ЛЕНИНСКИЙ РАЙОН гор. МОСКВЫ

Коллектив кондитерской фабрики «Красный Октябрь» выдвинул

кандидатом
от

в депутаты

Московского
Ленинского избирательного округа №

областного Совета
1 дважды Героя

Ссветского Союза майора

Григория Пантелеевича КРАВЧЕНКО

Три тысячи рабочих, работниц, служа-
щих, инженеров, техников государственной
кондитерской фабрики «Красный Октябрь»
иришли вчера на собрание, чтобы выдви-
нуть кандидата в депутаты Московского
областного Совета.

Митинг открыла председатель фабрично-.

то комитета Екатерина Михайловна Но-
сова.

С горячей, взволнованной речью высту-
пила стахановка карамельного цеха тов.
Карелина, проработавшая на фабрике более

30 лет.
— Через полтора месяца, — сказала
она, — мы пойдем к урнам выбирать по
Сталинской Конституции лучших людей
нашей родины в Советы депутатов трудя-
щихся.
  — Я вылвигаю кандидатом в депутаты
Московского областного Совета депутатов
] трудящихся дважды Героя Советского Cot-
  за— Григория Пантелеевича Кравченко. Гри-
торий Кравченко — воспитанник партии
i Ленина-—Сталина. Он с честью выполнял
  важные задания советского правительства.

Он горячо любит свой народ и, если по-

требуется, отдаст за него свою жизнь. Вот

почему с великой радостью и гордостью

я выдвигаю тов. Кравченко кандидатом В.

депутаты Советов трудящихся.
ндидатуру тов. Кравченко поддержи-
вают стахановка тов. Белогубцева, смен-
ный мастер тов. Тарасов и другие.
От имени молодежи фабрики секретарь

комитета комсомола тов. Зубкова заявила’.

— Мы, комсомольцы и молодежь фаб-

рики, © радостью поддерживаем кандида-
туру тов. Вравченко, выдвинутого в де-
путаты Московского областного Совета. Мы
гордимся тем, что вместе со всем. народом
Советского Союза будем крепить блок ком-
мунистов. и беспартийных, отдадим свои
голоса верному сыну советского народа,
сталинскому соколу Григорию Пантелееви-
чу Бравченко.

Собрание коллектива фабрики «Красный
Октябрь» единогласно приняло постановле-
ние:

«Общее собрание рабочих, служащих и
ИТР фабрики «Врасный Октябрь», обсу-
лив вопросе по выдвижению кандидатуры
в депутаты Московского областного Совета
депутатов трудящихся по Ленинскому ‘из-
бирательному округу № 1. постановляет:

1. Кандидатом в депутаты Московского
областного Совета депутатов трудящихся
по Ленинскому избирательному округу №1
выдвинуть верного сына советского народа,
сталинского сокола, дважды Героя Совет-
ского Союза, майора Кравченко Григория
Пантелеевича, родившегося в 1912 roxy,
в селе Голубовка, Перещепинского района,
Днепропетровской области.

2. Общее собрание просит тов. Крав-
ченко дать свое согласие баллотироваться
депутатов трудящихся по Ленинскому из-
бирательному округу № 1 от рабочих, слу-
жащих и ИТР фабрики «Красный Ок-
тябрь».

С большим воодушевлением было при-
пято приветствие товарищу Сталину.

‘путаты является = Семен

МСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА

ВО eee РЕВ:

НА ПРЕДВЫБОРНЫХ СОБРАНИЯХ

ТАГАНСКИЙ РАЙОН гор. МОСКВЫ

Общее собрание рабочих, служащих, инженеров и техников
1-го часового завода имени С. М. Кирова выдвинуло кандидатом
в депутаты Московского областного Совета от 12-го Дубровского
избирательного округа депутата Верховного Совета СССР,
заместителя Народного комиссара обороны, маршала Советского
Союза, командующего войсками Московского военного округа

Семена Михайловича БУДЕННОГО

Буденный, которого я предлатаю выдвинуть
кандидатом в депутаты от нашего избира-
тельного округа.

Жизнь Семена Михайловича тесно свя-
зана с борьбой за строительство советского
государства. Семен Михайлович Буленный
покрыл себя неувядавмой славой в годы
гразкланской войны, в борьбе с контррево-
люцией. Я сам участник гражданской вой-
ны. Мне вместе с тов. Бутенным припетось
участвовать в боях под Каеторной. Я хо-
ропю помню, сколько мужества и’ энергии
проявил тогта Семен Михайлович,

Секретарь комсомольского комитета тов.
ВБартеньева говорит, что вся молодежь заво-
да поддерживает кандидатуру легендарного
тероя гражданской войны,

Bee присутствующие единодушно при-
няли постановление -—— вымвинуть тов.
Буденного кандидатом в депутаты Моеков-
ското областного Совета депутатов трудя-
щихся.

Вчера в 1-м сборочном цехе Московско-
го часового завода имени С. М. Кирова со-
брались рабочие, служащие, инженеры: и
техники, чтобы наметить достойного канди-
дата в депутаты  Московокого ‘областного
Совета. На собрании первым выступил ин-
женер-орленочосец тов. Трякин. В простых
й теплых словах выразил он желание всех
присутствующих:

— Товарини,—говорил он,—мы должны
избрать в Советы лучших ‘людей, безгра-
нично преданных родине,

‚Товарищ Сталин в своей речи на собра-
нии избирателей Сталинекого округа ска-
зал: «Избиратели, народ должны ‘требовать
от своих депутатов, чтобы они оставались
н8 высоте своих задач, чтобы они в своей
работе не спускались до уровня политиче-
ских обывателей, чтобы они оставались на
посту политических деятелей  ленинского
типа...» Именно таким кандидатом в де-
Михайлович

ИЗ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
общего собрания коллектива 1-го часового завода им. С. М. Кирова

Re _  (Присутствовало 2.700 человек)

Выдвинуть кандидатом в депутаты Мо-   рождения, командующего войсками Моснов-
сковского областного Совета ‘депутатов тру-   ского Военного округа, проживающего в
дящихсея по 12-му Дубровскому избира- г. Москве,
тельному округу г. Москвы от рабочих, ра-   Общее собрание. просит тов. Буденноге
ботниц, инженеров, техников и служащих   дать свое „согласие баллотироваться no
1-го часового завода имени С. М. Кивова—

лой: доерючно © превышением выполнена

жны мы избрать сегодня в органы власти.

знают лучието стахановца цеха № 2 10-

12-му Дубровсному избирательному округу

СВЕРДЛОВСКИЙ РАЙОН гор. МОСКВЫ

Коллектив дважды орденоносного Московского Художественного

академического театра им. Горького выдвинул кандидатом в депу-

таты Московского областного Совета от Свердловского избира-
тельного округа № 11 народного артиста СССР орденоносца

Николая Павловича ХМЕЛЕВА

Вчера нижнее фойэ Московского Худо-   рили выступавшие народный артист

жественного академического театра имени
Горького было полно народу. Сюда собра-
лись виднейшие мастера сценического ис-
кусства, народные артисты Союза ССР
А. К. Тарасова, 1. М, Леонидов, М. М. Тар-
ханов, Н. П. Хмелев, заслуженные арти-
сты. рабочие и служащие театра для того,
чтобы выдвинуть кандидата в депутаты
Московокого областного Совета.

В президиуме — секретарь Свердловского
райкома BRII(6) тов. Осина, народные ар-
тисты Союза ССР Татасова, Леонидов, Хме-
лев и другие.

Предложение избрать почетный прези-
диум собрания в составе Политбюро во гла-
ве с товарищем Сталиным вызывает бурю
аплодисментов.

Первым слово берет актер-орденоносец
тов. Раевский:

— Много говорить мне здесь не при-
лется,-— сказал он.— Все вы прекраено
знаете Николая Павловича Хмелева и как
блестящего актера нашего театра и как за-
мечательного общественника. И вот я вы-
двигаю товарища Хмелева кандилатом в де-
путаты Московского областного Совета.

Последние слова тов. Раевского заглу-
Шшают аплодисменты. Николая Павловича
Хмелева действительно в театре любят и
уважают. 0 ем прекрасных достоинетвах,
о его любви к искусству, й пре-
данности своему народу, своей могучей po-
дине, великой партии большевиков гово-

РСФСР тов. Станицын и тов. Лысенков.

Хмелев — сын народа, он вышел на пги-
рокую лорогу из недр натола.

Хмелев никогда не думал стать арти-
стом. Он увлекалея живописью и мечтал
посвятить свою жизнь изобразительнему
искусству. Но судьба рошила иначе.

Наступила Великая Октябрьская: социа-
листическая революция. Она и определила,
дальнейлий ‘путь Хмелева, помогла ему
стать замечательным актером, которого
знает и любит советский зритель.

Н. П. Хмелев, несмотря на большую за-
груженность в театре, нахотит время лля
общественной работы. Он был членом or-
ружной избирательной комиссии по выбо-
рам в Верховный Совет Союза ССР. При-
нимает активное участие в работе Вееров-
сийского театрального общества. в Цент
ральном комитете работников искусств.

Партия и правительство по лостоинству
оценили труд Николая Лазвловича Хмелева,
награхлив ето орденом Трудового Красного
Знамени и присвоив ему эвание Наротното
артиста СССР, & народ mo заслутам оказал
ему высокое доверие, выдвинув его кан-
дидатуру в депутаты Московского област-
ного Совета.

Собрание ` избирает 20 товарищей на
окружное предвыборное совещание Сверд-
ловекого окрута. =:

Все присутствующие е огромным под’-
емом приняли приветствие товарищу
Сталину.

маршала _ Советского Союза СЕМЕНА   по выборам в Московский областной Совет
МИХАЙЛОВИЧА БУДЕННОГО, 1883 года   депутатов трудящихся.
©Фх®хФ ФФ >

На собраний работников МХАТ, посвященном выдвижению кандидатур в Мо-

сковский областной Совет ‘депутатов

трудящихся. Зачитывает приветствие

товарищу Сталину народный артист СССР, орденоносец Л. М. ЛЕОНИДОВ.
В президиуме (слева направо): секретарь Свердловского райкома ВКП(б) А. К.
ОСИНА, народная артистка СССР, орденоносен А. К, ТАРАСОВА и другие.

Фото А. ГЛИЧЕВА,

КИЕВСКИЙ РАЙОН гор. МОСКВЫ

Коллектив ордена Ленина завода имени с. п. Г Cee nn ay
своим кандидатом в Московский областной Совет по Мо у

избирательному округу №. 48 комсомольца

Павла Николаевича КОРОВУШКИНА

сковского областного Совета депутатов. т].
дящихся.

Токаря ‘тов. Борисова поддержали секи-
тарь заводского комитета ВЛИСМ тов. Py.
бинович, слесарь-стахановед цеха № 1 то,
(лепанов. револьверщик тов. Житарев, лн-
женер тов. Петров,

Под общее одобрение присутствующих
комсомолка-стахановка тов. Завьялова вно-
сит, предложение:

«Кандилатом в депутаты Московского of-
ластного Совета депуталюв трудящихея по
Можайскому избирательному округу № 43
тор. Москвы от коллевтива рабочих, слу-
жащих, инжекерно-технических работнихе
ордена Ленина завода имени С, П. Горбу.
нова выдвинуть товарища. Коровушщкина
Павла Николаевича, 25 лет, токаря-стала-
новца/ члена ВЛЕСМ с 1938 гола, орюн-
ноеца, участника хасановсках. боев, По-
сить товарища Коровушкина дать согласие
баллотироваться по Можайскому избира-
тельному округу».

‘Собрание единогласно принимает. преж-
жение тов. Завъяловой, Затем wabupawrg
представители на окружное предвыюрни
совещание, Коллектив. посылает, 57 yegp-
век. Среди них ‘комсомольцы Леон Apsyy-
пов — контрольный мастер, токарь-етаа-
новец цеха Михаил Мусатов, инжене
Мария Голованова и др. Представители т-
лучают строгий наказ:

— Отстаивать на окружяом предвы-
ном совещании решения общего собрания
рабочих, служащих, инженерно-технте-
ских работников завода имени Горбунова,

Собрание заканчивается принятнех при-
  вететвия ‘товарищу Сталину. Co всех сто
рен несутся восторженные возгласы:

— Вождю народов Beer мира товарищу
Сталину ура!

Да здравствует ведикий Сталин!
Оркестр исполняет «Интернационал». [з

края в край громадного зала льются мот.

ные слова великого пролетарского тимна,

Многолюдный коллектив ордена Ленина
завода имени (С. П. Горбунова собрал-
ся, чтобы выдвинуть своего кандидата,
в Московский областной Совет и
т мимхея, В зале то и делю мель
sue ph Это передовые бригады, смены
и группы принесли с собой переходящие
враеные знамена, врученные им как пе-
редовикам социалистического соревнования.

Стол ‘президиума увит иветами. Отром-
ные транопаранты, лозунги и плакаты при-
зывают рабочих и служалцих завода го-
лосовать за кандидатов сталинского блока
коммунистов и бебпартийных. Ралостное
оживление. Весь завод к началу избира-
тельной кампании пришел с крупной побе-

Октябрьская программа и кроме того два
новых цеха стали целикем стахановскими.
06 этом говорит, открывая собрание, пред-
селатель завкома тов. Вишневецкий,

С речью выступает токарь-стахановец
М. С. Борисов. 5

— Товарищи! Успехи нашего завода,
напей области, всей нашей страны реша-
ют люди, пламенные патриоты родины.
Тажих люлей, самоотверженно работающих
лля дальнейшего процветания страны, дол-

Такими людьми Ham завод не беден! Все

Kapa товарища Коровушкина Павла Нико-
лаевича. Участник хасановских боев, на-
гражденный 3a боевые заслуги орденом
«Красное Знамя», тов. Коровушкии при-
тел на завод в качестве ученика токаря.
Не прошло и тода, как он отлично освоил
свой станок, упорно учился и скоро стал
квалифицированным мастером, лучшим
стахановцем цеха. Сын крестьянина-серед-
Haka, Коровушкин закалился в боевых ря-
дах Красной Армии, в среде налнег слав-
ного рабочего коллектива, в Ленинеко-
Сталинском комсомоле. Я выхлвигаю канди-
датуру тов. Коровушкина в депутаты Мо-

КОМСОМОЛКА Д. Е, ТИШКИНА ВЫДВИНУТА КАНДИДАТОМ

ИРКУТСК, 10 ноября. Состоялось об’еди-
ненное предвыюорнюе собрание колхозииков
артели имени Ленина, Качугекого района,
‘и коллектива Золототранеа. На собрании
ехинюдунно выдвинута кандидатом в депу-
таты областного Совета знатная стаханов-
‚ ка колхоза. комсомолка тов. Д. Е. Тицеюина,
Своей прекрасной работой vos. Troma
завоевала любовь и уважению всех трудя-
щихся района. Работая на, свиноферме, она
сохранила и вырастила всех закренленных
за ней 150 поросят, На вязке снопов тов.
Тишкина показала высокие образцы, тру-

СВАТОВО_ (Ворошиловградекая область),
10 ноября. большим под’емом пропело
предвыборное собрание в колхозе им. Бу-
денного. С речью выстуцил заведующий
птицефермой тов. Ялыныч,

— 0т нашем колхоза, — сказал оп, —
я вымвигаю кандидатом в депутаты обляст-
ного Совета стахановку-звеньевую Ири-
ну Мефодиевну Кузьменко. В прошлом ба-
трачка, она первой вступила в колхоз.
Тов. Кузьменко мы знаем как хорошую об-
щественницу, передового ‘человека нашей
в.-х, артели. 4 года она работает депута-

В ДЕПУТАТЫ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА.

да, в полтора-два раза перевыполняя
нормы,
Знатная бтахановка принимает актиз-
цое участие в общественной работе.
` Собрание решило проелть тов, Тнииоину
дуть согласие баллотироваться в депутаты
областного Совета о 42-му избирательному
округу. № решение подлерарАно собрания-
ми избирателей в других колхозах отрута.
Кандидаты в депутаты областного Совета
выхвинуты уже в 85 избирательных окру-
Tax,

ПЕРЕДОВАЯ КОЛХОЗНИЦА

Мефодлевна с честью оправдает наше до-
верие.

Собрание единодушно. выдвинуло канди-
atom в депутаты областного Совета тов,
И. М. Кузьменко.

В этот же день состоялось собрание pa-
ботников Сватовской МТО. Сообщение ста-
хановца-комбайнера тов. Бугаева о том,
что колхозники ‘артели им, Буденном Bue
двинули кандилатом в депутаты областно-
To Совета ‘ов. М. Кузьменко, было
встречено общим одобрением. Собрание еди-
нодушно поддержало кандидатуру 1%.

а  e i Pte ame
В СЕНТЯБРЬСКИЕ ДНИ

Порогой портрет

Из леса на шоссейный тракт вышел
крестьянин, держа за руку мальчика.
Мальчик был курносый и веснущалый.
Осенний ветер вздувал его холщевую ру-
баху, пробирался до костей. Мальчик
ежилея, дрожал, жаловался на холод, a
крестьянин, — сам одетый в рваный зи-
пун, босой, с жалкой седой бородкой, по-
хожей на паклю, —— грубовато и ласково
успокаивал его:

— Еще маленько, Петрусь.,. Маленько
поглядим и будет... ;

— Холодно, лида.

— А ты надуйся, внучек, надуйся, ди-
TATRO... ‘

Мальчик сопел, почесывал свои струпья,
надувалея нутром и повизгивал, как ще-
OR.

По пюссе двигались тяжелые челябин-
ские тракторы, орудия. Они оставляли за
собой широкий след на вязкой, побитой
дождями, земле. Бойцы, которым дед ино-
тла кланялся, кричали находу:

— Веселей, папаша, надо!
больше имей!  Эх, пеихология!.. .

Старик кротко улыбалея, открывая без-
зубый рот, поглаживал седую бороду и не
отрывал жадного взора от тракторов. Во-
Tra части Красной Армии скрылись за по-
воротом, старик ‘вновь взял мальчика за
руку и побрел в лес. Я пошел за ними.
Лес тревожно шумел, колыхаясь пустыми,
голыми ветвями, сухие листья сыпались с
деревьев косым желтым лождем, нал зем-
лей встала низкая завеса нето тумана,
нето дыма. Мальчик бежал впереди, ши-
реко, по-мужицки, размахивая руками,
чтобы согреться. Старик надтреснутым го-
JOCOM говорил о земле, о лесах, о кресть-
янской нужде, о минувших балах в cra-
ринном замке князя Мирского, о красивых
панночках, о своей дочке Агниське, изна-
силованной польским офицером и удавив-
шейся oT 103зора, о внуке-барвиночке,
оставшемся сиротой.

Влруг из-за деревьев показался всадник.
Увидев бегущето мальчугана, он замахнул-
ся на него хлыстом. Но тут же, заметив
нас, сделал неуклюжий жест и с силой
ударил коня по широкому крупу. Конь,
оскалив зубы, вскочил на-дыбы, но всад-
ник натянул повод и поставил его Ha
землто.

Гордости

———

— Пан лесничий... — тихо пробормотал
старик и насторожилея.

Всадник, одетый в замшевую куртку,
поверх которой висел на ремешке белый
металлический рожок, надменно глядел на
старика, привычно ожидая поклона. Был
он широк в плечах и грузен, большие ры-
жие усы его могуче опускались к полбо-
родку, носки яркожелтых сапог чуть-чуть
прикасалиеь к етременам.

— 91, хлоп! — крикнул он старику.

Старик молчал. Он даже не снимал
шапки. А
. — Хоп! — с угрозой закричал лесни-

чий и неожиданно расхохотался. — Гонор

к лаптям He липнет!

Старик поднял голову. Глаза ero sarope-
лись. С необузданной яростью прошентал
оп: «Собака!» — и схватил сухой ком
земли. Г

Всадник шевельнул усами, громко вы-
ругалея п, хлестнув коня, поскакал в
yay. : : 3

Тогда старик позвал мальчика, дрожа-
шей рукой’ погладил его по голове и, за-
крыв глаза, пронзительно зашептал: .

— Петрусь! Внучек! Барвиночка моя!
Пусть очи твои навсегда знают злого па-
на. Пусть матка твоя Агниська с петлей
на шее схоронитея в душе до старых лет.
Пусть кровь твоя сгниет и покроется
ржой, коли ты забудешь цей день.

Он сжимал кулаки, голос его тремел в
пустынном и пестром от листопада лесу,
крик сотрясал худое, тщедушное тело.

— Дочка моя! Доченька! — надрывно
стонал он, и в эту минуту не было такой
силы, которая могла бы успокоить его.

— Дида... — теребил за рукав старика
мальчик. — Лида! Плачет... Погоди, дида,
Я скоро вырасту, всех панове поубиваю!
Дида!..

Мальчик дрожал от холода и от наплы-
ва чувств, хмыкал носом и не переставал
дергать деда за рукав. Старик не слушал
внука. Он бормотал слова проклятия и
слова любви. Дряблые шеки его были мок-

рыми от слез. С трудом достал он из-за па-`

зухи маленький сверток и долго разматы-
вал его, освобождая от тряпок какой-то
предмет. Потом, сжимая темными узлова-
тыми пальцами, поднес реликвию к губам,
крепко поцеловал ее и протянул маль-
чику-

Это был маленький натрудный значок с
портретом товарища Сталина. Несколько

дней назад старик попросил ето у наших
бойцов и, бережно завернув зв тряпочки,
хранил значок на груди. Теперь он вручал
его внуку.

— Пусть лежит цей портрет на душе,
Петрусь, — говорил” он, захлебываясь от
слез. — Самый любый, самый дорогой че-
ловек Сталин! Учиться пойдешь, в Ёрас-
ну Армию пойдешь, хорони портрет. А до
Москвы дойдешь, поклон еделаешь живому
и скажешь про то, как принес он хлопам
гордость людскую...

Мальчик смотрел то на значок, то Ha
деда, и глаза его были влажны и серьез-

‘HEI, как у взрослого.

Винтовка

и молоток

На площади у высокого здания бело-
стокского костела рабочие чинили мосто-
вую. Они работали быстро, деловито, и
в жесте, с каким каждый из них брал
в руку каменный брус или кирку, скво-
зило` нескрываемое удовольствие. На сту-
пеньках костела сидели нищие. Они кутА-
лись в лохмотья, непрерывно жевали ка-
кие-то черные сухари и стеклянными гла-
зами смотрели на каменщиков. День вы-
дался серый, сырой, осклизлый. Камни
были влажные. Пешеходы скрывались под
зонтиками, в воздухе пахло дымом и иодо-
формом. Но в сердцах у этих людей, чинив-
ших мостовую, царило веселье. Многие из
них тихо мурлыкали песенку.

Подошел рабочегвардеец. Молодой па-
рень с короткой польской винтовкой за
плечом, в резиновых сапогах, он окинул

‘взглядом рабочих и, когда нашел того,

кого искал, воскликнул:

— Ocun!

Осип, обтесывавший в это время ка-
мень, поднял голову. Он быд небрит, на
нижней губе его висела прилипшая папи-
роека, кепка с’ехала на затылок,

— 0, Самуил! — вскричал on. — Где
ты пропадаешь? Моя сестра ищет тебя
уже третий день!

— Занят был,—тихо ответил Самуил.—
Очень много дела,

— A мы вот работу получили... —
Каменщик с гордостью обвел рукой уча-
сток, на котором работали его друзья. —
Как думаешь, теперь, видно, мы уже
не будем сидеть на печке? А-а? Но что
е тобой, Самуил? У тебя что-нибудь слу-

‘чилось? Ты нездорев? Или, может быть,
ты думаешь, что черные дни вернутся?
Самуил молчал. Он смотрел на своего
оживленного друга, и лицо его было
грустно. Он глубоко вздохнул:
— Нот,— сказал он наконец, — я не
болен. у
И вдруг руки его — большие сильные
руки — легли на плечи каменщику, и. из
груди вырвался глубокий вздох:
Пойми, Осип! Столько лет мечтать
0 работе! Искать ее, вымаливать у чинов-
ников, унижаться — и все впустую. А тут
вдруг пришла Красная Армия, и все мы
можем работать. И не надо просить, Нас
просят: пожалуйста, работайте!..
Каменщик не понимал:

— Так в чем же дело, Самуил? Радо-

ваться надо, песени петь надо, а ты ‘недо-
волен...

— Нет, Осип, я доволен, — прервал его
Самуил. — Ах, ты не понимаешь!.. Во-
семь лет я искал работу. Вобемь! Мне так
хочется взять в руки молоток!.. Но ты
видишь, я занят другим...

Каменщик попрежнему ничего не по-
нимал.

— №10 же тебя неволит? — удивленно
спросил он. i

— H о том говорю. Винтовку я не
брошу, нет... Я читал вчера КНИЖКУ
Сталина, там очень правильно сказано.
Тыл, Осип, тыл надо укреплять!.. Но если
бы ты... Да, вели бы ты, Осип, дал мне
хотя бы немножко поработать... Так захо-
телось вдруг!

Каменщик хлопнул рабочегвардейца по
плечу и торопливо сунул ему в руки кир-
ку и молоток:

— Чудак! Ело же теперь в этом может
тебе отказать?

На мостовой появилея новый рабочий.
С винтовкой, закинутой за спину, он встал
на колени и начал стучать по каменным
брускам. С каким упоением он работал!
Сколько вдохновения было во всей его фи-
гуре! Глаза сверкали, ноздри широко раз-
дувались, и улыбка — улыбка человека,
впервые познавшего ‘больное, настоящее
счастье, озаряла его лицо.

Через час он поднялся с колен. Он тряе
руку каждому рабочему и говорил: «Спа-
ибо».

— Очень смешно, —говорил он.— Вдруг
Появилось таков желание! Взять в руки
молоток... Винтовка и молоток...

Он пожимал плечами, вскидывал голову,
поправлял ремень винтовки и, будучи
не в силах скрыть радость, посмеивался
 и бормотал:

— Такое желание!.. Такое желание!..

Каменщики затягивали песню. Под звоп
Молотков песня звучала весело и призыв-
но — простая, советская песня о прекрас-
ном, свободном труде.

Счастье Яноша

Янош понял, что мать его умрет. Она
лежала на полу, на куче тряпья, мучитель-
но стонала, и Янош не знал, что делать.
Cu принес еще один кувшин с водой, но
она уже не могла пить. .

— Мамо... — тихо шептал мальчик, —
Мамо...

А за окном вставал холодный и про-
зрачный солнечный день. В яркосинем
небе не было видно ни одной тучки.

MOM схватился руками за голову и
приник к стене.

В хату вошел ксендз. Он был высок и
немного тучен. Широкополая черная шая-
па бросала тень на его лицо, только под-
бородок и тонкие жестокие тубы иезуита
увидел поднявший в этот момент глаза
Янош.

Ксендз посмотрел па больную, на Яно-
ша и, ничего не сказав, ушел. Через час
он вернулся с экзекуторюм. Янош сидел на
полу и, не отрываясь, глядел на остывав-
ший труп матери. Он пе поднялея, когда
вошли люди. В чему?

Экзекутор обошел хату, внимательно
осмотрел стол, единственный стул, иконы,
тряпье, на котором лежала покойная, вув-
шин с водой, одежду Яноша.

— Тринадцать злотых я
чить,— сказал ксендз.—
злотых!

— Не будет, пане, — громко сказал
экзекутор.

— Тринадцать злотых!

— Буду записывать, пане,
цать злотых не наберем...

Янош сидел неподвижно. Он знал, что,
если экзекутор опишет все,— даже одежду
снимет с него и оставит голым, — все рав-
но не наберется тринадцати злотых.

‘Ндз нервничал. Он подошел к Яно-
шу и толкнул его сапогом в бок. Янош
не пошевельнулся.

— Проклятый хлоп!-—заворчал ксендз.

А экзекутор сидел за столом и методич-
но писал. Он во что бы то ни стало дол-
жен набрать тринадцать злотых — те са-
мые тринадцать злотых, которые мать Яно-
ша не успела отработать на земле кеендза.
Экзекутор писал, называя вслух каждый

должен полу-
Мои тринадцать

но тринад-

предмет и его стоимость. Янош слушал скриз
пучий голос экзекутора, изему казалось,
что он сойдет. с ума.

Пане,—тихо сказал он. можно. по-
том притти... Мамо моя...

Экзекутор на секунду поднял голову,
посмотрел на Яноща невидящими глазами,
и вновь зазвучал его голос:

— Сл... семьдесят грошей...

Янопг зарыдал.

Но в эту минуту он услышал странный
грохот на улице и крики. Он векочил и
приник к окну. За пим подекочили х окну
всендз и экзекутор. События, разыгрывав-
шиеся на улице, были так неожиданны,
9 все трое вскрикнули, По широкой
сельской улице шли танки, и у открытых
люков сидели люди в кожаных шлемах.

Янон услыхал, как за его спиной э526-
кутор тревожно воскликнул:

-— Матка бозка!

т возглас пробудил в нем дикое чув-
ство. Он повернулся и увидел бледные ле
‘Ца ксенлза и экзекутора.

—~ ногодите же—с ненавистью пу
щептал он и, схватив кувигин, ударил их
по голове Reena.

Экзекутор выскочил из хаты, кеендз
снял мокрую шляпу и, бормоча молитвы,
тоже попятилея к двери.

Янолт бросился к окну‘ и закричал:

—* Помогите!

В хату вошли два танкиета. Увидев из
полу труп женщины и осколки разбитого
кувшина, они сняли пмемы. С труох
удалось им успокоить плачущего халь-
чика. Они бережно взяли его на руки к
отнесли к комиссару.

Е вечеру бойцы помогли мальчику по-
хоронить мать. А через день, когла в. 061е
организовалея крестьянский комитет и
крестьяне стали делить землю пана Круб-
ского, Янош, чётырналцатилетний подр-
сток, ‘стоял у своей полоски земли и слу-
Mat, 0 чем говорил ему председатель во-
митета. :

— Ilo crapsim ppextonam ты, Янош, ках
сирота, должен был стать батраком,— Го-
ворил председатель.— Но к нам пи
расная Армия и сделала тебя хозяином.
Лотадь; корову тебе лалим. Вотатых 6у-
лешь. Понимаешь? Ты не плачь, Яном.
Слушай, чо я скажу... В Москве есть
такой человек. Сталин его зовут, (и ска-
зал Красной Армии: или и принеси сча-
стье бедным. Вот и тебе выпало счастье...

Л. ЛОСЬ.

—

Столбцы—Белосток.

=?