КОМСОМОлЛЬ

sey

CKA

Я ПРАВДА

ее: о

О работе товарища Сталина.
«од великого перелома».

10 лет тому назад, 7 ноября 1929 тт.,

в «Правде» была опубликована статья
товарища Сталина «Год великого пере-
лома».

В сжатых, как всегда, предельно ясных
3  статвя
подводила итоги величайшим завоеваниям
периода борьбы партии за социалистиче-
скую  индустриализацию и рабкрывала

сталинских формулировках эта

историческое значение этих завоеваний

для полной победы социализма. В своей
что
1929 год завершил собой одну полосу раз-
BUTHA нашей страны — полосу социали-
отнрыл
новую полосу, когда стало возможным ре-
пение труднейшей после завоевания’ вла-
сти исторической задачи пролетарской  ре-
волюции — перевод мелких  единоличных
крестьянских хозяйств Ha рельсы социа-

статье товарищ Сталин показал,

стической индустриализации и

лизма.

Великий перелом, который произошел
в 1929 г., состоял прежде всего в том, что
именно этот год дал тот решающий пово-
рот крестьянских масс в сторону колхозов,
начало массового колхозного движения,
которое обеспечило вступление страны

в полосу сплошной коллективизации и
ликвидацию на этой основе кулачества как

класса. }

«Это был глубочайший революционный
переворот, — говорится в «Кратком курсе
истории ВКП(б)», — скачок из старого
качественного состояния общества в новое
качественное состояние, равнозначный по
своим последствиям революционному пере-
Бороту в октябре 1917 года».

Товарищ Сталин в сталье -«Год. ве-
ликого перелома» подчеркивал, что 1929
год был тодом великого перелома на всех
фронтах социалистического строительства.
Перелом этот шел под знаком решительно-
го наступления социализма на `катитали-
стические элементы города и деревни, при-
чем характерная особенность этого * на-
ступления, как указывает товарищ Сталин,
состояла в том, что оно уже дало нам
ряд решающих успехов в основных обла-
стях социалистической перестройки нашего
народного. хозяйства.

Товарищ Сталин в своей исторической
статье «Год великого перелома» разбирает
далее наши достижения за истекший год
по линии хозяйственного строительства
в области повышения производительности
труда, строительства промышленности, кол-
лективизации сельского хозяйства.

Os * &

1929 rox был годом крупнейших успе-
хов в области промышленности, С особой
силой сказались в это время результаты
первых трех лет социалистической инду-
стриализации (1926, 1927, 1928 тг.).
В 1928 году вокруг плана пятилетки и ее
установок шла ожесточенная борьба с
врагами партии — троцкистами и правы-
ми. Прикрываясь воплями о «нереально-
сти планов» и ‘троцкистскими теориями
«затухающей кривой», враги боролись
против каждой цифры пятилетнего плана,
пытаясь сорвать большевистекие темпы
социалистической индустриализации.

Все это вражеское сопротивление пяти-
летке и вредительские установки необхо-
димо было разоблачить, определив основ-
ные положения пятилетнего плана в соот-
ветствии с директивами, данными ХУ с’ез-
дом партии.

ХУ! партийная конференция, собравшая-
ся в апреле 1929 г., утвердила первый
пятилетний план в его «оптимальном»
(наивысшем) варианте, как обязательном
при всяких условиях, и отвергла все «ми-
нимальные» варианты, защищаемые пра-
выми  капитулянтами.

По пятилетнему плану размер капиталь-
ных вложений во все народное хозяйство
на 1928—1933 годы определялся в 64.6
миллиарда рублей. Из них в промышлен-

” ность вместе с электрификацией намеча-

лось вложить 19 с половиной миллиардов
рублей, в транспорт—10 миллиардов. руб-
лей, в сельское хозяйство—23,2 миллиар-
да рублей. Это был грандиозный план во-
оружения промышленности и сельского
хозяйства СССР современной техникой.
Достаточно сказать, что за пять лет —
с 1923 по 1928 г. —в промышленность
вместе с электрификацией было вложено
всего 5 миллиардов рублей, а по пятилет-
нему плану предполагалось вложить 19,5
миллиарда рублей, т. е. почти в 4 раза
больше.

Половина всех капиталовложений в про-
мышленность была направлена на строи-
тельство новых предприятий, вооруженных
современной техникой. Пятилетний план
намечал утроение довоенных размеров про-
мышленной продукции к концу пятилетки.

Темпы прироста промышленной продук-
ции для первого года пятилетки (1928—
1929) намечались в 21,4 проц., факти-
чески темп прироста равнялся 24 проц.

Пятилетка предусматривала рост мате-
риального благосостояния масс, рост зара-
ботной платы, рост народного дохода. Это
был поистине «план великих работ», рас-
считанный на построение фундамента со-
цизлистической экономики, рассчитанный
на то, чтобы сомкнуть социалистическую
промышленность и сельское хозяйство
страны в одно целостное хозяйство.

Осуществление огромных исторических
задач, поставленных первым пятилетним
планом, возможно было только при усло-
вии перехода в развернутое наступление
против капиталистических элементов по
всему. фронту как в тороде, таки в де-
ревне.

Товарищ Сталин на ХУГ с’езде ВКП(б)
указывал, что основная установка партии
в данный момент состоит в переходе от
наступления социализма на отдельных
участках хозяйственного фронта к насту-
плению по всему фронту и в области про-
мышленности и в’ области сельского хо-
зяйства. ,

Первый пятилетний план, -* говорится
в «Кратком курсе истории ВЕП(б)», —
«..песмотря на. всю его грандиозность,
все же не был чем-либо неожиданным и
головокружительным для большевиков. Ou
был подготовлен всем ходом развития ин-
дустризлизации и коллективизации. Он был
подготовлен тем трудовым под’емом, кото-
рый охватил перед этим рабочих и кре-
стьян и который нашел свое выражение
в социалистичесном соревновании».

Могучий трудовой под’ем миллионных
масс трудящихся нашей страны, развер-
тывание творческой инициативы Macc,
пол’ем производительности труда — в этом
прежде всего видел товарищ Сталин важ-
нейшие достижения 1929 года, как года
великого перелома.

В начале 1929 г. по почину Ленин-
ского комсомола развернулось социалисти-
ческое соревнование mo всей стране,
являясь активным ответом Macc на план
первой пятилетки по строительству социа-
лизма. На заводе «Красный выборжец»
в Ленинграде в марте 1929 т, была opra-
низована первая комсомольская ударная
бригада. Комсомольцы вызвали на боциа-
листическое соревнование весе предприятия
Советского Союза. На Урале, в Ленинграде,
Днепропетровске, Москве, Ростове — всюду
вырастали сотни ударных бригад. i
_ХУГ партийная конференция в апреле
1929 г. приняла обращение ко всем трудя-
щимся о развертывании социалистического
соревнования. «Соревнование и пятилет-
ка, — говорилось в обращении, — нераз-
рывно связаны между собой. Под знаком
выполнения этих задач пролетариат СССР
ндет в дальнейшее наступление на клас-
совых врагов пролетарской диктатуры».

После призыва ХУ[ партийной конфе-
ренции еще шире развернулось социали-
стическое соревнование в стране.

Рабочие вступали в соревнование друг
с другом, цех соревновался с цехом, пред-
приятие с предприятием. Рождались новые
социалистические формы труда. Коллекти-
вы заводов выдвигали встречный  пром-
финилан, создавали общественный буксир
для подтягивания отстающих. Они’ не толь-
ко выполняли, но и перевыполняли наме-
ченные партией и правительством планы
сопиалистического строительства.

Изменились взгляды людей на труд.
Труд превратилея из подневольной, ка-
торжной повинности, каким он был при
капитализме, в <...дело чэсти, в дело сла-
вы, в дело доблести и геройства» (Сталин).

Проявляя исключительный героизм, ра-
бочие сокращали сроки строительства и
устанавливали на новостройках мировые
технические рекорды, не раз изумлявшие
весь мир. Поналобились тысячи, десятки
тысяч новых рабочих. Люди снимались с
мест и отправлялись на новостройки в Си-
бирь, на Урал. на Украину. в Сталинград,
в Челябинск, в Нижний-Новгород, в Ро-
сетов ит. д.

В процессе развернувшеговя по всей
стране гигантского промышленного строи-
тельства шла и огромная переделка лю-
дей. Воспитывались, создавались новые
кадры квалифицированных рабочих из вче-
рашних крестьян-единоличников, никогда
раньше не видавигих станка, не работав-
ших. на предприятии.

От уларных бригад к ударным цехам и
заводам — таковы были лозунги социали-
стического соревнования масс. Рабочие по-
давали заявления о добровольном увеличе-
нии норм выработки. В’ декабре 1929 г.
в Москве открылея первый Всесоюзный
с’езд ударников. В результате соревнова-
ния масс возник лозунг «Пятилетка в
4 года». Товарищ. Сталин писал, что

«...соревнование есть коммунистический
метод строительства социализма на основе
максимальной активности миллионных масе
трудящихся. На самом деле соревнование
есть тот рычаг, при помощи которого ра-
бочий класс призван повернуть всю хозяй-
ственную и культурную жизнь страны на
базе социализма».

Если в годы гражданской войны кажлый
коммунист, каждый трулящийся, кажлый
гражданин нашей страны,  развертывая
газету, с волнением и тревогой читал mpe-
Жжле всего сводку о положении на фронтах,
то теперь, в годы индустриализации, свод-
ка 0 ходе строительства, о выполнении
промфинплана стала одних из самых вол-
нующих документов эпохи, Подобно тому,
как в годы гражданской войны коммуни-
сты и комсомольцы шли на передовые, на
самые трулные участки фронта, таки в
годы борьбы за пятилетку коммунисты и
комсомольцы работали на самых решаю-
щих участках строительства.

С мест шли требования, заявки на новое
строительство. Украина выдвинула пред-
ложение о постройке третьего тракторного
завода: кроме Сталинградекого (СТЗ) и
Челябинского (ЧТЗ) построить Харьков-
ский (ХТЗ). Эта стройка была включена
в пятилетний план. По веей стране раз-
вернулось новое строительство. «Магнито-
строй», «Кузнецкстрой», «Травторострой»,
«Автострой», «Уралматстрой». «Комбайн
строй», «Днепрострой», «Сельхозмат-
строй», «Хибинострой» — все эти решаю-
щие стройки и много других стали дей-
ствующими предприятиями к концу первой
пятилетки.

«История еще не знала такого гигант
ского размаха ново промышленного
строительства, такого пафоса нового строи-
тельства, такого трудового героизма мил-
лионных масс рабочего клаева.

Это был подлинный трудовой под’ем ра-
бочего класса, развернувшийся на основе
сопиалистического соревнования»  ).

Говоря 06 основных чертах 1929 г. вах
года великого перелома. товариш ‘Сталин
подчеркивал, что этот перелом прежде все-
го выразилея в могучем трудовом пох’еме
масс, в решительном переломе в области
произволительности труда. Второе важней-
шее достижение 1929 года — это реше-
ние в основном проблемы накопления для
капитального строительства. 0б этом гово-
рили итоги выполнения плана первого го-
д» пятилетки. План был не только выпол-
нен, но и перевыполнен. «... оптимальный
вариант пятилетки, считающийся у бур-
жуазных писавк «недосягаемой фантасти-
кой» и приводящий в` ужас наших пра-
вых оппортуниетов (группа Бухарина),
превратился на деле в минимальный ва-
риант пятилетки».

Но решающим достижением партии в
гол великого перелома, органически нераз-
рывно связанным с двумя первыми дости-
жениями, был тот коренной поворот ceper-
няка в колхозы и начало массового колхоз-
ного ‘движения, который отличал 1929 г.
от предшествующих этапов развития,

4) «Краткий

ку
стр. 284, я

истории ВКП(б)»,

«Поворот крестьянства в сторону кол-
лективизапии начался не сразу, —говорил
товариш Сталин на XVI с’езде партии.
Он, этот поворот, и не мог начаться cpa-
зу. Правда, лозунг коллективизации был
провозглашен партией еще на ХУ с’езде.
Ho для массового поворота крестьянства в
сторону социализма недостаточно еще про-
возглашения лозунга. Для поворота тре-
буется, по’ крайней‘ мере, еще одно обетоя-
тельство, & именно, чтобы сами крестьян-
ские массы убедились в правильности про-
возглашенного лозунга и приняли его как
свой собственный лозунг» *).

Говоря о том, как полготовлялея этот
поворот, товарищ Сталин указывал на раз-
витие индустрии, поставлявшей сельскохо-
зяйственные машины и тракторы для сель-
ского хозяйства, на проведение политики
наступления на кулака, на рост сельско-
хозяйственной кооперации, рост колхозов
И совхозов, где крестьянин получал воз-
можность убедиться в силе и преимуще-
ствах новой техники. i

«Вот на; какой основе возникло то мас-
совое колхозное движение миллионов бед-
няков и середняков. которое началось во
второй половине 1929 г. и которое откры-
ло собой период великого перелома в жиз-
ни нашей страны» *).

06 этом великом переломе говорят пре-
‘Mle всето данные о росте колхозного дви-
жения в 1929—1930 годах.

- На Т октября 1928 т. в СССР было
37 тые. колхозов, в 1929 г.—57 тыс.
колхозов, в 1930 г. — 85,9 тыю. колхо-
зов. Посевная площадь колхозов, как ука-
зывал товариш Сталин в своем докладе на
XVI парте’езде, равнялась. в 1927 г.
0,8 млн. га, в 1928 г. —1,4 man. га,
B 1929 r—4.3 млн. га, в 1930 г—
не менее 36 млн. га. За 3 года колхозная
посевная площадь выросла более чем в 40
раз. Число крестьянских дворов в колхозах
составляло в 1929 г. 1 млн., в 1930 г—
6 млин.

Все эти цифры достаточно красноречиво
оворят о том, что 1929 г., особенно вто-
рая половина 1929 г., явился началом
массового колхозного движения в стране,
периодом перелома в развитии колхозного
движения. /

Товарищ Сталин писал: «Новое и решаю-
шее в нынешнем колхозном движении с0-
стоит в том, что в колхозы идут крестьяне
не отдельными группами, как это имело
место раньше, & целыми селами, волостя-
ми, районами, даже округами. А To
это значит? Это значит, что,в колхозы по-
шел середняк. В этом основа того коренно-
го перелома в развитии сельского хозяй-
ства, который составляет важнейпее до-
стижение Советской власти за истекший
год».

Оценивая причины возникновения мас-
сового колхозного движения, товарищ
Сталин подчеркивал три основных момен-
та, которые подготовили и создали этот
коренной перелом в деревне.

Небывалый успех в области колхозного
строительства об’яснялся, во-первых, пра-
вильной ленинской политикой партии, по-
литикой воспитания масс, когда крестьяне
на собственном опыте убеждались в пре-
имуществах коллективного хозяйства перед
единоличным.

Правильная политика партии обеспечи-
ла разгром как «левых», так и правых
предателей, боровшихся всеми мерами и
средствами против развития” колхозного
движения. }

Разоблачая теории 0 «BpacTaHuM  кула-
ка в социализм», партия проводила реши-
тельное наступление на кулачество, орга-
низуя поворот бедняцко-середняцких масс
к социализму.

Второй причиной под’ема колхозного
движения являлся, как указывал товарилт
Сталин, тот факт, что «...Советская власть
правильно учла растущую нужду кре-
стьянства в новом инвентаре, в новой тех-
нике...».

Постановлением правительства в июне
1929 г. были созданы машинно-трактор-
ные станции (МТС).

Огромное внечатление производили пер-
вые тракторные колонны в деревне. Кре-
стьяне бросали свою ‘работу на полях и
шли смотреть, как трактор поднимал
пашню. Товарищ Сталин писал в письме
к рабочим Сталинградекого тракторного
завода о том, что тракторы, Выпускаемые
заводом, подобны снарядам, взрывающим
старый буржуазный мир и прокладываю-
щим дорогу новому  социалистическому
укладу в деревне. —

Третья причина, об’ясняющая небыва-
лый успех в деле колхозного строительства,
заключалась в том, что <..это дело взяли
в свои руки передовые рабочие нашей
страны».

В 1928 году в деревню из города было
послано 25 тыс. передовых рабочих Мо-
сквы, Ленинграла и других крупных про-
мышленных центров страны. «Двадцати-
пятитысячники» сыграли огромную роль
в деревне.

Замечательный образ «двадцатипятиты-
сячника» вошел и в напгу совеекую ли-
тературу в лице Давыдова из книги Шоло-
хова «Поднятая целина», j

«Двадцатипятитысячники» в деревне по-
могали организовывать колхозы, еплачи-
вали бедноту, разоблачали врагов и подку-
лачников, помогали стать Ha Ноги вновь
возникающим колхозам. Партия посылала
в деревню, кроме «двадцатипятитьюячни-
ков», целую армию счетоводов, атрономов,
техников, рабочих по ремонту сельскохо-
зяйственного инвентаря ит. д. Эти проле-
тарские кадры в деревне вместе с кадрами
советской интеллитенции помогали закре-
пить тот огромный под’ем колхозного дви-
жения, который поднялся в стране во вто-
рой половине 1929 года и был подготов-
лен всей предшествующей политикой пар-
THH.

Заканчивая свою статью «Год великого
перелома» и подводя итоги проделанной
работы, товарищ Сталин писал: «Мы идем
на всех парах по пути индустриализации—

1) И. Сталин, Политический. отчет ЦК
ХУ! с’езду ВКП(б).—С6. Ленин и Сталин,
т. Ш, стр. 444—445. a

*) Там же, стр. 445,

скому упадку,

к социализму, оставляя позади напгу ве-
ковую «рассейскую» отсталость., Мы ста-
новимея страной металлической, страной
автомобилизации, страной тракторизации.
И когда посадим СССР на автомобиль, a
мужика Ha трактор, — пусть попробуют
догонять нас почтенные капиталисты, ки-
чашиеся своей . «цивилизацией». Мы еще
посмотрим, какие из стран можно будет
тогда «определить» в отсталые и какие в
перздовые». es т

Оценивая новые классовые сдвиги В
стране; исторический поворот  крестьян-
ства в сторону массовото колхозного дви-
жения, ноябрьский Пленум ЦК 1929 т. за-
писал в своем решении. о новом. истериче-
сном. этапе, в Который` вступила страна в
результате коренных сдвигов в социалисти-
ческой реконструкции сельского хозяйства,
имевиих местов 1929 г. _ 2

Страна вступала в 1929 г. в новый
исторический этап, в новую полосу своего
развития-——полосу коллективизации. Новая
полоса ставила задачу поворота в полити-
ке партии от ограничения и вытеснения
кулачества к ликвидации кулачества как
класса на основе сплошной коллективиза-
ЦИИ. .

Этот поворот был сформулирован
товарищем Сталиным в его речи на кон-
ференции аграрников-марксистов 27 дека-
бря 1929 года.

Характеризуя на ХУ[ с’езде партии пе-
риод между ХУ и ХУ[ с’ездами (1928—
1929 тг.), товарищ Сталин. указывал, что
этот период был переломным нё только’для
СССР, но и для капиталистического мира.
Но если для СССР это был перелом к ог-
ромному под’ему, то для капиталистиче-
ских стран это был перелом к экономиче-
‚когда начался разруши-
тельный для капитализма, невиданный по
своей глубине экономический кризис
1929.2. :

Расцвет СССР и «страх перед пятилет-
кой», е одной стороны, и кризис капита-
лизма, с другой стороны, должны были
вновь Усилить провокационные наскоки
империалистов на Советский Cows, ‚пове-
сти к возобновлению планов интервенции,
к новому обострению антисоветской кампа-
нии, во главе которой, как и в предше-
ствующие годы, стояли  империалисты
Англии и Франции.

В 1929 г.—в год великого перелома—

‘империалисты попытались развязать новую

интервенцию против СССР на нашей даль-
невосточной границе, но получили сокру-
тительный отпор со стороны Красной Ap-
мии.

Враги партии и народа внутри страны,
бухаринско-рыковская антипартийная груп-
па совместно с троцкистами вели контрре-
волюционную работу, устанавливая прямую
связь как с кулаком в деревне, так м с
империалистами за рубежом.

Вступая в новую полосу своего разви-
тия, решая величайшую историческую
задачу перевода индивидуальных  коесть-
янских хозяйств на фельсы коллективи-
зации, партия. разгромила правых капи-
тулянтов, троцкистов и всех предателей
рабочего. класса, сплотилась вокруг гене-
ральной линии партии, вокруг гениального
вождя и учителя товарища Сталина.

21 декабря 1929 г. вся страна и меж-
дународный пролетариат отмечали 50-ле-
тие со дня рождения товарища Сталина.

В ответ на многочисленные приветствия,
полученные в день своего пятидесятилетия,

варит Сталин писал:

«Ваши поздравления и приветствия от-
ношу на счет великой партии рабочего
класса, родившей и воспитавшей меня по
образу свогму и подобию. И именно по-
тому, что отношу их на счет нашей слав-
ной. ленинсибй партии, беру на себя сме-
лость ответить вам большевистской благо-
дарностью.

Можете не сомневаться, товарищи, что
я готов и впредь отдать делу рабочего
класса, делу пролетарской революции и
мирового коммунизма все свои силы, все
свои способности и, если понадобится, всю
свою кровь, каплю за каплей».

Празднование 50-летия
Сталина превратилось
единства,

товарища
в демонстрацию
демонстрацию сплочения всей

страны, всей партии вокруг своего мудро-

го вожля и учителя.
В год великого’ перелома люди почув-

ствовали, что нет таких крепостей, кото-‹

рых не могли бы взять большевики.
* * *

IIpomro десять лет со дня опубликова-
ния работы товарища Сталина «Год вели-

] кого перелома»: Наша страна стала за это

время неузнаваемой. Под руководством
партии Ленина-——Сталина y нас осущест-
влена в основном первая фаза коммуниз-
ма — социализм. “

Успехи социалистического строительства
3» истекшие годы и осуществление двух
сталинских пятилеток превратили нашу
страну в могучую  индустриальную держа-
ву, несмотря на все происки вралов наро-
да, стремившихся задержать поступатель-
ный ход строительства социалистического
общества.

В своей речи на открытии Всесоюзной
сельскохозяйственной выставки товарищ
Молотов подчеркнул, что колхозный строй
в деревне , одержал блестящую победу.
Теперь спустя десять лет мы имеем уже
окончательно окрепшие колхозы и безраз-
дельно` господетвующую в нашей стране
социалистическую систему сельского хо-
зяйства. Если в 1929 году в деревне
было 57 тысяч колхозов, то сейчас мы
имеем 240 тысяч колхозов, в которых
об’единено почти все крестьянство на-
шей ‘страны. 10 лет назад в деревне
было только 40 тысяч тракторов, сей-
час количество мощных тракторов в сель-
ском хозяйстве ` превышает полмиллиона.
В 1929 году газеты сообщали о выпуске
первого комбайна на заводе «Коммунар» в
Запорожье, в 1989 году на полях работа-
ло свыше 165 тысяч комбайнов, свыше
200 тысяч грузовых машин. В 1929 Году
организовывались только первые машинно-
тракторньыю станции, сейчас число МТС
достигло 6,5 тысячи,

Советский народ под руководством пар-
тии ‘Ленина -—— Сталина уверенно строит
великое здание коммунизма.

3. ГЕНКИНА.

залива, чтобы убедиться, что на финлянд-

4 ноября 1939 г. № 254 (4437)

ЕЕ

^^ консультация     ВОПРОУ 0 СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКИХ ПЕРЕГОВОРАХ

1. МИНИСТР ННОСТРАННЫХ ДЕЛ ФИНЛЯНДИИ
ПРИЗЫВАЕТ К ВОЙНЕ С СССР

ского залива против враждебных действий
со стороны третьих. государств,

Однако, вопреки здравому смыслу, неко-
торые руководители Финляндии отнюдь ye
выражают желания договориться с CCCP
об укреплении дружественных  советско-
финских отношений. Финляндекая печать,
совместно с прессой некоторых, других го.
сударств, изображает суть советских. ше.
ложений в совершенно извращенном свете,
распространяя по этому поводу всяческяь
небылицы и ‘провокации. Финляндекии
правительством был предпринят ряд чрез-
вычайных мероприятий, понятных только
в условиях страны, готовящейся к вой.
не: эвакуация городского населения, moby.
лизация запасных, перевод  прохышлен-
ности на военные нужды и т. д.

На другой же день после речи np,
Молотова, которая внесла полную ясность
в вопрос о советско-финляндеких перегово-
рах, министр иностранных дел Финляндии
г-н Эркко выступил © речью, которую
нельзя расценить иначе, как призыв к
войне с СССР. Предложение СССР о um.
ных переговорах и 0б укреплении друже-
ственных связей с Финляндией министр
об’явил покушением “Ha государственный
суверенитет Финляндии.

«Требование СССР, — утверждает гл
Эркко,— касается, якобы, отдаления тра-
ницы у Ленинграда на несколько киломе-
тров. Но, с Точки зрения Финляндии, эт—
русский империзлизм... Всему есть своя
границы. Финляндия не может пойти па
предложение Советского Союза и будет з-
щищать любыми средствами свою терр.
торию, свою неприкосновенность и незан-
CHMOCTb». ;

В заключение Эркко выступил с прямой
угрозой Советскому Союзу, заявляя, чт
он знает, на какие силы может опереться
Финляндия, какие силы ‘могут обеспечить’
нейтралитет и свободу Финляндии в случае
угрозы ее безопасности.

Точь в точь, как бывший министр Поль-
ши Бек. Как известно, он также провокз-
ционно выступал. перед’ войной Полыти с
Германией и—в результате этого—спрово-
цировал войну с Германией.

Силы, на поддержку которых надеется
г-н Эркко в ›своей борьбе против Совет-
ского Союза, известны и нам. Это те си.
лы, которые стремились разжечь пожар
войны в Европе и добились своей цели,
которые пытались и продолжают пытать-
ся, но безуспешно, втравить СССР в в}.
ну против Германии и его прибалтийских
соседей. Это те силы, которые спровоци-
ровали войну Полыпи с Германией и 33-
губили на этом Польшу, привели к унич-
тожению Польши.

Нужно признать, что лавры господина
Бека не дают спать господину Эркко..

2. ФАЛЬШИВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИГРА НЕКОТОРЫХ
ШВЕДСКИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ

Следует отметить, что Эркко не остался
одинок в своем воинственном. выступле-
нии. Аналогичная кампания поднята и
в шведекой прессе. Шведские газеты‘ ‘пи:
шут, что предложение СССР о предоста-
влении ему морской базы у северного
входа в Финский залив представляет, яко-
бы, величайшую опасность. Газета «Сток-
гольм Тиденте» заявляет, что эта морская
база будет угрожать независимости Скан-
динавии.

«Когда Молотов заявляет, —пишет газе-
та— что Советский Союз не собирается
оказывать давление на Швецию и Нор-
вегию, мы не имеем основания оспаривать
это положение. Но мы знаем также, что

За последние два месяца в отношениях
СССР ‘с прибалтийскими странами произо-
Шило значительное улучшение. Дороворы 0
взаимопомощи, заключенные между. Совет-
ским (.0030м и этими странами, обеспечи-
вают безопасность западных траниц этих
государств, содействуют развитию товаро-
обмена и пол’ему народного хозяйства
Эстонии, Латвии, Литвы. Эти договоры ис-
ходят из взаимного уважения к тосудар-
ственной, социальной и экономической
структуре другой страны и укрепляют мир-
ные, добрососелские отношения между ни-
ми. Вззимную выгоду этих соглашений
для всех договорившихся государств пыта-
ются отрицать только их общие враги, за-
интересованные в разжигании войны не
только в Западной, но и в Восточной Ев-
ропе, в особенности — на Балтийском по-
бережье. Общественное же мнение при-
балтийских стран торячо. приветствовало
заключение договоров 6’ Советским Сою-
зом, гарантирующих их мирное существо-
вание и государственную самостоятель-
ность.

Естественно, что правительство СССР
должно было обратиться с подобным пред-
ложением и к четвертой  прибалтийской
стране, граничашей с СССР, к Финляндии.
Достаточно взглянуть на карту` Финского

ской границе вопросы безопасности СССР
стоят особенно остро. . Советский Союз не
только имеет право, но и обязан прини-
мать меры к обеспечению безопасности
морских и сухопутных подступов к Ленин-
траду, население которого равно населению
Финляндии. Финляндекое правительство не
может не считаться с этими’ интересами
и правами СССР.

В своем докладе на Пятой Виёочередной
Сессии Верховного Совета СССР товарищ
Молотов сообщил депутатам Верховного Co-
вета о позиции СССР в переговорах с Фин-
ляндией. Советский Союз пошел навстречу
Финляндии во всех важнейших вопросах.
Советский Союз не настаивал на заключе-
нии пакта о взаимопомощи, поскольку фин-
ляндское правительство считало, что такой
пакт был бы несовместим е позицией аб-
солютного нейтралитета, которая связы-
вает Финляндию со скандинавскими стра-
нами. Взамен жизненно необходимой для
безопасности СССР территории на Карель-
ском перешейке и в некоторых других рай-
онах мы предложили Финляндии двойную
по размерам территорию в Советской Ka-
релии.

Предложение СССР 0 создании военно-
морской базы для советского флота у ce-
верного. входа в Финский залив соответ-
ствует интересам. не. только Советского
Союза, но и самой Финляндии, так как
полностью обеспечивает безопасность Фин-

что шведское правительство тотда, на0б-
рот, Не считало правомерным даже за-
икаться о какой-либо опасности такого по-
рядка для’ Швеции. Наоборот, шведские
политические. деятели всячески лебезили
тогда’ и пресмыкались перед царским пра-
вительством: Tlovemy же в таком случав
предложение CCCP об одной военно-мор-
ской базе у северного входа в Финский
залив вызывает теперь вопли некоторых
шведских деятелей 0б «опасности для
Скандинавии» ?

В чем тут дело?

Дело в том, что эти шведские полити-
ческие деятели выполняют в данном слу-
чае заказ своих хозяев е Запада. Некото-

ход вещей рано или поздно подготовит   рые сферы на Западе стоят против 0бес-
Te нажим», печения безопасности СССР в Финском
инистр иностранных дел Швеции   заливе. Ну, а их приказчики в Швеции

Сандлер заявил, что «если бы финны по-
шли на предоставление Союзу портов, это
означало бы конец Скандинавии».

Так говорят шведы.

Однако известно, что при царском пра-
вительстве в России Финляндия находи-
лась в полном подчинении у России, и
Россия имела в своем распоряжении ste
порты Финляндии и все ее острова, в том
числе и Аландские острова. Почему же
тогда шведские политические деятели не
товорили, не кричали об опасности такого
порядка для Скандинавии? Нам известно,

вынуждены играть фальшивую игру, чт-
бы угодить своим хозяевам.

В этом все дело.

Ну, а как мы, советские люди? Как мы
должны реагировать на эту фальшивую
игумиху?

Наш ответ прост и ясен. Мы отбросяк
к чорту всякую игру политических кар-
тежников и пойдем своей дорогой, He-
смотря ни на что. Мы обеспечим безопас-
ность. СССР, не глядя-ни на что, ломая
все и всякие препятствия на пути к цели,

(«Правда»).

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ СТИХИ

(В. И. Лебедев-Кумач, «Фронтовые песни и стихи».
газеты Украинского фронта «Красная Армия»

В городе Львове вышла книга В. И. Ле-
бедева-Кумача «Фронтовые песни и сти-
хи». Эта киига — живое свидетельство
роста советской поэзии. В ней собраны
стихи поэта, написанные им на Украин-
ском фронте под непосредственным впе-
чатлением происходивших событий. Мно-
гие из этих стихов положены на музыку
композитором Дмитрием Покрассом и рас-
певалотся бойцами Красной Армии и насе-
лением освобожденной Запалной украины,

Превосходное качество поэзии Лебедева-
Вумача — ев народность. Она заключается
не только. в простоте и ясности формы, но
и в ясности чувства и мысли. Всеми этими

Издание красноармейской
‚ гор. Львов. 1939 г., цена 40 коп.).

варем. В качестве примера можно привести
волнующее своей искренностью и поэтиче-
ской простотой стихотворение «На окраино
города»:

Старик еврей в убогом котелке
Нам молча кланялся, е улыбкой

1 приседая,
И котелок дрожал в морщинистой рукл,
И развевалась борода седая.

В ответ мы козырнули и прошли.
Идем назад — он кланяется снова,
Библейской бородой чуть не достал

качествами в полной мере наделены ии
«Фронтовые песни и стихи». Вновь улыбнулся нам и рить —
Вместе с частями Красной Армии. тов. nee

Тебедев-Кумач

Bay aa вступил на территорию
ападной Украины. Изо дня в лень на  Ч он старается? Какой чутной
страницах фронтовой газеты «Красная старик!.,

рмия» печатались его стихи и песни.
Вот почему вся книга В. Лебедева-Кумача
воспринимается как живой дневник вол-
нующих событий.

Зазвенела певучая мова,

По-иному звучит «Заповт»,

Украинское вольное слово,

Точно пташка, из клетки летит.

И боевое вольное слово поэта, выражая
радость освобожденных братьев, облетело
ьсю Западную Украину, стало близким и
хорогим спутником бойцов и командиров
Красной Армии,

Натисанные на передовой линии огня
песни и стихотворения поэта; собранные
в сборнике, отвечают требованиям взыска-
тельного читателя. Ряд стихотворений сви-
детельствует о дальнейшем развитии раз-
говорно-интонационных возможностей, свой-
ственных поэзии Лебедева-Кумача. «Нан
и Ян», «Золотился тихий вечер» и в осо-
бенноети «Бабуся», «На окраине города»
обогащают советскую поэзию новыми т6-
мами, насыщают народно-разговорным сло-

Bapyr девочка 6 огромными глазами

Е нам подошла и тихо говорит:

— «То мой есть дедушка. Он очень рад
за вами...

Он товорит,.. Он просит передать,

Uno если 6 вы хоть на день опоздали,

То был бы нам погром... Так правильно
сказать?

Н вы бы нас жлвымл пе видали...

Мы разделили радость старика
девочке тепло сказали:—Ло свидалья!
По узкой уличке шли конные войска.
Как хорошо. что мы пришли без
опозданья!

Советская поэзия в лице своего талант
ливого представителя В. И, Лебедева-
Кумача успешно сдала экзамен в боевой
оостановке, на передовой линии огня.
«Фронтовые песни и стихи» убедительно

это доказывают,
ДЖЕК АЛТАУЗЕН,