OE Oe ЧИН Не

№.

(9354)

Нежинское направление. По до
нашими войсками,

ЕЕ

роге отступающего врага: слева — немецкие самолеты, сбитые нашими истребителями; справа — исправное орудие с тягачом, захваченное

Фото Е. Копыт (ТАСС).

Мариуполь

Этот город когла-то ечиталея самым ве-
злым в Донбассе. Иримороюий, зелёлый,
вочо смеющийея, вечно поющий Мафиу-
поль. Заводы и виноградники. Домашнее,
уютное Азовокое море, Нортовые парни,
черноглазые быстрые девчата, весёлая ком-
сололия Азовотали. Да, это был хороший,
рееблый город. Последний раз я был здесь
два года назад. Эдесь ещё пели, ‘немного
тревожно и грустно, — но пели. Город ещё
ie sad своей судьбы. `

Догорают пожары в Мариуполе... нашей
уашине подходит оборванный, черный, 60-
рдатый человек. Веклокоченная, почти ce-
лая борода. Остатки зубов во рту. Он смот-
рн  на нае влажными, сияющими глазами.

— Я комсомолец.

( ужасом гляжу я в ето стафческое ли-
цо, Ou грустно. улыбается. :

— Гестапо, латери, два тода под нем-
цем...

Два года.. А словно века. Состарилиеь
IN, состарился город. Обветшали здания.
Вурьяном зарюсли трамвайные пути. Лод
здействием немецкой «культуры» одича-
If ЛЮДИ. ; é

Город принадлежал солдатам. Главная
улица называлась улицей германской ар-
уни, Лучииие кинотеатры служили только
илдалам — «Солдатенкино». Русоких ту-
да не пускали. Солдатекие публичные лома
располаталиеь в школах и клубах. Школы
были закрыты. На садовых скамейках, в
верах красовалаюь надпись по-русски и
по-немецки: «Только для немецких солдат».

Для русских людей Марлуполя быля
подневольные, каторжные работы, лагери,
тюрьуы. Для непокорных — могила в нро-
тивотанковом рву. Вероятно, немного най-
датся в городе людей, не перепоротых нем-
цами. Били вое—от солдата до главного
коменданта, били за всё — за слово; за
жест, за взгляд, За популярную в Донбассе
несню «Позор девушкам, гуляюлиим © нем-
цамя», карали 96060 сурово.

И все-таки Мариуполь верил, что увидит
лучшие времена, дождется ©воих ‚избави-

(От специального корреспондента
«Правдью)

телей. По рука. ходили наши листовки.
А5тчики обрасывали их. над городом и ок-
рестными еелами. Иногла ветер относил их
в степь, и тогда из города на’поиеки ли-
стовок отправлялись целые экенединии. На-
ходили. Нриносили, спрятав на груди. Чи-
тали друг друту. Дожидалиеь, пока посто-
яльцы, немецкие офицеры, отлучатея с
квартиры, и жадно бросались к их радио-
приемникам. Ловили Москву. Однажды ста-
рик Андрей Удовиченко услышал по радио
голое своего сына Святослава, красного
офицера. Старик расплакалея от счастья.

стило на УЛИЦЫ беззанитного города евоих
«факельщиков».

Описать это почти невозможно. Три дня
над городом словно черная туча стоял дым.
Но улицам метались пьяные пехцы, поджи-
татели. Врывались в дома, выплбокивати на
комоды, постели, шкафы бензин, зажигали

и бросались дальше, денпены падали Ha

колени, умоляли пощадить их жилье, иро-
  тягизали грудных детей. Немны хватали ре-
pee и швыряли в огонь. Шиптело чело-
веческое мясо, полузадушенные люди вы-
  бегали из дома под пули автоматчиков,
 Мать Гатины Ренской начала было спасать
(CBO домиико— ее пристрелил немец. По
‘всему городу металось чёрное пламя, в Or-
He а дыму © хохотом и свистом, как дикари
у костра, носились, принлясывая, пьяные

Нотом он часто рассказывал 0 сыне людям.   беснотатьые, одержимые демонами paspyme-

0 «Тиах» немцы писали в своях газе-
тах, как о непобедимых мантинах, Марих-
польцы с удовольствием разглядывали про-
боины на «Тиграх» и восхищались: «Ак-
куратная работа!» —и ждали страстно,
неистово, самозабвенно прихода наших
войск. Подымались на курганы, приелу-
шавались:
Вглядывались в море, не видно ли десанта
с кубанокого берета. И твердили друг дру-
гу: скоро, теперь CKOPO...

Об’`явления тгородокой управы заклина-
ли: «Мариуполь далек от фронта», и
умюлялн жителей не верить слухам;

А народ принимал свои меры. Он знал,
что, грозит ему: уходя ‘из города, немцы бу-
дут угонять мужчин с собою.

Семья Кочеджи заранее вырыла себе
тоннель в горе. эдесь скрывались она и с9-
седи. Выходили только по нючам—на ото-
роды и но воду. У гого пещер не было, пря-
тались в кукурузнике, в камышах, неко-
торые даже в речках, в воле. Город опустел.
Только дети да старухи ещё ютилиеь кое-
где в подвалах, дрожали от страха и жарго
молились о скорзйшем приходе Красной Ат-
мии.

Тогда-то немецкое командование и выпу-

не слышно ли артиллерии.  .

ния немцы.

Нет, это не солдаты. Это дикари, пляшу-
шие у костра, каннибалы, пъянеющие от
запаха жареного человеческого мяса. Люди,
лашенные самых элементарных зачатков
цивилизации, не знающие ни жалости, ня
чести, ни воинского долга.

Из кукурузников, из камышей, из пещер
возвращаются в город люди. Немцам не уда-
лось их угнать. С тощим узелком идёт меж
разралинами Ольга Володина. Узелок-— вот
все, что осталось у неб. Восьмилетняя де-
вочка несет штору с алым бантом, ищет
мать. Около полусожженных кроватей на
пепелище возятея люди. Кто-то разгребает
золу. Мужчина с ожесточенными, сухими
глазами рубит обгорелые брёвна. Он хочет
сколотить пока хоть конуру.

В парке, на заводе имени Ильича в пер-
вый раз за два гола гремит радио: Только
что закончилея митинг. Сейчас будут вы-
ступать приехавшие в Мариуполь аотисты
армейского ансамбля. Парод нотернеливо
ждёт. Он ещё не верит, что это возможно.

Этот город олова будет. самым весёлым в
Донбассе! ’ j

} Борис ГОРБАТОВ.

Мариуполь. (По телеграфу).

О мужестве и героизме

..3а эту траншею, отбитую накануне
У немцев, весь день шёл бой.  Вперели про-
летала железная дорога, за которую. враг
цеплялея с бешенством отчаяния. То и де-
10 гитлеровцы ходили в контратаку,
неизменно откатывалиеь назад,

Палилою солнце. Взмокшие от пота. тим-
настёрки прилипали к спинам. От грохот&
снарядов и мин, от пулемётной трескотни
звене в ушах. Сержант Василенко” не
отходил от своего «Максима». Пулемёт на-
калилея. № кожуху больно было притро-
нуться. Поворачивая к товарищам лицо,
чёрное от загара‘ и пыли, сержант кри-
Wad: {

— Готовь ленту!

Тибаев и Макаренков спешили на по-
мощь. Их пулемёт, установленный Ha
фланге, вл огонь почти беопрерывию. Уже
уного немцев легло’ на поле, поросшем
‹рными травами, но контратаки продол-
дались.

А в поллень появились немецкие танки,
Пять бронированных малпин шло на тран-
lew, прямо на расчёт Василенко. Увидев
замешательство товарищей, которые жда-
Ml OT командира решения, сержант твёрдо
сказал:

— Стоять на месте! Будем отбиваться
транатами. !

Они подсчитали запасы. У них ‘было
веналцать транат, из «которых только
пять противотанковых. Межлу тем немен-
110 танки подходили во ближе и вели
OOH но нашим. позициям. =

Тено прижавитись к глиниетой стенке
траншеи, сжимая в руках гранаты, пуле-
уётчики ждали. Каждый из них помнил:
таавное сейчас — выдержка; He BBICY-
нуться раньше времени, не обнаружить
colt. И гкогла ‘танки подползли copceM
близко, когла казалось, что чёрная броня
В-вот закроет солийе, пулеметчики под-
нялись, и в волущую мантину полетели
транаты. Во пять танков открыли отонь
по расчёту. Был тяжело ранен красноар-
мвец Глухтаев, но храбрецы/не дрогнуля.

Бой продолжалея не больше минуты. Ве-
тущий танк влруг остановился, черные
клубы лыма повалили из пего, и он зато-
релся. Немецкие танкисты выпрытнули из
мати и’ хотели бежать, но пулеметная
очередь Вавиленко ‘скосила о их. Остальные
Четыре танка. опасаясь разлелить участь
‘горевшего, повернули обратно.

Посло этого гитлеровцы уже не пыта-
яиь занять траншею.

* Е *

Orerynas, враг цеплялея 8a каждую
вкладку местзюсти, за каждый бугорок. На
пруй стороне маленькой речки, на кру-
том берегу раскинулись хаты села. Засев
в этои селе. немцы обстреливали противо-
положный берег.

Первыми сбежали вйиз, к узенькой по-
меке реки наши автоматчики, Пулемёт-
ЧИКИ полдерживали их’ огнем. т
Тостоглодов. прижавигиев к своему «Man-
симу», стрелял ‘без передышки.

В то время, когда длилная очергдь пел-
ходиль к концу, раздался сильный взрыв.

НО;

(Ст военного ксореспондента  «Иравды»)

Востоглодова отбросило от пулемёта и боль-
но ударило о землю. Нрошли напряжённые
секунды ожидания, в которые солдат” ре-
шает только один вопрос: «Цел ли?» Ну-
лемётчик омахнул землю с глаз, повернул-
ся. Резкая боль в ноге вернула его к дей-
ствительности. Костоглодов оглянулся —
рядом лежали убитые и раненые това-
рищи, из ложбинки бежали санитарье. Спя-
PHIOH оттолкнул подбежавиего санитара,
сердито закричал на него: :
Куда лезешь? Не видишь, — жи-
вой я, живой! Бинт давай сюда! ы

Он сел на землю и сам себе перевязал
рану. Всё это продолжалось минуты.
Сквозь пулембтную трескотню и взрывы
мин Спиридон Костоглолов услышал крики
внизу, У речки. «Пехота аошла, — поду-
vax on, — Надо поддержать». Превозмо-
гая боль, ем пополз в пулембту и © тру-
лом потащил ero на высоткуа «Максим»
казалея ему громоздким, тяжёлым.

С высотки Спирилон увидел противопо-
ложный берег. Группа немцев выползла из
своих нор и обстреливала наших пехотин-
цев. подобравиихся к речке. Бейцы снизу
стреляли в немцев, но безуспешно: берег
Укрывал грага. Костоглодов навел. пуле-
мат и выпустил длинную очередь. Не-
сколько титлеровцев остались лежать на

земле, Остальные побежали к домам, но

свинцовый дождь настигал их, и они пз-
jain лицом в землю. Воспользовавшись
этим, наша пехота форсировала речку-
От потери крови и усталости у Косто-
тлолова кружилась голова.
Но рот опять начали рваться мины.

мундиры. Бойцы
было мало,
шли.

В этот именно момент и появилея на
высоте, ад’ютант Спивак. Он легко спрыг-
нул в окоп и закричал:

— Держаться до последнего!’ Отходить
некуда: сзади река.

отетреливались, но их
ий Цепи немцев веё шли и

Его слова разнеслись по цепи, и ‘все

поняли, почувствовали Роем серлнем: отхо-
дить нельзя, нужно стоять насмерть.

Немцев было в несколько раз больше.
Им удалось ворвалься в траншеи. Завяза-
лась рукопашная схватка. Должно было
произойти нечто невероятное, чтобы  побе-
да в этом бою досталась горсточке бойцов.
И это невероятное произошло. Алх’ютант
Спивак, отбиваясь от нескольких гитле-
ровцев, бросился на вражеского пулемёт-
чика, оглутил его ударом приклада и, за-
владев пулемётом, начал косить немецких
солтат. ; `

Подвиг ал’ютанта решил судьбу боя.
Немцы, потеряв много. убитыми и ране-
ными, откатились^ назад, их контратака
прозалилась.

Вскоре, собрав силы, противник прел-
принял втодую контратаку. Опять лавина
залёных мунлиров лвинулась на окопы.
Й опять ал’ютант Спивак сказал коман-
  eipaing и бойцам:

Держитесь, товарищи. Налта возь-
мет! Мы сильнее.

Он. первым. бросился на врага, и RCE
устремились за ним. Вражеская пуля сва-
лила героя. Но его боевые лрузья не дро-
тянули. Они с удвоенной яростью ринулись
Ha немцев и отбросили их назал.

фах

Команлир санитарного взвода Пётр Пет-
рович Петров весь лень находился в ря-

и опять Bosse Самого уха зажужжали дах. наступающих. и.
пули. «Заметили, сволочи!» — выругался 38 три ня, Петров вынес с поля 60я
Костоглолов и стал бить по домам на том   около 80 бойцов и командиров. Тут же

берегу. у
Вторично его ранило в правую руку,
он уже не мог ни стрелять, ни «делат

себо перевязку, и ето унесли в санитар-
ную часть. Ему перевязаля раны и посла-

ли в машине, отвозящей раненых в тыл.

Но Спирихон Костоглолов к мапгине не по-
бл. Он сол на землю и упрямо покачал

головой:

возле боевых порядков наших подразделе-

и! ний, он перевязывал раненых и отпра-
ь ВЛЯЛ их в санитарную часть.

Пулембгтики шли впереди. Пётр Петро
вич заметил. что несколько из них оета-
лось неподвижно лежать на з6мле, взры-
той немецкими минами. Он тотчае же по-
полз туда, в трохот сражения, и начал
ваного за друтим перетаскивать раненых
пулемётчиков в овраг. Еще не закончив

— Никуда я во поеду. Мне и ео перевязки, Нетров увилел, как немецкий
неплохо. Дня два BOT OMIOXHY, HM ОПЯТЬ т разорвалея возле нашего орудия,

в 60й. ж + = которое вело огонь прямой наводкой. Он
поспешил. туда.

Ат’ютанта Слтивак все называли запро- Он был почти уже у цели, когда с9-
сто Мишей. Подвижной, весёлый, Де-  всем близко разорвалея снарях. Петрова
ловитый, Миша- всегда появлялся Там, где ранило в челюсть, повредило язык. В са-
былое трудно. все уже знали: т0, ЧТо  нитарной части его перевязали. Перед

говориг Миша, не подлежит никакому 60-   отправкой в тым оН знаками попросил ка-
ипению. потому что так приказал, так ре-   ранлашг и бумагу. И только тут раненые
шил, так думает командир полка — в66- и окружающие. поняли, что говорить он
общий любимец подполковник Гребнев. но может. На листке бумаги Петров уста-
‚В тот лень шёл жаркий Gol 3a T0C-  jo% рукой написал:

полетвующую высоту на бёрегу реки. Бой-  «Чуть будет лучше, пемелленно вернусь
цы выбили немцев

вьыпоту, но титлеровцы подтянули, резервы
и пошли в контратаку. Как злобная” са-
  ранча, надвигались на траншеи зеленые

из трапшей, заняли; свой полк и за свою кровь отомщу».
А. РОСТКОВ.

Юго-западнее Харькова. (По телеграфу).

Западнее Сталино

ЮЖНЫЙ ФРОНТ, 12 сентября. (Восн.

‚  иерр. «Правхы»). Наступление наших ча-

отай запарнее г. Сталлчю ‘ продолжается.
Hawt пехотинцы, тазюлуоть, контитюи взя-
ля новые населезные пункты, сстевляя
в тылу Лонбаюс.

Немцы сопротивляются. Вчера они бро-
сили в бой много пехоты и танков. В од-
ной дерезне наши подразделения встретили
атаку немецкого батальона, поддержанного
15 танками. Они её отбили и прошли впе-
рёд, заняв до вечера еще четыре деревни.
Немцы редко контратакуют ночью. Но вче-

‚ра предприняли ночную контратаку. Баталь-

он пехоты, поддержанный артиллерией и
семью танками, попыталея нанести удар из
занимаемой им деревни на деревню Opexos-
ка. Ночной бой был непродолжительным.
Отразив натиск врага, наша чаеть не толь-
ко удержала деревню Ореховка, но заняла
деревню, из которой немцы атаковали, д по-
гнала их дальше. }

Вчера казачья кавалерийекая часть ата-
ковала немцев и вырубила в олном бою
более 700 саллат и офицеров. Казаки бе-
рут ботатые трофеи.

Исторические события последних лней —
освобождение Донбасса и нряказы Верхов-
ного Главнокоманлующего с благодарностью
поблестным воинам юга — вызвали новый
прилив энтузиазма на фронте.

М. ШУР.
—о— Е
Новые удары

по кораблям врага

КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 12 сентября. (Воен. корр. «Прав-
ды»). Вести о эзмечательных п ах Крас-
ной Армим вослушевляют моряков-балтий-
цев на новые боевые дела. Изо дня в день
наносят оши грозные удары по кораблям и
войскам противника. } \

На-лнях одержал новую победу извест-
вый летчик-торпетоносец гвардии старший’
лейтенант Разгочич. Совершая далекий воз-
душный рейд над вражескими водами, он
обнаружил немецкий транспорт водоизме-
шением в 3.000 тонн. Суля по глубокой
осалке, транкпорт шёл с полным грузом.
Атака была мастероки проведена Разгоня-
ным. Торпеда попала прямо в цель. Транс-
порт быстро пошёл ко дну.

Третью по счету победу одержал гвар-
Mu капитан Васильев, Оч тоже контроли-
розал на своем торпедоносце тыловые мор-
ские коммуникащии противника. На рассве-
те был обнаружен неприятельский транс-
порт. Васильев стремительно атаковал его:
Раздался сильный взрыв. Еще один немец-
кий транспорт водоизмещением в 3.000 тонн
был потоплен.

Высокое мастерство проявили во время
очередной боевой операции балтийские
штурмовики и истребители. В заливе был
обнаружен отряд вражеских кораблей. Два
самолета «Ильющин-2», ведомые летчиком
Косаревым, атаковали их. Прямым попада-
нием бомбы олин сторожевой корабль был
поврежден. На нем возник пожар. Другая
труппа штурмовиков, возглавляемая  гвар-
дейцем Набатовым, потопила сторожевой
корабль. Но враг был еще не добит, и в
атаку бросилась третья группа штурмови-
ков, которую вел летчик Баженов. В ре-
зультате был пушен ко дну вражеский
минный заградитель. Прикрывавшие ’ штур-
мовиков истребители «Яковлев-7» и «Ла-
вочкин-5» скозали боем немецкие самолеты,
появявииеся в районе операции. Пять не-
приятельских самолетов были сбиты и один
поврежден,

Лунной ночью балтийские торпедные ка-
тера шли в водах противника. Поиски вра-
га долго были безрезультатными. Наконец,
Ha горизонте показался темный силуэт.
Балтийцы пошли на сближение и увидели
вражеский сторожевой корабль, лежащий в
дрейфе, и около него дза сторожевых ка-
тера. Неподалеку дрейфовал еще один не-
мецкий сторожевик:

Командир катера старший лейтенант Ва-
силий УКильцов получил приказ атаковать.
Противник олкрыл сильный огонь, но катер
упорно шёл боевым курсом. Залп! Тарпеды
пошли к цели. Через несколько секунд
раздался мощный взрыв. Катерники увиде-
ли впереди большой столб дыма и пара.
Сторожевой корабль и катер врага зато-
нули. i

Спустя несколько дней мастер торпедно-
го удара одержал еще одну победу, пото-
TMB неприятельский тральщик. Сейчас на
боэвом счету Жильнова четыре потоплен-
ных корабля противника.

Н. ВОРОНОВ.

Совещание агитаторов,
работающих среди бойцов
нерусской национальности

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 сентября.
(Воен. корр. «Правды»). Состоялось фрон-
товое совещание агитаторов, работающих
срели бойцов нерусской национальности:
Капитан Файзуллин сделал доклад об изу-
чении книги товарища Сталина, капитан
Керимбаев доложил о всеармейском ‹сове-
щании агитаторов, работающих среди бой-
цов нерусской национальности. Гвардии
лейтенант Исхаков рассказал © том, как
фронтовая татарская газета популяризирует
подвиги бойцов татар, узбеков, казахов
й др.

С большим интересом были выслушаны
рассказы участников всеармейского сове-
щания -— сержанта Сабитова, красноармей-
ца Якубова. Сим поделились опытом своей

работы.

ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ

Политическая работа
срели шахтеров

‚ Начиная е марта текущего года, ный
нат «Карагандауголь» из месяца в месяц
выполняет и неревьшолняет производствет-
ные задания. Многие шахты, в чаетности
18-я. 18-бие, 33/34 и другие, досрочно
гыполняв  8-месячный план,

ний Дараганды, метко критиковал серьез-
ные недостатки баесейна. При этом оп вос-
певал героические дела передовых метал-
лургов, достижения оботатителей, кующих

на трудовом фронте побеху над ненавист-

выдали ным врагом. Кошен Елеуов, отвечая в своей

на-гора в фонд Главного Командования ты-  песне на замечания Шаптубзя, в свою оче-

сячи тонн утля сверх плана.

редь кратиковал недостатки медников Бал-

Потему добычи угля во многом 10с0б-  хана и отдавал должное людям. самоот-

стровала усиление мзесово-иелития еской ра-

боты среди шахтеров. Сотня агитаторез
стали регулярно посещать общежития,

верженню работающем на шахтах утольной
Караганды.
Песни акынов прерывались репликами и

квартиры рабочих, выступать в нарядных.   остроумными замечаниями сидящих в юрте

На шахтах выпускаются сатирические
агитокна. бичующие носителей тазболтан-
ности и лодырей, издаются плакаты, Opo-

} шюры, пропагандирующие опыт’ иередовых

стахановцев. Редакции областных газет из-
дают спепиальные листовки 09 опыте пере-
довых шахтеров ведущих профессий.

В бассейне регулярно проводятся массо-
вые рабочие собрания. В связи © перво-
майским приказом товарина Сталина на
40 рабочих собраниях © докладами высту-
пили секретари обкома. торкома, райкомов
партии и другие руковолящие работники из
областного и торолекого актива.

Интерес к собраниях был изключитель-
ный. Присутствовало около 20 тысяч тор-
някоз и членов их семей. Были разобраны
и обстоятельно раз`яснены вопроеы, инте-
ресующие рабочих. В свою очередь герия-
ки внесли много трактических прелложе-
ний по улучшеняю работы шахт.

Следующие собрания были посвящены
«Итогам двух лет отечественной войны».
Они состоялись уже на всех шахтах и про-
шли также с большим нод’емом. На собрания
вновь пришли тысячи людей. Последующие
собрания, например, посвященные итогам
судебного процежа ло делу о зверствах
неуецко-фалтистоких захватчиков и их по-
собников на территории Етаснодата и Крас-
нодарокого края, мы стали проводить на
казахоком и русском языках. Это еше
больше позы”яло иттерес к собраниям.

Большим успехом у нас пользуется со-
весшенно нозая форма агитационно-массо-
вой работы — айтыю, состязание народных
`акыков.

Издавна нафодные акыны Казахстана
проводили поэтические состязания, воспе-
вая народных героев, достоинство своего на-
рода.

Во время состязания устами паролных
певцов в дохолчивой песенной форме кри-
тикуются нелостатки, упущения отдельных
работих, бригал, участков и предприятий,
нераспорядительность, косность и бюрокра-
тизм некоторых пуковолителей. В то же
время акыны образным словом, метким
сравнекияег вословают героев труда.

Первый такой айтые в Караганде прове-
ден в июне текущего года между предета-
вителями лвух крупнейших шахт бассейна
№№ 18 и 20. Он значительно способствовал
под’ему пролзводительности труда, уетране-
нию нехостатеов. мобилизатли горняков на
еще более самоотверженный труд.

Очередной айтые состоялея в ‘августе.
Вот как он проходил. Сцена театра пред-
‘ставляла собой огромную казахскую юрту.
В ней на одной стороне сидели представи-
тели города меди-_Балхаша во главе © за-
служенным деятелем искусств Казахской
ССР народным акыном Шапгубаем Колкар-
баевым, напротив — представители уголь-
ной Караганды в) главе с народным акы-
ном Кошеном Елеуовым. Шашубай Kom-
карбзев в своей песне, не умаляя достиже-

почетных людей Каратанды и Балхаша,
шахтеров, находящихся в’зале.

В заключение выступил заслуженный
теятель искусств Казахской СОР народный
акын Доскей Алимбаев. Он‘тризвал утоль-
щиков и мелников быстрее ликвидировать
отставание некоторых шахт м отдельных
предприятий и притти к 26-й головшине
Великой Октябрьской социалистической ре-
волюции < новыми победами.

С содержанием айтыса мы пейроко зна-
комим рабочих угольной Катаганлы и мед-
ного Балхаша. Во всех общежитиях, крас-
ных уголках, клубах проходят читки ма-
тёризлов айтыса, устранвалотся беседы.

Особенно большой интерес к политиче-
ским мероприятиям проявляют горняки
сейчас, в дни убтепеното наступления
Воаеной Армии. С огромной радостью бы-
ла юотречена в Raparamge весть 06 осво-
божденити OT немецклх захватчиков все-
союзной кочетарюм, важнейшей металлу-
пической базы страны —= Дозбасса. В Ва-
раганяе работают сотни пдонепкнх птахте-
ров. Жиро интересует каждая весточ-
ка, поступающая с родных мест. Шахтеры
Каратанлы ес исключительным вниманием
следят за успешным продвижением Ёрах-
ной. Атмии и за всеми мероприятиям;
направленными на возрождение Донбасса.
Этот закюмный шнтерее советеких лталрио-
тоз’ партийные ортанизащии области стара-
ютея полностью удовлетворить.

Повышение качества агитации, размах
ее потребовали серьезного укрепления с5-
става агитаторов, пополнения наиболее под-
готовленными людьми. В качестве алитато-
ров мы пеироко привлекли интеллигенцию:
инженеров, мастеров, механиков, а также
передовых рабочих.-

Областной комитет партич проявляет
серьезную заботу о повышении идейно-по-
литического уровня агитаторов. Мы, напря-
мер, стала систематически, два-три раза в
месяц, проводить при первичных парторга-
низациях специальные семинары. Эти се-
минары носят не только инструктивный, но
и отчетно-проверочный характер. Атитато-
ры сообщают о проделанной работе и тут
же ‘получают конкретные задания. Такой
порялок проведения семинаров значительно
активизировал работу атитатоеров, сделал ее
более содержательной.

Требуя от руководящих партийных ра-
ботпиков личного участия в атитационной
работе, областной комитет партии помотает
партийному активу постоянно быть в курсе
текущих событий, неустанно повышать
свой идейно-политический уровень.

Углубленная работа с кадрами агитато-
ров, лекторами, партийным активом значи-
тельно усилила действенность политической
агитация, а это, несомненно, играет боль-
шую роль в прололжающемея под’еме добы-
чи угля. ant

Амир КАНАПИН.

Секретарь Карагандинского обкома
КП(б) Казахстана по пропаганде.

т

ОБЗОР ПЕЧАТИ

Газета, оторванная от жизни

Не так давно читатели газеты «Комму-
нист Таджикистана» узнали, что в одном и?
районов города Саратова нарушают правила
местной противовоздушной обороны. Каза:
лось, с чего бы вдруг в сталинабадской га-
зете критиковать саратовских работников
МЛПВО. Но читателей «Коммуниста Таджн-
кистана» это не удивило. Им приходилось
читать в своей газете, например, и о том,
что в Рязанской области часть руководящих
работников самоустранилась от политиче-
ской работы среди сельского населения, и
о плохой доставке газет на. село в Воронеж-
ской области и т.д.

Всё это об’ясняется очень просто: редак-
ция не очень-то затрудняет себя изучением
местной жизни, местных фактов. Куда легче
и спокойнее перепечатать передовую статью
или другие материалы из центральных га-
зет. И критика в них содержится, и обижать-
ся за такую критику никто в республике не
станет.

Газета очень слабо осведомлена о жизни
партийных организаций республики. Ocse-

`щая различные партийные совешания и за-

седания, редакция не считает нужным, од-
нако, пересказывать хотя бы вкратце вы-
ступления участников того или иного созе-
щания, их критические замечания, предло-
жения, Все отчеты ограничиваются. изложе-
нием лишь докладов руководящих работни-
ков.

Статьи на партийные тёмы появляются в
газете от случая к случаю, ‘газета уходит от
злободневных, острых вопросов партийной
работы. О жизни партийных организаций,
отдалённых от Сталинабада, Горно-Бадах-
шанской, Кулябской и Гармской областей,
газета. совершенно ничего не сообщает.

Местного материала в газете вообще очень
мало. О промышленности Таджикистана га-
зета пишет крайне редко. Как правило, ре-
пакция ограничивается сухими информаци-
онными заметками о ходе выполнения пла-
нов. Газета проходит мимо недостатков в
работе промышленности, не замечает от-
стающих предприятий, а таких немало в
республике. Редакция не ‘уделяет никакого
внимания развитию местной промышленно-
сти, хотя в Таджикистане ещё очень мало
сделано для использования местных источ-
ников сырья и топлива. i

Время от времени в газете появляются
подборки на ‘сельскохозяйственные темы.
Газета, например, призывала:

«По-военному готовиться к уборке уро-
жая».

«По-боевому провести весь комплекс лет-
них сельскохозяйственных работ», `

«По-фронтовому провести весь комплекс
летних сельскохозяйственных работ».

«По-военному провести междурядную об-
работку хлопчатника».

«По-военному проведем уборку урожая и
хлебопоставки».

Эти подборки так же, как их заголовки,
поразительно похожи. одна на другую. Все
статьи и заметки на сельскохозяйственные
темы принадлежат перу 3—4 штатных со-

трудников редакции. Все они пишутся по
одному шаблону: несколько общих приме-
ров успешной работы колхозов, несколько
примероз неудовлетворительной работы кол-

хозов и в заключение невнятные поучения

по адресу районных или областных орга-
низаций. Газета не показывает опыта рабо-
ты передовых колхозов, лучших стаханов-
цев. Свои критические замечания авторы
чаше всего адресуют к руководителям во-
обще, к «некоторым» или «к ряду» работ-
ников, не называя имён. Нередко оценки
газеты сопровождаются оговорками, кото-
рые делают критику ещё более уклончивой
и неопределённой.

По поводу слабой ‘дисциплины в колхо-
зах Курган-Тюбинского района газета, на-
пример, писала: «Районный комитет партия
и райисполком смотрят Ha это нетерпимое
Дело, вядимо (?), сквозь пальцы».

В статье об охране урожая газета утверж-
дала: «Ошибки и недочёты прошлого года,
видимо, ничему не научили некоторых py-
ководителей колхозов, а также партийных
и, советских организаций на местах».

Мудрено ли, что критические замечания
газеты обычно проходят бесследно. Газета
глубоко не изучает явления, не выясняет
коренных причин недостатков.

С фронтов отечественной войны трудя-
щиеся Таджикистана получают волнующие
письма. Земляки-фронтовики пишут о своих
боевых делах, © лютых злодеяниях немец-
ко-фашистских захватчиков, о своей нена-
висти к врагу. Таджикский народ гордитея
своими ‘славными  сыновьями—героями Не-
гматом ‚Карабаевым, Ибрагнмовым и дру-
гими. На боевые подвиги Красной Армии
трудящиеся Таджикистана отвечают само-
отверженным трудом на полях, на фабри-
ках, заводах и нефтепромыслах. Побелы
Красной Армии вызывают новый прилив
трудового энтузиазма в республике.

Этот всенародный под’ём слабо отражает-
ся на страницах газеты. Письма фронтовн-
ков трудящимся Таджикистана редко появ-
ляются в газете, ещё реже встречаются от-
ветные письма. : (

Республиканская газета растеряла cBoli
авторский актив. В течение мая в газете
были опубликованы только 4 статьи и за-
метки внередахцщионных авторов. Всё oc-
тальное место в газете занимали перепечат-
ки из других газет, постановления местных
организаций, отчёты о совещаниях и’ мате-
рналы штатных сотрудников редакций. Не
изменилось отношение редакции к активу и
в последующие месяцы, В числе немного-
численных постоянных авторов газеты нет
ни одного рядового колхозника, ни одного
бригадира или председателя колхоза, ни од-
ного председателя кишлачного совета или
исполкома районного совета. Партийный ак-
тив также не участвует в газете.

Отсутствие авторского актива, оторван-
вость газеты «Коммунист Таджикистана» от
партийных организаций, от колхозов и пред-
приятий делают её серой, сухой, безжизнен=
ной.

<