7? 4

Да здравствует ХХИ зюдовщина Великой Октябрьской
 Социалистической революций в СССР!

(Из лозунгов ЦК ВКП(б) к. ХХИ годовщине Великой Октябрьской Социалистической революций),

НОЯБРЫс
7 :

ВТОРНИК

1939 год
№256 (4439),

ЦЕНА 10 КОП.

Торжественное заседание в Большом театре 6 ноября 1939 oe Ha трибуне товарищ ‘МОЛОТОВ. В президиуме (слева направо):. товариши БУЛГАНИН, MAJIEHKOB,

Товарищи! Годовщина Октябрьской Ре-
волюции всегда давала и сегодня. снова
дает нам возможность‘ отметить крупные
успехи Советского Союза за пройденный
период. Будто под счастливой звездой ро-
дилась Советская власть, вели мы, совет-
екие люди, можем делать это в каждую
годовщину Октябрьской Революции. Но вы,
товарищи, согласитесь, что дело, конечно,

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЫ

Coe Peet tae
ЦЕНТРАЛЬНОГО

и московского
КОМИТЕТОВ

влксм

АНДРЕЕВ, ЩЕРБАКОВ,

БЕРИЯ, МИКОЯН, ШВЕРНИК, ДИМИТРОВ,
М. КАГАНОВИЧ, ШКИРЯТОВ, ВОРОШИЛОВ, БУДЕННЫЙ, СТАЛИН, ПРОНИН,  МЕХЛИС, ПОПОВ и ЧЕРНОУСОВ. Аи Фото М. КАЛАШНИКОВА.

власть буржуазии,

He в какой-то «счастливой звезде» и сов-.

сем не в помощи небес большевикам, а в
том, что со времени Октябрьской Револю-
ции народы нашей страны сбросили с себя
освободились. от гне-
тущих пут капитализма и потому стали
способны на великие дела и на чудеса
творчества новой жизни.

I.

Пути капитализма и Советский Союз

Октябрьская Революция вырвала нашу
страну из капиталистического. общества, и
с тех пор образовалось два мира: ста-
рый — мир капитализма, который охваты-
вает все капиталистические страны и под-
властные им колонии и полуколонии, и
`новый — мир социализма, рожденный Со-
ветской властью в нашей стране. Подгнив-
ший и дряхлеющий капитализм смотрит
Уже назад и явно доживает свой век. Рож-
денный Октябрьской Революцией новый
мир, набирая с каждым лнем новые силы,
все выше поднимает свою’ голову.

Капитализи живуч, хотя он находится
уже не в полосе под’ема, а в периоде свое-
го упадка. Капитализм цепляется за все,
чтобы продлить свое существование. Но
10 OH несет народам капиталистических
стран и на что он способен в наше
время?

Капитализм, собравший и сконцентриро-
вавший в руках узкой верхушки буржуаз-
ного общества огромные богатства, не лает
ий не может дать правильного пути исполь-
Зования этих богатств в интересах нарол-
ных масс, в интересах трудящихся. Накоп-
ление этих богатств в руках немногих
крупнейших капиталистов, банкиров и
денежных королей порождает лишь бешеную
вонкуренцию и борьбу за власть в господ-
ствующих классах современного капитали-
стического общества как- внутри этих
стран, так и между капиталистическими
государствами. В верхушке такого обще-
ства, тивущего погоней за новыми и но-
выми богатствами и не терпящего на’ этом
Пути никаких препятствий, могут суще-
ствовать лишь волчьи правила жизни и
общественной морали и полное пренебре-
дение ко всем и всяким интересам. широ-
ких масс трудящегося населения.

Рабочим, крестьянам и широким слоям
интеллигенции остается влачить свою долю
полуголодного существования, существова-
ния забитых и полневольных людей 603
проблеска лучшей жизни при капитализ-
\. Напротив, капитализм порождает все
Новые экономические кризисы, убийствен-
ную (езработицу в. городах, беспросветные
толоховки в деревнях, увеличение тягот на-
Пнонального и колониального ‚рабства для
Кногих сотен миллионов людей и нескон-
Чазуые кровавые войны, без которых ка-
питализм не может существовать. `Недав-
№0 еще, в годы от 1929 до 1933, капита-

листические страны пережили тягчайший
мировой экономический кризие с0 всеми

ero бедствиями, безработицей и упадком
материальной жизни народных масс горола

и деревни. Едва более или менее схлынул

этот тягчайший кризис, как с 1937 года

начался новыф экономический кризис, за-

хвативший ряд крупнейших  капиталисти-

ческих государств, вплоть до самых бога-
тых из них, как Сосдиненные Штаты Аме-
рики, Англия, Франция. Ям

Нужны ли еще доказательства, что
накопление несметных богатств верхушкой
капиталистического общества не ‘дает ни-
какого просвета к улучшению жизни. на-
родных масс. Нужны ли еще доказатель-
ства того; что внутренние дела в странах
капитализма из рук вон плохи, что здесь
естественно накопляетея недовольство В
эксплоатируемых и угнетенных массах и
подготовляются  непредотвратимые новые
взрывы народного гнева против власти ка-
питала. В разной форме, но во всех капи-
талистических странах это имеет место.

Чем больше.мы узнаем 0 ‘внутреннем
положении п о внутренних противоречиях
в странах капитализма, тем нам становит-
ся яснее, почему в последнее время бур-
жуазные страны все больше ищут выход
пз создавшегося положения во внешних
авантюрах, в захватах и ограблении чу-
жих земель и колоний. в новых переделах
мира путем войны. Лаже самые богатые
и, так сказать, ожиревшие от нахапанных
богатств страны не. ‘находят в своих внут-
ренних силах выхода из создавшегося по-
ложения, да они и не способны искать
выхода, сколько-нибудь удовлетворяющего
народные массы. Как видно, источник
дальнейшего под’ема внутренних CHI co-
временного капиталистического общества
более или менее исчерпан и вообще под-
ходит к концу. В этом следует видеть
коренную причину новых внешних аван-
тюр империалистических держав. В этом
заключается действительный корень совре-
менных войн, числю и размах которых
растут на наших глазах.

В вышедшем в прошлом году известном
курсе «Истории ВВИ(б)» и в докладе тов.
Сталина на ХУ] партийном с’езде была
лана яркая картина второй империалисти-
ческой войны, захватившей в последние
годы ряд стран Европы и Азии, Как изве-
стно, с тех пор эта война не пошла на

убыль, а, наоборот, значительно увеличила
свой размах. {

Что мы имеем к сегодняшнему дню?

На Востоке вот уже третий год идет вой-

на между Японией и Китаем. Это означает,
что в войну втянута Япония © населением”

в 72 миллиона, а также колонии Японии
с населением в несколько десятков милли-
онов человек. Это означает также участие
в этой войне Витая с населением в 450
миллионов человек. Тажим образом. около

570 миллионов человек в той или иной

мере втянуты в империалистическую вой-
ну в Азии. Эта война уже вызвала мил-
лионы человеческих жертв, разорение мно-

гих городов и нескольких тысяч ‘деревень
Китая, причем так и не видно конца кро-

вавым жертвам и громадным бедствиям.
В последние месяцы вспыхнула большая

война и на Запале. В этой войне участь

вуют — с олной стороны, Англия и Фран-
ция, Которые все больше втягивают в
войну не только свое соботвенное населе-

ние, но ои население своих доминионов и

колоний, — а, с другой стороны, — Герма-
ния, второе по величине государетво Евро-
пы, 970 означает, что в войну Ha Sana-
де— если считать, что и колонии Ан-
глии и Франции в той или иной мере при-
влечены к участию в войне, — втянуто 10
150 миллионов человек.

Получается, что на Западе и на Восто-
ке, даже не считая колоний, втянут в
войну уже около 700 миллионов человек,
& вместе © колониями это составит свыше
1.300 миллионов“ человек. Таким образом,
больше половины нажеления земного шара,
Насчитывающего 2.120 миллионов ‘чело-
век, в той или иной степени. уже втянуто
в войну в Европе и Азии. ~

Таково главное, если можно так выра-
ЗИТЬСЯ, «достижение», с которым. капитали-
стический мир пришел к сегодняшнему дню.

Несмотря на это, нельзя сказать, что
дальнейший размах войны уже приостано-
влен. Дело обстоит совсем напротив. Прав-
да, вышла маленькая осечка. Сорвались
кое-какие планы по расширению войны,
например, путем втягивания в войну й 00-
ветского Союза. Мы, советские люли, еще
раз’ во-время показали, чо мы живем
не чужим, а своим умом. (Аплодисменты.
Голоса: «Правильно»).

Но если говорить о калиталистическом
мире, то сейчас идет напряженнейшая
борьба воюющих лержав за увеличение
числа своих союзников, за привлечение на
свою сторону нейтральных стран. Нельзя
закрывать ‘тлаз ва то; что втягивание в
орбиту войны нейтралов проводится весьма
актизно и уже имеет известные результа-
ты. Этим подготовляется лальнейшее рас-
ширение поля, охваченного войной. Извеет-
но, например, какие серьезные вопросы по-
тЮлило заключение ‘пакта взаимопомощи
Англии и Франции с Турцией. Разверты-
вается борьба за втягивание в орбиту вой-
ны некоторых Балканоких стран, отлель-
ных стран Скандинавии, & также других

государств. Если европейской войне сужде-
но затянуться, — а правящие круги Англии
и Франции делают все именно для этой за-
тяжки и разжигания войны, чтобы исполь-
зовать ее в’интересах укрепления своего

мирового господства и закрепления за собой.
своих многочисленных колоний, -— то число
нейтральных стран в Европе будет все

уменьшаться, & число втянутых в ‘импе-
риалистичеекую

тет служит только маской для прикрытия

поджигательства и расширения войны, от
которой они надеются иметь высокие ба-
рыши за счет воюющих народов, за счет

их горя, жертв и разорения.
Таким образом, пока не только не BHI-
но конца войны в Европе и Азии, но ско-

рее, напротив, страсти вокруг’ этой войны.
все разгораются, так как империалистиче-.

ские круги, как видно, окончательно pasy-

верились в возможности улучшения евоих

внутренних дел и строят свой расчеты,
главным образом, на новых империалисти-
ческих захватах, на новом переделе мира
в пользу наиболее сильных империалисти-

ческих держав и на том; чтобы разгромить

и. снять CO счетов своих конкурентов и

всякие претензии на их колонии и коло-

ниальные богатства.

Следовательно, в теперешней войне ›за-

ложены основания для новой; и уже все-
мирной, империалистической войны, если,
конечно, ‘рабочий класс согласится  тер-
петь продолжение такой политики имие-
риалистических держав.

Сегодня мы стоим перел. опасностью, что
война в Европе, вместе ‘с войной в Азии,
превратится, — если этому не булет дан
решительный отпор, — в новую, всемир-
ную, кровавую бойню народов. Вот < чем
пришел капиталистический мир. к сегод-
HAMHeMY   THO. ;

С другими urorauna petpesaer XXII ro-
довщину Октябрьской Революции Советский
Союз. Благодаря последовательному прове-
дению своёй мирной политики, СССР, как
и раньше, пользуется благами мира, чобы
двигать еще ‘успешнее вперед по пути
пох’ема вое отрасли хозяйственного и куль-
турного строительства страны. В ‘свете ну-

1 вых успехов социализма, © которыми Co-

ветский Союз принел к’ сегодняшнему дн,
беспросветный кризис капиталистического

общества становится еше более очевидных.

Сравните положение лел в многонацио-
нальном Советском Союзе с тём, что `про-
изошло в Польше, вчера еше предетавляв-
шей собою  мнотонациональное буржуазное
государство, люстроенное. на  угпетении
всех непольских национальностей. `Созлан-
ное польскими ‘помещиками и капиталиста:
ми государство. обанкротилось вместе’ со
всеми его руководителями. Буржуазная
Польша развалилась, несмотря на’ обешан-
ные ©й «гарантии» некоторых великих
держав, показав этим не только свою’ соб-
ственную слабость, но и коё-какое явное

войну  тосухарств’ неиз-
бежно будет вое увеличиваться. Известно
также, что для некоторых стран нейтрали-

ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛ!

Доклад тов. В. М. Молотова на торжественном заседании Московского   Совета 6 ноября 1939 2.

неблагополучие в политике’ определенных
держав Европы, Но, если многонациональ-

noe Польское государство, построенное во-
преки воле самого польского’ народа; ` на
угнетении непольских национальностей, по-

казало, при первом же ‘испытании, свою
слабость, непрочность и несостоятельность,

то’ Советский Союз — многонациональное
государство иного типа, =—— построенный на
совершенно другой основе, а именно — на

основе равноправия и дружбы всех его на-

циональностей, — показал, наоборот; свою
силу и несокрушимую прочность. B CCCP
обеспечена дружная жизнь ‘всей семьи
многочисленных советеких народов и неук-

лонно крепнет морально-политическое един-
ство‘ советского, социалистического обще-
ства, чт0 является залогом несокрушимой
мои нашего государства: построенного на
основе великих принципов”
сталинской национальной политики,
основе равноправия и братского союза наций,
входящих в его ‘состав. (Аплодисменты).

Внутренняя крепость; военная мошь и

мёждународный авторитет Советского ‘Союза
теперь дают ‘себя знать все больше и

больше: В. результате этого, в связи с
распахлом Польского государетва и успеши-
ными действиями нашей Красной’ Армии,
Западная Украина с населением в 8 мил-
лионов и Западная Белоруссия с населе-
нием почти в 61 миллионов теперь вос-
соединены  @ Советской Украиной и Совет-
ской Белоруссией. (Бурные аплодисменты).
Это——один из самых замечательных   успе-
хов нашей внешней политики за послед

нее время. Это к сегодняшнему дню —

один из самых славных наших итогов, ко-
торым может горлиться Советский Союз,
верный принципам своей  миролюбивой
внешней политики и пролетарского интер-
национализма. (Аплодисменты),

Советская Белоруссия увеличилась по’

своей территории и населению почти в два
раза и сделалась государством с 10-мил-
лионным  населением, чего ‘не имеют мно-
гие европейские государства, Отныне’ поло-
жен конец растеплению белорусского на-
рода. На всей территории ‘белорусский на-
рол об’единен в одно целое, и можно ‘Te-
перь’ сказать, что Белорувсия ‘полностью
воссовдинена, Тоже самос следует сказать
й 96 украинском’ народе, который в тече-
ние ‘многих веков был расколот на части
и пережил долгое время тягчайшего ‘нацио-
нального гнета. Теперь и украинский
народ на всей территории об’единен в одно
целое, Воплотились в жизнь заветные меч-
ты лучших людей украинского народа,
принесших делу своего национального 06-
вобождления неисчислимые жертвы. Нако-
нец-то, пришлю время сказать: отныне
Украина  воссоединена. ’ (Аплодисменты).
Надо` думать, что Украина, со своими т6-
перешними 39 миллионами жителей и бы-
стрым ростом населения, в скором времени
сможет догнать некоторые великие стра-
ны, хотя бы ту же Францию, ¢ ее
42-миллионным населением, Выросли наши

‚ Лленинеко-
на

братские республики — Украина и Бело-
руссия, а наши братья из Западной Укра-
ины и Западной Белоруссии с громадной
радостью и верой в свое будущее вступили
в ряды советских граждан. (Продолжитель-
ные аплодисменты). Вырос, тем самым, и
весь Советский Союз, продвинув свои гра-
ницы значительно на Запад. Есть е чем
поздравить Советский Союз к XXII годов-
щине Октября! (Бурные, долго не смолкаю-
щие аплодисменты).

Мы, разумеется, не должны забывать,
что 9/10 человечества все еще живот в
рамках капиталистического общества, под
господством капитализма. Советский Союз
составляет меньше, чем 1/10 населения
земного шара. Но, как видите, капитали-
стическому миру пришлось в последнее
время немного потесниться и отступить
(веселое оживление в зале), & Советский
Союз, с включением в него Западной Ук-
раины и Западной Белоруссии, вырос по
своей территерии, а также по количеству
населения — примерно, на 13 миллионов
человек. На этом основании мы имеем пра-
во поздравить народы Советского Союза с
тем, ‘что наша советская семья из 170
миллиюнов превратилась в 183 миллиона
советских людей. (Бурные, продолжитель-
ные аплодисменты).

Итак, сравнение путей развития стран.

капитализма и Советского Союз» говорит
не в пользу ‚капиталистического миру, &
как раз наоборот. ah
_ Eme в начале первой империалистиче-
свой войны, анализируя теперешнюю, выс-
шую стадию капитализма, Ленин дал. ге-
ниально-глубокую оценку современного ка-
питалистического мира. Еще тогла Ленин
сказал, что при всех своих достижениях в
области материальной культуры и техники
современный капитализм это-—капитализм
одряхлевший, паразитический, гниющий
на корню. С тех пор прошло, примерно,
четверть века ип данный Лениным мар-
ксистский анализ капитализма получил
бесчисленное количество. подтверждений
практическом =H научно-теоретического
характера. С тех пор обнажились многие
зияющие трещины и зловонные гнойники
во всем организме калиталистического об-
щества, не говоря уже о том, что Октябрь-
ская Социзлистическая Революция практи-
чески‘ поставила вопрос 00 окончательном
сломе всей капиталистической системы.
Теперь все говорит за то, что внутрен-
ние силы капиталистического общества на-
столько подточены процессами гниения ка-
питализма, что без войны, без новых и но-
вых внешних империалистических авантюр
капитализм не может больше существовать.
Подавляющей массе населения капитали-
стических стран, рабочим, крестьянам, пи-
роким слоям интеллигенции капитализм
уже не может обеспечить сколько-нибудь
О ЗК АЕ ОИ

(Окончание доклада
тов, В. М. Молотова см, на 2-й стр.)

a