1943 г., № 223 (9359)

PST

Br at.

по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков И
ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям,

( злолеяниях немецко-фашистских захватчиков в городе Орле и

(Окончание. Начало см. на 1-й стр.). ,

Начальник лагеря майор Гофман изби-
вал военнопленных и заставлял истощён-
ных от голода выполнять тяжёлые физи-
ческие работы в каменных карьерах и по
разгрузке снарядов. У военнопленных
были отобраны сапоги и ботинки и выда-
ны деревянные колодки. В зимнее время
колодки делались скользкими и при ходь-
бе, в особенности при под’ме на второй
пли третий этажи, пленные падали на
лестницах и получали увечья. ;

Врач ‚ Пветков У. И.. находивигийся в

казание:

«За время своего пребывания в Орлов-
ском лагере отношение к военнопленным
со стороны немецкого командования моту
охарактеризовать, Kak сознательное
истребление живой силы в лице военно-

пленных. Питание, содержащее максимум

700 калорий, ши тяжёлой непослльной
работе приводило к полному истощению
организма (кахекени) и вело к смерти,
при явлении голодных отёков и необрати-
мых кишечных  Тасстройств. Немецкие
врачи лагеря Купер и Бекель, несмотря
на нации категерические протесты и борь-
бу с этим массовым убийством советоких

@

Or Qs bo

ee

Чрезвычайной Государственной

Мелипинокая экспертная комиссия в

носильного труда и голода в лагере еже- ,
Чрезвычайной Государст-

дневно умирало много заключённых, в том составе; члена
числе детей и подростков. Немецкие венной Комиосии академика Н. Н. Б
фельдфебели Винклер, Штрикке и Шольц денко, главного судебно-медининекого экс-
издевались над советокими людьми; В ав-  перта фронта, полковника медицинской
ryere 1942 года был такой случай: че- службы И. Ф. Огаркова, врачей орловской
тырёх заключённых немцы заставили ко- больницы В. И. Рикенева, В. Н. Преобра-
пать могилу. У этой могилы они рабстре-   женоком, Н. А. Марченко, Н. Я. Сабуро-
ляли 8 цыган, расстреляли и тех четы-/ва, В. Н. Гусева и С. П. Протопопова, Эна

Бур-  .

рёх, которые копали могилу».

Главный врач психиатрической больни-

пы Кишкинка А. Х. Беляев, завхоз 3. С.

Конокотин, рабочие И. Н.
UVR сообщили:

провождении немецкого врача Ширмана,
пришли в психиатрическую больницу и за-
явили, что больница закрывается, а боль-
ные вывозятся в тыл, в Белоруссию. 3а-
явление Ширмана подтвердил гарнизонный
неменюий врач Эрлих. Воех больных нем-
цы силой посадили в автомашины, уло-
жили больничное бельё, посуду, продук-
ты питания и отправили в сторону дерев-
ни Некрасово и там больных расстреляли».

Немцам понадобилось произвести иепы-
тание противоипритного препарата. Вос-
пользовавиииеь тем, что орловекой кустар-

людей, утверждали, что питание вполне
уловлетворительно. Мало того, они отрица-
ли происхождение отбков у пленных Ha
почве голода и с полнейшим хладнокро-
вием относили их за счёт сердечных или
почечных явлений. В диагнозах запреша-
лось отмечать: «голодный отёк». В лаге-
ре была массовая смертность. Из общего
числа умерщвлённых 3000 человек по-
гибли в результате голодания и осложне-
ний на почве недоедания. Военнопленные
жили в ужасных, не подлающихея описа-
вито, условиях: полное отсутствие топ-
лива, воды, огромная вшивость, невероят
ная скученноеть в камерах тюрьмы — B
помещении площадью 15—20 квадратных
метров размещалось от 50 ло 80 человек.
Военнопленные умирали по 5—6 чело-
вак в камере и живые спали на MepT-
вых».

Непокорных военнопленных и активи-
стов из гражданского населения,  незави-
симо от пола и возраста, помощник Ha-
чальника лагеря капитан Матерн поме-
ал в первый корпус. Заключённые на-
зывати его «блоком смерти». Здесь их м-
рили голодом и расстреливали группами
wo 5—6 человек, по расписанию. 0
вторникам и пятницам.

«Обречённых, — показали военнонлен-
ные т.т. Левитан и Широков, — геста-
повцы выводили к месту расстрела груп-
пами и заставляли ложиться на землю
лицом вниз или ставили лицом к стене.
Расстреливали военнопленных и мирных
граждан в затылок в присутствии немеп-
кого врача Купера и 066р-ефрейтора
Лиля».

10 марта 1942 года военнонленный Ле-
витин наблюлал из окяа тюрьмы расстрел

советских граждан. «Расстрел, — говорит
он, — производился около 10 часов
30 минут утра) на обычном   Me-
сте у стенки тюремного двора. Из

первого блока были выведены шесть
девушек, олна женщина и одиннадцать
мужчин, группами по четыре человека.
Последующяе группы  расстреливались,
когда застреленные ещё бились в пред-
смертной агонии. Расстреливали. гитлероз-
ны заключённых из пистолетов в заты-
лок». i

Член Чрезвычайной Государственной
Комисойи академик. И. Н. Бурденко лично
установил систематическое истребление
военнопленных в лагере и в «лазарете»-
тюрьме, где содержались раненые краено-
армейцы. 9

«Картины. — сообщает акалемик
Н. Н. Бурденко, — которые мне прииглось
видеть, превосходят всякое воображенйе.
Радость при виде освобождённых людей
омрачалаеь тем, что на их лицах было
оцепенение. Это обстоятельство заставило
задуматься, — в чем тут дело? Очевидно, пе-
режитые страдания поставили знак тавен-
ства между жизнью и смертью. Я наблю-
дал три дня этих людей, перевязывал их.
эвакуировал — поихический ступор не
менялся. Нечто полобное в первые дни
лежало и на лицах врачей, Гибли в лате-
ре от болезней, от голода, от побоев, гиб-
ти в «лазарете»-тюрьме от заражения ран,
от сепсиса, от голода.

Гибли гражданские люди от расстрелов,
которые произволилиеь в тюремном дворе
с немецкой точностью, по расписанию —
по вторникам и пятницам, группами по
5—6 человек. Немцы вывозили осуждён-
ных также в отдалённые места, гле были

траншеи, сделанные русскими войсками
перед оставлением города, и там расетрели-
вали. Расстроелянных в городе свозили и
бросали в траншеи, преимущественно в ле-
систой местности. Казни в тюрьме совер-
шались так: мужчины ставились лицом к
стене, жандарм производил выстрел из ре-
вольвера в затылочную область.,Этим вы-
стрелом повреждались жизненные центры
и смерть наступала мгновенно. В боль-
шинстве случаев женщины ложились ли-
цом вниз на землю и жандаюм стрелял в
затылочную область. Второй 610600: груп
пу люлей загоняли в траншею п. обернув
их ляпом в одну сторону; раостреливаля
из автоматов, направляя выстрел в ту же
затылочную облаеть. В траншеях ‘обнару-
жены трупы. детей. которых, по свиде-
тельству очевидцев, закапывали живыми».

По показаниям очевидцев и свидетелей,
на кладбище около городской тюрьмы, за
время оккупации немцами Topora Орла,
было похоронено не менее 5000 военно-
пленных и мирных советских .. граждан.
Таких могил жертв немецко-фашистевих
оккупантов. в Орле и Орловской области
десятки.

Жителя Лошаковского сельсовета,
ловокото тайна. H. №. Филатов, П, М.
(блепоз. И. В. Кузьмин. 0. М. Бывшева
п Il. К. Филатов показали: «Недалеко от

деревни Некрасово находился детокий го-
родок. Заняв эту местность, гитлеровцы
организовали в горолке концентрационный
латерь для гражданского населения. От не-

ной мастерской жестяных изделий нужна
была серная киелота, начальник немецкой
хозяйственной комендатуры Шмидт пред-
ложил руководителю мастерской взять
серную кислоту со склада хозяйственной
комендатуры. Когда «кислоту» доставили
в мастерскую, У многих рабочих и, в ча-
стноети, у Ноздрунова и Черенкова нача-
лась рвота. Утром же 9. сентября вее pa-
бочие мастерской потеряли зрение и были
отправлены в городокую больницу. Там
врачи отределили у больных тяжёлое от-
равление ипритом, но принять каких-ли-
бо мер лечения они не могли, так как
немецкие власти предложили всех боль-
ных, отравленных ипритом, поместить B
немецкий лазарет. Там, в лазарете, немцы

подвергли отравленных тшательному кли-  отделений той же больницы
лабораторному исследованию,   старая

ническомгу

Дронов. В. А.

Ларионова, Н. А. Пучкова и М. П. Роман-
лагере военнопленных, дал следующее по-

«26 нюля 194% годз гестатовцы, в со-

основании показаний и результатов осви-
летельствования пострадавших Ноздрунова,
Хархардиной и Нестерова, установила, что
немецкие оккупанты отравили  ипритом
рабочих мастерской преднамеренто.

Медицинско-экспертная комиесия в co-
ставе: члена Чрезвычайной Госуларствен-
ной Комиссии ажадемика Н. Н. Бурденко.
Гларного  судебно-медицинекого эксперта
фронта, полковника И. Ф. Огаркова, Глав-
ного патолога фронта, профессора Д. Н.
Выропаева. армейского патолога, доцента
Н. В. Константиновича, армейского cy-
дебно-модицинекого эксперта, капитана
В. А. Лробышевского. и врача патолога
знатомической лаборатории, старшего дей- .
тенанта И. И. Дорохова, векрыла и ‘ис-
следовала 932 трупа, извлечённых из мо-
THI у горолекой тюрьмы, кирпичного за-
вода, в овраге деревни Некрасово, на тер-
ритории бывшего детокого городка, в Мед-
ми лоу и в лесу у деревни Малал
ать. :

Комиссия установила, что это трупы
советских граждан, расстрелянных год —
полтора тому назад. Расстрел производил-
ся на близком расстоянии огнестрельным
оружием в затылочную часть черепа. В!
частности, у деревни Некрасово, в моги-!
Tax Ha лне оврага, были обнаружены ле-
жавшие в беспорядке 72 трупа. На тру-
пах подростков и женщин обнаружены по-
лотняные белые и верые рубахи с клей-
мом «Областная психиатрическая больнт-
па». Приглашённые на место таскопок:

бывший главный врач поихиатрической
больницы Беляев, заведующий отиим из
Рябпев и

медсестра Елисеева опознали

неотнократно фотографировали их и де- одежду на трупах и подтвердили принал-

монстрировали больных немецким врачам, лежность

приезжавииим из Киева, Харькова и Одес-
сы.

её психиатрической больнице,
По одежде они опознали также тфупы

многих больных.

Установление крепсстнического режима

и увед советских граждан в немецкое рабство

Заняв город Орёл; немепко-фалиистокие!

‘оккупанты сразу же приступили к насиль-

ственному ‘утону советских людей B pad-
ство в Германию. Угон в рабство осуще-
ствлялся спениально созданной «Биржей
Труда», которую. возглавлял Леве. Его за-
местителем был Фохт и ассистентами
Мутне и План. При «Бирже Труда» был
м лагерь, возглавлял который
ох.

5 лекайбря 1941 года, в первом номере
тазеты «Речь», было опубликовано 00’-
явление, за подписью командующего 0т-
ловоким административным округом гене-

рал-майора Гаманн 0 том, что население

города Орла обязано явиться на регистра-.
пию на «Биржу Труда». Немецко-фаши-
стские поработители заставляли советских
граждан  полтисывать «трудовые обяза-
тельства». <.

Гражданка А, М. Сысоева, проживаю-
шая в гороле Орле, по улице Сакко—Ван-
цетти, дом № 48. сообщила: «За отказ
подписать «трудовое обязательство» 0
«добровольной» поездке в Германию воен-
ная комендатура арестовывала советских
граждан и держала в подвале по 3—5
суток, принуждая подписывать «трудовые
обязательства». —

За весь период. немецкого хозяйнича-
ния в городе Орле,было угнано в рабство,
только одних девушек и женщин aa!
20.000 человек. —

mac германокото пабетва толкал co-
ветских граждан на причинение себе тя-
жёлых увечий. Многие девушки и жен-

IMMHbI, He желавигие превратиться в pa-

бынь, сознательно увечили себя, лишь бы
не попасть на фантетекую каторгу. Нз-
пример, гражданка Сысоева Александра и
Ковалева Алексапдра с этой целью 0бож-
Tin себе руки серной ‘кпелотой и стали
инралидамя. Таких случаев было немало.

Только ценой жестоких страдатий и му-
чений советекие люди добывали возмож-
ность не быть утнанными в неменкое раб-
ство WIT послажными, на принудительные
работы. Уклонявшиеся от работы на нем-
пев арестовывались. направлялись в кон-
пентранионные латери. где и Тасстрели-
вались. Так. напоимер. 15 янваля 1942
гола, в Первомайском сквере, трое моло-
Tux are в возрасте от 18 до 21 гола
были повешены только за то, что
He зохотели выполнить работу на нена-
виетных врагов. _

16 января 1943 гола газета «Речь» по
этому поводу опубликовала следующее со-
od mere:

«За невыполнение приказа местного
коменданта по ежелневной явке на работу,
что является слботажем. безработные Mar-
веев Алексей. Кочергин Иван. и Ключни-
ков Луитрлй повешены 15 янзаря 1942
года. как саботажниви.

Местный комендант».

Перех. отступлением немецко-фапристевих

‘войск из города Орла военный комендант

палач Гаманн опубликовал об’явление, в
котором сказано: «Орел об’является боевой
зоной. Гражданское население должно не-
медленно покинуть город в западном на-
правлении. Покиданию города в другом на-
пзавлении будет воепрепятствовано силой
оружия. ‘Мужчины в ‘возрасте от 15 ло
55 лет. способные носить оружие, будут,
как. и раньше, задерживаться. Они е-
гут задержания только тогда, если немед-

тыл. Но советвкие патриоты, нё желая
отправляться на фалпистекую RATODTY,
скрывались и прятались где только возмож-
но. Гитлеровцы искали скрывающйхся по
домам и всех. кто им попадалея, отпразв-
ляли под конвоем в тыл. Hak хищные ‘эве-
ри. рыскали немецко-фаншистсеюте мерзав-
цы в поисках своей добычи. Жители Пят-
вицкой Слободы города Орла прятались в
пещерах, образовавииихея в каменоломнях
под обрывом правого берега реки Оки.

В районе Пятницкой слободы таких!
пещер четыре. Длина каждой из них дое-
тигает до 400—500 метров. В глубине
‘этих пещер спасались мужчины, ROHN
[ны п дети Пятницкой слободы и других
районов города.

Жители этой слободы Навозин В. А.,
Логвинов М. А., Чепелевич М. А., Кудрина
М. А., Поспепгинская Е. А., Перелыгина
 В. А.. Боев Г. Н., Клочкова Е. А.. Кожин
А. А.. Гаврилов И.. Казначеева А. Н. и
Семенов Н. J. рассказали: «Узнав. где
скрывается население. фалтистские жан-
даругы. 2 августа 1943 года, явились к
пещерам. Они потребовали, чтобы скры-
вающиеся вышли, угрожая в противном
случае взорвать пещеры. Женщины и де-
TH подчинились этому требованию, & муж-
чины отказались. Тогда фашисты в каж-
дую пещеру заложили взрывчатые Be-
щества, намереваясь завалить входы. (9-
ветские патриоты задыхались от газов,
образовавигихея веледетвие взрывов, но He
вышли, предпочитая ‘лучше погибнуть,
чем отдаться в руки гитлеровеких пала-
чей. Не добивитись успеха, фашисты уеха-
ли и на другой день, т. е. 3 августа
1943 гола. опять приехали к пещерам на
автомашанах, нагруженных  взрывчатым
веществом. С собою они привезли нееколь-
ко пленных советских военнослужащих и
под угрозой расстрела заставили их за-
клалывать авиабомбы и ящики с аммона-
лом у входа каждой пещеры. Ни слёзы
детей. ни просьбы женщин, ничто He 0с-
тановило гитлерювнев. фии взрывом заза-
лили вхолы в пещеры, но убить им Co-
ветских патриотов не удалось. Женщины
и лети раскопали зазаты и освободили
измученных советских людей». -

Чрезвычайная Государственная Комиссия

они считает ответственными за совершённые

злодеяния в городе Орле и Орловской 0-
ласти. за ‘массовые убийства невинных
мирных жителей; за убийства и истяза-
ния раненых п больных военнопленных;
за ограбление и увод в немецкое рабство
советских граждан: за разрушение колхо-
зов, деревень, сёл и городов; за расхи-
щение имущества государственных, кеопе-
ративных и общественных учреждений:
командующего 2-й немецкой танковой ал-!
мией  тенерала Шмидта, командующего
Орловским административным округом, во-.
енного коменданта города, тенерал-майота
Гаманна, а также непосредственных ис-
полнителей чудовишных преступлений: на-
чальника (Орловекего латеря военноплен-
ных майора Гофмана. помощника началь-
ника Орловского  лалеря военнопленных
катитана Матерна, гарнизонного врача
Эрлиха, немецкого врача Ширмана, не-
мецкого врача латеря военнопленных Ку-
пера, начальника Биржи труда Леве, за-
местителя начальника Биржи труда Фох-
та, начальника хозяйственной коменлату-
ры Шмидта. асвистентов Мутце и Плац,

ленно явятся в латерь военнопленных на  заведующего лагерем Биржи труда Лоха,

0э-   Казарменной улице. Каждое гражданское фельдфебелей Винклера, ПШтрикке и Шоль-

лицо, которое после наступления темноты   ца, обер-ефрейтора Диля. Все они должны
бутет, встречено на улице, будет расетре-  понести суровое наказание за своп чуло-

ляно,
майор».

Немецкие захватчики

Военный комендант Таманн генерал- вициые злодеяния, совершённые итютив

советекого народа в периот временной ок-

об’явили  всех купации  немецко-фаптистокими войсками

мужчин жителей города Орла военноплен-  освобождбнных ныне Красной Армией го-
ными и предложили им эвакуироваться в рода Орла и Орловекой области.

вительства
перевозкам оборонных и. народнохозяйст-
венных грузов награлить: ,

10.
и,

13.
14.

И:

Комиссии

государственным предприятия

Орловской области

Е

Зверства немецко-фашистских оккупантов в г. Орле. В период оккупации. города

городской тюрьмы лагерь для военнопленных

пыткам, истязаниям, расстрелам и мучительной голодной смерти.

гами в районе кирпичного завода.

трупы расстрелянных и умерших от голода.
Комиссии генерал
на 2-м и 3-м снимках) производит вместе с военными врачами и представител

Чрезвычайной Государственной

и мирных граждан, в котором томились

Орёл
тысячи советских людей, подвергавшихся
Сотни советских людей были расстреляны фашистскими извер“
На снимках слева (вверху и внизу): яма на территории лагеря, в которой были обнаружены

их сообщников. и причиненного
м и учреждениям СССР:

гитлеровцы уствоили в здании

Справа: один из корпусов лагеря, взорванный немцами при отступлении, Член

и трупов, обнаруженных в лагере и в районе кирпичного завода.

Повешенные немцами граждане города Орла Матвеев А., Кочергин И., Ключни-

ков Д. за отказ от работы на немцев. (Снято 15/8 — 1942 г.).

С

-лейтенант медицинской службы академик Н. Н. Бурденко (крайний слева
ями общественных организаций

осмотр черепов
Фото Е. Коныта. (Фотохроника ТАО0).

аною гор. в другом.
воспрепатствовано

Об’явление немецкого военного комен-
данта гор. Орёл генерал-майора Гаманн.

>

Ee

Е Указ Президиума Верховного Совета СССР

0 награждения работников Народного комиссариата речного флота СССР.

За успешное выполнение заданий Пра-
и Военного Командования и?

ОРДЕНОМ ЛЕНИНА

1. Боршевникова ‚ Николая  Платоновн-
ча -— кузнеца В. Устюгского судорем-
завода.

. Бугрова Григория Ивановича — началь.
ника Астраханского эксплоатационного

‚ участка, о *

. Вахрамова \ pana Васильевича — 3-го
штурмана парохода «Сократ».

4. Вахтурова Александра Николаевича
начальника Верхне-Волжского mapo

XOACTBA.

5. Гошева Василия Кузьмича — капитача
парохода «К. Либкнехт».

nw

w

\

6. Иванова Петра Ивановича — матроса “2
теплохода «Память Парижской Ком-
муны», :

7. Колчина Афанасия Фёдоровича — на-  23,

чальника цеха верфи им. Володар-
ского. .
8. Кривцова Аркадия Ивановича — бывш.
капитана парохода «Сократ».
Николаева Бориса Фёдоровича — се-
кретаря Вологодского обкома BKIT(5).
Орлова Дмитрия Архиповича-началь-
ника Нижне-Амурского, пароходства.
Пчельникова Петра Павловича — шки-
пера баржи № 205 Нижне-Волжского
пароходства,
Рачкова Ивана Семёновича — капита-
на парохода «И. Сталин».
Савченко Зинаиду Павлозну — kanuta-
на парохода «Астрахань».
Силанова Сергея Борисовича — боцма-
на теплохода «Память Парижской
Коммуны».

1.

9. 2.

3;

15.

16.
17.

18.

19.
20.

21,

Давыдычева

Смирнова Константина Александровн-
ча—механика-настазника Верхне-Волж-
ского пароходства.

Смирнова Константина Ефимовича —
директора завода им. Бутякова.
Сроговиза Исаака Израильевича — ку-
знеца Саратовского судоремзавода.
Харитонова Гавриила Владимирови-
Ya — заместителя народного комиссара
речного флота СССР.

Чащиву Александру Ивановну—брига-
дира’ грузчиков Рыбинской пристани:
Черных Павла Леонтьевича — коман-
дира земснаряда «Камская-б».
Чудинова Ивана Андреевича — капита-
на-наставника Н. Иртышского пароход-
ства. 5

. Шашкова Зосиму Алексеевича — Нз-
родного комиссара ‘речного \ флота
ССЕР: =:

Шеянова Николая Ивановича -— капа-

Tawa парохода «Рабочий».

ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

Баева Степана Михайловича.
Богатова Николая Михайловича — ка.

питана парохода «М. Калинин».

Ванеева Николая Васильевича -— pa-
чальника Московско-Волжско-Камско-
го управления, : .

‚ Галашина Льва Дмитриевина — капи-
тана теплохода

«Память Парижской
Коммуны».

Александра Михайлови-
ча — штурмана парохода «С. Орджо-
никидзе».

. Загрядцева Леонида Александровича—
капитана парохода «С. Орджоникидзе».

7. Подполковника Климовицкого Абрама
Зиновьевича.

8. Макарычева Николая Ивановича — К1-
питана парохода «Алтай».

9. Мишина Ивана Андреевича — капитана
парохода «Коммунистка».

10. Моталина Константина  Михайлови-
ча — капитана парохода «Грозный».
11. Семенина Василия Григорьевича =,

штурмана парохода «Грозный».
. Черевко Пантелеймона Васильевича —
заместителя Народного комиссара реч-
ного флота. _
ирекова Бориса Павловича — капи-
тана парохода «Крестьянин».

ОРДЕНОМ
ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ

1. Баринова Ивана Фроловича — началь-
ника цеха завода имени Сталина,

2. Безпоясова Василия Яковлевича—кКУЗ”
неца судоремонтных мастерских Ош-
курья. ‘

3. Белякову Апполинарию Константинов-
ну—молотобойца Вологодских мастер“
ских.

4. Бесчастнова Ивака, Михайловича Лод.

-мана теплохода «25 Октября».

5. Борисова Петра Васильевича — кочега-
ра парохода «Кустанай».

6. Брагина Алексея Михайловича — Меха- р
ника парохода «Днепр»,

7. Будылина Андрея Яковлевича — кар2-
ванного Куйбышевского завола.

8. Вершинина Дмитрия — Васильевича —
шкипера-наставника Западно-Сибирско“
го пароходства.

13.

(Продолжение следует).

\

Г J

pce

ld Л
nant
оу
Ч

tones

о
flan

ge

B
ету

On.
Teena
ipa
Bb
трех
HAI
pnnie
TARCE
МИС

ЗА

IK
tt
Ty
lh
Ht
И
у
Ra
Ta
TH
I
®
Ih

Cty
ie