^ лоруссами, евреями,

3 ноября 1939 г., № 253 (4436)

заключен в этот лагерь. А вышел оттуда
с телом, совершенно черным от ежеднев-
ных побоев. Он только четыре месяца про-
был в лагере. И за этот короткий срок
палачи изуродовали молодого’ человека. Он
непрерывно кашлял и при этом обилью
шла из легких кровь. Он чувствовал себя
‹ человеком сломанным.

Так выглядела так называемая поль-
ская свобода.

Теперь польское  госухарство перестало
существовать. В течение буквально не-
скольких дней распалось это государство.
Й эм вполне понятно. В Польше среди
трудящихся не было людей, которые дра-
лись бы 3& нее, потому что польское го-
сударство было лля них тюрьмой, потому
что Польша была для них не матерью, a
мачехой.

Те жертвы, о которых говорил товарищ
Молотов, те красноармейцы и командиры,
которые легли на полях Западной Белорус-
сии и Украины, пали от руки польского
облцерства, польской полиции, польской
охранки.

Польские рабочие, польские крестьяне,
облаченные в солдатские мундиры, весь
польский народ, вместе с украинцами, бе-
приветствовал Ёрас-
ную Армию. Он понимал, что настоящая
свобода, настоящая независимость прилет
‚ К ному вместе с прихолом Красной Армии.

Несколько слов скажу о себе. Я был,
студентом, поступил в Политехнический
институт в 1933 году. Ужасные нравы
царили там. В первый же день моего при-
хода в институт я увидел, как 40’ поль-
ских паничей, осахничьих сынков, напали
на одного студента еврея, избили ем и
раненого, без сознания оставили на улице.
У нае в институте, как и во всех инсти-
тутах Польши, был узаконон дикий поря-
дов, было узаконево средневековое «гетто»,

Речь тов. М

при котором студенты евреи могли сидеть
в самом конце зала, на ‘специально отве-
денных скамьях.

Та часть передовой молодежи, которой
Удалось, несмотря на террор, остаться в
высших учебных заведениях, боролась с
этими порядками, боролась в погромщика-
ми, защищала своих  братьев-стулентов,
евреев, белоруссов, украинцев. За эту борь-
бу нае жестоко карали. Я лично несколько
раз был избит и ранен за то, что проте-
стовал против погромов.

Такова была обстановка в высших учеб-
ных заведениях.

Теперь страшному прошлому нет воз-
врата. Наш народ сам решил свою сульбу:
22 и 28 октября он проголосовал за уста-
woe советской власти. (Аплодисмен-
ты).

Я верю, товариши, что жизнь теперь
пойдет по-другому, вольная, радостная
жизнь, что уничтожитея национальная не-
нависть, что Западная Белоруссия станет
социалистической, как и советская Бело-
руссия. (Аплодисменты).

верю, что могущественные народы
Советском Союза и его Правительство
окажут нам помошь, чтобы мы смогли бы-
стрее сравняться со всем советским наро-
дом в экономическом и культурном отно-
шениях.

Да здравствует наша освободительница,
непобелимая Красная Армия и ее желез-
ный нарком товариш Ворошилов! (Anno-
дисменты, все встают, Крики «ура»).

Да здравствует советское Правительство
и его глава товариш Молотов! (Бурные
аплодисменты. Все встают. Крики «ура»).

Да здравствует вождь трудящихся всего
мира   Ham любимый, родной товарищ
Сталин! (Бурные продолжительные апло-
дисменты, Все встают, Крики «ypa
товарищу Сталину!»).

‚ С. Бушило

(Крестьянка, деревня Бостынь, Лунннецкого уезда)
(Речь произнесена на белорусском языке)

Товарищи депутаты! Я являюсь лепутат-   теперь стали нулем. Мы жили в темноте,
кой Западной Белоруссии — Полесья. Я а теперь мы живем свободно и счастливо.
силела в тюрьме. Сын мой — Иван Jasape-  Паны уже теперь из наших рук не выр-
вич Бунгило — был брошен в муравейник   вутся.

3% то, что он — 16-летний мальчик—уча-
ствоват в политической жизни, не полчи-
нялся помещикам; сопротивлялея им. Его
3% это 2 дня терзали; лержали в муравей-
нике с тем, чтобы заставить его уйти ‘от
политической жизни. Но мы все это пере-
вюсли и перетерпели (аплодисменты).

Потом его из’ этого муравейника взял и
повели на постэрунэк (в полицейский
участок) и 2 дня били. Несмотря на боль-
myn боль и страдания, он держался. Его
хулали на 10 лет тюрьмы. Он просидел
в тюрьме 9 лет, и ‘его освободила Красная
Армия. (Бурные аплодисменты). ;

Муж иой, Лазарь Бушило, старик’ 70
лет, просилел в тюрьме 2 гола. Я, его же-
на, просидела в тюрьме один год. Сын —
Павел Йазаревич — осужден был на 1 год,
просидел 1 месяп, потом убежал из тюрь-
мы и 4 месяца жил в лесу.

Еогда началась война Германии е Поль-
шей, полиция пришла к нам в дом. и ска-
зала мне: прихоли через 2 часа на постэ-
рунэк. Там была у коменданта служанкой
беднячка. Она прибежала и сказала: не холи
на постэрунэк, булешь сослана, бросай все
в ухоли, кула глаза глядят. Я оставила
‹вонх 5 малых летей и ушла в хремучий
лес, ге 4 недели питалась зеленой травой,
черникой и грибами. В лесу была ло тех
пор, пока не налетели налии соколы, наши
красные орлы, которых послал наш отец —
великий Сталин, чтобы разрушить вое эти

тюрьмы. (Бурные, долго не смолкающие
аплодисменты. Все встают, возгласы
«ура»). :

’ Товарищи депутаты! Кюгла я явилась
домой, TO летишюи бросились все мне на
шею и говорили: Мама, мама, а мы думали,
что тебя нет-—Нет, — говорю я им —мы
живем, мы будем жить и будем строить
счастливую жизнь, которую нам принесли
дорогие соколы. (Аллодисменты).

Гле же наши паны, где же наш Рыдз-
Смиглы? Вое улрали. (бмех). Гле же наш
Бек? В кусты убежал. Они были всем, a

Мы сами теперь куем свою судьбу. Мы
знаем, что ни бог, ни царь и ви терой, а
тольёо мы сами сумели взять власть своею
собственной рукой, чтобы создать новую
жизнь. (Аплодисменты).

Товарищи! Есть у нае еще попы, кото-
рые говорят: молитесь богу, хотите в цер-
ковь. Пусть они теперь сами богу молятся,
пусть сами в церковь ходят, пусть ждут
от бога рая, & У нас воссиялою солнце, ROTO-
poe взошло с востока на запал. Этим мы
обязажы нашему великому отцу, нашему
Сталину. (Аплодисменты, все встают),

Я больше не могу говорить. Я—белная
крестьянка, вся’ семья моя сидела в тюрь-
ме, мой детишки не имели ни хлеба, ни
одежды, мы только что освободились.

Нашу родную землю освободил наш отец
товарищ Сталин, и вот мы теперь находим-
ея в Москве. (Бурные аплодисменты). _

Речь депутата Н. Я. Наталевича

? (Речь произнесена ‘на белорусском языке)

Товарищи депутаты Верховного Совета!
Внеочередной Пятой Сессии Верховного С0-
вета СССР предстоит разрешить историче-
ский вопрос о принятии Западной Бело-
руссии в состав Союза Советских Социз-
листических Республик.

Не нахожу слов, чтобы передать всю
глубину волнующих чувств и любви к на-
шим единокровным братьям и сестрам 3a-
падной Белоруссии. В: вашем лице, това-
рищи, члены Полномочной Комиссии Нз-
родного Собрания, я приветствую весь ос-
вобожденный народ Западной Белоруссии.

лет тому назад было создано уродли-
вое детише Версальского договора — поль-.
ское государство. Оно было создано искус-
ственно и насильно за счет земель Запад-
ной Белоруссии и Западной Украины. В
продолжение 20 лет польские паны, как
злые коршуны, истязали и рвали тело на-
шей родной единокровной сестры Западной
Белоруссии. }

Польские паны при помощи английской
и французекой буржуазии принесли трудя-
щимся Западной Белоруссии разорение, ни-
Щету, голод, оскорбление, террор. и тюрьмы.

310 они — польские паны разделили
Польшу на две части на Польшу «А» и
Полышу «Б» с пелью беззастенчивой коло-
Ниальной эволлозтации и грабежа трудя-
щихся масс. Это они-—польекие паны уни-
WEIN все белорусские школы, уволили
и отавили без работы учителей-белоруссов
К всю честную трудящуюся ‹ интеллиген-
цию. Веками созлававшуюся культуру бе-
лорусского . нафола они втоптали в грязь.

навязывали белорусскому народу поль-

спий язык, насильно проводя ополячива-

BHG

Польекие паны считали белорусского
крестьянина холопом и скотом; Они отня-
‚ ЛИ у него лучшие Земли и отдали AX OCAT-
никам и помещикам, Они разоряли кре-

CTEAH, делали их вечными  батраками
ясновельможных князей Потоцких, Радзи-
виллов и Любомирских. Они ‘организовы-
вали еврейские погромы и на крови и ко-
стях трулящихся евреев, белоруссов и по-
ляков строили свое тосподетво. Нольекие

Е

правители сделали Польшу тюрьмой наро-
дов. Неслыханные издевательства над тру-
дящимися, массовый террор, преследования,
зресты-—вот что было . характерным для
панской Польши. Свободолюбивый белорус-
ский народ не мог мириться с таким поло-
жением. Не один раз поднимались с ору-
жием в руках белорусские рабочие и кре-
стьяне против польских панов и капита-
листов. Польская шляхта’ бросала жандар-
мов и войска против восставитих и учи-
няла жестокие расправы. Жизнь рабочих,

выставленных  кандихатов

ВНЕОЧЕРЕДНАЯ ПЯТАЯ СЕССИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР. 1-го СОЗЫВА!

Совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей 2 ноября 1939 года
Окончание речи тов. И. А. Турлейского

крестьян и интеллигенции становилась не-
выносимой. Польские правители, проводя
разбойничью политику ограбления трудя-
шихся, массовый террор, погромы; убий-
ства, этим самым вооружали трудящихся
против власти шляхты, вооружали их на
борьбу за власть Советов, за власть тру-
ляшихея, ‹ мы

Вот почему, когда непобедимая. Рабоче-
Крестьянская Ёрасная` Армия, выполняя
волю Советского Правительства и славной
партии Ленина-—Сталина, ‘волю 170-мил-
лионного великого советского народа, пе-
рёшла 17 сентября границу бывшего поль-
ского государства, то трудящиеея Западной
Белоруссии встретили ее как свою 06вобо-
дительницу, как свою любимую и родную
мать. Eel

Путь частей Рабоче-Крестьянекой Крас-
ной Армии население усыпало цветами,
встречало бойцов и командиров со слеза-
ми радости, со слезами счастья, Трудящие-
ся тут же-тотовы были вступить в ряды
Красной Армии и совместно итти на борь-
бу за свое освобождение из-под ярма поль-
ских помещиков и капиталистов.

Освобожденные народы Западной Бело-
руссии выразили свою волю через Народ-
ное Собрание. Выборы в Наролное Собра-
ние, которые были проведены 22-го октя-
бря сего года, были самые демократиче-
ские всенародные выборы. Они происходи-
ли на основе всеобщего, равного, прямого
избирательного права при тайном голосо-
вании. И

В выборах приняло участие 2.672.280
человек, или 96,71 проц, выборщиков. За
проголосовало
2.409.522 чел... или 90,67 проп. выбор-
шиков, В то время как в 1938 году при
выборах в сейм приняло участие в голо-
совании всего ‘45 проц. выборщиков.

Трулящиеся Западной Белоруссии
исторический день 22-го октября вынесли
смертный приговор ненавистной власти
польских помещиков и капиталистов. На-
родное Собрание Западной Белоруссии вы-
разило волю всех трудящихся, заявив все-
му миру о том, кто им дороже и ближе
всего и з8 какую власть они готовы бить-
ся, не жалея ни сил, ни жизни. Нарды
Западной Белоруссии заявили всему миру
0 том, ч10 им никакой другой власти,
кроме советской не нужно (бурные апло-
дисменты), что власти польских помещи-
ков и капиталистов они не желают и ви-
Korda ее на свою территорию не допустят.
Им дорога и мила Советокая власть, власть
трузящихея, и эту власть они никогда и
HH за что из овонх рук не выпустят и
никогда ее пикому не отдадут. Народы
Занадной Белоруссии проголосовали за С9-
велскую власть и эту власть установили
на своей территории. Таковы бтремления,
желания и воля трудящихся Западной
Белоруссии.

Нельзя описать - волнующую картину
заседаний Народного Собрания Запалной
Белорусии. Поэты бессильны отобразить
то, что видели и слышали на этом cobpa-
нии. Они бессильны передать чувство не-
нависти трудящихся масс к польским пра-
вителям, помещикам и капиталистам, чув-
ства великой радости и горячей любви к
Советскому Союзу, Советекому Правитель-
ству, партии Ленина—Сталина и велико-
му, мудрому, нашему отцу и учителю
теварищу Сталину. (Бурные аплодисмен-
ты. Все встают). На собрании депутаты
волновались, смеялись и плакали. Эти
слезы были слезами великого счастья и
радости, слезами благодарности  могучему
советскому народу за оказанную помощь.
Они плакали от избытка перополнивших
их великих радостных чувств.

_ Речь тов. В. А. Пырко

(Рабочий текстильной фабрики, гор. Белосток)

{Речь произнесена

Дорогие товарищи, депутаты Верховного   (аплодисменты), а мы, текстильщики, с пю-
Совета Союза Советских Социалистических   мощью Советской власти, сделаем из Бело-
Республик! Передаю вам, товарищи, сер-   стока второе Иваново, мы будем вырабаты-
дечный пролетарский привет от моих из-  вать хорошие ткани для Советского Союза.

бирателей —
(Аплодисменты

Дорогие‘ товарищи, я прошу позволить
мне в кратких словах рассказать вам о
жизни текстильщиков пох гнетом поме-
щичье-капиталистического правительства.
Рабочий лень, который доходил до 16 ча-
сов, тяжелая работа, от. которой люди
падали в обморок, большая безработица,
нужда, голод и смерть в молодом в0з-
расте-— таков был удел рабочего класса За-
падной Белоруссии. Нас, рабочих, паны не
считали за людей, называли скотиной. .

Среди рабочих польское правительство
создало мното разных желтых союзов и
союзиков, чтобы разбить единство рабочего
класса. Настоящего, пролетарского союза
польское правительство создавать нам «He
позволяло. м

Пролетариат Запахной Белоруссии, руко-
водимый коммунистической партией, остал-
ся верным великим идеям Маркса — Эн-
тельса—Ленина-— Сталина. В 1928—1933,
1933—1937 годах в Белостоке и в про-
винции происходили сильные забастовки.
Они длились по 11—13 недель. Своей
упорной забастовочной борьбой пролетари-
at показал, что он достаточно понимает,
что только сплоченная борьба рабочих
всех национальностей принесет победу над
капиталистами, создаст рабоче-крестьянское
правительство.

С рабочими, которые боролись против
тнета капиталистов и помещиков, польское
правительство жестоко расправлялось. Ра-
бочих бросали на долгие годы в тюрьмы,
в конилагери, зверски избивали. Но наш
пролетариат крепко верил, что ему засве-
тит солнце свободы, Й вот пришла добле-
стиая Красная Армия и принесла в За-
падную Белоруссию свободу, за которую
долгие годы боролся наш народ. Красная
Армия освободила нас от ужасов войны,
в которую бросили нас польские паны.
Правительство ланской Польши украло
народные леньги и трусливо сбежало за
траницу, оставив страну’ на произвол
еудьбы. Й только Красная Армия и наш
дорогой товарищ Сталин защитили нашу
ЖИЗНЬ. `

АИ торода Белостока.

Рабочие города Белостока и всей Запад-  (Все встают. Бурные, продолжительные ап-
‘ной Белоруссии поручили нам — депута-   ледисменты.. Овация в честь товарища

там — просить Правительство СССР. что-
бы нас присоединили в Советскому Soucy

в  Совета от имени трудящихся Белорусской

Народнбф Собрание Западной Белоруссии
единогласно постановило:

&) образовать Советскую власть.-в За-
падной Белоруссии;

6) воссоединить Западную Белоруссию
с Белорусской Советской Социалистиче-
ской Республикой;

в). конфисковать помещичьи и мона-
стырские земли, а также земли крупных
государственных чиновников;

г) национализировать банки и круп-
ную промышленность.

Народное Собрание полностью и до кон-
ца выполнило. волю своего народа. Страш-
ное, проклятое прошлое панской Польши
кануло в вечность. Польские правители —
насильники выброшены на задворки исто-
рии.

Английскому и французёкому  прави-
тельствам никогда ‘не удастся вернуть
польской ‘шляхте власть над белорусским
народом. Белорусский народ этого не до-
пустит. Этого не допустит и великий Co-
ветский народ, который протянул свою ру-
ку братской помощи единокровным братьям
Запалной Белоруссии и Украмны.

Вчера Верховный Совет Союза ССР по-
становил удовлетворить просьбу Полномоч-
ной Комиссии Народного Собрания Запад-
ной Украины о принятии в состав Союза
Советских Республик Западной Украины.

русеии прислали своих предотавителей в
Москву в лице Полномочной. Комиссии На-
родного Собрания. Полномочная Комиссия
передала Верховному Совету’ СССР Декла-
рацию’ © ходатайством принять Западную
Белоруссию в состав Союза Советских
Социалистических Республик © воссоеди-
нением ее с Белорусской Советской Социа-
листической Республикой. Я счастлив зая-
вить с этой почетной трибуны Верховного

Советской Социалистической Республики,
что они все, как один, рады принять
свою единокровную, родную сестру в co-
став Белорусской ССР. (Бурные  аплоди-
сменты). И ходатайствуют перед Верхов-
ным Советом Союза ССР принять Запад-
ную Белоруссию в состав Союза Советских
Социалистических Республик. :
Я не сомневаюсь в том, что Верховный
Совет удовлетворит просьбу нашей pox-
ной сестры — Западной Белоруссии и при-
мет ее, как и Западную Украину, в co-
став братской семьи народов Союза Советз
ских Социалистических Республик.
Озаряемые солнцем Сталинской Консти-
туции, трудящиеся Западной Белоруссии,
об’единенные в единую, дружную брат-
скую семью народов Великого Советского
Союза, будут жить свободно и счастливо и
под руководством нашей нёпобедимой слав-
ной партии большевиков, великого вождя
народов, друга и учителя трудящихся все-
го мира товарища Сталина, будут отдавать
все силы на строительство социалистиче-
ского общества и укрепление обороноепо-
собности и могущества родины  социа-
лизма. (Продолжительные аплодисменты).
Да здравствует и крепнет непобедимая
дружба народов Союза Советских Социа-
листических Республик! (Аплодисменты).
Слава нашей могучей и. непобедимой
Рабоче-Крестьянской Красной Армии —
освоболительнице народов Западной Бело-
руссии! (Аплодисменты).
Да здравствует Советское Правительство
и глава Правительства тов. Молотов! (Бур-
ные аплодисменты. Все встают). i
Да здравствует многие и многие годы
тений человечества, славный, мудрый наш
родной и великий Сталин! (Бурные апло-
дисменты. Все встают. Раздаются крики:
«ура!»).

на польском языке)

Мы постановили на своих собраниях
установить Советскую власть в Западной
Белоруссии и присоединиться к Великому
Союзу Советских Социалистических Рес-
публик, постановили конфисковать пюме-
щичьи, монастырокие и чиновничьи земли,
натионализировать банки и крупную про-
мышленность и передать их в руки народа.
‚ Мы знаем хорошо, что только © помощью
Великого Советского Союза мы сможем ско-
ро создать жизнь счастливую и радостную,
потому что кий Союз, Оталинская
Конституция —— это правдивая, народная
лемократия, которая охраняет права чело-
века, делает его хозяином своей жизни,

Да здравствует непобедимая Красная Ар-
мия и её вожль товарищ Вороптилов! (Все
встают. Бурные, долго не смолкающие ап-
лодисменты).

Да здравотвует глава Советското’ Прави-
тельства товарищ Молотов! (Bee встают.
Долго не смолкающие, бурные аплодисмен-
ты).

Да здравствует наш любимый учитель
и отец всего пролетариата товарищ. Оталин!

Сталина. © Bosrnace:: «fla
товарищ Сталин! Ура! Ура!»).

‘здравствует

Речь тов. А.

(Речь произнесена на

Товарищи депутаты, разрешите мне от
имени многомиллионных трудящихся масс
Западной Белоруссии передать вам ив
вашем лице, великому народу Советского
Союза сердечный, пламенный привет.
(Бурные аплодисменты).

Разрешите мне с этой высокой трибу-
ны Верховного Совета Союза ССР выра-
зить горячую благодарность великому Co-

боче-Крестьянской Красной Армии, ее же-
лезному Наркому товарищу  Ворошилову
(бурные. аплодисменты. Все встают), рол-
пому отцу, другу и учителю всех трудя-
шихея, великому Сталину (бурные -anno-
дисменты, все встают, крики «ура!») за
оказанную помощь в освобождении трудя-
maxca Западной Белоруссии от ига поме-
щиков и капиталистов.

20 лет трудящиеся Западной Белорус-

сии изнывали под сапогом ‹озверелых
польских панов. Панекая Польша предста-
Bista ©0б0й сплошную тюрьму, где люди
задыхались ‘от безземелья, от безработи-
цы; в застенках полицейских охранок, в
тюремных камерах. :
‚ Западная Белоруссия представляла
сплошную кровавую рану. Польские паны
зверски. издевались над белорусским наро-
дом,

День 17-го сентября войдет в историю
Западной Белоруссии, в историю белорус-
ского народа как великий праздник наро-
дов Западной Белоруссии. B этот лень
Рабоче-Крестьянская Красная Армия пере-
шла границу, подала братокую руку по-
мощи трудящимся Белоруссии и освободи-
ла их от экоплозтации, унижения, изде-
вательств и национального гнета. Нельзя
передать словами всего того, что пережи-
вали рабочие, крестьяне, дети, молодежь,
когда узнали, что Красная Армия перешла
границу и идет на помощь. Люди плака-
ли, люди целовались от радости, от созна-
ния того, что они будут свободными, что
не будет болыше кабалы и гнета, как это
было на протяжении 20-ти лет. ^

С приходом Рабоче-Ерестьянской Rpac-
ной Ариии крестьяне Западной Белорус-
сии получили полную политическую сво-
боду и приступили через крестьянские
комитеты в разделу помещичьих и мона-
стыроких земель,

Советское Правительство и Красная
Армия оказали нам огромную помощь в

Речь тов. А.

Товарищи депутаты Верховното Совета
Союза ССР! Позвольте мне, сыну трудо-
вого народа Западной Белоруссии.  б®д-

няку-крестьянину из курной хаты, от

имени избиралелей  Поставского уезда, &
также от имени всего народа Западной Бе-
лоруссии передать большое спасибо Совет-
скому Союзу, Верховному Совету Союза
ССР. а также всему Советокому  вароду
(аплодисменты), передать большое спасибо
всем тем, кто в критические минуты нашей
хкизни не позволил, чтобы польские паны
стерли нас © лица земли.

Большое спасибо нашей Красной Армии
№ её руководителю товарищу  Воропгилову
(бурные аплодисменты), которые в самые
тяжелые дни освободили нае от польских
хищняков и подали нам братокую руку по-
мощи.

‚ Народы Залалной Белоруссии просили ме-
ня передать горячее спасибо налиему доро-
Tomy отцу, нашему  освоболителю, нашему
учителю-— товарищу Сталину (бурные ап-
подисменты, все встают, возгласы «ура!»).

Запалная Белоруссия в течение 20 лет
жила в темноте, в горе, в гололе. Тяжелой
была судьба народа Западной Белоруссии.
Польские паны, как черные вороны, вса-
лили свой острые когти в чаши серлца, они
не давали нам читать литературу на род-
ном языке, закрывали школы, они насильно
навязывали нам польский язык. Поль-
ские паны лишали нас даже маленьких
Клочков ‘земли, HO 3aT0 они насажлали
осадниковх которые бесчеловечным  с1п0со-
бом издевались над нашим народом. Бело-
русса не считали человеком, его сравни-
вали 0 скотиной, он никогда не слышал
лучшего елова, как «быдло», «хлоп». Kpe-
стьян облагали непосильными штрафами,
налотами. Если крестьянин должен был по-
ехать на рынок и проезжал дорогой, если
крестьянин строил дом, копал колодезь, то
польская полиция всегда нахолила возмож»
ность олитрафювать крестьянина пол’ прел-
логом нарушения закона, а за неуплату

ветскому народу, его Правительству, Ра-

И. Федосюк

(Крестьянка, Кобринский уезд, Полесской области, Западная Белоруссия)

белорусском языке)

организации хозяйственной, культурной и
общественно-политической жизни в горо-
де п деревне. Трудящиеся Западной Без-
руссии уже пользуются вновь открытыми
больницами, школами, амбулаториями, 9’
которых при панской Польше не могли И
мечтать.

Товарищи депутаты! День выборов в
Народное Собрание Западной Белоруссии
был днем всеобщего ликования, всеобщето
под’ема. Трудящиеся принимали активное
участие в голосовании.

Первый раз в истории крестьянки за-
падно-белорусских деревень He Только
могли свободно голосовать, свободно выби-
рать, но могли быть избраны депутатами
Нарохного Собрания, на котором решались
вопросы исторической важности.

Избиратели лавали тверлый наказ своим
депутатам, чтобы они требовали установ-
ления Советской власти, так как Советская
власть является властью трудящихся, и
она булет защищать их интересы. Они го-
ворили, чтобы мы голосовали за присоехич
нение Западной Белоруссии к Советской
Социалистической Белоруссии, так каЕ это
будет залогом того, что проклятое прошлое
никогха не вернется. Они говорили, чтобы
мы голосовали за конфискацию  помещич
чьих и монастырских земель. Они требоваз
ли от нас, депутатов, чтобы мы голосовали
за национализацию банков и крупной проч
мышленности.

Мы, лепутаты Народного Собрания, эту
волю, этот наказ народа с честью выпол
нили. 29-го октября в Запалной Белюрус-
сии установлена Советская власть. (Бур-
ные аплодисменты).

Товарищи лепутаты! Я. как избранница
в Народное Собрание Западной Белоруссии,
как член Полномочной Вюмиссии, от имени
моих избирателей прошу дорогого и люби
мото вождя и учителя товарища Сталина»
прошу Советское Правительство в лице
товарища Молотова и вас, депутаты Вер-
ховного Совета СССР, принять Западную
Белоруссию 8 состав Союза Советских Co-
циалистических Республик (бурные апло-
дисменты, все встают, возгласы: «ура!») и
предоставить ей возможность влиться в
братскую Белорусскую Советскую Социали-
стическую Республику.

Мы, трудящиеся Запалной Белоруссии,
хотим жить по Сталинской Конституции,
какой нет равной в мире. Мы желаем
войти в великую семью наролов Советского
Союза и вместе се ними честно работать;
строить счастливую, культурную и зажич
точную жизнь, какой живут народы Co-
ветского Союза. Мы желаем вместе с Co<
ветеким народом крепить могущество 9
циалистической родины, строить социализ
стическое хозяйство.

Да здравствует великий Союз Советских
Социалистических Республик!

Да здравствует Советокое Правительство
во глаАзе © товарищем Молотовым! (Бурные
аплодисменты, все встают).

Да здраветвует Рабоче-Вуестьянская
Красная Армия и ее железный Нарком
товарищ Ворошилов! (Бурные аплодисмен-
ты, все встают, возгласы: «ура!»).

Да здравствует Всесоюзная Коммунистиз
ческая Партия (большевиков) — партия
Ленина — Сталина! (Бурные аплодисмен-
ты, все встают).

Да здравствует наш отец, друг трудя-.
щихся веето мира — наш дорогой, наш
родной товарищ Сталин! (Бурные аплодис-
менты, все встают, возгласы: «ура!»). .

С. Малевич

(Крестьянин, деревня Гули, Поставский уезд)

штрафа сажала под арест. Мы вее больше
и больше шли к нищете и разорению.

Польские паны не придумали лучшего
способа управления, как средневековый,
они лаже не брезговали торговать нами.
Вместо того, чтобы строить фабрики, за-
воды, чтобы дать нам на налией земле за-
работать кусок хлеба, они продавали нас в
соседние страны на тяжелую работу, про-

давали в буквальном смысле, так kak 32
выборку документов на право выезда 3a
границу нужно было платить польским
властям большие леньги.

17-ю сентября великий  Советоюий
Союз, родной ‘и любимый отеп трудящихся
товарищ Сталин освободили Hac OT Humes
ты, издевательства. Мы стали хозяевами,
строим счастливую зажиточную жизнь,

(Окончание речи
тов. А. С. Малевич
см. на 4-й стр.)