Окончание речи тов. С. О. Притыцкого _

щичьих и монастырских земель, о нацио-

нализации банков и крупной промышлен-

ности.

Тесно было в том зале, где заседало На-
родное  Собрание. Так много было челове-
ческого счастья, так жадно хотели. люди
говорить, так много должен был каждый
рассказать о себе, о своей жизйи, о пред-
стоящей нашей дальнейшей работе на
благо народа, о наших задачах мирного
строительства.

-С радостью, со слезами благодарности на
глазах, бурными аплодисментами-и крикд-
ми «Ура!» мы, депутаты Народного Собра-
ния, выражали волю и желание народа,
выражали благодарность великому и род-
ному отцу — товарищу Сталину, Совет-
скому Правительству, всему Советскому
народу и нашей освободительнице Красной
Армии. (Бурные аплодисменты. Bee
встают).

Депутаты Народного Собрания пришли
е наказами своих избирателей, пришли и

‚ решили самые жизненные вопросы; так
долго волновавигие народ Западной Бело-
руесии. Это были незабываемые часы, ког-
да каждый депутат переживал радость и
гордость за свой освобожденный народ.
Белорусское Народное Собрание, как един-
ственный, полновластный хозяин и выра-
зитель воли народов Западной Белоруссии,
призвано было решить‘ прежде всего вопрос
о характере образуемой на нашей терри-
тории государственной власти.

Решая вопрос о характере власти, мы
обратились к примеру Великого Советского
Союза. Исторический опыт народов СССР
учит нае ‘тому, что ‘только Советская
власть есть подлинно народная власть, где
страной руководит сам народ, без помещи-
ков и капиталистов. (Аплодисменты).

Там, гле Советская власть, там навсегда
уничтожено наемное рабство, уничтожена
эксплоатация человека человеком, Tam,
тде. Советская власть, там Сталинской
Конституцией обеспечено право на труд,
право на отдых, право на образование,
право на материальное обеспечение в’ ста-
рости, & также — в случае болезни и по-
тери трудоспособности. Там, тде Совет-
ская власть, там сталинская забота о че-
ловеке является руководящим началом
всей жизни, и только там может итти речь
о подлинном демократизме для широких
трудящихся масс. :

Там, где Советская власть, там нет и
не может быть национального гнета и
неравенства и все народы составляют еди-
ную дружную семью. Только при Совет-
ской власти возможен невиданный расцвет
культуры всех народов. i

Пример Советского Союза и торький
опыт нашей бесправной жизни в панской
Польше убеждают нас в том, что только
Советская власть может избавить нарол
Западной Белоруссии от нужды, нищеты,
темноты и бесправия, что только Совет-
ская власть — единственная справедливая
власть во всем мире — обеспечит нам по-
литичёский, хозяйственный и культурный
расцвет, обеспечит национальное ‘развитие
всех народов Западной Белоруссии.

Вот` почему Белорусское Народное Собра-
ние, выражая волю и желание народов
Западной Белоруссии, провозгласило на
всей территории Западной Белоруссии
установление Советской власти, власти
трудящихся города и деревни, в лице (0-
ветов депутатов трудящихся.

Заправилы некоторых европейских госу-
дарств мечтают © восстановлении капита-
листического строя на территории бывшей
Польши, правительство которой обмануло
нарол и сбежало, бросив его на произвол
судьбы. От имени народов Западной  Бело-
русоии мы заявляем, что никажая другая

‚ власть, кроме Советской, нам не нужна!
За Советскую власть, за власть трулящих-
ся наш народ будет бороться ло последней
капли крови! За Советскую власть на тер-
ритории Западной Белоруссии мы готовы
отдать все, в том числе и самое ценное для
человека — нашу жизнь! (Аплодисменты).

Пусть это крепко запомнят те, кто хочет
пить наролную кровь. Их мечты не сбу-

дутся никогда-—такова воля всего наше-

то народа. ;

А сейчас. товарищи. разрешите мне за-
читать декларацию Народногоо Собрания
Запалной Белоруссии о вхожлении Западной
Белоруссии в состав Белорусской Совет-
ской Сопиалистической Республики.

«В тяжелый чае, грозивший разорением
и истреблением наллему народу, великий
Советекий Союз взял под свою защиту
жизнь и имущество населения Западной
Белоруссии. р

С помощью  непобедимой  Рабоче-Кре-
стьянской Красной Армии народы Западной
Велорусоии освободились от господетва по-
мещиков и капиталистов. Навеегда минова-
ли черные годы унижения белорусского
народа под игом польских панов, попирав-
ших элементарные права и национальное
достоинство белорусского народа.

Трудящиеся Западной Белоруссии всегда
считали себя связанными  неразрывнымя,
кровными узами со своими братьями, по-
строившими Советскую Социалистическую
Белоруссию.

Трудяшиеся Залалной Белоруссии репи-
тельно требуют воссоединения доныне рас-
члененных двух частей единого белорус-
ского народа, единой белюрусекой земли,

‚ Считая волю белорусекого народа высшим
законом, Белорусское Народное Собрание
постановляет:

просить Верховный Совет Союза Совет-
ских Социалистических Республин и Вер-
ховный Совет Белорусской Советской Со-
циалистической Республики принять Запал-
ную Белоруссию в состав Советского Союза
и Белеруссной Советской Социалистической
Республики, воссоединить белорусский на-
род в единое государство и положить тем
самым конец разобщению — белорусского
народа,

Только в составе Белорусской Советской
Социалистической Республики народ Запад-
ной Белоруссин сумеет залечить глубокие
раны, нанесенные ему лолгими голами по-
рабощения, и с помощью. великого. Совет-
ского Союза поднять и преобразовать хозяй-
ство, развить свою народную культуру. до-
стойную свободного народа, и обеспечить
расцвет благосостояния воех трудящихся
Западной Белоруссии.

> Да здравствует Белорусская Советская
Социалистическая Республика!
Да здравствует наша могучая Родина—

великий Союз Советских Социалистичееких
Рестублик!» (Продолжительные апледис-
менты).

Эта Декларация принята единогласно
всеми депутатами Народного Собрания За-
ладной Белоруссии. Она отражает волю и
желание всех трудящихся Западной Бело-
руесии. ‘ ;

(Tos. Притыцкий вручает Декларацию
председательствующему, Бурные аплодис-
менты. Все встают). . .

Товарищи депутаты Верховного Совета
СОСР! Земельный вопрос, как вам извеет-
но, это вопрос, очень волнующий воех
трудящихся Западной ‘Белоруссии. Уни-
чтожение панекого землевладения и лик-
видация на этой основе безземелья и ма-
лоземелья среди широких мае крестьян-
ства означает, что крестьянскому голоду
и нищете будет навсегда положен’ конец.
  Вот почему Народное Собрание Запал-
ной Белоруссии, руководствуясь кровными
интересами трудящихся крестьян и выра-
жая волю всех трудящихся масс, провоз-
гласило на территории Западной Белорус-
сии конфискацию без всякого выкупа всех
помещичьих и монастыреких земель, зе-
мель крупных государственных чиновни-
KOB с0 всем их живым и мертвым инвен-
тарем и усадебными постройками. Нарол-
ное Собрание в своей Декларации провоз:
гласило, ‘что вся земля с её нелрами, а
также лес» и воды являются народным
достоянием, т. е. государственной соб-
етвенностью. Народное Собрание единохуш-
но утвердило провеленное крестьянскими
комитетами отнятие панских земель и
передачу их в пользование трудящихся
крестьян.  ’Народное Собрание решило, что
землей должен пользоваться только тот,
кто на ней работает, кто сам ео обрабаты-
вает. у
° Таково решение Народного Собрания За-
падной Белоруссии по земельному вопросу.

Рабочие, крестьяне и трудовая интелли-
тенция Западной Белоруссии на своих мно-
гочисленных и многолюдных митингах и
собраниях также поставили вопрос о не-
обходимости национализировать банки и
крупную промышленность. H это вполне
понятно. Банки в руках польских поме-
щиков и капиталистов служили орудием
укрепления господства эксплоататоров и
давали им возможность наживаться 3a
счет рабочих и крестьян. Фабриканты и
заводчики бесчеловечно эксплоатировали и
грабили рабочих, разоряли ремесленников,
скупали за бесценок сырье у крестьян За-
падной Белоруссии. Наживая неисчислимые
богатства, они держали в кабале рабочий
класс. Безработица и неуверенность в зав-
трашнем дне были всегдашним уделом ра-
бочих масс Западной Белоруссии.

В целях уничтожения экеплоатации че-
ловека человеком и лишения паразитов—
фабрикантов, заводчиков и банкиров, их
nares над трудовым народом, Народное
Собрание Западной Белоруссии провозгла-
сило национализацию банков и крупной
промышленности и об’явило их всенарод-
ным достоянием, государственной собствен-
ностью. У

Так, мы, депутаты, решили и этот вол-
нующий вопрос. Это наше решение отве-
чает наказу и желанию всего народа За^
падной Белоруссии.

Многие бойцы и командиры Рабоче-
Крестьянской Красной Армии, выполняя
приказ Советского’ Правительства и
товарища Сталина, освобождая трудящихся
Западной` Белоруссии, героически погибли
в борьбе с польскими бандами. Их имена
будут вечно жить в сердцах белорусского
народа! По предложению рабочих и интел-
лигенции г, Белостока, Народное Собрание
Западной Белоруссии постановило воздвиг-
нуть в г. Белостоке памятник тероям, по-
гибшим за великое дело освобождения тру-
дящихея Западной Белоруссии. (Аплоди-
сменты).

Исторические решения Народного Собра-
ния Западной Белоруссии встретили едино-
душное одобрение всего народа Западной
Белоруссии, как решения, отвечающие его
кровным интересам.

Дорогие товарищи депутаты Верховного
Совета СССР! Народное Собрание Залад-
ной Белоруссии оказало нам большое’ дове-
рие. Оно поручило нам, членам Полномоч-
ной Комиссии Народного Собрания, от име-
ни всех трудящихся Западной Белоруссии
просить Верховный Совет Союза ССР прл-
нять Западную Белоруссию в состав Союза
Советских Социалистических Республик —
в единую, могучую семью великих и
непобедимых братских народов.

От имени всего народа Запалной Бело-
руссии мы заверяем, что сделаем все, что-
бы, по примеру наших братьев и сестер,
проживающих в Советской Белоруссии, по
примеру и с братской помощью всего Co-
ветского народа превратить в ближайшее
время нашу отсталую, разоренную Занал-
ную Белоруссию в цветущий край, в стра-
ну социалистической индустрии. Мы булем
бороться за то, чтобы завоевать на наших
свободных полях такие же высокие уро-
жаи, каких добились наши братья в Бело-
русской ССР. Мы построим новые фабрики
и заводы, создадим очаги сопиалистиче-
ской культуры и сделаем все, чтобы быть
достойными членами братской семьи наро-
дов Советского Союза. (Аплодисменты),

Мы будем строить вместе с вами, рука
06 руку, счастливую и радостную жизнь.
Мы осветим ‘электрическим светом наши
темные деревни, вепашем помещичьи зем-
ли для новых, невиданных урожаев. Мы
отдалим напгих сыновей в Красную Армию,
чтобы они с оружием в руках защищали
напти великие права. чтобы они затиша-
ли священные земли нашей соцпиалистиче-
ской родины. И, если враги социализма
задумают посятнуть на нашу землю. на
wally свободу, мы все, как один, от ма-
лого до старого встанем на защиту нашей
родины, а если потребуется, отдадим за
нее нашу жизнь. (Бурные аплодисменты).
В этом просим ac’ He сомневаться, а
искренне нам верить.

Да здравствует великая лружба наролов!

Да здравствуют освобожденные народы
Западной Белоруссии и, Западной Украины!

Да здравствует великий Союз Советских
Социалистических Республик!

Да здравствует величайший человек на-
его времени, наш друг и  освоболитель
тсварищ Сталин! (Продолжительные апло-
дисменты).

`туции,

КОМСОМОЛЬСКА

ЕВ Se ee eed

ПРАВДА

ТЕЕРИЕЕЙ НТО EE

ВЕ ЗА ое

Е

3 ноября 1939 г. № 253 (4436)

TIE See СРЫНАИ

; о  ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ПЯТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО COBETA CCCP 1-20 COSBIBA
Совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей 2 ноября 1939 гола

Наш край — Западная Белоруссия —
был лалотным краем, краем народной нуж-
ды и бесхлебипы. Он был олновременню
краем магнатекой роскоши и краем любви
к труду, хотя неоплачиваемому, краем ка-
питалистического разбоя-——грабежа. Он был
краем чудесной приролы и, несмотря на это,

пародная душа слатала безмерню грустныю
песни. 910 край контрастов, созданных
горькой историей народа. Западная Бел

руссяя была полуколонией польской бур-
жуазии, культивировавиеей еще феодально-
помещичьи традиции. Это был край с0-
циального и национального угнетения.
Примеры страшной экоплоатации me pas
искали где-либо в Индии или в Китае.
Олнако не следовало далеко ходить: рабо-
чий в Западной Белоруссии получал на
50°/%5 менышую заработную плату, чем ра-
бочий центральной Польши. Отеюда следо-
вали и все другие ограничения для тру-
дящихея Западной Белоруссии. Ялом поль-
ского шовинизма, ядом национальной роз-
ни кормили рабочий класс Западной Бело-
руссии из рук таких посредников буржуа-
зии, как ППС. Перед рабочим классом 3a-
тушевывалось самою существование Залпал-
ной Белоруссии как страны. «Нет никакой
Западной Белоруссии — есть только «Вос-
точные Кресы» -—— вот типичное выраже-

ние национальното утнетения, колониаль-
ной эксплоатадии. Г
А крестьянин белорусский? Западная

Белоруссия — на 80/0 крестьянский край.
Бесхлебица и вечная тоска по земле были
улелом основной массы белорусского кре-
стьянетва. Земля дорогая, родимая, пре-
краеная, которая `векормила нас своими
соками! А народ у нее был сиротой.

Лютый, проклятый пан-—грабитель на-
рода сделал эту землю мачехой для ее сы-
 новей. Таланты. которые тайлись в народе,
тлохли в нужде. а если и воплывали на-
верх, то были зажаты рукою пана-власти-
теля и умирали, не успев расцвести, как
подкошенные цветы, Поколения белорус-
ского народа вплоть до последнего момента
в Западной Белорусвии выделяли массы
нищих, которые шли по типичным для
нашего края шляхам, обвешенные сумами,
и бренчали на лирах, прося милостыню.
Страна была полна нащенством и народ-
ным горем. т

А трулящийея белорусский интеллитент
был настоящим нищим — без пристанитща,
теряя свои способности, которые он не мог
отлать наду, ибо ему были закрыты двери
для труда. Прозябал народный учитель,

Речь депутата тов. Н. С. Лелиной

(Речь произнесена на белорусском языке)

Союза ССР! На нашей внеочередной Пя-
той Сессии присутствует Полномочная Ко-
миссия Народного Собрания Западной Be-
лорусеии. Ha долю этих лучших людей,
избранников западно-белорусского народа,

выпала великая честь, выпал великий по-
чет — быть в Москве, в Кремле — на на-
шей Сессии Социалистического парламента.

Народ доверил своей Полномочной Ко-
миссин обратиться к нам © просьбой от
именн Белорусского Народного Собрания о
включении Западной Белоруссии в состав
Союза Советских Сопиалистических Рее-
публик и воссоединении ее с нашей Вело-
русской ССР! (Аплодисменты).

Мы, депутаты, представители свободно-
го белорусского народа, Белорусской ССР.
цветущей под солнцем Сталинской Консти-
  горячо приветствуем своих воль-
ных братьев и сестер Западной Белорус-
сии и единодушно поддерживаем просьбу
Народного Собрания Западной Белоруссии
9 включении ее в состав СССР и воссое-
динении ве с нашей БССР,

Счастливый народ Белорусской ССР,
как и весь могучий Советский народ, го-
тов принять в свою семью освободивигихея
братьев и сестер Западной Белоруссии. Мы
вчера единодушно удовлетворнаи просьбу
братьев Западной Украины, сегодня так

“Речь тов. Ф. С. Пестрак

(Поэт, деревня Саховцы, Коссовской волости, Полесской области,
Западная Белоруссия)

oi тюрьмой для трудящихся этого края.

атроном в стране земледельческой, как на-
ша, но имел работы. Для наших детей поль-
ская власть присылала польских учителей
C шовинистической установкой, чтобы
оскорблять наш народ перед ето детьми
и вытравливать из их душ то, чем наде-
лила их родная мать.

Такой быт народа мог его вести и вел
только к вымиранию.

Теперь вы поймете, дорогие товарищи,
как велика напта радость, радость нашего
народа, когда Рабоче-Крестьянекая  Ёрас-
ная Армия 17 сентября по приказу Co-
ветокого Правительства перешла границу и
освободила народ от памекого ярма, осво-
бодила навоетда. (Бурные аплодисменты).

20 тяжелых лет под панским. сапогом,
20 лет кровавой борьбы трудящихся Mace
Западной Белоруссии за евое освобожление
не прошли зря. Недаром шли в тюрьмы и
на виселицы лучшие сыны нарола. Вечно
желаемая земля перешла во руки тому,
кто на ней работает, перешла в руки кре-
стьянина. Фабрики, заводы и банки сталя
достоянием народа. Народ забитый стал
наролом побелителем, в

Народное Собрание Западной Белоруссии
уполномочилю нас передать вам, Верховно-
му Совету СССР, свою волю, волю. народа.
Белорусский народ, проголосовавший 3a
установление в стране советской власти,
хочет присоединиться к семье народов ве-
ликого Советского Союза. Он хочет по при-
меру Советских Социалистических Респуб-
лик под мудрым руководством товарища
Сталина итти по их пути, по пути conma-
листического строительства к вершинам
коммунизма. Он хочет жить и бороться
вместе со всеми народами Советекого Сою-
за за расцвет и славу освобожденной стра-
ны. Он хочет вместе крепить могущество
великого Советского Союза пол солнцем
Сталинской Конституции. (Аплодисменты).
Народ Западной Белоруссии через своих
избранников просит Верховный Совет при-
слушаться к ем желанию и включить За-
падную Белоруссию в состав БССР, a rem
самым в состав великого Союза Советских
Социалистических Республик.

Мы привезли великую народную блатодар-
‚ность за спасение нас от панских кнутов,
от дикого террора и издевательств. За все
это всему советскому народу (бурные апло-
дисменты), его непобедимой Красной Армии
(бурные аплодисменты), ee командиру —
первому маршалу товарищу  Воропгилову
(бурные аплодисменты, Все встают), Co-
ветскому Правительству и его главе
товарищу Молотову (бурные аплодисменты.
Все встают), Коммунистической партии
(большевиков) и дорогому отцу — мудрому
вождю — товарищу Сталину’ (бурные, про-
должительные аплодисменты, переходящие
в овацию. Все встают) наш искренний,
наш теплый, наш всенародный поклон!

Да здравствуют народы Советского’ бою-

за, спаянные неразрывной денинско-
сталинской дружбой! (Бурные  аплоди-
сменты).

Да здравствует нераздельная, навеки со-
единенная Советская Белоруссия!

Да здраветвует глава Советского Прави-
тельства товарищ Молотов!

Да здравствует непобедимая доблестная
Рабоче-Крестьянская Ерасная Армия!

Да здравствует первый маршал товарищ
Ворошилов!

Да здравствует Коммунистическая Пар-
тия болыневиков!

Да здравствует вождь и друг всех тру-
дящихся великий и мудрый товарищ
Сталин! (Бурные продолжительные апло-
дисменты. Все встают).

удовлетворим просьбу

же единодушно
народов Западной Белоруссии. (Аплоди-
сменты).

Пусть они, трудящиеся Западной Бело-
русеии, вместе с нашим советским бело-
русским народом, под руководством вели-
кой партии Ленина—Сталина, под солнцем
Сталинской Конституций, с помощью всего
нашего Советского народа строят свое еча-
стье, свою жизнь, а мы им в этом помо-
жем. (Аплодисменты),

В течение долгих лет народы Западной
Белоруссии и Западной Украины ограб-
лялись польскими панами и польскими ка-
питалиетами. Национальный гнет, беспра-
вие, голод, темнота и бедность — вот что
тосподствовало в городах, местечках и де-
ревнях Западной Белоруссии, Западной
Украины.

Польское государство было самой тяже-

Польские палачи проводили гнусную по-
литику ополячивания белорусского народа,
что противоречило интересам народа, уг-
нетало свободолюбивый народ. Белоруссы
и все прочие народы непольской нацио-
нальности были лишены права на разви-
тие своей культуры, им запрещали даже
говорить на родном языке; _
Белорусские, украинские, — еврейские
школы были закрыты, разгромлены. Но
проклятым насильникам, польским панам,
не удалось за 20 лет задушить культуру
и родной язык, которым пользуется народ.
Мы с этой высокой трибуны вчера и се-
голня слушаем родной язык. народа Запад-
ной Украины и Западной Белоруссии. Тя-
жело было панам отнять у народа то, чем
живет народ, то, о чем мечтает народ. На-
щи братья в Западной Белоруссии — лю-
бимые для всех нас. Наши чувства, наши
интересы одни и те же — строить свое
народное счастье, укреплять благосостоя-
ние народа, развивать культуру и крепить
могущество социалистического государства.
Товарищи депутаты! В самый тяжелый
момент, котда шло разорение и уничто-
жение, народов Западной Белоруссии, ве-
ликий Советский Союз взял под свою 3a-
щиту жизнь и имущество населения Запад-
ной Белоруссии. Народы СССР подали сво-
им братьям и сестрам братскую руку по-
мощи и навсегда освободили трудянцихся
Западной Белоруссии из-под ига полити-
ческого, социального и национального
угнетения. Свободный белорусский народ
впервые в своей истории получил возмож-

счастливой жизнью, .
белоруссы, согретые родным отцом, люби-
мым Сталиным! (Аплодисменты). Там, где

‘Советского Сотоза;

свободным

‚русского

ность быть полноправным хозяином своей
земли, своего края, своей судьбы.

Белоруеское Народное Собрание, созван-

Hoe в Белостоке, выразило волю и жела-
ние народов Западной Белоруссии, провоз-
гласило на всей территории Западной Бело-
руссии установление Советской власти.

Мы поддерживаем и привететвуем это

решение, поскольку оно отражает интересы
ий чаяния всего наролз.

сечитали себя связанными кровными инте-
‘ресами со своими братьями, построивиими
Совемкую Белоруссию. Они единодушно
потребовали соелинить белорусский народ,
находившийся в разобщении долгие годы.

‘Мы приветствуем и поддерживаем их

желания, их решения. Идите, братья и се-
стры, к нам — в единую дружную семью,
стройте. по налиему образцу свою жизнь и

ечастье, живите такой же ралостной и
какой живем мы,

Речь тов. Fi.

великий Сталин, —— там и победа, там ве-
селье и радость, зажиточность и настоя»
шая культура для народа.

Товарищи депутаты! Только в дружной
семье Советского народа, в составе вели-
вого Советского Союза и его неогемной
части — Белорусской ССР, народ Запалной
Белоруссии сможет быстро залечить глу-
бокио раны, нанесенные долгими Tolan
тяжелой, подневольной жизни, тнета и
разорения. Только с помощью Советекого
Союз» можно будет поднять и перестроять
хозяйство, развить свою белорусскую куль-
туру, достойную вольного народа, и obec-
печить расцвет жизни всех трудящихея
Западной Белоруссии. —

Да здравствует и крепнет дружба вех
народов! т

Да здравствует наша счастливая родина!

Да здравствует наша радость; наше
счастье, нала надежда, наш родной
товарищ Сталин! (Бурные аплодисменты.
Все встают. Возгласы: «Ура товарищу
Сталину»). 4

И. Гринцевич

(Крестьянин, деревня Савино, Куренецкой волости, Верейского уезда)

$ &
Сотоза Советских Социалистических Реепу-
блик! Позвольте мне от имени всех тру-
дящихея ‘Западной Белоруссии

‚передать
вам горячий, сердечный привет.
Трудящиеся Запалной Белоруссии нака-
зали мне передать привет великому народу
величайшему учителю
и вождю трудящихся всего света, нашему
мудрому, дорогому отцу товарищу Сталину.
(Бурные, долго не смолкающие аплоди-
сменты. Все встают. Возгласы «ура»).
Товарищи. депутаты! Белоруссия иного
лет тому назад была рассечена на две
части. Западная ее часть попала в лапы
польских панов, помещиков и капитали-
стов, которые строили свое благополучие,
свое. сытое житье, набивали свой карман
за счет угнетения белорусского народа.
Польские помещики и капиталисты обла-
тали крестьянство непосильными налога-

ми. Налоги взимались за колодцы, за дво-

ры, за заборы, за удила, за доски для
Teter, 3a неуплату налогов каждый день
на белорусский народ сыпались репрес-
сии. Польские паны начали расселять кре-
стьян по хуторам, чтобы они не могли
об’единиться и выйти из неволи, Этим ca-
мым OHH пытались заглушить креетьян-
скую мечту, мечту трудящихся о полити-
ческой, экономической и национальной сво-
боде. Сборщики налогов беспощадно граби-
ли и угнетали белорусский народ. Бело-
руссу недоступно было лечение. Он не мог

учиться в школах на родном языке. On
был обязан говорить с властями не на рд-
ном, а на польском языке. Несмотря на
такое жестокое угнетение, белорусский на-
род, прячась, все же пел песни на свовх
национальном языке. Пел песни, мечтая о
своей политической и экономической He3a-
BHCHMOCTH. =

° Народ Западной Белоруссии никогда не
забудет великого дня 17-го сентября, когда
пошли слухи о том, что могучая Красная
Армия перешла границу. В сердцах бело-
руссов ожила мечта об’ освобождении. Ере-
стьяне все, как один, побросали. плуги,
бороны и пошли навстречу своим освобо-
дителям. Мы свозвали митинг, на котором
присутствовало около 1000 человек. Emo
не пришла Врасная Армия, а нз митинге
мы уже создали временный комитет. Паны
разбежались по лесам, и до прихода Ерас-
ной Армии местечком управлял временный
комитет.

Я, как депутат Западной Белоруссии и
председатель волостного крестьянского Ko-
митета, заявляю, что все население Запзд-
ной Белоруссии тотово пойти на любые
жертвы, не пощадит своей жизни, но ни-
кому не даст отнять у себя советской вла-
сти. Мы никому не отдадим нашей земли.
В этом деле нам окажут помощь народы
Великого Советского Союза.

Я прошу принять нас в родную семью
великого Союза ‘Советских Социалистиче-
ских республик. Я твердо верю, что Вер-
ховный Совет великого Советского Союза,
великая коммунистическая партия больше-
виков и великий вождь трудящихся
товарищ Сталин не откажут нам в этом.

Мы будем работать так, как работает
весь народ Советского Союза. Мы будем ра-
ботать и жить по Сталинской Конституции.

Да здравствует командующий Белорус-
ским фронтом т. Ковалев! (Аплодисменты),

Да здравствует всемогучая, непобедимая
Рабоче-Крестьянская. Красная Армия u ee
первый маршал Советского Союза тов,
Ворошилов! (Бурные аплодисменты. Все
встают).

Да здравствует председатель Совнаркома
наш любимый тов. Молотов! (Бурные апло-
дисменты, Все встают).

Да здравствует друг трудящихся всего
света наш родной, любимый отец товарищ
Сталин! (Бурные. аплодисменты, Вс
встают. Возгласы: «Ура товарищу
Сталину!»).

t

Речь тов. М. А. Турлейского

(Инженер чугунолитейного завода, в г. Ломжа)

(Речь произнесена

на польском! языке)

Так) выглядела жизнь в бывшей

CCCP! 20 дет существовало польское rocy-   Польше.

А как выглядело там народное obpase-
вание? -9то, можно охарактеризовать одной
1 млн. детей были вне школы,

дарство, государство, которое называло се-
бя независимым, которое старалось гово-
рить всем людям, что оно является свобол-
ным государством. Но это государство было
лищь для одной правитель-
ственной клики, для помешиков, для. ка-
питалистов, для высших офицеров.

Это госуларство было тюрьмой для бело-
и украинского народа, было
тюрьмой для трудящихея масс любой Ha-
циональности, проживающих в Польше.

Привелу несколько пифр из официальной
статистики. Бывший польский министр
земледелия Понятовский говорил, что‘ в

польских деревнях живет 7 млн, так на-/

зываемых ненужных людей, которым не-
чего делать, которые имеют такие кусочки
земли, что не могут на ней прокормиться,
или вообще не имеют земли. Если к этим
цифрам прибавить 1,5 млн. безработных и
1,5 млн. полубезработных в городе, кото-
рые работают по 1—2 лня в нелелю, то
станет ясным, что в панской Польше
10 млн. человек были без. работы, что 10
млн. человек голодали.

Эта огромная ` цифра творит сама за
себя, говорит 0`том, какая «свобода и не-
зависимость» была в Польше.

Вот еще ‘несколько цифр из официальной
статистики. Бывший министр юстиции по-
слелнег незадачливого польского прави-
тельства Грабовский сказал, что в Польше
в последнем году 130 тыс. людей были
приговорены судом за так называемые
«кризисные преступления», Что это за пре-
ступления? Люди, терзаемые лом и
холодом, брали с панских полей несколько
килограммов картофеля или рубили в пан-
свом лесу одно-лва дерева. И вот за эти
«преступления» WX хватали и судили
Тюрьмы в панской Польше были перепол.
нены. вот десятки тысяч людей были
заключены в концентрационные латеря
которые польские правители называли

скромно «местами отбытия принудительных

работ». Но это были настоящие концентра-
ционные лагери, где под угрозой карабин-
ных пуль люди работали в болоте по мно-

го часов в день,

цифрой:

Их нельзя было принять в школу потому,
что для них нехватало места.

этим цифрам я добавлю еще одну: в
тюрьмах Полыши томились почти 30 ты-
сяч передовых поляков, ‘украинцев, 6ел0-
PYCCOB, евреев, которые посмели поднять
знамя борьбы за правду и свободу. Быз-
ший министр Грабовский ввел особеняэ
большие строгости по отношению к эгим
политическим заключенным, чтобы сл1-
инть их физически и морально. Он разре-
шил заключенным получать из дома ЛИШЬ
по одному килограмму хлеба на две неде-
ли. А как выглядел концлагерь Картуз-
Береза — я мог убедитыкя на  примбр
своего брата. Совершенно здоровым он был
а а ОЕ оф ВОВ

(Окончание речи тов. Турлейского
см, на 3-й стр.)