
ной Украины вместе с ‘выступлениями де-
путатов Верховного Совета СССР слились
воедино, в прекрасную симфонию великого
счастья Советской стравы, братства и
дружбы народов.

Когда заместитель председателя Copnap-
кома СССР депутат Выпшинский вносит от
имени правительства Советского Союза
предложение 0б удовлетворении просьбы
Народного Собрания Западной Украины,
казалось, что сюда, в зал Кремлевского
дворца, вместились радость и ликование
всех советских людей. Казалось, что из
всех горолов и сел Западной Украины до-
носятся сюда счастливые песни освобож-
денных народов...

8 часов 50 минут. Закон о присоедине-
нии Запалной Украины к Союзу Советских
Социалистических Республик и воссоелине-
нии Западной Украины с Украинской Co-
ветской Социалистической Республикой
принят единогласно.

Пробил заветный aac! Осуществлена
вековая мечта трудящихся Западной
Украины.

Западная Украина — неот’емлемая часть
Советской страны. Трудяшиеся Западной
Украины— полноправные граждане самой
свободной, самой счастливой, самой могу-
щественной в мире страны — Советского
Союза.

Никогда не забудется, никогда не по-
меркнет в памятя этот исторический
день — 1 ноября 1939 года. i

А. СЛЕПЯНОВ.

ГЕРМАНИЯ

(БЕРЛИН, 1 ноября. (ТАСС). Германская
пресса сегодня уделяет главное внимание
докладу тов. Молотова на внеочередной
Пятой Сессии Верховного Совета СССР.
Вее утренние газеты вышли под огромны-
ми аншлагами: «Большая политическая
речь Народного Комиссара Молотова»,
«Молотов поддерживает германо-советекую
дружбу», «Цели войны. западных держав
преступны». :

Газеты выделяют крупным шрифтом те
места доклада тов. Молотова, в которых го-
ворится о германо-советской дружбе и 0б
отношении Советского Союза к войне. Гер-
манское информационное бюро отмечает,
что доклад тов. Молотова был встречен
бурными аплодисментами всех присутетвую-
щих в зале заседания,

Газета «Гамбургер Фремденблатт», ком-
ментируя доклад тов. Молотова, пишет:
«Оценка, данная Советским Союзом ны-
нешнему конфликту, не могла для нае
явиться неожиданной. Она заставит  за-
молчать тех, кто еще до последних дней
спекулировал на утверждении о непрочно-
сти дружбы между СССР и Германией Й о
кратковременном характере того поворота,
который произошел в отношениях между
цвумя крупнейшими государствами Ев-
ропы».

Германские газеты помещают большое
количество откликов. заграничной печати
на доклад тов. Молотова.

Миланский корреспондент Германского
информационного бюро отмечает, что боль-
шой внешнеполитический доклад тов.
Молотова находит широкое отражение в
итальянской печати.

Бернский корреспондент Германского ин-
формационного бюро сообщает, что швей-
царские газеты подробно передают доклад
Молотова и что 060б0е внимание привле-
кают его высказывания о германо-совет-
ских отношениях, так как за последние
недели здесь из английских источников
распространялись по этому поводу всякие
слухи. Повсюду сейчас убеждены, что тер-
мано-советское сотрудничество является
решающим фактором европейской  поли-
ТИКИ.

ЛИТВА

КАУНАС. 1 ноября. (ТАСС). Литовские
газеты поместили сегодня полный ‘текст
доклала товарища Молотова о вненгней по-
литике Советского Союза. Газеты подробно
описывают встречу депутатами Верховного
Совета товарищей Сталина, Молотова,
Ворошилова и других руководителей пар-
тии и правительства.

Доклад товарища Молотова газеты по-
местили пот заголовками: «Молотов осу-
ждает Антлию и Францию», «Не может
быть и речи о восстановлении Польши»,
«Пакты © прибалтийскими странахи укре-
пляют мир»,

БОЛГАРИЯ

СОФИЯ, 1 ноября. (ТАСС). Все болгар-
ские газеты публикуют подробную инфор-
мацию 06 открытии внеочерелной Пятой
Сессии Верховного Совета СССР. Газеты
отмечают восторженную овацию, устроен-
ную депутатами товаришам Сталину,
Молотову и другим руководителям партии
и правительства. Газеты отмечают также
горячую встречу, устроенную Сессией прел-
ставителям Западной Украины и Западной
Белоруссии. Газеты на видном месте под-
ребно излагают локлал тов. Молотова пох
болынихи заголовками: «СОСР требует
прекращения войны, которая несет опас-
ность всему миру», «Историческая речь
Молотова на Сессии Верховном Совета
CCCP», «CCCP не угрожает независимости
Финляндии», «Германия стоит 3a мир,
Англия и Франция — за войну», «CCCP
поддержит стремления к миру в Евро-
пе», «Во вчерашней речи Молотов вновь
полчеркнул политику нейтралитета СССР»,
«Лружественные отношения со всеми на-
ролами», «СССР против идеологической
войны». Все газеты помещают тюртрет
тов. Молотова. Газеты особенно подробно
излагают ту часть доклада, в которой pac-
крывается империалистический характер
начавшейся войны в Европе.

Касаясь советеко-турецких  отнотений,
газеты подчеркивают, что Турция предпоч-
ла связать свою судьбу с воюющими стра-
нами.

. Эстония

ТАЛЛИН, 1 ноября. (ТАСС). Газеты
публикуют доклад товарища Молотова Ha
первых страницах. Газеты «Уус Эсти» и
«Пявалехт» помешают портрет товарища
Молотова. Эстонские ‘газеты сопровождают
доклад крупными заголовками: «Глава co-
ветского правительства подчеркивает прин-
цип ненарушения суверенности прибалтий-
ских стран и невмешательства в их вну-
тренние дела», «Пакты о взаимопомощи
СССР с балтийскими странами являются
результатом абсолютного доверия и взаим-
ного понимания».

Комментируя отдельные положения
доклада товарища Молотова, газета «Уус
Эсти» пишет: «Особенно резко выступил
Молотов против клеветы отдельных
иностранных газет, которые уверяли, что во
время реализации пактов о взаимопомоши
будет проводиться советизация прибалтий-
ских стран. Эти заявления являются про-
вокацией и играют на руку только вратам
Советского Союза. Принципы суверенности
прибалтийских стран и невмепательства
в их внутренние дела совершенно ясно
определены в пактах о взаимопомощи».

Касаясь заявления товарища Молотова
о переговорах с Финляндией, газета пи-
шет: «Нужно надеяться, что финляндские
руководящие круги не будут орудием
третьих держав в борьбе против Советского
Союза». _ %

ЯПОНИЯ

ТОКИО, 1 ноября. (ТАСС). Японские
тазеты публикуют доклад товарища
Молотова на Сессии Верховного Совета
СССР. Особенно полчеркиваетея то место,
где. говорится о советеко-японских отноше-
ниях. Некоторые газеты посвящают докла-
ду редакционные статьи.

—Ю—ы—5“———ыы—ы—ые—ы»—»ы»—»—»—ы»—“35„_»_»—=—“.»—»—“_»_—<_»_»—_—»—»————ы——ы—ы—ы—ы——=—=—_—_Щ

АДРЕС РЕДАКЦИИ; Москва, 40, Ленинградское шоссе, улица «Правды», д. 24, 6-й этаж. ТЕЛЕФОНЫ РЕДАКЦИИ: справочный днем —
органов — Д 3-30-44; пропагавды, науки и агитации — Д 3-30-69; школ и пионеров — Л 3-30-46: рабочей железнодорожной и

\ работы — Д 3-37-28; иностранной информации — Д 3-36-26; литературы и искусств — Д 3-31-93; обзоров печати и фельетонов —

Уполномоченный Главлита` № Б—7038.

Д 3-31-95, ночзею — Д 8-30-66; се — =
служащей молодежи — Д 3-38-36. 4 ня

Д 3-35-68;

Типография газеты «Правда» имени Сталина, _

товарища; Молотова. Все газеты публикуют

доклад под заголовком:

rasera «Стокгольме Тиднинген» — «Пози-

тов. Молотова вызвал всеобщее внимание.

доклада. Атентство Ассошиэйтед Пресс пе-

трулности, связанные с перевозками».

последнее время имеет место ухулшение в

условие мира, который сласет человече-

любивые надежды всего человечества».

31-72; отделов: у
студенческой молодежи — д 3-31-92; ео oPuaKKE—Tl 1-68-

Д 3-31-97; иллюстрационный — Д. 3-30-22;

ШВЕЦИЯ

СТОЕГОЛЬМ, 1 ноября. (ТАСС). Швед-
ские газеты широко комментируют локлад

доклад, особенно выделяя те места, где
говорится о советско-финляндских отноте-
ниях. Газета «Далене Нюхетер» помещает
«Советский Союз
будет продолжать политику нейтралитета»;

пии Советского Союза значительно укре-
пились»; газета «Ню Даг» — «Речь
Молотова вносит ясность в Положение»,
«Для рабочих война означает несчастье»,
«Резкие обвинения mo адресу  прави-
тельств, Желающих продолжения воины».

США
НЬЮ-ЙОРК, 1 ноября. (ТАСС). Доклад

Еще 30 того, как тов. Молотов окончил
доклад, вечерние газеты поместили на
первых страницах выдержки из доклада
под крупными заголовками. Газета «Нью-
Йорк тайме» публикует полный текст до-
клада, который занимает пелую страницу,
и посвящает докладу большую передовую
статью. Газета «Нью-Йорк геральд три-
бюн» публикует обширные выдержки из

редало полный текст доклала.

Комментируя доклад, газета «Нью-Йорк
таймс» пишет:

«Молотов обвиняет Англию и Францию
в том, Что они продолжают вести бесемыюс-
ленную, неоправданную идеологическую
войну за поддержание мирового господства
и власти «правящих классов». Он заявил,
ч10 сообщения о вражлебных, намерениях
Советского Союза в отношении скандинав-
ских стран являются ложными и He COOT-
ветствуют действительности»,

Газета отмечает, что, хотя СССР про-
водит линию экономического и политиче-
ского сотрудничества с Германией и помо-
щи ей в прекращении войны, все же
Молотов цодчеркнул, что целью Советского
Союза является «продолжение политики
нейтралитета». Отмечая, что «советское
правительство, очевидно, порицает вмеша-
тельство Рузвельта», газета указывает,
310 это вмешательство привохит в усиле-
нию сопротивления Финляндии.

Газета «Джорнэл оф коммерс» (орган
леловых кругов), комментируя доклам тов.
Молотова, указывает на тост экономиче-
ского’ сотрудничества CCCP е Германией.
Отнако, заявляет газета, «некоторые не
верят в то, что Советский Союз сумеет
сделать что-либо реальное. имея в виду

Газеты «Нью-Йорк таймс» и «Джорнэл
оф ‘коммерс» отмечают, что наряду с улуч-
шением советско-германских отношений за

отношениях между Германией и Италией.
Газеты ставят, в частности, изменения в
итальянском правительстве в связь е этим
ухудшением. 4

Газета «Дейли уоркёр» помещает пол-
ный текст доклада тов. Молотова под
большим заголовком: «Молотов вылвитает

ство от всемирного побоища». Газета под-
черкивает, что «Молотов выразил миро-

АНГЛИЯ

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Вся англий-
ская печать пгироко откликается на доклад
тов. Молотова о внешней политике Совет-
ского Союза. Атентетво Рейтер разослало
газетам полный текст доклада. Газета,
«Таймс» опубликовала доклад почти цели-
ком.

Комментируя доклад тов. Молотова, га-
зеты прежде всего подчеркивают желание
СССР остаться нейтральным и воздержать-
ся от всяких действий, могущих способ-
ствовать распространению войны. Газета
«Ньюс кроникл» в передовой статье пи-
шет: «Главной была та часть доклада, где
Молотов заявил, что Россия остается ней-
тральной». Газета подчеркивает, что «за-
мечания в докладе по поводу Финляндии
и Турции, а также категорическое опро-
вержение других слухов свидетельствуют
06 антиагрессивных намерениях Советско-
ro Союза». «Речь Молотова,— пишет га-
зета, — свидетельствует ‘0 стремлении
СССР установить мир в Европе». В то же
время «Ньюс кроникл» пытается опроверг-
нуть утверждение о том, что Англия и
Франция виновны в затягивании войны.

Отмечая укрепление  советско-герман-
ской дружбы, некоторые газеты вместе с
тем указывают, что СССР намерен дер-
жаться в стороне от войны. Так, газета
«Дейли мейл» пишет: «Россия ne соби-
рается помогать какой-либо иностранной
державе, Она булет помогать только Рос-

сии. Молотов сказал 06 этом совершенно
откровенно».

ФИНЛЯНДИЯ

ХЕЛЬСИНКИ, 1 ноября. (ТАСС). Вы-
ступление главы советского правительства
и Народного Комиссара Иностранных Дел
тов. Молотова здесь ожидали е большим
интересом. Доклад тов. Молотова широко
опубликован всеми газетами.

Ряд газет: «Хельсингин саномат». «Ууси
суоми» и др. продолжают возражать про-
тив соглашения с Советским Союзом. Га-
зета «Аян суунта» допускает враждебные
выпады против СССР. Характерно, что эти
газеты считают, что предание тов.
Молотовым гласности предложений, обсуж-
Тавшихся во время переговоров между обе-
ими странами, может будто бы отразить-
ся на дальнейшем ходе переговоров.

Газета, «Суомен сосиалидемокраати» в
передовой статье, посвященной докладу тов.
Молотова, пишет, что Финлянлия не жела-
ет быть вовлеченной в блок великих
держав и будет придерживаться абсолют-
ного нейтралитета. «Мы желаем устано-
вить дружественные отнощения © нашим
восточным соседом и тотовы согласиться
на некоторые меры, если убедимся в их
необходимости и если они не нарушают
нейтралитета Финляндии». Газета выража-
ет пожелание, чтобы переговоры между
СССР и Финляндией закончились успешно.

7 J ЛАТВИЯ

РИГА, 1 ноября. (ТАСС). Рижекая ть
чать уделяет болышое внимание открыв-
шейся 31, октября внеочередной Пятой
Сессии Верховного Совета СССР.и доклалу
тов. Молотова. Газета «Ритс» опубликовала
сообщение об открытии Сессии и о докладе
товарища Молотова на первой странице,
Газета особо подчеркивает те места доклада,
где товорится © взаимоотношениях СССР
с Латвией, Литвой и Эстонией и перетово-
рах между Советским Союзом и Финлян-
дией.

Тазета «Бриве Земе» опубликовала
доклад товарища Молотова под затоловком:
«Договора Советского Союза с балтийскя-
ми странами — орудие мирного, добро
седекого сотрудничества. Как Совехкий
Союз намерен ‘упорядочить откопюния с
Финляндией»:

Газеты подчеркивают возросшую pom
Советского Союза в международной поли-

ТИЕЕ-
  ФРАНЦИЯ

ПАРИЖ, 1 ноября. (ТАСС). Сегодня вся
французская печать опубликовала краткое
содержание доклада товарища Молотова.

Для французской прессы в связи с этих
докладом характерна крайняя растерян-
ность. Ряд тазет («Журналь», «Пти па-
ризъен» и др.) отмечает укрепление совет.
ско-германских отношений. Другие («0рдр»,
«Эвр») всячески пытаются доказать про-
тивоположное.

Большинство газет пытается отвести
вылвинутое тов. Молотовым в его’ докладе
обвинение Англии и Франции в империз-
листических целях войны, которая ведет-
ся с их стороны. Газеты усиленно стре-
мятся доказать, что Англия и Франция не
несут ответственности з&° нынешнюю
войну.

Пертинакс в газете «Ордр» отмечает, что
политика СССР в. данный момент вырз-
жается в «терпимом нейтралитете».

Атентство Гавас сообщает: «Иностран-
ная печать, комментируя течь Молотова,
подчеркивавт стремление СССР поддержи-
вать нейтралитет».

Военные действия

на западном фронте

ПАРИЖ, 1 ноября. (ТАСС). Атентетв
Гавас передает следующее официальное
сообщение о военных лействиях, опублико-
ванное в Париже вчера вечером: «В рам.
HO межлу реками Саар и. Мозель отмеча-
лась значительная активность: происходи-
ли вылазки и действия патрулей.

В течение многочисленных полетов фран»
цузеких самолетов 30 октября “над наши-
ми позициями был сбит германский разве-
хывалельный  двухмоторный самолет. Два
развехывательных самолета противника
были выведены из строя над германскими
позициями на фронте Caapa. Bee француз-
ские самолеты блатополучню вернулись wa
свои базы».

БЕРЛИН, 1 ноября. (ТАСС). ` Германское
информационное бюро передает следующее
сообщение верховного командования тер-
манской армии: «На запале на некоторых
участках фронта отмечается артиллерий-
ская и разведывательная деятельность, а
также незначительные действия ‘ударных
частей. 30 октября на западном фронте
и над Северным морем сбито шесть само-
летов. из них четыре английских».

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Сообщает
ся, что 31 октября в Севетном море зат-
нул английский палоход «КЖаппнмана» во-
доизмещением в 4.666 тонн. Команда па-
рохода, состоявшая из 44 человек, спасна
за исключением трех кочегаров.

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Как сообщает
атентство Рейтер, антлийское ‹ министер-
ство авиации об’явило о том, что вчез
английские истребители во Франции впер-
выю имели возможность вотутить в 6 ‹
германскими бомбалятировттикалия нах фрая-
цузокой территорией. Отин  терманскяй

скрыться из Вила.

ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС). Как сб-
щает агентство Рейтер, английское мини-
стерство авиации и адмиралтейство заяви-
ли, что утром 31 октября антлийским с4-
молетом был встречен германский самолет
вблизи берегов графства Норфольк. Пою
непродолжительного воздуптного боя, пож
ходившего на близком расстоянии, гер-
манский самолет улетел в восточном Ha
правлении.

em
БОРЬБА ЗА МИР
В АНГЛИИ
ЛОНДОН, 1 ноября. (ТАСС), Газета

«Лейли уоркер» опубликовала ряд резолю-
ций, направленных против войны и 14-
стаивающих на созыве мирной конферен-
ции. Эти резолюции были вынесены сове-
том тред-юнионов и местной. организацией
лейбористской партии в Саутпорте (траф-
ство Ланкашир). Аналогичные резолюнии
были вынесены также отделением про-
союза  деревооблелочников в Лю
(южная часть Лондона), абердинскям 0T-
делением шотландской кооперативной тиль-
дий и отделением профсоюза работих хи-
мической промышленности в Ланкастер,

На митинге в Эрисе (графство Пент)
мэр/ этого города, поддержанный 4 We
нами городского муниципалитета, выступил
против войны.

—о—-

ПРИБЫТИЕ ПОЛПРЕДА СССР

В СОФИЮ

‚ СОФИЯ, 1 поября. (ТАСС). Вчера >
Софию прибыли полпрелх СССР в Болгарии
Лаврентьев и сотрудники полпрелства. №
вокзале тов. Лаврейтьев был ветречен 39
местителем начальника протокольного 0“
дела министерства иностранных rer, вс
составом советской колонии и членами Cr
ветеко-болгарского общества, На встреч
присутствовало также много болгарских И
иностранных журналистов.

Re RENNER SSE HELEN Чивнклиынннйй

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

крестьянской молодежи — Д BT BR pe rh ze

писем — Д 3-31-63; отдел об’явлений — 13

0: Ф ководящих комсомольских   4
у изкультуры, спорт военной “4
-B0-12. Уры, рта и e 4

Изд. № 1079.

<<

бомбардировщик был сбит, второй yer