Ч т о Г

)-

‚-

}*
le
iC
Fy

Me
‘

~ 2 окабря 1939 г,, № 283 (4466) `

pa EE СООУКИК:

Алекса Гайхукевич был самым от-
cron я недисцииликированныхм учени-
  ми 8-0 класса пашей школы. Млогие
«тали ого цеисправимым и подумывали
(RIO из пгколы, Учителя и ком-
измьская организация имели друтое мне-
ни: Гайдукевич может истравитьея, нуж-
1 только по-товарищески повлиять‘ на
yer.

( АЛлехсапдром  по-думам  потолковали
удия-комбомольцы, говорили © ним од-
  пыассняки, отличники учебы, Они от-
  уыо  раесказали Гайлукевичу, что ero

хит, ли он ме изменит Фвоего поведе-
  р си обещали. помочь догнать класс.
  Te RBTATACh WX Apywda, Cram вместе
  этоить уроки.’ По утрам ребята’ заходили

з Алоксаухром и шли © ним в школу. По

и (0зету ом стал читать интересные кни-

п ( каждым хнем Гайлукевич вс@ боль-

пе молил в общий школьный коллектив,

азилось ‚горячее желание самому стать
умеоуольцох, и он подал заявление ‘в ком-
килькую организацию. Заявление разо-
  (pint, Алокоанхра ‘упрекали ‘за иедиеци-

пиикрованиооть, за илохое отношение к

тиб», колсомольцы указывали, что он‘ мо-

ли стуть комсомольцем только тогда, кд-

а паменит свое отношение к школе. Бы»

у еено временно воздержаться от прие-

и ГаЙдухевича в комсомол.

Тю?’ с этого времени мы заметили в
мо поводении особенно резкие перемены.
(чала он держал себл нескольво 06060б-
пк, замкнуто. Александру было стыдно
ситеть в глаза своим сверотникам-комсо-

’ увщам. Постоленно чувство стыда смени-
и; ещением доказать, что он нисколько
в ухе других. И Тайдукевич добился
mn, стал комсомольцем. Разумеется, ко-
  вето приняли в комсомол, он был уже
пимерох для других и в учебе и в пове-
риии, активно участвовал в общественной
или, увлекалея оборонной работой, Сей-
чи Гойдукевич = курсант Минского во-
иного училища.

Ум  пример ярко показывает, как
цильная комсомольская ортанизация мо-
дм успешно влиять на учащихся. Если
пидьыми комсомольцами руководить по-
чинно, во-время‘ давать деловые советьь
уогать им, они превратятся в школе в
пумадную силу, ;

} замей школе — 40 комсомольцев.
{  пользуются большим аэторитетом cpe-
м уников — помогают дирекции орга-
июмть воопитание ребят младших клас-
(18, актлвно участвуют в общественной
дни колхозного села, работают на изби-
миаьных участках. Наша школа ‘завое-
ми переходящее красное знамя района,
тв случайно три комсомольца из нашей
тнизации — Петр Станишевский, Але-
зар Панкратьев и Владимир Ганестов—
Тывинуты кандидатами в депутаты сель-
(што Совета,

№0 воем, что проделано, мы еще далеко
ле довольны, Размах воспитательной и 06-
щественной работы. был бы несравнимо
больш, сли бы нами по-настоящему *ин-
  чресовались. райком и обком комсомола.

=

OEE a ew ee

НЕ ПРОЯВЛЯЮТ ЗАБОТЫ,
О ШКОЛЕ

Ло сих пор молодые учителя в \
районе работают кто cin и ane
Mator постоянной помощи райкома и пиколь-
ники-комеомольцы. Прежде всего это про-
исходит потому, что. наши требования и
нужды плохо известны райкому, С начала
учебного гола к нам только раз приезжала
заведующая отделом пионеров райкома тов.
Топорикова. Он& помогла Torta пионерской
организации, присутствовала па уроках.
Ее посещение принесло школе пользу, но
mee же это был только однодневный визит.
це хуже мы связаны с областным коми-
тетом. Там, верно, и не полозревают, что
недалеко ог Минска, з село Крупица, уже
четвертый год существует средняя пикола-
десятилетка. есть номалю вопросов, в
которых должен помочь обком.

В райкоме комбомола считают, что раз
в школах веть педагоги, пусть они и несут
всю ответственность за воспитание летво-
ры. Потому, видно, за 10 месяцев Мин-
ский райком не обсудил ни одного вопроса
школьной жизни, хотя в районе охних
средних пкол-—12, Быт, правда, такой
случай, когда райком заслушал троих учи-
толей-комсомольцев. Им предложили ‘pac-
сказать «о ходе учебы». Тогда комсомоль-
ские работники узнали, что в Разбицкой
школе низкая посещаемость, успеваемость
не превышает” 70—80 процентов, что
школа не обеспечена дровами. 06 этом по-
говорили, вынесли соответствующую резо-
люцию, подшили ее к делу. Словом, рай-
ком‘ «накачал» молодых ‘учителей и ре-
шил, что он свое дело сделал. В школах
me по существу ничего не изменилось.

У нас 32 учителя. Это почти все мо-
лодыю педагоги. 6 человек учатея в за0ч-
ном вузе. Никому из молодых учителей
райком не оказывает помощи, да и редко
спрашивают с них, 3% весь этот год ни-
ко из нас не прослушал ни одной
лекции по истории партии. А © ка
ким желанием прослушали бы мы квали-
фицированную лекцию на научную тему!
Можно организовать и. встречу молодых
учителей с преподавателем, который добил-
ся стопроцентной успеваемости. Он mepe-
дал бы нам свой опыт многолетнего педа-
гогического труда, посоветовал бы, ках
лучше воспитывать ребят. Или почему бы
работникам обкома комсомола просто не
побеседовать с нами, не узнать наши за-
просы, мечты, стремления? А ведь их тах
много!

Нет, порой о молодом учителе в райкоме
комеомола совершенно забывают.

Комсомольцы-старшеклассники и’ учите-
ля сельских школ ждут конкретной повсе-
дневной помощи. Чем ближе подойдут к
иколе руководящие комсомольские работ-
ники, тем успешнее мы решим благорол-
ную задачу воспитания подрастающего по-
коления в коммунистическом духе.

А. ПАНКРАТЬЕВ,
учитель, секретарь номитета комсомо-
ла Крупицкой средней школы.

Минский район,
Белоруссия, м Bh Ни

СТРЕЛКИ, ВСАЛНИКИ,
ПАРАШЮТИСТЫ

607 стухлтов Московского института
МНОЙ химической технологии сдали нор-
WW 1 значок противовоздуптной и хими-
sexo обороны, 77 человек стали ин-
‘труорами. Много девушек ‘занимаются
з воле медицинских ‘сестер’ Искусству
улкой стрельбы учател. 12.0’ студентов,

— Фоющиловекие `всадницы» — так ©

Мростью назьвалот себя многие студентки
` тмитута, Norma родина призовет их, они
(шт не только дегазировать местность,

вязать раненого, но и совершить боль-
ШИ порехох на конях. Вот когда приго-
’ имя приобретенная сноровка в верховой
@х, учеба на манеже!

убой значок паралтпотиста сверкает

»пимицах Александра Шершевского, Льва
  Дл п многих тругих.

’ м5 раз прыгнул с самолета тов. Дру-
` № 25 прыжков совершил Шершевский,

vpn сам подготовил 40 студентов-
Иураптотистов,

НАТАН

Физкультура и военное дело — одно не-
разрывно связано с другим. Принимая уча-
стие в соревнованиях московских вузов,
Институт тонкой химической технологии
взял первое место по трем видам легкой
атлетики.

Стулент Поминальник — отличный пры-
гун — завоевал всесоюзный рекорд по 00-
ществу «Монолит». Александров взял пер-
вое место в забеге на полторы тысячи
метров.

Здоровые, сильные юноши и девушки
© большим интересом участвуют в оборон-
пых соревнованиях по химической, етрел-
ковой и санитарной позтотовке.

Старшие товарищи — преподаватели —
в готовностью помогают им. Заведующая
кафелрой иностранных языков тов, Веле-
вич-Слтанкевич сама организовала группу
по сдаче норм на значки «Готов к сани-
pl обороне» ee В институте лю-
ят военную ра :

? me А. ИЛЬИН.

РЫБАК

Г СКРИПАЯ =

Terni ветерок третал его длинные во- управителе Кароле, но никто не рептилея

и. (еенняя земля посылала в’ лицо
Мик и незнакомые запахи. Сразу же
  live странной встречи с управителем
  ‘ax зашел к Эвелине. В передней си-
Ii лзмученная Марина. Она поднялась
` @итечу Бальзаку, как бы собираясь
  ЗУМ расказать ему. Но тот, погружен-
1ЫЙ в свои мысли, не заметил девушки, и
8 отступила на свое место, в темный
Путенов между двумя колоннами, возле
Yinoro ona,

(ta стояла там молча и недвижимо, не
Иаясь ступить и шага, и мысли ее бы-
‚М осредоточены на том. что разговор ©
‚ Мом, на который она возлагала большие
 Ижлы, не вышел. А сердце похсказыва-
 a он помог бы, замолвил б5Е слово
‚ Мет управителем, или сказал бы самой
Тани: И 0? одного слова’ еразу. изменилась
@ы судьба деда Мусия и Василя. Марина
  тиженио приелушивалась к тому, Что
№ ись за лверью. Из комнаты лоносил-
И логкий смех. потом дверь резко откры-
ls, п Эвелина с Бальзакюм прошли мимо

№, Она еше несколько минут стояла У
№, ожидая. чтобы отзвучали шаги В
Ме длиниюто. коридора, а затем побежа-
№1 люлекую. Дворовые обступили гор-
Ичиую. Мичего не было сказано, но в
зах она читала сочувствие своему торю.

150 старая повариха Мотовилиха Tpo-
  а заскорузлыми пальцами высокий,
ЗМЫЙ подбородок и безналежно покачала
“lol головой,

— 0н проклятый, уж как пообещал, то

иво свое слерясит.
Ве в кухне знали, что речь’ идет об
ее САРАЕ

рывок из

романа «Ошибка Ouops де
Бальзака».

и полумать о нем. м
хня

Во дворце было весело и шумно. Про-
ездом в Бердичев к Ганской заехал князь
Конецпольский с женой, и графиня, в
честь высоких гостей, устроила вечер.

Все сошлись в большой гостиной. Ярко
освешенная высокими канделябрами и кар-

ъекими лампами, она вся отливала 30-
лотом. Князь Конециольский прохаживалея
об руку с Бальзаком по гостиной. Дамы—
жена и сестра князя -— окружили Эвелину.
Она жаловалаеь:

— Только траур по покойном муже
удерживает. меня здееь. Благодаря богу,
тосподин Бальзак развлек меня, но и он
все время работает, пишет. Понимаете, ›с
утра ло утра. круглые сутки. Я едва емог-
ла убедить его ‹ ездить в Киев, чтобы
немного проветриться.—Й, понимая значе-
ние своих слов, будто случайно хобавила:

— Генерал-губернатор Бибиков прислал
ему письмо, очень просит приехать.

Эвелина говорила правду. Днем было по-
лучено письмо от Бибикова. Вежливое и
щедрое на выражение гостеприимства, оно
обрадовало не только Бальзака. Красивая и
своенравная княгиня 30ся Конецпольская
с большим интересом слушала Эвелину и
кое в чем завиловала ей. Что и 10во-
рить,— Эвелине везло. Бальзак, правда, не
облалал блестящей внешностью, но сла-
ва, имя, романтика... Княгиня от зависти
даже топнула ножкой, одетой в малень-
кую, шитую золотом туфлю. Хулая и не-
красивая сестра князя CHIE B кресле,
выпятив. плоскую грудь. Она чувствовала
себя дурно в таком обществе. Ни Бальзак,
ни Эва равно ие интересовали ее. Ояа, смо-
трела, не мигая, в дальнюю нишу, где сто-

COM

ОА

стического земледелия. Слева _ направо;
О. Ф. СКУРИХИНА, В. М. БАХОЛДИНА, 1. Н. АНГЕЛИНА; во втором
{ряду — О. Я. МУТИНА, К. Д. ВАЛГАЕВА, Н. УМУРЗАКОВ, П. П. ГУСЕВ.

Депутаты Верховного Совета СССР, студенты Всесоюзной академии социали-

в первом ряду— А. АБДУЛЛАЕВ,

Фото Б. ИВАНИЦКОГО.

хх + <

УСПЕХИ МОЛОДЫХ ХЛОПКОРОБОВ

Накануне своего пятнадцатилетнего юби-
лея Туркменская ССР одержала новую

победу-—выполнила тосударственный план.

хлопкопоставок на 100,18 проц. Боль-
ше половины хлопка сдано первыми с9р-
тами. Колхозы получили за сланный хло-
лок 339 миллионов 800 ‘тысяч рублей.

В Кагановическом районе колхозы получили

1.200.000 рублей надбавки за хлопок,
сданный сверх плана, в  Сагар-Чатин-
ском — больше 5,5 миллиона рублей.

Когда началась подготовка к выборам
в местные Советы депутатов трудящихся,
был заключен договор на социалистическое
соревнование межау молодыми хлопкороба-
ми Туркмении и Узбекистана. Комсомол
лвух братских республик обязался m0-
большевистеки помочь колхозам в срок и
без потерь закончить хлопкоуборку, лобить-
Cf, чтобы каждый комсомолец собрал
не менее 5—6 тысяч килограммов хлопка,

Соревнование вызвало большой произ-
водетвенный под’ем среди дайханской мо-
лодежи, заставило комсомольские органи-
зации еще глубже вникать в. хозяйствея-
ную жизнь своих колхозов. Комсомольсяяю
бригады тщательно, по-хозяйски проверили
готовность колхозов к уборочной кампании,
во-рремя устранили  немалю .
нехостатков. На харманах, складах, су-
шилках, хлопкозаводах создавались комсо-
мольские посты по борьбе е потерями,
колхозе имени Калинина Фарабского рай-
она по инициативе комсомольцев правле-
ние колхоза починило мосты, привело в
порядок весы, во-время заготовило фарту-
ки для сборщиков хлопка, тару, отремон-
тировало гужевой инвентарь.

В колхозе имени Воропгилова, Карлюк-
ского района нет партийной организации.
Задания по сбору хлопка здесь не выпол-

нялись. Комсомольцы вместе с передовой

молодежью обсудили на собрании вопрос
0 ходе. половых работ. Выяснилось, что в
некоторых бригадах слаба лруловая дис-
циплина, лля сборщиков хлопка нехватало
фартуков. Правление колхоза ne позаботи-
лось 06 открытии детеких яслей. Не было
налажено общественное питание.
` Комсомольский комитет выделил в ка-
жлую бригаду агитаторов, которые помогли
укрепить трудовую лисциплину, разверну-
ли политическую работу. Молодые колхоз-
ники собирали ежедневно не менее 120 ки-
лограммов хлопка при порме в 30. Особен-
но хорошо работали комсомольцы Rabid
Шамурал, Мяти Аллаев, Заудан Чарыева.
Первым в республике выполнил план
хлопкосдачи Кировский район, Комсомоль-

ял белый мраморный бюст Вацлава Ганско-
го, которого/ она знала лично, с которым
была более, чем просто, знакома. Вто’ зна-
ет, если бы не эть красивая Ржевусская,
может быть княгиня не осталась бы ста-
 рой левой.

Княгиня Зося, незаметно склонившись Е
Эвелине, шопотом спросила:

— Говорят, ты выходишь замуж за
Бальзака?

Эвелина удивленно посмотрела на нее.

— Что ты? Мало ли Что выдумывают.
Нет, нет,

Внягиня готова была поверить, но тог-
да... что тогда, она не успела подумать.
Мосье Бальзак и муж остановились перед
дамами. Они присели, и Бальзаку при-
шлось развлекать княжну и княгиню, по-
ка Конецпольский не без удовольствия бе-
седовал с Эвелиной. Разговор полилея ве-
‘село и непринужденно, и скоро Бальзак
завладел вниманием всего общества. Кра-
сочно и страстно рассказывал он ‘о парил-
ских салонах, 0б их блеске и пышности,
но, когда, незаметно для себя, заговорил
о своей работе’ и увлекся еше больше, —
первоначального внимания уже не было.
Тоети слушали только из вежливости.
Эвелина нервно кусала губы. Бальзак пой-
мал ее взглял и понял. Усмехнувииеь, он
прервал рассказ. Эвелина дернула сонетку.

На пороге появился Жегмонт,

—- Господа, -—— ласковая улыбка, мельк-
нувшая на губах Эвелины, сразу вернула
воем веселое настроение;—я хочу вам сей-
чае показать исключительное дарование,
Кстати, и вы, господин Бальзак, не слуша-
ли ero. 970 что-то феноменальное! —
И уже без улыбки бросила дворецкому:

— Ввелите ero.

— Слушаю!

ТЖегмонт быстро вернулея в гостиную
с дедом. Мувием. Дел низко поклонился и
зажмурил глаза от непривычно яркого
освещения. В правой руке он’ держал‘ бан-

серъезных.

цы проделали здесь огромную работу. Во
всех колхозах до начала уборочной кам-
пании были оргавизованы рейды, которые
‘помогли вскрыть и устранить недостатки,
По инипиативе комсомольцев в районе бы-
10 создано 27 летских яслей, регулярно
выходят 23 стенгазеты, послано в бригады
87 агитаторов и беседчиков.

Комсомольцы сумели возглавить произ-
водетвенный под’ем мололехи, организоза-
ли соревнование между колхозами, брига-
дами, звеньями. Ботатый урожай собран
во-время и без потерь.

Колхоз «Туркменистан», где председате-
лем комсомолец Халлы Пиркулиев, выпол-
нил годовой план хлопкдедачи на 148 про-

«БРАТ ГЕРОЯ»

НОВАЯ ПОСТАНОВКА МОСКОВСКОГО ТЕАТРА
ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Beeerpamnoro полярного летчика, Героя
Советского (Союза Климентия  Черемыша

. зпала вся страна. Всему Союзу было зна-

комо его простое, открытое лицо, ласково
и дружески улыбающееся с портретов и
страниц газет,

А юному воспитаннику Вышнегорского
летекого дома Гешю майор Климентий Че-
ремьни был особенно близок и хорог. Еще
бы! Ведь оба они — Климентий и Геша —
родились в неболыпом сибирском селе Хо-
лодаеве, оба происходили из простой кре-
стьянской семьи.,. И даже фамилия у них
была одинаковая — Черемыш,

необычайным волнением следил Геша
за смелыми полетами ^ Черемыша, жадно
ловил каждое сообщение о нем; знал наи-
зусть трассы всех его перелетов. И хотя
Теша никогда He вотречалея с майором

Черемьшем, даже не видал его, в своих

мечтах он так сблизилея и сроднился с
Климентием, что мысленно иначе как бра-
том его и не называл. Брат... Это ‹лово
вырвалось у Геши как-то случайю ис
быстротой молнии разнеслось по детскому
дому. Брат, брат героя... Вначале это было
очень приятно, но вскоре угрызения сове-

‚ бти начали серьезно мучить мальчугана,

центов еще в октябре. Колхоз «Азатльк»,.

возглавляемый комсомольнем Реджеп Сала-
ровым, досрочие сдал государству хлопка
втрое ‘больше, чем следозало по плану,
Сотки молодых стахановцев, таких, как
комсомолеп Карягдыев из колхоза имени
Меняминского, показали высокие нормы
выработки. :

В колхозе «Тезо-Йол» дучитио стаханов-
цы -— комсомольцы. Во воемя сбора’ хлоп-
ка каждый из них давал в день по две-
три нормы.

Сейчас в Туркмении идет горячее со-
ревнование за право участия на выставке
в 1940 тоду. Свыше 2.000 передовиков
сельского ‘хозяйства-и’280 колхозов рес-
публики участвовали на Всесоюзной сель-
скохозяйственной ‘выставке 1939 гола. Чи-
exo участников выставки 1940 года от
колхозов Туркмении намного уроличится.
Соревнование молодых хлопкоробов сыграло
в этом большую роль.

Комсомольские организации умело соче-
тали хозяйственную работу с политико-
массовой. В республике более 10.000 ком-
сомольцев-агитаторов, около 8.000 чело-
век являются членами избирательных ко-
миссий. Отвечая на призыв ленингралеких
сулостроителей, комсомольцы Туркмениста-
на готовят новые производственные подар-
ки ко дню выборов в местные Советы.

Комсомольты-атитаторы работают в ва-
io бригале, в каждом звене, они раз’-
яеняют Положение о выборах, читают га-
зеты, проводят’ беседы о международном
положении, ‘передают `бригалам \cTaxaHoB-
ский опыт. =

Так комсомольцы Туркмении борются
за право выйти победителями в соревнюо-
вании с комсомолом Узбекистана.

‚А, ЗОРИН,
секретарь ЦН комсомола Туркмении.

дуру, & в левой самодельную неуклюжую
скрипку. Гости сниходительно улыбались.
Бальзак резким лвижением отбросил на лоб
прядь волос. Он узнал ‘старого чумака и
приветливо кивнул-ему головой.

— Дидусь, — ласково сказала Эвели-
Ha,— сыграй нам сначала виа скрипке, а
потом на той— она показала пальцем на
бандуру.

— Слушаю, ясновельможная пани.

о Дед Мусий поклонился еще раз. Жегмонт
прилвинул ему стул и на цыпочках вы-
шел. Лед Мусий положил на ковер бан-
дуру. Минуту он стоял точно в оцепеяе-
нии. Широкая белая рубаха, штаны, седая
борода — Bee это казалось кахим-то приз-
раком. сказкой. Под опущенными веками
деда Мусия промелькнула бескрайная степь,
бездорожье степное, серебряная и вольная
журавлиная стая, гуетые вербы нах Днеп-
пром-Славутою и сказочная Хортица, и
грозные пороги, и мать-Сечь встала перед
НИМ скалою, и кто-то вдруг опоясал дела
нагайкой, обжег, повалил и топтал ногами,
и бымю пуето и одиноко, только дождь
плакал и грустил ветер, ‘и дел Мусий не

заметил, как мыели ето, горькие, безутеш-

ные, уже потекли по струнам, и он, при-
жав скрипку подбородком к плечу, заиграл
про неволю.

Й сразу вокруг все исчезло, словно зем-
ля поглотила дворец, людей. Дел играл, и
тосковали послушные струны скрипки, и
эта несказанная тоска входила, как невы-
носимая боль, в сердце Бальзака, и он, за-
быв все условности, гостей и весь мир,
прижимал рукя к груди, сдерживая  беше-
ные. перебои больного и встревоженного
сердца: Его глаза подернулись грустью. че-
ло просветлело, полные губы пересохли от
ничем неугасимой жажды души. Гости по-
никли в задумчивости. И только дед оста-
валея на Земле. Дел Мусий был: в лаптях,
у деда болел крестец, щемило ‘сердце, о шу-
мело в голове, деда Мусия били нагайкой

Он решил перевестись в другой хетокий
дом, в другую школу, чтобы навсегда вы-
бросить эту мысль из головы. Ho когда
учительница Северянской школы, куда пе-
февели Гешу, услыхав его фамилию, взвол-
нованно воскликнула; « у тебя зна-
менитая фамилия! Уж не родственник ли
тому?» — и рука ее в этот момент непро-
извольно поднялась кверху и начала как
бы парить. в воздухе, изображая полет
аэроплана, то Геша не выдержал и, поту-
пившись, глядя в парту, сумрачно отве-
тил: «Это мой брат»...

Лев Кассиль, автор пъесы «Брат героя»,
мастерски, с тонким знанием детской пеи-
хологии обрисовал внутренний map Tema
Черемыша. Гепа вызывает сложные чув-
ства У зрителя: < одной стороны — это
лгунишка, который и теперь непрочь по-
греться в лучах чужой славы, с другой
стороны —- это серьезный мальчуган, кото-
рый, стараясь подражать Алиментию Че-
ремышу, закаляет свою волю, учится в
поле на «отлично», тщательно и любов-
HO изучает всякую книгу по авиации, ка-
кую ему только удается раздобыть;

Особенность новой пьесы Льва Кассиля
В том, что все в ней жизненно, искренние,
& главное — свежо и не шаблонно.

Мечта Геши стать героем — это мечта
лучших советских ребят. Каждый из них
мечтает быть похожим на замечательных
людей нашей родины -—— Героев ‘Советского
Союза,

Мечты и идеалы Теши глубоко 07-
личны от мечтаний гимназиета из расека-
33 А. Чеховь «Мальчики», который, на-
чтитавшиеь Майн-Рида, решил, бежать в
Америку, в прерии, и не позволял друзьям
геличать себя иначе как «Монтигомо
Ястребиный Коготь, вождь непобелимых».

Мечты Геши — земные, реальные. Ето
терюи — лучшие люди страны Советов. Но
Геша нередко, увлекаясь полетом своей
фантазаи, забывает о действительности, о
правде. Так и случилось на этот раз, ког-
ла Геша назвался братом Климентия Чере-
мыла,

..А в это время в Северянске призем-
лилея самолет Влиментия Черемыша, выд-
винутого жителями города канлилатом в
депутаты Верховного Совета Союза ССР.
Случай сталкивает Тешу с Климентием
Черемышей. Во время ‘хоккейных соревно-
ваний Климентий Черемьин спасает Гешу
от гибели. Он вытаскивает его из прору-

`би, куда Геша попал, боосившись на по-

мощь провалившейся пол лед своей одно-
класснице Ane Баратовой. И в комнате
Елиментия Геша, «набравшись, наконец,

духу», рассказывает пришедшим его пре
ведать друзьям всю правду о’ 0266... р

Веселый, дружный коллектив учеников
5-го класса «Б» окружает Гешу. dto—
сосредоточенный и серьезный Коля Зван>
цев, школьный «Yanaen» Юра Лука-
шич, веселая и живая «попрыгунья-стре-
коза» Рита Муравская и еше многие дру-
тие. У каждого из них тоже есть ches
зарютная мечта, свой герой. И они, резко
осуждая товарища за ложь, прекрасно п0-
нимают его увлечение Черемышем. Е

Лев Кассиль не стремимея к необычай-
ности персонажей и сиенических полюже-
ний, он показывает жизнь такой, как она
есть, тонко и метко подмечая мельчайлие
детали быта школы. Показав в своей пье-
се обыкновенных, простых советских ро-
`бят, автор создал яркие и увлекательные
образы советеких пткольников. Ребята. у3-
нают на сцене своих друзей и знакомых,
наконец, себя. И потому тах рахостно й
живо воспринимает юная аудитория новый
спектакль театра, потому долго еще после
спектакля не прекращаются споры в зри-
тельном зале и в фойе,

Но было бы глубоко ошибочным ут-
верждать, что успех нового спектакля
МТЮЗ целиком определяется пьесой J. Kac-
roy mg

Актеры МТЮЗ и pemuceep спектакля
II. Центнерович провели совместно се авто-
ром очень большую и плолотворную рабо-
ту над пьесой, добиваясь” выразительного
звучания каждой сцены, каждой реплики:
В процессе работы не только изменялись
отдельные сцены 4 моменты, но даже по-
являлись новые гойои. Так. например, был
создан удачный и живой образ Коли С5ру-
ева.

Режиссер спектакля П. Центнерович про-
явил много изобретательности, вкуса и ху-
дожественного такта.

Стоит только вопомнить чудесную по
своей чистоте и искрейности сцену при-
знания Риты Муравской своей подруге Ане
в том, что «я Bor [Opry Лукашина ‘в
дразню, все дразню, прямо издеваюсь, &
про себя так, наоборот, вся испережива»
лась». Или превосходно поставленную,
эмоционально приподнятую сцену хоккей-
ных соревнований, передающую зрителям
пелное ощущение упорной борьбы на льду,
хотя само хоккейное поле скрыто от нас
трибунами. {

Легко, прозрачно и жизненно правдиво
играют актрисы МТЮЗ советеких ребят,
учеников далекой Северянской школы,
расположенной за Полярным кругом.

С большим чувством, взволнованно про-
водит А. Фукеина сложную и увлекатель-
ную роль Геши Черемыша. Это ее лучшая
роль за последние годы.

Нельзя также ne отметить обаятельную
Г. Бурцеву — бойкая, курносенькая гово-
рунья Рита Муравокая, Е. Мошеникую —
мечтательный Коля Сбруев. 9. Швец —
чуткая, отзывчивая Аня Баратова, и
Р. Холфину, с мягким и теплым юмором
исполнившую роль шалуна и лентяя Феди
Плинтусова.

Б сожалению, образы взрослых удались
Кассилю в. меньшей степени, образы пела-
тогов в пьесе расплывчаты и ‘сухи, До-
вельно скучны и серы они и на сцене
МТЮЗ. ow

Зато очень тепло и любовно написан. ав-
тором образ, Героя Советского Союза Елимен-
тия Черемыша, которого превосходно играет
способный артист Ю. Федоровский. г

Работа нал спектаклем еще не окон\-
на: автору и Театру следует серьеечо  ид-
работать над образами педагогов; первый
акт спектакля еше рыхловат и ‘илет в за-
медленном темпе. =

«Брат героя»— первый, настоящий, прав-
дивый спектакль о советской школе, спек-
такль, остро и смело затрагивающий тему,
самую дорогую и близкую юному зрителю.

Борис ФАЛЬНОВИЧ.

Перевод каракалпакского языка cs

на русский алфавит

— ТУРТКУЛЬ, 11 лекабря. (Наш  корр.).
В Турткуле состоялось городское собрание
интеллигенции, посвященное переводу ка-
ракалпакекого языка на русский алфавит.

Переход на русский алфавит облегчит
изучение русского языка в Варакалиакин,
еще болыне еблизит каракалпакский народ

и топтали ногами, & степи украинские тя-
нулись бесконечно, а ‘ночи были тлухи ко
веякому горю, как паны, и далеки от то-
ря, как паны, мерцали звезды и, холодный
к горю, как паны, светил месяц, и только
дожль осенний плакал и грустил ветет, и
отчаяние было неудержимо, точно река
юлноводная, глубоко, точно русло Днепра,
влохновенно до беопамятства. И в этой де-
довой музыке было все — далекий Париж,
грязная мансарла, жалкие страницы пер-
вых проб пера, истощенные лица обитате-
лей предместья, тупая покорность верхо-
венских крепостных, и широкие стети, и
лютая спесь панов вокруг. и он соеди
‚них, немножко чужой и немножко дале-
кий. Бальзак не удержался и заплакал.
Слезы стремительно текли по щекам, те-
ряясь в усах. и он языком вбирал их
соленую горечь }

Все исчезло из его памяти, и когда лел
Мусий кончил и тости зааплодировали,
удивленно поглядывая на Бальзака, он, все
еше во власти своих чувств, векочил с
с кресла, подбежал х делу и стал целовать
в л0б и в шеки, сжимая его в об’ятиях.
И не говоря ни елова, он, как восемналца-
тилетний юноша, забыв 069 всем, выбежал
из гостиной, бросиз общество. Ho. my ceda
в кабинете он еще долго не мог успокоить-
ся, хотя здравый смысл подсказывал ему
PC! непродуманность его поведения.

А в гостиной замешательство перешло
в оживленный тТазговор о чрезвычайной
чувствительности Бальзава. Дел Мусий пэ-
клонился и вышел. Жегмонт разуешит ему
уйти домой. Сжимая подмышкой скрипку
и лержа в руках бандуру, дед семенил по
двору. Из томноты вынырнула перед ним
фигура управителя Кароля. Дел `Мусай
вздрогнул и отступил в тень. Управитель
прошагал мимо, не подарив его даже взгля-
лом, и вошел в людскую. Словно’ ветром
вымело всех за двери, осталась одна бабка
Мотовилиха,

— Живошь еще?—злобно спросил yupa-
витель.

— Хвала богу, живу, пане.

с культурой великого русского нарола. 06-
легчит каракалиакским кадрам изучение
марксизма-ленинизма, русской литерату-
ры ит. д. wait

У-аетники собрания горячо приветство-
вали переход на русский алфавит.

Бабка низко склонила’ голову. Она че-
TO-TO Kala, покорно опустив сухие плечи.
— Позови сюда Марину. живо. SE

— Сейчас; пане. Сейчас.

Бабка исчезла. Управитель нетерпеливо
постукивал нагайкой по лавке. Запах ку-
шаний щекотал ноздри. Кароль толкнул
ногой дверь и вышел на крыльцо. Темень
осенней ночи прижималась к домам. Таин-
ственно застыл вокруг парк. Шорох босых
ног пробудил управляющего. Перед ним
стояла Марина. Он стиснул ей локоть ево-
ими сильными пальцами‘и бросил в лицо:

— Придешь ночью добровольно, не за-
брею в солдаты твоего Василя, не пря-
дешь — пожалеешь. _ ё

Оттолкнул и сошел с крыльца. Исчез в
темноте, словно дурной сон. А Марина так
и осталась стоять одна. без мыслей и
чувств, на ветру, среди ночи. :

kaw

Ночью разгулялась последняя осенняя
буря. Стонал верховенский лес. Ложль бес-
пощално хлестал’ землю, бескрайные пан-
ские нивы и убогие полоски крепостных.
Скрипели, точно снасти корабля в шторм,
стволы деревьев.

Марина, закутавшиеь в ллинный черный
платок, пробиралась из дворца. Под дож-

дем, сгибаясь от его тяжелых ударов: мед-

ленно ступала по узенькой дорожке к
флигелю управителя. Резкий ветер бил в
лицо орлиным крылом. рассекал ночь и
озарял осеннюю темень молниями. Ворюбь-
иная ночь играла и шалила...

И ло рассвета сидел Бальзак за письмен-
ным столом, не поднимаясь с кресла, слов-
но боясь потерять источник влохновения, и
великая жажда труда гнала его перо по
белым большим листам бумаги, и это было
настоящее наслаждение великого и свято-
го творчества. В эти минуты он влалел
всем миром, всем человечеством и, владея
им, освобождал ето.

Перезод с украинской рукописи

Вл, РОССЕЛЬС.