Организаторы и руководители подаольной

\

комсомольской организации «Молодая гвардия»,
Ульяна Громова, Иван Земнухов, Олег Кошевой, Сергей Тюлении, Любовь Шевхова.

ПРА

ВД?

ИЕ ИЕ СЕЛО

которым

присвоено’ звание Героя Советского Союза ‘(слева направо):

‘

«Я, вступая в ряды «Мололой гвардии»;
уеред лицом своих друзей по оружию, перед
авцои своей родной, многострадальной зем-
1и, перех лицом всего народа торжественно
янусь:

Беспрекословно выполнять любое зада-
нех данное мне старитим товарищем.

Храпить в глубочайшей тайне все, что
заметсл моей работы в «Молодой гвардии».
Я клянусь метить беспошално за сожжен-
ные, разорбиные города и села, за кровь на-
них яюдей, за мученическую суерть три-
arn нахтёрюв-героев. И если для этой ме-
ет потребуется моя жизнь, я отдам ее без
утнуты колебания. . я

Если же я парушгу эту священную клят-
зу пд пытками лин. иля \из-3а трусости,
то пусть моб имя, мои Фодные будут навеки
прокляты, а меня самого “покарает суровая
рука моих товёрищей.

Кровь за кровь! Смерть за смерть!»

ту клятву на верность родине м борь-
бух последнего вздоха за ее освобождение
07 немецких захватчиков лали члены пол-
ьной комсомольской организации «Мо-
зая гвардия» в гороле Красполоне, Вэро-
пиловградекой области. Они давали её
изнью 1942 года, стоядруг против друга. в!
заленьхой горенке, когла проязительный

’

bheccmep

u

o¢o°9

А. ФАДЕЕВ
29°09

угоняли на рабекий труд в Германию. Поис-

окрики и брань полицейских еливалиеь ©

$

>

‚ 15 ноября группа Петрова Виктора осво-
тине гушераздирающие скены можно было  божлает из концентрационного лагеря в xy-
видеть. в эти дни на улицах городка. Грубые

торе Возлчанеке

i 75 бойцов и команлиров
Красной Армии;

рыданием отцов и матерей, OT юторых Ha-

е

ниЕов. Он говорил: «Ты лучше сделай, и о
твоих делах пускай расскажут люди».

Сергей Тюленнн был не телько сам
подвергнут жестоким пыткам — при нём
пытали его старую мать. Но как и ето
товарищи, Сергей Тюленин был стоек до
конца. :

Вот как характеризует четвёртого члена
штаба «Молодой гварлия»—Ульяну Громову

Через

(Or воепного корреспондента «Правды»)

В час, котла пишутся эти строки, над.
Десной идёт бой. На крутых берегах реки,
в широких плёсах, на переправах рвутся
вражеские енаряды и мины. Нах перепра-
вами; сделанными ночью иокуеными, во6-
могущими руками солдат, висят, «Юнкер-
сы». Ho ни’ смертоносный  отонь, о ни
бомбежки уже неё мотут остановить лере-.
правляющиеся на ззпалный берег подраз-
деления. Рядом © переправахи и паромами
снуют челноки, простые дощаники, наскоро
ебятые из брёвен плоты.

Переправа идёт уже день, второй, тре-
тий. Переловые полоазделения уже hopeapo-
вали реку и теперь, окопавигиеь на. отби-
тых У немцев плаплармах, ведут ожесточен-
ный бой, обеспечивая тем самым переправу
основных сил. Donne

Река Десна — довольно крупная прегра-
да на пути движения наших частей. В сво-
ем среднем течении она глубока и широ-
ка. Западный берег Десны, избранный нем-
пами как оборонительный рубеж, — высо-
кий, изрезан глубокими, зароспими кустар-
никами, оврагами. Отходя под натиевом
напеих войск, противник намеревался. при-
  крырься этой рекой и остановить нае.
  Они охазывают ожесточенное сопротив-
ленае. На берегах Десны ихут сражения,
ожесточение которых доходит до наивыелеего
предела.

Попвыми переправились через Десну
подразделения тл. Широкова и Тугаливи-
ли. Ранним утрем при поддержке артилле-
рии они перебросили на лодках нз затад-

Десну

<

Немцы напрягали все усилия, чтобы
сбросить нашн подразделения назад. С ут-
ра.и до вечера противних бомбил исрепра-
вы и берег, где успели заврениться напеи
бойцы. Самолёты налетали групиами по 20
и. 30: штук. От взрывов б0мб м снарядов
все, потонуло в черной пыли. За день нех-
цы, сделали 500 ‹амолётовылетов. Берег,
отроейанный нашями подразделениями, бес-
престанно обстреливалея из орудий и ми-
номётов. В течение дня противник пред-
приняя 28 контратак. Целый день пма Ha-
пряженная борьба. Напги солдаты и офице-
ры ещё раз показали свою непоколебимую
стойкость и мужество. Подразделения эы-
держали сильнейшую бомбежку, отбили все
‘контратаки и продвинулись втерёл. В пер-
вый же день нами было занято три насе-
лённых пункта на западном берегу Десны.
`° Против подразделений Широкова и Туга-
швили враг бросил 300 автоматчиков. Зная
свое превоеходетво в силах, немпы пети во
Boch рост. Но поихическая атака, к кото-
  рой теперь немцы прябегают весьма ред-
‘xo; He испутала нальих бойцов. Они вотре-
тиди нехчуру губительным ружейно-пуле-
мётным огнем и отбросили её обратно.

В этом бою был ранен командир -
ков. Наскоро перевязав рану, отважный
русекий офицер продолжал руководить опе-
ралией,

На второй день завязалась еще более
ожесточенная битва. За день немцы пред-
приняли до 25 контратак. Самолёты боль-
DIEM групнами висели в воздухе и бомбили

сильно отрывали дочерей и сыновей.

И странитьи ялем лжи: распространяемей,
гнусными немецкими газетенками и’ листов-
ками, о падении Москвы и Ленинграла, о
гибели советского строя стремился выродок-
немец разложить дупгу советских людей.

Люди старших поколений, оставшиеся ‘в
городе Краенодоне для того, чтобы ортани-
зовать борьбу против’ немецких оккупантов,
были скоро выявлены вратом и погибли OT
его’ руки или вынуждены были екрыться,
Вея-тяжесть брганизации борьбы © врагом
выпала на плечи можедёжи. Так осенью
1942 гоха сложилась в’ городе” Краснолене
поднольная оргайизация «Молодая  твар-
Дия»:

Это была наша соъетская молодёжь — та
самая, которая растёт вокруг нас, воситы-
вается в советской школе, пконерекими от-

по заданию штаба в пемецкие учрежления,   власть посредетвом

‘блестящую операцию по поджогу номедкой   ным

В начале декабря группа Монкова на до-   Мария Андреевна Борц, ‘учительника из!

pore Браснодоп-— Свердловск сжигает 3 &8- г. Краснодона. «Это была левушка высо-
о $ бензином.   вого роста, стройная брюнетка с выющи-
ерез несколько дней после этой опера-   мися ‘волосами и красивыми чертами ли-
ции групоа Тюленина совершает на дороге   ца. Её чёрные; нронизывзющие глаза по-
Краснодон--яРовеньки вооружённое нацаде-   ражали своей серьёзностью и умом... Это
ние на-охраву, которая гнала 500 голов   была серьёзная, толковая, умная и разви-
скота, отобранного у жителей, Увичтожает   тая левушка. Она не торячилась, как лру-
охрану, скот разгочяет ио степи, : гие, и не сыпала проклятий мо адресу
Члены «Молодой гвардии», устроивииеся   истязателей... «Они думают удержать свою
террора, — говорила
предиряятия, умелыми маневрами тормозяг/ она. — Глупью люди! Разве можно колесо
их работу; Сергей Левашюв, работая шофе-   истории повернуть назад...»
‚ром в гараже, выводит из строя одну за ХРУ-  Левочки попросили её прочесть «Демо-

той 3 машины; Юрий Виценовекий устраи- па». Она сказала: «С удовольствием! Я

не eet ne   «Демона» люблю. Каков это замечательное

В ночь с 5 na 6 дегабря хтважная тройка   произвеление. Подумайте только, он вос-
молодоРвардейцев — Люба Шевцова, Сергей   стал против самого бога!» В камере ста-
Тюленин и Виктор Лукьянченко проволят  ло совсем темно. Она приятным, мелолич-

голосом начала  читалъ... Вдруг

прикрытия. Немцы заметили переправляю-
щихся и обрушили на этот отрезок реки
массу спарядов. Тогда переправа была пе-
ренесена ниже. Была переброшена еще одна
трупаа. Подразделения Пирокова к Туга-
швили быстро переправились через рубеж
и, не останавливаясь, ринулись в бой. Од-
новременио реку форсировали другие под-
разделения, которые также пошли на штурм
немецких позиций.

$

ный берег первую групну автоматчиков для   переправы и занятый нанвми подразделе-

иями берег. Напеи части не только суме-
  ти выстоять и отразить вое контратаки, но
осуществляли перехраву в ещё больших
масштабах. a

На высокий западный берег Десны пере-
правляются все новые и новые подразде-

— Я. МАКАРЕНКО.
Действующая армия, 14 сентября. (По
телеграфу). :

Наступление

Многочисленные дороги ведут на запад.

Бесконечными лентами выются они меж  лись в атаку.
Ifo дорогам дви- заслон х достигли окраины города. Немцы

полей, оврагов и лесов.
  жутся колонны танков и автомашин, тя-

(От воеяного корреспондента «Иравды*)

вались на правом берегу ИЧсёла и броса-
Они смяли неприятельекий

яростно зангищались. Но пока шли бои на
окраине Гадяча, лругие наши

тачи ташат орудия, бофым шагом дут   северной

PRAM,  комсомольскими  ортанизациями. ONDA труда. Уничтожанием бирлеи со ВСеМИ   тиштину вечерних сумерек пронизал ликий

COME ветер завывал нах порабошелной

опустошенной землей Донбасса. Маленький

полок лежал, затаивитиев во тьме, в гор-
цких домах стояли немцы. одни пролаж-’
ме шкуры-полицейские да заплечных дел
хастера из гестапо 8 эту темную ночь обша-
вали квартиры граждан и зверствовали
зсвоих застенках. 4
(тадитему из тех, кто давал клятву, было
1евятнахцать лет, а главному организатору
и влохновителю Олегу Кошевому— всего
шестнаацать. р
Таз в дни тятчайших попытаний нашего
народа самое юное поколение борцов за
свободу и счастье родной земли повтори-
ло бессмертную сталинскую клятву, про-
  звучавшую. много. лет»-назад -©. трибуны
TL С’езда Советов:

— Клянбмся тебе, товарищ Ленин, что
мы не пощадим своих сил для того, чтобы
ВЫПОЛНЯТЬ © ЧФСТЬЮ и эту твою заповедь!

Сурова и неприютна открытая донедкая
степь, особенно поздней осенью или зимой
под леленящим ветром, когда смерзается.
тохьями черная земля. Но это наша кров-
ная советская звиля, заселенная могучим и
славным угольным  нлеменем,  лающая
энергию, свет и тепло нашей великой рохи-
не, За свободу этой земли в гражданокую
зайну сражались лучшие ее сыны во главе
е Климох Ворошиловым и Александром
Пархоменко. Она породила прекрасное ста-
хановское движение, преобразующее лик
всей нашей земли. Советский человек глу-
(око проник в недра донецкой земли, и по
неприютному лицу ее выросли мощные
заводы — гордость нашей „технической
мыюли, залитые светом Col -гические
тора, наши школы, клубы, театры,

Tle распветал и раскрывалоя во всею CBOW

духовную силу великий советский человек.
I por ary землю топтал ‘враг, выродок-
немец. дн шел по ней, как смерч, как чума,
повергая во тьму города, превращая шко-
` лы, больницы, клубы, детские ясли в ка-
зармы для постоя солдат, в конюшни, в за-
стенки гестапо.     7

Огонь, веревка. пуля и топюр —ф эти
страшные орухия смерти -— стали постоян-
ными спутниками жизни советских людей.
(оветокие люди были обречены на муче-
ния, нехыеслимые с точки зрения человече-
ского разума и совести. Достаточно сказать,
что в тородекох парке города Краснодона
немцы живьем зарыли в землю тридцать
челозек шахтеров за отказ явиться на те-
тистрацию в немецкую «биряху труда». Ко-
па горох был освобожлен Красной Армией
и начали отрывать погибиних, они так и
(Moat в земле: сначала обнажались головы,
потом плечи, туловаша, руки:

Ни в чем не ловинные люди вынуждены
были ухолить © полных мест, екрываться.
Рушились семьи, «Я распрощалась с папой,
1 с16зы ручьяхи потекли из’ глаз, — рас-
‘казывает Валя Борц-— член организации

„ Молодая тварлия», — Какой-то неведомый

’ / и1ое, казалоеь, шептал: «Ты его видишь в
пеледний раз». Он пошел, a я стояла ло
тех пор, Пока он скрылся из глаз. Сегодня
еще этот человек имел семью. утол. приют,
тей, а теперь он. каж бездомная собака,
лоджен скитаться. А сколько замучено,
расстреляно!»

Мождежь. всякими способами уклоняв-
Шуюся от регистрации, хватали насильно и

к

Полвиг офицер

ЮГО-ЗАПАДНЕЕ ХАРЬКОВА, 14 сен-
тября. (По телеграфу). На одном из участ-
  кв фронта против нашего батальона немцы
  босили в контратаку превосходящие, силы
  пехоты, поддержанные танками и самохол-
  выми орудиями, Создалась напряженная об-
  становка, которая еше больше усложнилась
  досле того, как из строя выбыл командир
) батальона. Среди бойцов произошло некото-
ое замешательство. Но это длилось всего
несколько мгновений.

— Слушай мою команду
стный голос заместителя команди
сна по политчасти гвардии стар

Тенанта Рахимкулова.

Пряказав бойцам окопаться, Рахимкулов
с группой автоматчиков зашёл во фланг
хонтратакующему противнику. Когда немцы
приблизились на 200—250 метров, батальон

открыл по нам ураганный огопь, а тем вре-

!--прозвучал вла.
ра баталь-
шего лей:

к

Враг стремился истребить в ней дух свобо-
ды, радость творчества и труда, привитые
советским строем. Й в ответ Ha это юный
советский человек, горде поднял свою голову.

Вольная советская песня! Она сроднилась
< советской молодёжью, она всегда звенит
в душе еб.

«Один раз идём мы с Володей в Овердлов-
ку к делушке. Было еовсем тепло. Детают
над головами транспортные немелкию само-
лёты. Идём степью. Никого крутом. Мы
пели «Спят курганы тёмныю... Вышел /в
степь донецкую парень молодой».  Нотом
Володя говорит:

— Я знаю, гле наши войска находятся.

Он мне начал рассказывать сводку. Я
бросилась к Володе и начала его обнимать».

Эти простые строки воспоминаний сест-
ры Володи (сьмухина нельзя читать без
волнения. Ортанизаторалеи и руководителями
«Мололой гвардии» были Кошевой Олег
Васильевич 1926 толь рождения, член
ВЛЕСМ с 1940 тол. Землухов Ивач Алек-

1925 года рождения, член ВЛЕСМ ‹ 1941
года. Векоре три патриота привлекают в
своп тяты новых членов оргаляиванил-— ИН я-
на Туркенича, Степана Сафонова, Любу
Шевцову;, Ульяну Громову, Анатолия Мопо-

Валю Бори и других. Олег Кошевой был из-
бран комиссаром. Комантирем птаб утвер-
лил Туркенича Ивана Васильевича, члена
ВЛЕСМ с 1940 года. {

И эта молодёжь, не ведавшая старого
строя и, естественно, не проходившая опы-
та похполья. в течение нескольких месяцев
срывает все мероприятия немецких порабо-
тителей и вдохновляет на сопротивление
врагу население горола Краснодона и окру-
жающих поселков —Изварино. Первомайка,
Семейкито. где ‹озлаютея ответвления орга-
низации. Организация разрастается до семи-
десяти человек, потом насчитывает уже
свыше ста человек —— детей шахтёров,
крестьян и служаших.

В характере организация, в методах, в

общем духе её сказывается преемственность

с великой бессмертной революционной пко-
лой Ленина и Сталина. «Мололая ввардия»
сотнями и тысячами распространяет листов-
ки-—— на базарах, в кино, в клубе. Лиетов-
ки обнаруживаются на здании полиции, да-
же в карманах полицейских. «Молодая гвау-
дия» устанавливает четыре рахиоприемника
и ежедневно информирует население о CBOI-
ках Информбюро. :

В условиях полпюлья происходит прием
в рялы комсомола новых членов. на руки
выдаются временные удостоверения, прини-
иаются членские взносы. По мере прибли-
жения советеких войск готовится воору-
чЕённое восстание и самыми различными
путями добывается оружие.

В это же время ударные группы проводят-

диверсионные и террористические акты.

В ночь © 7 на 8 ноября группа Ивана
Туркенича повесила двух полицейских. На
груди повешенных оставили плакаты: «Та-
кая участь ждёт каждого продажиого Wear.

9 ноября группа Попова Анатолия из до-
роге Гунлоровка--Герасимовха уничтожает
легковую мапеину © тремя выспкими немеп-
кими офицерами.

#

а Рахимкулова

менем группа Рахимкулова нанесла удар во
фланг. Контратака захлебнулась. В рядах
гитлеровцев началась паника. Бросая уби-
тых и раненых, они бежали с поля боя.

Немецкие танки и самоходные орудия на-
толкнулись на огонь противотанковых ру-
kei и отошли. еше райьше. Таким образом,
контратакующие к этому моменту не име-
ли прикрытия. ^ 4

Однако отступавших, гитлеровцев в глу-
бине. их обороны ждал новый сюрприз: пу-
ти отхода были перерезаны группой наших
бойцов под командованием гвардии млал-
него лейтенанта Буварова. Эта группа не-
заметно проникла в тыл немцев во время
сражения. о

Противник потерял в этом бою много
солдат и офицеров и был отброшен с вы-

nor бежа.
НИМ Капитан М. ВЛАСОВ

санарович 1923 тоха рождения; член ВЛЕСМ   подвергли члено
с 1938 г. и Тюлевин Сертей Гаврилович  ревлиие враги, с

ва, Николая Сумского. Володю Осьмухина,

в Германию.

документами мололотвардейцы спасли He- BOTEIS. Громова перестала читать и сказа-
«колько тысяч советских людей от угона ла: «Начинается!»

Слоны и крики Bee
усиливались. В камере была гробовая ти-

В ночь с 6 на 7 ноября члены организа-  шина. Так продолжалось несколько минут.
ции вывешивают на зданиях школы, быв- Громова, обращаясь к нам, твёрльм голо-

шего райпотребеоюза, больницы и На с4- сом прочла:

мом высоком дереве городского парка крас-
ные флаги. «Когда я увидела на школе
флаг, рассказывает жительница города
Краснодона Литвинова М. А.,—невольная
радость, гордость охватила меня. Разбудила

детей и быстренько побежала через дороту   а.

к Мухиной. Ве я застала стоящей в ниж-
нем белье на подоконнике, слезы ручьями
расползались по ее худым щекам. Она ска-
зала: «Марья Алексеевна, ведь это. сделано
для нас, советских людей. 0 нас помнят,
мы нашими не забыты», j

Организация была». раскрыта полицией
потому. что она вовлекла в свои ряды
<линком широкий круг молодежи, среди ко-
торой оказались и менее стойкие люди.

Но во время страшных пыток, которым
в «Молодой гвардии» озве-
невиданной силой рас-
 крылся нравственный облик юных патрио-
тов нашей советской родины, облик. такой
духовной красоты, что он! будет вдохнов-
лаять еще многие и многие поколения м0-
  подежи.

Олег Кошевой. Несмотря на свою моло-
дость, это великоленный организатор. Меч-
тательность соединялась в нем с исключи-
тельной практичностью и деловитостью. Он
был влохновителем и инициатором ряда са-
мых героических мероприятий. Высокий,
широкоплечий, он весь дышнал силой и здо-
ровъем, д не раз сам был участником самых
емелых вылазок против врага. Будучи аре-
стован, он бесил гестапозцев непоколебимым
презрением к ним. Его жгли раскаленным
железом, запускали В Тело иголки, но
стойкость и воля не покидали его. Ноеле

каждого «допроса» в ого волосах ноявля®

лись седые пряди. На казнь он шел север-
шенно седой.

Иван Земнухов—один из наиболее обра-
зованных, начитанных членов «Молодой
тварлии», автор ряда замечательных ли-
стовок. Внешне‘ нескладный, но сильный
‘духом, он пользовалея всеобщей любовью
 и авторитетом среди молодежи. Он славилбя
как оратор, любил стихи и сам писал их
(как, впрочем, писали их и Олег Кошевой
и многие другие члены «Молодой  гвар-
дни»). Иван Земнухов подвергался в за-
 стенках, самым зверским пыткам и истяза-
‘ниям. Его подвентивали в петле через спе-
циальный блок к потолку, отливали водой,
‘когда ‘он лишался чувств, и снова подве-
шивали. По три раза в день били плетьми
из электрических проводов. Полицяя упор-
но лобивалаеь от него показаний, но не
добилась ничего. 15 января он был вмеете
с другими товарищами сброшен в шурф
шахты № 5.

Сергей Тюленин. Э%0 маленький, по-
движной, стремительный юноша-подросток,
вепыльчивый, с задорным характером, сме-
Abii Jo отчаянности. Он участвовал во мно-

гих, самых отчаянных предприятиях
ий лично уничтожил немало  вратов.
«Это ‘был человек дела, — характери-

зуют его оставшиеся в живых товарищи. —
Не любил хвастунов, болтунов я бездель-

$

«Сыны снегов. сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем? Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали». ,
Ульяну Громову ‘подвергали нечелове-
ским пыткам. Её подвептивали за, воло-
 сы, вырезали ей на спине пятиконечную
  звезду, прижитали тело калёным железом
  раны присыпали солью, сажали на pac-
  калёиную плиту. М и перед о самой
смертью она не пала лухом и при помощи
шифрь «Молодой гварлии» выстукивала
через. стены ободряющие слова лрузьям:
«Ребята! Шо падайте хухом! Наши итут.
Крепитесь. Час освобождения близок. На-
ши имт. Наши итут...»

Её подруга Любовь Шевцова mo зала-
нию Штаб работала в качестве развехчи-
ка. Она установила связь с потполыцика-
ми Воротиловграла и ежемесячно по на-
скольку раз посещала Воронгилевтрал, про-
являя исключительную  пахотчивость и
смелость. блевшись в лучшее платье, изо-
бражая «ненавистницу» советской власти,
LOU крупного промышленника, она проня-
кала в среду неменких офипетов и похи-
Mata важные докумевты. ee пы-
тали дольше всех. Ничего не - лобивитись,
тородская полиция отправила её в уезд-
ное отделение жандармерии Ровеньки. Там
ей залоняли пол нотти’‘иголки, Ha came
вырезали звезду. Человек исключительной
жизнерадостности и силы луха, она, в0з-
вращаясь в камеру после мучений, на 30
палачам пела лесни. Однажды во время
пыток, заслышав шум советского самолё-
та, она влруг засмеялаеь и сказала: «На-
ши голосок подают». 4

7 февраля 1943 тода Люба Шевцова бы-
ла расстреляна.

Так, ло конца слоржав свою клятву, по-
тибло большинство членов  обтажизации
«Молодая твардия»,—в живых осталось
всего несколько человек. С любимой пес-
ней Влалимира Ильича «Замучен тяжелой
неволей» шли они на казнь.

В их подвиге, во веем их моральном 0б-
` лике выразились с огромной силой лучшие
черты людей лениноко-сталинекой закал-
ки. В них словно повторились черты луч-
ших людей нашего народа — Дзержинско-
го, Кирога, Орджоникидзе и многих других
славтых большевиков.

«Молодая гвартия» — это не. одиночное
исключительное явление на территории,
захваченной немецкими оклуучантами, Вез-
де и повсюду борется гордый совеговий че-
ловек. И хотя члены боевой организация
«Молодая гвардия» погибли в борьбе, они
бессмертны, потому что их духовные черты
веть черты нового Фоветского человека, чер-
ты народа страны сощиализма.

Вечная память и слава юным молодо-
твардейцам — героическим сынам бессмерт-
ного сорелекого народа!

Пусть трепенеут кровавые вемецкие пеы
неред расплатой— она настигнет их вез-
де, куда бы ни пытались оня скрыться OT

сваих преступлений!

Успешные ночные бои

ПАВЛОГРАДСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. 14
сентября. (Воен, корр. «Правды»). На Пав-
лоградском направлении наши’ части, пре-
ололевая сопротивление врага, продолжали
зести ‘вчера наступательные бои. На некото-
рых участках немцы предпринимали контр-
атаки силами от роты до батальона пехоты.
Контратакующих поддерживала артиллерня,
а также танки и самоходные. пушки. Наши
части отбивали контратаки и: улучшали
свои позиции. .

К вечеру бои приняли более острый и на-
пряженный характер. Отдельные рубежи и
населенные пункты по нескольку раз пере-
ходили из рук в руки, С наступлением но-
чи боевые действия не прекращались: На:
оборот, наши части усилили свой нажим и
добились существенных успехов. Нами был
захвачен крупный и важный в  тактиче-
скам отношении. населенный пункт, а так-
же полностью очищен от немцев районный

! центр Харьковской области Алексеевское.
В результате ночных боев ваши части
к сегодняшнему утру продвинулись вперед
на 6-10 километров.

Прекрасно действовали в этих боях ар-
тиллеристы, Батарея младшего лейтенанта
Татаренко в одном бою уничтожила 2 не-
мецких станковых пулемета, подавила че-
тыре огневых точки; истребила 25 гитлеров-
цев. Пять вражеских огневых точек раз-
громила батарея младшего лейтенанта Си-
дикова, Гвардии старший сержант Гильмут-
динов, выдвинувшись вперёд, в упор рас-
стреливал контратакующих гитлеровцев из
своего пулемёта, .

Несмотря на ненастье и грязь, наши бой-
цы движутся вперёд, освобождают от фа-
шистских палачей вовые села и города.

П. ЛИДОВ.
a

нехотинцы.

инских еёл освободили от немецких окку-
палетов.

На широком участке от Сум до
Halim части фореировали реку

устремились на запад. Бои здесь носят] удара,

скоротечный характер. Цепляяеь за про-
межуточные рубежи, противник всеми CH-
дали старается сдержать натиск напгих. ча-
стей то в ном, то в другом месте.
предпринимает контратаки, но все они оста-
ются безрезультатными.

Отражая контратаки  протавника, Ha-
ши части безостановочно продвигаются
вперёд. Они искусно преололевают вод-
ные преграды и всевозможные пренят-

CTBAA, сооруженные немцами. НТироко
применяя фланговые удары, советские
воины не дают противнику долго 33-

сижлваться на выгодных рубежах. Наши.
  подвижные части то и дело вырываются
вперёд, угрожая вражеским коммуника-
иям. Боясь окружения, немцы пшредпочи-
тают оставлять свои позиции и откаты-
ваться назад: ИИ

Упорный бой разторелея за город Гадяч

переправы через реку Иеёл. Ранним утром:
артиллерийские батареи открыли вильный

зали упорное сопротивление папгим.. частям.

Е

Ночь перед атакой никогда. не . может
стать привычной. Хоть люди, окружавшие
меня, уже не раз переживали и это TOMH-
лельное нетерпение. и душевное напряже-
ние, и внезапно наступившую тишину. хоть
все они знали свои силы и были уверены
‚в успехе дела, — их все же не похилало
какое-то возбужденное состояние. Оно дд-
же сказывалось сильнее солдатекой устало-
ети, и никто из них не мог уснуть. Lo pac-
света осталось еще пять часов, ‘надо было
лежать и ждать здесь, на опушке леса, за,
которым начинался тонкий мшанник. По
мшаннику этому уже прошла разведка, и за
ней капитан Дмитрий Гречинзников вывел
вой батальон на исходные позиции. На рас-
свете— атака, бой, удар по немецким укреп-
ленным узлам. продвижение на запад — по
проселкам, лесным дорогам, болотам.
В маленьком блиндаже капитан то скло-
нялся над картой, те очищал полевую сум-
ку, то уклалывал свой рюкзак, потом про-
гуливалея по ночному лесу, вновь спускал-
ся в блинлаж. поглядывал на часы, как че-
roger, собирающийся в дальний путь и боя-
щийся опоздать. :

Дежавший на Топчане капитан. Сергей
Уколов. начальник штаба. полвимал голо-
ву, когда входил комбат, и опять куталея в
шинель. «Не спишь. Сергей?» — спраши-
вал Гречишников. «Хорошо бы печку зато-
пить. все равло не уснеть», поднимался
Уколов. «Идем домой, Сергей. там теп-
лее», — замечал Гречишников.

Вот уже третий ror on méx домой. Не к
семье своей. не к жене и детям — они жи»
ли где-то на Урале. А к тем люлям и зем-
лям. которые он покинул в осенние дни
1941 года,

Не раз. остановивиеиеь у карты, он мыес-
ленно пробегал этот путь, вычерченный
красной линией, Злесь. тогла ешё лейтенан-
том, он ввел в бой хза оставшиеся взвола,
вюда он их вел после боя пох Слуцком,
здесь их бомбили. у этого берега они 06070-
нялись против колонны танков. отеюха его
увезли без сознания — он истекал кровью,
и инкто не ожидал. что лейтелант останет-
ся в живых. Но даже три осколка ив могли
угасить в нём воли к жизци, и теперь. он
возвращается тем же путем уже He лейте-
нантом. а капитаном, не олин, & © батальо-
ном и сопровождают ого танки, артиллерия,
весь арсенал советской армии,

Дки, премиествовавцие атаке, быти  за-
полнены боями. В сущности  бюрьба
здесь шла за WORM, дошивы или холми-
ки, а иногда и за полусожженные, ‘овуган-
ные пламенем л лымом села. В боях этих
капитан Гречишников и его батальон нано-
сили немцам удары по наиболее чувстви-

Десятки километров прошли подраздел
они с боями за последние дни, сотни укра- Судьба

огонь пе вражескому берегу. Немцы окй-  .

enna форсировали Пеёл южнее.
города и вражеского гарнизона
была предрешена.

Характерной чертой нашего наступления

Гадаяча   является стремительноеть, расчёт Ha TO,
Псёл в атобы не дать

противняку Уйти от
предупредить вражеские  контр-
атаки. Эту задачу успепню решают совет-
ские воины. Одна наша часть мощным удз-
ром отбросила немцев на несколько кило-

Он   метров. Противник, подтянув свежие силы,

решкл предпринять контратаку. Он рассчя-
тывал на внезанноеть, но из этого ничего
не вышло. Неменкая контратака была
во-время предупреждена командиром отде-
ления разведки артилаерийской батареи
тварлии сержантом Кожехметовым. Неред
самым началом контратаки нь позиции
немцев обрупгилея ураганный отонь нашей
батареи. Он длился несколько минут. Но я
Этого времени оказалось достаточно, что-
бы немецкле подразделения смешались и
эсились врассынную. Воспользовавииеь
наникой в рядах гитлеровцев, напеи бой-
цы рванулись вперёд и с хода овладели
несколькими населенными пунктами.
  Темпы налнего наступления не оелабе-

ue “  тают. Сегодня наши войска продвинулись
од покровом мочи напит саперы НаВеТИ. ва’ Птдельных участках ло 15 километров

ot ad 54

и заняли свыше 70 населённых пунктов,
В том чиеле город Лохвица.
  У. ЖУКОВИН.

Прилукское направление, 14 сентября.

Подразделения одно за другим высажи- (По телеграфу).

На Рославльском направлении

(Or военного корреспондента «Правды»)
ху, нь Хх ts #

яельным местам. Он с восхищением отзы-
вался о своем изчальнике питаба кашитане
 Уколове и разведчиках сержанта Тихонова.
Этих людей тоже вырастила война, они вы-
держали самые тяжелые испытания, но их
веинский дух, их нравственная снла от
этого только окрепли. их сердца и воля 34-.
калились, они обогатилиеь опытом и зиа-
нвями. Вель вот чуть ли не двадцать семь
месяцев немцы пытаются бомбами и снаря-
дамя, танками и мнпомётами устр@нить и
покорять таких людей, как Гречипкников,
Уколов, Тихонов. как тысячи и тысячи на-
ших содлат и офицеров, Но’ ничего не уда-
лось добиться. Да чего хдостигля немцы за
эти два года?

° Мы вернулась к позициям 1941 года на
Рославльском направлении, но вервулиеь
хороню вооруженные, питомцами и умелыми
проводниками новой военной науки.

Наша армия к третьему тоху войны ока-
залась сильнее, выносливее, опытнее, осна-
щеннее, 3 наши офицеры узнее, грамотиее,
прозорливее, чем в первый год войны. Нем-
‘цы ощутили уже это на своей стине. Исто-
щается их правственная сила, технический
И человеческий арсенал иссякает.

На Рославльском направлении умелый и
хоропю рассчитанный удао заставил их! от-..
ступить. Враг цепляется за речонки и хол-
мы. Но © неумолимой стремительностью и
упорством атакуют их нанти батальоны.

На рассвете будет ещё одна атака. Дмит-
рий Гречишииков пройдёт по мшаннику, пэ
болоту, пе полям и ударит во фланх немец-
ким позициям. Капитан таж уверен в уепе-
хв своей операции, что уже намечает село,
ме к вечеру. должен разместиться ёго пигаб.

Атака началакь мощным артиллерийским
й авиационным налетом. На пятналлатой
минуте орулия и бомбардировитики перенес-
ли уже свой удары в тыл врага, а Гречни-
ников стая преследовать врага, настигать
и бить его, отрезать пути отступления.
Немиы ‘усилили отневое сопротивление.
Ho налии воинь прикрываясь арииллерий-
ским валом и авиацией, двигались вперед,

Я упомянул только о действиях батальс-
на Гречишникова. Но если вы заглянете те-
перь в дивизионный или армейский блин-
лаж, вы убедитесь, что этот батальон — Ча-
стица наступательного движения наших
войск. которые ночью и нынче днем © боями
очищали от.врата села, деревни на всех
фпонте Рославльского направления. Й по-
ЛЯ, леса, холмы — места 6068 © врагом —
остаются позади. сталовятея тылош. Война
ухолит все дальше на запал.

О. КУРГАНОВ.

Действующая армия, 14 сентября. (Па
телеграфу).

Se